Жертва санкций
Это было не лучшее время для работы над новыми авиационными проектами. Авиапром боролся за выживание в отсутствие заказов от военных. Финансирование было аховым. А-100 «Премьер» не стал в этом смысле исключением, превратившись в долгострой.
Это глубокая модернизация Ил-76, фактически совершенно новый самолет того же семейства. Он строился с нуля, с применением современных материалов, авионики, технической начинки и новых двигателей. Работы над ним начались в 2004 году. Изначально планировалось, что к 2014-му самолет с принципиально новыми характеристиками уже придет в войска. Но этого не случилось.
Поначалу во всем винили Ульяновский авиационный завод, которому производство «илов» досталось в наследство от Ташкентского завода, где со времен СССР серийно собирались Ил-76. Производственные мощности ульяновского «Авиастар-СП», находящегося в упадке, позволяли выпускать не более двух-трех самолетов в год. И это не были Ил-76МД-90А. В результате первый такой самолет появился в Таганроге на ТАНТК имени Бериева лишь в 2014 году, где на него должны были установить антенну и смонтировать оборудование для продолжения испытаний.
Но тут возникли неожиданные проблемы другого рода. Случилась «крымская весна», и на Россию обрушились западные санкции. И тут выяснилось, что огромного количества необходимых комплектующих, электроники и микрочипов для летающего радара просто невозможно купить за рубежом. Ведь когда в самом начале только проектировалось оборудование для «Премьера», ни о каких санкциях никто и не думал. Комплектующие покупались где угодно, исходя из критерия «цена-качество». Теперь же для России этот рынок оказался закрыт, и во главу угла был поставлен уже другой принцип — импортозамещение. А это дополнительные время и деньги.
График работ начал сдвигаться «вправо». Первый полет «Премьера» состоялся лишь в 2017 году. Однако фактически предварительные летные испытания первого образца были начаты лишь 8 февраля 2019 года, а первый полет со включенным бортовым комплексом состоялся только теперь, в начале 2022 года.
Ранее военному заказчику обещали, что А-100 будет готов к 2020 году. Сейчас, говорят, более реально рассчитывать, что «Премьер» появится к 2024 году, через 20 лет с момента начала работ над этим проектом!
Но есть и положительные моменты. Эксперты утверждают, что за то время пока мы догоняли американцев, нам удалось основательно продвинуться там, где они раньше нас сильно обгоняли. И теперь новейший российский А-100 «Премьер» на порядок превосходит все имеющиеся мировые аналоги самолетов такого типа, включая американский Boeing E-3 Sentry (AWACS).
А-100 обеспечивает устойчивую связь с разными группировками войск, может получить данные не только со своего радара, но и от космических аппаратов. Его антенный комплекс имеет активную фазированную антенную решетку (АФАР), которая, по одним данным, работает в двух, по другим — в четырех непрерывно меняющихся частотных диапазонах. Такая радиолокационная станция с АФАР, как утверждают эксперты, по своим возможностям превосходит западные аналоги.
В открытых источниках приводятся такие сравнительные данные: и российский «Премьер», и американский AWACS способны сопровождать одновременно порядка 300 целей (по неофициальным данным, наш А-100 может сопровождать чуть не в два раза больше целей) на расстоянии в 650 км.
Комплекс на базе самолета Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76 обладает повышенной топливной эффективностью и оснащен новой современной авионикой, уменьшающей рабочую нагрузку на экипаж.
Новый российский воздушный КП должен будет со временем заменить в российских ВКС самолеты А-50 и А-50У, которые постепенно устаревают.
Американцы тоже не стоят на месте, занимаясь совершенствованием своего нового AWACS, имеющего РЛС с АФАР. Спецсамолет Boeing 737 AEW&C доводят до ума уже лет 15. Пентагон рассчитывал, видно, что может не спешить с этим проектом, так как российский А-100 задерживается. К тому же США всегда имели серьезное численное превосходство по таким самолетам. У США имеется 33 «Sentry». Плюс еще 17 штук в распоряжении сил НАТО, еще четыре у Франции и семь у Великобритании. Всего 61 самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
У нас, по разным данным, порядка десяти самолетов А-50 и А-50У. Соотношение не в нашу пользу. Именно поэтому, считают военные специалисты, мы больше не имеем права задерживать испытания нового А-100 «Премьер». Он как можно быстрее должен быть поставлен на вооружение Российской армии.
Немного истории
— Когда впервые появилось такое новшество? Американский AWACS летал в 1975-м, а наш — в 1978-м. В 1981 году уже состоялась премьера этой техники в связи с налётом израильской авиации на иракский реактор в “Осираке”. Напомню, тогда иракцы строили ядерный реактор, израильтяне были недовольны. В результате при помощи американо-израильского AWACS удалось навести на цель израильский истребитель
Там была очень сложная авантюра с перекраской бортов под чужие опознавательные знаки, пролётом через ряд стран, в том числе на территории Ирака, который тогда имел (это очень важно) все зенитно-ракетные комплексы, приведённые в боевое состояние, потому что тогда шла десятилетняя война с Ираном. Но никто не сумел засечь и вовремя нейтрализовать израильскую авиацию, потому что налёт вёлся очень грамотно и при помощи самолёта ДРЛОУ
Новый AWACS А-100 способен управлять:
- ударной авиацией,
- истребителями четвёртого-пятого поколений с очень сложной авионикой,
- любыми БПЛА — от барражирующих боеприпасов до ударных тяжёлых беспилотников класса “Охотник”.
До этого у AWACS и нашего А-50У таких возможностей не было.
В 1982 году во время Ливанской войны израильтяне показали, на что способна малая авиация, включая беспилотники, которые направлял на цель Е-3 в центре AWACS. Да, это было новое слово, вписанное израильтянами и американцами в историю сразу двух технических новшеств — боевых беспилотников (дронов) и AWACS в ВВС.
После того как массово стали применяться самолёты ДРЛОиУ и появились беспилотники, американцы изменили свою концепцию. У них до этого ВВС играли роль вспомогательную. А уже с 90-х годов ВВС играют основную ударную роль. Все остальные войска: танковые и так далее — только для зачистки местности. Исходя из этого, мы можем оценить, насколько важна роль ДРЛОиУ. В чём-то это “летающий генштаб”, потому что он менее уязвим, чем объект на земле. Его защищает большое количество истребительных бортов. Дальность у него — 5 тысяч км.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)
Добавьте MilitaryPravda в свои источники в Яндекс.Новости или
Также будем рады вам в наших сообществах в
Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру»
*
Редактор Марина Севастьянова
Марина Севастьянова— филолог, журналист, редактор Правды.Ру
Интерьер самолета президента
Самолет, ставший главным во всем президентском отряде «Россия», выделяется не только своими возможностями и характеристиками. Особого внимания заслуживает внешний вид изнутри. Его интерьер проработан таким образом, чтобы находящиеся внутри гости чувствовали себя комфортно, а глава государства мог настроиться на работу и прием высокопоставленных лиц.
СМИ заявляли, что на отделку салона было потрачено много миллионов рублей. Все выполнено в едином стиле, комнаты оборудованы покрытиями из орехового шпона. Есть спортзал, помещение для отдыха, бар, кухня, столовая и туалет с душем. А также медицинский блок, где любому можно оказать экстренную помощь. В переговорной поставлен большой стол для совещаний и кожаные кресла. При необходимости президент может отдохнуть в специальной комнате на большой двуспальной кровати.
Снимки внутри самолета показывают, насколько качественно был проработан интерьер. За отделку отвечали опытные ювелиры. Считается, что на стенах коридоров и комнат висят исторические гравюры. Большая часть интерьера выполнена в светлых тонах, местами используется триколор, соответствующий цветам российского флага. Многие элементы отделаны золотом, что создает особое эстетическое удовольствие.
Строгий классический стиль всего интерьера позволяет не только наслаждаться видом самому Путину, но и произвести нужное впечатление на своих гостей. Российский президент имеет не самый большой самолет, но он считается одним из лучших по всем критериям, включая внутреннюю отделку.
Тяжелый транспортный самолет «Слон»
Рендер транспортного самолета Слон
Новый транспортный самолет с возможностью его конверсии в военное транспортное воздушное судно под индексом «Слон» начали проектировать в ЦАГИ в конце 2018 года. В соответствии с обнародованными данными, проект тяжелого транспортного самолета предусматривает длину 82,3 метра, размах крыльев — 88,3 метра. Машина проектируется под разрабатываемые сейчас двигатели ПД-35 тягой в 35000 кгс. Планируется устанавливать четыре таких двигателя, при которых самолет сможет перевозить до 180 тонн груза на расстояние до 7 тысяч км со скоростью 850 км\ч.
«Самолет „Слон“ оптимизирован прежде всего для гражданского применения. Благодаря увеличенному фюзеляжу мы сможем предложить заказчикам перевозку больших объемов грузов на расчетную дальность полета, а крыло с модифицированными законцовками обеспечит высокое аэродинамическое качество», — рассказал научный сотрудник Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Александр Крутов.
Сейчас проект находится на стадии тестирования моделей и подсчета характеристик машины. Ранее сообщалось, что первый полет самолета возможен не ранее 2025 года.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.
А-50У: усовершенствованный летающий радар
Базой для нового комплекса ДРЛОиУ стал один из самых надежных «транспортников» – Ил-76. Этот самолет легко отличить от обычного Ил-76 по характерному «грибу» на пилонах над верхней частью фюзеляжа.
Характеристики А-50 впечатляют и сегодня: дальность обнаружения воздушных целей может достигать 650 км, а количество сопровождаемых – может доходить до 300. Самолет способен находиться в воздухе до четырех часов, а дозаправка увеличивает этот показатель почти вдвое.
В 2011 году российская военная авиация получила очередной борт А-50, но – уже с литерой «У». В модернизации самолетов приняли участие специалисты Концерна «Вега», входящего в холдинг «Росэлектроника».
По сравнению с предшественником, А-50У может сопровождать большее количество целей, обладает повышенной дальностью обнаружения различных типов летательных аппаратов, может работать полностью в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя автоматизированно, а не выдаваться в эфир. Были модернизированы рабочие места членов экипажа. К примеру, все информация отображается на дисплеях и жидкокристаллических индикаторах, также на борту появился буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.
В марте этого года Концерн «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева передали в эксплуатацию Воздушно-космическим силам России шестой самолет А-50У. Параллельно с модернизацией А-50 ведутся работы по созданию нового авиационного комплекса ДРЛОиУ. Можно сказать, что А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер».
Парк самолетов Путина
Впервые борт №1 появился в СССР у Иосифа Сталина в 1943 году. Тогда на нем глава государства прилетел на Тегеранскую конференцию. Самолет представлял собой американский C-47. Согласно некоторым источникам, Сталин использовал не оригинальную версию, а ее точную копию советского исполнения в виде Ли-2.
Никита Хрущев в качестве борта №1 выбрал Ту-114, основанный на бомбардировщике Ту-95. Такое решение стало причиной курьезного случая, когда лидер СССР, прибыв в США, был вынужден спускаться по пожарной лестнице, так как подходящего по длине трапа для такого большого самолета не нашлось. У Леонида Брежнева был Ил-62, ставший флагманом того периода. Известен случай, когда борт №1, перевозивший главу государства, попал под обстрел ВВС Франции над Алжиром. Было ли это случайностью, неизвестно до сих пор.
Когда к власти пришел Борис Ельцин, самолет решили заменить на более продвинутый Ил-96. С назначением в президенты В. Путина борт №1 менять не стали. До 2003 года глава государства летал на самолете Ил-96-300, иногда выбирая Ил-62М.
Если предыдущим президентам хватало одной машины, то новому потребовалось несколько. Он был мобильней и намного чаще посещал другие страны с официальными визитами, чего избегали его предшественники. Позднее президент получил улучшенную модель Ил-96-300ПУ. Спустя годы список авиации главы государства пополнился еще несколькими машинами.
Основной парка считается Ил-96-300ПУ, который носит имя борта №1. Но на короткие расстояния Путин летает на Ту-214ПУ, так как он более экономичен и оптимален для кратковременных перелетов. Этим авиапарк не ограничивается. К самолетам Путина также относятся Ту-154М, Ту-134, Як-40 и модернизированный Ил-62. Всего коллекция включает 11 машин.
Самолет Ту-214ПУ
Когда президент на самолете летит в любую точку планеты, его обязательно сопровождает машина-дублер или запасной авиалайнер на случай экстренных ситуаций. Также с ними отправляются грузовые транспортники с автомобилями кортежа и авиация с ретранслятором для обеспечения спутниковой связи. При необходимости Путин может пересесть на другой самолет и благополучно завершить полет в ранее назначенной точке.
Вам знали на чем летает президент России?
ДаНет
Примечания
- ↑ “Русские витязи” открыли МАКС. НВО (19 августа 2011). Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine. Бериев А-100.
- Новый «летающий радар» А-100 планируют передать ВКС России в 2024 году Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // РГ, 9.04.2020
- ТАНТК им. Бериева получил первый Ил-76МД-90А. www.militaryparitet.com (25 ноября 2014). Архивировано 16 декабря 2014 года.
- Началось строительство «летающего радара» нового поколения «Премьер». Lenta.ru (21 ноября 2014). Дата обращения: 27 апреля 2020. Архивировано 8 мая 2016 года.
- Летающая лаборатория для нового авиарадара А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух. Взгляд. Дата обращения: 9 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
- “Летающий радар”А-100, Вести.ру. Архивировано 9 февраля 2019 года. Дата обращения: 9 февраля 2019.
- Прототип «летающего радара» А-100 впервые поднялся в воздух. Lenta.ru. Дата обращения: 26 октября 2016. Архивировано 26 октября 2016 года.
- Самолёт-лаборатория А-100ЛЛ впервые поднялся в воздух. Ростех. Дата обращения: 1 февраля 2018. Архивировано 1 февраля 2018 года.
- Российский самолёт радиолокационного дозора А-100 совершил первый полёт. ТАСС. Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано 19 ноября 2017 года.
- Mail ru Новости. Новейший российский «летающий радар» совершил испытательный полёт. Mail.ru Новости. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года.
- Новейший «летающий радар» А-100 впервые взлетел Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // Lenta.ru, 18 ноября 2017
- Для российских ВКС планируют построить второй «летающий радар» А-100 «Премьер». Он присоединится к программе испытаний, рассчитанной до 2024 г. Архивная копия от 9 июля 2020 на Wayback Machine // Известия, 8.07.2020
- (недоступная ссылка — история)
- Александр Зелин: Российский ОПК создаёт новый самолёт. Российская газета (9 августа 2011). Архивировано 4 декабря 2011 года.
- В России рассказали о проблемах создаваемого «Премьера» Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // Lenta.ru, 2 февраля 2022
- Комплекс А-100 совершил первый полет с включенным локатором Архивная копия от 10 февраля 2022 на Wayback Machine // ОАК, 10.02.2022
История проекта
Проектирование Ил-112 началось в первой половине 1990-х годов в пассажирской версии. Серийное производство предполагалось начать в 1994 году на Кумертауском авиационном производственном предприятии (г. Кумертау, Башкирия), однако из-за недостатка финансирования план не был реализован.
В 2000 году было возобновлено проектирование Ил-112 в военном варианте Ил-112ВТ. В апреле 2003 года он победил в конкурсе Минобороны РФ на лучший проект легкого военного транспортника, проект Ил-112ВТ был учтен в госпрограмме вооружения. Но в августе 2010 года руководство министерства приостановило финансирование проекта, а в мае 2011 года — приняло решение отказаться от него в пользу приобретения самолетов Ан-140 грузовой модификации (строительство их предполагалось наладить на самарском «Авиакоре», где велась сборка пассажирских версий Ан-140; в 2015 году производство Ан-140 в РФ практически прекратилось из-за непоставок комплектующих с Украины). В июне 2011 года сборка первого образца с индексом Ил-112В на ВАСО была приостановлена.
В декабре 2012 года главкомат Военно-воздушных сил России представил новому министру обороны Сергею Шойгу обоснования для возобновления разработки Ил-112В, 30 октября 2013 года министр утвердил техническое задание на самолет. 14 ноября 2014 года Минобороны РФ и ОАО «Ил» подписали госконтракт на завершение опытно-конструкторских работ по самолету и строительство трех опытных машин (на эти цели гособоронзаказом было предусмотрено выделение 7,9 млрд рублей). В разработке и постройке Ил-112В было решено задействовать около 30 российских предприятий и более 50 поставщиков комплектующих. Головным изготовителем (85% объема строительства самолета) утвердили ВАСО.
Первоначально военные планировали заказать 62 самолета, в мае 2015 года заказ был сокращен до 35 экземпляров. Тогда же «Объединенная двигателестроительная корпорация» утвердила изготовителями двигателей ТВ7-117СТ ОАО «Климов» (ныне — АО «ОДК-Климов») совместно с ОАО (ныне — АО) «Московское машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышева». В июне 2015 г. военное ведомство одобрило технический проект Ил-112В, в августе техническая документация была передана на ВАСО, где 1 октября 2015 года началось изготовление первого прототипа.
Панели фюзеляжа, люки и двери Ил-112В воронежскому предприятию поставляет АО «Авиастар-СП», изделия и агрегаты из полимерных композиционных материалов — ЗАО «Аэрокомпозит». Шасси, гидроцилиндры и элементы крыла для самолета разработал холдинг «Термодинамика». Первый запуск двигателя ТВ7-117СТ на «Климове» состоялся 15 сентября 2016 года, в апреле 2022 года первые два опытных двигателя были поставлены на ВАСО.
11 апреля 2022 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что в рамках госпрограммы вооружения до 2025 года запланировано приобретение «порядка 22 самолетов» Ил-112В. Однако замминистра подчеркнул, что потребность в них велика, и высказал предположение, что Минобороны в общей сложности приобретет «свыше 100» транспортников этого типа.
5 октября 2022 года директор программы Ил-112В Александр Быков сообщил ТАСС о завершении комплекса наземных частотных испытаний в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского. 27 ноября самолет был передан на летно-испытательную станцию ВАСО и 30 марта 2022 года успешно совершил в Воронеже первый полет.
Неоднократно сообщалось, что опытные экземпляры машины получились слишком тяжелыми. 5 июля 2022 года вице-премьер Юрий Борисов на совещании в ВАСО заявил, что проблемы с созданием Ил-112В удается решать. Он отметил, что завод на третьем опытном самолете должен показать достижение заданных характеристик, а пока обязательства перед министерством обороны в этом плане еще не выполнены.
По состоянию на август 2022 года первый опытный образец проходил предварительные испытания, второй образец проходил ресурсные испытания. 13 августа первый опытный образец прибыл из Воронежа в на базу ПАО «Ил» в городе Жуковский (Московская область) для подготовки к участию в VII Международном военно-техническом форуме «Армия-2021», который пройдет в Кубинке в конце августа.
«Надёжное прикрытие»
Владимир Попов уверен, что в ходе модернизации А-50 российские конструкторы и военные ориентировались на качественные изменения в развитии авиации вероятного противника.
«Это появление более скоростных и малозаметных летательных аппаратов, БПЛА, которые могут нести ударное вооружение и средства радиоэлектронной борьбы. А-50У позволяет ранжировать эти цели по степени угрозы», — подчеркнул Попов.
Также по теме
От новой БМП до беспилотников: какая техника дебютировала на учении «Запад-2021»
В ходе совместного стратегического учения (ССУ) войск РФ и Белоруссии «Запад-2021» впервые был использован ряд перспективных типов…
С его точки зрения, важным экзаменом для А-50У стала сирийская операция. Самолёт ДРЛО применялся в арабской республике вплоть до военного разгрома ИГ* в конце 2017 года. Попов предполагает, что «летающий радар» помогал российскому контингенту более эффективно отслеживать полёты авиации стран, вовлечённых в этот конфликт не на стороне официального Дамаска.
«А-50У — машина, которая в большей мере нужна для крупномасштабных операций. Поэтому в контексте Сирии можно предположить, что она использовалась для отслеживания самолётов и БПЛА Израиля и натовских государств, которые не брезговали нарушать заключённые с Москвой договорённости о правилах полётов», — рассуждает Попов.
В зарубежных СМИ сложилось несколько иное мнение о миссии А-50У в САР. Например, в публикации американского издания The National Interest от мая 2017 года говорилось, что переброска самолёта ДРЛО в Сирию могла быть ответной мерой на ракетный удар ВМС США по авиабазе Шайрат в начале апреля того же года. В статье отмечается, что появление «летающего радара» увеличивает эффективность предупреждения о подобных атаках.
По данным «Известий», российская промышленность продолжает модернизировать поставляемые в войска А-50У и наряду с этим создаёт самолёт ДРЛО нового поколения — А-100 «Премьер».
Его ключевой особенностью станет антенна с фазированной решёткой, обладающая более высокими характеристиками по обнаружению и сопровождению целей. Помимо этого, «Премьер» оснастят полностью цифровым навигационным комплексом и цифровой системой управления.
- Самолёт ДРЛО России нового поколения А-100
Как говорится в материалах «Ростеха», оборудование А-100 позволяет «мгновенно обнаруживать, опознавать и классифицировать цели, моментально передавать информацию на пункты управления для целеуказания корабельным и наземным зенитным средствам».
Попов полагает, что успешное завершение работ по «Премьеру» позволит создать важный для укрепления безопасности России авиапарк.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
История и перспективы проекта[править]
Проектирование самолёта началось в первой половине 1990-х годов. Первоначально самолёт был представлен в качестве пассажирского. Было создано АО «Ил-Башкирия» для финансирования подготовки производства самолёта. Финансирование программы Ил-112 должно было проводиться от выручки от продажи башкирской нефти. Серийное производство Ил-112 планировалось организовать на Кумертауском АПО с 1994 года (с частичным его перепрофилированием за счёт снижения мощностей, задействованных на производстве вертолётов «Ка»). Но эти планы не были реализованы. Впоследствии было принято решение о развертывании серийного производства Ил-112 в Воронежском акционерном самолётостроительном обществе.
Макет машины и эскизный проект были предъявлены Министерству обороны ещё в декабре 2004 года, а в мае 2005 года командующий 61-й воздушной армией генерал-лейтенант Виктор Денисов сообщил СМИ, что первый Ил-112 поднимется в воздух уже в 2006 году, а в 2007 году будет выпущена установочная партия. Однако в дальнейшем реализация проекта замедлилась.
Самолёт поначалу разрабатывался на деньги конструкторского бюро (АК им. С. В. Ильюшина), затем проект был учтен в плане гособоронзаказа и программе вооружения до 2015 года. Руководство авиазавода в Воронеже (ВАСО) сообщало, что до конца 2010 года будет собран опытный образец, а в 2011 году — организован серийный выпуск.
Однако в августе 2010 года генеральный заказчик самолёта — Минобороны РФ — приостановил финансирование и предложил разработчикам (АК им. С. В. Ильюшина) изыскать внебюджетные средства на создание четырёх опытных образцов; работы приостановлены на стадии подготовки производства — построены стапели и оснастка. Для сборки четырёх первых самолётов необходимо около 800 миллионов рублей.
Всего ВАСО должно собрать четыре опытных образца, два из них — лётных. В перспективе планируется довести темп производства до 18 таких самолётов в год.
В мае 2011 года Министерство обороны России приняло решение отказаться от военно-транспортной версии Ил-112 и приобрести 7 самолётов Ан-140 грузовой модификации.
20 июля 2011 года сборка первого образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В на ВАСО была остановлена.
10 января 2013 года стало известно, что Главкомат Военно-воздушных сил (ВВС) России в конце декабря представил министру обороны Сергею Шойгу обоснование для возобновления проекта Ил-112. 24 июня стало известно, что Ил-112 рассматривается как замена Ан-26, а 26 июня — что ОКБ Ильюшина направил в ОАО «Климов» заявку на создание нового турбовинтового двигателя. В августе 2013 года генеральный конструктор ОАО «Ил» Виктор Ливанов подтвердил, со ссылкой на источник в Министерстве Обороны, что работы по этому самолету возобновлены и к 2018 году Россия должна получить два первых экземпляра.
23 декабря 2014 года пресс-служба ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» сообщила про заключение контракта с Министерством обороны РФ на разработку военно-транспортного самолета Ил-112В.
В декабре 2015 года было озвучено, что ПАО «ВАСО» планирует модернизировать свои цеха для предстоящей сборки Ил-112В на общую сумму более чем 1,3 млрд руб. В ближайшее время на предприятии планируется изготовить первый опытный Ил-112В, а начало испытаний запланирована на 2017 год. Старт серийного производства — на 2019 год.
Январь 2016 года, на АО «Авиастар-СП» ведется конструкторско-технологическая проработка и подготовка производства. Завод уже приступил к изготовлению первых деталей. Согласно установленным срокам, комплекты агрегатов на два опытных самолета (летный и ресурсный) должны быть поставлены в этом году. В 2017 году планируется передать первый лётный образец Ил-112В на первый этап государственных совместных испытаний.
Как обеспечивается безопасность
Обеспечение безопасности президента – одна из важнейших задач для государственных структур любой страны. Поэтому при создании борта №1 учитывается множество нюансов. Сделать перелеты на самолете более безопасными можно несколькими способами.
Главной защитой для него считается высокое качество машины. Отечественные конструкторы использовали наиболее прочную конструкцию и устанавливали на борту только российские детали. Это помогло добиться максимальных показателей безопасности, которые могли быть достигнуты.
Обезопасить полет также можно с помощью секретности перемещения президента. Координаты самолета, маршрут и точку назначения сообщают узкому кругу лиц. При необходимости применяется намеренная дезинформация. Подобные меры оказываются результативными, если президенту может что-то угрожать.
Сам Ил-76-300ПУ имеет дополнительные средства защиты. Специальное покрытие корпуса помогает скрыть присутствие самолета для иностранных РЛС. А автоматическое оборудование позволяет создавать помехи или дезориентировать вражеские радары, чтобы запутать и сбить со следа потенциального врага. Известно, что на борту также есть отдельная установка ПВО. Она призвана уничтожать все выпущенные по самолету ракеты.
Внешняя защита не менее важна. Поэтому авиалайнер всегда сопровождается специальным звеном прикрытия, которое движется на незначительном отдалении, но может быстро сблизиться и защитить президентский борт. В то же время наземные средства РЛС активно отслеживают воздушное пространство для выявления присутствия иной авиации, а системы ПВО находятся в состоянии боевой готовности, чтобы незамедлительно нанести удар по нарушителю и потенциальному врагу.