3М-30 Булава

Дорога в будущее

Сейчас российские военные заказали восемь крейсеров проекта 955 (955А «Борей-А»), на каждом по 16 ракет «Булава». Эти лодки будут введены в строй к началу 2020-х годов, они профинансированы по идущей к завершению Государственной программе вооружений на 2011–2020 годы.

Что будет дальше? Во-первых, флот наконец избавится от советского наследия в виде уходящих лодок проектов 667БДР и 667БДРМ. Напомним, что СССР хотел избавиться от них уже к середине 2010-х годов. Во-вторых, этот вывод потребует дополнительной серии лодок-ракетоносцев — в пределах 6–8 штук.

Вот что это будут за лодки, пока неясно. В 2017 году сообщалось, что сейчас в России ведется разработка глубоко усовершенствованных ракетоносцев «Борей-Б», которые должны были строить с 2023 года в количестве «не менее четырех единиц».

Однако весной 2018 года появилась новая информация. «Борей-Б» признан не проходящим в государственную программу вооружений 2018–2027 годов по критерию «стоимость-эффективность». Вместо нее, как сообщали источники в оборонной промышленности, с 2023 года будет продолжено серийное строительство нынешних «Бореев-А» в количестве шести единиц.

Тем самым, будут реализованы советские планы по вводу в строй 14 ракетоносцев проекта 955 и 955А — хотя и с другим вооружением.

Уход и хранение булав

Как и любой спортивный снаряд, булавы требуют тщательного ухода и хранения. Не зря художественная гимнастика с булавами выглядит особо чарующе – эти необычные предметы делают яркий акцент на выступлении, поэтому и выглядеть должны безупречно.

Наиболее подвержены загрязнениям средние резиновые булавы, поэтому после занятий их необходимо тщательно протирать. Хранить булавы, безусловно, нужно в чехлах. Некоторые производители булав выпускают и такие чехлы – к примеру, venturelli булавы можно легко упаковать в чехол этой же компании. Однако и многие отечественные компании производят достойные чехлы для булав для художественной гимнастики

При выборе такого чехла важно, чтобы он не только защищал от пыли и грязи, но и смог предотвратить появление царапин

Идеально подходящие снаряды для занятий художественной гимнастикой позволят не только украсить выступление, но и помогут спортсменке выполнить все элементы четко, слаженно и правильно

Поэтому важно детально изучить особенности всех снарядов перед покупкой

Позади не один пуск

Первый пробный запуск баллистической ракеты был произведен 23 сентября 2004 года с подводной лодки «Дмитрий Донской» в Северодвинске. Это событие ознаменовало начало серий испытаний уже готовой продукции. Стало ясно, что оружие «Булава» может быть поставлена на подводных лодках. Спустя почти год на Камчатке был совершен второй пуск ракеты, во время которого боевые блоки с успехом поразили нужные цели на предназначенном для испытаний полигоне. Через месяц «Булава» вновь показала себя с лучшей стороны, справившись с поставленной военными задачей.

В течение двух лет все последующие испытания баллистической ракеты не были столь успешными: российское оружие — ракета «Булава» — то полностью отклонялась от намеченного курса, то неожиданно самоликвидировалась, то не все боевые головки ракеты достигали нужной цели. В дальнейшем было принято решение поменять не только завод, на котором производилось мощное оружие, но и состав конструкторов и разработчиков.

Возможно, проблемы с пуском ракеты можно объяснить там, что оружие, предназначенное для «работы» на море, конструировали специалисты по сухопутным проектам. Впоследствии «Булаву» стали выпускать на предприятии «Московский машиностроительный .

Маневренность и неуязвимость

Что говорят в ответ на это приверженцы жидкотопливных традиций? Наиболее характерное возражение принадлежит Герберту Ефремову в его заочной полемике с руководством МИТ. С его точки зрения, разница в активном участке между ракетами с ЖРД и РДТТ не так уж велика и не столь важна при прохождении ПРО по сравнению с гораздо более высокой маневренностью. При развитой системе ПРО придется значительно ускорить распределение боеголовок по целям с помощью так называемого автобуса — специальной ступени разведения, которая, каждый раз меняя направление, задает направление очередному боезаряду. Оппоненты из МИТ склоняются к отказу от «автобуса», считая, что головки должны иметь возможность маневрировать и наводиться на цель самостоятельно.

Критики идеи возрождения тяжелых жидкотопливных ракет указывают при этом на тот факт, что вероятный преемник «Сатаны» непременно будет ракетой шахтного базирования. Координаты же шахт известны вероятному противнику, и в случае попытки нанесения им так называемого обезоруживающего удара места дислокации ракет несомненно окажутся среди приоритетных целей. Однако в шахту не так-то легко попасть, и еще труднее ее разрушить, при том что, например, мобильные комплексы «Тополь-М», тихоходные и передвигающиеся по открытой местности в строго заданном районе, уязвимы в гораздо большей степени.

Замена ракеты шахтного базирования. Техника не вечна, тем более такая, от которой зависит слишком много. Стратегические ядерные силы приходится обновлять. В наши дни в шахты вместо монстров эпохи «холодной войны», бравших по 6−10 боезарядов, устанавливают легкие моноблочные твердотопливные «Тополя-М». Одна ракета — один боезаряд. Сейчас в шахтном варианте развернуто около пяти десятков «Тополей-М». Конструктивное развитие «Тополя-М» — ракета Р-24 «Ярс», хоть и вмещавет в себя три боезаряда, существует только в мобильном варианте и в штучных количествах.

Проблема ядовитого гептила сейчас решается методом ампулизирования ракетных баков. Гептил же, при всей своей фантастической токсичности, является уникальным по энергетической плотности топливом. Кроме того, он весьма дешев, ибо получается как сопутствующий продукт в химическом производстве, что делает «жидкостный» проект более привлекательным с точки зрения экономики (как уже говорилось, твердое топливо весьма взыскательно к технологическому процессу, а потому весьма дорого). Несмотря на некоторую демонизацию НДМГ (гептила), который в общественном сознании связан исключительно с военными проектами и возможными экологическими катастрофами, это топливо используется во вполне мирных целях при запусках тяжелых ракет «Протон» и «Днепр» и с ним давно научились вполне безопасно работать, как работают со многими другими применяющимися в промышленности веществами. Лишь недавний случай с аварией над Алтаем грузового «Прогресса», везшего груз гептила и амила на МКС, вновь слегка подпортил репутацию несимметричного диметилгидразина.

С другой стороны, вряд ли в деле эксплуатации МБР цена на топливо имеет принципиальное значение, в конце концов баллистические ракеты летают крайне редко. Еще один вопрос заключается в том, во сколько обойдется возможное создание тяжелого носителя, при том что «Булава» уже поглотила многие миллиарды. Очевидно, что кооперация с Украиной — это последнее, на что пойдут наши власти и военно-промышленный комплекс, ибо бросать такое серьезное дело на произвол волатильного политического курса никто не станет.

Вопрос о будущих составляющих российских стратегических ядерных сил слишком близок к политике, чтобы оставаться чисто техническим вопросом. За сравнением концепций и схем, за полемикой во власти и в обществе, разумеется, стоит не только сопоставление рациональных соображений, но и конфликты интересов и амбиций. У всех, конечно, своя правда, но хотелось бы, чтобы в итоге возобладал общественный интерес. А уж как он будет обеспечен технически, пусть решают специалисты.

Статья «Тяжела ли наша «Булава»?» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).

Описание ракеты «Булава»

Полной информации о технических характеристиках Р-30 нет, она засекречена.

Ракета Р-30 «Булава» состоит из трех твердотопливных ступеней и ступени разведения боевых частей. Есть мнение, что ступень разделения блоков работает на жидком топливе, однако, это вызывает сомнения, так как МИТ специализируется на твердотопливных системах. В ракете использовано топливо пятого поколения с высокой энергетической эффективностью.

Корпус ступеней ракеты создан из композитных материалов, с использованием арамидного волокна высокой прочности, что позволяет увеличить давление в камере сгорания и получить более высокий импульс.

Двигатель первой ступени запускается сразу после выхода ракеты из воды. Двигатель первой ступени работает до пятидесятой секунды полета. Двигатели второй ступени работают до девяностой секунды полета, после этого включаются двигатели третьей ступени. Информация о характеристиках и конструкции ступени разведения боевых частей очень скудна.

После прохождения зоны блокирующих ядерных ударов, отделяется головной обтекатель. Ракета «Булава» оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения, которая состоит из шести (по другой информации, из десяти) боевых блоков. Они имеют небольшие габариты, коническую форму и высокую скорость полета. Также в ступени разведения блоков находится комплекс преодоления противоракетной обороны противника, но о его устройстве и характеристиках мы ничего не знаем. Боевые блоки ракеты «Булава» имеют высокую степень защиты от ядерного взрыва.

Существует непроверенная информация об изменениях принципа разведения боеголовок ракеты «Булава». В некоторых источниках сообщается, что боевые блоки ракеты могут свободно маневрировать, также разработчики заявляют об очень высокой точности наведения по сравнению с предыдущими советскими и российскими ракетами. По их мнению, именно этот фактор сможет компенсировать сравнительно небольшую мощность боевых частей, на что неоднократно указывали критики Р-30. Радиус отклонения боевых частей – не более 200 метров. Генеральный конструктор ракеты Соломонов утверждает, что «Булава» имеет более высокую степень живучести, чем ракеты предыдущих поколений.

Система управления «Булавы» — астрорадиоинерциальная. Бортовой вычислительный комплекс обрабатывает данные полученные от оптико-электронной аппаратуры, которая во время полета определяет координаты ракеты, изучая расположение звезд, а также обмениваясь информацией со спутниками информационной системы ГЛОНАСС.

Видео о ракете Булава

Ракета Р-30 «Булава» отправляется в полет из специального контейнера, установленного в пусковой шахте ракетоносца, с помощью порохового аккумулятора. Возможен залповый запуск всего боекомплекта, находящего на борту подводной лодки. Пуск осуществляется как в подводном, так и надводном положении.

По оценкам специалистов, российская промышленность может изготавливать до 25 ракет Р-30 «Булава» в год.

Другими словами

Булава – оружие уникальное. Она имеет множество модификаций, что стало возможным благодаря повсеместному распространению. В странах Востока булаву называли «буздыхан» или «буздыган», ее навершие было округлым. В Европе оружие называлось «тесак» и имело вытянутую, грушевидную или брускообразную форму. На Западе традиционные булавы снабжали шипами и ребрами, и называли их «шестоперами» или «перначами». Первый вариант булавы немцы прозвали «утренняя звезда», ведь всего один удар незамысловатого оружия мог прорвать крепчайшую броню и сразить противника. Приспособление, оснащенное острыми перьями, называли еще «кулачной булавой».


Дальней родственницей булавы является палица или «траншейная дубинка», как стали называть ее в ходе Второй мировой войны. В Индии и Персии оружие дополняли закрытым эфесом, что являлось основным отличием всего оружия тех стран. Булава – оружие казаков, они ее называли «насека». Лишь появление и распространение пистолетов отодвинуло булаву и ее сестер на второй план, а потом и вовсе «выжило» их с полей сражений.

И это не рекорд

К настоящему времени произведено 32 испытательных пуска “Булавы”, 22 из них признаны успешными (в ходе первого запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) – частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 22 мая 2018 года, когда была запущена целая серия из четырех ракет.

“Надо полагать, именно эти успешные запуски 22 мая во многом повлияли на принятие на вооружение Военно-морского флота баллистической ракеты морского базирования Р-30 “Булава”, – полагает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По словам эксперта, некоторым наблюдателям временной отрезок от начала испытаний до принятия ракеты Р-30 на вооружение (почти 14 лет) представляется очень большим. Однако в истории отечественного вооружения и военной техники есть и куда более впечатляющие примеры.

В частности, истребитель МиГ-19 совершил первый полет 5 января 1954 года. Эта боевая машина эксплуатировалась до середины 1970-х годов и была выпущена в количестве 6,5 тыс. единиц. Однако официально на вооружение истребительной авиации ПВО и ВВС истребитель принят так и не был.

Аналогичная судьба постигла первый советский сверхзвуковой истребитель-перехватчик, бомбардировщик, разведчик, учебно-тренировочный самолет и самолет РЭБ Як-28. Размноженный в количестве более 1100 единиц, самолет так и не был принят на вооружение, хотя эксплуатировался в СССР более двух десятков лет.

По мнению Макиенко, по сравнению с МиГ-19 и Як-28 больше повезло сверхзвуковому стратегическому бомбардировщику Ту-160. Впервые эта машина была поднята в воздух 18 декабря 1981 года. К 1991 году на аэродром “Прилуки” (Украина) поступили 19 самолетов, из которых были сформированы две эскадрильи.

В январе 1992 года российский президент Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолета B-2. К этому времени было выпущено 35 машин. Но официально на вооружение бомбардировщик к тому времени принят так и не был. Это произошло только в 2005 году.

Считается, что во многом на принятие на вооружение комплекса Ту-160 повлиял полет президента Российской Федерации на самолете этого типа.

В 2005 году Владимир Путин на борту стратегического бомбардировщика Ту-160 “Павел Таран” вылетел в район учений Дальней авиации и Северного флота. Вскоре после этого машина была принята на вооружение.

Таким образом, от первого полета стратегического бомбардировщика Ту-160 в 1981 году до его принятия на вооружение в 2005 году прошло почти 24 года. Вполне возможно, что это своеобразный рекорд.

В некоторых источниках приводится версия, что ракета “Булава” была принята на вооружение Военно-морского флота России еще в 2011 году, а пуски, которые проводились с тех пор, были и испытательными, и проверочными, необходимыми для поддержания ракет в боеготовом состоянии. Надо заметить, что подобное мнение не основывается на какой-либо серьезной доказательной базе.

Российская твердотопливная баллистическая ракета Р-30 “Булава” комплекса Д-30 комплектуется термоядерной боевой частью, которая представляет собой десять боевых блоков индивидуального наведения, каждый мощностью по 150 килотонн. Стартовая масса ракеты достигает 38,6 тонны. Максимальная дальность стрельбы – 8000-9300 км.

Штатными носителями Р-30 являются ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 “Борей”. На каждом из них по 16 пусковых установок комплекса Д-30. Сегодня в строю подводных сил ВМФ три РПК СН проекта 955 – К-535 “Юрий Долгорукий” на Северном флоте, К-550 “Александр Невский” и К-551 “Владимир Мономах” – на Тихоокеанском флоте. Завершает испытания РПК СН “Князь Владимир”. В состав Северного флота лодка войдет в 2019 году.

На разных степенях постройки находятся субмарины проекта 955 “Князь Олег”, “Генералиссимус Суворов”, “Император Александр III” и “Князь Пожарский”. Предполагается сооружение еще шести лодок этого типа.

Михаил Ходаренок

Отзвук истории

Примечательно, что оружие с многовековой историей и современные разработки в области обороны и ракетостроения имеют одинаковое название. Булава – оружие богатырей не только средних веков, но и бойцов наших дней. Разработчики не зря назвали свое детище именно так, ведь они постарались дать современной баллистической ракете громкое имя и наделить ее особенной силой.

Булава прошлых столетий и сегодня – два совершенно разных оружия как по внешнему виду, так и по функциональному назначению. Остается надеяться, что звучное название станет одним из залогов успешной работы команды конструкторов, испытателей и разработчиков. Несмотря на ряд проблем с испытаниями, мы верим, что главное оружие России – «Булава».

Теперь вы знаете почти все о грозном баллистическом боекомплекте. Мы представили историю рождения, важные характеристики ракеты «Булава», фото. Оружие это еще не окончательно поставлено на вооружение, но уже имеет определенные заслуги. На «Булаву» военные возлагают большие надежды, поэтому работа над громким проектом не прекращается.

Ракеты страшных дней России

История конкурса «Булава» тянется во вторую половину 1990-х годов, когда российские военные выбирали ракету для перспективных лодок-ракетоносцев проекта 955 «Борей».

«Бореи» — продукт еще середины 1980-х годов. Сначала их было два, один поменьше (проект 935), другой «стандартный» (это как раз 955). От проекта 935 довольно быстро отказались: советский флот исключал нишевые проекты, стремясь к унификации.

Вопреки расхожему мифу, «Борей» не проектировался под комплекс Д-19УТТХ «Барк» с ракетой массой 80 тонн (почти 90 т с учетом оборудования стартовой амортизации). Родной стратегический комплекс этой лодки — Д-31, и ракета его должна была быть массой поменьше, примерно как американская Trident II. «Барки» же должны были пойти на модернизацию тяжелых подводных крейсеров проекта 941, оснащенных обычным Д-19, и все 1990-е годы планировалось посвятить этому переоснащению.

Булава_6

Ракетный комплекс Д-19УТТХ «Барк»

Фото: militaryrussia.ru

По планам развития советского флота после 2014 года все морские стратегические силы впервые в истории должны были стать однородными и представляли бы собой только 14 однотипных лодок проекта 955 с 12 ракетами комплекса Д-31 на каждой. Об этом, в частности, писал в своих воспоминаниях один из руководителей советского подводного судостроения Валентин Мурко.

Однако разработка комплекса Д-31 зависла на самой начальной стадии: шел распад СССР. Комплекс «Барк» тоже не был готов, но он хотя бы уже был в железе: велось производство испытательных изделий и наземная отработка, включая огневые испытания на стендах, а в ноябре 1993 года ракета впервые полетела. Хотя этот запуск и был неудачным, как и остальные два, проведенные в 1994 и 1997 годах, но налицо была хотя бы материальная часть, пытающаяся летать, а Д-31 оставался по большей части на бумаге.

Так как в государстве денег не было и их становилось все меньше, то в 1995 году указом президента Бориса Ельцина принимается волевое решение: единым комплексом морских стратегических сил на перспективу назначить «Барк», вследствие чего «Борей» перепроектировать под него. Головную лодку — «Юрий Долгорукий» (первоначально было желание назвать ее «Санкт-Петербург») — закладывают в Северодвинске в ноябре 1996 года, но ее строительство не то чтобы развивается быстро, из-за понятных финансово-производственных осложнений.

Переделка «Борея» под более длинный «Барк» вызвала изменение формы корпуса. Фотографию модели такого проекта с 12 ракетными шахтами и характерно поднятым горбом можно найти в интернете. Надо понимать, что военные крайне сдержанно относились к комплексу Д-19 и его наследнику «Барку».

Несмотря на уникальные боевые характеристики этих ракет, несущих по 8-10 ядерных боеголовок среднего класса мощности, основную критику вызывали их размеры. Генерал Владимир Дворкин, в те годы руководивший 4-м (ракетно-ядерным) НИИ Минобороны, писал о так называемой «неустранимой проблеме размерности» комплексов Д-19, вызвавшей среди военных требования создать ракету (и лодку, следовательно) поменьше.

Именно здесь следует искать причины отказа от «Барка», а, естественно, не в трех неудачных пусках, что нормально для новой ракетной системы. Кроме того, локализация ракеты привела к отказу от высокоэнергетического твердого топлива первой ступени, производившегося на Павлоградском заводе (Украина), с заменой на российской аналог с более низкими характеристиками.

Булава_2

Во время залпового пуска баллистических ракет «Булава» с ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота РФ «Юрий Долгорукий»

Фото: ТАСС

Военные отказались тянуть за собой 80 т, и в новом конкурсе потребовали сделать небольшую (30 тонн) ракету, рассчитанную на блоки малого класса мощности, но при этом выполненную с новейшими требованиями по противодействию перспективной ПРО США, включая настильную траекторию.

Конкурс «Булава» выиграл Московский институт теплотехники, до того успешно локализовавший советский проект ракетного комплекса «Универсал», разрабатывавшегося им пополам с днепропетровским КБ «Южное», — в итоге получился пресловутый «Тополь-М».

От модернизации лодок проекта 941 на «Барк» отказались, и постепенно вывели их из состава, оставив только «Дмитрий Донской», который переоборудовали для испытаний «Булавы».

Тактико-технические характеристики

Ракету Р-30 «Булава» уместно сравнить с американским вторым «Трайдентом», в ответ на который она и создавалась. Стоит помнить, что «Трайдент-2» приняли на вооружение в 1990 году – почти за 30 лет до отечественного комплекса.

Р-30 «Булава»UGM-133A “Trident-II”
Стартовая масса, т36,859
Забрасываемая масса, т1,152,8
Боевые блоки6х150 кт12х100 кт/8х475 кт
Максимальная дальность, км930011300/7800
Круговое вероятное отклонение350120

По сравнению с американским «Трайдентом» Р-30 значительно легче, несколько меньше по габаритам, уступает по максимальной мощности боевой части. В то же время «Трайдент», снаряжённый зарядами W88, имеет меньшую дальность. Главным же козырем «Булавы» является её повышенная живучесть за счёт сокращённого активного участка полёта и корректируемых боеголовок.

Большое количество неудачных испытательных запусков в своё время вызвало отрицательную оценку проекта в прессе. В ответ на это разработчики и военные ссылались на то, что процент успешных запусков ракет Р-29РМ был даже меньше, и происходит неизбежное выявление «детских болезней». После завершения испытаний отношение к «Булаве» в медиа поменялось – теперь оценка стала доходить до восторженной.

Количество несущих службу и строящихся субмарин проекта 955 – восемь. При этом ракетоносцы «Огайо», ответом на которые и должны были стать новые корабли, планируется начать списывать в конце 2020-х годов.

Что придёт им на смену – пока неизвестно. И вопрос о том, насколько быстро Р-30 потребует замены, пока открыт. В любом случае уже то, что «Булава» дошла до принятия на вооружение – можно считать удачей.

https://youtube.com/watch?v=IQ5IsOOF02c

Актуальность выбора

Тема сравнительных достоинств и недостатков жидкостного и твердотопливного ракетных двигателей также весьма обсуждаема, и причины тому две. Первая — это будущее российских БРПЛ и вообще морской составляющей ядерной триады. Все стоящие ныне на вооружении БРПЛ разработаны в ГРЦ Макеева (г. Миасс), и все они построены по жидкостной схеме. В 1986 году макеевцы начали работу над твердотопливной БРПЛ «Барк» для ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». Однако в 1998 году после неудачного пуска проект был закрыт, и тему твердотопливной морской ракеты передали Московскому институту теплотехники, как было сказано, для унификации изделия с «Тополем-М». «Тополь-М» — детище МИТ, и опыт создания твердотопливных ракет в этой фирме был. Но вот чего в МИТ не было, так это опыта конструирования БРПЛ. Решение передать морскую тему сухопутному КБ до сих пор вызывает недоумение и споры в среде ВПК, и, разумеется, все, что происходит вокруг «Булавы», не оставляет равнодушными представителей ГРЦ Макеева. Макеевцы продолжали удачные пуски своей «Синевы» (Р-29РМУ2), построенной, разумеется, на ЖРД, а твердотопливная «Булава» лишь этим летом провела первый и удачный пуск с борта штатной ПЛАРБ 955-го проекта. В итоге ситуация выглядит примерно следующим образом: у России есть надежная жидкостная БРПЛ «Синева», но строить под нее подводные лодки проекта 667БДРМ больше никто не собирается. Напротив, для более легкой «Булавы», которая лишь едва-едва показала признаки стабильной работы, уже построен один РПК СН «Борей» («Юрий Долгорукий»), и в ближайшие шесть лет появятся еще семь подводных крейсеров этого класса. Интриги добавил майский пуск новой макеевской разработки — БРПЛ «Лайнер», которая, по неофициальным сведениям, является модификацией «Синевы» с доработанной головной частью и теперь способна вмещать около десяти боезарядов малой мощности. «Лайнер» стартовал с борта ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» — и это лодка того же самого проекта 667БДРМ, на котором базируется «Синева».

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) — весьма сложная машина. Наличие в ней системы подачи топлива (включающей движущие элементы), с одной стороны, облегчает управление ракетой, а с другой — предъявляет высокие требования к надежности.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий