Эксплуатация и боевое применение
Со времени создания Ми-24 поставлялся во множество государств по всему миру. Во многих странах (включая бывшие государства Варшавского договора, ставшие членами НАТО) он продолжает оставаться на вооружении, несмотря на то, что уступает более современным российским вертолетам.
Среди главных эксплуатантов Ми-24 на сегодняшний день можно выделить Россию (178 машин), Украину (133), Индию (19), Алжир (31), Анголу (22), Польшу (28), Бразилию (12), Вьетнам (26), Судан (25), КНДР (20).
Ми-24Д ПольшиМи-24В ПольшиМи-24В Польши
Ми-24 участвовал более чем в 30 военных конфликтах. В боевых действиях вертолет применялся не только непосредственно для огневой поддержки, но и в качестве десантной, транспортной и эвакуационной машины.
Первым военным конфликтом, в котором Ми-24 прошел испытания в боевых условиях, стала Эфиопско-сомалийская война 1977-78 годов.
В Афганской войне Ми-24 стал основным вертолетом армии СССР (потеряно при этом было 127 машин, в основном от воздействия ПЗРК).
Ми-24В ЧехииМи-24В ЧехииМи-24В Чехии
В Ирано-иракской войне (1980-88) Ми-24 довольно успешно применялся для борьбы с воздушными целями.
Российская армия использовала эти вертолеты в обеих Чеченский войнах.
В войнах в Афганистане и Ираке (2001-03) Ми-24 использовался польской армией (в составе коалиции США).
Ми-24П ВенгрииМи-24П УкраиныМи-24П Украины
Тактико-технические характеристики Ми-24
– Начало эксплуатации: 1971 год- Единиц произведено: ~ 3500.
Экипаж Ми-24
– 2—3 человека
Вместимость Ми-24
– до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
Габаритные размеры Ми-24
– Диаметр несущего винта: 17,3 м- Диаметр рулевого винта: 3,908 м- Высота с вращ. винтами: 5,47 м- Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м- Ширина фюзеляжа: 1,7 м- Высота фюзеляжа: 3,9 м- Размах крыла: 6,4 м- Допустимый угол крена: 50 град.- Допустимый угол тангажа: 30 град.
Вес Ми-24
– Пустой: 7580 кг- Нормальная взлётная масса: 10 500 кг- Максимальная взлётная масса: 11 500 кг
Грузоподъемность Ми-24
– Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг- Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг- Внутренний запас топлива: 2100 л- Запас топлива в ПТБ: до 2000 л
Двигатели Ми-24
– Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117- Мощность: 2 х 2500 л. с.- Средний расход топлива: 780 л/час
Скорость Ми-24
– Крейсерская скорость: 270 км/ч- Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч- Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
Дальность полета Ми-24
– Дальность полёта практическая: 450 км- Дальность полёта перегоночная: 1000 км
Статический потолок Ми-24
– 1400 м
Динамический потолок Ми-24
– 4950 м.
История создания
ОКБ Миля приступило к проектированию новой машины в 1968, через год уже имелся первый экспериментальный образец (Ми-24А). Вертолет был двухместный с грузовым отсеком на 8 десантников. Кабина и двигатель были частично бронированы. Вооружение использовалось от Ми-4, включало неуправляемые ракеты и пулемет. Пройдя предварительные испытания, серия из 10 вертолетов поступила для тестирования в войска.
Ми-24А в музее Swartkop (ЮАР).
В это время было выполнено несколько модификаций вертолета. На Ми-24Б было установлено новое вооружение (пулемет и ракетная установка), а на Ми-24В изменен рулевой винт и улучшено управление. Совместив в одной машине обе модификации, в 1973 году бюро Миля выпустило окончательный вариант вертолета Ми-24Д, который и был принят на вооружение армией СССР.