Охотник за авианосцами
В долгой и славной истории самолета есть совершенно фантастические эпизоды. В 60-е годы британский истребитель Lightning попытался перехватить Ту-95 над Северным морем. Однако маневрировал британец так неудачно, что разбился, не причинив никакого вреда предполагаемой жертве. В начале 70-х над Атлантикой три истребителя ВВС США F-4 Phantom II были подняты с авианосца на перехват морского разведчика Ту-95МР. При попытке пройти над советским самолетом один из F-4 врезался ему в крыло и упал в море. Наш разведчик выполнил боевую задачу и вернулся на свой аэродром.
Уникальные кадры: первую посадку Су-27К на авианосец показали на видео
Одним из излюбленных занятий экипажей Ту-95 была охота за авианосцами США. Их координаты передавали с берега, километров за 200 самолеты снижались до 100 метров, подходили к американцам незамеченные и с грохотом проходили над летной палубой, демонстрируя ошарашенным американцам дружеские жесты. Этот трюк был повторен в 2008 году в Японском море – прилетевший из-под Хабаровска “Медведь” дважды прошел на высоте 600 метров над авианосцем Nimitz, сымитировав бомбардировку. Поднятые на перехват американские истребители помешать ему не смогли.
Экстренная эвакуация
Одной из характерных черт ТУ-95МС было то, что экипаж не имел возможности катапультироваться в случае необходимости. Заводом не было предусмотрено специальных кресел, что являлось, скорее, недостатком, нежели сильной стороной.
Тем не менее для экстренной эвакуации был предусмотрен специальный люк, который располагался в нише шасси, попасть в него можно было непосредственно из передней гермокабины. Экипаж, находившийся в задней гермокабине, мог эвакуироваться через входной люк. Помимо этого, на борту были спасательные шлюпки на случай экстренного приземления на воду. В целом же кабина ТУ-95МС имела только один большой недостаток – отсутствие кресел для катапультации экипажа.
Конструкция Ту-95
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.
Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.
Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.
Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.
Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.
На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.
Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.
Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.
В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.
Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.
Ту-95 (Ту-20) – стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).
Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.
Ту-95 фото
Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.
Ту-95 кабина
Тактико-технические характеристики Ту-95:
Размах крыла, м 51
Длина самолета, м 49
Высота, м 13
Площадь крыла, м2 310
Стреловидность крыла 35°
Скорость полета максимальная, км/ч 1000
Скорость рейсовая, км/ч 900
Стартовая масса, кг 160 000
Практический потолок, м 17 000
Дальность полета, км 15 000
Ту-95 схема
Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»
На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.
Вооружение
0 Основное вооружение «Медведя» менялось в зависимости от модификаций самолета. Максимальная бомбовая нагрузка самолетов может достигать 12 000 кг. Модели Ту-95КД и Ту-95-20 несли ядерные крылатые ракеты Х-20. Существовавший в единственном экземпляре Ту-95В был специально разработан под доставку самой мощной в мире термоядерной бомбы. Так называемая «Царь-бомба» была тестирована 30 октября 1961 года. Это был последний раз, когда поднимался в воздух Ту-95В — использовать оружие такой силы руководство партии не решилось даже в крайнем случае. В качестве оборонительного вооружения практически все модификации Ту-95 имели 23-мм авиационные пушки. Низкая маневренность самолета, не предназначенного для ведения воздушного боя, позволяют считать эти пушки своеобразным оружием последней надежды. На всякий случай.
История разработки стратегического бомбардировщика Ту-95 «Медведь»
В 1949 году в СССР была создана и испытана ядерная бомба, что положило конец «атомной монополии» США. Тем не менее говорить о паритете военных возможностей двух главных противников в холодной войне не приходилось, поскольку в Советском Союзе еще не имелось необходимых «средств доставки» — ни авиационных, ни ракетных.
Самым дальним бомбардировщиком оставался Ту-4 — копия известного американского самолета В-29. Используя специально подготовленные площадки в Северном Ледовитом океане, Ту-4 теоретически мог добраться до Соединенных Штатов, однако, такой способ был явно неэффективным.
Ту-85 – поршневой стратегический бомбардировщик, непосредственный предшественник Ту-95
Это был четырёхмоторный цельнометаллический бомбардировщик с прямым крылом и поршневыми двигателями, способный пролететь до 12 000 километров с бомбовой нагрузкой. Первая такая машина была продемонстрирована на воздушном параде в Тушино 12 мая 1951 года. Была проведена подготовка и к серийному производству, однако, оно так и не началось.
Причиной для отказа от самолёта «85» стали результаты воздушных боёв в Корее. В ходе этого конфликта советские реактивные истребители МиГ-15 многократно громили крупные соединения B-29, доказав тем самым, что век военной поршневой авиации закончен. Еще недавно всемогущая, она исчерпала все возможности по улучшению ключевых ТТХ. При этом было ясно, что самолёт «85» окажется во вражеском воздушном пространстве ничуть не менее уязвимым, чем американские бомбардировщики в небе Кореи. Таким образом, советская стратегическая авиация нуждалась в более скоростных машинах, оснащенных уже не поршневыми, а реактивными двигателями.
Первым создать такой самолёт, способный летать на большие расстояния с высокой скоростью, вызвался авиаконструктор В.М. Мясищев, предложивший проект бомбардировщика «СДБ», впоследствии известный как М4. Туполев же поначалу считал подобные затеи нереалистичными, поскольку первые турбореактивные двигатели были слишком «прожорливыми». Имелись и другие серьёзные проблемы, например, на дозвуковых скоростях возникал флаттер (разрушительные колебания) длинных стреловидных крыльев.
Первый советский реактивный стратегический бомбардировщик М4 (конструктор — Мясищев). Дальность полета этой машины оказалась недостаточной
Беседуя со Сталиным, Туполев упомянул об этих важных деталях, но руководителя СССР авиаконструктору убедить не удалось. Отсталость поршневых самолётов стала слишком очевидной, игнорировать её было уже невозможно. В результате ОКБ-156 получило официальное задание правительства, предусматривавшее создание для ВВС скоростного бомбардировщика с четырьмя турбовинтовыми двигателями.
Предшествующие наработки по самолёту «85» в значительной мере помогли Туполеву как при создании новой машины, так и при последующем налаживании её серийного производства. В ноябре 1952 года прототип бомбардировщика, получивший обозначение «95-1», впервые поднялся в воздух. В течение последующих шести месяцев было выполнено 16 успешных испытательных полётов, а 11 мая 1953 случилась катастрофа, в результате которой погибло четыре члена экипажа самолета из девяти. Причиной трагедии стали не метеоусловия, а дефект конструкции двигателя, вызвавший разрушение шестерён и пожар.
Катастрофа прототипа «95-1» существенно затянула процесс создания самолета. Во многом это было связано со сложностью «доводки» мотора НК-12. Лишь в феврале 1955 года цикл лётных и технических испытаний продолжился. Еще до его завершения началось серийное производство бомбардировщиков, на этот раз уже под официальным названием Ту-95.
Один из первых серийных Ту-95М
В последующем самолет неоднократно модернизировался. Некоторые из модификаций предназначались для проведения разведки, другие создавались в интересах военно-морского флота. Использующиеся сегодня самолеты Ту-95МС (МСМ) – это ракетоносцы, способные наносить удары, не входя в воздушное пространство противника.
Модификации ТУ-95
С 1956 до 1960 годов было выпущено большое количество модификаций бомбардировщика. Самые известные из них:
- ТУ-95А и ТУ-95МА (использовались в качестве ядерных бомбардировщиков);
- ТУ-95М;
- ТУ-95К (ракетоносец);
Также стоит отметить, что данный стратегический бомбардировщик послужил базой для разработки таких известных самолетов, как ТУ-142 (применялся для борьбы с вражескими кораблями) и ТУ-114 (использовался в качестве пассажирского лайнера).
В середине 60-х годов ТУ-95К прекратили выпускать, а на базе ТУ-142 разработали тот самый ТУ-95МС. Данный бомбардировщик выпускался вплоть до 1992 года. Всего было собрано порядка 90 самолетов, которые постепенно заменили устаревшие модификации.
Флаг воздушно-космических сил
Подразделения российской армии, которые защищают страну от атак с воздуха, имеют собственный флаг, который утвержден Министерством обороны 1 августа 2015 года, в год объединения ВВС и Космических сил. Поэтому в знамени содержатся элементы обоих подразделений.
Основные части гербового элемента:
- Голубой фон. Заимствован у ВВС и КС. Голубой – традиционный цвет космических войск, однако является знаковым и для воздушных. Однако больше присущ ВВС синий.
- Золотые лучи. На флаге их 14, они равномерно распределены по полотну. Центр, место где скрещивают лучи – малая эмблема ВКС. Широкие стороны лучей занимают одну двенадцатую часть кромки (каждый).
- Малая эмблема. Является упрощенным вариантом средней. Центральная ее часть – восьмиконечная звезда золотого цвета. Это символика, которая со времен СССР ставится на космические аппараты. При этом звезда напоминает пропеллер, присущий ВВС. От звезды отходят два золотых крыла – знак скорости и полета.
- Два элемента зенитной установки по бокам от «пропеллера». Символизируют защиту от атак с воздуха, которую обеспечивают обновленные войска.
Узнай: Какие воинские звания были в армии СССР до 1943 года Лучи распределены по фону таким образом, что четыре из них располагаются перпендикулярно кромке, еще 4 идут в углы флага. Оставшиеся 4 луча равномерно распределены между ними. Соотношение голубой и золотой части на флаге примерно 1:1, если не учитывать эмблему посередине.
Если используется боевое знамя, то вместо малой эмблемы ставится средняя. На ней крылья заменены двуглавым орлом – символом России. При этом в когтях у птицы зенитная пушка и пропеллер. Поверх орла располагается щит с изображением Георгия Победоносца – красное поле с рыцарем, убивающим змея. Поверх всей композиции располагается корона.
Флаг двусторонний, официально выпускается в соотношении ширины и длины 2 к 3. Материал изготовления – полиэфирный шелк (как и при официальном производстве, так и при продаже качественных реплик). Флаг не изнашивается и не выцветает, не просвечивается.
Чем Ту-95МСМ отличается от своих предшественников?
Ту-95МСМ — последняя модернизация ТУ-95. Ракетоносец предназначен для поражения разных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий с применением ядерного ракетного оружия.
Статья по теме
Прерванный полёт «крепости». Как создавали тяжелый бомбардировщик Пе-8 В августе 2021 года авиаконструкторское бюро сообщило, что заключило контракт с Минобороны России на создание Ту-95МСМ. Работы по модернизации были развернуты на Таганрогском авиационном заводе имени Бериева. В прошлом годугендиректор Александр Конюхов заявлял «Интерфаксу», что первый вылет ракетоносца запланирован на конец 2019 года. В конце декабря 2021 года глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщал, что в 2020 году должна состояться премьера Ту-95МСМ. На бомбардировщике установили более современную навигационную вычислительную систему, а также комплексную систему управления. Ракетоносец также должен получить новые возможности в плане оптической и радиоразведки.
Бомбардировщики Ту-95МСМ доработаны для применения малозаметных ракет Х-101 и Х-102. Ракеты X-101 обладают дальностью полета 5 500 км. Чтобы адаптировать самолет под них, был расширен отсек вооружения, а под крыльями появилось четыре универсальных пилона, каждый из которых предназначен для подвески двух любых ракет из арсенала Ту-95 и Ту-160. Кроме того, в процессе модернизации были обновлены двигатели и воздушные винты, системы управления оружием, бортовая вычислительная система и другая электроника.
Чем Ту-95МСМ отличается от своих предшественников?
Ту-95МСМ — последняя модернизация ТУ-95. Ракетоносец предназначен для поражения разных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий с применением ядерного ракетного оружия.
Статья по теме
Прерванный полёт «крепости». Как создавали тяжелый бомбардировщик Пе-8 В августе 2021 года авиаконструкторское бюро сообщило, что заключило контракт с Минобороны России на создание Ту-95МСМ. Работы по модернизации были развернуты на Таганрогском авиационном заводе имени Бериева. В прошлом годугендиректор Александр Конюхов заявлял «Интерфаксу», что первый вылет ракетоносца запланирован на конец 2019 года. В конце декабря 2021 года глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщал, что в 2020 году должна состояться премьера Ту-95МСМ. На бомбардировщике установили более современную навигационную вычислительную систему, а также комплексную систему управления. Ракетоносец также должен получить новые возможности в плане оптической и радиоразведки.
Бомбардировщики Ту-95МСМ доработаны для применения малозаметных ракет Х-101 и Х-102. Ракеты X-101 обладают дальностью полета 5 500 км. Чтобы адаптировать самолет под них, был расширен отсек вооружения, а под крыльями появилось четыре универсальных пилона, каждый из которых предназначен для подвески двух любых ракет из арсенала Ту-95 и Ту-160. Кроме того, в процессе модернизации были обновлены двигатели и воздушные винты, системы управления оружием, бортовая вычислительная система и другая электроника.
Модификации Ту-95МС
Несмотря на мелкосерийный характер производства, самолет Ту-95 выпускался в достаточно большом числе вариантов, некоторые из которых были построены в единичных экземплярах. Первыми машинами стали два прототипа «95-1» и «95-2», за которыми последовала первый серийный вариант под обозначением Ту-95.
Под этим же обозначением в технической документации фигурирует самолет модели 95М с увеличенной емкостью топливных баков. Эта машина была создана в рамках так называемого заказа 244. На базе одного из серийных 95-х был изготовлен носитель термоядерной бомбы повышенной мощности («Царь-бомбы») – Ту-95В.
Следующей версией стал самолет Ту-95А, на базе которого был разработан носитель сверхзвуковых ракет модели Х-20. Такие машины несли индекс 95К, иногда встречается обозначение НАТО Bear-B (Медведь-Б).
На основе Ту-95РЦ были построены не менее 100 противолодочных машин с обозначением Ту-142.
Существовали попытки создать «мирного» Медведя для пассажирских или транспортных перевозок. Такие машины имели индексы 114 и 116 и были построены в единичных экземплярах в конце 50-х годов. Транспортный вариант Ту-115 не получил развития дальше чертежной документации.
В 1962-68 годах были выпущены девять самолетов Ту-126, предназначенных для дальнего обнаружения целей при помощи радиолокаторов. Эти машины достаточно интенсивно эксплуатировались в СССР и были списаны в 80-х годах.
Конструкция самолёта Ту 95
Аэродинамическая компоновка Ту 95 – это моноплан со среднерасположенным крылом стреловидной формы и стреловидным хвостовым оперением, имеющим четыре турбовинтовые силовые установки с соосными винтами, вращающимися в разные стороны.
Крыло имеет два лонжерона, проходящих через центроплан, делящих фюзеляж на две части и соответственно на два отсека для бомбового или ракетного вооружения. Конструкция крыла представляет собой большой топливный бак. В носок крыла подаётся тёплый воздух для обогрева в случае обледенения, на поверхности размещены перегородки, не дающие перетекать воздушному потоку вдоль крыла. Крыло достаточно высоко механизировано для повышения подъёмной силы на взлётно-посадочных режимах.
Поздние модификации имеют двигатели НК-12МП, пятиступенчатая турбина которых треть мощности отдаёт на вращение соосных винтов, а две трети уходят на создание реактивной тяги. Силовые установки с соосными винтами создавали при работе характерный басовитый звук, за что бомбардировщики прозвали «Медведями».
Ту 95 дозаправка, вид снизу
Первые варианты Ту 95 имели застеклённую носовую часть фюзеляжа, ниже располагался обтекатель радиолокационного бомбардировочного прицела. На этих машинах не было штанг дозаправки в воздухе. Ту 95 первых модификаций отличались элегантностью и чистотой аэродинамики. В хвостовой части фюзеляжа бластеры появились только на Ту 95КМ, внутри размещалось разведывательное оборудование.
Экипаж располагался весь в носовой кабине, кроме стрелка. Пилоты сидели в креслах лицом по полёту, два штурмана и бортинженер с радистом были размещены спиной по отношению к лётчикам. Передняя кабина экипажа и отсек стрелка полностью герметизированы, оборудованы наддувом и обогревом.
Стойки шасси у Ту 95 получились довольно высокими, основные четырёхколёсные опоры убирались в гондолы, являющиеся продолжением мотогондол 2-го и 3-го двигателей.
Ту 95К, получивший прозвище «Кама», имел на вооружении крылатую ракету Х-20, которая подвешивалась под фюзеляжем в полуутопленном положении. В носовой части, вместо остекления, размещалась РЛС ,наводившая крылатую ракету на цель.
Ту 95 «Медведь»
Эксплуатация в разных странах
Первый полк был сформирован в городе Узине (Киевская обл.). В дальнейшем появился 182-й полк, базировавшийся в Моздоке. После распада СССР бомбардировщики находились в Энгельсе.
Несколько самолетов полка 106 находились в состоянии повышенной боеготовности. Патрулировались северные направления, доходя до Арктики. 79-й полк предназначался для ударов по базам НАТО в Азии, а также территории КНР в случае возникновения угрозы. Несколько самолетов отряда, базировавшегося в Семипалатинске, находились на постоянном воздушном дежурстве. Создавались специальные аэродромы в разных частях страны и за её пределами для эвакуации бомбардировщиков в случае внезапного нападения.
Проводилась регулярная разведка и в Атлантике, и в Тихом океане. Из-за высокой частоты полетов солдаты НАТО называли наш бомбардировщик “Восточный экспресс”, так как тот регулярно отправлялся на восточные аэродромы России. После развала СССР резко встал вопрос вывода бомбардировщиков из других стран и возврат их в Россию. Часть удалось перегнать из Казахстана и Украины. Приблизительно 20-25 машин было потеряно в ходе различных летных операции на протяжении всего времени.
О конструкции в подробностях
Наиболее интересным является конструктивная часть самолета, так как именно здесь четко просматривается гениальная инженерная мысль конструкторов того времени. ТУ-95МС имел цельнометаллический корпус и стреловидные крылья, в которых располагалось 4 винтовых (турбированных) двигателя
Стоит обратить внимание и на полностью электрический обогрев носков крыла, стабилизатора и киля
Так же тщательно было проработано шасси. Оно имело трехстоечную конструкцию, которая была наиболее эффективной, хоть и не самой простой и дешевой в производстве. Так, передняя стойка тормозами не оснащалась и имела одно колесо. Основные стойки оснащались колесами с тормозами и убирались в гондолы, а передняя в фюзеляж.
Инциденты с самолётом Ту 95
Где-то в середине 60-х годов, выполняя маневры по перехвату советского бомбардировщика Ту 95, английский истребитель опасно сблизился с нашим самолётом и разбился. Примерно в то же время в небе над Атлантическим океаном звено F-4 «Фантом» перехватили советского «Медведя», один из истребителей решил пролететь под бомбардировщиком, но не рассчитал дистанцию, задел хвостовым оперением крыло, потерял управление и рухнул в океан. Лётчики катапультировались, Ту 95 благополучно возвратился на базу.
Ту 95
Как встревожило военачальников НАТО возрождение нашей стратегической авиации понятно из следующих инцидентов:
- Во время учений британских вооружённых сил в Северном море с апреля по май 2007 года, пара российских стратегических бомбардировщиков появилась в нейтральных водах в этом районе. Срочно были подняты английские истребители, которые сопровождали Ту 95 до границы района учений. После окончания холодной войны это случилось впервые.
- Четыре Ту 95 10 февраля 2008 года летели вблизи границ с Японией, одна пара по заявлению японской стороны нарушила воздушное пространство в течение 3 минут. Другая пара устремилась к авианосцу «Нимиц» и один Ту 95, несмотря на поднятые в воздух F-18, перехватившие второй самолёт, дважды успел пройти над кораблём на высоте 600 метров.
- 21 августа 2008 года. Два российских Ту 95 обошли воздушные границы Японии, не нарушая их. Были подняты на перехват истребители, но русские медведи ушли в сторону Сахалина.
- 1 ноября 2014 года. Португалия и Великобритания были вынуждены поднимать самолёты на перехват стратегических ракетоносцев ТУ 95, замеченных невдалеке у побережья их стран.
- 28 мая 2015 года. МИД Великобритании вызвал посла России для объяснения по случаю появления в зоне ответственности британских ПВО пары Ту 95. Английские истребители были вынуждены сопровождать их до выхода из зоны.
- Во время боевых действий в Сирии Ту 95МС уничтожили ракетами Х-555 военные объекты на территории ИГИЛ. Это произошло с 17 по 20 ноября 2015 года.
Специальные самолеты
К специальной авиации относят:
- заправщики ИЛ-78;
- самолеты радиолакационной службы А-50;
- разведчики Ту-214;
- самолеты наблюдения Ан-30.
Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).
Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2021 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.
Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.
История создания самолета
Стоит заметить, что ТУ-95 МС – дальний бомбардировщик, который впервые был выпущен в небо в 1952 году. В 1950-м необходимо было как можно скорее укрепить стратегическое положение ВВС. Это и стало толчком к разработке бомбардировщика, проект которого был одобрен и утвержден в 1951 году. Как было отмечено выше, уже в 52-м году летчик-испытатель А. Д. Перелётов совершил пробный полет на ТУ-95.
С аэродрома Жуковский был совершен первый полет образца “95-1”. Тестирование агрегата продолжалось вплоть до 1953 года, когда на самолете отказал редуктор. Из-за чего на борту начался пожар, и ТУ-95 упал вблизи аэродрома. В результате катастрофы погибло 4 члена экипажа ( командир, инженер, штурман и бортинженер. Семь человек спаслись в результате падения.
Конструкция Ту-95МС
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.
Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.
Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.
Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.
Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.
На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.
Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.
В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.
Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.
Вооружение
Рисунок 2. Бомбардировщик с крылатыми ракетами
По имеющейся бомбовой нагрузке Ту-95 существенно уступает американским конкурентам. Масса боекомплекта, который он может принять на свой борт, всего 12 000 кг. Точная характеристика зависит от модификации этого военного самолёта. Так, одни модели комплектовались крылатыми ракетами, другие — предназначались для транспортировки самой мощной на планете ядерной царь-бомбы весом 26,5 т. Хотя после испытательного взрыва, произошедшего 30 октября 1961 г., самолёт больше не взлетал, факт остаётся фактом.
Единственное, что объединяло технические характеристики моделей Ту-95 относительно вооружения — это вместительность фюзеляжного отсека. В него помещалось 12 т авиационных бомб свободного падения.
Для обеспечения собственной безопасности Ту-95 имели 23-мм авиационные пушки