Результаты

Взрыв произошёл в районе, имевшем глубину 55 — 60 м. По кинематическим характеристикам мощность взрыва определена с точностью ±0,3 кт, по измерениям подводной ударной волны — с точностью ±0,7 кт. Итого, точный тротиловый эквивалент равен 3,5 килотонны.

НазваниеРасстояние от эпицентра, мПовреждения
С-81 (U-1057)500Затоплен шестой отсек, разрушена аккумуляторная батарея, вмята обшивка лёгкого корпуса, подлодка полностью вышла из строя.
Б-9 (К-56)800Из-за нарушения плотности сальников за 30 часов внутрь поступило около 30 тонн воды и залило электродвигатели (повреждения устранены личным составом в течение трёх дней).
С-84800Незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность и устраняемые личным составом.
С-191200Из-за того, что выбило пробку на торпедном аппарате (в соответствии с программой испытаний передняя крышка была открыта), в первый отсек поступило около 15 тонн воды (повреждения устранены личным составом за два дня).

Примечание: подводные лодки С-19 и Б-9 находились в подводном положении.

НазваниеРасстояние от эпицентра, мПовреждения
«Реут»300Затонул сразу от гидродинамического удара столба воды (султана).
«Гремящий»1 200Ослаблены заклёпочные швы, и вода попала в междудонные топливные цистерны, вмятины в надстройке, сорваны с мест отдельные приборы и многие светильники (повреждения устранены личным составом, за исключением деформации надстроек).
«Куйбышев»1 200Получил незначительные повреждения, не влияющие на боеспособность.
«Карл Либкнехт»1 600Имел постоянную течь корпуса, которая после взрыва усилилась, и корабль пришлось отбуксировать на мель, механизмы не пострадали.
НазваниеРасстояние от эпицентра, мПовреждения
Т-219800Повреждено ограждение ходового мостика, вмятины на крышках люков, дымовой трубе, трещины в отдельных трубопроводах, нарушена центровка гидромуфты.
Т-2181 600Затоплен отсек гребных валов, небольшие повреждения в корабельных системах, повреждения устранены личным составом за несколько часов.

В отсеках кораблей затонуло 6 собак, лучевая болезнь I и II степени развилась лишь у 11 собак, доза у них превысила 80 рентген. У одной собаки доза приблизилась к 300 рентгенам, животное получило лучевую болезнь III степени. Остальные собаки не пострадали.

При тротиловом эквиваленте около 3,5 кт радиус потопления составил 300 — 400 м. Значительные повреждения лёгких надводный кораблей от ударной волны на удалении 500 — 600 м. Повреждения лёгких надстроек кораблей от воздушной ударной волны — на расстоянии 700 — 800 м. Незначительные повреждения — на удалении 1 200 — 1 300 м.

На подводных лодках значительные повреждения получили аккумуляторные батареи на расстоянии 400 — 500 м и незначительные повреждения — на удалении 700 — 800 м.

Результат испытаний показал, что корабли наиболее уязвимы, находясь на близком расстоянии друг от друга. При правильном противоатомном ордере (при максимальном расстоянии друг от друга) больше одного корабля торпедой не потопить.

После испытаний строительство кораблей продолжили по откорректированным проектам с учётом противоатомной защиты.

К53-65 (чип)

К53-65 (чип) АЖЯР.673546.004 ТУ

Предназначены для работы в цепях постоянного, пульсирующего тока и в импульсном режиме. Изготавливаются в климатическом исполнении В.

Конденсаторы стойкие к воздействию внешних факторов, в соответствии с ГОСТ РВ 20.39.414.1, со значениями характеристик для группы исполнения 6У с дополнениями и уточнениями в АЖЯР.673546.004 ТУ.

Основные технические данные
Номинальное напряжение, В4…50
Номинальная ёмкость, мкФ0.1…470
Допускаемое отклонение ёмкости (25 °С, 50 Гц), %±10; ±20
Повышенная температура среды Tокр, максимальное значение при эксплуатации, °С+125
Пониженная температура среды Tокр, минимальное значение при эксплуатации, °С-60
Габаритные размеры и масса конденсаторов
ГабаритL, ммB, ммH, ммP, ммW, ммМасса, г, не более
A3.2±0.21.6±0.21.6±0.20.8±0.31.2±0.10.05
B3.5±0.22.8±0.21.9±0.20.8±0.32.2±0.10.06
C6.0±0.33.2±0.32.5±0.31.3±0.32.2±0.10.3
D7.3±0.34.3±0.32.9±0.31.3±0.32.4±0.10.5
E7.3±0.34.3±0.34.1±0.31.3±0.32.4±0.10.6

Маркировка для конденсаторов габарита «B»

Маркировка для конденсаторов габарита «С», «D», «E»

1 — Положительный вывод
2 — Номинальная ёмкость, пФ
3 — Код множителя ёмкости
4 — Код изделия (допускается отсутствие полосы)
5 — Номинальное напряжение, В
6 — Дата изготовления

На конденсаторах габарита А маркируется только обозначение полярности

Обозначение кодов маркировки

Код множителяМножитель ёмкости
4104
5105
6106
7107
8108
КодГод
X2009
A2010
B2011
C2012
D2013
E2014
КодМесяцКодМесяц
1Январь7Июль
2Февраль8Август
3Март9Сентябрь
4АпрельOОктябрь
5МайNНоябрь
6ИюньDДекабрь

Код корпуса конденсаторов

Cном, мкФUном, В
46.310162025324050
0.1A
0.15A
0.22AB
0.33ABB
0.47ABBC
0.68AABBC
1AABBCC
1.5AAABCCD
2.2AAAA,BCCCD
3.3AAA,BA,BBCCDD
4.7ABBBBCDEE
6.8A,BBBB,CCC,DDEE
10BCB,CCCDD
15BCCCC,DDE
22B,CCCDDEE
33CCC,DDDE
47CDDDE
68CDDEE
100CDD,EEE
150DD,ED,EE
220D,EEE
330D,EE
470EE

Зависимость отношения максимально допустимых рабочих напряженийконденсаторов от температуры среды

Надёжность конденсаторов
БезотказностьНаработка tλ,ч,
не менее
Интенсивность отказов конденсаторов, λ, 1/ч, не более
Предельно-допустимый режим
(0.63Uном, Tокр=125°С)
30 0005×10-7
Предельно-допустимый режим
(Uном, Tокр=85°С)
Облегченный режим
(0.2-0.6Uном, Tокр=55°С)
200 0005×10-8
Сохраняемость
Гамма-процентный срок сохраняемости конденсаторов Tcy при y=97%, лет, не менее
25
Значения электрических параметров конденсаторов при поставке
Uном, ВCном, мкФtg δ, %, 20 °C, 50 Гц, не болееIут, мкА, 20 °C, после 60 с, не болееRэпс, Ом, 20 °C, 100 кГц, не болееZ, Ом, 20 °C, 100 кГц, не более
43.380.5
4.7
6.8
103.94.0
150.63.433.5
220.93.9(B); 2.45(C)3(B); 2.5(C)
331.32.152.2
471.91.962.0
68102.71.561.6
1004.01.271.3
1506.00.880.9
2208.8
3301213.2
47018.8
6.32.280.5
3.3
4.75.5
6.84.44.5
100.62.943.0
150.92.94
221.42.152.2
332.01.761.8
47102.91.071.1
684.10.880.9
1006.0
1509.0
2201213.2
33019.8
47028.20.78
101.580.5
2.2
3.35.45.5
4.74.44.5
6.80.73.433.5
101.02.452.5
151.5
222.20.981.0
33103.31.56(C); 1.07(D)1.6(C); 1.1(D)
474.70.880.9
686.8
10010.0
1501215.0
22022.0
16180.5
1.5
2.25.45.5
3.34.95.0
4.70.83.924.0
6.81.12.452.5
101.62.5
152.41.761.8
22103.61.071.1
335.30.880.9
477.5
6810.9
1001216
15024
200.6880.5
1
1.5
2.26.4(A); 4.9(B)6.5(A); 5.0(B)
3.30.73.924.0
4.712.943.0
6.81.42.352.4
1021.861.9
151031.66(C); 1.07(D)1.7(C); 1.1(D)
224.41.571.6
336.60.880.9
479.4
681213.6
10020
250.4780.5
0.68
1
1.56.376.5
2.20.63.433.5
3.30.9
4.71.22.452.5
6.81.71.96(C); 1.37(D)2.0(C); 1.4(D)
10102.51.171.2
153.80.981.0
22125.50.880.9
338.3
320.3380.5
0.47
0.68
16.376.5
1.54.44.5
2.20.83.433.5
3.31.22.452.5
4.71.71.471.5
6.8102.41.271.3
103.50.981.0
15125.30.880.9
227.7
400.2280.5
0.33
0.47
0.68
16.176.3
1.54.214.3
2.20.83.433.5
3.31.52.252.3
4.71221.171.2
6.830.880.9
500.180.5
0.15
0.22
0.33
0.477.88.0
0.686.867.0
15.96.0
1.5100.83.94.0
2.21.12.452.5
3.31.71.962.0
4.7122.41.471.5
6.83.50.880.9

• — значения не нормируются

Пример условного обозначения при заказе:

КОНДЕНСАТОР К53-65 «C» — 16В — 10 мкФ ±10% АЖЯР.673546.004 ТУ

Всю необходимую информацию можно узнать, позвонив по телефону

Звоните нам: 8 (952)377-55-46

Присылайте факс: (812)640-06-25 доб. 32766

Или воспользуйтесь простой формой для заказа

Энтузиазм против системы

Необходимость замены ССН была очевидной, но главным было решение проблемы финансирования дальнейших работ. Инженеры еще могут работать «на свободных мощностях»: чертить, изобретать, рассчитывать за свой достаточно скромный оклад. А завод в целом – нет. Волгоград за просто так не сделает поковки для изготовления кислородного резервуара, Киев не даст приборы курса и креновыравнивания… Этих заводов десятки. Словом, нужны деньги, причем подпольные, о которых и знать-то должны три-четыре человека, не больше, ведь торпеда незаконнорожденная.

Как происходит по закону? Заинтересованными организациями согласованно готовится постановление Совета министров и ЦК КПСС. Исполнитель работ берет на себя обязательство разработать торпеду с заданными характеристиками. Открывается финансирование, выделяются деньги, за использованием которых наблюдают военные представители при исполнителе. За ними в свою очередь наблюдают финансисты Министерства обороны. Они не разбираются в технике и потому действовать могут только формально: законно или незаконно.

В ситуации с будущей 53-65К для ее разработки нужны хоть и сравнительно небольшие, но незаконные (поскольку нет ни постановления СМ и ЦК КПСС, ни ТТЗ) деньги. Где их взять?

Костыгов с Акоповым дали добро на изготовление 10 торпед опытной партии. Но главный риск этой незаконной операции взял на себя заместитель старшего военпреда МЗК Петр Колядин. Именно он поставил свою подпись под подложным финансовым документом – для флота, а военная приемка «как бы приняла» от завода 10 торпед 53-65, а УПВ (заказчик в те годы) заплатило за них заводу деньги. На эти деньги шли дальнейшая разработка торпеды и ее испытания.

Не прошло и полутора лет, как десять практических торпед опытной партии отправились на пристрелочный полигон. И стрельбы прошли без нареканий. Через три месяца отчет с положительными результатами испытаний был представлен начальнику УПВ ВМФ, начальнику Минно-торпедного института и директору «Гидроприбора».

В военном институте поморщились: мы обоснование не разрабатывали, техническое задание не выдавали, в испытаниях не участвовали и вообще это какая-то самоделка. У «Гидроприбора» на выходе 70 узлов (торпеда 53-65), вот это вещь! И зачем эта торпеда на 45 узлов? Военно-морской институт самоустранился от помощи заводу, не взял незаконнорожденную торпеду под свое научное крыло.

Конструкция и принцип работы

Конструкция торпеды G7a: 1 — взрыватель; 2 — учебная боеголовка; 3 — боеголовка; 4 — основное тело, хранилище топливного элемента; 5 — маркеры типа торпеды; 6 — хвостовая часть с мотором; 7 — рули погружения; 8 — рули поворота; 9 — дополнительный регулятор поворота; 10 — контрвращающиеся винты.

Для обоих типов торпед существует одинаковая схема расположения модулей. Последовательно от носа до хвоста: взрыватель, боевая часть, баллон с топливом, техническая часть с основными механизмами, винты, хвостовая часть с рулями. Однако, ведя, как успешные, так и не очень, боевые действия, флот нуждался в доработке и улучшении торпед и эта схема менялась тоже, хоть и не кардинально.

Движение

G7a

— В камеру сгорания двигателя торпеды, через клапан давления и переключатель, подается сжатый воздух, декатилен и распыленная охлажденная вода. При этом, по пути к камере сгорания, сжатый воздух проходил по дополнительным трубкам и под давлением приводил в движение иные системы торпеды (в том числе и ротор гироскопа). Воздушная смесь поджигалась специальным ударным воспламенителем. Сгорая, эти три элемента создают парогазовую смесь, что давит на цилиндры двигателя торпеды. Двигатель, в свою очередь, через две вставленные друг в дружку оси, вращает в разные стороны два соосных винта. При этом, та же парогазовая смесь, пройдя сквозь двигатель, стравливается наружу через отверстие в хвосте, приводя к появлению пузырькового следа.G7e — Эта торпеда приводилась в движение электродвигателем через те же две оси и винты. Двигатель питался двумя батареями, каждая на 110V. При этом отсутствие элементов отработки положительно сказывается на маскировке.

Стабилизация

Гироскоп торпеды TI (G7a)

Торпеды G7 имеют классическую систему стабилизации:Осевая

— разнонаправленные винты при вращении гасят момент импульса друг друга и торпеда не раскручивается при движении вперед;Курсовая стабилизация (наведение) — по гироскопу, который с помощью механической системы управлял хвостовыми рулями. Любое отклонение от курса порождало противодействие — обратное отклонение рулей до тех пор, пока торпеда не стабилизировалась полностью;Вертикальная стабилизация (глубина погружения) — датчик глубины, гидростат, что по строению напоминал барометр. Система управления аналогична горизонтальной, что применялась гироскопом.

Взрывчатая часть

Во всех модификациях торпеды использовалось 280 килограмм взрывчатки с кодировкой SW. Это твердая смесь гексанитродифениламина (NHD), алюминия и тринитротолуола. С каждым годом состав смеси и пропорции дорабатывался и улучшался — об этом свидетельствует изменение порядкового номера: SW-18, SW-36, SW-39. При конструктивной необходимости некоторые торпеды оснащались уменьшенным количеством взрывчатки в 274 килограмм (Falke, Zaunkonig, Zaunkonig-II).

Взрыватели

Взрыватель Pi 3

Pi (G7a)

— взрыватель образца 1934 года, использовался на обеих модификациях торпеды в первое время. При этом по сути он состоял из двух взрывателей — контактного AZ и неконтактного MZ. C 1939 неконтактная часть выключалась из-за несовершенства конструкции. По настоечным таблицам, согласно географическому положению корабля или подлодки, неконтактный модуль специальным кольцом на взрывателе настраивался на 16 различных магнитных зон планеты. Вне указанных зон этот тип взрывателя не использовался вообще.Pi G7a (A+B) — взрыватель образца 1939 года. Представляет собой усовершенствованный взрыватель Pi. Основная причина модификации — преждевременная детонация торпеды в воде при пуске.Pi 1 (Pi G7H) — взрыватель образца 1940 года. В этой модификации взрывателя предприняты первые шаги устранения неполадок взрывателя, найденные при «торпедном кризисе». Отсутствует неконтактный модуль. В итоге стал основным взрывателем до 1942 года.Pi 2 (Pi 39H) — взрыватель образца 1942 года. Вновь имеет два модуля. Контактный модуль — аналог Pi 1 (Pi G7H), неконтактный — полностью новый, переработанный.TZ3 сPi 3 — взрыватель образца 1943 года. Как видно с названия, присутствует улучшенная версия взрывателя Pi и неконтактный модуль TZ3 — доработанный с учётом итальянского опыта применения взрывателей SIC. Есть возможность использовать как любой из них в отдельности, так и оба сразу. При этом, взрыватель Pi 3 считался недостаточно надежным и его стали быстро заменять на последующий Pi 4.Pi 4 — взрыватель образца конца 1943 года, что поступал на вооружение вместе с модификацией торпеды TVI Falke. Доработан для острых углов атаки.TZ5 — неконтактный взрыватель образца конца 1943 год что устанавливался на торпеды TV Zaukonig. Мог использоваться вместе с взрывателем Pi 4.

LatLong.ru

Пересчет географических координат. Градусы -> градусы/минуты/секунды:

Пересчет географических координат. Градусы/минуты/секунды -> градусы: Определение высоты над уровнем моря по координатам: Форма поиска географических координат объекта на основе картографических сервисов Google или Yandex.

Примеры:Москва Новгородская обл., Бердск Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 38 55.7522,37.6156 (широта,долгота)

Недавно искали: 65с.ш 15 в.д (yandex) N 43.4869° E 43.603° (yandex) Ставрополь, ул. Тухачевского, 17 (yandex) Лысковский район д.неверово около газокомпрессорной станции (yandex) 66 с.ш 123 в.д. (yandex) 53°с.ш. 114°в.д. (yandex) 54,45 с.ш 18,07 в.д (yandex) цей (yandex) г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 2 (yandex) Широта 55.7558 Долгота 55.755 (yandex)

вулкан осорио (yandex) г. Москва, ул. Ухтомского Ополчения, д. 1 (yandex) 39 с.ш 57 в.д (yandex) гренландия (yandex) 37с.ш., 117з.д (yandex) 56 5934.2098, 65 5751.3299 (yandex) удмуртская республика, п. игра, с.зура ул, ленина, 36 (yandex) 34с.ш 139 в.д (yandex) Сыктывкар, Советская 63 (yandex) г. Москва, ул. Планетная, д. 7 (yandex)

43 с.ш 44 в.д (yandex) Вулкан Кермоор (yandex) 66 с.ш 60 з.д (yandex) Кольчугино, поселок зеленоборский владение 2 (yandex) 32 ю.ш. 152 в.д. (yandex) 53.489939, 51.533406 (yandex) 40 с.ш. 45 в.д. (yandex) 56 с.ш 38 в.д. (yandex) 53 с.ш. 27 в.д. (yandex) opera house (yandex)

55.341382, 59.444235 (yandex) 38 с.ш. 58 в.д. (yandex) 64 с.ш 178 в.д (yandex) 21 с.ш 106 з.д (yandex) 20 ю.ш. 47 в.д (yandex) Антарктида (yandex) Архангельск, пр. Ломоносова 142 (yandex) Амгуэма (yandex) %u0412%u0435%u043d%u0443%u0439 (yandex) яшьлек (yandex)

ФАД А-1147,8 (yandex) Трасса М7, 1062км. (yandex) Витязево (yandex) Веселый (yandex) $GPGGA,160044,55.7558,N,37.6173,E,1,08,0.9,188.3,M,13.3,M,,*48 (yandex) Гора ищерим (yandex) вулкан килиманджаро (yandex) 23º с.ш. 13º в.д (yandex) г. Москва, ул. Очаковская Б., д. 12, к. 5 (yandex) 461727 Оренбургская область, Асекеевский район, с. Старокульшарипово, ул. Центральная, 138 (yandex)

57 ,42 с.ш 40 в.д (yandex) с.ш. 45°0552в. д. 39°2604 (yandex) 66 с.ш 61 в.д (yandex) г.оленегорск ул.сыромятникова д.13а (yandex) 23 сш и 90 вд (yandex) 55 53 20 37 23 36 (yandex) 40 с ш 8 з д (yandex) Калининградская область,г.Светлый,ул.Железнодорожная,5 (yandex) 56 с.ш. 28 в.д. (yandex) г. Москва, ул. Академика Капицы, д. 34, к. /121 (yandex)

35 с.ш. 25 в.д. (yandex) 33 с. ш. 44 в. д (yandex) 64. 08 с.ш. 21.54 з.д (yandex) 9 с.ш. 39 в.д. (yandex) село Краснощелье (yandex) г. Москва, ул. Черемушкинская Б., д. 26, к. 4 (yandex) Lat: 55.982216 N Lon: 38.111301 E (yandex) г. Москва, п. Десеновское, п. Ватутинки, д. 46 (yandex) 34 ю ш 70 з д (yandex) Кировская область п Оричи (yandex)

АВТОДОРОГА *ВОРОНЕЖ-ТАМБОВ* 178 КМ (yandex) Тула улица проспект ленина 147 корпус 4 (yandex) космодром восточный (yandex) г. Москва, ул. Василисы Кожиной, д. 8, к. 2 (yandex) широта 54.824144: долгота 55.628698 (yandex) 44.825386, 35.037901 (yandex) г. Санкт-Петербург, п. Комарово, ул. Васильева, д. 10 (yandex) Широта 55.38731, Долгота 39.07994 (yandex) 48 с.ш. 52 в.д. (yandex) 41 с.ш 74 з.д. (yandex)

55.726343 N, 52.424832 (yandex) город Вашингтон (yandex) г. Кыштым , Ленина, 15 (yandex) Озеро Эри (yandex) 20 с ш 100 в д (yandex) N 56.031133° E 92.907563° (yandex) 66 с.ш. 120 з.д. (yandex) малоярославец (yandex) 43.576947 n 39.762788 e (yandex) 35 ю.ш. 59 з.д (yandex)

59 с.ш. 10 в.д. (yandex) 40 с.ш 45 в.д (yandex) 55.750519, 37.934599 (yandex) 53,5 с.ш. 121,5 в.д. (yandex) 72 ю.ш. 15 в.д. (yandex) 43 с.ш. 50 в.д. (yandex) озеро виннипег (yandex) 56с.ш. 47 в.д. (yandex) 42 с.ш. 79 в.д. (yandex) N45.56579763°, E8.05282006° (yandex)

Определение географических координат объекта по карте.

GoogleYandex

Ссылка на это место:

Twittear

ВконтактеFacebook ()

Носители торпедного оружия

Как уже говорилось выше, первым носителем торпедного оружия является подводная лодка, но кроме нее, конечно, торпедные аппараты устанавливаются и на другой технике, такой как, самолеты, вертолеты и катера.

Торпедные катера представляют собой легкие маловесные катера, оснащенные торпедными установками. Впервые использовались в военном деле в 1878-1905 годах. Имели водоизмещение около 50 тонн, с вооружением в 1-2 торпеды 180 мм калибра. После этого развитие пошло в двух направлениях – увеличение водоизмещения и способности держать на борту большего количества установок, и увеличение маневренности и скорости небольшого судна с дополнительными боеприпасами в виде автоматического оружия до 40 мм калибра.

Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.

В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.

В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.

На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока – 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.

Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов. Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости. Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.

При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

ПараметрG7a53-39Mk.15mod 0Тип 93
ПроизводительГерманияСССРСШАЯпония
Диаметр корпуса, мм533533533610
Вес заряда, кг280317224610
Тип ВВТротилТГАТротил
Предельная дальность хода, мдо 12500до 10000до 13700до 40000
Рабочая глубина, мдо 15до 14
Скорость хода, уздо 44до 51до 45до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.

Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами, которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя. Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 года

Восточном Кронштадтском рейдевинтомбалластарулями

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов, на конечных — 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте. Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов. В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Характеристики и модификации

53-38У

Одной из постоянных забот специалистов ЦКБ-39 являлось увеличение в торпедах веса ВВ. В 1939 г. группа конструкторов под руководством А. П. Белякова за счет удлинения боевых зарядных отделений (БЗО) увеличила вес ВВ в торпедах на 80—100 кг. Экспериментальная отработка показала, что торпеды 45-36Н и 53-38 с удлиненными БЗО практически не теряют своих ходовых качеств. В конце 1939 г. модернизированные образцы были приняты на вооружение. Называться они стали 45-36НУ и 53-38У. Одна из существенных особенностей торпеды 53-38У заключалась в том, что впоследствии она была оснащена неконтактным взрывателем.

Что давал неконтактный взрыватель торпеде? Во-первых, обеспечивал взрыв заряда ВВ под днищем корабля-цели, то есть в его наименее защищенной части, во-вторых, позволял менее точно определять осадку корабля-цели перед стрельбой. Первый отечественный неконтактный взрыватель (НВО) начал разрабатываться в 1927 г. еще в Остехбюро. Реагировал он на искажение кораблем вертикальной составляющей магнитного поля Земли. Предназначался взрыватель для торпед 45-12. На вооружение НВО был принят в 1932 г. Увы, первый блин оказался комом. Взрывателю были присущи два принципиальных недостатка: зависимость от широты места, требовавшая постоянной регулировки взрывателя, и его чрезмерная чувствительность к крену и дифференту торпеды. В результате частые срабатывания вынудили вскоре прекратить производство взрывателя. К работам привлекли и фундаментальную науку — Ленинградский университет, Институт земного магнетизма АН СССР. Работы возглавил сотрудник НИМТИ А. К. Верещагин. Испытания нового взрывателя проводились на Балтике в 1941 г.: «при стрельбе по судну „Тосно“ водоизмещением 2500 тонн взрыватель надежно срабатывал под килем на расстоянии 2,5 м. Самопроизвольных срабатываний не было». И все же взрыватель решили проверить и в других географических условиях. Испытания планировалось провести на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах. Однако началась война, пришлось ограничиться Северным флотом. Проведенные здесь стрельбы по эсминцу и транспорту дали положительные результаты. В 1941 г. НВС (неконтактный взрыватель стабилизированный) был принят на вооружение. На действующие флоты он поступил в 1942 г. В комплектации с НВС было выстрелено 243 торпеды. Отказов в работе взрывателя не отмечалось.

53-39

Основываясь на данных открытой печати, в СССР торпеду 53-39 назвали самой надежной и быстроходной торпедой в мире. В 1941 г. на государственных испытаниях удалось получить скорость хода 51 уз. Наилучшая из демонстрировавшихся публично (Тип 93 не в счёт) иностранных торпед (итальянская — вероятно, Silure Tipo W. 270/533,4 × 7,20 Veloce того же самого Фиумского завода Уайтхеда) в то время давала скорость хода на узел меньше. К разработке скоростной торпеды на базе торпеды образца 53-38 приступили в 1939 г. В результате ряда технических усовершенствований и напряженных длительных испытаний в июле 1941 г. эта торпеда была принята на вооружение и в течение войны осваивалась флотом. Торпеда была 3-режимная (позднее — 2-режимная), универсальная, предназначавшаяся для использования со всех классов надводных кораблей и подводных лодок. Увеличение скорости хода этой торпеды при сохранении дальности было достигнуто за счет увеличения энергетических ресурсов: воздуха, воды и керосина, а также модернизации двигателя. За создание торпеды 53-39 авторскому коллективу — инженерам Д. А. Кокрякову, В. Л. Орлову, Д. Н. Островскому и др. — была присуждена Сталинская премия. Недостатком торпеды был хорошо обнаруживаемый след, который остается после не растворяющихся в воде газообразных продуктов сгорания.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий