Описание АЗП-57 комплекса С-60
Автоматика АЗП-57 основана на отдаче при коротком ходе ствола. Замок поршневого типа, скользящий, возврат за счёт гидравлических и пружинных амортизаторов. Боепитание из магазина на 4 патрона.
Ствол длиной 4850 мм для снижения мощности отката снабжался однокамерным дульным тормозом реактивного типа. Охлаждение воздушное, при нагреве ствола свыше 400 градусов по Цельсию, принудительное охлаждение, оборудование для которого входит в ЗИП пушки.
Морская версия орудия имеет принудительное водяное охлаждение с применением забортной воды. Ствол уравновешивался пружинной, качающейся системой. Тормоз наката гидравлического типа.
Для транспортировки комплекса С-60 предусмотрена четырёхколёсная платформа с торсионной амортизацией. Для ходовой части применены колеса типа ЗИС-5, с заполнением шин губчатой резиной. Скорость буксировки платформы 25 км/ч по грунту, до 60 км/ч по шоссе.
Вес комплекса составляет около 4,8 тонн в походном положении. Перевод системы из боевого положения в походное, по нормативам занимает 2 минуты.
Для прицеливания АЗП-57 комплекса применяется векторный полуавтоматический прицел. Наведение орудий входящих в зенитный комплекс осуществлялось несколькими методами:
- автоматически, с использованием информации с ПУАЗО;
- в полуавтоматическом режиме, в этом случае используется информация с прицела ЭСП-57;
- индикаторная, вручную.
Для нормального функционирования комплекса С-60 требовалось свести батарею из 6-8 орудий в единую систему с замыканием на ПУАЗО (прибор управления зенитным огнём) или СОН-9(станция орудийной наводки). Расчёт орудия 6-8 человек.
Большой десантный корабль «Минск» проекта 775/II
Большой десантный корабль «Минск» является шестым в серии из 13 кораблей проекта 775/II, которая является второй серии кораблей проекта 775.
Корабль предназначен для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способен транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.
Место базирования: Балтийский флот.
Постройка, имя: Корабль построен в Гданьске (Польша) в 1984 году. Первоначально имел наименование «БДК-43».
Тактико-технические характеристики:
- Скорость: 18 узлов;
- Дальность плавания: 6000 миль при 12 узлах;
- Экипаж: 87 человек.
Размеры:
- Водоизмещение: 4080 тонн;
- Длина: 112,5 метра;
- Ширина: 15 метров;
- Осадка: 3,7 метра.
Энергетическая установка: 2 дизеля, 2 винта, мощность — 19200 л.с.
Вооружение: 2 сдвоенные 57 мм артиллерийские установки АК-725, 2 пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М», 4 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2». На борту могут располагаться до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников.
16 сентября 2000 года переименован в «Минск».
В 2004 году побывал с неофициальным визитом в британском порту Плимут.
В апреле 2005 года совершил трехдневный «Поход Памяти» по местам боевой славы Великой Отечественной войны. 04 августа на борту корабля был избит матрос-скинхед с татуировкой в виде свастики на плече. 31 июля участвовал в военно-морском параде в Санкт-Петербурге по случаю Дня ВМФ.
Летом 2011 года участвовал в международных учениях «Балтопс» и «Пассекс».
В сентябре 2013 года приступил к выполнению задач по планам оперативного командования в Средиземном море.
По сообщению от 15 мая 2014 года вернулся в Военную гавань города Балтийска после выполнения задач дальнего морского похода в составе Средиземноморской группировки ВМФ России.
26 июля 2015 года принял участие в военно-морском параде на День ВМФ в Санкт-Петербурге. В рамках итоговой проверки за 2015 учебный год принял участие в плановом учение по переброске морем и высадке подразделений морской пехоты береговых войск флота на необорудованное побережье, которое состоялось в октябре. 11 ноября 2015 года отправился в дальний поход в Средиземное море. 19 февраля 2016 года прошел через пролив Босфор и вошел в акваторию Черного моря. По сообщению от 08 сентября 2016 года в проливе Ла-Манш его сопровождал патрульный корабль HMS «Tyne» (P281) Королевского флота Великобритании. 09 сентября прибывает к месту постоянного базирования в порт Балтийск.
В 2022 году принял участие в военно-морском параде в Санкт-Петербурге. 04 октября вышел в дальний поход из Балтийской военно-морской базы. 16 апреля 2022 года совершил деловой заход в португальский порт Лиссабон. По сообщению от 19 апреля вышел в море для совершения перехода к месту постоянного базирования – в Балтийск. 29 апреля вернулся из дальнего похода в Балтийск. После этого перешел в Кронштадт для прохождения профилактических и ремонтных работ, которые продлятся до середины июля. 29 июля примет участие в торжественном военно-морском параде по случаю Дня Военно-морского флота России, а затем вернется к месту базирования.
По сообщению от 26 февраля 2022 года отрабатывает в море элементы второй курсовой задачи (К-2). По сообщению от 05 мая вернулся домой после 20-дневного развертывания в Балтийском море. По сообщению от 07 августа в рамках учения ВМФ России «Океанский щит – 2019» успешно отработал задачи по отражению атак средств воздушного нападения условного противника.
Производство и испытания
Испытания
Опытный образец ЗИФ-72 изготовлен на заводе №7 в 1959 г. Заводские испытания образец прошел с 31 января по 29 марта 1960 года в объеме 3040 выстрелов. Государственные полигонные испытания опытного образца проходили в два этапа: с 25 апреля по 31 мая 1960 года и с 11 августа по 9 декабря 1960 года, в ходе которых было сделано 4384 выстрела. Процент задержек составил 0,3% вместо 0,5% по тактико-техническому заданию. Отмечена низкая живучесть стволов. В остальном артустановка (АУ) действовала удовлетворительно. В 1962 году были отработаны стволы упроченной конструкции, обеспечивающие живучесть не менее 750 выстрелов.
Первая артустановка из головной партии была отправлена на катер пр.204 (заводской № 201). Государственные корабельные испытания в объеме 2000 выстрелов прошли в районе Керчи с 4 января по 5 июля 1963 года. В ходе корабельных испытаний артустановка сделала 2000 выстрелов. Число отказов составило 0,25%. Согласно заключению комиссии артустановка была рекомендована к принятию на вооружение. Официально установка ЗИФ-72 была принята на вооружение под индексом АК-725 Постановлением СМ № 443-177 от 23 мая 1964 года и Приказом министра обороны от 24 июля 1964 года.
Производство башенных установок
В 1961 г. на заводе №7 был начат выпуск установок АК-725, за год было выпущено 12 установок. В 1962 году — выпущено 15 установок, в 1963 г. — 17, в 1964 г. — 2 установки и т.д. Производство прекращено в 1988 г.
Корабли проекта
Наименование | Изготовитель | Заложен | В строю | Флот | Состояние | |||
Мытищи | 567 | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 251 | 24.12.2015 | 29.07.2017 | 17.12.2018 | БФ | В строю |
Советск | 577 | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 252 | 24.12.2015 | 24.11.2017 | 12.10.2019 | БФ | В строю |
Одинцово | 584 | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 253 | 29.07.2016 | 05.05.2018 | 12.2020 | БФ | Заводские ходовые испытания |
Козельск | ОАО «Ленинградский судостроительный г. Феодосия) | 254 | 10.05.2016 | 09.10.2019 | 12.2020 | ЧФ | Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное) | |
Охотск | ОАО «Ленинградский судостроительный г. Феодосия) | 255 | 17.03.2017 | 29.10.2019 | 07.2021 | ЧФ | Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное) | |
Вихрь | ОАО «Ленинградский судостроительный г. Феодосия) | 256 | 19.12.2017 | 13.11.2019 | 12.2021 | ЧФ | Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное) | |
Буря | 578 | ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) | 257 | 24.12.2016 | 23.10.2018 | 12.2020 | СФ | Спущен на воду |
Циклон | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь | 801 | 26.07.2016 | 2020 | 12.2020 | ЧФ | Строится. Сформирован корпус | |
Аскольд | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 802 | 18.11.2016 | 2020 | 07.2021 | ЧФ | Строится. Сформирован корпус | |
Амур | АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 803 | 30.07.2017 | 2021 | 12.2021 | ЧФ | Строится. Сформирован корпус. | |
Туча | АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск) | 804 | 26.02.2019 | 2022 | 07.2022 | СФ | Строится | |
Тайфун | АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск) | 805 | 11.09.2019 | 2022 | 10.2022 | СФ | Строится | |
Ржев | ПАО «Амурский судостроительный завод» | 201 | 01.07.2019 | 2022 | 07.2023 | ТОФ | Строится | |
Удомля | ПАО «Амурский судостроительный завод» | 202 | 01.07.2019 | 2022 | 12.2023 | ТОФ | Строится | |
Павловск | ПАО «Амурский судостроительный завод» | 203 | 05.2020 | 2023 | 12.2024 | ТОФ | Готовится к закладке | |
Уссурийск | ПАО «Амурский судостроительный завод» | 204 | 26.12.2019 | 2023 | 07.2024 | ТОФ | Строится | |
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) | 2020 | 2022 | 12.2023 | ТОФ | Подписан контракт | |||
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) | 2020 | 2022 | 12.2023 | ТОФ | Подписан контракт |
большой десантный корабль (БДК) проекта 775 «Ropucha»
БДК «Константин Ольшанский» ВМС Украины
БДК «Цезарь Кунников»
БДК «Ямал»
Со временем польская верфь продолжила постройку еще более совершенных десантных кораблей, которые полностью отвечали требованиям руководства ВМФ Советского Союза. По указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С. Г. Горшкова было выдано тактико-техническое задание на создание корабля, способного обеспечить доставку одного батальйона морской пехоты, сменив немного устаревшие БДК проекта 1173.
Головной десантный корабль проекта 775 был построен польскими конструкторами на верфи «Stocznia Polnocna» в 1974 году.
Первая серия, состоявшая из 12 десантных кораблей, была закончена в 1978 году. Западные специалисты окрестили эти уникальные корабли как «Ropucha I», что в английском переводе означает «лягушка».
Усовершенствованная вторая серия, состоящая из 16 десантных кораблей («Ropucha II») была завершена в 1992 году. Они отличались более современными РЛС общего обнаружения, а также новейшими артиллерийскими установками 76 мм АК-176, и двумя 30 мм АК-630 вместо двух 57 мм АК-572.
Предусматривалась создание и третьей серии десантных кораблей проекта 778 для транспортировки новых танков Т-80, но внезапный распад Советского Союза прервал их строительство.
Корабли проекта 775 являются плоскодонными, многопалубными десантными кораблями океанской зоны с развитой кормовой надстройкой. По принципу приема техники их можно отнести к судам типа «Ro-Ro».
Основным назначением БДК является прием с оборудованного или необорудованного морского побережья гусеничной, колесной и другой военно-транспортной техники, пехотных подразделений; транспортировку морем и высадку на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2 – 3 градуса через открытое носовое или кормовое устройство при состоянии моря до 4 баллов. Десантный корабль может быть использован для постановки минных заграждений, и доставки гуманитарной помощи или эвакуации людей из опасных районов. Как правило, десантные корабли проекта 775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе соединения миротворческих сил, однако могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.Бронетехника размещается в танковом трюме, который имеет размеры: длина – 95 м, ширина в носовой части – 6,5 м, ширина в кормовой части – 4,5 м, высота по диаметральной плоскости – 4,0 м. Морская пехота размещается в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах.
высадка десанта Высадка десанта производится с развернутого носового устройства, состоящая из носовых ворот и аппарели. Аппарель в походном положении находится под створками ворот и разворачивается с помощью гидравлического привода. Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет создавать своеобразный «мост» из нескольких кораблей.
Конструкция
Корабль имеет развитую кормовую надстройку. На корме имеется герметичный откидной лацпорт, нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель, позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов.
Вооружение
Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют две ПУ МС-73 РСЗО А-215 «Град-М» калибра 122-мм, способные вести огонь с интервалом 0,5 секунды на дальность 21 км. Из артиллерийского вооружения БДК имеют две спаренные 57-мм АУ АК-725 с дистанционным наведением. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775М вместо двух АК-725 был установлен артиллерийский комплекс, в состав которого входят одна установка АК-176 и две установки АК-630М.
Радиотехническое вооружение
Также корабли проекта оборудованы радиолокационной станцией общего обнаружения МР-302 «Рубка» с дальностью действия до 100 км (на кораблях пр. 775/III вместо МР-302 установлена МР-352 «Позитив») и двумя навигационными РЛС МР-212/201 с дальностью действия до 64 км (в ходе постройки и модернизаций на корабли могли устанавливаться различные НРЛС: «Дон», «Вайгач», «Миус»).
Десантные возможности
Десантовместимость:
- 10 средних танков и 340 чел.
- 12 единиц бронетехники и 340 чел.
- 3 средних танка, 3 САУ 2С9 «Нона-С», 5 МТ-ЛБ, 4 грузовых автомашины и 313 чел.
Либо:
- вариант 1 — 13 средних (основных) танков;
- вариант 2 — 13 БТР;
- вариант 3 — 20 грузовых автомобилей;
- личный состав десанта (при всех вариантах загрузки) — 150 чел.
76.2-мм спаренная артиллерийская установка АК-726 (ЗИФ-67) учебного корабля пр.887 «Хасан»
В 1954 году было принято решение о разработке 76-мм двухорудийной установки. К этому времени на вооружении нашей армии и флота автоматических орудий калибром свыше 57-мм не состояло. Проектирование установки велось ЦКБ-7. В 1958 году опытный образец ЗИФ-67 был изготовлен заводом №7 и прошел заводские испытания. В 1961 году различные варианты установки с ПУС “ФУТ-Б” испытывались на Черном море и на Балтике. Для понимания контекста надо пояснить, что этот период характеризуется поиском в Советском Союзе асимметричных способов борьбы с ВМС стран НАТО, которые многократно превосходили силы советского ВМФ. Чтобы сравняться с вероятным противником в количественном отношении денег не имелось. Поэтому ставку сделали на использование атомных силовых установок и управляемое ракетное оружие. Ракеты должны были компенсировать отсутствие у нашего флота палубной авиации, что ограничивало его ударные возможности радиусом действия самолётов берегового базирования. Предполагалось, что эти корабли смогут в одиночку выходить против АУГ супостата и громить их ракетными залпами с предельных дистанций. При этом одноканальный ЗРК “Волна” (морской вариант ЗРК С-125) сможет обеспечить крейсеру эффективную ПВО. Так в СССР появился проект ракетных крейсеров, вооруженных противокорабельным ракетным комплексом П-35.
Состав серии
Постройка больших десантных кораблей проекта 775 производилась с 1974 по 1985 гг. Постройка головного корабля «СДК-47» (заводской номер — 1) была осуществлена в 1974 году в Польской Народной Республике. Всего в этом проекте было построено 25 кораблей, а в проекте 775М (с модернизированным вооружением) – 3 корабля. Один из кораблей 775 был экспортом отправлен в Йемен, в 1979 году.
Проект 775:
- СДК-47 (БДК-47); Бортовой номер — 134; Заводской номер — 775/1; Введен в эксплуатацию — 01.07.1974; Флот – БФ
- СДК-48 (БДК-48); Бортовой номер — 061; Заводской номер — 775/2; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
- СДК-63 (БДК-63); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/3; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
- СДК-90 (БДК-90); Бортовой номер — 058; Заводской номер — 775/4; Введен в эксплуатацию — 30.11.1975; Флот- ТОФ
- СДК-91 (БДК-91), «Оленегорский горняк»; Бортовой номер — 012; Заводской номер — 775/5; Введен в эксплуатацию — 30.06.1976; Флот — СФ
- СДК-181 (БДК-181); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/6; Введен в эксплуатацию — 09.10.1976; Флот — ТОФ
- СДК-182 (БДК-182), «Кондопога»; Бортовой номер — 027; Заводской номер — 775/7; Введен в эксплуатацию — 30.11.1976; Флот — СФ
- СДК-183 (БДК-183), «Котлас»; Бортовой номер – 035; Заводской номер — 775/8; Введен в эксплуатацию — 15.03.1977; Флот СФ
- СДК-197 (БДК-197); Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/9; Введен в эксплуатацию — 21.09.1977; Флот — ТОФ
- СДК-200 (БДК-200); Бортовой номер – 011; Заводской номер — 775/10; Введен в эксплуатацию – 1977; Флот — СФ
- СДК-55 (БДК-55), «Александр Отраковский»; Бортовой номер — 031; Заводской номер — 775/11; Введен в эксплуатацию — 30.07.1978; Флот — СФ
- СДК-119 (БДК-119); Бортовой номер — н/д; Заводской номер — 775/12; Введен в эксплуатацию — 27.02.1979; Флот — ТОФ, ВМС Йемена.
Проект 775/II:
- БДК-14; Бортовой номер – 070; Заводской номер — 775/13; Введен в эксплуатацию — 31.08.1981; Флот — ТОФ
- БДК-101, «Ослябя»; Бортовой номер – 066; Заводской номер — 775/14; Введен в эксплуатацию — 19.12.1981; Флот — ТОФ
- БДК-105; Бортовой номер – 125; Заводской номер — 775/15; Введен в эксплуатацию — 02.03.1982; Флот — БФ
- БДК-98, «Адмирал Невельской»; Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/16; Введен в эксплуатацию — 28.09.1982; Флот – ТОФ
- БДК-32; Бортовой номер – 039; Заводской номер — 775/17; Введен в эксплуатацию – 1982; Флот — СФ
- БДК-43, «Минск»; Бортовой номер – 127; Заводской номер — 775/18; Введен в эксплуатацию — 30.05.1983; Флот — БФ
- БДК-58, «Калининград»; Бортовой номер – 102; Заводской номер — 775/19; Введен в эксплуатацию — 09.12.1984; Флот — БФ
- БДК-45, «Георгий Победоносец»; Бортовой номер – 016; Заводской номер — 775/20; Введен в эксплуатацию — 05.03.1985; Флот — СФ
- БДК-56, «Константин Ольшанский», Бортовой номер – 402; Заводской номер — 775/21; Введен в эксплуатацию – 1985; Флот – ЧФ
- БДК-60, «Александр Шабалин»; Бортовой номер – 110; Заводской номер — 775/22; Введен в эксплуатацию — 31.12.1985; Флот – БФ
- БДК-64, «Цезарь Куников»; Бортовой номер – 158; Заводской номер — 775/23; Введен в эксплуатацию — 30.09.1986; Флот — ЧФ
- БДК-46, «Новочеркасск»; Бортовой номер – 142; Заводской номер — 775/24; Введен в эксплуатацию — 30.11.1987; Флот — ЧФ
- БДК-67, «Ямал»; Бортовой номер – 156; Заводской номер — 775/25; Введен в эксплуатацию — 30.04.1988; Флот – ЧФ.
Проект 775/III:
- БДК-54, «Азов»; Бортовой номер – 151; Заводской номер — 775/26; Введен в эксплуатацию — 12.10.1990; Флот — ЧФ
- БДК-11, «Пересвет»; Бортовой номер – 077; Заводской номер — 775/27; Введен в эксплуатацию — 10.04.1991; Флот — ТОФ
- БДК-61, «Королев»; Бортовой номер – 130; Заводской номер — 775/28; Введен в эксплуатацию — 10.07.1991; Флот – БФ.
История создания
Грязев В.П. Проектирование 30-мм шестиствольной установки началось в 1963 г. Разработчиком установки и главным по системе назначили — Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор — Кнебельман М. С.), автомата — конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор — Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 — КБ (главный конструктор — Егоров В. П.), гидропривода Д-213 — филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).
Конструкторами Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60о.
Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность, получить высокую скорострельность установки.
При скорострельности 5000 выстр./мин. серьезной проблемой стала охлаждение артиллерийской установки. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте оставили только наружное охлаждение, осуществляющееся путем прогонки охлаждающей жидкости вокруг стволов.
История создания МРК проекта 21631 «Буян-М»
Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» — это корабли в первую очередь созданные для внутренних, закрытых морей, таких как Черное, Азовское или Каспийское море. Обладая сравнительно небольшими размерами и водоизмещением, боевые корабли типа «Буян-М» вполне способны ходить по судоходным рекам, которыми изобилует наша страна. Эта особенность, в случае необходимости, позволяет им без проблем менять места дислокации, и даже, театры вероятных боевых действий.
Однако этот, на первый взгляд сугубо «тактический» тип кораблей, способен решать вполне стратегические задачи, так как вооружен восемью крылатыми ракетами «Калибр», способными поражать цели на расстоянии до 1500-2500 км. Если короче, то из акватории Каспийского или Черного моря, «Буян-М» вполне может «достать» до Суэцого канала, или «накрыть» большую часть акватории Средиземного моря. Неплохо для корабля с экипажем в 36 человек?
Модель малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М»
Этим «Буян-М» качественно отличается от предшествующего проекта 21630 «Буян», являющихся чисто артиллерийскими кораблями ближней морской зоны.
Проект кораблей типа 21631 «Буян-М» был разработан проектно-конструкторским бюро Зеленодольского ССЗ под руководством Кушнира Я. Е. Головной корабль проекта «Град Свияжск» был заложен 27.08.2010 г. В настоящий момент в строй вступили уже пять МРК типа «Буян-М»: «Град Свияжск» (2014 г.), «Углич» (2014 г.), «Велики Устюг» (2014 г.), «Зеленый Дол» (2015 г.), «Серпухов» (2015 г.). Ещё четыре корабля («Вышний Волочёк», «Орехово-Зуево», «Ингушетия», «Грайворон») находятся в различных стадиях строительства, и вступят в строй до 2022 г.
Запуск ракеты с МРК «Град Свияжск» проекта 21631 «Буян-М»
100-мм артиллерийская установка А-190М малого ракетного корабля «Зеленый Дол»
Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях
20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.
Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения – управляемых ракет
Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.
Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на военных флотах СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская зенитная артиллерия. Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.
Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.
Орудийная установка
Конструкция башни
Общие виды установки АК-725
В АУ имелось два 57-мм модернизированных автомата ЗИФ-74, расположенных горизонтально. Оба автомата размещались в одной люльке, представлявшей собой стальную сварно-литую конструкцию коробчатого сечения. Люлька устанавливалась своими цапфами в подцапфенниках лодыг станка. Станок сварной, находился на шаровом основании, зубчатый обод которого неподвижно закреплялся на уравнительном кольце корпуса корабля и имел направляющий штырь, неподвижно закрепленный на нижней палубе корабля.
Башня установки АК-725 не имела брони. Защита башни предназначалась лишь для предохранения от атмосферных осадков, воздействия морской волны, действия воздушной волны при стрельбе соседних артиллерийских и ракетных установок и поэтому была выполнена из легкого алюминиевого сплава толщиной 6 мм. Защита обеспечивала полную герметичность установки. Для уменьшения конденсата (отпотевания) внутренняя поверхность башни и часть внешних поверхностей были покрыты теплозащитным материалом (пенополиуретаном).
Наведение АК-725 (ЗИФ-72) при дистанционном способе управления осуществляется с помощью электрического следящего привода с электромашинным усилителем. Применение системы управления ЭСП-72 обеспечивает плавное изменение скорости наведения от нуля до максимальной. В установке имеются следующие электроприводы:
- два электродвигателя привода подачи типа МАГ 1-111-4;
- один электродвигатель привода вертикального наведения типа ДПМ-22 мощностью на валу 8 кВт при 1550 об/мин, сила тока 44 А;
- один электродвигатель привода горизонтального наведения типа ДПМ-32 мощностью на валу 16 кВт при 1230 об/мин, сила тока 84 А.
В системе электропитания установки использовались токи с напряжениями 110, 220 и 380 вольт (постоянный, переменный).
Тактико-технические характеристики установки
ТТХ | Значение |
---|---|
Верт. наводка — угол, гр / скорость, гр/с | -10…+85 / 40 |
Гор. наводка — угол, гр / скорость, гр/с | ±200 / 50 |
Количество личного состава | 2 |
Досягаемость по высоте, км | 6,7 |
Живучесть ствола (при БЗ), выстр | 1500 |
Масса АУ, т | 14,5 |
Система подачи боеприпасов
Установка имела надпалубную часть, прикрепленную снизу к вращающейся части и представлявшую собой системы бункеров. В бункерах хранился готовый боекомплект (по 550 патронов в одной ленте на ствол), а также стреляные гильзы и ленты. При загрузке лента подавалась в приемник вручную расчетом установки.
Обслуживалась артустановка постоянным расчетом из двух матросов, находившихся при стрельбе вне установки (кроме погрузки и разгрузки боеприпаса в бункера).
АК-630 — зенитная корабельная 30-мм шестиствольная установка
На российских и украинских сторожевых кораблях проекта 11351 смонтированы 30-мм автоматические артиллерийские установки ПВО ближней зоны АК-630. Создание установки АК-630 было обусловлено совершенствованием противокорабельных ракет. Для перехвата летящих на большой скорости и на малой высоте ракет необходимо было резко увеличить плотность огня корабельной зенитной артиллерии.
Видео уничтожения сомалийских пиратов из установки АК-630
Работы по созданию установки АК-630 были начаты в феврале 1963 г., полигонные испытания проводились с 1972 по 1973 гг., на вооружение ВМФ СССР она была принята в 1976 г. Установка АК-630 включает автомат А-213 и прибор (систему) управления стрельбой МР-123 «Вымпел». Автомат А-213 отличается весьма высокой скорострельностью — 4000-5000 выстр./мин. Он имеет блок из шести стволов, вращающийся под действием пороховых газов, отводимых поочередно из каналов ствола. Это позволило реализовать достаточно простую и надежную схему параллельной перезарядки каждого ствола после очередного выстрела. Питание автомата патронами при стрельбе осуществляется из ленты, состоящей из стальных звеньев, расцепляющихся при стрельбе. В первоначальном варианте установки лента укладывалась в плоский магазин емкостью 2000 патронов. В конце 70-х годов установка была модернизирована с целью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения. При этом вместо плоского был введен круглый магазин такой же емкости, а в барбете смонтирован дополнительный бункер, вмещающий еще 1000 патронов. Автомат с круглым магазином получил обозначение А-213М, а установка — АК-630М.
В качестве боеприпасов используются осколочно-фугаснозажигательные и осколочно-трассирующие снаряды весом 0,39 кг. Установки обоих модификаций имеют одинаковую жидкостную систему охлаждения стволов во время стрельбы. Наведение установки на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. При этом обеспечивается круговое вращение установки, максимальный угол возвышения блока стволов составляет 88°. Стрельба из установки ведется, как правило, с использованием системы МР-123 «Вымпел» с радиолокационной станцией, пригодной для использования в качестве РЛС общего обнаружения. Система «Вымпел» обеспечивает управление одной (двумя) 30-мм или разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. В конце 70-х годов система «Вымпел» была модернизирована, что позволило использовать ее для управления стрельбой одной 30-мм и одной 76-мм установками. На случай выхода РЛС из строя и при стрельбе по плавающим минам или береговым объектам может быть использован выносной пульт управления с оптическим прицелом.
Тактико-технические характеристики установки АК-630
Калибр, мм | 30 |
Длина ствола, калибров | 54 |
Количество стволов | 6 |
Максимальный угол возвышения, град. | 88 |
Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с | 50 |
Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с | 70 |
Скорострельность на ствол, выстр./мин | 5000 |
Непрерывная очередь на ствол/время охлаждения, с | 400/15 |
Дальность стрельбы, км | 8,1 |
Досягаемость по высоте, м | 500 |
Вид снаряда | ОФ, ОТ |
Масса снаряда, кг | 0,39 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 880 |
Количество готовых к стрельбе выстрелов | 2000 |
Масса артустановки, т | 1.85 |
Фото зенитной установки АК-630
Источник
малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:
головной малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630
после спуска на воду
100 мм универсальная артиллерийская установка А-190
антенный пост РЛС управления огнем 5П-10-03 «Ласка»
мачта с РЛС
пусковые установки выстреливаемых помех комплекса ПК-10
АК-306 и ЗРК «Гибка» в кормовой части корабля
турельная установка 3М-47 «Гибка» с четырьмя зенитными ракетами «Игла»
30-мм установка АК-306
Пожалуй, самым оригинальным в этом современном корабле является архитектурный облик, который создавался в соответствии с требованиями малой заметности.
Пропульсивная установка боевого корабля состоит из двух водометных движителей большой мощности, которые до сих пор не применялись на военных кораблях Российской Федерации. Поставку обеспечила ФГУП МП «Звездочка» города Северодвинск.
Так как основным назначением артиллерийского корабля является борьба с береговыми укреплениями неприятеля, этому соответствует состав его ударного вооружения:
– облегченная универсальная 100 мм артиллерийская установка «А-190» с системой управления 5П-10-03 «Ласка»;
– сорокоствольная 122 мм ракетная система залпового огня «Град-М».
Управление огнём артиллерии осуществляется при помощи радиолокационной станции типа «Вымпел».
Оборону корабля от воздушного противника обеспечивают два 30 мм шестиствольных автомата «АК-306» расположенных по обоим бортам и управляются с помощью визирной колонки; кормовая турельная пусковая установка типа 3М-47 «Гибка», обеспечивающая автоматическое наведение и пуск четырёх сухопутных переносных зенитно-ракетных комплекса типа «Игла» или «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК «Игла». Управление пусковой установкой производится дистанционно.
Для защиты двухсотмильной экономической зоны государства и для нанесения атаки по точечным береговым, морским и воздушным объектам на вооружении боевого корабля состоят две тумбовые установки пулеметов КПВ с калибром 14,5 мм, а также три тумбовые установки пулеметов калибром 7,62 мм. Для обнаружения и ликвидации подводных диверсионных групп на борту артиллерийского корабля применяется гидроакустическая станция и 30 мм автоматический гранатомет.
В дополнение на корабле установлен комплекс постановки пассивных помех ПК-10 два комплекта. Современный навигационный комплекс и средства гидрометеорологического обеспечения позволяют артиллерийскому кораблю выполнять поставленные боевые задачи и обеспечивать навигационную безопасность мореплавания. Средства связи на борту МАК обеспечивают связью командира корабля с береговыми и корабельными командными пунктами и взаимодействующими силами, воздушными объектами, в том числе и в сетях ГМССБ.
Для пополнения состава Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации организовано серийное строительство малого артиллерийского корабля нового поколения проекта 21630 «Буян». Количество серии составит пять боевых кораблей, которые будут построены до 2010 года.
Стоимость головного корабля составила 372 миллиона рублей, а создание последующих 5 кораблей – не более 250 миллионов рублей каждый.
МАК «Астрахань» уже несет боевую службу в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ. Вторым по счету и первый серийным кораблем проекта 21630 шифр «Буян» стал МАК получивший наименование «Каспийск». 24 марта 2006 года на эллинге судостроительной фирмы «Алмаз» состоялась закладка третьего артиллерийского корабля «Махачкала». Военные корабли вошли в состав флота в 2007 и 2008 году соответственно.
Приборы управления стрельбой
Система управления стрельбой «Лев-218» (МР-184) создана в КБ «Аметист» на базе СУ «Лев-114» (МР-114 от комплекса АК-100). По некоторым данным на эсминцах пр.956 используется СУ «Лев-214 (МР-104). В состав системы входят РЛС сопровождения цели, ТВ-визир, лазерный дальномер ДВУ-2 (дальномерно-визирное устройство, разработано ЦНИИАГ и ПО ЛОМО с использованием системы автономной косвенной стабилизации лазерного луча в 1977 г.), баллистический вычислитель, аппаратура селекции целей и помехозащиты. СУ стрельбой обеспечивает прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения, измерение параметров движения целей, выработку углов наведения орудий, корректировку стрельбы по всплескам, автоматическое слежение за снарядом. РЛС МР-184 — двухдиапазонная РЛС сопровождения целей, одновременно сопровождает 2 цели; Дальность инструментальная — 75 км Дальность сопровождения целей — 40 км Масса системы — 8 т