История создания
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Стрела-1» создавался для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых подразделений от воздушных ударов противника.
25 июля 1960 года постановлением СМ СССР была начата разработка ЗРК «Стрела-1». Разработка велась одновременно с созданием ПЗРК «Стрела-2». ЗРК «Стрела-2» разрабатывался как лёгкий переносной зенитный комплекс в качестве запасного варианта и предназначался для противодействия воздушным целям, действующим на высотах от 50-100 метров до 1000—1500 метров, на дальности до 2 км и со скоростью 250 м/с (900 км/ч).
Головным разработчиком всего комплекса в целом 9К31 «Стрела-1» и ЗУР 9М31 являлось ОКБ-16, а главным конструктором был назначен А. Э. Нудельман. Разработка головок самонаведения была поручена ЦКБ-589 и должна была вестись под руководством В. А. Хрусталёва, однако после преобразования ЦКБ-589 в ЦКБ «Геофизика» разработка головки самонаведения велась под руководством главного конструктора Д. М. Хорола.
После того, как разработки ЗРК «Стрела-1» и ПЗРК «Стрела-2» были окончены, было принято решение продолжить работы в направлении ЗРК «Стрела-1» и использовать комплекс в роли полкового и батальонного средства ПВО. Для этого была поставлена задача увеличить дальность и высоту поражения целей, а также разместить комплекс на автомобильном шасси.
После завершения государственных испытаний, 25 апреля 1968 года ЗРК «Стрела-1» был принят на вооружение постановлением СМ СССР.
«Стрела-2»: история создания
В 1962 году в городе Коломне началась реализация секретного военного проекта. Его целью было создание мощного ударного переносного комплекса, способного поражать воздушные и наземные цели на малых дистанциях. Идеальным решением задачи на тот момент стал ПЗРК «Стрела-2». Тем не менее первое боевое крещение установки прошло не столь удачно, как ожидалось. Многие самолеты после повреждения все же возвращались на свои аэродромы. Причина крылась в том, что у ЗУР мощность взрыва была недостаточной для серьезных разрушений, особенно если попадание происходило в хвостовую часть. В результате было принято решение произвести точечную модернизацию установки. Так в 1968 году на свет появилась «Стрела-2М» (ПЗРК с кодификацией 9К32М).
Модификация позволила поражать цели, движущиеся по воздуху со скоростью до 950 км/ч. Испытания успешно завершились на Донгузском полигоне в 1970 году. Сразу после этого ПЗРК был принят на вооружение, а через несколько лет экспортные версии пополнили ударные запасы более 60 стран.
Отряд заметит всех: морские базы на Камчатке прикроет «умная» ПВО
Мобильные отряды С-400, «Панцирей» и «Шилок» защитят от ударов с воздуха субмарины проекта «Борей»
Стратегический подводный флот России спрятали под зенитным «зонтиком». Места базирования ракетоносцев «Борей» на Камчатке стала защищать уникальная интегрированная система управления противовоздушной обороны. Она объединяет в единую сеть все средства ПВО, имеющиеся на полуострове. Начиная от войсковых артиллерийских и ракетных установок типа «Стрела-10» или «Шилка» и заканчивая зенитными комплексами кораблей, а также наземными системами С-400 «Триумф», отметили эксперты.
ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ
Общее устройство ракеты 9М37
Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для поражения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встречных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и маневрирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.
Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка самонаведения; 2 – автопилот; 3 – боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка |
Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в передней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.
Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродинамическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.
Собранная ракета помещается в металлический контейнер.
Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и контейнера:
- отсек №1 — головка самонаведения;
- отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
- отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ) и блоком питания;
- отсек №4 — неконтактный датчик цели;
- отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М37:
- калибр — 120 мм;
- длина — 2190 мм;
- масса — 39,2 кг;
- масса контейнера с ракетой — 70 кг;
- масса боевой части — 3 кг;
- масса укупорки с ракетой— ПО кг;
- дальность (наклонная) поражения — от 800 до 5000 м;
- диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
- максимальная скорость полета — 700 м/с;
- средняя скорость полета — 550 м/с;
- зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
- дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
- время боеготовности — 5 с;
- условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.
В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.
Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой установке или внутри БМ).
Особенности ракеты 9М37M
Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автоматически обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехозащиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.
Зенитная управляемая ракета 9М31М
Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для поражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.
Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка».
Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую укупорку.
Ракета состоит из пяти отсеков:
- отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
- отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устройства;
- отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
- отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
- отсек № 5 — двигательная1 установка, на которой размещены крылья с роллеронами.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М31М:
- калибр — 120 мм;
- длина— 1803 мм;
- размах крыльев — 360 мм;
- масса —30,5 кг;
- масса ракеты с контейнером — 55 кг;
- масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
- масса боевой части — 2,75 кг;
- масса ВВ — 1 кг;
- дальность поражения целей — до 4200 м;
- средняя скорость полета — 500 м/с;
- максимальная скорость полета — 536 м/с.
(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)
История развития
Ракеты, используемые в этой системе, были разработаны совместно с вездесущими советскими ПЗРК 9К32М «Стрела-2» (Обозначение НАТО SA-7 «Грааль») в 1960-е годы. Сначала обе ракеты предназначались как переносные системы, но когда стало очевидно, что «Стрела-2» будет гораздо более компактной из двух систем, цели разработки «Стрела-1» были изменены. Вместо переносных зенитно-ракетных комплексов уровня батальона в соответствии с новыми критериями требовалось использовать полковые ЗРК, устанавливаемые на машине, для поддержки ЗСУ-23-4.
В результате изменения роли и более мягких ограничений по массе ЗРК, установленного на машине, конструкторская группа сделала 9М31 гораздо более тяжелой ракетой, что позволило меньше конструктивных компромиссов, чем в случае со Стрелой-2, для достижения приемлемых кинематических характеристик. Наиболее заметным отличием является гораздо больший диаметр ракеты и тупая головка ГСН, занимающая всю ширину корпуса ракеты. При прочих равных, способность оптической ГСН обнаруживать цель прямо пропорциональна ее диаметру, но, с другой стороны, аэродинамическое сопротивление увеличивается пропорционально квадрату диаметра.
Стрела-1 также имела боеголовку более чем в два раза тяжелее, неконтактный взрыватель и более эффективную конфигурацию поверхности управления, чтобы обеспечить лучшую маневренность за счет увеличения сопротивления. В результате получилась ракета, в четыре раза превышающая по весу «Стрела-2», лишь с немного большей дальностью действия, но с гораздо лучшими характеристиками.
Маленькое оружие, большие проблемы
Благодаря своей доступности, простоте и высокой эффективности ПЗРК широко распространились по всему миру. Это легкое, мобильное средство борьбы с воздушными целями применяется сегодня не только в государственных армиях, но и в различных неофициальных вооруженных формированиях. Растут характеристики ракет, дальность поражения, что делает ПЗРК очень грозным оружием. При этом средства противодействия его ракетам достаточно дороги и сложны в производстве.
В октябре этого года Госкорпорация Ростех сообщила, что Конструкторское бюро машиностроения приступило к разработке нового ПЗРК повышенной дальности, которая превысит сегодняшний максимум в 5–6 км. Коломенские конструкторы уже работают над повышением чувствительности головки ракеты, что приведет к более высокой вероятности поражения малоразмерных целей. К таким целям относятся крылатые ракеты, различные беспилотники и барражирующие боеприпасы, которые еще называют дронами-самоубийцами. Пока неизвестно, будет ли это новый комплекс или модификация уже существующей «Вербы».
Состав и описание ЗРК «Стрела-10»
В состав зенитно-ракетного комплекса 9К35 «Стрела-10» входят как боевые средства (БМ 9К35 и 9К34 и ЗУР 9КЛ37), так и средства, необходимые для его технического обслуживания. К ним относятся контрольно-проверочная машина и машина технического обслуживания.
Организационно 9К35 объединяются в зенитно-ракетный взвод, который состоит из трех машин 9А34 и одной командирской 9А35. Командирская машина оборудована пассивным радиопеленгатором целей, 9А34 пеленгатора не имеет. В состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, кроме взвода ЗРК «Стрела-10», входил еще и взвод ЗРПК «Тунгуска». В качестве пункта управления батареи использовался ПУ-12 (ПУ-12М), который в будущем планировали заменить на КП «Ранжир».
Основными элементами ЗРК 9К35 «Стрела-10» являются боевая машина (БМ) 9А35 (9А34) и ЗУР (зенитная управляемая ракета) 9М37. ЗРК 9К35, в отличие от комплекса «Стрела-1», установлен на базе гусеничного тягача МТ-ЛБ, что значительно повышает проходимость комплекса и позволяет ему передвигаться вне дорог с твердым покрытием. Использование данного шасси позволило увеличить возимый боекомплект до восьми ЗУР (четыре в пусковой установке и столько же в грузовом отсеке МТ-ЛБ). Правда, разработчикам комплекса пришлось немало потрудиться над приборной частью машины, на которую воздействовала мощная вибрация гусеничной машины.
Кроме пусковых установок с зенитными ракетами, на боевой машине также установлен пулемет ПКТ для самообороны. Перезаряжание пусковой установки зенитными управляемыми ракетами занимает примерно три минуты. Экипаж боевой машины состоит из трех человек.
Важнейшим элементом комплекса «Стрела-10» является зенитная твердотопливная управляемая ракета 9М37. Она имеет головку самонаведения (ГСН) с двумя каналами: основным и дополнительным. В качестве основного используется фотоконтрастный режим, а в качестве дополнительного — инфракрасный режим наведения на цель. Дополнительный канал (его нет на ЗРК «Стрела-1») повышает возможности комплекса при стрельбе вдогонку и навстречу воздушным целям.
Однако инфракрасную ГСН можно привести в боевую готовность только один раз: для ее охлаждения используется жидкий азот, который находится в корпусе ракеты, его достаточно только на один цикл подготовки. Использовать или нет инфракрасный канал решает оператор комплекса, непосредственно перед запуском.
Ракета 9М37 была выполнена по схеме «утка», в ее задней части располагаются элероны, которые уменьшают угловую скорость вращения.
Для повышения эффективности поражения в боевую часть ракеты входят поражающие стержневые элементы. Ракеты оснащается двумя видами взрывателей: контактным и бесконтактным. В случае промаха ЗУР 9М37 самоуничтожается.
Для более эффективного поражения воздушных целей комплекс «Стрела-10» оснащен системой оценки зоны пуска 9С86, основной функцией которой является просчет необходимых углов упреждения. В ее основу входит когерентно-импульсный радиодальномер, работающий в миллиметровом диапазоне, который определяет расстояние до цели и ее радиальную скорость.
По сравнению с комплексом «Стрела-1», ЗРК 9К35 может обстреливать более скоростные цели, увеличилась дальность и вероятность их поражения. «Стрела-10» лучше защищена от природных и искусственных оптических помех.
Тактико-технические характеристики
У этого ЗРК ТТХ отличаются высокой скоростью реакции и мобильностью. Время готовности снаряда к запуску может варьироваться от пяти до десяти секунд, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется техника. Прием целеуказаний осуществляется за 3-5 секунд. Искажение данных по азимуту на расстоянии 6 – 25 км от объекта составляет – 1,5 градуса.
Кроме того у ЗРК «Стрела-10» достойные характеристики дальности стрельбы, а именно максимальная дистанция до цели с показателем вероятности поражения цели до 99,5 процентов равна 5 километрам. При этом высота полета варьируется в пределах от 25 до 3500 м. Скорость движения ракеты на встречных курсах составляет около 1500 км в час, вдогонку – до 1110 км в час. Распознавание воздушных целей происходит на дальности до 12 тыс. метров.
Перевод установки в боевое положение из маршевого занимает не больше 20 с. Время полной перезарядки (четыре ракеты) варьируется в пределах 2-3 минут. На свертывание активных боевых средств уходит 3 минуты.
Общий вес ЗРК «Стрела-10» составляет 12,3 тонны. При этом машина развивается скорость движения по плаву до 6 км в час, а на грунте до 61,5 км в час.
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 11 октября 2010.
- . Информационно-новостная система «Ракетная техника». Дата обращения 3 марта 2012.
- The Military Balance 2017. — P. 368.
- The Military Balance 2017. — P. 496.
- The Military Balance 2017. — P. 95.
- The Military Balance 2017. — P. 373.
- The Military Balance 2017. — P. 291.
- The Military Balance 2017. — P. 449.
- The Military Balance 2017. — P. 393.
- The Military Balance 2017. — P. 153.
- The Military Balance 2017. — P. 405.
- The Military Balance 2017. — P. 100.
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 355.
- The Military Balance 2012. — P. 337.
- The Military Balance 2016. — P. 194.
- The Military Balance 2012. — P. 244.
- The Military Balance 2012. — P. 196.
- Александр Храмчихин. Многовекторный тупик // Военно-промышленный курьер : газета. — 2016. — 13 апреля (№ 14 (629)). — ISSN 1729-3928.
- Феоктистов В. В. ПВО на защите ангольского неба. // 40-летие начала вооружённой борьбы ангольского народа за национальную независимость. — М., 2002. — С. 43 — 168 с.
- ↑ Синявский В. И. Воспоминания ветеранов войны в Анголе и других локальных конфликтов. — М., 2011. — С. 106—107 — 235 с.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 28 июля 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 28 июля 2014.
Модификации
9К31М «Стрела-1М»
Модернизированный вариант «Стрела-1».
В декабре 1970 года модернизированный вариант ЗРК «Стрела-1М» закончил прохождение государственных испытаний и был принят на вооружение. Модернизированный комплекс имел большую дальность, уменьшенную на 400—600 метров ближнюю и до 30 метров нижнюю границу зоны поражения.
Благодаря введению в состав комплекса пассивного радиопеленгатора 9С12, была увеличена дальность и вероятность обнаружения целей. Пеленгатор был способен оценивать воздушную обстановку и сопровождать цели до момента обнаружения оптическими приборами. Кроме того, пеленгатор мог выдавать целеуказания другим боевым машинам, которые не оснащены пеленгатором.
В качестве основного вооружения использовалась ЗУР 9М31М, которая обладала улучшенными лётными характеристиками и более точной системой наведения.
«Стрела-3»: история и назначение
Новая модель советского ПЗРК «Стрела» вышла в массы в середине 70-х годов. Установка известна по своей кодификации 9К34 и классификации США — SA-14 Gremlin. Основой модификацией стала новая ракета серии 9М36, которая была оснащена специальной инфракрасной головкой захвата и фазомодулированным сканированием по спиральной амплитуде. Это обеспечивало устойчивость к естественным и радиопомехам. ПЗРК «Стрела-3» отличался скоростью полета и быстротой маневренности ракеты. Также в ходе модернизации в ГСН была внедрена система помехоустойчивого охлаждения. То есть теперь захват цели мог осуществляться даже в ливневую погоду. Сей факт развил производство модели до многочисленных экспортных заказов.
Разработка 9К34 стартовала еще в начале 70-х, однако долгое время установка не проходила всех испытаний. В мае 1973 года ПЗРК, наконец, показал свои лучшие стороны, и через несколько месяцев его приняли на вооружение. В конце 70-х комплекс поступил на экспорт. ПЗРК неоднократно большими партиями поставлялся в такие страны, как Ангола, Вьетнам, Сальвадор, Иордания, Индия, КНДР, Ирак, Куба, Никарагуа, Сирия, Перу, Ливия, ОАЭ, ЮАР. В Европе установка находилась на балансе Венгрии, ГДР, Финляндии, Югославии, Чехословакии. Единственной страной, кроме СССР, которая имела лицензию на производство оружия, была Польша.
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 октября 2010.
- . Информационно-новостная система «Ракетная техника». Дата обращения: 3 марта 2012.
- Изделие 9В25М. ТО и ИЭ — Москва, «Машиностроение», 1974
- The Military Balance, 2022, p.333
- The Military Balance, 2022, p.453
- The Military Balance, 2022, p. 267
- The Military Balance 2017. — P. 449.
- The Military Balance, 2022, p.358
- The Military Balance, 2022, p.142
- The Military Balance 2017. — P. 405.
- The Military Balance 2017. — P. 100.
- The Military Balance 2017. — P. 95.
- The Military Balance 2017. — P. 373.
- ↑ The Military Balance 2012. — P. 355.
- . Дата обращения: 28 мая 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 мая 2013.
- The Military Balance 2012. — P. 337.
- The Military Balance 2016. — P. 194.
- The Military Balance 2012. — P. 244.
- The Military Balance 2012. — P. 196.
- Александр Храмчихин. Многовекторный тупик // Военно-промышленный курьер : газета. — 2016. — 13 апреля (№ 14 (629)). — ISSN 1729-3928.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 марта 2019.
- . Дата обращения: 28 июля 2014.
- Феоктистов В. В. ПВО на защите ангольского неба. // 40-летие начала вооружённой борьбы ангольского народа за национальную независимость. — М., 2002. — С. 43 — 168 с.
- ↑ Синявский В. И. Воспоминания ветеранов войны в Анголе и других локальных конфликтов. — М., 2011. — С. 106—107 — 235 с.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 июля 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 июля 2014.
- . Дата обращения: 2 октября 2017.
Операторы
Карта операторов 9К31 синим цветом с бывшими операторами красным
Хорватский 9К31.
Ангольский 9К31 захвачен войсками ЮАР во время Операция Аскари.
Запуск ракеты румынской CA-95 (построена по лицензии 9К31 Стрела-1 с использованием TABC-79 машина взамен БРДМ-2).
Текущие операторы
- Алжир – 46
- Ангола
- Армения
- Бенин – 4
- Болгария – 50, быть прекращено
- Куба – 60
- Хорватия
- Босния и Герцеговина 34 + (5)
- Египет – 20
- Эфиопия
- Венгрия – 28
- Индия – 400/200
- Ливия – 60
- Мавритания – 4
- Монголия – неизвестный номер
- Мозамбик
- Никарагуа
- Россия – Сухопутные войска России – 200 9К31, по состоянию на 2012 г. Морская пехота России – 50 9К31 и 9К35, по состоянию на 2012 г.
- Румыния – 48 произведено по лицензии как CA-95.
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сербия 48
- Сирия 20
- Уганда
- Украина
- Узбекистан
- Вьетнам
- Йемен
История создания
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Стрела-1» создавался для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых подразделений от воздушных ударов противника.
25 июля 1960 года постановлением СМ СССР была начата разработка ЗРК «Стрела-1». Разработка велась одновременно с созданием ПЗРК «Стрела-2». ЗРК «Стрела-2» разрабатывался как лёгкий переносной зенитный комплекс в качестве запасного варианта и предназначался для противодействия воздушным целям, действующим на высотах от 50-100 метров до 1000—1500 метров, на дальности до 2 км и со скоростью 250 м/с (900 км/ч).
Головным разработчиком всего комплекса в целом 9К31 «Стрела-1» и ЗУР 9М31 являлось ОКБ-16, а главным конструктором был назначен А. Э. Нудельман. Разработка головок самонаведения была поручена ЦКБ-589 и должна была вестись под руководством В. А. Хрусталёва, однако после преобразования ЦКБ-589 в ЦКБ «Геофизика» разработка головки самонаведения велась под руководством главного конструктора Д. М. Хорола.
После того, как разработки ЗРК «Стрела-1» и ПЗРК «Стрела-2» были окончены, было принято решение продолжить работы в направлении ЗРК «Стрела-1» и использовать комплекс в роли полкового и батальонного средства ПВО. Для этого была поставлена задача увеличить дальность и высоту поражения целей, а также разместить комплекс на автомобильном шасси.
После завершения государственных испытаний, 25 апреля 1968 года ЗРК «Стрела-1» был принят на вооружение постановлением СМ СССР.
Модификации
- «Стрела-10М» 9К35 М. Главное отличие комплекса от базовой версии заключалось в использовании новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН вычисляла цель по траекторным признакам, что существенно сокращало эффективность помех-ловушек.
- «Стрела-10М2». ЗРК был создан по решению МОП и ГРАУ. Причиной стала острая необходимость в улучшении степени автоматизации боевой работы комплекса. Главное отличие заключалось в наличии устройств автоматизированного приема и реализации целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М, от РЛС обнаружения и пункта управления начальника ПВО. По бокам на боевую машину были установлены поплавки из пенополиуретана для преодолении водных преград с пулеметом и полным комплектом ЗУР. В 1981 году комплекс был принят на вооружение.
- «Стрела-10М3» 9К35М. По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года инженеры приступили к разработке последующей модификации ЗРК «Стрела-10». Новый ЗРК должен вести более эффективную борьбу с визуально видимыми низколетящими вертолетами, самолетами, с места и при коротких остановках в условия интенсивных оптических помех. После испытаний, прошедших в 1989 году, комплекс поступил на вооружение, поскольку удовлетворял абсолютно все предъявленные к нему требования.
- «Стрела-10М4» 9К35М4. В составе ЗРК тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала – 3-5 мкм. Комплекс позволяет вести огонь по следующему принципу «выстрелил-забыл». Вооружение включает восемь ЗУР 9М333 (9М37МД, 9М37М). Скорость поражаемых целей составляет до 420 метров в секунду.
- «Стрела-10МН». Отечественная модификация, которая была создана АО «КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» для усовершенствования следующих РЗК «Стрела-10М3, «Стрела-10М2», «Стрела-10М». Комплекс оснащен тепловизионной системой, автоматическим захватом и сопровождением цели, а также блоком сканирования. С 2015 года поставляется в ВДВ и ВПВО СВ.
- «Стрела-10Т». Белорусская модификация, которая была создана НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». Комплекс оснащен оптико-электронной системой ОЭС-1ТМ, аппаратурой навигации GPS и цифровой вычислительной системой. Комплекс может размещаться на колесном шасси.
- ЗУР 9М333. Новая зенитная управляемая ракета для ЗРК «Стрела-10», точно также как и 9М37 создана по аэродинамической схеме «утка». Ракета оборудована транспортно-пусковым контейнером и двигателем повышенной эффективности. Кроме того ракета имеет новую головку самонаведения, боевую часть и автопилот. Новая ГСН имеет 3 режима работы, кроме фотокрасного и инфракрасного, есть помеховый режим. Автопилот обеспечивает устойчивую работу ГСН, а также контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет вес 5 кг (на ЗУР 9М37 была 3 кг). За счет увеличения разрывного снаряда, сечения и длины поражающих элементов, повышен показатель вероятности поражения целей. Длина ракеты была увеличена до 2,23 метров. Точно также как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может применяться всеми модификациями ЗРК «Стрела-10».
Конструкция самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10»
Как уже отмечалось, в качестве основы ЗРК «Стрела-10» используется корпус многоцелевого тягача МТ-ЛБ, цельносварной и герметизированный, из катаных листов стальной брони. Бронирование обеспечивает защиту от пуль и осколков.
Силовая установка боевой машины оснащена V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. В систему питания двигателя входят четыре топливных бака общей ёмкостью 520 л.
Трансмиссия — механическая, ступенчатая, включает в себя шестискоростную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота.
Ходовая часть включает шесть односкатных опорных катков с наружной амортизацией, на борт. Направляющие колёса с грязеочистителями размещены сзади, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — спереди. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на двух парах крайних опорных катков по каждому борту. На воде машина приводятся в движение перемоткой гусениц.
Боевые машины комплекса «Стрела-10» всех модификаций выпускались Саратовским агрегатным заводом.
Огонь ведет самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» 9К35.
Зенитные ракеты ЗРК «Стрела-10»
Боекомплект каждой боевой машины ЗРК «Стрела-10» составляют восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР), размещённых в транспортно-пусковых контейнерах. Четыре контейнера с ЗУР закреплены на раме пусковой установки, а остальные четыре уложены внутри броневого корпуса боевой машины.
Зенитная ракета типа 9М37 комплекса «Стрела-10СВ» оснащена комбинированной головкой самонаведения (ГСН), имеющей фотоконтрастный и тепловой каналы. Применима для запуска с боевых машин ЗРК типа «Стрела-10» всех модификаций.
Модель боевой машины с ЗРК «Стрела-10» 9К35. Вид сверху
Усовершенствованная ракета 9М73М ЗРК «Стрела-10М» обладает повышенной помехозащищённостью за счёт способности её головка самонаведения производить селекцию цели по траекторным признакам.
Головка самонаведения зенитной ракеты 9М333 комплекса «Стрела-10М3» имеет уже три канала наведения: фотоконтрастный, тепловой и логической селекции по спектральным и траекторным признакам. Ракета 9М333 применима для запуска с боевых машин ЗРК типа «Стрела-10» всех модификаций.
Зенитные ракеты для комплексов семейства «Стрела-10» выпускались на Ковровском механическом заводе, в производстве головок самонаведения для них было задействовано Ленинградское оптико-механическое объединение.
Боевая машина ЗРК «Стрела-10» 9К35. Вид сзади
Задействованные структуры
Разработка
В разработке ПЗРК участвовали следующие структуры:
- Общее руководство — Б. И. Шавырин (до 9 октября 1965), после его смерти главным конструктором стал С. П. Непобедимый.
- Головная организация — Специальное конструкторское бюро Государственного комитета по оборонной технике (СКБ ГКОТ), с 1966 г. учреждение получило новое название — Конструкторское бюро машиностроения Министерства общего машиностроения (КБМ МОМ);
- Разработка тепловой головки самонаведения — ОКБ-357 (позже вошло в состав ЛОМО) совместно с Государственным оптическим институтом. Гл. конструктор тепловой ГСН — О. А. Артамонов, общее руководство работами — В. Э. Пиккель;
- Разработка оптической трёхспектральной головки самонаведения — ЦКБ-589. Гл. конструктор оптической ГСН — В. А. Хрусталёв;
- Разработка твёрдого ракетного топлива — НИИ-125;
- НИОКР — НИИ-801, НИИ-6, НИИ-24 и другие научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения.
Производство
- СССР → Россия
Серийное производство изделий 9К32, боевых и учебных средств комплекса в СССР было налажено на Ковровском механическом заводе им. В. А. Дегтярёва. Головки самонаведения выпускало Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО),твёрдое ракетное топливо производилось Заводом им. Морозова.
- СР Румыния → Румыния
В Социалистической Республике Румыния лицензионное производство румынской модификации (CA-94) велось на Куджирском механическом заводе.
- Украина
В советское время элементы комплекса выпускались киевским заводом «Арсенал». После распада СССР, Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Арсенал» в Киеве разработало собственный модернизированный вариант ПЗРК «Стрела-2М» — «Стрела-2ММ», выпуск которого осуществляется на производственных мощностях завода «Арсенал», там же осуществляется регламентное обслуживание и ремонт комплексов. Производство ГСН для усовершенствованной головной части ОГС 36-45 налажено Научно-производственным комплексом «Прогресс». НПО «Павлоградский химический завод» производит твёрдое ракетное топливо собственной разработки для снаряжения ракетных двигателей.
- Китай
В годы Вьетнамской войны китайской стороне через связанных с ней южновьетнамских партизан удалось заполучить в своё распоряжение ПЗРК «Стрела-2». Китайские научно-исследовательские структуры тщательно исследовали советский комплекс и методом обратной инженерии подготовили на него производственную документацию, в результате китайской промышленностью производилась нелицензионная копия под названием «Хунъин-5».
- Египет
Египетской промышленностью по документам предоставленным советской стороной выпускался ПЗРК «Сакр» (часть материалов для производства поставлялась из СССР).
О ходовой части комплекса
В отличие от проекта 9К31, для устройства ходовой части ЗРК «Стрела-10» используется гусеничный тягач МТ-ЛБ. Наличием торсионной подвески обеспечены низкое давление на грунтовую поверхность и высокая проходимость комплекса. Внедрение гусеничного шасси дало возможность ЗРК легко ездить как по трассе, так и по дорогам, не имеющим твердого покрытия: по песку, снегу, воде и болотистой местности.
Комплекс обладает плавным и маневренным ходом. Кроме того, применение подобного шасси положительно отразилось на транспортируемом боекомплекте. Количество зенитных управляемых ракет удалось увеличить до восьми единиц. Местом для них стала пусковая установка и грузовой отсек МТ-ЛБ. Занимаясь ходовой частью ЗРК, конструкторам пришлось доработать приборную часть, поскольку использование гусеничного шасси создавало для нее очень мощную вибрацию.
Развертывание
Стрела-1 использовалась в батареях ПВО ближнего действия советских мотострелковых и танковых полков. Батарея состояла из артиллерийского взвода из четырех ЗСУ-23-4 « Шилка» и взвода ЗРК из четырех машин «Стрела-1».
Взвод «Стрела-1» содержит, помимо командирской машины, один TEL, оснащенный пассивной радиолокационной системой обнаружения, аналогичной радиолокационному приемнику , и еще несколько (обычно три) без какой-либо радиолокационной системы. Система радиолокационного обнаружения представляет собой 9С16 «Плоский бокс» и состоит из четырех датчиков, установленных вокруг БРДМ, что обеспечивает охват на 360 градусов. Эта система не излучает радиолокационную энергию, но может обнаруживать радиоволны, излучаемые самолетом, предупреждая транспортное средство о приближающемся летательном аппарате и помогая в обнаружении целевого самолета с помощью оптической системы. Типичная тактика предусматривает запуск двух ракет по каждой цели, чтобы повысить вероятность ее поражения.
В России система 9К31 «Стрела-1» была заменена системой 9К35 «Стрела-10» .