Поиск

61-К – зенитный автомат для всех народов и эпох

Возможное влияние

Wasserfall(Германия)

Никакого влияния.Вассерфаль» был объективно слишком сложным и масштабным проектом, чтобы успеть закончить его за разумное время. Конструкция ракеты содержала множество недостатков, связанных со спешкой при разработке и недостаточным пониманием германскими ракетчиками ряда ключевых вопросов. Единственная доступная система управления была безнадёжно скомпрометирована и чрезвычайно уязвима для средств РЭБ.

Уже после войны и США, и СССР долго и безрезультатно пытались доработать трофейнуюВассерфаль» до боеспособного состояния — но в итоге пришли к выводу, что проще и быстрее будет разработать новую ракету с нуля. Эту оценку следует считать приговором немецкой ракете.

Оценка: Один балл.

DAAC(Италия)

Возможное влияние — весьма значительное, поскольку DAAC было вполне реально довестидо ума» не к окончанию, а к середине войны. Прояви итальянское военное командование больше дальновидности, ракета Кампини поступила бы на вооружение уже в 1942–1943 годах, радикально усилив противовоздушную оборону итальянского флота и значительно ослабив значение воздушного превосходства союзников.

Кроме того, как показал немецкий опыт разработки Schmetterling, у итальянской ракеты был значительный потенциал модернизации.

Оценка: Пять баллов.  

Funryu-2(Япония)

Влияние незначительное. Безусловно, японские зенитные ракеты доставили бы определённых хлопот американцам, но всё же они стали типичным примеромслишком мало, слишком поздно». Кроме того, потолокФунрю-2» был недостаточен для поражения тяжёлых бомбардировщиков.

Тем не менее, массовое развёртывание этих ракет в 1945–1946 годах было бы неприятным сюрпризом и, вероятно, вынудило бы американцев отказаться от бомбардировок с малой высоты.

Оценка: Три балла.

Brakemine(Великобритания)

Возможное влияние — значительное, но ограниченное. РазработкаБрейкемины» шла медленно ввиду отсутствия прямой необходимости, но возникни таковая — и работы могли быть значительно ускорены. Если бы война в Европе затянулась ещё на полгода-год,Брейкемина» стала бы лучшим британским ответом на немецкие реактивные бомбардировщики и новые самолёты-снаряды Luft’46.

Оценка: Четыре балла.

KAN Little Joe(США)

Возможное влияние — значимое, но ограниченное. РакетыЛиттл Джо» готовились для высадки в Японии и, несомненно, стали бы эффективным аргументом против японских камикадзе. Однако к моменту их появления ход войны был уже полностью предопределён.

Оценка: Три балла.  

Модернизации и переоборудования

Пуск ракеты «Брамос» с эсминца «Раджпут», 12 февраля 2003 года

В индийском флоте корабли проекта 61МЭ стали объектами ряда модернизаций – как с целью осовременить их вооружение, так и для испытания новых образцов. В частности, РЛС обнаружения воздушных целей «Кливер» на всех эсминцах серии были заменены новыми РЛС EL/M-2238 израильской разработки.

Головной «Раджпут» стал первым кораблём, в опытном порядке вооружённым новейшей сверхзвуковой ракетой «Брамос». В ходе модернизации 2003 года по одному контейнеру ПКР П-20 с каждого борта заменили на спаренные установки «Брамосов», так что ударное вооружение модернизированного эсминца стало состоять из двух ракет П-20 и четырёх ракет «Брамос». Название новой ракеты – «Брамос», англ. BrahMos – образовано от первых слогов названий рек Брахмапутры и Москвы, что отражает совместный российско-индийский характер разработки. Ракета разрабатывалась в корабельном, наземном и авиационном вариантах. В корабельном варианте 3-тонная ракета доставляет 200-килограммовую боевую часть на расстояние до 450 километров; благодаря прямоточному двигателю она развивает в полёте скорость до 3700 км/ч и летит на высоте лишь 3-4 метров. Высочайшая скорость и малая высота полёта делают её малоуязвимой даже для самых современных средств . Основой конструкции «Брамоса» послужила советская крылатая ракета «Оникс»/«Яхонт». Помимо довооружения «Брамосами», в ходе модернизации эсминец «Раджпут» также оборудовали индийской системой РЭБ «Бхарат-Аджанта», а также заменили обзорную РЛС «Ангара-А» на более новый локатор «Бхарат» RAWL.

Самые новые из кораблей проекта – «Ранвир» и «Ранвиджай» – в промежутке между 2007 и 2009 годами подверглись существенной модернизации с заменой значительной части вооружения. Вместо кормового ЗРК «Волна» была смонтирована установка вертикального пуска на восемь сверхзвуковых крылатых ракет «Брамос», а взамен двух из четырёх 30-мм башен комплекса АК-630 были побортно размещены 8-зарядные пусковые установки ЗРК «Барак» израильской разработки. Таким образом, эти два небольших эсминца сейчас несут ракетные комплексы четырёх различных типов: по два ударных (П-20 с 4-мя ракетами и «Брамос» с 8-ю ракетами) и по два зенитных («Волна» и «Барак», по 16 ракет каждый).

Литература и источники информации

Литература

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Заблоцкий В. П. «Универсальный проект». СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП, 61МЭ, ч.I. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №10/2009. — 32 с.

Заблоцкий В. П. «Универсальный проект». СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП, 61МЭ, ч.II. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №11/2009. — 32 с.

Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1999. — 32 с.

Ссылки

  • Страница «Википедии» о БПК типа «Надёжный»/эсминцах типа «Раджпут»
  • Страница «Википедии» (англ.) о БПК типа «Надёжный»/эсминцах типа «Раджпут»
  • Фотографии БПК «Надёжный»/«Раджпут» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Губительный»/«Рана» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Ловкий»/«Ранджит» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Твёрдый»/«Ранвир» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Толковый»/«Ранвиджай» на navsource.narod.ru

Участница всех войн

Начиная с войны в Корее С-60 участвовали практически во всех военных конфликтах в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и на Балканах. Долгое время 57-мм пушки, управляемые РЛС, оставались надёжным средством ПВО на средних высотах, в качестве которых противостояли авиации США и Израиля, разумеется, несли потери, но и добивались успеха. Возможно, последнее боевое применение С-60 как средства ПВО состоялось во время «Бури в пустыне», когда иракцы утверждали, что им удалось поразить несколько боевых самолётов США и Великобритании с батарей прикрытия аэродромов.

Гораздо чаще С-60 применяется как штурмовое орудие, зачастую установленное на импровизированную базу грузовика или танка. Способность вести огонь на дальность до 4 км снарядами, могущество которых практически не уступает боеприпасам специализированной противотанковой артиллерии, сделало эту пушку почти «чудо-оружием» для воюющих сторон гражданской войны в Сирии. Аналогично «дооснащённые» мешками с песком или листами котельного железа «штурмовые» ЗСУ-57-2 чрезвычайно ценились и в джунглях Вьетнама, и на полях бывшей Югославии.

К началу 2000-х годов ЦНИИ «Буревестник» разработал башенный артиллерийский модуль, в основе которого вариант артсистемы С-60 с изменённой системой подачи боеприпасов. В частности, новая башня предлагалась для модернизации зарубежным эксплуатантам лёгких танков ПТ-76 советского выпуска, штатное орудие которого Д-56Т к настоящему времени полностью потеряло боевую эффективность. Реинкарнация С-60 пробивает до 100-мм гомогенной брони, то есть поражает в борт любой современный танк.

В составе АУ220М, универсального необитаемого боевого модуля, 57-мм пушка была вновь представлена в Нижнем Тагиле на оборонной выставке «Russian Expo Arms-2013». Аналогичный модуль на шасси БМП-3 экспонировался там же два года спустя как БМП «Драгун» и, наконец, в составе зенитного артиллерийского комплекса «Деривация-ПВО», вышедшего на испытания в этом году, пушка индекса 2А90, сменившая однокамерный дульный тормоз реактивного типа на новую, гораздо более сложную конструкцию, по сути остаётся всё той же самой, классической АЗП-57. Значит, С-60 — жить!

Вооружение

Пушечное вооружение

Два спаренных зенитных автомата 2А38М имеют:

  • 2 ствола, стреляющих поочередно, что позволяет получить большой темп стрельбы в пределах от 1950 до 2500 выстр./мин;
  • автономную испарительную систему охлаждения стволов, позволяющую использовать питьевую воду с незначительным ее расходом;
  • индукционный датчик начальной скорости снаряда, что повышает точность стрельбы автомата в составе зенитного комплекса;
  • датчик переднего положения, по сигналу которого определяется готовность автомата к стрельбе (положение подвижных частей автомата) и работает счетчик оставшихся патронов;
  • систему пироперезарядки с тремя пиропатронами, позволяющую проводить дистанционное устранение задержек типа “осечка”.

Характеристики 30-мм зенитного автомата 2А38М

  • Тип патрона – 2А42
  • Калибр – 30 мм
  • Темп стрельбы – 1950-2500 выстр./мин.
  • Начальная скорость снаряда – 960 м/с
  • Ресурс ствола – 8000 выстр
  • Масса оружия – 195 кг
  • Масса патрона – 0,842 кг
  • Масса снаряда – 0,389 кг.
  • Длина автомата – 3478 мм
  • Усилие отдачи – 62 кН
  • Напряжение питания электроспуска и контактора от источника постоянного тока – 24 В
  • Перезарядка – пиротехническая и ручная
  • Количество пиропатронов – 3 шт
  • Управление стрельбой – дистанционное
  • Условия эксплуатации – ±50 °С

Технические характеристики системы 30-мм зенитного автомата 2А38М на на ЗРПК “Панцирь-С1”

  • Боезапас: 1400 выстрелов
  • Дальность эффективного поражения: до 4-х километров
  • Скорость огня (общая): 5 тысяч выс/мин
  • Высота поражения – 0 – 3000 м
  • Боеприпас: бронебойно-зажигательный

Ракетное вооружение

Комплекс «Панцирь» оснащен 12 новыми ЗУР 57Э6 (экспортное обозначение 57Э6Е), внешне и по компоновке похожими на ракеты 9М311 ЗРПК «Тунгуска». Конструкция – двухступенчатая ракета со стартовой и маршевой ступениями, аэродинамическая схема – “утка”. Система управления и наведения – радиокомандное управление. Двигатель – РДТТ на стартовой ступени, на маршевой ступени двигателя нет. Корпус ракеты бикалиберный, двигатель находится во второй отделяющейся ступени. Ракета имеет малое полетное время на стартовом участке. Боевая часть состоит из стрежневых поражающих элементов. В ракете используется воздушно-динамических рулевой привод.

Тактико-технические характеристики ЗУР 57Э6Е

  • Длина ракеты – 3160 мм
  • Диаметр 1 ступени – 90 мм
  • Диаметр 2 ступени – 76 мм
  • Масса с ТПК – 94 кг
  • Масса без ТПК – 75.7 кг
  • Масса БЧ – 20 кг
  • Масса ВВ – 5.5 кг
  • Дальность действия – 1-18 км
  • Высота поражения – 5-15000 м
  • Скорость максимальная – 1300 м/с (к концу работы стартовой ступени)
  • Скорость средняя – 900 м/с (на дальность 12 км )
  • Скорость средняя – 780 м/с (на дальность 18 км )
  • Скорость цели максимальная – 1000 м/с
  • Скорость баллистического торможения – 40 м/с на 1 км пути (маршевая ступень)
  • Продолжительность стартового участка – 2.4 с
  • Вероятность поражения воздушной цели – 0.7-0.95
  • Тип БЧ – стержневая осколочная БЧ, возможно, 14Ф6
  • Взрыватели БЧ – контактный и неконтактный

Технические характеристики ЗУР 57Э6Е на ЗРПК “Панцирь-С1”

  • Боекомплект, шт:- 8 – 12
  • Длина ЗУР в контейнере, мм – 3300
  • Масса ракеты в контейнере, кг – 94

Оценка

Недостатком автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательной работы основных механизмов: накат ствола — досылка патрона — закрывание затвора.

Соотношение между временем цикла — откат-накат ствола и временем работы всех остальных механизмов автомата (1 к 2) говорило о нерациональности используемой схемы. Свободное движение патронов в приёмнике допускало возможность их перекоса в магазине и задержкам.

Проведённые в 1940 году сравнительные испытания между советской 37-мм артустановкой 61-К и 40-мм американской ЗАУ «Бофорс» показали, что они не имеют существенных различий в своих основных характеристиках.

История создания

Предшественники

БПК «Сообразительный» проекта 61 в Средиземном море, 29 сентября 1983 года

Прототипами спроектированных для Индии кораблей проекта 61МЭ были газотурбинные корабли – проекта 61, строившиеся большой серией для ВМФ СССР на судостроительных заводах имени 61 коммунара в Николаеве и имени А. А. Жданова в Ленинграде. Это были первые в мире боевые корабли, оснащённые газотурбинной силовой установкой. При сравнительно небольших размерах и стоимости они обладали отличной мореходностью и выдающимися для 1960-х годов характеристиками зенитного и противолодочного вооружения. Корабли проекта 61 сыграли большую роль в формировании океанских соединений ВМФ СССР и демонстрировали советский Военно-Морской флаг на всех океанах планеты. Высокие тактико-технические данные, доведённость и надежность конструкции стали вескими аргументами для командования индийских ВМС, когда они тоже пожелали обзавестись подобными кораблями.

Предпосылки к созданию

В 1970-х годах руководство ВМС Индии задумалось о необходимости в современных кораблях эскорта как для имеющегося авианосца «Викрант», так и для перспективных боевых единиц того же класса, которые планировалось в будущем приобрести для флота. С целью выбора прототипа и заключения договора на постройку новых кораблей, в 1974 году СССР посетила делегация индийских военных. Гостям устроили экскурсию по находящемуся в Севастополе БПК «Сдержанный». Корабль индийцам понравился, но они выдвинули ряд требований по модификации проекта для ВМС Индии – в частности, о переносе ударных ракет в носовую часть и устройстве ангара для бортового вертолёта.

Проектирование

30 мая 1974 года вышло распоряжение №999-РС Совета министров СССР, согласно которому на базе проекта 61М предписывалось разработать экспортный проект 61МЭ для ВМС Индии. Работа по проектированию возлагалась на Северное ПКБ в Ленинграде, главным конструктором назначили А. А. Шишкина.

Эсминец «Ранджит» (бывший БПК «Ловкий») на параде

По сравнению с базовым проект был существенно переработан: ПУ противокорабельных ракет перенесли из кормовой в носовую часть корпуса, для чего пришлось корпус несколько уширить; увеличили запас топлива как для ГЭУ самого корабля, так и для бортового вертолёта; также предусмотрели в конструкции вертолётный ангар, которого в проекте 61 не было

Размещение ангара в корме потребовало отказаться от кормовой артиллерийской башни с её системой управления огнём; учитывая важность постоянного базирования вертолёта для эскортного корабля, вынужденное сокращение артиллерийского вооружения сочли приемлемым компромиссом. Подверглась переработке также электроэнергетика корабля – в частности, вместо четырёх основных газотурбогенераторов установили только два, но более мощных

Первоначальный контракт включал в себя постройку только трёх кораблей проекта 61МЭ, но в дальнейшем заказчик запросил о поставке ещё двух доработанных единиц. Доработка проекта выполнялась Северным ПКБ по распоряжению Совета министров СССР №2077-РС от 6 сентября 1979 года. Главные изменения включали в себя замену бортового вертолёта Ка-25 на новый, более тяжёлый и крупный Ка-28. Соответственно, потребовалось увеличить ангар, перепроектировать погреба авиационного боезапаса и радиотехническое оборудование для сопряжения с новым вертолётом. Также в обновлённом проекте 2-ствольные 30-мм автоматы ближней ПВО были заменены более мощными 6-ствольными установками того же калибра.

Описание и характеристики орудия

Зенитное орудие 70-К имело ствол моноблок, навинтной казённик и вертикальный клиновой затвор. Автоматика ЗАУ работала за счёт энергии отдачи ствола при коротком откате ствола. Питание автомата патронами — непрерывное, вертикальное, велось с помощью обойм на 5 патронов. В откате участвовал пружинный досылатель броскового типа, связанный с казёнником.

Охлаждение АУ было воздушным и являлось неудачным: так у 37-мм ствола с воздушным охлаждением длина непрерывной очереди составляла лишь 100 выстрелов по сравнению с не менее чем 158 у ствола с водяным охлаждением. После 100 выстрелов ствол с воздушным охлаждением либо следовало заменять, либо ждать его охлаждения около 1,5 часов.

  • Число орудий в АУ — 1
  • Длина ствола полная, мм/калибров — 2720/73,5 (с пламегасителем)
  • Длина нарезной части — 2054
  • Объём каморы — 0,267 дм³
  • Число нарезов — 16
  • Длина хода нарезов — 25 клб
  • Глубина нарезов — 0,45 мм
  • Скорость вертикального наведения (вручную)- 15 градусов
  • Скорость горизонтального наведения (вручную) — 19, 6 градусов
  • Длина отката — 150—170 мм
  • Высота линии огня — 10195 мм
  • Радиус обметания, дульным срезом/казённой частью — 2800/1080 мм
  • Вес качающейся части — 555 кг
  • Вес откатных частей ствола — 127,5 кг
  • Вес вращающейся части — 1100 кг
  • Общая масса АУ — 1350 кг
  • Расчёт — 5-6 чел.
  • Начальная скорость снаряда — 880 м/с
  • Дальность стрельбы баллистическая — 8400 м
  • Дальность стрельбы баллистическая по самоликвидатору — 4000 м
  • Масса осколочно-трассирующего патрона/снаряда — 1496/732 г
  • Масса бронебойно-трассирующего патрона/снаряда — 1522/758 г
  • Масса и марка пороха — 210 г (порох марки 7/7)

Управление

Wasserfall(Германия)

Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цели отслеживались визуально оператором, который затем вручную(при помощи джойстика) командами со станции приводил ракету к линии визирования. Используемая командная система управления была развитием стандартной немецкой Kehl-Strasbourg, созданной на основе трофейных французских разработок 1938–1940 годов.

В перспективе предполагалось использовать пару радаров для отслеживания цели и летящей ракеты. Управление, впрочем, оставалось ручным радиокомандным: оператор видел цель и ракету в виде точек на экране и стремился совместить их при помощи джойстика. Подрыв боевой части — командный, по визуальной оценке близости к цели.

Оценка: Три балла(можно накинуть один балл за планировавшийся переход на радарное отслеживание, но не более. Тем более, что система ворованная). 

DAAC(Италия)

DAAC иШметтерлинг»: явное сходство

Управление ручное радиокомандное, визуальное. С целями всё то же самое, что и у Wasserfall. Командная система управления — оригинальная конструкция Кампини. Подрыв боевой части командный, по визуальной оценке близости к цели(немецкая версия, впрочем, получила неконтактный взрыватель)

Оценка: Два балла. Система управления примитивна, зависима от условий видимости и подвержена человеческим ошибкам.

Funryu-2(Япония)

1 — баллон со сжатым воздухом; 2 — контрольные клапаны пневмосистемы; 3 — сервопривод вертикального руля; 4 — гироскопический автопилот; 5 — радиоприёмное устройство

Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цель и ракета отслеживались визуально оператором, который затем вручную(при помощи кнопок) командами со станции управления приводил ракету к цели. Подрыв боевой части командный, по визуальной оценке близости к цели.

Оценка: Два балла. Всё то же самое, что и у DAAC.

Brakemine(Великобритания)

Управление автоматическое, методомосёдланный луч». Вращающийся луч РЛСAANo. 3 Mk7 автоматически сопровождал выбранную цель — запущенная ракета автоматически удерживала сама себя в пределах трассы луча. Подрыв боевой части проводился неконтактным взрывателем.

Оценка: Пять баллов. Наиболее совершенная и эффективная система управления из всех ЗУР, испытанных во время Второй мировой. Полностью автоматическая, не зависящая от условий видимости и устойчивая к помехам.  

KAN Little Joe(США)

Управление ручное радиокомандное, визуальное. Цель и ракета отслеживались оператором визуально. Работа шла вручную(при помощи джойстика). Используемая командная система — стандартная комбинация приёмника AN/ARW-17 и передатчика AN/ARW-19, разработанных для управляемых авиабомб.

Оценка: Два балла. Система управления — ровно как у DAAC и Funryu-2. Но ей приходилось решать наиболее простую задачу: поражение камикадзе, идущего прямо на корабль.  

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий