ПАК ДА

Пока не для мирных целей

«Есть возможность подумать и над гражданским вариантом», — поделился с газетой «Взгляд» мечтой Андрей Красноперов, летчик-инструктор, майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. «В крыле можно разместить очень много пассажиров, и это не требует сильных изменений в конструкции, — рассказывает Красноперов. Но пока что «изделие-80» рассматривается исключительно как военный проект, который должен обеспечить первенство отечественной дальней авиации, в первую очередь над недружественно настроенными американцами.

Главными характеристиками «Посланника» будет малозаметность, дозвуковая скорость и большая дальность полета, пояснил газете «Взгляд» военный эксперт Антон Лавров.

Развитие проекта

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2015 году.

В августе 2012 года было объявлено, что предварительный проект ПАК ДА уже завершён и утверждён, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и «Туполева», предпочтение было отдано разработке КБ «Туполева». Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов и развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

14 февраля 2019 года разработчики и заказчики утвердили окончательный эскиз ПАК ДА. Согласованы необходимые характеристики самолёта, который придет на смену стоящим сейчас на вооружении ВКС России ракетоносцам-бомбардировщикам Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95. Как сообщили источники в российском ОПК, «подписаны все контрактные документы, необходимые для производства образцов». В августе 2019 года утверждены техтребования и начаты подготовительные этапы проектирования.

Основные требования к комплексу

По словам командующего дальней авиацией ВКС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия стоящие на вооружении ВКС России, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Также планируется использовать самолёт в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Предполагаемые параметры комплекса

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

  • Двигатели: изделие РФ ОАО «Кузнецов»
  • Тяга максимальная: 24 тс’
  • Максимальная взлётная масса: 145 тонн
  • Масса полезной нагрузки: 35 тонн
  • Масса топлива: максимальная масса топлива (без учёта дозаправки) не определена
  • Максимальная скорость: дозвуковая
  • Дальность 15000 км
  • Вооружение: существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение, гиперзвуковое оружие.

Основные требования к комплексу

По словам командующего дальней авиацией ВКС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия, стоящие на вооружении ВКС России, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Также планируется использовать самолёт в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Предполагаемые параметры комплекса

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

  • Двигатели: изделие РФ ОАО «Кузнецов»
  • Тяга максимальная: 24 тс
  • Максимальная взлётная масса: 145 тонн
  • Масса полезной нагрузки: 35 тонн
  • Масса топлива: максимальная масса топлива (без учёта дозаправки) не определена
  • Максимальная скорость: дозвуковая
  • Дальность: 15 000 км
  • Экипаж: 4 человека
  • Вооружение: специальные авиабомбы разработки ВНИИТФ существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение, гиперзвуковое оружие.

Ту-160: «Лебедь» стратегического назначения

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack) – уникальная боевая машина, равных которой сегодня нет в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка Ту-160 началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов, главными его особенностями должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками. Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец Ту-160 поднялся в небо в 1981 году.

Ту-160. Фото: Alex Beltyukov/Wikimedia.org

После распада СССР 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин.  

На вооружении гиперзвук

Насчет вооружения нового бомбардировщика существуют разные версии. Часть экспертов полагает, что он будет вооружен крылатыми ракетами Х-102 с дальностью действия до 5,5 тысяч километров, способными нести как обычные, так и ядерные боеголовки. Область поражения – наземные и морские цели. По другим мнениям, российские стелсы будут оснащены гиперзвуковым оружием, возможно, системой Х-47М «Кинжал», которой сейчас оборудованы тяжелые истребители МиГ-31.

Впрочем, по мнению экспертов, если новый бомбардировщик будет летать с дозвуковой скоростью гиперзвуковые ракеты запустить не получится. Скорее всего для стелса будут разрабатываться новые, более компактные ракеты. По словам экс-командующего ВКС России, Виктора Бондарева, они будут действовать на расстоянии до 7 тысяч километров, а их электроника сможет определять направление, высоту и скорость полета, а также анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Все вооружение ПАК ДА будет размещаться внутри корпуса, что заметно снизит возможность РЛС противника обнаружить российский бомбардировщик.

Гиперзвуковое вооружение позволит российскому стелсу выполнять функцию космического перехватчика, что будет выгодно отличать «Изделие 80» от американских аналогов. Гиперзвуковые ракеты смогут поражать любые наземные объекты, авианосные группировки, а также все цели, расположенные в ближнем космосе: речь, в первую очередь, о военных спутниках и боеголовках стратегических ракет. Возможно, ПАК ДА будет оснащен также бомбами, что позволит ему наносить классические бомбовые удары по вражеской территории.

Журналист The National Interest Марк Эпископос обращает внимание, что российский самолет может стать опасным конкурентом для авиации НАТО, так как в его основе лежат новейшие решения в авиастроении: это и повышенные стелс-характеристики, и улучшенная система пилотирования, и расширенные боевые возможности. Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит

Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели

Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит. Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию — её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА — средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», — пояснил Мураховский.

Также по теме


Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности. Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам

Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», — подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также в перспективе создание ПРО, пригодных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», — подытожил Алексей Леонков.

ПАК ДА

Мероприятиям по созданию новейшего стратегического бомбардировщика был дан старт в 2009 году. Коллективу конструкторов поставили задачу по осуществлению первого вылета самолета уже в 2020 году. Предполагается, что в следующем десятилетии, точнее ближе к его окончанию бомбардировщики ПАК ДА всецело заменят Ту-95 и Ту-160 и станут основными машинами в стратегической авиации России.

В 2012 году Туполевским Конструкторским Бюро было объявлено, что по проекту ПАК ДА наконец-то дан старт опытно-конструкторским работам. В соответствии обнародованными сведениями, новые бомбардировщики будут выполняться согласно схеме «летающего крыла». Похоже, что все делается по аналогии с американскими стратегическими бомбардировщиками типов В-21 и B-2 Spirit.

По замыслу конструкторов предполагается, что такой подход к делу окажет влияние на значительное снижение электронного парамагнитного резонанса. Более того, планируется существенное уменьшение массы будущего тяжелого бомбардировщика. Таким образом, самолеты ПАК ДА будут первыми отечественными бомбардировщиками, которые будут изготовлены с применением «стелс»-технологий.

Ко всему прочему, наличие подобной схемы даст возможность неплохой комбинации летным характеристикам и достаточному внутреннему объему самолетов. А это, в свою очередь, сделает возможным принятие на борт большего количества горючего, что естественно окажет влияние на увеличение дальности полетов тяжелым бомбардировщикам.

Предполагается, что взлетная масса бомбардировщиков будет превышать отметку 100 тонн. Хоть и имеются пока не подтвержденные сведения о массе даже в 112, а то и в 200 тонн. Сообщалось также, что по боевой нагрузке будущие бомбардировщики по меньшей мере не уступят Ту-160. А это означает, что они смогут брать на борт ракеты и бомбы массой более чем тридцать тонн. Военное ведомство требует от конструкторов увеличения дальности полетов новыми машинами в пределах 12 000 км.

Возможно, опытные примеры новых бомбардировщиков будут изготавливаться в Казани, на заводе «КАПО имени Горбунова», где возможно и будет налажено производство самолетов. Известно также, что разработкой РЛС для новых тяжелых бомбардировщиков уже сейчас занимается Тихомировское НИИ приборостроения.

Доподлинно неизвестно, какую же численность новых стратегических бомбардировщиков намереваются построить. Возможно, что их численность будет напрямую зависима от экономической обстановки в государстве, ведь такие самолеты весьма дорогостоящие. Не исключено, что с более точными данными о численности общественность сможет ознакомиться где-то в 2020 году. Все же, если эти самолеты строятся на смену бомбардировщикам Ту-160 и Ту-95, то в серийной партии будет несколько десятков машин.

Данных о проекте ПАК ДА сейчас чрезвычайно мало. Представители отечественных ВВС сообщают о нем лишь общие сведения, да и те весьма немногословные.

По заявлениям российского военного ведомства, ПАК ДА будут вооружать всем имеющимся сейчас авиационным вооружением, не исключено, что также и перспективными гиперзвуковыми ракетами.

Вдобавок ко всему, решение о модернизировании и последующем производстве Ту-160 тоже может оказать влияние на реализацию проекта ПАК, ДА и сроков по его исполнению. В наши дни американская стратегическая авиация уступает российской. Главным образом благодаря крылатым ракетам, которые находятся на вооружении российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95.

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Военные самолеты России в 2014 году пополнились новым истребителем-бомбардировщиком Су-34. Он предназначен для нанесения точных ракетно-бомбовых ударов по наземным или надводным войскам и стратегическим объектам противника, а также уничтожения любых воздушных целей. Он может применяться при наличии неблагоприятных факторов, включая усиленное вражеское противодействие и сложные метеорологические условия.

Производством самолета занимается Новосибирский авиационный завод. К 2020 году планируется передать армии не менее 200 единиц, заменив ими устаревший Су-24. Первым применением Су-34 стал конфликт 2008 года в Южной Осетии. Тогда самолет еще не поступал на вооружение, но уже был создан в нескольких серийных экземплярах. Также он активно применяется в Сирии с 2015 года.

Основные технические характеристики:

Масса — около 125000 кг, по другим данным — 145000 кг.

Масса топлива — до 50000 кг

Масса полезной нагрузки — не менее 30 т

Дальность действия — 15000 км

Радиус действия — 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)

Скорость максимальная:

— 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
— 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
Скорость крейсерская — более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)

Вооружение:

— перспективные гиперзвуковые ракеты (источник)
— КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы;
— высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника);
— свободнопадающие бомбы;
— воздушный носитель оперативно-стратегического РУК (разведывательно-ударный комплекс;
— ракеты «воздух-воздух» для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).

На самолете будут использоваться ракеты «воздух-воздух», которые позволят самолету летать без сопровождения. ПАК ДА также будет оснащен гиперзвуковым оружием «воздух-поверхность» большой дальности. Ракеты такого класса для вооружения ПАК ДА уже готовы.

Средства обнаружения и целеуказания

Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО «Туполев», ожидается корректировка проекта после уточнения технического задания.

Первый полет прототипа планируется на 2020 г., принятие самолета на вооружение — в 2025 г. В СМИ появлялись заявления генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.  Главком Бондарев сообщал, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета в очередной раз утвержден.

Производство самолета будет вестись на Казанском авиазаводе. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2019 году. Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета.

Специальная модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была изготовлена и испытана в ЦАГИ.

«Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский.

Было объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию.

ТТХ НК-56:

Диаметр входа в компрессор — 2050 мм
Степень двухконтурности — 4.9
Масса двигателя — 3340 кг
Тяга взлётная
— 18000 кг
Тяга крейсерская — 3600 кг
Степень повышения давления — 23-25,5
Удельный расход топлива — 0,74 кг/кг в час
Температура газов перед турбиной (Тг) — 1571 К

Тяжелый истребитель Су-35С

Новейшим российским истребителем поколения 4++ стал Су-35С. Он считается переходным от устаревшего Су-27 к будущему Су-57. В своем названии он получил индекс «С», так как ранее под именем Су-35 на международных выставках был представлен самолет Су-27М. Он представляет собой глубокую модернизацию платформы, на которой создана базовая модель Су-27, с новыми двигателями и улучшенным планером.

Су-35С относится к категории многоцелевых сверхманевренных истребителей. Это дает ему значительные преимущества, позволяющие вести боевые действия при любых условиях. Его технические характеристики аналогичны истребителям пятого поколения, а отличием от будущего Су-57 можно назвать только отсутствие стелс-технологий и активной фазированной антенной решетки.

Первые поставки начались в 2014 году. Количество истребителей на вооружении РФ к 2022 году должно составить порядка 100 единиц. Также в 2018 году 24 самолета были поставлены Китаю. Су-35С используются на территории Сирии для прикрытия ударной авиации.

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное – ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе – специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося не в последнюю очередь применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

  • B-2A Spirit
  • AFP

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название 2018 Bomber, планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов. 

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе — Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главной целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Также по теме


«Результат планомерной работы»: каких успехов в перевооружении армии достигло Минобороны РФ за последние шесть лет

За минувшие шесть лет в Вооружённых силах РФ значительно возросло количество современных вооружений. Об этом сообщает газета «Красная…

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке 10 т. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США — в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создаёт собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС — в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 т оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 т.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов — ресурсы позволяют. 

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», — подчеркнул эксперт.

Су-57 (Т-50 ПАК ФА)

Су-57 – самый новый российский истребитель 5 поколения. Он стал первой удачной попыткой создать продвинутый самолет такого класса. Это единственный в мире истребитель, который способен противостоять американским F-22 и F-35. Последние активно распространяются среди союзников США, но ряд стран уже начали отказываться от него в пользу российского Су-57.

Истребитель обладает всеми особенностями, присущими пятому поколению. Наиболее примечательны среди них: сверхзвуковая крейсерская скорость, повышенный уровень скрытности и наличие активной фазированной антенной решетки. Он может разгоняться до 2440 км/ч, пролетая расстояние до 5500 км при наличии подвесных топливных баков. Практический потолок расширен до 20000 м. На нем будет установлена пушка 9А1-4071К. Ее дополнят несколько ракет против воздушных и наземных целей. Предполагается, что самолет будет оснащен улучшенными ракетами Р-73.

Первый полет самолет совершил в 2010 году. Изначально правительство ставило задачу начать серийное производство к 2015 году, но сроки многократно срывались. В 2019 году ОКБ смогло поставить 12 истребителей для военных частей. После этого был подписан контракт на 76 самолетов. Массовое производство пока что не запускается, так как имеющийся Су-35С менее дорогой и способен конкурировать с любыми иностранными истребителями.

Почему бодрые заявления неубедительны

Антон Лавров считает неизбежным, что проект создания ПАК ДА будет долгостроем.

«Стратегические бомбардировщики — это наиболее сложная боевая машина на вооружении ВКС, и вообще ВВСв других странах. Даже в США не могут себе позволить создать замену B-52. Естественно, понадобится долгое время на разработку, испытания и доработку. Не исключено, что это займет 10 лет. Но делать это надо. Именно для того, чтобы закрыть этот промежуток, сейчас ведется модернизация Ту-160. Потому что до реального поступления в войска ПАК ДА еще очень далеко», — подытожил Антон Лавров.

В связи с проектом возникает большое количество вопросов, отмечает источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах», близкого к действующим и отставным офицерам российских Вооруженных сил. «Масса утечек о технических характеристиках ПАК ДА — «летающее крыло», дозвуковой, невидимый и так далее. Но ровным счетом ничего — о количестве машин, которые в итоге планируется создать.

Это будут те же полтора десятка, как Ту-160, базирующиеся сегодня в Энгельсе? Или все-таки планируется обучить на новых «стратегов» хотя бы несколько полков?», — замечает источник.

Ту-95 выработает свой срок через 15—20 лет, уверены специалисты. Фото Максима Платонова

Со «стариком» Ту-95, турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, в целом все понятно. Но не совсем понятно — вытеснит ли ПАК ДА других своих предшественников. «Ту-160 и Ту-22М3 активно модернизируются, — напомнил источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах». — Вовсю с высоких трибун звучат бодрые заявления, что уже в ближайшие годы в войска пойдут в массовом количестве (десятки машин) их обновленные образцы». Эксперт задается вопросом: «Зачем тратить огромные деньги на перспективный бомбардировщик и на радикальное обновление старых моделей, которые должны служить в одно и то же время, что и новая?».

Встает и еще один вопрос — о реальном состоянии авиационной промышленности России. «При СССР существовала целая сеть НИИ, которая десятилетиями формировала информацию по обликам перспективных машин всех классов. Сегодня почти все эти научные центры уничтожены, — полагает собеседник телеграм-канала. — Производственные площадки «Туполева» в Казани, по нашим данным, в ужасном состоянии. Разрушены технологические цепочки, позволявшие создавать машины подобного класса. Сможем ли мы воссоздать их, причем в те сроки, какие заявлены (несколько лет)?».

Алексей Нечаев, Олег Москвин

ПромышленностьОПКМашиностроение

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий