УПР-4 «Метель» – противолодочный ракетный комплекс

Модификации проекта

Второй в серии сторожевой корабль, «Ярослав Мудрый», ввиду корректировки проекта отличается от головного «Неустрашимого» наличием некоторых систем. В первую очередь — установкой противокорабельного комплекса «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК, предусмотренный техническим проектом, в реальности так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава». Также второй корабль получил более совершенные средства связи и систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.

Описание ракеты

Противокорабельная крылатая ракета «Оникс» создана по нормальной аэродинамической схеме, она имеет складывающиеся крылья трапециевидной формы, а также складное оперение. Хорошая аэродинамическая форма ПКР и ее высокая тяговооруженность обеспечивает ракете высокую маневренность, позволяя уклоняться от средств ПВО и ПРО противника. Кроме того, форма ракеты 3М55 делает ее малозаметной для радиолокационных средств обнаружения неприятеля.

Силовая установка ракеты состоит из прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), ускорение на стартовом этапе обеспечивается твердотопливными ускорителями. Силовая установка ракеты позволяет ей достигать скорости в 2-3,5 Маха на большей части траектории полета. Потолок ракеты составляет 20 тысяч метров.

Конус воздухозаборника расположен в центре передней части ракеты, для ПКР с подводным стартом он прикрыт круглым обтекателем, который сбрасывается сразу после выхода «Оникса» на поверхность воды. Топливом ракеты служит керосин.

В воздухозаборнике находится головка наведения, аппаратура управления и боевая часть. «Оникс» способен уничтожать хорошо защищенные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, эта ракета способна определять ложные цели, самостоятельно производить захват и сопровождение цели. Головка самонаведения ракеты (ГСН) способна захватывать цель в любую погоду, поражать радиоконтрастные наземные цели.

Сразу после выхода ракеты 3М55 из пускового контейнера включается разгонный блок, который разгоняет ракету за несколько секунд до двух скоростей звука. После сгорания разгонного блока включается маршевый двигатель ракеты, который обеспечивает скорость полета примерно 2,5 Маха. Система наведения 3М55 комбинированная: на большей части траектории она инерциальная, а на этапе атаки – радиолокационная. Дальность обнаружения цели составляет 50 километров.

«Оникс» имеет на борту мощный вычислительный комплекс, ра­дио­вы­со­то­мер, систему встроенного самоконтроля.

Сразу после запуска ракета поднимается на высоту 14 км, производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров). В случае такого старта обеспечивается максимальная дальность полета (300 км), а также значительно снижается уязвимость ракеты от средств противовоздушной обороны.

Есть и другая возможная траектория полета: с высотой, не превышающей 10-15 метров, на всей протяженности траектории. Однако в этом случае снижается дальность полета 3М55, она составляет не более 120 км.

Первый тип траектории позволяет ракете не только захватить цель, но и выбрать наиболее важную цель (если их несколько), а также отбраковать ложные цели.

Кроме стрельбы одной ракетой, для «Оникса» возможен и залповый пуск против группы кораблей. В этом случае ракеты способны сами распределять между собой цели, не допускать дублирования при поражении, вырабатывать тактику атаки. После поражения главной цели в группе ракеты атакуют второстепенные.

В бортовую вычислительную систему заложены данные относительно возможной тактики вражеской ПВО и РЭБ, а также электронные портреты основных классов современных кораблей и их вероятного построения. Оперируя этими данными, ракеты могут определить, что именно они атакуют: АУГ, конвой или десантную группу, после чего самостоятельно выбрать наиболее эффективную тактику, составить эффективный план атаки.

Каждая ракета находится в специальном транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает защиту изделия при его транспортировке. Угол запуска ракеты – от 15 до 90 градусов, что позволяет располагать их в пусковых установках наклонного и вертикального старта. Ракета в контейнере очень удобна для хранения (в том числе и длительного) и транспортировки. К контейнеру не нужно подводить жидкости или газ, для проведения технического осмотра ракету можно не извлекать, все действия проводятся дистанционно.

Авиационная модификация «Оникса» имеет некоторые отличия от ракет, устанавливаемых на надводные корабли и подводные лодки. У нее более короткий и облегченный стартовый ускоритель, сопло и воздухозаборник закрыт специальными обтекателями.

Варианты

  • 60R – Оригинальная версия, вооруженная глубинной ядерной бомбой мощностью 5 кт.
  • 70R – Исходная версия, вооруженная противолодочной торпедой АТ-2У.
  • 83Р / УРПК-3 Метель – Крейсерский вариант ракеты с системой наведения от SA-N-3 ракета и пусковая установка КТ-106. Использует торпеду АТ-1 (ЕА-45-70А)
  • 84Р / УРПК-4 Метел-У, Пусковая установка КТ-106У, использовалась на Удалой разрушители. Поступил на вооружение в 1973 году. Использует торпеду АТ-2 (АТ-2УМ) (Е53-72), которая имеет либо фугасную боевую часть 100 кг, либо, возможно, ядерную боеголовку мощностью 5 кт.
  • 85РУ / УРПК-5 Раструб

    85РУС / УРПК-5 Ракета с ядерной боеголовкой.

    , Пусковая установка КТ-100У. Поступил на вооружение в 1975 году. Несет противолодочную и противокорабельную торпеду УГМТ-1 (АТ-3 Орлан), а также противокорабельную ракету с боевой частью 185 кг.

  • YP-85 Предлагаемая дальнобойная версия – см. Выше.

Варианты

  • 60R – Оригинальная версия, вооруженная глубинной ядерной бомбой мощностью 5 кт.
  • 70R – Исходная версия, вооруженная противолодочной торпедой АТ-2У.
  • 83Р / УРПК-3 Метель – Крейсерский вариант ракеты с системой наведения от SA-N-3 ракета и пусковая установка КТ-106. Использует торпеду АТ-1 (ЕА-45-70А)
  • 84Р / УРПК-4 Метел-У, Пусковая установка КТ-106У, использовалась на Удалой разрушители. Поступил на вооружение в 1973 году. Использует торпеду АТ-2 (АТ-2УМ) (Е53-72), которая имеет либо фугасную боевую часть 100 кг, либо, возможно, ядерную боеголовку мощностью 5 кт.
  • 85РУ / УРПК-5 Раструб

    85РУС / УРПК-5 Ракета с ядерной боеголовкой.

    , Пусковая установка КТ-100У. Поступил на вооружение в 1975 году. Несет противолодочную и противокорабельную торпеду УГМТ-1 (АТ-3 Орлан), а также противокорабельную ракету с боевой частью 185 кг.

  • YP-85 Предлагаемая дальнобойная версия – см. Выше.

Бурильные машины МРК-690А и МРК-750Т

Бурильные машины МРК-690А (рис. 89) и МРК-750Т непрерывного бурения отличаются друг от друга только базовой машиной и привязкой к ней.

На раме базового автомобиля 1 установлены неповоротная рама 16, на которой размещены мачта 3 бурильного оборудования, узлы механической трансмиссии, обеспечивающие привод бурильного инструмента, коробка отбора мощности 2, раздаточная коробка 7 и угловой редуктор 12, соединенные карданными валами, гидрооборудование и пульт 8 управления. На мачте расположены ведущий вал 11 и вращатель 5.

Мачта 3 соединена с рамой 16 шарнирно. В рабочее и транспортное положение мачту переводят с помощью гидроцилиндра 6. При бурении машину устанавливают на гидроопоры 13. Шнек защищен ограждением 15. Машина оснащена указателем 14 центра бурения, используемым при наведении шнека на ось скважины.

Подачей бурильного инструмента на забой при бурении управляют с помощью механизма подачи 4 и гидроцилиндра 9.

Рис. 89. Бурильная машина МРК-690А:

1 — базовый автомобиль, 2 — коробка отбора мощности, 3 — мачта, 4 — механизм подачи, 5 — вращатель, 6, 9 — гидроцилиндры, 7— раздаточная коробка, 8 — пульт управления, 10 — шнек, 11 — ведущий вал, 12 — угловой редуктор, 13 — гидроопоры, 14 — указатель центра бурения, 15 — ограждение, 16 — неповоротная рама, 17 — бак гидросистемы, 18 — опорная стойка; 1 — рабочее положение бурильного оборудования

Рис. 90. Кинематическая схема (МРК-690А):

1 — двигатель автомобиля. 2 — муфта сцепления, 3 — коробка передач, 4 — раздаточная коробка автомобиля, 5—7, 9—11, 15, 17, 19, 22—24—шестерни, 8 — коробка отбора мощности, 12, 13 — ведущие и ведомые диски, 14 — раздаточная коробка бурильно-кранового оборудования, 16 — муфта, 18 — конический редуктор, 20 — муфта вертикального вала, 21 — вращатель, 25 — каретка вращателя, 26 — шнек, 27 — полиспаст, 28 — насос; I, IV, VIII — карданные валы, II, III — валы коробки отбора мощности, V— VII — валы раздаточной коробки, IX, X — валы конического редуктора, XI, XII — валы вращателя

Кинематическая схема (рис. 90). Движение от двигателя 1 автомобиля через муфту сцепления 2, коробку передач 3, карданный вал I, раздаточную коробку 4 автомобиля передается валу II коробки отбора мощности 8. Далее через зацепление шестерен 6 и 7. движение поступает на вал III, с него через карданный вал IV на вал V раздаточной коробки, от него посредством шестерен 9 и 10 — на вал VI и ведущие диски 12 предохранительной муфты, которые передают движение дискам 13, а от них — валу VII раздаточной коробки 14.

От промежуточного вала VI раздаточной коробки через муфту получает вращение насос 28 гидросистемы. Далее через муфту 16 и карданный вал VIII движение передается на вал IX конического редуктора 18, а затем с помощью зацепления шестерен 17 и 19 на вал X. Валы IX и X связаны через предохранительную муфту 20. Вертикальный вал X передает вращение от конического редуктора вращателю 21. На валу X установлена шестерня 22, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 23 вала XI и шестерней 24 вала XII. С валом XII непосредственно соединен шнек 26. На забой шнек подают с помощью трособлочной системы полиспаста 27, связанного с кареткой 25 вращателя.

Коробка отбора мощности (рис. 91) установлена на корпусе раздаточной коробки базового автомобиля. В корпусе 4 коробки отбора мощности размещены два вала: ведущий вал 22 — на опорах, зафиксированный от осевого перемещения кольцами 15 и болтом 24, и ведомый вал 3 — на двух подшипниках 2 и 8, обоймы которых ограничены в перемещении втулкой 5, кольцами 13 к 14 и фланцем 11. На валу 22 на шарикоподшипниках 16 и 21 установлен блок шестерен 19. Ведущая шестерня блока 19 (на рисунке левая) закреплена на ступице винтами 20. Обоймы подшипников 16 и 21 ограничены от осевых перемещений дистанционными кольцами 17, 18 и 25.

Включают коробку отбора мощности перемещением шестерни 7 по шлицевой части вала 3 до зацепления с ведомой шестерней блока 19 (правой) (положение шестерни 7 при: выключенной коробке показано тонкими линиями). Движение от вала 3 через фланец 11 передается карданному валу раздаточной коробки 14 (см. рис. 90).

Рис. 91. Коробка отбора мощности (МРК-690А):

1, 9, 23 — крышки, 2, 3, 16, 21 — шарикоподшипники, 3, 22 — ведомый и ведущий валы, 4 — корпус, 5 — втулка, 6 — пробка, 7— шестерня, 10 — манжета, 11 — фланец, 12 — гайка, 13—15, 17, 18, 25 — кольца, 19 — блок шестерен, 20 — винт, 24 — болт

История эксплуатации

УРПК-3 поступил на вооружение в 1969 г. Креста II и Кара классы крейсеров. УРПК-4 был представлен в 1973 году, а противокорабельный вариант УРПК-5 Раструб – в 1976 году. УРПК-4 использовался на Фрегат класса Буревестник и первая партия Эсминец класса Удалой; «Удалой II» несет на борту SS-N-15 «Морская звезда». Система была установлена ​​на Адмирал Ушаков (бывший-Киров), но не на ее сестринских кораблях.

Из них Креста и все, кроме двух Кара, вышли на пенсию, вместе с большинством буревестников и половиной удалоев; то Киров похоже, был обновлен до СС-Н-16 «Жеребец» в какой-то момент. По оценкам, по состоянию на 2006 год в строю останется 100 ракет.

головной МРК и вооружение

Головной МРК был заложен на стапеле Ленинградского Приморского судостроительного завода под обозначением «МРК-3» 13 января 1967 года. Торжественный спуск на воду состоялся 28 октября 1968 года. Ему импонировала сила и мощь такого небольшого по размерам боевого корабля. На спуске присутствовал сам Адмирал Флота Советского Союза А. Г. Горшков, который принял решение присваивать имена разных погодных стихий. «МРК-3» получил название «Буря» и вошел в состав ВМФ СССР, находясь в порту Новороссийск. Во время перехода из завода МРК отработал большое количество учебных задач и провел стрельбы из всех комплексов. До 1972 года боевой корабль за кормой оставил 3823 мили. В 1982 году МРК «Буря» совместно с МРК «Гром» выполняли слежение за ударным авианосцем США CVA-67 «USS John F. Kennedy» в Средиземном море. За несение боевой службы была выставлена оценка «отлично» и пройдено 4956 миль.

МРК «Мороз»

МРК «Пассат»

МРК «Ливень»

Для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами на улучшенных проектах 1234.1 МРК были размещены автоматическая установка «АК-630-М» с системой управления артиллерийским огнем «МР-123/176».

  пусковая установка ЗИФ-122 и ракеты 9М-33 ЗРК Оса-М  стрельба ЗРК Оса-МА холодная пристрелка артиллерийской установки АК-176 и АК-630 артиллерийская стрельба АК-725

МРК проектов 1234 и 1234.1 заняли свою нишу в стратегии и тактике советского ВМФ в начале 70-х. Надводный флот пополнялся мощными боевыми кораблями, ударные возможности которых позволяли решать задачи уничтожения крупных авианосцев противника. Разгрома конвоев и прочее. МРК совершенствую тактику боевого применения в составе однородных и разнородных тактических групп существенно увеличили возможности флота в борьбе с предполагаемым противником. МРК начали выполнять боевую службу в Средиземном море, и заставило командование шестого флота ВМС США пересмотреть концепцию оборонных действий авиационных ударных групп на данном направлении. Боевые возможности МРК в полной мере были востребованы и на Тихом океане в Южно-Китайском море.

МРК с авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

МРК «Туча»

последний «Овод» МРК «Ливень»

МРК проекта 1234 являются самыми мощными ударными кораблями в классе корветов. Вот уже более 30 лет они остаются вполне приемлемым средством ведения морского боя. Они сохраняют высокую боевую готовность, обладают большой дальностью стрельбы высокоскоростными противокорабельными ракетами с возможностью массированного залпа и избирательного поражения крупных целей боевыми частями ракет с мощной поражающей способностью. Но время берет свое, стареющие надводные корабли должны уступать место молодым собратьям. Оставив заметный след в истории отечественного кораблестроения, МРК постепенно выводятся из боевого состава российского флота.

МРК проект 1234

Технические характеристики МРК проекта 1234 шифр «Овод»:Длина – 59,3 м;Ширина – 11,8 м;Осадка – 3,0 м;Водоизмещение – 670 тонн;Судовая силовая установка – три дизельных двигателя «112ЧСПН-16/17» мощностью по 10000 л. с.;Скорость – 35 узлов;Дальность плавания – 415 миль, при скорости 18 узлов – 1600 миль;Автономность – 10 суток;Экипаж – 60 человек;Вооружение:Ударное ракетное вооружение крылатые противокорабельные ракеты П-120 «Малахит» – 6;Зенитно-ракетное вооружение «Оса-М» – 1;Артиллерийское вооружение АК-725 -1;

И-Z (И-ЗЕТ) — пушечный истребитель Григоровича

С появлением безоткатных артиллерийских систем, названных динамо-реактивными пушками (ДРП), многие конструкторы самолетов решили установить их на своих машинах. Прежде чем установить ДРП на боевые самолеты, конструктор Л.В. Курчевский провел предварительные испытания своей установки на истребителе И-4. Подвешенные под плоскостями самолета два 63-мм безоткатных орудия при стрельбе по наземным целям Подтвердили принципиальную возможность их использования в авиации. Летом 1930 г. Глававиапром в срочном порядке поручил авиаконструктору Д.П.Григоровичу разработать проект истребителя-перехватчика с 76-мм динамо-реактивными авиационными пушками АПК-4. Правда, эти пушки только создавались, но считалось, что довести их можно совместно с самолетостроителями.

Подробнее…

Предпосылки к созданию

Совершенствование ядерного оружия и разработка носителей в виде баллистических ракет подводного базирования к 1950-е годы заставили существенно пересмотреть приоритеты в развитии военно-морского флота

Первое место в его иерархии отныне заняли подводные лодки, а противолодочная оборона приобрела значение стратегической важности

Повышенное внимание стали уделять как средствам обнаружения подводного противника, так и противолодочному оружию, добиваясь многократного возрастания их эффективности

Ракетно-торпедный комплекс ASROC на крейсере УРО «Коламбус» (США), 1962 г.

Если во время Второй Мировой войны основным способом определить примерное положение подводной лодки оставалось прослушивание глубин гидрофонами, а средством поражения — обычные или реактивные глубинные бомбы, сбрасываемые серией или залпом на небольшую дистанцию от противолодочного корабля, то уже десятилетие спустя эти проверенные методы стали уступать место новым. В 1950-е годы стремительными темпами стала совершенствоваться гидролокация, позволяющая определить место подводного противника точнее и на большей дистанции. Однако уже в нескольких километрах даже массированный обстрел залпами реактивных глубинных бомб мог не дать приемлемой вероятности поражения по скоростной подводной цели, а самонаводящиеся противолодочные торпеды преодолевали подобную дистанцию под водой достаточно долго, предоставляя цели несколько минут для обнаружения угрозы и принятия мер противодействия. Для преодоления этого противоречия к 1960 году в США был испытан ракетно-торпедный комплекс RUR-5 ASROC, доставляющий управляемую торпеду либо ядерную глубинную бомбу по воздуху на дистанцию до 9 километров от корабля с помощью неуправляемой баллистической ракеты. В дальнейшем этот комплекс устанавливался на множестве различных кораблей, став основой противолодочного вооружения США и многих других стран НАТО. Безусловно, в СССР знали об этих работах и, со своей стороны, предприняли шаги к разработке подобного противолодочного оружия.

Дизайн [ править ]

Ракета создана на базе противокорабельной ракеты П-120 «Малахит» (НАТО: SS-N-9 «Сирена»). Сама ракета управляется по радиоканалу и приводится в действие твердотопливным ракетным двигателем. Более поздние модели оружия «Раструб» были «универсальными» с многоцелевой торпедой УГМТ-1 и, кроме того, имели кумулятивную боеголовку массой 185 кг для использования против кораблей, управляемых по радиоканалу и ИК-ГСН. В противолодочном режиме ракета летела на высоте примерно 400 метров, а когда она находилась над расчетным положением подводной лодки-цели, ракета получила команду на выпуск торпеды или глубинной бомбы. В противокорабельном режиме ракета летит намного ниже, на 15 метров.

История службы

11 февраля 1992 года МПК-17 включен в состав КТОФ. 12 февраля 1992 года на корабле поднят государственный флаг РФ и военно-морской флаг ВМФ СССР. МПК-17 зачислен в 11 ДНПЛК 47 БКОВР с базированием на бухту Парис острова Русский.

26 июля 1992 года торжественно спущен флаг ВМФ СССР и поднят Андреевский флаг.

В 1996 году местом базирования 47-й БрКОВР определена база Малый Улисс в городе Владивосток.

В 1998 году проведены очередные организационно-штатные мероприятия ТОФ, в результате чего 47-я БрКОВР и 165-я БрРКА были расформированы и на их базе была сформирована 165-я БрНК с тем же местом базирования. Корабль включён в состав 11-го ДнКОВР 165-й БрНК.

В 2003 году компания RUSTEEL взяла шефство над кораблём МПК-17.

22 июля 2007 года администрация города Усть-Илимск и командование в/ч 99396 подписали договор №83 от 22.07.2008 г. «О шефских связях между Администрацией города Усть-Илимска и командованием малого противолодочного корабля МПК-17».

29 июля 2007 года МПК «Усть-Илимск» принял участие в театрализованном шоу на День ВМФ в городе Владивосток с учебным пуском бомб из РБУ-6000.

12 февраля 2009 года представители компании RUSTEEL подарили экипажу МПК-17 освященную икону Николая Чудотворца — покровителя и защитника мореплавателей в честь 17-летия со дня поднятия флага на корабле.

16 января 2010 года Приказом Главнокомандующего ВМФ №10 в целях усиления военно-патриотического воспитания личного состава ВМФ и укрепления шефских связей между жителями города Усть-Илимск с военными моряками МПК-17 присвоено наименование «Усть-Илимск».

10 апреля 2010 года в бухте Малый Улисс состоялась торжественная церемония переименования корабля в «Усть-Илимск».

В августе-сентябре 2013 года — крупномасштабные учения воинских объединений Приморья и Камчатки. В маневрах приняли участие 20 самолётов и вертолётов, до 3 тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, 30 кораблей и катеров, 10 судов обеспечения отряда боевых кораблей КТОФ, в составе БПК «Адмирал Виноградов», БПК «Маршал Шапошников», БДК «Николай Вилков», БДК «Ослябя», ЭМ «Быстрый», ССВ-208 «Курилы», МПК «Советская Гавань», МПК «Усть-Илимск», МПК «Приморский Комсомолец», КИЛ-927, КИЛ-498, ГС «Иртыш». Кроме сил Тихоокеанского флота, в учениях приняли участие представители МВД РФ, ФСБ РФ, МЧС и Министерства транспорта РФ.

С начала 2015 года по март 2016 мпк «Усть-Илимск» прошел ремонт в Центре судоремонта «Дальзавод».

На январь 2016 года мпк «Усть-Илимск» входит в 11-ый дивизион кораблей охраны водного района 165-ой бригады надводных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота с базированием на Владивосток.

20 марта 2019 год ,на мпк “Усть-Илимск” была доставлена освященная Казанская икона Божией Матери и Господа Вседержителя, преподнесенная в дар команде корабля членом Общественной палаты города Усть-Илимск Ковелько С.Л, к 27 годовщине поднятия флага на корабле.

Предшественники

С 1960 года в Советском Союзе велась разработка противолодочных ракетных систем на тех же принципах, что и американский «Асрок», с доставкой боеприпаса к цели за счёт неуправляемой баллистической ракеты. В этом ряду следует упомянуть комплекс РПК-1 «Вихрь» с 1800-кг ракетой 82Р с ядерной боевой частью, а также более компактный комплекс «Пурга» с неуправляемой баллистической ракетой 80Р стартовой массой 875 кг и боевой частью в виде самонаводящейся реактивной торпеды. В конечном итоге «Вихрь» был принят на вооружение, а разработка «Пурги» была свёрнута в 1964 году.

Пусковая установка комплекса «Вихрь» на крейсере «Москва» проекта 1123

Уже из сравнения «Асрока» и упомянутых выше советских аналогов этого комплекса можно оценить разницу в подходах, проистекающих из различия в задачах и возможностях ВМФ СССР и ВМС США. Американцам, которые располагали самым многочисленным надводным флотом и противолодочной авиацией наземного и палубного базирования, вполне хватало дальности действия в неполных 10 километров, которую обеспечивала полутонная ракета ASROC. Советский военно-морской флот, в 1950-е и 1960-е годы многократно уступающий объединённым ВМС НАТО количественно, стремился компенсировать это качественным перевесом в боевых возможностях кораблей, в том числе и за счёт превосходящей дальности действия и могущества вооружения. Можно видеть, что при стартовой массе около двух тонн ракета советского РПК-1 «Вихрь» по максимальной дальности превосходила американский «Асрок» более чем вдвое, а применение ядерной боевой части позволяло уверенно поражать вражеские подлодки даже при свойственной баллистическим ракетам невысокой точности попадания. Однако для применения неядерной боевой части точность баллистических ракет на больших дистанциях уже становилась недостаточной, тем более в случае дальнейшего увеличения дальности стрельбы, поэтому советские конструкторы стали работать над иными способами доставки противолодочного боеприпаса к цели.

Дизайн

Ракета основана на П-120 Малахит (НАТО: SS-N-9 «Сирена») противокорабельная ракета. Сама ракета управляется по радиоканалу и приводится в действие твердотопливным ракетным двигателем. Более поздние модели оружия «Раструб» были «универсальными», несли многоцелевую торпеду УГМТ-1 и, кроме того, имели кумулятивную боеголовку массой 185 кг для использования против кораблей, управляемых по радиоканалу и ИК-ГСН. В противолодочном режиме ракета летела на высоте примерно 400 метров, и когда она превышала расчетное положение подводной лодки-цели, ракете была дана команда на выпуск торпеды или глубинной бомбы. В противокорабельном режиме ракета летит намного ниже, на 15 метров.

Перспективы развития

На развитии термобарических боеприпасов пыталась поставить крест ООН, везде выискивающая “негуманно оружие, причиняющее чрезмерные страдания” (хотя в таком прочтении гуманным надо считать только то, что убивает моментально и сразу). Впрочем, как уже было замечено, её резолюции запретом не являлись.

Перспективным направлением представляется использование в термобарических боеприпасах так называемых “реактивных материалов” – веществ, которые не являются взрывчатыми сами по себе, но в которых при высокоскоростном ударе (например) может быть запущена интенсивная реакция.

Быстрое сгорание на воздухе фрагментов из реактивных материалов существенно повышает фугасное действие снарядов, а крупные осколки, воспламеняясь при пробитии, создают термобарический импульс в запреградном пространстве. На сегодняшний день такое оружие существует в виде опытных образцов.

Разработка

В начале 1960-х годов Советский Союз представил противолодочные ракетные установки РБУ-6000 и РБУ-1000, которые работали по аналогичному принципу Система Hedgehog Королевского флота времен Второй мировой войны, сбрасывающая с корабля небольшие глубинные бомбы на расстояние до 5800 метров (6300 ярдов). Однако это означало, что корабль по-прежнему будет в пределах досягаемости торпед и ракет подводной лодки, а глубинные бомбы были менее точными, чем самонаводящиеся торпеды. В 1963 году ВМС США представили ракету ASROC, которая долетела до предполагаемой позиции подводной лодки-цели, а затем сбросила торпеду в воду, чтобы уничтожить ее. SS-N-14 был советским ответом.

В 1993 году на экспорт была предложена модернизированная версия, получившая обозначение YP-85, с дальностью полета 250 км (130 морских миль).

Статьи по Теме

  • П-120 Малахит
  • CY-1
  • ASROC
  • Копье граната

Российские и бывшие советские ракеты ( обозначение России / обозначения НАТО )

Ракеты класса “воздух-воздух” Калининград К-5 ( AA-1 Щелочь )  • Вымпел К-13 ( Атолл AA-2 )  • Калининград К-8 ( AA-3 Анаб )  • Шило AA-4  • Ясень AA-5  • Бисноват R-40 ( AA- 6 Едкий )  • R-23 ( AA-7 Apex )  • R-60 ( AA-8 Aphid )  • Вымпел R-33 ( AA-9 Amos )  • R-27 ( AA-10 Alamo )  • Вымпел R-73 ( AA-11 Archer )  • Вымпел R-77 ( AA-12 Adder )  • Вымпел R-37 ( AA-X-13 Arrow )
Ракеты класса “воздух-поверхность” КС-1 Комет ( Питомник АС-1 )  • К-10С ( АС-2 Киппер )  • Х-20 ( АС-3 Кенгуру )  • Х-22 ( Кухня АС-4 )  • КСР-2 ( АС-5 Кельт )  • KSR-5 ( AS-6 Kingfish )  • Kh-23 ( AS-7 Kerry )  • Kh-28 ( AS-9 Kyle )  • Kh-25 ( AS-10 Karen )  • Kh-58 ( AS-11 Kilter )  • Х-25 ( АС-12 Кеглер )  • Х-29 ( АС-14 Кедж )  • Х-55 ( АС-15 Кент )  • Х-15 ( АС-16 Отдача )  • Х-31 ( АС-17 Криптон )  • Х-59 ( АС-18 Казу )  • Х-90 Метеорит ( АС-19 Коала )  • Х-35 ( Байдарка АС-20 )  • Х-47М2 ( Кинжал )
Зенитные ракеты
Зенитные ракеты С-25 Беркут ( Гильдия СА-1 )  • С-75 Двина ( Гайд по СА-2 )  • С-125 ( СА-3 Гоа )  • 2К11 Круг ( СА-4 Ганеф )  • С-200 Ангара / Вега / Дубна ( СА-5 Гаммон )  • 2К12 Куб ( СА-6 Гайнфул )  • 9К32 Стрела-2 ( СА-7 Грааль )  • 9К33 Оса ( СА-8 Геккон )  • 9К31 Стрела-1 ( СА-9 Гаскин )  • С-300 ( SA-10 Grumble )  • SA-11 Овод  • S-300 ( SA-12 Gladiator / Giant )  • 9K35 Стрела-10 ( SA-13 Gopher )  • 9K34 Стрела-3 ( SA-14 Gremlin )  • 9K330 Tor-M1 ( SA-15 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-16 Gimlet )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-17 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-18 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-19 ​​Grison )  • S- 300 ( SA-20 Gargoyle )  • S-400 Triumph ( SA-21 Growler )  • Панцирь S-1 ( SA-22 Greyhound )  • S-300VM ( SA-23 Gladiator / Giant )  • 9K38 Игла ( SA-24 Grinch )  • Наземный Тор-М2У ( СА-Тор-М2У )  • С-500
Ракеты класса “воздух-воздух” СА-Н-1 Гоа  • С-75 Двина ( Гайд по СА-Н-2 )  • М-11 Шторм ( Кубок СА-Н-3 )  • 9К33 Оса ( СА-Н-4 Геккон )  • 9К32 Стрела-2 ( СА -Н-5 Грааль )  • С-300 ( СА-Н-6 Грамбл )  • 9К37 Бук-М1-2 ( СА-Н-7 Овод )  • 9К34 Стрела-3 ( СА-Н-8 Гремлин )  • 9К330 Тор- М1 ( SA-N-9 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-N-10 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-N-11 Grison )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-N-12 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-N-14 Рябчик )  • С-300 ( Горгулья SA-N-20 )
Ракеты класса “земля-земля”
Ракеты класса “земля-земля” GR-1 ( SS-X-10 Scrag )  • R-1 ( SS-1 Scunner ) / SS-1 Scud  • R-2 ( SS-2 Sibling )  • R-5 Победа ( SS-3 Shyster )  • R- 12 Двина ( SS-4 Sandal )  • R-14 Чусовая ( SS-5 Skean )  • R-7 Semiorka ( SS-6 Sapwood )  • R-16 ( SS-7 Saddler )  • R-9 ( SS-8 Sasin )  • Циклон Р-6 ( SS-9 Scarp )  • UR-200 ( SS-10 Scrag )  • UR-100 ( SS-11 Sego )  • Temp-S ( масштабная доска SS-12 )  • RS-12 ( SS-13 Savage )  • RT-15 ( SS-14 Scamp / Scapegoat )  • PL-1 ( SS-15 Scrooge )  • RS-14 ( SS-16 Sinner )  • RS-16 ( SS-17 Spanker )  • R-36 ( SS- 18 Satan )  • UR-100N ( SS-19 Stiletto )  • RSD-10 Pioneer ( SS-20 Sabre )  • OTR-21 Tochka ( SS-21 Scarab )  • OTR-23 ( SS-23 Spider )  • RT-23 Молодец ( Скальпель SS-24 )  • Тополь РС-12М ( Серп SS-25 )  • Искандер ( Камень SS-26 )  • 9М729 ( SSC-8 )  • Тополь-М ( Серп SS-27 В1 )  • Ярс РС-24 ( SS -X-29 )  • РС-28 Сармат ( SS-X-30 )
Ракеты класса “море-море” P-1 ( SS-N-1 Скруббер )  • P-15 Termit ( SS-N-2 Styx )  • P-5 Пятиорка ( SS-N-3 Shaddock )  • R-13 ( SS-N-4 )  • R -21 ( SS-N-5 Sark )  • R-27 Zyb ( SS-N-6 серб )  • P-70 Ametist ( SS-N-7 Starbright )  • R-29 ( SS-N-8 Sawfly )  • P -120 Малахит ( SS-N-9 Siren )  • P-35 Bazalt ( SS-N-12 Sandbox )  • R-27 Zyb ( SS-NX-13 )  • Противокорабельный комплекс Metel ( SS-N-14 Silex )  • РПК-2 «Вьюга» ( SS-N-15 Starfish )  • 100-RU Ведер ( SS-N-16 Stallion )  • RSM-45 ( SS-N-17 Snipe )  • RSM-50 Volna ( SS-N-18 Stingray). )  • П-700 Гранит ( кораблекрушение SS-N-19 )  • РСМ-52 Тайфун ( SS-N-20 Осетр )  • РК-55 ( SS-N-21 Сампсон )  • П-270 Москит ( SS-N-22 Загар )  • Р-29РМ Штиль ( SS-N-23 Skiff )  • R-29RMU Sineva ( SS-N-23 Sineva )  • R-29RMU2 Layner ( лайнер SS-N-23 )  • Метеорит Х-90 ( SS-N -24 Scorpion )  • Х-35 ( SS-N-25 Switchblade )  • P-800 Оникс ( SS-N-26 Strobile )  • Калибр 3M-54 ( SS-N-27 )  • R-30 Boulava ( SS-NX -30 )  • Циркон ( SS-N-33 )
Противотанковые ракеты Люциан  АТ-1  • Мухобойка АТ-2 (ru)  • Малютка 9М14 ( Саггер АТ-3 ) • Фагот 9К111 ( штуцер АТ-4 ) • 9М113 Конкурс ( Спандрель АТ-5 ) • 9К114 Чтурм ( Спираль АТ-6 ) • AT -7 Saxhorn  • AT-8 Songster  • 9M120 Ataka -V ( AT-9 Spiral-2 ) • AT-10 Stabber  • 9M119 ( AT-11 Sniper ) • AT-12 Swinger  • AT-13 Saxhorn-2  • 9M133 Kornet ( АТ-14 Спригган ) • АТ-15 Спрингер  • 9К121 Вихрь ( АТ-16 Лук )
Код НАТО в курсивом
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий