Техническое описание РСН-75В
(ВСЕ КНИГИ)
Техническое описание станции РСН-75.Том 1-ый.Общие сведения о станции. http://ТО РСН-75 Том1.djvu Рисунки со схемами к ТО http://схемы к то рсн-75 т1.rar
Как известно РСН-75В состоит из 3-х кабин: ПВ,УВ и АВ.Техническое описание на приемо- передающую кабину ПВ состоит из 2-х книг:
том 2 часть 1-“Общие сведения.Антенно-фидерная система.Передающее устройство.” http://Т О РСН-75 ПВ т2 ч1.djvu
том 2 кабина ПВ часть 1.Альбом схем http://Кабина ПВ.ч.1.Альбом схем..djvu
Кабина ПВ.Схема принципиальная электрическая http://принципиальная схема кабины ПВ..JPG и
том 2 часть 2 – “Высокочастотная часть приемногоустройства.Система управления антеннами.” http://ТО РСН 75 ПВ т2 ч2.djvu.
том 2.Кабина ПВ.часть 2.Альбом схем. http://Кабина ПВ ч2.Альбом схем..djvu
Техническое описание на кабину управления УВ состоит из 2-х книг:
том 3 книга1 “Общие сведения о кабине УВ.Система индикации.Аппаратура демодуляции помех и средств защиты от ПРС.Сопряжение с запросчиком типа 75Е6.” http://РСН-75 ТО УВ т3 кн1.djvu.html
Альбом схем.Кабина УВ .Книга 1. http://Альбом схем УВ кн1.djvu и
том3 книга2 “Система управления и блоки иммитационной аппаратуры.” http://РСН-75 УВ ТО т3 кн2.djvu.html
Техническое описание на аппаратную кабину АВ состоит из 4-х частей.
часть1-я “Общие сведения.Устройство определения координат.”http://РСН-75 ТО АВ том4 часть1.djvu ,
Альбом схем.Кабина АВ.часть 1 http://Альбом схем АВ ч1.djvu
часть 2-я “Устройство выработки команд управления” http://то ав т4 ч2.djvu
Альбом схем.Кабина АВ.часть 2 http://Альбом схем АВ ч2.djvu
часть 3-я “Аппаратура селекции движущихся целей” http://ТО АВ том4 часть3.djvu
том 4.Кабина АВ.часть 3.Альбом схем http://альбом схем С-75В3 т4 АВ ч3.djvu
часть 4-я :”Радиопередатчик команд.” http://РСН-75 ТО АВ том4 часть4.djvu ,
том 4.Кабина АВ.часть 4.Альбом схем http://Кабина АВ ч 4 Альбомсхем.djvu
Техническое описание кабины ПА ( СА-75). 1959 г. http://с75 то па.djvu
Инструкции по эксплуатации на станцию РСН-75В.
Инструкция по эксплуатации том 1.Общие сведения. http://иэ с75 том 1.djvu
Инструкция по эксплуатации Часть 2.Кабина ПВ. http:// ИЭ С-75 каб. ПВ.djvu
Инструкция по эксплуатации Часть 3.Кабина УВ. http:// ИЭ на УВ РСН-75В.djvu
Инструкция по эксплуатации Часть 4.Кабина АВ (устройство определения координат и устройство выработки команд управления) http://ИЭ станция РСН-75В часть4 кабина АВ.djvu
Инструкция по эксплуатации часть 5.Кабина АВ (СДЦ) .http://ИЭ С75 АВ ч5.djvu.html
Инструкция по воздушной транспортировке С-75. 1974 г. http://с75 инстр по воздж.djvu
Что из себя представляет крылатая ракета
Крылатая ракета — это беспилотный летательный аппарат. По своей структуре и истории создания он ближе к авиации, нежели к ракетостроению. Устаревшее название — самолет-снаряд — оно вышло из употребления, поскольку так называли и планирующие авиабомбы.
Не следует связывать термин «крылатая ракета» с английским cruise missile. К последнему относятся только программно-управляемые снаряды, сохраняющие постоянную скорость большую часть полета.
С учетом специфики строения и применения крылатых ракет выделяют следующие преимущества и недостатки таких снарядов:
- программируемый курс полета, что позволяет создавать комбинированную траекторию и обходить противоракетную оборону противника;
- движение на малой высоте с учетом рельефа делает снаряд менее заметным для радиолокационного обнаружения;
- высокая точность современных крылатых ракет сочетается с высокой стоимостью их изготовления;
- снаряды летят с относительно небольшой скоростью — примерно 1150 км/ч;
- поражающая мощность невысокая, исключение — ядерные боеприпасы.
История разработки крылатых ракет связана с появлением авиации. Еще до Первой мировой войны возникла идея летающей бомбы. Необходимые для ее реализации технологии были вскоре разработаны:
- в 1913 комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом изобрел школьный учитель физики Вирт;
- в 1914 был успешно опробован гироскопический автопилот Э. Сперри, позволявший удерживать самолет на заданном курсе без участия пилота.
На фоне подобных технологий сразу в нескольких странах велись разработки летающих снарядов. Большинство из них велись параллельно с работой над автопилотированием и радиоуправлением. Идея оснастить их крыльями принадлежит Ф. А. Цандеру. Именно он в 1924 году опубликовал рассказ «Перелеты на другие планеты».
Основной задачей первых беспилотников была разведка. Для боевого применения не хватало точности и надежности, что при высокой стоимости разработки делало производство нецелесообразным.
Несмотря на это, исследования и испытания в данном направлении продолжались, особенно с началом Второй мировой войны.
Первой классической крылатой ракетой принято считать немецкую «Фау-1». Ее испытания прошли 21 декабря 1942, а боевое применение она получила к концу войны против Великобритании.
Первые испытания и применения показали низкую точность снаряда. Из-за этого планировалось использовать их вместе с пилотом, который на заключительном этапе должен был покинуть снаряд с парашютом.
Как и в случае с баллистическими ракетами, разработки немецких ученых перешли к победителям. Дальнейшую эстафету по проектированию современных крылатых ракет переняли СССР и США. Планировалось использовать их в качестве ядерных боеприпасов. Однако разработка таких снарядов была остановлена в связи с экономической нецелесообразностью и успехом развития баллистических ракет.
Первая боевая ракета
Если я спрошу, когда была создана первая ракета, многие ответят, что во второй половине XX века. Кто-то скажет, что подобное вооружение широко использовалось во Второй мировой войне, а кто-то даже блеснет знанием такого названия, как Фау-2. Но только единицы вспомнят, что первые орудия, которые отдаленно напоминали ракетное оружие, появились еще в XI веке в Китае.
Так выглядела прабабушка современной ракеты.
Они представляли из себя стрелу, к которой снизу была прикреплена капсула, заполненная порохом. Такая стрела запускалась с руки или из лука, после чего порох воспламенялся и обеспечивал реактивную тягу. Мы рассказывали об этом подробно в отдельной статье.
Позже были фейерверки, различные эксперименты с моделями ракет и наконец полноценные образцы вооружений, которые со временем частично заменили работу пехоты со стрелковым оружием и даже авиацию.
«Катюша» — тоже часть семейства ракетного оружия.
Первым военным конфликтом, в котором массово применялось ракетное оружие, действительно была Вторая мировая война. Чаще всего такое оружие применялось в установках залпового огня «Катюша» (СССР) и «Nebelwerfer» (Германия). Были и более продвинутые образцы, например, та самая ракета Фау-2. Ее название происходит от немецкого названия Vergeltungswaffe-2, что в переводе означает ”оружие возмездия”. Она была разработана немецким конструктором Вернером фон Брауном и принята на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны. Ракета имела дальность поражения до 320 километров и использовалась преимущественно для поражения наземных целей в городах Англии и Бельгии.
Знаменитая «Фау-2»
По-настоящему широкое распространение ракетное вооружение получило после Второй мировой войны. Так, например, в 1948 году дальность полета советских ракет Р-1 составляла 270 км, а спустя всего 11 лет были созданы ракеты Р-7А с дальностью до 13 000 км. Как говорится, ”разница на лицо”.
definition – Р-11ФМ
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Р-11ФМ
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Р-11ФМ | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | СССР |
Индекс | 8А61ФМ |
Назначение | БРПЛ |
Разработчик | ГРЦ |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 1 |
Длина | 10,3 м |
Диаметр | 88 см |
Стартовая масса | 5500 кг |
Забрасываемый вес | 975 кг |
Вид топлива | керосин |
Дальность полета | 150 км |
Тип головной части | ядерная, неотделяемая |
Количество боевых блоков | 1 |
Мощность заряда | 10 кт |
Система управления | инерциальная |
Способ базирования | 611АВ |
История запусков | |
Состояние | снята с вооружения в 1967 |
Принята на вооружение | 1959 |
Р-11ФМ (индекс 8А61ФМ) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках (БРПЛ) проектов и .Разработана в ОКБ-1.
История создания
5 января 1954 года было проведено техническое совещание Главных конструкторов ракетного комплекса подводной лодки и стенда для отработки морского старта. А 26 января принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением».
Ракета Р-11ФМ разработана под руководством С. П. Королёва на базе ракеты Р-11. Пуск ракеты предполагался из надводного положения, для запуска требовалось поднять полностью заправленную ракету из шахты и удерживать ее там до старта.
Испытательные пуски проводились на полигоне Капустин Яр. Первые три пуска были выполнены в сентябре-октябре 1954 года с неподвижного стенда, имитирующего внешние обводы подводной лодки.
Следующие 11 пусков были выполнены с качающегося стенда в мае-июле 1955 года. На стенде имитировались бортовая качка (до 12°) и рыскание по курсу (до 4°) — параметры соответствовали шторму в 4 балла.Девять ракет достигли цели.
Пусковой комплекс Д-1 (С1.1372) был разработан в отделе № 7 ОКБ-1. Пусковая установка обеспечивала подъем ракеты на верхний срез шахты и её удержание при качке и во время старта. В комплекс пусковой установки входили устройство горизонтальной амортизации, поворотный пусковой стол для грубого наведения по азимуту от 0 до 180°
11 сентября 1955 года первая подводная лодка с баллистическими ракетами Б-67 была принята в состав ВМФ. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября на борт была загружена ракета. В 17:32 16 сентября 1955 года в Белом море был проведен первый успешный запуск баллистической ракеты Р-11ФМ с экспериментальной подводной лодки Б-67 (проект 611В) Северного флота под командованием капитана II ранга Ф. И. Козлова. Во время запуска (а также двух последовавших в октябре 1956 года) главный конструктор С. П. Королев находился на борту подводной лодки.Королёв считал своё личное присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику перехода из надводного положения в подводное и обратно, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.
В 1955 году документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, а 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.
Государственные испытания
В 1957 году был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и стартовый комплекс, согласованы вопросы размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г. М. Табаков, техническим руководителем — В. П. Макеев.
Затем последовали государственные летные испытания. Председатель госкомиссии был назначен командующий Северным флотом вице-адмирал А. Е. Орел, а техническим руководителем — В. П. Макеев. Были выполнены 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. 20 февраля 1959 года по результатам испытаний ракета была принята на вооружение.
Эксплуатация
Всего с 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, 8 — причины определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
Носители
- Основная статья: Подводные лодки проекта 611
В боевой состав ВМФ были введены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ с ракетами Р-11ФМ. Главный конструктор — Н. Н. Исанин. Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения.
Файл:Agm119 penguin.gif | Это незавершённая статья о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Технические характеристики
Ракета массой от 136 до 138 тонн и высотой 34,65 метра с ядерным зарядом имеет диаметр 3 метра. Имеет два этажа:
- Первая ступень длиной 16,9 метра с размахом крыла 4,2 метра с хвостовым оперением имеет массу пустого 6,6 тонны и 107,5 тонны с топливом. Он приводится в движение за 135 секунд четырьмя управляемыми ракетными двигателями РД-0202 с тягой 2235 кН в вакууме и удельным импульсом 311 с.
- Вторая ступень длиной 10 метров и диаметром 2,2 метра имеет пустую массу 2,4 тонны и 25,8 тонны с топливом. Он приводится в движение одиночным ракетным двигателем РД-0205 за 113 секунд с тягой 613 кН в вакууме и удельным импульсом 322 с. Ориентация ступени обеспечивается 4-мя верньерными двигателями, которые продолжают работать 19 секунд после выключения основного двигателя. Двигатель второй ступени встроен в топливный бак для уменьшения длины ракеты.
Стандартная боевая нагрузка составляет 2,7 тонны ядерной боеголовки мощностью 5 мегатонн с дальностью полета 12 000 км . Ракета могла запускать ядерную боеголовку мощностью 15 мегатонн (масса 3,9 тонны) с дальностью полета до 10 000 км . В качестве пусковой установки УР-100 могла вывести на низкую орбиту 185 км полезную нагрузку массой 2 тонны .
Модификации
«Квадрат» 2К12Е
Это экспортная модификация, которая была создана в 1971 году. Главные отличия от базовой версии: измененная система распознавания принадлежности целей, возможность работы в условиях тропиков, измененный уровень помехозащищенности.
«Куб-М» 2К12М
После того как ЗРК 2К12 поступил на вооружение, началась работа по его доработке. В 1968 году был создан РЗК «Куб-М» 2К12М. Модернизированный комплекс мог поражать цели, которые маневрируют с перегрузками до 5-6 g. При этом нижняя граница поражения сократилась с 100 до 50 м, а дальность поражения благодаря усовершенствованию излучения увеличилась на 20%.
«Куб-М1» 2К12М1
Этот модернизированный комплекс поступил на вооружение в 1973 году. В результате доработок удалось улучшить защиту головки самонаведения от помех, расширить зоны поражения воздушной цели, уменьшить работное время примерно на 5 с, улучшить надежность всех средств комплекса. Кроме того предусмотрена прерывистая работа РЛС СУРН 1С91, нацеленная на противоздействия противорадиолокационным ракетам типа AGM-45 Shrike.
«Куб-М3» 2К12М3
В период с 1974 по 1975 года была проведена последующая модернизация комплекса 2К12. ЗРК «Куб-М3» 2К12М3 поступил на вооружение в конце 1976 году. По сравнению с прошлой версии 2К12М3 отличался расширенными границами зоны поражения. К тому же появилась возможность стрелять «вдогон» по воздушным целям со скоростью до 300 метров в секунду. Также была увеличена средняя скорость полета зенитного ракетного комплекса до 700 метров в секунду и появилась возможность поражения самолетов маневрирующих с перегрузками до 8 g. Среди прочих доработок стоит выделить улучшенную помехозащищенность ракеты самонаведения, уменьшенную ближняя граница зоны поражения, увеличенную вероятность поражения цели на 10-15%.
«Куб-М3С» 2К12 М3С
В 1970-е годы велись активные разработки в сфере радиоэлектронной борьбы. Советские разработчики могли эффективно противодействовать иностранным зенитно-ракетным комплексам типа MIM-23 Hawk. Модификация 2К12М3С была разработана для снижения восприимчивости 2К12 к подобным средствам противника. Новая модификация обладала защитой от средств радиоэлектронной борьбы по типу «Смальта». ЗРК в 1979 году поступил на вооружение.
«Куб-М3А» 2К12М3А
Последняя модификация комплекса 2К12 была сделана в 1981 году. В комплексе применялась новая модифицированная ракета 3М9М4 с весом боевой части в 70 килограмм, но комплекс не был принят на вооружение. Главная причина отказа – принятие на вооружение более перспективного ЗРК 9К37 «Бук».
«Куб-М4» 2К12М4
Работы по созданию нового зенитного ракетного комплекса 9К37 «Бук» были начаты в 1972 году. Комплекс планировали принять на вооружение в 1975 году. Чтобы ускорить работы, принятие на вооружение разделили на 2 этапа. Первый предусматривал введение самоходной огневой установки 9А38 с ракетами 9М38 в состав корпуса. Благодаря такому решению количество целевых каналов увеличилось в два раза с 5 до 10, а боеготовых ЗУР с 60 до 75. В этом виде ЗРК «Куб-М4» 2412М4 и поступил на вооружение в 1978 году.
Состав батарейного комплекса «Куб-М4» 2К12М4 (9К37-1 ЗРК «Бук-1»)
- 1 × СУРН 1С91М3 (взятый из ЗРК «Куб-М3»)
- 4 × СПУ 2П25М3 (из ЗРК «Куб-М3»)
- 1 × СОУ 9А38 (из ЗРК «Бук») с ракетами с ракетами 3М9М3 или 9М38.
В состав зенитно-ракетного полка входила батарея управления, пять стартовых батарей и вспомогательные подразделения.
Состав
Боевая машина 9А33Б
БМ 9А33Б является автономной всепогодной огневой единицей. Машина способна обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановки способна обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут.
В качестве базы используется шасси БАЗ-5937. Шасси трёхосное, для движения по воде снабжено водомётом. Двигатель дизельный. Кроме того, шасси оборудовано средствами навигации и топопривязки. Шасси может транспортироваться самолётом Ил-76 и железнодорожным транспортом.
Станция обнаружения целей (СОЦ)
Радиолокационная станция кругового обзора. Имеет высокую степень защиты от помех. Решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Вращается со скоростью 33 1/3 оборота в минуту и стабилизирована в горизонтальной плоскости. Возможности антенны обеспечивают обнаружение цели типа истребитель на расстояниях до 40 км и 27 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Работает в диапазоне частот 6-8 ГГц.
Станция сопровождения целей (ССЦ)
Осуществляет поиск целей по данным полученным от СОЦ. Производит захват и автосопровождение целей по угловым координатам и дальности и выдаёт точные текущие координаты на счётно-решающий прибор (СРП). ССЦ позволяет захватывать и сопровождать цели на дальности до 23 и 14 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Станция имеет защиту от пассивных и активных помех. Работает в диапазоне частот от 14,2 до 14,8 ГГц.
Счётно-решающий прибор (СРП)
СРП решает задачу встречи ЗУР с упреждающей траекторией цели при поступлении информации от ССЦ, затем вырабатывает данные для своевременного пуска ракет. Время реакции комплекса от 16 до 26 секунд, что со временем, за десятилетия развития вертолётов создало сложность в борьбе с «подскакивающими» вертолётами на некоторых участках местности, однако в таком случае практически до
создания Осы имелись иные варианты противодействия (ПЗРК, зенитная артиллерия малых калибров). «Тунгуска» отодвинула «Осу» от переднего края и соответственно «подскакивающих» вертолётов чья задача перехват наступающих танков/разведка.
ЗУР 9М33
9М33 | |
Основные характеристики | |
Назначение | Зенитная управляемая ракета |
Разработчик | ОКБ-2 |
Масса снаряженной, кг | 128 |
Диаметр, мм | 206 |
Длина, мм | 3158 |
Размах крыла, мм | 650 |
Дальность пуска макс.: | |
в передней полусфере, км | 9 |
Скорость полёта цели, км/ч | 420 м/с |
Скорость полёта, | 1,51 |
Боевая часть | 15 кг |
Взрыватель | неконтактный |
Модификации | 9М33, 9М33М, 9М33М2, 9М33М3, 9М33М5 |
Основным вооружением ЗРК является твердотопливная ЗУР 9М33, выполненная по схеме «утка». Оснащена радиокомандной системой наведения на цель, осколочной боевой частью, неконтактным взрывателем с радиусом срабатывания 5 м и трассерами в хвостовой части для сопровождения телевизионно-оптическим визиром. Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществляется с интервалом 3-5 сек. Для снижения ошибки наведения при стрельбе по целям, находящимся на высотах 50-100 м, ракета наводится на них сверху вниз.
ТЗМ 9Т217Б
Транспортно-заряжающая машина осуществляет транспортировку двенадцати ЗУР и обеспечивает заряжание боевой машины.
Ракета Р-17 (8К14) «Скад-В» ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»
Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.
Ракета Р-17 (8К14) («Скад-В») — видео пуска сирийской ракеты
Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».
ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ
В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км. Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.
«Скад-А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен, Ливия. В 1986 году в ответ на предпринятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад В». Однако ракеты в цель не попали. 17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель-Авиву «Скад-В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта. Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами, израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.
Впервые Ирак использовал «Скад-В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану. В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии. К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии). В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-17 (8К14) («Скад-В»)
Длина | 11,25 м |
Диаметр | 0,88 м |
Масса | 5900 кг |
Масса заряда | 985 кг |
Виды зарядов | атомный 50 кТ, осколочно- фугасный, химический и учебный |
Минимальная дальность | 80 км |
Максимальная дальность | 180 км с атомным зарядом; 300 км с осколочно-фугасным или химическим зарядом |
Точность (КВО) | 450 м на дальности 180 км, уменьшается с увеличением дальности |
Пусковая платформа | колесная транспортно-пусковая установка МАЗ-543П 8х8 |
Вид топлива | жидкое |
Р-17 (8К14) («Скад-В») фото
История создания
В начале 20-го века Циолковский сформулировал основные принципы ракетостроения и создал первую схему жидкого реактивного двигателя. Он предсказал, что уже через пару десятилетий человечество начнет осваивать ближний космос.В 1909 году Р. Годдард предложил идею о многоступечатой ракете, где пустая ступень отделялась от конструкции, уменьшая ее массу и увеличивая дальность полета.
В 1937 году в Германии появляется ракетный центр, возглавленный В. Фон Брауном и К. Риделем. В центре была оборудована аэродинамическая труба для испытаний, а также построен завод по сжижению кислорода. Первым созданным изделием стал самолет-снаряд ФАУ-1, на основе которого затем в 1942 году сконструировали баллистическую ракету ФАУ-2. При массе ракеты в 13 тонн дальность полета составляла 300 км со скоростью 1,5 км/с.
На их основе уже через год американцами была создана ракета «Redstone». Ученые СССР в 1948 году разработали ракету Р-1, а затем в 1957 году успешно испытали МБР Р-7 (доработанная Р-1).
Модифікації
Відповідно до зазначених Постановами ракета УР-200 створювалася в наступних варіантах:
- УР-200 — ракета-носій і міжконтинентальна балістична ракета;
- УР-200А — орбітальна міжконтинентальна (глобальна) ракета з неманевруючими або маневруючими в атмосфері головними частинами.
У розробці, як перспектива розвитку ракети УР-200, також знаходилися:
- УР-200Б — універсальна ракета з підвищеною в порівнянні з УР-200 енергетикою;
- УР-200В — варіант УР-200 для розміщення в шахтній пусковій установці (ШПУ);
- УР-200УВ — варіант УР-200 для розміщення в ШПУ підвищеної захищеності;
- УБ — проект ракетного комплексу на базі МБР УР-200 з самонавідною протикорабельною балістичною ракетою.
Інші роботи по проекту
На першому етапі роботи над ракетою УР-500 передбачалося її створення з використанням пакету з чотирьох ракет УР−200 з третім ступенем — модифікованим другим ступенем ракети УР-200.
За вказівкою В. Н. Челомея проведена серія динамічних випробувань ракети УР−200. На спеціально побудованому для цієї мети випробувальному стенді були проведені частотні випробування 1 і 2 ступені у вертикальному положенні з заповненими баками. Подібного роду випробування проводилися в Радянському Союзі вперше. Основною метою досліджень було визначення впливу поздовжніх коливань, що виникають в результаті дії великих мас палива, на поперечну стійкість корпусу і його міцність. Випробування проводилися впродовж двох років (з 1961 р. по 1963 р.). Їх результати були використані для вдосконалення конструкції ракети УР-200 і успішно застосовані надалі. На випробувальному обладнанні полігону Байконур проводилися дослідження коливань виробу типу «вітровий резонанс». Крім цього, проведені частотні випробування відсіків і окремих конструктивних елементів ракети в динамічній лабораторії філії № 1. Успішні результати цих випробувань дали впевненість у тому, що ракета має достатні запаси динамічної міцності і стійкості, і льотні випробування цю впевненість у повній мірі підтвердили.
Способы защиты
Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) предназначена для обнаружения запуска ракет противником и расчета времени и места их подлета. Она позволяет вовремя привести в боевую готовность свои МБР и нанести ответный удар.
В СПРН входят: группировка искусственных спутников Земли, которая отслеживает старт МБР; радиолокационные станции дальнего обнаружения; загоризонтные радиолокационные станции. Данной системой обладают Россия и Америка.
Стратегическая ПРО подразумевает перехват МБР противника специальной баллистической противоракетой с осколочной или ядерной боевой частью.
К концу 20-го века территориальная ПРО не создана (имеет объектовый характер).
Свое развитие система получила после выхода США из договора по ограничению ПРО в 2001 году. Была разработана противоракета GBI и ее облегченная версия PLV. Районы размещения – Калифорния, Аляска, Восточная Европа. Моделирование с перехватом GBI одиночной неманеврирующей ГЧ дало 98% шанс уничтожения.
По мнению зарубежных и российских специалистов использование ГЧ с боевыми блоками индивидуального наведения и современной системой ложных целей делает американскую противоракетную оборону бесполезной. Так из расчетов следует, что вероятность преодоления ПРОракетой «Тополь-М» — 99%.
Історія створення
Розробка ракети розпочата ОКБ-52 генерального конструктора В. Н. Челомея в 1960 р. Розробка ракети велася у Філії № 1 ОКБ-52 (нині КБ «Салют» ФГУП ГКНПЦ ім. М. В. Хрунічева), утвореному 3 жовтня 1960 на базі закритого ОКБ-23 авіаконструктора В.Мясіщева (керівник філії — В.Бугайскій). Офіційний старт розробці дано в Постанові Радміну СРСР № 258-110 від 16 березня 1961 р. та в у Постанові № 689-288 від 01.08.1961 р. (ймовірно, про створення системи з протисупутникових КА «ІС»). Спочатку ракета носила назву Р-200 і розроблялася як МБР і ракета-носій космічних апаратів (зокрема противоспутнокової системи «ІС»). У травні 1961 готовий передескізний проект ракети. У жовтні 1961 року були розроблені робочі креслення на ракету-носій 8К81.
Пізніше, Постановою Радміну СРСР № 243-117 від 02.03.1962 р., задана розробка варіанту УР-200 — глобальної орбітальної ракети УР-200А з двома типами головних частин — неманевруючої балістичної і маневруючої в двох аеробалістичних площинах. Постановою Радміну СРСР від 16.04.1962 р. № 346-160 «Про найважливіші розробки міжконтинентальних балістичних і глобальних ракет і носіїв космічних об’єктів» було прийнято рішення про зосередження сил і ресурсів КБ, НДІ і промисловості на створенні в числі інших зразків ракетної техніки «універсальної ракети УР-200 у варіанті міжконтинентальної ракети з балістичною траєкторією для транспортування спецзаряда … та глобальному варіанті для доставки до цілі спецзаряда… з початком льотних випробувань — IV квартал 1963».
Постановою ЦК КПРС і Ради Міністрів СРСР від 11 серпня 1962 було передбачено розгортання робіт по ракеті УР-200 на Московському Машинобудівному заводі М. В. Хрунічева. Випробування МБР УР-200 проводилися з двох наземних пускових установок (ПУ № 19 ліва і ПУ № 20 права) майданчика №90 НІІП-5 (Байконур). Перший пуск ракети УР-200 відбувся 4 листопада 1963 Всього вироблено 9 пусків у 1963–1964 р.р.