210-мм пушка БР-17– мощное оружие Второй мировой

Описание конструкции

М-60 в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург, вид сзади на затвор

Пушка М-60 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Ствол пушки состоял из свободной трубы, кожуха и навинтного казённика. Затвор поршневой, конструкция заимствована от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Заряжание раздельно-гильзовое. Тормоз отката гидравлический, длина отката переменная. Накатник гидропневматический, размещается над стволом.

Орудие оснащалось подъёмным механизмом секторного типа и поворотным механизмом винтового типа. Уравновешивающий механизм состоял из двух колонок. Лафет имел раздвижные станины и пластинчатое подрессоривание. Колёса троллейбусного типа марки ЯТБ-4 с резиновыми шинами. Для защиты расчёта от пуль и осколков имелось щитовое прикрытие. М-60 имела передок весом около 300 кг на металлических колёсах с резиновыми шинами. На походе пушка перемещалась с оттянутым стволом, на небольшие расстояния допускалась её возка с неоттянутым стволом и выключенным подрессориванием со скоростью, не превышающей 6—7 км/ч.

Отдельно необходимо отметить отсутствие у М-60 дульного тормоза. Для изначальной ориентации орудия на его использование в дивизионной и противотанковой артиллерии это было большим плюсом — боевые порядки таких орудий располагаются достаточно близко к передовой и при наличии дульного тормоза поднятая с поверхности земли пороховыми газами пыль сильно демаскирует орудие. С другой стороны, при использовании М-60 в роли более удалённого от передовой корпусного орудия этот недостаток уже не играл значительной роли.

Советская артиллерия

Б-4 — советская 203-мм гаубица большой мощности, разработана КБ Артиллерийского комитета под руководством А. А. Лендера и А. Г. Гаврилова в 1931 году.

Во время советско-финской войны это орудие применялось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма.

Гаубица успешно использовалась в Великой Отечественной войне при прорыве укрепленных полос и штурме крепостей, долго состояла на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете. Всего изготовили 889 экземпляров.

Технические характеристики
Масса, кг:15800
Длина, мм:
Длина ствола, мм:5087
Калибр, мм:203,2
Скорострельность:1 выстрел за 2 мин
Начальная скорость снаряда, м/с:573
Максимальная дальность, м:16000

Бр-2 — советская 152-мм пушка большой мощности образца 1935 года. Орудие отличалось оригинальной компоновкой — использовался гусеничный лафет, единый для ещё двух мощных артиллерийских систем. Пушка приняла участие в Великой Отечественной войне, была модернизирована после её окончания и долгое время состояла на вооружении Советской армии. Всего изготовили 37 экземпляров.

Технические характеристики
Масса, кг:18200
Длина, мм:11448
Длина ствола, мм:7170
Калибр, мм:152,4
Скорострельность:1 выстрел за 2 мин
Начальная скорость снаряда, м/с:880
Максимальная дальность, м:25070

Бр-5 — советская 280-мм мортира большой мощности образца 1939 года, использовался гусеничный лафет, единый для ещё двух мощных артиллерийских систем. Она приняла участие в Великой Отечественной войне, была модернизирована после её окончания и долгое время состояла на вооружении Советской армии. Всего собрали 47 экземпляров.

Технические характеристики
Масса, кг:18400
Длина, мм:8900
Длина ствола, мм:4750
Калибр, мм:279,4
Скорострельность:1 выстрел за 2 мин
Начальная скорость снаряда, м/с:420
Максимальная дальность, м:10950

Бр-17 — советская 210-мм пушка большой мощности образца 1939 года, разработана И. И. Ивановым. Проблемы с орудиями большой и особой мощности отечественного производства вынудили руководство страны обратиться к испытанному пути — использованию передового зарубежного опыта.

В 1938 году с фирмой «Шкода» был заключён договор на поставку опытных образцов и технической документации для двух мощных артсистем — 210-мм пушки и 305-мм гаубицы, получивших в производстве индексы Бр-17 и Бр-18. Эти пушки образовали дуплекс артсистем особой мощности.

Всего изготовили 9 экземпляров.

Технические характеристики
Масса, кг:44000
Длина, мм:
Длина ствола, мм:10416
Калибр, мм:210
Скорострельность:1 выстрел за 2 мин
Начальная скорость снаряда, м/с:800
Максимальная дальность, м:30360

Бр-18 — советская 305-мм гаубица большой мощности образца 1939 года, разработана И. И. Ивановым. Всего изготовили 3 экземпляра.

Технические характеристики
Масса, кг:43000
Длина, мм:
Длина ствола, мм:6705
Калибр, мм:304,8
Скорострельность:1 выстрел за 2,5 мин
Начальная скорость снаряда, м/с:530
Максимальная дальность, м:16580

Дальнобойная пушка Бр-17

К концу тридцатых годов ХХ века в плане артиллерийского вооружения Красной Армии наметилась тревожная тенденция.

Все военные корабли были оснащены тяжелыми и сверхтяжелыми орудиями, железнодорожная артиллерия и морские полигоны также были вооружены в достаточной степени. А вот сухопутных орудий большой мощности не было.

Необходимо было в срочном порядке запускать производство тяжелых пушек и гаубиц, способных противостоять артиллерийскому натиску противника.

Однако в конструкторских бюро военного ведомства были только проекты, ориентированные на производство пушек относительно небольшого калибра. И все остальные наработки по артиллерийскому вооружению никак не могли соответствовать задачам крупнокалиберного вооружения.

В ходе переговоров комиссии был представлен проект 210 мм дальнобойной пушки, которая и была впоследствии запущена в производство в СССР. В 1938 году с этой страной был заключен договор на поставку нескольких опытных образцов пушки , а также всей проектной документации.

В 1939 году началось производство дальнобойной пушки калибра 210 мм. Она получила заводской индекс Бр-17.

В чехословацком варианте орудие имело лейнированный ствол, раздельно-гильзовое заряжание и буксируемый лафет.

Причины таких изменений в проекте не прослеживаются, но в то время очень многие вопросы решались простым росчерком пера, зачастую необоснованным.

Раздельно-гильзовое заряжание состоит из двух этапов: досыл в пушечный ствол фугасного снаряда, и за ним идет гильза с пороховым зарядом. Картузное же заряжание пушки отличается отсутствием гильзы, пороховой заряд размещается в оболочке из плотной материи.

Пушка 210 мм Бр-17, образца 1939 года, отличалась скорострельностью (0.5 выстрела в минуту, то есть один выстрел мог произойти в течение двух минут). Для орудия такого калибра это неплохой показатель. Дальнобойность орудия составляла около 29-ти километров, что также можно было считать хорошим результатом.

Мортира Бр-5 – видео

https://youtube.com/watch?v=D_A5ESewWWc

Заводские испытания опытного образца мортиры проводились в декабре 1936 года. В апреле 1937 года доработанный по результатам заводских испытаний опытный образец доставили на Научно-исследовательский артиллерийский полигон (НИАП) для проведения полигонных испытаний. Специалисты полигона произвели из мортиры 104 выстрела и в ноябре того же года вынесли свой вердикт: «Бр-5 полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям без исправления дефектов и повторных полигонных испытаний».

Заводу «Баррикады» тем временем был выдан заказ на серию из 8 мортир этой системы. В связи с результатом полигонных испытаний заказ сократили до 2 орудий, которые в сущности должны были представлять собой модифицированные по результатам испытаний опытные образцы.

В начале 1939 г. 2 опытные мортиры Бр-5 вновь доставили на НИАП и хотя в ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки, мортиру в том же году приняли на вооружение и запустили в серийное производство. Мортира была спроектирована методом наложения вновь спроектированного 280-мм ствола на лафет 203-мм гаубицы Б-4, ставший таким образом общим для 3 основных орудий советской артиллерии большой и особой мощности.

Мортира имела скрепленный ствол длиной 17 калибров. Он состоял из трубы, кожуха и казенника. В канале ствола было выполнено 88 нарезов постоянной крутизны. Длина нарезной части ствола составляла 14 калибров. Запирание канала ствола осуществлялось с помощью двухтактового поршневого затвора. Масса ствола с затвором составляла 5950 кг. Ствол с люлькой и противооткатными устройствами установили на верхнем станке лафета гаубицы Б-4. Подъемный механизм этого лафета позволял наводить мортиру в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°, однако вести стрельбу можно было лишь при углах вертикальной наводки более +15°. Наведение в горизонтальной плоскости было возможно в секторе ±4°.

Боеприпасы мортиры Бр-5

Для стрельбы из мортиры Бр-5 использовались бетонобойные и фугасные снаряды советского производства, а также французские фугасные снаряды, сохранившиеся на складах ГАУ еще со времен Первой мировой войны. Таблицами стрельбы предусматривалось использование 11 переменных зарядов массой от 9,88 до 3,45 кг пороха. При стрельбе полным зарядом фугасный снаряд Ф-674К имел начальную скорость 420 м/с. а дальность стрельбы составляла 10 950 м.

Снаряды и заряды подавались к орудию на тележке, а подъем их к казенной части ствола производился с помощью крана с ручным приводом. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 11 минут. Если расчет не уходил в укрытие, то стрелять можно было с темпом 1 выстрел в 8 минут. Масса мортиры в боевом положении составляла 18 400 кг.

Транспортировка советской 280-мм мортиры Бр-5 при помощи трактора американского производства Allis-Chalmers HD-10W, оборудованного в полевых условиях кабиной от грузовика в Восточной Пруссии

Транспортировка мортиры осуществлялась в виде двух повозок — по возка-лафет с передком массой 13 800 кг и ствольная повозка массой 11 300 кг. Для буксировки повозок использовались тягачи типа «Сталинец-2» и « Ворошиловец». Допустимая скорость движения на шоссе составляла 8—15 км/час. На короткие расстояния мортиру можно было перевозить и в неразобранном виде. Как и для систем Бр-2 и Б-4 время перевода орудия из походного положения в боевое, включая отрывку ровиков для сошника и казенной части ствола в зависимости от грунта и времени года составляла от 45 минут до 2 часов.

Боевое крещение мортира Бр-5 прошла во время советско-финской войны. Из 4 мортир произвели 414 выстрелов, ни одна мортира не была потеряна. К началу Великой Отечественной войны 280-мм мортиры Бр-5 состояли на вооружении восьми отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК. Каждый дивизион состоял из трех двухорудийных батарей. Дивизионы использовались в боевых действиях на завершающем этапе войны. Если судить по отчетным данным, ни одна мортира не была потеряна.

Примечания

  1. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.
  2. Широкорад А. Б. Гений советской артиллерии: Триумф и трагедия В. Грабина. — М.: АСТ, 2002.
  3. П. Чемберлен, Х. Дойл. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. — М.: АСТ, Астрель, 2004. ISBN 5-271-06470-0.
  4. Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 136 с.: ил. ISBN 5-699-18754-5.
  5. Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.
  6. Военно-исторический журнал, № 5, 2005.
  7. М. Коломиец, М. Свирин. Курская дуга. М.: Экспринт НВ, 1998. ISBN 5-85729-011-2.
  8. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2002.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий