Какие технологии используются в роботах с дистанционным управлением?
Раньше телевизоры не имели пультов дистанционного управления. Различные ручки и кнопки, прикрепленные к телевизору, имели разные функции. Мы все можем связать кнопку включения системы и вращающуюся ручку регулировки громкости. Сегодня нет ничего более утомительного, чем это, благодаря развитию пультов дистанционного управления.
Один из популярных ученых Никола Тесла был первым, кто изобрел дистанционное управление без проводов в 1898 году. С развитием технологий устройство на основе дистанционного управления может почти контролировать нашу повседневную жизнь в нынешнюю эпоху.
Тяжелые роботы разминирования
Россия
Производитель неизвестен
Проход-1
Роботизированный комплекс разминирования. Разработчик – Уралвагонзавод на базе бронированной машины разминирования БМР-3М “Вепрь”. Дистанционно управляемый. С тралом ТМТ-С и устройством для уничтожения противобортовых мин. Ходовая часть Т-90 с 1000-сильным двигателем. Передняя часть прикрыта контейнерами динамической защиты. Вооружение: 12.7 мм пулемет; 8 гранатометов для дымовых завес. Робот управляется с мобильного командного пункта на автомашинах КамАЗ по помехозащищенному каналу. Робокомплекс способен работать автоматически. Может создавать проходы в минных полях шириной 4.5 метра, обезвреживая контактные и магнитные мины. Летом 2016 года завершились государственные испытания.
12-й ЦНИИ Минобороны, Россия
Гвидон, 12-й ЦНИИ Минобороны, Россия
2020.06.22 Новую версию автомобиля дистанционного разминирования (МДР) Листва разрабатывают в России под названием Гвидон. Занимаются разработкой в 12-м ЦНИИ Минобороны РФ. Создается на двухосной мобильной базе. Мощность Гвидона будет выше, чем у Листвы.
766 УПТК (ООО 766 УПТК), Россия
Уран-6, Россия
Считается “отечественной разработкой”, хотя внешне не отличим от хорватского MV-4, давно выпускаемого телеуправляемого комплекса разминирования. Вероятно речь идет о “лицензионном производстве”. В России закуплены и используются также и оригинальные хорватские MV-4, DOK-ING.
фото: ОАО 766 УПТК ;
Уран-10, Россия
В отличие от робота разминирования Уран-6, предназначенного для борьбы с противопехотными минами, робототехнический комплекс Уран-10 предназначен прежде всего для борьбы с противотанковыми минами весом около 10 кг. На начало 2017 года существует в крайне незначительном количестве – единицы штук. Российская версия хорватского двадцатитонного робота MV-10, Dok-ING.
Каскад (КПЗ Каскад, входит в Росэлектронику), Россия
Листва, Каскад (КПЗ Каскад, входит в Росэлектронику), Россия
2020.06 Машина дистанционного разминирования Листва разработана КПЗ Каскад, входящем в Росэлектронику. Построена на базе бронекорпуса СБА-60-К2 Булат. Предназначена для обеспечения безопасности подвижных грунтовых ракетных комплексов Тополь-М и Ярс. В частности МДР Листва предназначена для предотвращения несанкционированного подрыва при ручном разминировании радиоуправляемых взрывных устройств использует выносную и стационарную аппаратуру радиоэлектронного подавления с радиусом воздействия до 70 метров. Также может обезвреживать мины с электронной системой подрыва путем выведения из строя электроники мощным импульсным СВЧ излучением. /
Германия
RCSys, Германия
2020.05.08 Вооруженные силы Германии получат новые наземные беспилотные средства для обнаружения мин. Телеуправляемая система RCSys предназначена для эффективного обнаружения взрывных устройств, находящихся на земле. Дистанционное управление осуществляется роботом осуществляется из бронированного транспортного автомобиля Fuchs/Fox 1A8. К месту работы транспортные средства перевозят на грузовиках Multi FSA. Еще одна дистанционно управляемая система – Wiesel/Weasel оснащена специальным сенсором и металлоискателем и позволяет обнаруживать мины и СВУ на дороге или бездорожье. /
Объединенное Королевство
Pearson Engineering
FWMP H-V1 (Full Width mine plough), Pearson Engineering, Объединенное Королевство
https://youtube.com/watch?v=whhaUhZNk0I
Есть и другие модели.
Хорватия
DOK-ING, Хорватия
MV-2, DOK-ING, Хорватия
MV-4, DOK-ING, Хорватия
Многофункциональный телеуправляемый мобильный комплекс разминирования. Оснащен бойковым тралом или зубчатым рыхлителем. Может оснащаться манипулятором с захватом (опционально). Уменьшенная версия мощного MV-10 весом 20 тонн.
MV-10, DOK-ING, Хорватия
Многофункциональный тяжелый телеуправляемый мобильный комплекс разминирования. Оснащен бойковым тралом или зубчатым рыхлителем. Может оснащаться манипулятором с захватом (опционально). Вес машины – 20 тонн, в движение его приводит двигатель Caterpillar C18 объемом 18 л и мощностью 766 л.с. Предназначен для подрыва противотанковых мин.
Швейцария
DSC, Швейцария
, DSC, Швейцария
, DSC, Швейцария
2022.12 МЧС Азербайджана приобрела 4 робота разминирования GCS-200 (Global Clearence Solutions) с дизельным двигателем и дистанционным управлением. Такие роботы способны разминировать до 1500 кв.метров в час.
История создания
В 2018 году, Фонд перспективных исследований (ФПИ), начал разработку интеллектуальной самодвижущийся платформы для нужд МО РФ, которая получила название «Маркер».
Изначально, робот «Маркер» предназначался для внутренних войск специального назначения в качестве разведывательной машины на колесном ходу, которая умеет запускать беспилотник на кабеле на высоту 150 км и иметь обзор в 20 километров.
Позже, у ФПИ появилась идея, поставить дрон на гусеничный ход, для подвоза воинским подразделениям боеприпасов, а после успешных испытаний его автоматической навигационной системы, было принято решение создать настоящего боевого робота.
Как рассказал руководитель спецотряда военных советников «Царские волки» Дмитрий Рогозин, «боевой вариант робота «Маркер», имеет в системе управления электронный каталог с образами целей как в видимом диапазоне, так и инфракрасном». Как сообщил экс-глава Роскосмоса, в каталог боевого дрона уже заложены опознавания таких целей, как танки «Абрамс» и «Леопард».
Уже в начале февраля 2023 года, четыре робота «Маркер» прибыли для окончательные испытания в зону СВО. На видео, которое попало в интернет видно, что робот «Маркер» поставляется в боевом ударном варианте, однако приехал на Украину без пулемета «Утес» и РПГ-26. Сообщается, что специалисты установят это вооружение самостоятельно.
Дизайн
С первого взгляда Ситроен Икс М привлекает внимание, поскольку отличается необычной формой с явными элементами футуристического будущего. Это достигнуто ярким и вытянутым силуэтом, низкой посадкой, и конечно же гидропневматической подвеской
Автомобиль выглядит стильно и элегантно, причем даже по современным меркам, несмотря на то, что с момента первого выпуска прошло свыше 30 лет. Дизайн совершенно не устарел и сегодня отлично вписывается в дорожный трафик.
Шикарный автомобиль! На фото «дорестайлинговый» Citroёn XM с самым мощным из его бензиновых — 3.0 V6 24v 200 л.с. (ZPJ4)
Экстерьер
Плавные линии стреловидного кузова автомобиля делают его действительно похожим на машину будущего, где прослеживается явная ассоциация с ракетой. Простая, но достаточно элегантная архитектура фар приплюснутой формы, делает модель весьма привлекательной, без «хищного» взгляда. В целом силуэт уверенно можно назвать незаурядным, благодаря чему автомобиль привлекает взгляды окружающих и выделяется в плотном дорожном потоке.
Даже универсал Citroёn XM Break — стремительный и изящный. На фото поздний «рестайлинговый» XM Break 3.0 V6 194 л.с. (ES9J4)
Ломаный силуэт подоконных линий подчеркивает особый французский шарм, красоту и изящество. Широкое остекление из 12 разных плоскостей обеспечивает прекрасный обзор, что является дополнительным поводом для гордости владельца Citroen XM.
Интерьер
У Ситроен «ИксЭм» очень просторный салон, благодаря чему водитель и пассажиры чувствуют себя не просто комфортно, а роскошно. При сложенных спинках задних сидений багажник увеличивается с 750 до 1960 литров, что позволяет перевозить огромное количество багажа, но в виду премиальности модели весь этот объём использовался редко. Кресла и подлокотники (даже на дверях) отделаны мягкой кожей высокой выделки. Впервые все 4 кресла получили функцию подогрева.
В отделке салона Citroёn XM использовался шпон из натурального дерева и натуральная кожа. На фото кокпит «дорестайлинговых» XM Exclusive
Приборная панель значительно расширена, благодаря этому водитель получает возможность быстро и удобно контролировать все параметры и показания индикаторов. Из особенностей можно выделить большое количество воздуховодов и удобное расположение магнитолы (с автореверсом – для тех лет весьма редкое преимущество). В целом внутри можно отметить грамотную эргономику пространства.
Ключевые технологии
Систем вооружения
- Технологии высокоскоростных приводов установок вооружения
- Технологии высокоточного избирательного поражения целей
- Технологии многоканального сопровождения и поражения целей
- Комплексирование наведения
- Технологии самоснаряжения бортового вооружения
- Технологии автоматической погрузки, доставки и выгрузки грузов
Технического зрения
- Технологии адаптивной реконфигурации системы сенсоров
- Технологии оперативного дообучения систем технического зрения
- Технология виртуализации условий применения РТК
- Технологии когнитивной среды функционирования
- Технологии решения задачи прицеливания в движении
- Технологии автоматической идентификации и сопровождения группы целей
Применения РТК
- Движение и маневрирование группы в условиях сложных препятствий
- Распознавание препятствий
- Реконструкция окружающего пространства в телевизионном формате
- Оценка возможности функционирования в задымлённых условиях
- Стрельба по особо малым скоростным целям
- Выборочное поражение целей
- Избирательное поражение целей
- Поражение бронетехники
- Поражение целей на дистанциях от 250 до 900м
- Транспортировка грузов в автоматизированном режиме
- Кассетный запуск боеприпасов
- Запуск ЛАОП
Конструирования РТК
- Технологии модульной компоновки элементов
- Технологии открытой архитектуры бортовых систем и аппаратной реконфигурации
- Технологии создания энергоэффективных гибридных силовых установок
Группового взаимодействия
- Технологии коллективного поведения РТК
- Технологии децентрализованного формирования построения группы РТП
- Технология интеллектуального управления группой РТК
- Технологии планирования групповых действий РТК в средах с препятствиями
- Технологии целераспределения между РТК
Человеко-машинного взаимодействия
- Технология создания маршрутного задания
- Технология создания полетного задания
- Технология обеспечения локальной ситуационной осведомленности оператора
- Технология обеспечения глобальной ситуационной осведомленности оператора
- Технология создания интерфейсов
- Технология интерфейсов управления РТП в дистанционном и супервизорном режиме
- Технология поддержки принятия решений
- Технология создания интерфейсов для использования операторами без специальной подготовки
- Технология снижения нагрузки на оператора при управлении РТК
Гусеничный беспилотный пожарный робот LUF 60
Этот мобильный, прочный, гусеничный, небольшой автомобиль с радиоуправлением предназначен для работы в экстремальных условиях в ограниченном пространстве (туннели, вокзалы, склады). Его эффективно используют для ликвидации небольших завалов, что позволяет быстрее подобраться к очагу огня.
Скорость движения небольшая, около 6 км/ч. Однако его компактность и маневренность позволяет успешно перемещаться по лестницам и проникать в узкие проходы. Управление происходит по радиоканалу, радиус составляет – 300 м.
Оснащен мощным вентилятором, который может использоваться для очистки вентиляционных систем, и водяной пушкой. Способен подавать пену на 35 м, а дальность подачи воды может достигать до 80 м. Расход выдопенных составов при использовании их через ствол составляет от 7 до 40 лс. Скорость потока воздуха – 48 мс.
ТТХ LUF 60
Мобильный РТК разведки легкого класса и пожаротушения МРК-РП
Мобильный РТК разведки легкого класса и пожаротушения МРК-РП
Назначение
К основным задачам, которые выполняет МРК-РП, относятся:
подача в очаг возгорания огнетушащего вещества от водопенного или порошкового модуля пожаротушения;
МРК-РП (тушение модельного очага распыленной водой)
подача в очаг возгорания тонко распыленной воды от АБР-РОБОТ через 50-ти метровую катушку по рукаву высокого давления;
МРК-РП (тушение воздушно-механической пеной)
- подача в очаг возгорания воздушно-механической пены низкой кратности от АБР-РОБОТ через 50-ти метровую катушку по рукаву высокого давления или пены высокой кратности через пожарный рукав с использованием генератора пены высокой кратности (ГВП), закрепленного на манипуляторе МРК-РП;
- проведение аварийно-спасательных работ с применением манипулятора, механического схвата и комплекта сменных губок;
- проведение разведки в труднодоступных местах с преодолением препятствий (лестничные марши, коридоры, проемы и др.).
Пульт управления МРК-РП
МРК-РП оборудован системой видеонаблюдения, которая позволяет оператору, находясь на безопасном расстоянии от очага пожара или объекта, на котором произошла чрезвычайная ситуация, управлять роботом в критичных условиях, осуществлять разведку, вести аварийно-спасательные работы
Схема управления МРК-РП
Тактико-технические характеристики
- Масса снаряженного МРК, не более кг: 190;
- Максимальная скорость передвижения МРК, не менее, км/ч: 3;
- Высота преодолеваемого МРК порогового препятствия, м: 0,25;
- Допустимый угол крена, дифферента МРК, не более: 35°;
- Глубина преодолеваемой МРК водной преграды, не более, м: 0,1;
- Глубина преодолеваемого МРК снежного покрова, не более, м: 0,1;
- Номинальная грузоподъемность манипулятора, кг: 30;
- Предельно допустимая грузоподъемность манипулятора, кг: 50.
Управление МРК с ПУ на расстоянии:
- по кабелю, м, до: 200;
- по радио на открытой местности, м, до: 1000.
Габаритные размеры МРК, не более, м:
- длина: 1,35;
- ширина: 0,65;
- высота: 0,7;
- время непрерывной работы, ч, не менее: 4.
Возможности
Технические характеристики
Для своего времени автомобиль Citroen ХМ имел множество интересных фишек, которые повышали удобство и безопасность управления автомобилем.
Двигатель и трансмиссия
Два двигателя 3.0 V6 Citroёn XM: слева ранний ZPJ 190 л.с., справа поздний ES9J4 194 л.с. Был ещё третий «промежуточный» ZPJ4 200 л.с.
Автомобили Citroen XM выпускались как с МКПП, так и с 4-ст АКПП. Модель имела только передний привод. Фирменная система рулевого управления DIRAVI получила функцию автоматического возврата руля в исходное положение. Однако высокая стоимость ремонта такой системы вынудила инженеров отказаться от нее в пользу более простой и удобной DIRASS с реечным механизмом.
Подвеска и ходовые качества
Важно отметить, что XM был спроектирован на общей платформе с Peugeot 605, однако получил «фирменную» гидропневматическую подвеску Hydractive. Она устанавливалась на все варианты, причем отличалась особой инженерной сложностью, но при этом высокой надёжностью
«Рентген» устройства Citroёn XM показывает его высокое техническое совершенство
Подвеска позволяла менять жесткость и положение кузова над дорогой, обеспечивая особую плавность хода, которую отмечают все автовладельцы. С конструктивной точки зрения гидропневматическая подвеска весьма сложна, поскольку в общую магистраль высокого давления также были подключены тормозная система и гидропривод усилителя рулевого управления.
Подвеска Hydractive имеет особые пустотелые сферы, находящейся под давлением, где выделяют одну основную и две дополнительные (центральные). Малые сферы располагаются под каждым из колес, а большие – под каждым из 2-х мостов (передний, задний). Управлением подвеской занимается специальный блок управления (ЭБУ), для активации которого имеется специальный переключатель на торпедо (со спортивного на комфортный режим).
Особенности эксплуатации
Благодаря отличной аэродинамике, мощному двигателю и особой системе рулевого управления, езда на автомобиле Citroen доставляет изысканное удовольствие. Многие автовладельцы до сих пор вспоминают данный автомобиль с любовью, который давал массу приятных ощущений. Со всей уверенностью Citroen XM можно назвать одной из самых удачных в истории концерна PSA Peugeot Citroën.
Единственное что хочется отметить — для безопасной и уверенной эксплуатации автомобиля важно вовремя проходить обслуживание, поскольку, несмотря на качество исполнения, многие компоненты подвержены естественному износу и требуют регулярной замены. Кормовая часть Citroёn XM до рестайлинга
Кормовая часть Citroёn XM до рестайлинга
Laska 2.0
Ее разработала украинская компания infocomm ltd, специализирующаяся на промышленной автоматизации, беспилотных технологиях и разработке программного обеспечения. Новая разработка компании – это боевой колесный робот, основой его конструкции служит рама квадроцикла. Этот робот предназначен для выполнения широкого спектра задач, а именно разведки, огневой поддержки подразделений, транспортировки боеприпасов и перевозки раненых. Оснащение робота включает дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом ПКМ калибра 7,62 миллиметра. Вся электроника боевой машины, а именно средства связи, радары и видеокамеры, питаются от встроенного аккумулятора и солнечной батареи, а передвигается робот с помощью обычного двигателя внутреннего сгорания. Дистанционное управление роботом осуществляется с помощью Wi-Fi, дальность действия которого составляет два километра!
Грузовик
Переноска снаряжения, боеприпасов и провизии представляет собой одну из актуальных задач, которые возможно делегировать «роботу». Для ее решения был предложен транспортный вариант платформы под обозначением THeMIS Cargo. Он должен снизить нагрузку на военнослужащих и обеспечить возможность переноски дополнительных грузов при единовременном повышении мобильности пехотных подразделений.
Milrem Robotics
Транспортная версия роботизированной платформы THeMIS.
Кроме того, предполагается, что THeMIS Cargo может быть использован для поддержки логистической деятельности на базах и для пополнения запасов на «последней миле».
Наконец, не оставлена без внимания и задача эвакуации раненых. Ее предлагается решать с использованием модификации Cargo CASEVAC. Ее назначение — обеспечить быструю эвакуацию военнослужащих от места ранения до пункта оказания медицинской помощи. Машина подходит для большинства носилок, используемых в вооруженных силах стран НАТО.
TIGER
Переносной интероперабельный наземный робот Тигр был разработан израильским производителем беспилотных роботов. Робот оснащен усовершенствованным манипулятором, весом 14 килограммов с шестью степенями свободы. Длина плеча манипуляторов полностью в сложенном состоянии составляет 80 сантиметров. В разложенном виде – полтора метра. Грузоподъемность – 19 килограмм. В раскрытом положении манипулятор способен работать с грузом до 7 килограмм. Робот управляется блоком управления «року 7». Тигр может пересекать вертикальные препятствия, высотой 30 сантиметров, и подниматься по склонам с углом 45 градусов, а его рабочий диапазон в пределах прямой видимости составляет 1 километр 300 метров. Робот предназначен для работы на разных территориях и поверхностях, таких как: снег, щебень, вода, грязь и прочее бездорожье.
Боевой робот
Несмотря на наличие в линейке Milrem достаточного числа средств вспомогательного назначения, основное место среди них занимают боевые системы под общим обозначением Combat Support. Они предназначены для оказания помощи пехоте или подразделениям специального назначения в условиях боевых действий, при подавлении беспорядков и при антитеррористических операциях в городских условиях. THeMIS Combat Support оснащаются легкими дистанционно управляемыми боевыми модулями различных производителей.
Компания Singapore Technologies Engineering (ST Engineering) в 2016 году заключила соглашение по использованию THeMIS в качестве основы для нескольких возможных изделий и установила свой дистанционно управляемый модуль вооружения Adder, в составе которого крупнокалиберный 12,7 мм пулемет CIS 50MG и/или 40 мм автоматический гранатомет. В ноябре 2016 года Milrem и ST Kinetics (подразделение ST Engineering) провели его огневые испытания.
mbda-systems.com
Платформа THeMIS с боевым модулем Adder компании ST Engineering.
Компания Kongsberg Defence and Aerospace установила на платформу THeMIS свой дистанционно управляемый боевой модуль PROTECTOR. В его состав входит пулемет калибра 12,7 мм, а также противотанковый ракетный комплекс Javelin. По словам представителей компании Kongsberg, уже поставившей Минобороны США порядка 15 тыс. боевых моделей CROW, они рассматривают возможность установки вооружения на платформы, подобные THeMIS, как весьма многообещающее направление в развитии боевых робототехнических систем.
Производитель сообщает, что с платформой может интегрироваться и противотанковый ракетный комплекс. Роботизированное средство может функционировать в режиме автономного управления, например, при патрулировании территории или периметра. Это первый совместный проект компаний EOS и Milrem Robotics, в результате которого появилась роботизированная система, вооруженная пушкой столь крупного калибра.
Один из ведущих производителей систем вооружения компания FN Herstal разместила на шасси машины THeMIS свой боевой модуль с дистанционным управлением deFNder Medium. Модуль может включать автоматическое оружие калибров 5,56 мм, 7,62 мм и 12,7 мм. Как сообщается, система была впервые испытана с положительными результатами во время крупнейших эстонских военных учений Spring Storm-2017.
Компания MBDA и Milrem Robotics реализуют планы по созданию нового проекта Anti-Tank UGV. Он подразумевает оснащение платформы THeMIS дистанционно управляемым модулем IMPACT (Integrated MMP Precision Attack Combat Turret).
В состав вооружения модуля входят противотанковый ракетный комплекс ММР и 7,62 мм пулемет. Оптикоэлектронная система наблюдения оснащена дневными и ночными сенсорами. По информации MBDA, ракета комплекса MMP способна осуществлять захват цели, реализуя принцип «выстрелил и забыл». Заявлено, что система будет оптимизирована в первую очередь для ведения боевых действий в городских условиях.
Milrem Robotics
Работа THeMIS совместно с беспилотным мультикоптером.
Еще одна любопытная роботизированная система на базе THeMIS Combat — вариант с установленными на ней пусковыми установками барражирующих боеприпасов Hero-120 от израильской компании UVision. В пакете размещаются до шести таких беспилотников-«камикадзе», способных обеспечить подразделениям сухопутных войск сочетание возможностей разведки и ударной мощи, в том числе для борьбы с танками противника. Барражирующие боеприпасы Hero-120 могут выполнять полеты продолжительностью до 1 часа, неся боевую часть массой порядка 3,5 кг.
История модели
История разработки модели Citroen XM начинается с 1984 года, когда инженеры-конструкторы стали думать о том, чем заменить модель Citroen CX, которая выпускалась с 70-х годов. С самого начала созданием экстерьера и общей концепцией занималось дизайн-бюро Bertone. Проект нового автомобиля носил название Y30, причем был до определенного времени засекречен.
Скетчи и макеты будущего Citroen XM в Bertone
Впервые Citroen XM был представлен на автосалоне по Франкфурте (Германия) в 1989 году, причем сразу же получил положительные оценки экспертов и критиков. Это подтверждается и тем, что новинка от PSA Peugeot Citroën составила серьезную конкуренцию таким автомобилям, как Audi 100 и BMW 5-й серии. Примечательно, что с 1991 года XM начал выпускался также с кузовом «универсал» (Citroen XM Break).
Citroёn XM Break считается одним из самых красивых универсалов в истории. На фото «дорестайлинговый» XM Break с турбодизелем 2.1TD 110 л.с. (XUD11)
Поколение 1989 года выпуска
Из особенностей нужно выделить знаменитую гидропневматическую подвеску Citroen, систему круиз-контроля и климат-контроля, а также электрорегулировку зеркал и стеклоподъемников. Модель в данной версии производилась до конца 1993 года, после чего был произведен рестайлинг.
Авангардный, но при этом дьявольски элегантный! XM до рестайлинга легко определить по смещённой влево от центра эмблемы «двух шевронов»
Поколение 1994 года выпуска
В 1994 году приняли решение несколько видоизменить внешний вид XM, что отразилось в смене расположения шильдика «Citroen», который был принесен в центр решетки радиатора и увеличен в размере. Обновлённый автомобиль был оснащен новыми боковыми зеркалами, а заднее антикрыло расположено ближе к верхней части багажника.
Citroёn XM 3.0 V6 после рестайлинга
Что касается интерьера автомобиля «премиум»-класса Citroen XM, то приборная панель и торпедо приобрели более плавные линии. Руль, который вопреки традиции Citroen стал 4-спицевым, получил интегрированную в него подушку безопасности, а на люксовых версиях появилась возможность точно настраивать температуру воздуха при активном климат-контроле.
Таким стал кокпит Citroёn XM после рестайлинга
Системы HIMARS — дальность стрельбы и другие характеристики
Первая информация о создании HIMARS появилась в 1994 году. Да, оружие уже не такое современное, как многие предполагают. Данная РСЗО создана на основе пятитонного трехосного шасси FMTV . Машина может нести шесть реактивных снарядов калибром 227 мм, либо одну баллистическую оперативно-тактическую ракету. Ближайшим родственником американских «Химарсов» является M270 MLRS. Эта система имеет гусеничное шасси, а также отличается количеством пусковых контейнеров.
Первые поставки РСЗО HIMRS в армию США начались в начале 2000-х годов. В 2011 году эти машины также поступили на вооружение в армию Сингапура. Вместе с самими установками Сингапуром были закуплены ракеты XM31, которые обладают инерциальной системой управления с GPS, а также унитарной фугасной боевой частью. Что это означает?
Система инерциального управления позволяет оператору определять параметры движения и местоположения ракеты методом, основанным на свойстве инерции тел. То есть используются акселерометры, гравиметры, наклономеры и прочие подобные датчики. В результате отсутствует вероятность помех и потери связи с внешними источниками информации. Вместе с датчиком GPS, обеспечивается точность и надежность позиционирования ракеты.
Что касается боевой части — основным поражающим элементом фугасных зарядов являются продукты взрыва. При этом средство воспламенения и заряд находятся в одном блоке. Отсюда и такое название снаряда — «унитарный».
M142 HIMARS может пускать ракеты типа «земля-воздух»
Возможности M142 HIMARS зависят в первую очередь от типа боеприпаса. Условно все боеприпасы можно поделить на три основных типа: неуправляемые реактивные ракеты, с инерциальной системой управления, а также с самоприцеливающимися боевыми элементами. Наиболее массовыми являются ракеты GMLRS М30, которые оснащены инерциальной системой управления и кассетной боевой частью. Дальность стрельбы такими боеприпасами достигает 70 км.
Самыми дальнобойными являются ракеты ATACMS Block IA. Они поражают цели на расстоянии 300 км. Эта ракета обладает кассетной боевой частью на 300 элементов и системой управления. Надо сказать, что по некоторым данным реальная дальность боеприпасов выше заявленного, однако характеристики засекречены.
Ракеты ATACMS Block IA способны поражать цели на расстоянии до 300 км
Боеголовки с кассетными зарядами разрываются над целью, после чего на нее обрушиваются шарики со скоростью до 3600 км/ч. В результате повреждаются автомобили, военная техника, склады с боеприпасами, живая сила противника и пр. Действие таких ракет можно представить, как выстрел из гигантского дробовика. Подробнее мы рассказывали о кассетных зарядах в посте, посвященном запрещенным видам оружия.
Кроме того существуют ракеты осколочно-фугасной боевой частью — M31 и M31A. Они способны поражать живую силу противника, военную технику и строения ударным действием. Такие ракеты более эффективны, когда противник находится в укрытии.
Многие задаются вопросом — могут ли современные средства ПВО, такие как С-300 и С-400, противостоять американскому РСЗО? На самом деле однозначного ответа нет. Эти системы ПВО считаются одними из лучших в мире. Однако прогресс существует и в области создания ракет РСЗО. Многие современные ракеты способны изменять траекторию полета, что усложняет их уничтожение в воздухе. Реальных же ситуаций, когда «Химарсам» противостояли российские системы ПВО, еще не было.
Торнадо-С — самая мощная реактивная система залпового огня в мире