Техническое описание

(5.56  мм военный американский M855 (обычный шар, зеленый наконечник)) или Canada C77 (обычный шар, серый наконечник))

  • Фактический диаметр снаряда: 5,69  мм.
  • Длина корпуса: 44,70  мм
  • Длина патрона: 57,40  мм.
  • Масса снаряда: 4  г
  • Вес картриджа: 11,20  г
  • Начальная скорость: 1005  м / с или 3618  км / ч
  • Распространенные варианты: M856 Tracer (трассирующий, оранжевый наконечник), соответствующий L110 FN Herstal .

Сравнение с .223 Remington

5.56 × 45 имеет давление 430  МПа ( 62 366  фунтов на квадратный дюйм ), а .223 Remington имеет давление 380  МПа ( 55000  фунтов на квадратный дюйм ). Кроме того, горло 5.56 × 45 длиннее, чем у 223 Rem. Стрельба из 5,56 × 45 из оружия под патрон 223 увеличит давление до опасного уровня в более старом оружии, но может быть произведено из современного или более прочного оружия. Мы также можем стрелять патроном 223 в оружии под патрон 5.56 × 45 НАТО, но мощность будет меньше. Длинные канавки используются для высоких давлений выше 430  МПа ( 62 000  фунтов на квадратный дюйм ), как манометры Magnum от компании Weatherby. Это позволяет контролировать давление.

Существуют вариации веса и длины боеголовок, а также вариации веса и типа пороха в зависимости от страны-производителя, но боеприпасы «гражданские» и «военные» могут одинаково стрелять из любого оружия, имеющего патроны этого калибра . Это не редкость чтобы .223 Remington и 5.56 NATO сошли с одной производственной линии и продавались в двух разных упаковках.

Примечания

  1. Согласно правилам орфографии того времени — «Чесьма»
  2. 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча английский фрегат Shah атаковал торпедой перуанский монитор Huascar, но не попал в цель.
  3. позже — завод «Красная Заря», Санкт-Петербург.
  4. У биротативного двигателя ротор и статор имеют противоположные направления вращения, что позволяет подключать к нему винты с разнонаправленным вращением без применения редуктора.
  5. Циркулирующая торпеда отличается от обычной возможностью движения по заранее заданной сложной траектории, в простейшем случае — по кругу или спирали с небольшой скоростью.
  6. Жидкостно-реактивный двигатель.

Баллистические характеристики

Проникновение

Пуля 5.56 NATO (обозначение в США: M855) может пробить 3  мм стали на расстоянии более 600  м , однако вариант с перфорацией (обозначение в США: M995) может пробить 6  мм стали на расстоянии 550  м .

В 2010 году сообщалось, что M855 пробурил 10  мм стали на глубине 160  м, а M855A1 пробурил такую ​​же толщину на расстоянии 320  м .

Баллистические сравнения самых популярных боеприпасов для длинных орудий

В этой таблице приведены баллистические характеристики наиболее популярных боеприпасов для пистолета. Типичные полезные характеристики основаны на характеристиках наиболее часто встречающихся на рынке стандартных боеприпасов для сравнения.

Характеристики боеприпаса, т.е. его воздействие на цель, выражается в джоулях по формуле E = 1/2 MV 2, где M – масса, а V – скорость пули.

Ощущаемая в оружии отдача измеряется импульсом, выраженным в кг · м / с по формуле Q = MV.

Таким образом, боеприпасы калибра .270 Winchester обладают более высокими характеристиками, чем боеприпасы Mauser 7,57  мм (3670  Дж против 3035  Дж ), но вызывают эквивалентную отдачу (7,86  кг м / с против 7,89  кг м / с ).

Характеристики самых популярных боеприпасов для длинных пушек
Баллистические данные (рынок боеприпасов) типичная полезная производительность *
БоеприпасыДиаметр шара (мм)Диаметр шара (дюйм)длина патрона (мм)длина рукава (мм)вес тюка (г)вес тюка (зерно)скорость мин (м / с)максимальная скорость (м / с)Мин. Энергия (Дж)Максимальная энергия (Дж)Вес (зерно)Скорость (м / с)Энергия (Дж)Понижение ( кг м / с
. 22 LR5,56.22325,4015,601,9 – 2,630-40370500180260324402000,91
5,56 × 45  мм Nato .223 Remington5,69.22457,4044,703–430-6085099316701890 г.559881740 г.3,52
.222 Ремингтон5,69.22454,1043,204-550-778901090145016005095714853.10
.243 Винчестер6.20.24368,8351,904–662 – 909201240250029009094526005,51
.270 Винчестер7.00.28584,8064,50690–13091011003500400013093336707,86
7 × 57-  мм маузер7,24.28578.0057,008–12124–1807009003000370016076530357,93
7 × 64-  мм Бреннеке7,24.35584,0064,008–12124–1808209203300400016280033608,40
7-мм Rem Mag7.20.28484,0064,008-10124-15487011004000440015094543409,18
7,62 × 51-  мм Nato .308 Winchester7,80.30869,9051,206.5-8124–1507808602900360015086035948,36
.300 Win Mag7,80.30885.0067,008,7-13135-20090099045005000180900472510,50
30-06 Спрингфилд7,80.30885.0063,009-15140–2307508903800400018082539709,62
7,92 × 57  мм Маузер8,2232482.0057,0011-15170-2307208004800480020074035509,60
.338 Win Mag8,600,33884,8064,0011-15170-23076090035005300200900525011,66
9,3 × 62  мм Маузер9.300,36683,6062,0016–26240–35072080043005200250745449512.06
.375 H&H9,500,37591,0072,4016–26240–35070088255006300270800560014.00

Происхождение боеприпасов 5.56 для французской армии

Франция произвела SS109 под обозначением F4 вставного шара.

Производство легких боеприпасов французской промышленностью прекратилось в 1999 году после закрытия предприятия GIAT Industries в Ле-Мане , которое французские вооруженные силы импортировали из них.

В 2009 году Минобороны закупило около 32 миллионов патронов у пяти поставщиков. Его 5.56 SS109 (американское обозначение M855 и французское обозначение F5) в ATK (США) и Fiocchi Munizioni  (in) (Италия), чтобы смешать их с трассерами, предоставленными Metallwerk Elisenhütte GmbH (Германия), в Israel Military Industries (Израиль) для штатная пуля 5,56 и холостые боеприпасы. Армию поставляла компания ADCOM Military Industries ( Объединенные Арабские Эмираты ) для калибра 5.56 M193 (французское обозначение F3), но ей пришлось отказаться от этого поставщика из-за сбоев, которые приводили в среднем к двум инцидентам на миллион выпущенных патронов.

Швейцарские производители также снабжали французские войска. В 2014 году ожидалось, что он получит около 100 миллионов от трех поставщиков картриджей 5.56, каждый из которых обеспечит одну треть объема: Companhia Brasileira de Cartuchos  (in) (Бразилия, материнская компания с 2007 года Elisenhütte Metallwerk GmbH), BAE Systems (Великобритания). ) и Alliant Techsystems (США).

Эффективность НАТО 5.56

Несмотря на меньший калибр и мощность, чем у других винтовочных боеприпасов, 5.56 NATO демонстрирует значительную разрушительную способность. Для объяснения этой эффективности выдвигаются три причины:

  • из-за своей длинной и сбалансированной формы сзади он часто наклоняется вокруг своей оси при попадании в цель. Он вращается сквозь него, нанося больше повреждений, чем пистолет. Это явление встречается во многих военных боеприпасов, в частности, 5,45 × 39  мм M74 , советский конкурент на 5,56 НАТО, который оптимизирован для наклона своей оси при ударе. Тем не менее его эффективность оспаривается;
  • на расстоянии менее 100 метров напряжения, которым пуля подвергается при ударе, достаточно велики, чтобы вызвать ее разрыв, что приводит к значительным повреждениям. Аналогичное явление происходит, когда он ударяется о кость, которая затем разбивается на мелкие фрагменты. Пули фрагментированию или деформируя при ударе были запрещены с первой Гаагской конференции в 1899 году . Это открытие защищает Мартин Факлер , бывший военный хирург в армии США, и в результате американские войска использовали Colt M4 для получения более хрупкой пули, чтобы сохранить способность к осколку, несмотря на более низкую начальную скорость, вызванную уменьшенной длиной ствола.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года
Тип Год разработки Калибр, мм Длина, м Полная масса, кг Масса ВВ, кг Дальность хода, м Скорость хода, узлов Тип двигателя Применяемость
Александровского24-дюймовая 1868 610 5,82 1000 762 6-8 1-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Александровского22-дюймовая 1868 560 7,34 1000 10-12 1-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Александровского24-дюймовая мод. 1875 610 6,1 18 2-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Whitehead обр. 1876 г. 1876 381 5,73 350 26 400 20 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1880 г. 1880 381 4,56 324 33 400 20 2-цилиндровыйвоздушный минные катера
Whitehead обр. 1882 г. 1882 355 3,35 197 40 550 21 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1886 г. 1886 381 5,52 391 40 600 24 2-цилиндровыйвоздушный броненосцы
Whitehead обр. 1889 г.тип «В» 1889 381 5,52 395 80 600 22 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1889 г.тип «О» 1889 381 5,52 420 80 600 25 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1894 г.тип «С» 1894 381 5,52 455 80 600 27 3-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1897 г.тип «С» 1894 381 5,2 426 64 400900 3025 3-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л» 1894 381 5,18 430 64 400900 3025 3-цилиндровыйвоздушный крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1904 г. 1904 450 5,13 648 70 8002000 3325 3-цилиндровыйвоздушный крейсера, миноносцы
Schwartzkopff В/50 1904 450 3,55 390 50 800 24 3-цилиндровыйвоздушный подводные лодки, крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1907 г. 1907 450 5,2 641 90 60010002000 403427 3-цилиндровыйвоздушный подводные лодки
Whitehead обр. 1908 г. 1908 450 5,2 650 95 100020003000 383428 4-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л» 1910 450 5,2 665 100 1000200030004000 38342925 4-цилиндровыйвоздушный
45-12 1912 450 5,58 810 100 200050006000 433028 2-цилиндровыйвоздушный надводные корабли
45-15 1915 450 5,2 665 100 200050006000 433028 4-цилиндровыйвоздушный подводные лодки
53-17 1917 533 7,0 1700 265 3000 32 3-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала

Разработка

Кобура 5,56 мм НАТО, вид сверху

Кобура НАТО 5,56 мм, вид спереди

Столкнувшись с чрезмерной мощностью 7,62-мм патрона НАТО, который вызывает значительную отдачу для легкого оружия, требует большего количества сырья и из-за своего веса и объема ограничивает количество патронов, которые солдат может взять в Операцию, идея Легкие и быстрые боеприпасы, адаптированные к текущим боевым дистанциям (примерно 300  м ), рождаются в исследовательских службах американской армии.

В середине 1950- х годов на смену 7,62 мм НАТО в качестве основного военного патрона вооруженных сил США были выбраны три патрона калибра .224   : .222 Winchester , .224 Springfield и .222 Special . Последний был разработан Юджином Стоунером из Armalite . Все являются модернизированными версиями патрона .222 Remington . Среди прочих был выбран .222 Special, который вскоре стал известен как .223 Remington .

.223 Remington впервые появился в 1957 году как военный экспериментальный патрон в штурмовой винтовке Armalite AR-15 . В году он был официально принят на вооружение армии США под обозначением 5.6  mm Ball M193. Он используется в винтовке выборочного огня M16, которая основана на оригинальной конструкции AR-15. Этот патрон – работа Роберта Хаттона, который был техническим редактором журнала Guns & Ammo и владел стрелковым полигоном в Калифорнии . Одно из требований к патрону состоит в том, чтобы на высоте 450 м снаряд имел  скорость больше, чем скорость звука (около 340  м / с или 1225  км / ч на уровне моря), чего нельзя достичь с .222 Remington. . Работая с Юджином Стоунером, Боб Хаттон вытягивает патрон немного длиннее, чем .222, и просит Sierra создать снаряд боаттэйл весом 55 гран , то есть с очерченным силуэтом, похожим на заднюю часть лодки. Эта форма лучше проникает в воздух и, следовательно, менее быстро теряет свою начальную скорость. Эта комбинация позволяет удовлетворить требования.

В конце 1970-х годов компания FN Herstal предложила для ручного пулемета FN Minimi улучшенную версию НАТО 5.56 под названием SS109 (принят на вооружение под названием M855 в американской армии), который сегодня является стандартом НАТО и чей корпус содержит сталь для улучшения некоторых его баллистических характеристик, а также проникающей способности. Однако он требует другого шага планки ствола (1 оборот каждые 7 дюймов) по сравнению с тем, который используется для .223 Remington (1 оборот каждые 12 дюймов). Некоторые производители решили поцарапать оружие со скоростью 1 оборот на 9 дюймов, чтобы обеспечить приличную точность с двумя версиями боеприпасов.

РАТ-52

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РАТ-52РАТ-52М

Торпеда предназначена для прицельного торпедометания по надводным кораблям с осадкой 2 м и более. Войсковые испытания торпед РАТ-52 проходили в сентябре-ноябре 1953 г. на Черном море. В ходе этой серии испытаний самолетами Ил-28Т и Ту-16Т 943-го МТАП сброшено 54 торпеды, вероятность поражения целей составила 0,17-0,38. Всего же за все время испытаний произведено около 700 сбросов и пусков торпед РАТ-52. В ходе учений установлено, что для атаки конвоев транспортов эффективно групповое применение торпед РАТ-52 с высот от 4000 м до 13000 м. Вероятность попадания в цель одиночной торпеды была 0.02%. Позже торпедоносные авиаполки отрабатывали и применение РАТ-52 с самолетов с наведением по данным РЛС ПСБН-М, что являлось фикцией т.к. данная РЛС не может определить характер движения цели, без чего невозможно прицельно применять торпеды РАТ-52.

Серийное производство торпед РАТ-52 во второй половиге 1950-х годов передано на завод “Дагизель” в г.Каспийск. Конструкция – выполнена с применением легких сплавов. Компоновка – боевое зарядное отделение, приборный отсек, кормовое отделение с РДТТ и рулевыми машинками, парашютная система. В носовой части корпуса устанавливалось стальное носовое крыло с углом атаки 23 градуса – для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода.

Для предотвращения коррозии торпеды хранились в специальных контейнерах, заполненных азотом.

Парашютная система состоит из малого тормозного парашюта площадью 0,2 кв.м – уменьшает скорость снижения торпеды до 150-200 м/с, и большого парашюта площадью 2 кв.м, уменьшавшего скорость снижения до 55-75 м/с. В систему торпедометания входило также цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны, предотвращавшие вращение торпеды относительно ее продольной оси, и автомат раскрытия парашюта ПАС-1

Система управления и наведение:– воздушный участок траектории – инерциальная система управления с тремя гироскопами – курса, носовой и элеронный; управление осуществлялось элеронами. стабилизация осуществлялась цилиндрическим стабилизирующим кольцом и элеронами. Для торможения торпеды во время полета так же применялись система из малого пропеллерообразного и большого (открывался на высоте 500 м) парашютов с автоматом раскрытия ПАС-1. В момент входа в воду отделялась парашютная система.

– подводный участок траектории – по первоначальному проекту предполагалась установка на торпеду акустической системы самонаведения (ССН), но в процессе проектирования от ССН отказались и торпеда стала прямоидущей. Система управления включала в себя систему креновыравнивания, гироскопический прибор курса и безынерционный гидростатический аппарат. После входа в воду торпеда проваливалась на глубину до 20 м и приводилось в горизонтальное положение с помощью носового крыла, которое предназначалось для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода. далее крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался маршевый РДТТ.

Для прицеливания на торпедоносцах использовался радиолокационный прицел ПСБН-М и оптический ОПБ-6СР. Подвеска торпед осуществлялась на самолетный держатель ДЕР-53Т. Взрыватель контактный инерционный.Двигатель – РДТТ (воздушный и подводный)

Тяга двигателя – 800-1200 кг (на стадии проекта, зависит от температуры заряда РДТТ)Масса заряда топлива – 74 кгВремя работы двигателя – 16-19 сек

ТТХ торпеды:

Калибр – 450 ммДлина – 3897 ммРазмах оперения – 750 мм

Масса – 627 кгМасса учебного варианта – 500 кг Масса БЧ – 243 кг

Дальность подводного хода – 520-600 м (в зависимости от температуры заряда РДТТ)Дальность хода после окончания работы РДТТ – 60 мСкорость полета – 160-180 м/с Скорость подводного хода – 58-68 узлов (в зависимости от температуры заряда РДТТ)Глубина хода маршевая – 2-8 м (устанавливалась штурманом самолета-торпедоносца перед сбросом торпеды)Время боевой работы торпеды при сбросе с высоты 2000 м – 35 сек (в т.ч. 26 сек – воздушный участок)

Вероятность поражения кораблей (по результатам полигонных и войсковых испытаний):

Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами, которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 года

Восточном Кронштадтском рейдевинтомбалластарулями

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов, на конечных — 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий