Процесс испытания ракет «Скиф»
Было известно, что уже в 2016 году были проведены испытания этой ракеты. Подводная лодка “Звездочка” использовалась для того, чтобы передвигать Скиф, если тот лег не на назначенное место. Подводные лодки Саров обеспечили безопасное передвижение под водой, которое было сделано благодаря специальной калибровке системы. Но вот уже с этого момента об этих ракетах не было совершенно никакой информации, ее практически невозможно найти на просторах интернета, ведь этот проект максимально засекретили.
Можно сказать, что этот проект практически засекретили по максимуму, ведь если бы противники знали, где размещаются ракеты, то смогли их деактивировать
Это некая предосторожность и держит весь мир в напряжении, ведь о Скифе знают, но вот где он находится — понятия не имеют. Эффект неожиданности Россия сохранила и тем самым никто не может предусмотреть ни курс полета ракет, ни место, откуда они могут стартовать
Ракетный комплекс “Сармат” — характеристики и разработка
Разработкой МБР “Сармат” занимался ГРЦ им. Макеева. Точной информации о начале разработки нет, однако известно, что НПО “Энергомаш” получило заказ на разработку двигателя в 2013 году. Первые его успешные испытания прошли спустя три года.
В 2018 году состоялись три бросковых испытательных пуска «Сармата» с полигона Плесецк. ”Бросковыми испытаниями” называется эксперимент, в процессе которого ракета выходит из шахты и при этом запускается двигатель. Другими словами, отрабатывается самый первый этап запуска. Надо сказать, изначально считалось, что ракета имеет всего две ступени, но после появления официальных изображений выяснилось, что она трехступенчатая.
В апреля нынешнего года МО России сообщило о первом полноценном запуске МБР “Сармат” с того же космодрома в Архангельской области. Испытания также прошли успешно. Ожидается, что в 2022 году первые серийные образцы ракеты начнут поступать в 62-ю и 13-ю ракетную дивизии. Ракета будет производиться на Красноярском машиностроительном заводе.
По оценкам экспертов, «Сармат» обеспечит России ядерный щит на ближайшие 30-40 лет
По имеющимся данным, для ракет “Сармат” не нужно строить новые шахтные пусковые установки. Потребуется лишь минимальная доработка существующих шахт. Некоторые эксперты утверждают, что ракеты будут выпускаться в двух вариантах — для нанесения ударов по Западной Европе и США. Дальность полета ракеты второго типа составляет 16 тыс. км. Вес ее достигает 150-200 тонн, а полезная нагрузка достигает 5 тонн. Ракета, нацеленная на Западную Европу, легче за счет меньшего объема топлива. Ее вес составляет 100-120 тонн, а дальность полета — 9-10 тыс. км.
Одна ракета может нести 10-15 боеголовок, однако количество боеголовок зависит от их мощности. К примеру, при использовании 10 боеголовок, мощность каждой из них оценивается в 750 Кт. Но эти данные касаются обычных боевых элементов. В случае современных маневрирующих боеголовок, их может быть всего три, каждая при этом весит около тонны.
Но, следует иметь в виду, что информация о ракете засекречена. Поэтому приведенные данные не официальные, и собраны из разных источников. Вполне возможно, что в будущем данные будут корректироваться. Ну а напоследок рекомендуем выяснить, что случится с Землей в случае ядерной войны, если эти ракеты когда-то будут применены.
Тесты
Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он заходит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного мотора прогремел взрыв.
Воткинский завод, который производ ракеты Булава на Гуголе карте. Адрес их сайта vzavod.ru, там же контакты.
Видео:20-ый Пуск Булавы
23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941Разум (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён удачный «бросковый» запуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки способности её использования с подводных лодок. В прессе этот пуск Булавы принято считать первым по счету, хотя был произведен только пуск массогабаритного макета ракеты.
- 1-ый (2-ой) испытательный пуск Булавы был удачно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по столичному времени. Ракета, запущенная из акватории Белоснежного моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, приблизительно за 14 минут преодолела более 5,5 тыщ км, после этого боевые блоки ракеты удачно поразили созданные для их цели на полигоне.
- 2-ой (3-ий) испытательный пуск Булавы был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по столичному времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Запуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета удачно поразила цель.
- 3-ий (четвёртый) испытательный запуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года завершился неудачей. Запуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пропархав после старта пару минут, ракета Булава свалилась в море.
- Четвёртый (5-ый) испытательный запуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также завершился безуспешно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белоснежное море.
- 5-ый (6-ой) испытательный запуск ракеты Булава был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь завершился безуспешно. Отказ мотора третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минутке полёта.
- 6-ой (седьмой) испытательный запуск состоялся 28 июня 2007 года. Пуск произведён в Белоснежном море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и закончился отчасти успешно — 3-я боеголовка Булавы не достигнула цели.
- Седьмой (восьмой) запуск состоялся 11 ноября 2007 года — он стал пятым попорядку плохим пуском «Булавы». Официальная информация о пуске отсутствует. Для окончания испытаний может потребоваться ещё 10..14 запусков.
- Восьмой запуск. 18 сентября 2008 года русский подводный ракетный крейсер стратегического предназначения в 18:45 МСК в четверг выполнил запуск ракеты «Булава» из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигнули цели в районе боевого поля полигона Кура. «В истинное время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты Булава, но уже на данный момент можно заключить, что запуск и полет ракеты прошел в штатном режиме», — произнес представитель Минобороны РФ. (часть инфы с веб-сайта interfax.ru) Согласно последней инфы, этот запуск тоже признан плохим, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Министерстве обороны РФ. По данным собеседника издания, до завершающего шага тесты проходили удачно. «Активный участок линии движения ракета прошла без сбоев, попала в данный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сказал он газете. Таким макаром, как объяснил он, в боевых критериях боеголовки ракеты Булава не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». Комментария главкома ВМФ Рф Игоря Дыгало в связи с поступившей информацией изданию получить не удалось.
ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на собственной базе.
В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941Разум применяемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».
Управляемая боевая часть “Авангард»
Одна из особенностей ракетного комплекса “Сармат” — управляемая боевая часть “Авангард”. Она позволяет использовать в локальных войнах удары МБР, поражая стратегические объекты не ядерным взрывом, а кинетической энергией. Подробнее о кинетическом оружии мы рассказывали ранее. Но это не единственное преимущество боевой части «Авангард».
Гиперзвуковые маневрирующие боеголовки, как уже было сказано выше, практически неуязвимы для средств ПРО, как и другое гиперзвуковое оружие. Кроме того, благодаря способности маневрировать, они обладают высокой точностью и даже могут поражать движущиеся цели. В частности, по некоторым данным, могут уничтожать корабли.
Боевая часть «Авангард» может поражать стратегические объекты за счет кинетической энергии
Для возможности “орбитальной бомбардировки” система схода с круговой орбиты путем использования импульсов торможения невозможна, так как в 1967 году между СССР и США был заключен договор, согласно которому использовать на орбите ядерное оружие запрещено. Чтобы обойти этот запрет, ракета должна использовать суборбитальную траекторию, которая немного короче, чем круговая орбита.
Для выхода на суборбиту, двигатели выдают немного меньше мощности, чем требуется для вывода боеголовок на полноценную круглую орбиту. Завершающая часть полета осуществляется в атмосфере, причем боеголовки летят в атмосфере дольше, чем у традиционных МБР. Благодаря этому усложняется разработка противоракетной обороны, способной их ликвидировать.
Надо сказать, что в последнее время Россия вообще существенно продвинулась в разработке оружия, против которого не существует систем защиты. Ярким тому подтверждением служит гиперзвуковая ракета “Циркон”.
Ориентировочно разработка ракеты «Сармат» началась в 2013 году
История сотворения
Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМС Рф Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического орудия «Барк». В итоге Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех русских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, кроме Р-31) и передал разработку новейшей морской стратегической ракеты Булава Столичному институту теплотехники.
В качестве аргументов в пользу такового решения именовалось рвение к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на непонятные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта сотворения ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1994 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и сначало проектировавшейся под «Барк».
Создание ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже выполняются ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высочайшей степени унифицированы.
Видео: Короткий документальный фильм Удар Булавы
После удачных испытаний Булавы 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве более отработанных узлов и деталей ракеты.
«Баллистики» против «Бури»
В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.
В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.
Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.
Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.
Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.
Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.
История возникновения ракеты
Идея выпуска баллистических ракет с постоянным базированием на дне водоемов возникла в середине 60-х гг. прошлого века, но никаких конкретных разработок не проводилось. Привлекательность размещения стратегического вооружения на дне состояла в полной секретности мест их базирования и невидимости для подводного флота неприятеля. Это также позволило бы существенно снизить материальные затраты, связанные с их охраной и защитой от возможного поражения.
Ориентировочно в 2005г. были произведены первые опытные единицы донных комплексов.
В 2007-2008 гг. создатели испытали прочность узлов и надежность агрегатов «Скифа», его способность выдерживать гидродинамические перегрузки, в 2009г. образцы отправлены на доработку после проведения пробных испытаний с привлечением подводной субмарины «Саров» пр.20120. Последующие испытания, проводившиеся в 2017 году, оказались вполне успешными, поэтому новое оружие встало на вооружение Военно-Морского флота России.
Оценка испытаний
Булава на подводной лодке
Российские создатели нередко критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за довольно большой процент неудачных испытаний. Но по воззрению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:
При проведении летных испытаний комплекса Булава (так как это закрытая тема, о конструктивных особенностях я гласить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было нереально — кто бы что ни гласил о способности такового прогнозирования. Для того чтоб осознать, о каких величинах исходя из убеждений количественных оценок речь идет, могу сказать, что действия, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными толиками секунды, при всем этом действия имеют полностью случайный нрав.
И, когда мы по той инфы, которую нам удалось выловить при анализе телеметрических данных при запуске Булавы, в наземных критериях воспроизводили происшедшее в полете, чтоб осознать природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это еще раз свидетельствует, как, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — как она тяжело предсказуема исходя из убеждений способности проигрывания в наземных критериях.
«Скиф» как решение военно-политических задач
Отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки усложняются с каждым днем все сильнее и сильнее. Так, руководство США неоднократно заявляло о возможном выходе из соглашения по РСМД, что не может не вызывать опасений.
Выход из договора будет сопровождаться размещением американского ядерного оружия в Европе и осложнением военно-политической ситуации на планете.
Так как ядерное оружие снова приблизится к российским границам, министерство обороны РФ будет вынуждено симметрично адекватно отреагировать. Достойным ответом на возникающие угрозы станет размещение «Скифов», которое существенно сократит время подлета стратегических ракет к территории потенциального противника.
Самая синяя в море
Вчера наши источники в военном ведомстве раскрыли некоторые подробности запуска новой ракеты, о которой сообщалось только в общих чертах.
Накануне об успешном запуске этого оружия с атомной подлодки Северного флота рассказал на встрече с военными моряками в Сочи президент Дмитрий Медведев.
Проблемы с испытанием «Булавы» и своеобразный тайм-аут, который конструкторы и подводники взяли после ее неудачных стартов, кое-кто на Западе поспешил объявить «закатом морских стратегических сил России». В минувший понедельник североморцы доказали, что это, мягко говоря, неправда. Задержку с принятием на вооружение ВМФ нового ракетного комплекса вполне компенсирует действующий ядерный арсенал. И в первую очередь — жидкотопливные межконтинентальные баллистические ракеты РСМ-54 «Синева», которыми последние годы оснащают атомные подлодки проекта 667БДРМ, прозванные натовцами «Дельта-4». По некоторым данным, Северный флот России сегодня располагает семью такими субмаринами. С борта одной из них и был произведен учебно-боевой пуск.
О деталях этой операции в Главном штабе ВМФ помалкивают. Засекречено точное время стрельбы, неизвестно, из какого положения — подводного или надводного — она выполнялась, по какому полигону велась. Под запрет попало даже название ракетоносца. Словом — атмосфера всеобщей тайны, хотя ракета уже стоит на вооружении Военно-морского флота. Комплекс как минимум трижды претендовал на место в Книге рекордов Гиннесса. Созданная на основе «Синевы» ракета-носитель «Штиль-1» впервые в мире доставила на орбиту спутник, запущенный с борта субмарины. В сентябре 2006-го подлодка «Екатеринбург» запустила РСМ-54 с самой макушки Земли — ракета с Северного полюса точно угодила на полигон в Архангельской области. Двумя годами позже модернизированная «Синева» в полтора раза превысила «штатную» дальность полета, преодолев более 11,5 тысячи километров. Ее отклонение не превысило полукилометра. Для боеприпаса такой мощности — это в общем-то мизер.
Точность и способность преодолевать огромные расстояния — далеко не все преимущества новой ракеты. В отличие от других боеприпасов РСМ-54 защищена от воздействия электромагнитного импульса, имеет систему преодоления ПРО, уникальную аппаратуру спутниковой навигации и совершенный вычислительный комплекс «Малахит-3». На этой ракете конструкторы предусмотрели установку до 10 ядерных блоков индивидуального наведения мощностью сто килотонн каждый. Правда, пока «Синева» оснащается четырьмя разделяющимися головными частями. Учитывая, что подлодка несет 16 пусковых установок, ее арсенала достаточно, чтобы стереть с лица земли крупный город. Каждая субмарина класса «Дельта-4» представляет собой огромную разрушительную силу. Чего, к примеру, стоит ее возможность пускать ракеты в любом направлении с глубины в пятьдесят с лишним метров при скорости 6-7 узлов. При необходимости стрельба может вестись залпом — то есть всеми боеприпасами одновременно.
Придумали это уникальное оружие в городе Миассе Челябинской области, в Государственном ракетном центре имени Макеева. По словам его генерального конструктора Владимира Дегтяря, «Синева» будет стоять на вооружении нашего ВМФ как минимум до 2015 года. Всего планируется выпустить около сотни таких ракет. Что же касается твердотопливной «Булавы», то скоро возобновятся ее испытания. До конца нынешнего года военные надеются выполнить порядка пяти пусков.
Размещение баллистической ракеты на дне
При всей привлекательности донного размещения баллистических ракет, имеется ряд недостатков. Сам транспортно-пусковой контейнер успешно маскируют от средств противоракетной и противолодочной обороны противника, а вот замаскировать саму субмарину, доставляющую ракетный комплекс, достаточно сложно. Кроме того, приходится опускать контейнер на глубину, что подвергает его корпус повышенному давлению воды и значительно сокращает область их размещения, а также возникает опасность их повреждения.
Исходя из этого, военно-морские силы России смогут установить подводные ракетные комплексы «Скиф» исключительно в своих территориальных водах и в акватории Северного ледовитого и Тихого океанов. По глубине смогут подойти для размещения донных «Скифов» Ладожское озеро, Каспийское море и какое-либо глубокое водохранилище.
Космос и спутниковые системы
- Хронология Вселенной до появления планеты Земля
- Тёмная материя
- Млечный путь
- Скорость света
- Солнечная система
- Земля (планета)
- Луна
- Венера (планета)
- Марс (планета)
- Астероиды
- Научный космос
- Космический туризм
- Космическая медицина
- Космический мусор, Млечный путь, Astroscale Спутник для уборки околоземного космического пространства
- Космическое оружие
- Международная космическая станция (МКС)
- Российская национальная орбитальная служебная станция (РОСС)
- Космонавтика России и СССР
- Роскосмос (Федеральное космическое агентство)
- Национальный космический центр
- Ракетно-Космический центр Прогресс
- Энергия РКК им. С.П.Королева
- Российские космические системы (РКС)
- Организация Агат (Роскосмос)
- ЦЭНКИ
- С7 Космические транспортные системы
- Морской старт (Sea Launch)
- Многоразовые транспортные космические системы
- Малые космические аппараты
- Ракетно-космический завод
- Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК)
- Космокурс
- Success Rockets, Success Rockets Stalker Орбитальная ракета
- Лин Индастриал (Lin Indastrial)
- Институт космических исследований РАН (ИКИ РАН)
- ГРЦ Макеева
- Авант – Спэйс Системс (Avant Space)
- Федеральная космическая программа (ФКП)
- ЕКС (Единая космическая система)
- Байконур Космодром
- Восточный Космодром
- Европа (космодром в Дагестане)
- Лунная программа России
- Международная научная лунная станция (МНЛС)
- Роскосмос: Лунный скафандр
- Видеосистема для выхода в открытый космос
- Орлёнок (космический корабль)
- Союз МС пилотируемый космический корабль
- Федерация Российский космический корабль
- Буран (космический корабль)
- FEDOR (Final Experimental Demonstration Object Research)
- МГ-19 Беспилотник России для полета в космос
- Енисей (ракета-носитель)
- Марс-500
- Orbital Express
- Возврат-МКА-Л (космический аппарат)
- Космонавтика Китая, Tiangong (космическая станция)
- Космонавтика в Южной Корее
- Космонавтика в Индии, GSLV (ракета-носитель)
- Космонавтика в Иране
- Европейское Космическое Агентство (ESA)
- Германский центр авиации и космонавтики (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt, DLR)
- Космическое агентство стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Agência Latino-Americana e Caribenha do Espaço; ALCE)
- Космонавтика Украины
- Космонавтика Британии
- Космонавтика в Японии
- Космонавтика США
- Лунная программа США
- Deep Space Gateway Лунная станция
- Космические силы США (United States Space Force)
- NASA, NASA DART (зонд для уничтожения астероидов)
- Space Exploration Technologies (SpaceX), Starship, Crew Dragon, Falcon, Starlink SpaceX
- Perseverance (марсоход)
- Boeing Starliner
- Blue Origin, New Shepard, Orbital Reef
- Virgin Galactic, Virgin Orbit – LauncherOne (ракета-носитель)
- MADV Lockheed Martin, Lockheed Martin
- VOX Space
- United Launch Alliance
- Interstellar Lab
- Momentus Space
- Privateer Space
- Starlab (космическая станция)
- Spaceport Nova Scotia
Варп-двигатель (Warp drive)
- Космические спутники стран мира
- ГЛОНАСС
- ЭФИР Спутниковая система глобальной связи или Глобальная многофункциональная информационная спутниковая система (ГМИСС)
- Сфера Космическая программа многоспутниковых систем
- Спутниковая связь и навигация
- Глобальные системы навигации
- Мониторинг транспорта и навигация (рынок России)
- Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ)
- Федеральная сеть дифференциальных геодезических станций (ДГС)
- ЭРА-ГЛОНАСС
- ECall (emergency call – экстренный вызов)
- Транспортная телематика (мировой рынок)
- Системы безопасности и контроля автотранспорта
- Геоинформационные системы – ГИС
- Самые интересные способы применения ГЛОНАСС/GPS
- GPS
- Galileo
- BeiDou
- Michibiki
- IRNSS (навигационная система)
- Mounted Assured PNT Systems (MAPS)
- AIS Automatic Identification System – Автоматическая идентификационная система в судоходстве
Умение правильно прицелиться
Но все же главной «изюминкой» новых ракет стала система наведения. Инерциальная система при всей своей надежности и помехозащищенности не «ловит» отклонения от курса из-за ухода гироскопов и бокового сноса ракеты. На больших дальностях отклонение реальной траектории от заданной получается немалое. У новых американских КР оно составило 900 м на каждый час полета, а полет на максимальную дальность занимает 2,53 часа. Для компенсации накапливающейся ошибки добавили корреляционную систему с коррекцией по рельефу местности благо к тому времени спутники радиолокационной разведки позволяли создать подробную базу трехмерных изображений поверхности Земли. Так работает система наведения TERCOM той же «Томахоук». На заложенной в программе траектории выбираются несколько участков коррекции, оцифрованное радиолокационное изображение их рельефа закладывается в память бортовой ЦВМ при подготовке к пуску. После пуска с помощью стартового ускорителя (при наземном или морском базировании) или сброса с самолета ракета запускает маршевый двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 60100 м (может снизиться и до 30 м), обходя препятствия и ранее выявленные сильные группировки ПВО и меняя курс каждые 100200 км. По достижении участка коррекции бортовой радиовысотомер СВЧ диапазона «ощупывает» подстилающую поверхность и получает радиолокационную карту рельефа. Карта оцифровывается, ЦВМ сравнивает полученный «слепок» с эталонным и по выявленным ошибкам выдает команды на корректирование траектории. В результате ракета выводится в район цели с точностью, недостижимой для предыдущих поколений. Круговое вероятное отклонение, то есть радиус круга, в который ракета попадает с вероятностью 0,5, не превышает 100 м. При ядерной БЧ этого вполне достаточно. На тех же основах работает, скажем, и система наведения ракеты Х-55 с высотой полета 40110 м ее инерциальная система сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса и системой коррекции по рельефу местности.
Семейство стратегических крылатых ракет, принятых в СССР, в целом подобно американскому. Однако с того же 1976 года НПО «Машиностроение» разрабатывало на основании несколько иных требований ракету «Метеорит» сверхзвуковую, с дальностью пуска до 5 000 км и универсального (воздушного, морского и наземного) базирования. Кроме прочих новшеств предполагалось оснащать ее устройством ионизации набегающего потока воздуха для формирования плазменного шлейфа. Последний должен был снижать сопротивление движению и резко уменьшить радиолокационную заметность ракеты технология, не реализованная в серии и поныне, однако до сих пор актуальная. Но работы по «Метеориту» свернули к концу 1980-х годов.
После подписания в 1987 году Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности развитие вооружений переориентировалось на «обычные» войны. В СССР и США началась модернизация стратегических КР с заменой ядерных боевых частей «обычными». Последние требовали большей точности системы наведения. И причиной американского «миролюбия» была уверенность в технологическом превосходстве и обеспечении большей точности попаданий своих ракет, а также большей эффективности обычных боевых частей. Так, американская пассивная оптико-электронная головка самонаведения системы DSMAC обеспечивала круговое вероятное отклонение не более 2030 м. Впрочем, оптический коррелятор по эталонному изображению местности получила и модификация советской ракеты Х-55 Х-55ОК. У американской «Томахоук» появились модификации BGM-109C с унитарной полубронебойной фугасной боевой частью для удара по защищенным объектам и BGM-109D с кассетной боевой частью для ударов по скоплениям войск, аэродромам и т.п. Правда, уменьшалась дальность пуска обычные боевые части больше весили и занимали больше места, чем ядерные. Скажем, у «Томахоук» максимальная дальность пуска составила 1 600 км, у неядерной КР воздушного базирования AGM-86С 1 100 км. Тем не менее переделку части ядерных ракет в «обычные» американцы периодически возобновляли по мере расходования последних. Что до наземных «Томахоук» BGM-109G, то их, согласно Договору, ликвидировали.
Стратегическая крылатая ракета Х-555, Россия, 2000 г. Класс «воздухземля»
Новинки в ТТХ «Сармат» и отличие от «Воеводы»
Мощность боевой части. Ракета «Воевода» имеет головную разделяемую на две части ядерной боеголовку в 20 мегатон и 8 мегатон (общее наведение) или боеприпас в 8 мегатон и 10 мегатонн с блоками индивидуального наведения.
В баллистической ракете «Сармат», разработчик реализовали несколько иной концепт: 10 блоков индивидуального наведения, с мощностью каждого по 750 килотонн.
Суборбитальная траектория и дальность. В отличии от Р-36М2 «Воевода», баллистическая ракета «Сармат» умеет выходить на суборбитальную траекторию имея скорость около 7 тысяч м/с близкую к первой космической (7,91 тысяч м/с), что означает ее почти неограниченную дальность.
Иными словами, ракета может описать почти замкнутый круг над Землей, а выйти на круговую орбиту ей мешает несколько низкая скорость, чем первая космическая, которая является основным критерием для вывода спутников на орбиту.
Заявленная официальная дальность в 18 тысяч километров, нужна для соблюдения многочисленных международных договоров.
Управляемый боевой блок «Авангард», является «ноу-хау» российской баллистической ракеты, который начали разрабатывать в 1987 году, еще для Р-36М2 «Воевода», но реализовали только в «Сармат».
В отличии от «Воеводы», головная часть которой, при отделении ступеней, просто падала на цель по баллистической траектории (дуге), на «Сармат» применяется несколько иная идея.
Так как боеголовка РС-28 «Сармат» выходит на низкую орбиту с почти первой космической скоростью в 7 м/с и с неограниченной дальностью, для нанесения удара по выбранной цели, ее нужно притормозить до гиперзвука в 1 710–3 415 м/с. Для этого и служит управляемый блок «Авангард», который также осуществляет маневрирование ракеты в атмосфере с помощью аэродинамических рулей.
Маневрирование боевого блока на низкой космической орбите, обеспечивается наличием на УББ «Авангард» энергосиловой установки реактивной тяги, работающей на сжиженной углекислоте.
«Сармат» работает на жидкостном ракетном двигателе и имеет три ступени, по аналогу с обычными ракетам-носителям, выводящим спутники на орбиту. После того, как баллистическая ракета отделяет три ступени с топливом, поднявшись на высоту верхней границы атмосферы на 100 км, начинает работать УББ «Авангард».
«Орбитальная бомбардировка». На самом деле, ракетный комплекс «Сармат» предназначен для так называемого частично-орбитального бомбометания (FOBS).
Это технология была разработана еще в Советском союзе и позволяла межконтинентальной ракете выходить на круговую орбиту, где точка ее спуска на цель, неизвестна для ПРО противника. Однако в связи с различными международными договорами, программу «орбитальной бомбардировки» свернули еще в начале 1980-х годов.
Именно в связи с договором ОСВ-2 от 1979 года, в «САРМАТ» не реализована первая космическая скорость, позволяющая ракете крутиться вокруг орбиты после запуска. Однако, российский ВПК все же частично реализовал эту идею, так как «Сармат» совершает неполный круг вокруг Земли, приблизительно на 80% покрывая окружность орбиты.
Преодоление ПРО противника. Обычные системы ПРО, такие как американские комплексы типа THAAD, умеют перехватывать боеголовки межконтинентальных ракет на дуге баллистики вне атмосферы. Ракета «Сармат» имеет значительную протяженную часть траектории в атмосфере, двигаясь к цели на гиперзвуке, со способность маневрировать (блок «Авангард»).
Иными словами, сейчас не существует комплексов ПРО, способных сбивать баллистические ракеты в атмосфере при гиперзвуковой скорости в ее конечной фазе.
Обычная баллистическая межконтинентальная ракета имеет заранее известную ПРО баллистическую дугу и длительное время, по сравнению с атмосферой, нахождения в низкоорбитальном пространстве.
Кинетическая бомбардировка. Ракетный комплекс «Сармат» умеет использовать и кинетическую бомбардировку, возможную только тогда, когда ракета наносит удар, имея скорость гиперзвука.
При кинетическом ударе, ядерная боеголовка не используется, а вместо нее ставятся литые металлические болванки, которые способны при использовании гиперзвуковой скорости, наносить разрушения, путем освобождения кинетической энергии, сравнимой с падением мелкого метеорита.
Иными словами, «Сармат» можно использовать при локальных войнах, для поражения стратегических объектов повышенной важности. _________
_________
Читайте нас в Телеграм
_________