Зенитно-ракетный комплекс “ТОР”

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором). С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

«Исчерпывающе!..»

Заводская байка №1, длинная.

На очередном Международном авиационно-космическом салоне был продемонстрирован ЗРК «Тор-М2У», ТТХ которого, помимо прочих новинок, предусматривали возможность одновременного поражения четырех целей четырьмя ракетами. Несколько представителей иностранных военных делегаций выразили сомнение в том, что новая модификация российского ЗРК действительно на такое способна. Реакция руководителей МО РФ, концерна «Алмаз–Антей» и завода «Купол» оказалась неожиданной — иностранцам немедленно предложили посмотреть на «Тор-М2У» в деле.

На следующий день как сомневающиеся, так и оппоненты спецрейсом вылетели на ракетный военный полигон Капустин Яр, в просторечье именуемый КапЯром. Был конец августа, но, несмотря на это, погодка на полигоне стояла так себе — низкая облачность, ветер, дождь. Кто-то из иностранцев великодушно предложил перенести демонстрацию на более ясный день. «Зачем? — удивились наши. — Комплекс всепогодный!»

В общем, на огневую позицию выгнали боевую машину 9А331МУ, гости полигона заняли места на наблюдательном пункте, и демонстрация началась. С четырех разных направлений и с разной скоростью на «Тор» ринулись имитаторы воздушных целей. Двигались они в диапазоне высот от 10 метров до нескольких километров и не по прямой, а активно маневрируя.

Боевая машина ожила, резво крутанула антенно-пусковым устройством. Откинулись крышки транспортно-пусковых контейнеров. Пороховая катапульта за 10 секунд выбросила вверх четверку ЗУР. С земли на фоне свинцовой тучи хорошо были видны разбегающиеся в разные стороны белые дымные шлейфы. Потом почти одновременно сработали БЧ ракет и… в небе стало пусто. Командир машины отрапортовал: «Все цели поражены. Расход — 4».

От момента обнаружения «Тором» целей и до рапорта прошло порядка 25 секунд. У находившегося на наблюдательном пункте иностранного замминистра обороны в буквальном смысле слова отвисла нижняя челюсть. Наши дождались, когда она вернется на штатное место, и поинтересовались, есть ли еще какие сомнения? А то у командира «Тора» остались в ТПК 4 ЗУР и он не прочь еще что-нибудь «заземлить».

Наконец, для дорогих гостей можно выкатить не только одну БМ, но зенитную ракетную батарею полного состава, где таких БМ — четыре. Надо?.. Однако новых пусков не потребовалось. «Исчерпывающе», — отрезюмировали иностранцы, с чем и отправились обратно на МАКС.

Цели на «конвейере»…

Что представляет собой ЗРК «Тор-М2»? Комплекс решает задачи войсковой противовоздушной и противоракетной обороны на уровне «бригада–дивизия». Кроме того, может использоваться для прикрытия важных военных и гражданских объектов. Ему под силу поразить широкий спектр целей: самолеты тактической и армейской авиации, крылатые ракеты, вертолеты и беспилотники, авиационные ракеты класса воздух–земля, управляемые и корректируемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты.

mclaud9404.livejournal.com
Станция наведения сопровождает 4 цели, одновременно наводя до 8 ракет.

На каждой боевой машине ЗРК «Тор-М2» имеется станция обнаружения целей, станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система электропитания. Особо стоит остановиться на станции обнаружения целей. Она имеет высокую степень защищённости от помех, оснащена системой распознавания «свой–чужой», работает и во время движения.

Система способна не только одновременно обнаружить более 40 целей, но и выделить из них 10 наиболее опасных — экипаж в автоматическом режиме получает оптимальный вариант очередности их поражения.

Дальность обнаружения и сопровождения целей — до 32 км. Станция наведения сопровождает 4 цели, одновременно наводя до 8 ракет. Максимальная дальность поражения целей — 16 км, минимальная — 1,5 км на высоте 10 метров и 1 км на высоте более 100 метров. Время развёртывания — 3 минуты. Боекомплект на боевой машине — 8 ракет, время заряжения боекомплектом — 18 минут.

Стандартная ракета 9М331 одноступенчатая, твердотопливная, боевая часть — осколочно-фугасного типа. После запуска она вылетает из контейнера с помощью специальной катапульты со скоростью 25 м/с. На высоте 20 метров запускаются маршевые двигатели, разгоняющие ракету до скорости 700–800 м/с.

mil.ru
Ракета 9М331 после запуска вылетает из контейнера с помощью специальной катапульты.

Имеется возможность обмениваться информацией о средствах воздушного нападения между двумя боевыми машинами — это увеличивает зону обнаружения целей. Если сравнивать вероятность поражения объектов с ЗРК «Тор» ранней модификации, то она возросла более чем вдвое — точность доходит до 99 процентов. Иными словами, если цель вошла в зону поражения, то она обречена.

Климатические условия на работу практически не влияют, так как комплекс выполняет задачи при температуре от +50 до -50 градусов Цельсия. Способен успешно действовать в горной местности на высоте до 3000 метров. Не помеха и скорость ветра до 30 м/с.

Операторы


Зенитная ракета 9М33 парке «Патриот».

  • Россия Россия:

    • Сухопутные войска России — 400 9К33М3 по состоянию на 2016 год
    • Морская пехота России — 20 9К33 по состоянию на 2016 год
  • Азербайджан Азербайджан — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Алжир Алжир:

    • Сухопутные войска Алжира — около 48 9К33М по состоянию на 2016 год;
    • Военно-воздушные силы Алжира — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2012 год.
  • Ангола Ангола — 15 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Армения Армения — 177 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Белоруссия Белоруссия — некоторое количество 9К33, по состоянию на 2016 год.
  • Болгария Болгария — 24 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Греция Греция — 38 9К33М3 по состоянию на 2016 год. Первые 20 экземпляров «Оса-АКМ» поставлены в конце 1998 года.
  • Грузия Грузия — 8 9К33М2 «Оса-АК» и 6-10 9К33М3 «Оса-АКМ» по состоянию на 2016 год.
  • Индия Индия:

    • Сухопутные войска Индии — более 50 9К33М2 по состоянию на 2016 год;
    • Военно-воздушные силы Индии — некоторое количество 9К33М2 по состоянию на 2016 год.
  • Иордания Иордания — 48 9К33М по состоянию на 2016 год.
  • Куба Куба — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Польша Польша — 64 9К33М2 «Оса-АК» по состоянию на 2016 год.
  • Сирия Сирия — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Туркмения Туркмения — 40 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Украина Украина — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Эквадор Эквадор — 6 9К33 по состоянию на 2016 год.

Бывшие операторы

  • СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
  • Ливия Ливия — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2012 год.

«Верба» для десанта

Продолжается поступление в войска ПЗРК «Верба». В августе этого года стало известно, что все воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии ВДВ уже перевооружены на «Вербы». По словам командующего ВДВ генерал-полковника Андрея Сердюкова, «Верба» способна поражать самолеты тактической авиации, ударные вертолеты, крылатые ракеты и дистанционно-пилотируемые летательные аппараты на встречных и догонных курсах, в дневных и ночных условиях при визуальной видимости цели, в том числе в условиях фоновых и искусственных помех.

В числе достоинств «Вербы» — возможность стрельбы на встречных курсах по малоизлучающим в инфракрасном диапазоне целям на дальней границе зоны поражения на предельно малых высотах. Новые комплексы малой дальности, в отличие от своих предшественников (ПЗРК «Игла»), обладают расширенными боевыми возможностями и обеспечивают высокую эффективность поражения целей, несмотря на мощное оптическое противодействие.

По сравнению с предыдущими ПЗРК, у «Вербы» в несколько раз увеличена зона обстрела целей с невысоким тепловым излучением и в десятки раз — помехозащищенность от мощных пиротехнических помех. При том что порядок боевого применения новых ПЗРК аналогичен порядку применения комплексов предыдущего поколения, в «Вербе» снижен расход ракет для поражения одной цели и расширен температурный диапазон использования до минус 50 градусов. ПЗРК способен поражать малозаметные цели условного противника на высотах от 10 м до 4,5 км и на дальностях от 500 м до 6,5 км.

История развития «Тора»

Следующей модернизацией стал комплекс Тор-М1, который российская армия получила в начале 90-х. В отличие от предшественника, новая версия ЗРК отличалась улучшенным бортовым ЭВМ, большим противодействием от внешних помех и уменьшением количества основного экипажа до трех человек.

Параллельно инженеры работали над более эффективной системой Тор-2М, способной еще лучше отражать массированные удары одновременно с  радиолокационным противодействием. Наконец, ЗРК Тор-М2У пополнил ряды армейского вооружения в 2012 году. Благодаря своей специфике, М2У не имеет мировых аналогов.

Появление модернизированной системы «Тор» – ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

Что такое ЗРК IRIS-T SLM

IRIS-T SLM является низковысотным компонентом системы MEADS НАТО. Данная система разрабатывается в качестве замены системы ПРО Patriot AD, использующейся в ряде стран НАТО. Комплекс предназначен для обеспечения противодействия пилотируемым и беспилотным самолетам, вертолетам, крылатым и баллистическим ракетам.

В основе проекта была ракетная система авиационного базирования IRIS-T класса “воздух-воздух”. Она содержится на вооружении нескольких европейских стран. Чтобы ракету можно было использовать в качестве зенитной, ее серьезно модернизировали.

Работа над ЗРК IRIS-T SLM началась в 2007 году, а уже спустя два года ракета совершила первый испытательный полет. В серийное производство комплексы поступили в 2014 году. Однако на вооружение немецкой армии оружие еще не поступило. Последнее испытание было проведено в 2021 году.

ЗРК IRIS-T SLM базируется на автомобиле MAN 8х8

Современное оружие ПВО

Тор-М2У, созданный, как и его предшественники для безопасности военных и промышленных объектов от воздушных угроз, показал свою эффективность в противостоянии самым высокоточным образцам современного оружия, крылатым ракетам, современным средствам военной авиации.

Многозадачный ракетный комплекс Тор-М2У способен определять сразу больше 40 целевых объектов, распознавать наиболее опасные и вести огонь одновременно по четырем из них. Комплекс эффективен при массированных воздушных атаках. Специфика конструкции позволяет М2У противостоять высокоманевренным и малоразмерным целям. Комплекс применяется в качестве компоненты общей системы ПВО, но также может выполнять боевые задачи в автономном режиме.

История создания

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК «Тор» начались в НИЭМИ в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, от 4 февраля 1975 года. Научно-исследовательская работа (НИР) по заданной тематике исследований носила кодовое название «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем от головной организации был назначен И. М. Дризе. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — В. П. Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве комплексов «Тор» были задействованы следующие структуры:

  • Комплекс в целом — Научно-исследовательский электромеханический институт, Москва (разработка);Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, Свердловск, Свердловская обл. (производство),Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола, Марийская АССР (производство);
  • Боевая машина — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Ракета — МКБ «Факел», Химки, Московская обл. (разработка);
  • Бортовая аппаратура ракет — Ижевский электромеханический завод, Ижевск, Удмуртская АССР (производство);
  • Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения, Свердловск, Свердловская обл. (разработка);
  • Гусеничное шасси — Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи, Московская обл. (производство);
  • Приводы — ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Системы ближней локации — Научно-исследовательский институт электронных приборов, Новосибирск, Новосибирская обл. (разработка);
  • Работы по монтажу, настройке, проведению испытаний и вводу в эксплуатацию стационарных объектов для полигонных испытаний комплекса — Строительно-монтажное управление № 304, Кунцево, Московская обл. (строительство).
  • Гусеничный тягач — Минский тракторный завод, Минск, Белорусская ССР (разработка/производство);

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

– Разработчик: Алмаз-Антей- Годы разработки: с 1972 по 1983- Годы производства: с 1983- Годы эксплуатации: с 1986

– Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

– Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

– База, мм: 5055- Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

– 8 х ЗУР 9М330

Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

– Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)- Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)- Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700- Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)

Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

– а) истребителя – до 0,8;- б) вертолета-0,5-0,88;- в) беспилотного аппарата – 0,89-0,9

Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1

– Мощность двигателя, л. с.: 840

Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1

– Скорость по шоссе, км/ч: 65- Запас хода по шоссе, км: 500

– Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8- Преодолеваемый подъём, град.: 35- Преодолеваемый ров, м: 2,0- Преодолеваемый брод, м: 1,0

Боевое применение комплекса

Разработчики ЗРК активно применяют опыт, полученный во время применения «Торов» в вооруженном конфликте на просторах Сирии. Так, во время обороны авиационной базы «Хмеймим», комплекс сумел поразить больше шести десятков воздушной вражеской техники. Успешным оказалось и взаимодействие «Торов» с РПК серии «Панцирь-С» и дальнобойным вооружением типа С-400.

Зенитно-ракетные комплексы типа «Тор», по заверениям разработчиков, являются «командными игроками». Успешное применение этой эффективной техники во многом зависит от оперативности и достоверности информационных данных, передаваемых между всеми участниками противовоздушной защитной «команды». Для боевого применения в составе систем эшелонированных ПВО необходимо очень тщательно проводить расчеты каждого звена, достигая этого улучшением средств технического сопряжения и эффективными учениями операторов зенитно-ракетных комплексов.

История развития «Тора»

Следующей модернизацией стал комплекс Тор-М1, который российская армия получила в начале 90-х. В отличие от предшественника, новая версия ЗРК отличалась улучшенным бортовым ЭВМ, большим противодействием от внешних помех и уменьшением количества основного экипажа до трех человек.

Параллельно инженеры работали над более эффективной системой Тор-2М, способной еще лучше отражать массированные удары одновременно с  радиолокационным противодействием. Наконец, ЗРК Тор-М2У пополнил ряды армейского вооружения в 2012 году. Благодаря своей специфике, М2У не имеет мировых аналогов.

Как «Тор» обнаруживает цели? И насколько эффективно?

@ain92ru:

«На каждой боевой машине есть две радиолокационные станции. Одна сканирует воздушное пространство вокруг себя чуть больше чем на два десятка километров, это станция обнаружения цели. У нее есть параболическая антенна, которая поднимается над машиной, делает оборот в 360 градусов примерно за 3 секунды в обычном режиме и видит где-то на 25 километров. Вторая радиолокационная станция предназначена для наведения ракеты на цель: это «станция наведения».

Леонид Нерсисян:

«Нужно понимать, что «Тор» – это зенитно-ракетный комплекс малой дальности. И нужно понимать, что для того, чтобы он эффективно работал, ему должна подаваться информация со сторонних радиолокаторов обнаружения, больших радиолокаторов, которые просматривают большой сектор неба. Конечно, у ЗРК есть и свои средства обнаружения. Но если полагаться только на них, то тогда вероятность ошибки будет повышаться.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий