ЗРК С-75 Двина, Десна, Волхов. Состав. Ракеты. Далность поражения

Состав

Боевая машина 9А33Б

БМ 9А33Б является автономной всепогодной огневой единицей. Машина способна обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановки способна обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут.

В качестве базы используется шасси БАЗ-5937. Шасси трёхосное, для движения по воде снабжено водомётом. Двигатель дизельный. Кроме того, шасси оборудовано средствами навигации и топопривязки. Шасси может транспортироваться самолётом Ил-76 и железнодорожным транспортом.

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Радиолокационная станция кругового обзора. Имеет высокую степень защиты от помех. Решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Вращается со скоростью 33 1/3 оборота в минуту и стабилизирована в горизонтальной плоскости. Возможности антенны обеспечивают обнаружение цели типа истребитель на расстояниях до 40 км и 27 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Работает в диапазоне частот 6-8 ГГц.

Станция сопровождения целей (ССЦ)

Осуществляет поиск целей по данным полученным от СОЦ. Производит захват и автосопровождение целей по угловым координатам и дальности и выдаёт точные текущие координаты на счётно-решающий прибор (СРП). ССЦ позволяет захватывать и сопровождать цели на дальности до 23 и 14 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Станция имеет защиту от пассивных и активных помех. Работает в диапазоне частот от 14,2 до 14,8 ГГц.

Счётно-решающий прибор (СРП)

СРП решает задачу встречи ЗУР с упреждающей траекторией цели при поступлении информации от ССЦ, затем вырабатывает данные для своевременного пуска ракет. Время реакции комплекса от 16 до 26 секунд, что со временем, за десятилетия развития вертолётов создало сложность в борьбе с «подскакивающими» вертолётами на некоторых участках местности, однако в таком случае практически до

создания Осы имелись иные варианты противодействия (ПЗРК, зенитная артиллерия малых калибров). «Тунгуска» отодвинула «Осу» от переднего края и соответственно «подскакивающих» вертолётов чья задача перехват наступающих танков/разведка.

ЗУР 9М33

9М33
Основные характеристики
НазначениеЗенитная управляемая ракета
РазработчикОКБ-2
Масса снаряженной, кг128
Диаметр, мм206
Длина, мм3158
Размах крыла, мм650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км9
Скорость полёта цели, км/ч420 м/с
Скорость полёта,1,51
Боевая часть15 кг
Взрывательнеконтактный
Модификации9М33, 9М33М, 9М33М2, 9М33М3, 9М33М5

Основным вооружением ЗРК является твердотопливная ЗУР 9М33, выполненная по схеме «утка». Оснащена радиокомандной системой наведения на цель, осколочной боевой частью, неконтактным взрывателем с радиусом срабатывания 5 м и трассерами в хвостовой части для сопровождения телевизионно-оптическим визиром. Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществляется с интервалом 3-5 сек. Для снижения ошибки наведения при стрельбе по целям, находящимся на высотах 50-100 м, ракета наводится на них сверху вниз.

ТЗМ 9Т217Б

Транспортно-заряжающая машина осуществляет транспортировку двенадцати ЗУР и обеспечивает заряжание боевой машины.

История создания ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

20 ноября 1953 г. вышло Постановления Совета Министров СССР (№2838/1201) «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника». Хотя к этому времени уже были закончены работы по созданию стационарной зенитной ракетной системы С-25, подвижной и мобильной зенитной ракетной системой СССР ещё не обладал. И создать её было необходимо в кратчайшие сроки.

От мобильной установки не требовалось надежности поражения целей системы стационарной… но и стоить она должна была на порядок меньше. На основе КБ-1 для проектирования новой ракеты было создано ОКБ-2 под руководством конструктора П.Д. Грушина. Все члены ОКБ имели опыт разработки С-25, в том числе, ряд нереализованных наработок, которые вполне могли подойти для нового проекта.

Проектирование станции наведения ракет осуществлял коллектив конструкторов под руководством С.П. Заворотищева и В.Д. Селезнева. Ракета, получившая обозначение В-750 («изделие 1Д») создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы, имела две ступени — стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую — с жидкостным, что обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта. К разработке двигателя маршевой ступени привлекались специалисты НИИ-88, двигатель стартовой ступени был создан в КБ-2 завода № 81. Пусковая установка СМ-63 создавалась в ЦКБ-34 (ныне г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. В ГСКБ (г.Москва) разрабатывалась транспортно-заряжающая машина ПР-11.

Ракета комплекса С-75 в транспортном положении

Эскизный проект ЗРК, получивший название С-75 был в основном готов к середине мая 1954 г., а к декабрю 1956 г. испытания ракеты В-750 были завершены.

Не смотря на необходимость немедленного принятии С-75 (работающего в 6-сантиметровом волновом диапазоне «Д») на вооружение, на чем настаивало руководство страны, сделать это быстро было невозможно — слишком много компонентов необходимо было рассчитать, настроить и претереть друг к другу.

Тогда было принято «временное» решение — начать производство упрощенного варианта С-75, работающего на основе электровакуумных приборов 10 см диапазона (диапазон «В») уже хорошо освоенных промышленностью.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. (то есть до окончания испытаний ракеты) упрощенный комплекс под названием СА-75 «Двина» был запущен в производство. Испытания комплекса началиссь уже в 1957 г., были они успешными, поэтому 11 декабря 1957 г. ЗРК СА-75 «Двина» был принят на вооружение.

Ракета комплекса С-75 в боевом положении

Работы над «продвинутым» (работающего в 6 см диапазоне) вариантом С-75 тем временем продолжались, и в мае 1957 г. опытный образец ЗРК комплекса приступил к испытания. Надо сказать, что отличались СА-75 и С-75 не только длинной волны:

  • Аппаратура СА-75 размещалась в 5 тентованных грузовиков ЗИЛ-157, а у С-75, на 3-х двухосных автомобильных прицепах, приводимых в движение тем же грузовиком. Сделано это было не столько ради эргономики, сколько ради увеличения ресурса техники. Пока прицеп на боевом дежурстве стоит на открытом воздухе, автомобиль можно спокойно загнать в бокс.
  • С-75 был оснащен автоматизированным прибором пуска АПП-75, новыми пусковыми установками СМ-63-1 и СМ-63-2, спроектированным под новую ракету.
  • Новой ракетой В-750Н, а впоследствии В-750ВН («изделие 13Д»).

22 мая 1959 г. после завершения всех испытаний, обновленный комплекс был принят на вооружение СССР как С-75Н «Десна».

Впоследствии, все семейство первых советских мобильных ЗРК для краткости называли просто С-75 и добавляли собственное имя проекта (см. модификации).

Залп ракет зенитного ракетного комплекса С-75

«Железная рука» Пентагона

Флорида. Авиабаза ВВС США. Пять человек в штатском с любопытством наблюдают, как вертолёт, оснащённый приспособлением, напоминающим железную руку, пытается подхватить ржавую десятиметровую трубу, лежащую в кузове грузовика. За наблюдателями, тоже не без любопытства, наблюдает личный состав авиабазы, который до крайности удивлён происходящим. При этом никто даже представить не может, что у них на глазах происходит секретная операция, в которой задействованы сотрудники сразу двух спецведомств — ЦРУ и РУМО. А придумал «железную руку» один из офицеров штаба военно-воздушных сил. Подхватить трубу удалось только с шестой попытки. Тренировки надо было продолжить. Но чтобы почём зря не развлекать аэродромную публику, а информация о «железной руке» не просочилась за ворота авиабазы, спецмероприятие решили перенести в другое место.


jfklibrary.org Карта радиуса действия советских ракет на Кубе времён Карибского кризиса. Два экземпляра этой уникальной шифрограммы сейчас хранятся в фонде Политбюро ЦК КПСС. На самом деле копий было больше. Первый экземпляр шеф КГБ Владимир Семичастный направил главе государства Никите Хрущеву, ещё три — секретарю ЦК КПСС Фролу Козлову, министру иностранных дел Андрею Громыко и министру обороны СССР Родиону Малиновскому. Повышенный интерес американцев к советским зенитным ракетам, по всей видимости, можно объяснить Карибским кризисом — их неожиданным появлением на Кубе. Но это не единственная причина. Впрочем, давайте по порядку.

История создания

В 1953 году в СССР завершались работы по созданию стационарной зенитной ракетной системы С-25. Однако в случае возникновения угрозы с нового стратегического направления, в ситуации, аналогичной той, которая возникла при ухудшении советско-китайских отношений, наличие только стационарных комплексов ПВО не обеспечивало защиту объектов с приемлемыми затратами даже на советской территории. Кроме того, применение мобильных систем позволяло бы решать новые тактические задачи — например, осуществление выхода из-под удара путем смены позиции, действие из засад, ввод резервных комплексов взамен выведенных из строя. Окончательную отладку аппаратуры можно было бы осуществлять централизованно на специальной производственной базе, без многократного выезда множества гражданских специалистов непосредственно в части — в результате существенно снижались затраты на строительство и возрастала надежность техники.

20 ноября 1953 года вышло Постановление СМ СССР № 2838/1201 «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника». При этом учитывалось, что радикальное сокращение массо-габаритных показателей аппаратуры не может быть достигнуто без некоторого снижения боевых возможностей — от новой системы не требовалось обеспечить надежность поражения целей как у стационарной, но и стоить она должна была на порядок меньше. Комплекс рассчитывался для поражения целей, летящих со скоростью до 1500 км/ч на высотах от 3 до 20 км. Масса ракеты не должна была превышать две тонны — в составе создаваемой системы должны были максимально использоваться уже применяемые в стране грузовые автомобили и тягачи.

При создании С-75 широко использовался опыт накопленный при разработке и испытаниях стационарного комплекса ПВО С-25. В С-75 используются тот же принцип наведения ракеты на цель с помощью многофункционального секторного радиолокатора но многие элементы значительно усовершенствованы. Громоздкие вращающиеся антенны станции наведения заменены неподвижными малогабаритными с электрическим сканированием, изменен диапазон частот и сужен сектор обзора РЛС, применена более легкая ракета с твердотопливным ускорителем и наклонным стартом с поворотной пусковой установки. В то же время, с целью облегчения и удешевления комплекса, отказались от многоканальности. С-75 мог работать только по одной цели.

Задействованные структуры

В разработке и создании комплекса в целом и отдельных средств в него входящих были задействованы следующие предприятия и учреждения оборонно-промышленного комплекса страны:

  • Комплекс в целом — ЦКБ «Алмаз», Москва (разработка);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка); Ленинградский Северный завод, Ленинград (производство, 1958—…); Саратовский авиационный завод (производство, 1956 — нач. 1970-х); ЗиК, Свердловск (производство);
  • Ракетный двигатель — КБХМ, Калининград, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая радиоаппаратура ракеты — Московский приборный завод, Москва (производство); Днепровский машиностроительный завод им. В. И. Ленина, Днепропетровск, УССР (производство);
  • Приводы — ЦНИИАГ, Москва (разработка);
  • Системы ближней локации — НИИЭП, Новосибирск (разработка);
  • Транспортно-заряжающая машина — ГСКБдормаш, Москва (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — СМУ-304, Кунцево, Московская обл. (строительство).

Производство за рубежом

Комплекс по лицензии производился в Китае под названиями Хунци-1 (HongQi-1, сокращенно HQ-1, с кит. — «Красное знамя») и Хунци-2 (HQ-2). Инженерно-проектные работы и серийное производство осуществлялись следующими предприятиями и учреждениями:

  • Комплекс в целом — НИИ-1 Министерства машиностроения КНР (инженерные работы, головное учреждение), факультет № 2 Военной академии КНР (инженерные работы);
  • Ракетный двигатель — завод № 410 (производство);
  • Система наведения — НИИ-23 Военной академии КНР (инженерные работы); заводы № 761, 764, 784, 785, 786 (производство);
  • Наземное оборудование — заводы № 247, 256, 307, 447, 547 (производство).

«Абсолютный чемпион»

Выдающиеся боевые качества советский комплекс продемонстрировал во Вьетнамской войне. По данным Минобороны РФ, в Демократическую Республику Вьетнам были переброшены ЗРК С-75М «Двина», истребители МиГ-17 и МиГ-21, радиолокационные станции обнаружения, техника связи и зенитная артиллерия. По оценке западных СМИ, с 1965 по 1972 год в Индокитай были переброшены 95 С-75 и свыше 7,6 тыс. ракет.

«24 июля 1965 года дивизионы первого зенитного ракетного полка Вьетнамской народной армии в районе Ханоя уничтожили три истребителя-бомбардировщика F-4C «Фантом» пуском четырёх ракет типа В-750В. Это было первое в истории ПВО боевое применение ЗРК против сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков», — говорится в материалах военного ведомства.

Точная статистика потерь американской авиации в период Вьетнамской войны от отечественных зенитных ракет не разглашается. По подсчётам Минобороны РФ, до конца 1965 года вьетнамские расчёты С-75 при помощи советских специалистов уничтожили 93 воздушных судна. В отечественной историографии можно встретить данные о том, что США потеряли во Вьетнаме свыше 1,3 тыс. вертолётов и самолётов.

Американские исследователи приводят более скромные цифры (около 200 воздушных судов), признавая потери широкого спектра авиатехники: стратегических бомбардировщиков (В-52), транспортных самолётов (С-123), истребителей (F-4, F-8, F-105, F-104), самолётов-разведчиков (RB-66, RF-101, О-2), штурмовиков (А-1, А-3, A-4, A-6, A-7).

26 октября (по другим данным — 23 октября) 1967 года в районе Ханоя расчёт С-75 сбил штурмовик Douglas A-4 Skyhawk, которым управлял Джон Маккейн. Попав в плен, будущий сенатор и кандидат в президенты США рассказал на допросе, что после попадания советской ракеты получил «удар потрясающей силы». Во вьетнамской тюрьме он провёл более пяти лет.

«Точных данных о количестве сбитых С-75 самолётов, конечно, нет. Но в любом случае ущерб США от советских ЗРК во Вьетнаме был очень серьёзным. Ни один зенитный ракетный комплекс так широко не применялся в реальных боевых действиях. С-75 — это абсолютный мировой чемпион по количеству поражённой авиатехники», — подчеркнул Корнев.

Помимо Китая и Вьетнама, С-75 поставлялся в десятки стран мира: КНДР, Монголию, Кубу, Албанию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Румынию, Польшу, Югославию, Ирак, Египет, Сирию, Ливию, Судан, Мозамбик, Анголу, Афганистан, Пакистан, Индию, Перу.

С-75 хорошо зарекомендовал себя на Ближнем Востоке. Однако, как считает Корнев, потенциал советского ЗРК не был раскрыт из-за слабой выучки арабских армий.

С марта 1969-го по сентябрь 1971 года («Война на истощение») египетские расчёты С-75 уничтожили не менее семи самолётов ВВС Израиля (три F-4, один А-4, один бомбардировщик Dassault Mystère IV, один лёгкий самолёт Piper J-3 Cub и один транспортный самолёт Boeing C-97 Stratofreighter).

В 1980-е годы (во время войны с Ираном) иракские расчёты С-75 перехватили четыре иранских F-4 и один F-5E, а во время операции «Буря в пустыне» (январь — февраль 1991 года) они смогли уничтожить два американских истребителя F-15E и F-14, а также один британский бомбардировщик Tornado.

«С-75 — это крайне удачная система, которая претерпела несколько модернизаций. Её заслуга не только в обеспечении безопасности страны и союзников СССР. На этом комплексе училось несколько поколений офицеров ПВО. А технологические наработки по этому ЗРК помогли отечественным инженерам разработать ЗРК «Круг», С-125 и С-200. С-75 — это целая эпоха», — пояснил Корнев.

По словам собеседника RT, опыт применения С-75 позволил советскому командованию определить оптимальную структуру зенитного ракетного дивизиона в составе нескольких пусковых установок, командной машины (командного пункта), радиолокационной станции (РЛС), радиотехнической батареи, транспортных средств.

«Революционность С-75 заключалась в том, что это был передвижной, надёжный, эффективный и недорогой комплекс. Конечно, по современным меркам на его развёртывание уходит достаточно много времени, однако с задачей по прикрытию стационарных объектов от самолётов противника в эпоху холодной войны С-75 справлялся на отлично. А для некоторых государств он актуален до сих пор», — резюмировал Корнев.

Последние системы ПВО России

Перехватить воздушную цель на большом расстоянии (от 200 километров) российские военные могут посредством зенитной ракетной системы С-400 «Триумф». Этот ЗРК поступил на вооружение в 2007 году. Комплекс был создан специально, чтобы обеспечить защиту в случае вероятного нападения как с космоса, так и с воздуха. Как утверждают специалисты, С-400 способен уничтожить цель на высоте не больше 30 тыс. метров.

В 2012 году на вооружение поступил новый зенитно-ракетный пушечный комплекс – ЗРПК «Панцирь С1». С помощью управляемых ракет и автоматических пушек, для которых предусмотрено радиокомандное наведение, радиолокационное и инфракрасное слежение, цель уничтожается, где бы ни находилась. ЗРПК имеет двенадцать ракет «земля-воздух» и две зенитные пушки.

Последней российской новинкой считается ЗРК «Сосна», который работает в ближнем радиусе. По словам экспертов, данный комплекс рассчитан на осколочно-стержневое и бронебойное воздействие. Ракеты могут уничтожать вражескую бронетехнику, корабли и укрепления. ЗРК эффективен в комплексе при борьбе с высокоточным оружием, беспилотниками и крылатыми ракетами. Для наведения применяют лазер: ракет летит на луч.

Вы здесь

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С – 75М «ДЕСНА». (SA – 2A Guideline)

Только на Русский

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С – 75М «ДЕСНА». (SA – 2A Guideline)

В СССР боевое крещение С – 75 состоялось 1 мая 1960 года, когда под Свердловском был сбит высотный американский самолет разведчик U 2 «Локхид», пилотируемый пилотом ЦРУ Пауэрсом

Благодаря появлению у нас С – 75  США прекратили свои разведывательные полеты над территорией СССР и лишились тем самым важного источника стратегической развединформации. Под названием «Волга» (экспортное название) комплекс поставлялся во многие страны мира

Поставки осуществлялись в Анголу, Алжир, Венгрию, Вьетнам, Египет, Индию, Ирак, Иран, Китай, Кубу, Ливию и другие страны.

Зенитный ракетный комплекс С – 75 предназначен для поражения воздушных целей на средних и больших высотах, на встречных курсах и вдогон. Перевозимый (буксируемый) комплекс разрабатывался для прикрытия важных административно – политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений. С – 75 одноканален по цели и трехканален по ракете, т. е. одновременно способен сопровождать одну цель и наводить на нее до трех ракет.

За время своего существования ЗРК С – 75 многократно модернизировался. В 1957 году на вооружение был принят упрощенный вариант СА – 75 «Двина», в 1959 году – С – 75М «Десна». Следующей модификацией стал комплекс С – 75М «Волхов». Ракеты всех серийных модификаций двухступенчатые, выполнены по нормальной аэродинамической схеме. Первая ступень (стартовый ускоритель) – твердотопливная, представляет собой пороховой реактивный двигатель, работающий в течение 4,5с.Вторая ступень имеет жидкостный реактивный двигатель, работающий на соединении керосина и азотной кислоты. Боевая часть – осколочно – фугасная массой 196 кг. Максимальная дальность поражения целей С – 75 «Десна» составляет – 34 км. Максимальная скорость обстреливаемой цели навстречу – 1500 км/ч.

Зенитный ракетный комплекс С – 75 состоит на вооружении зенитно – ракетного дивизиона, включающего станцию наведения ракет, кабину сопряжения с автоматизированной системой управления, шесть пусковых установок, средства энергоснабжения, средства разведки воздушного пространства. Обычно пусковые установки располагаются по кругу на расстоянии 60 – 100 метров вокруг станции наведения ракет. Элементы комплекса могут располагаться на открытой местности, в окопах или стационарных бетонных укрытиях. Боевой расчет комплекса состоит из 4 человек – одного офицера и трех операторов сопровождения по угловым координатам.

Открыть в приложении

Предоставлено
Фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана» активно развивает историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
Все аудиогиды

Состав ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

В состав зенитного ракетного комплекса С-75 входят:

  • Станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки). 1 шт.
  • Пусковые установки (СМ-63, СМ-90) — 6 шт.
  • Транспортно-заряжающие машины ПР-11 — 6 шт.

В случае, когда зенитный ракетный дивизион С-75 выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитной ракетной бригады.


Транспортеры ракет ЗРК С-75

Конструкция

В составе Вербы находится ракета 9М336 и пусковой механизм 9П521. Кроме этого в него входят средства опознавания «свой-чужой» 1Л129В, передвижной контрольный пункт 9В861, радиолокационный обнаружитель 1Л122, модуль планирования 9С931, модуль управления огнём 9С933 для бригадного или монтажный комплект 9С933-1 для дивизии, средства автоматизации 9С935.

Благодаря максимальной автоматизации возможно обнаружение групповых воздушный целей и автоматическое распределение их между зенитными комплексами с передачей всех необходимых параметров полёта, а развёртывание и готовность к стрельбе осуществляется за 8 секунд.

Основные модификации ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

  • СА-75 «Двина» — (1957 г.) первый серийный зетнитный ракетный комплекс, работающий в 10 см диапазоне. Зенитная ракета: В-750.
  • СА-75М «Двина» — (1957 г.) с обновленными зенитными ракетами типов В-750В, В-750ВМ и В-750ВК.
  • СА-75МК «Двина» — (1960 г.) экспортный вариант СА-75М с ракетой В750В.
  • С-75 «Десна» — (1959 г.) улучшенный зенитный комплекс работающий в 6 сантиметровом диапазоне. Зенитная ракета: ЗУР В-750ВН («изделие 13»).
  • С-75М «Волхов» — (1961 г.) переоснащенный ракетами В-755 («изделие 20Д»), а также В-755У («изделие 20ДУ») комплекс С-75, с увеличенной зоной поражения целей.
  • С-75М «Волхов» — (1964 г.) ЗРК с ракетой В-760 («изделие 15Д») со специальной боевой частью.
  • С-75М «Десна» — (1965 г.) экспортный вариант с ракетой ЗУР В-755.
  • С-75Д «Десна» — (1969 г.) ЗРК с ракетами ЗУР В-755 и В-755У.
  • С-75М2 «Волхов» — (1971 г.) ЗРК с ракетой В-759 («изделие 5Я23») ;
  • С-75М3 «Волхов» — (1975 г.) ЗРК с ракетой В-760В («изделие 5В29») со специальной боевой частью .
  • С-75М4 «Волхов» — (1978 г.) ЗРК с телевизионным оптическим визиром и имитатором станции наведения ракет.

«Изделие 715» и «изделие 75»: США ждет карающий удар с неба

Как сообщает американский еженедельник Jane’s Missiles & Rockets, российские источники в начале декабря раскрыли обозначение Х-50 для новой российской крылатой ракеты «воздух-поверхность». Ракета оказалась столь серьезно засекреченной, что информация от источников журнала не вполне совпадает с данными, которые в ноябре были получены источниками российских СМИ.

Очень похоже что и в ноябре, и в декабре речь велась об одной и той же ракете, которая предназначена для вооружения стратегических бомбардировщиков Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160М/М2. Американцы называют ее Х-50, мы — «изделие 715» с военным индексом 9А5150. Ракета дозвуковая с крейсерской скоростью в 700 км/ч, максимальная скорость достигает 950 км/ч. Вес порядка 1600 кг.

Главное достоинство ракеты, ради чего она и затевалась, снижение габаритов, что позволит размещать ее во внутренних отсеках Ту-22М3. Потому что сейчас этот прекрасный сверхзвуковой бомбардировщик используется не на полную мощность.

Дело в том, главное ударное оружие этого ракетоносца — сверхзвуковая крылатая ракета Х-32, имеющая длину в 11 метров. Во внутренний отсек она не помещается. И Ту-22М3, способный поднимать в воздух 24 тонны, берет на внешние подвески только две ракеты. При большем размещении ракет под крылом у самолета снижается аэродинамика и падает скорость. К тому же уменьшается и дальность полета. И это особенно критично, поскольку по договору ОСВ-2 с этого самолета демонтировано оборудование дозаправки в воздухе.

Раньше этого «недогруза» высокоточным оружием не существовало, поскольку помимо Х-32 (точнее — Х-22, предтеча Х-32) на вооружении ракетоносца была сверхзвуковая аэробаллистическая ракета Х-15. При длине в 4,87 м она вписывалась в фюзеляж. Боевая часть имела массу 150 кг. Был ядерный вариант мощностью 300 кт. Ракета, поднявшись на высоту до 40 км, при пикировании на цель на финальном участке маршрута разгонялась до скорости в 5 М. Дальность у Х-15 была равна 300 км. Однако эти ракеты уже сняты с вооружения. И теперь бомбоотсек заполняют авиабомбами, которые к высокоточному оружию не относятся.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий