2К6 Луна – FROG-3456

Испытания МБР

Первая страна, приступившая к созданию баллистической ракеты, стала Немецкая Германия, но достоверных данных о возможно проведенных испытаниях не существует, работы были приостановлены на стадии разработки чертежей и создания эскизов.

Похожее по теме… Берег смерти – Америка и Китай едва не устроили ядерную войнуБерег смерти – Америка и Китай едва не устроили ядерную войну. Всех спас Советский Союз.

  • США в 1948 г. произвели запуск прототипа МБА.
  • СССР в 1957 г. произведен успешный запуск двухступенчатой ракеты «Семерка».
  • США в 1958 г. была запущен «Атлас», в дальнейшем он стала первой в государстве МБР взятой на вооружение.
  • СССР в 1962 г. произведен запуск ракеты из шахтной установки.
  • США в 1962 г. прошли испытания, и была взята на вооружение первая ракета на твердом топливе.
  • СССР в 1970 г. прошли испытания, и была принята на гос. вооружение ракета с тремя разделяющимися боевыми блоками.
  • США с 1970 г. принят на гос. вооружение «Минитмен», единственный запускаемый с наземной базы.
  • СССР в 1976 г. приняты на гос. вооружение первые ракеты мобильного запуска.
  • СССР в 1976 г. приняты на вооружение первые ракеты, запускаемые с железнодорожных установок.
  • СССР в 1988 г. прошла испытание, и принята на вооружение самая многотонная и мощная МБР в истории вооружения.
  • Россия в 2009 г. произошел учебный запуск последней модификации МБР «Воевода».
  • Индия в 2012 г. провела испытание МБР.
  • Россия в 2013 г. проведен испытательный запуск нового прототипа МБР с мобильной установки для запуска.
  • США в 2017 г. проведены испытание наземной «Минитмен 3».
  • 2017 г. КНДР впервые испытала межконтинентальную баллистическую ракету.

Принцип действия

Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17—20 % тяги двигателя. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.

К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.

При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров.

После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.

На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении в плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.

Лучшие МБР мира

Межконтинентальные баллистические установки разделяют по нескольким важным для успешного поражения цели параметрам:

  • Лучшая из мобильных установок – «Тополь М». Страна – Россия, запущена в 1994 г., твердотопливная, моноблочная.
  • Самая перспективная для дальнейшей модернизации – Ярс РС-24. Страна – Россия, запущена в 2007 г., твердотопливная.
  • Самая мощная МБР – «Сатана». Страна – СССР, запущена в 1970 г., двухступенчатая, твердотопливная.
  • Лучшая из дальнобойных – БРПЛ Trident II D5. Страна – США, запущена в 1987 г., трехступенчатая.
  • Самая скоростная – «Минитмен LGM-30G». Страна – США, запущена в 1966 г.

Небесное ТЯО

Разумеется, СССР стремился не отставать. В 1969 году на вооружение начали поступать способные применять ядерное оружие тактические истребители третьего поколения. И первым был МиГ-21С. За ним последовали МиГ-23, Су-17МЗ и МиГ-27К. При этом наилучшими характеристиками обладали бомбардировщик Ту-26К (Ту-22М) и истребитель-бомбардировщик Су-24, принятые на вооружение в 1974 году.

В 2017 году в России, после успешных испытаний, к несению опытно-боевого дежурства приступил гиперзвуковой ракетный комплекс 9-А-7660 «Кинжал» – боевая часть ракеты может быть в обычном или ядерном снаряжении. Боевой платформой комплекса являются сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К или дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3.

wikipedia.org
Дальние бомбардировщики Ту-22М3 готовятся к взлёту.

Описание системы

Ракетный комплекс состоял из

  • ракеты-носителя СПУ 2П16 (Обь ‘йект 160) на базе доработанного шасси ПТ-76Б с возвратными роликами и оснащенного пусковой планкой, подъемным механизмом, стабилизирующими домкратами и генератором. Боевая масса составляла 18 т;
  • ракета 3R9 с обычной фугасной боевой частью 3N15 и дальностью от 12 до 44,6 км,
  • ракета 3Р10 с ядерной боевой частью массой 400 кг 3Н14 и дальностью от 10 до 32,1 км;
  • транспортер ракет 2У663 на базе ЗиЛ-157В с двумя ракеты;
  • машина 2У662 для перевозки и хранения ядерных боеголовок;
  • мобильный кран АДК К52 (на МАЗ-502), АДК К61 (на МАЗ-200) или 9Т31 (на Урал- 375);
  • комплекты машин технического обслуживания ПРТБ-1, 2У659 и др.;
  • машина управления и командования ПУ-2 и
  • учебно-тренировочный комплект с учебной ракетой ПВ-65 или 3Р11 с учебной боевой частью 3Н16 .

Существовало несколько вариантов ракеты-носителя, например, 2П21, также известная как Бр-226-II, на ЗиЛ-134 8х8, но на вооружение они так и не поступили.

FROG-6, согласно западным источникам, является обозначением НАТО для учебно-тренировочной системы PV-65 на базе грузовика. Однако российские источники утверждают, что эта система является прототипом ракеты-носителя Бр-226-И на КрАЗ-214.

Запуск баллистической ракеты с подводной лодки

Создание баллистической ракеты – сложная задача. Бросок под водой добавляет еще одну сложность.

Очевидно, что баллистическая ракета не загорится, когда покидает трубу, в которую она была помещена: она уничтожила бы подводную лодку. Поэтому он выбрасывается сильным давлением газа, как патрон дробовика, который выбрасывает пули (баллистическую ракету) из ствола (трубы). Пороховая часть «патрона» называется «газогенератором». ”

Течения и волны

Погружение подводной лодки, на которую она направится путем зажигания газогенератора, определяется двумя ограничениями:

При вертикальном пуске баллистическая ракета испытывает полную силу поперечного потока воды вдоль подводной лодки (диаграмма напротив). Чтобы поток был как можно меньше, подводная лодка должна иметь почти нулевую скорость. Однако подлодку на очень малой скорости пилотировать сложно. Тем более что это близко к поверхности, где эффект вздутия является разрушительным и важным. Поэтому подводная лодка заинтересована в погружении как можно дальше от поверхности моря.

б / но чем дальше она выстреливается от поверхности, тем больше нарушается подводный ход баллистической ракеты, вертикальная скорость которой мала даже при очень мощном газогенераторе. Поток воды, даже очень слабый, начинает его опрокидывать. Под действием волн он теряет равновесие и вылезает из воды под сильным наклоном. Исправить этот наклон нужно как можно скорее. Необходимо будет зажечь первую ступень, чтобы вызвать восстановление с очень большим зазором сопла. Расход топлива для выпрямления баллистической ракеты нельзя использовать для дальнейшего полета. Поэтому мы хотим, чтобы восстановление не было слишком важным. Надо как можно скорее осветить первый этаж.

Мы можем поступить следующим образом.

Трубка закрыта резиновой мембраной, предварительно разрезанной для того, чтобы баллистическая ракета могла надлежащим образом разорваться при выходе из трубки.

Водонепроницаемая дверь закрывается сверху. Он устойчив к морскому давлению (диаграмма напротив, а).

Пусковая установка баллистических ракет

Перед запуском: одновременно подайте давление:

  • с нейтральным газом часть трубы, находящаяся под мембраной (а значит, и баллистическая ракета);
  • с морской водой, верхняя часть мембраны.

Эти два давления (диаграмма b) вычислены как равные и соответствуют давлению в море в месте погружения, где находится подводная лодка. Таким образом, мембрана уравновешена (давление моря сверху, давление газа ниже). Он предотвращает попадание морской воды в ствол ракетной установки.

В момент пуска под давлением газов из газогенератора баллистическая ракета поднимается и разрывает мембрану. Он выходит из трубки и выходит на поверхность.

Первая ступень запускается под водой после проверки правильности определения сопла и, прежде всего, того, что баллистическая ракета отошла от подводной лодки достаточно далеко, что рассчитывает ее инерциальный блок. Таким образом, мы можем скорректировать вертикальность баллистической ракеты к концу курса подводной лодки.

Распространение баллистических ракет

Первая в мире баллистическая межконтинентальная ракета под наименованием Р-7 прошла успешные испытания 21 августа 1957 года в СССР и в 1960 благополучно поступила на вооружение. Первая американская баллистическая ракета SM-65 Atlas прошла успешные испытания в 1958 году и поступила на вооружение в 1959 году. На сегодняшний день такие ракеты имеются на вооружении США, России, Франции, Великобритании и Китая.

Израиль в вопросе наличия у него на вооружении баллистических межконтинентальных ракет придерживается такой же позиции, что и вопросе обладания ядерным оружием – не отрицает и не подтверждает наличие этих ракет на вооружении. Так, Израиль получает двойную выгоду из ситуации: не присоединяется к международному договору, подразумевающего контроль распространения ракетных технологий и в то же время держит страны мира в напряжении, так как они не знают его реальные возможности. Но как бы там ни было, учитывая наличия у Израиля отработанной трехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя «Шавит», страны не сомневаются в возможностях этой страны по созданию МБР.

Известно, что первые две ступени ракеты-носителя «Шавит» имеют «боевое происхождение», в их роле используют ступени баллистической ракеты средней дальности «Иерихон-2». К сожалению, точных данных о показателях ракеты «Иерихон-3» нет. Но эксперты считают ее межконтинентальной боевой модификацией РН «Шавит».

Разработку своих МБР ведут Пакистан, КНДР и Индия, прочем последняя в апреле 2012 года провела успешное первое летное испытание МБР типа Агни-V. Предполагалось, что она поступит на вооружение в 2014 году. Также стоит отметить, что характеристики небоевых индийских космических РН (к примеру, GSLV) давно превышают массо-энергетчиеские характеристики, требуемые для МБР.

Северокорейская МБР «Тэпходон-2», над которой начали работать в 1987 году, по мнению экспертов, считается испытанной под видом РН серии «Ынха».

Некоторые обозреватели считают, что Иран с помощью программы освоения космоса создает технологии, которые позволяют разрабатывать собственную МБР. Например, иранская космическая РН Сафир-2 при запусуске по суборбитальной траектории способна доставить боевой заряд на расстояние 4-4,5 тыс. километров.

В 1980-х годах ЮАР с целью противостояния странам СССР и Запада, при содействии Израиля работала над созданием МБР RSA-3, но после краха режима апартеида отказались от идеи принятия ее на вооружение.

Россия тоже не стоит на месте.

По сообщению открытых источников, в этом году состоится первый пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты РС-28 “Сармат”, которая должна прийти на смену предыдущему поколению ракет РС-20А, известных по классификации НАТО как “Сатана”, у нас же как “Воевода”. Программа разработки баллистической ракеты (МБР) РС-20А была реализована в рамках стратегии “гарантированного ответного удара”. Политика президента Рональда Рейгана по обострению противостояния СССР и США вынудила принимать адекватные ответные меры, чтобы охладить пыл “ястребов” из президентской администрации и Пентагона. Американские стратеги полагали, что вполне в состоянии обеспечить такой уровень защиты территории своей страны от атаки советских МБР, что можно попросту наплевать на достигнутые международные соглашения и продолжать совершенствовать собственный ядерный потенциал и системы противоракетной обороны (ПРО). “Воевода” как раз и был очередным “асимметричным ответом” на действия Вашингтона. Самым неприятным сюрпризом для американцев стала разделяющаяся боеголовка ракеты, которая содержала 10 элементов, каждый из которых нес атомный заряд мощностью до 750 килотонн в тротиловом эквиваленте. На Хиросиму и Нагасаки, например, сбросили бомбы, мощность которых была “всего лишь” 18-20 килотонн. Такие боеголовки были способны преодолевать тогдашние системы американской ПРО, кроме того, была доработана и инфраструктура, обеспечивающая пуск ракет. Разработка новой МБР призвана решить сразу несколько задач: во-первых, заменить “Воеводу”, возможности которого по преодолению современной американской противоракетной обороны (ПРО) снизились; во-вторых, решить проблему зависимости отечественной промышленности от украинских предприятий, поскольку комплекс разрабатывался в Днепропетровске; наконец, дать адекватный ответ на продолжение программы развертывания ПРО в Европе и системы “Иджис”. По ожиданиям The National Interest, ракета “Сармат” будет весить как минимум 100 тонн, а масса ее головной части может достичь 10 тонн. Это значит, продолжает издание, что ракета сможет переносить до 15 разделяющихся термоядерных головных частей. “Дальность “Сармата” будет не менее 9500 километров. Когда ее примут на вооружение, это будет самая большая ракета в мировой истории”, — отмечается в статье. По сообщениям, появившимся в прессе, головным предприятием по производству ракеты станет НПО “Энергомаш”, а двигатели будет поставлять пермский “Протон-ПМ”. Главное отличие “Сармата” от “Воеводы” – возможность выведения боеголовок на круговую орбиту, что резко снижает ограничения по дальности, при таком способе запуска атаковать территорию противника можно не по кратчайшей траектории, а по любой и с любого направления – не только через Северный полюс, но и через Южный. Кроме того, проектировщики обещают, что будет реализована идея маневрирующих боеголовок, которая позволит противостоять всем типам существующих противоракет и перспективных комплексов, использующих лазерное оружие. Зенитные ракеты “Patriot”, которые составляют основу американской ПРО, пока не могут эффективно бороться с активно маневрирующими целями, летящими на скоростях, близких к гиперзвуку. Маневрирующие боеголовки обещают стать настолько эффективным оружием, против которого пока нет равных по надежности средств противодействия, что не исключен вариант создания международного соглашения, запрещающего или значительно ограничивающего данный вид вооружений. Таким образом, вместе с ракетами морского базирования и мобильными железнодорожными комплексами “Сармат” станет дополнительным и достаточно эффективным фактором сдерживания. Если это произойдет, то усилия по размещению систем ПРО в Европе могут пропасть даром, поскольку траектория запуска ракеты такова, что неясно, куда именно будут нацелены боеголовки. Сообщается так же, что ракетные шахты будут оборудованы дополнительной защитой от близких разрывов ядерных боеприпасов, что значительно повысит надежность всей системы. Первые опытные образцы новой ракеты уже построены. Начало пусковых испытаний намечено на текущий год. Если испытания пройдут успешно, начнется серийное производство ракет «Сармат», а в 2018 году они поступят на вооружение.

Что из себя представляет крылатая ракета

Крылатая ракета —  это беспилотный летательный аппарат. По своей структуре и истории создания он ближе к авиации, нежели к ракетостроению. Устаревшее название — самолет-снаряд — оно вышло из употребления, поскольку так называли и планирующие авиабомбы.

Не следует связывать термин «крылатая ракета» с английским cruise missile. К последнему относятся только программно-управляемые снаряды, сохраняющие постоянную скорость большую часть полета.

С учетом специфики строения и применения крылатых ракет выделяют следующие преимущества и недостатки таких снарядов:

  • программируемый курс полета, что позволяет создавать комбинированную траекторию и обходить противоракетную оборону противника;
  • движение на малой высоте с учетом рельефа делает снаряд менее заметным для радиолокационного обнаружения;
  • высокая точность современных крылатых ракет сочетается с высокой стоимостью их изготовления;
  • снаряды летят с относительно небольшой скоростью — примерно 1150 км/ч;
  • поражающая мощность невысокая, исключение — ядерные боеприпасы.

История разработки крылатых ракет связана с появлением авиации. Еще до Первой мировой войны возникла идея летающей бомбы. Необходимые для ее реализации технологии были вскоре разработаны:

  • в 1913 комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом изобрел школьный учитель физики Вирт;
  • в 1914 был успешно опробован гироскопический автопилот Э. Сперри, позволявший удерживать самолет на заданном курсе без участия пилота.

На фоне подобных технологий сразу в нескольких странах велись разработки летающих снарядов. Большинство из них велись параллельно с работой над автопилотированием и радиоуправлением. Идея оснастить их крыльями принадлежит Ф. А. Цандеру. Именно он в 1924 году опубликовал рассказ «Перелеты на другие планеты».

Основной задачей первых беспилотников была разведка. Для боевого применения не хватало точности и надежности, что при высокой стоимости разработки делало производство нецелесообразным.

Несмотря на это, исследования и испытания в данном направлении продолжались, особенно с началом Второй мировой войны.

Первой классической крылатой ракетой принято считать немецкую «Фау-1». Ее испытания прошли 21 декабря 1942, а боевое применение она получила к концу войны против Великобритании.

Первые испытания и применения показали низкую точность снаряда. Из-за этого планировалось использовать их вместе с пилотом, который на заключительном этапе должен был покинуть снаряд с парашютом.

Как и в случае с баллистическими ракетами, разработки немецких ученых перешли к победителям. Дальнейшую эстафету по проектированию современных крылатых ракет переняли СССР и США. Планировалось использовать их в качестве ядерных боеприпасов. Однако разработка таких снарядов была остановлена в связи с экономической нецелесообразностью и успехом развития баллистических ракет.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий