Появление бомбардировщика

Впервые применение аэропланов для поражения наземных целей предприняли до начала Первой мировой войны. Вместо бомб тогда применялись металлические дротики или флешетты. По размерам они немного превышали карандаш. Таким образом, бомбежка дротиками велась сверху по позициям пехоты и кавалерии. Вес такой стрелы – 30 грамм, она способна была пробить 150 мм древесины. Первую авиационную бомбу создал итальянский военный К. Ципелли. Его главной целью являлось проектирование взрывателя, который должен был сработать в самый ответственный момент. Последующие опыты с гранатами разных типов привели к смерти изобретателя.

Самое первое боевое бомбометание состоялось 1 ноября 1911 года. В разгар итало-турецкой войны итальянский летчик Гавотти сбросил 4 бомбы на турков в городе Триполи. Немного позже в качестве поражающих элементов итальянцы начали использовать картечь.

Вооружение

Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений. Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым полукрылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» — авиационные пусковые устройства АПУ-60.

Артиллерийское вооружение

Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), выполненной по схеме Гаста. Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой — с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока напряжением 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 снарядов, причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту. Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:

  • Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
  • Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
  • Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
  • Многоэлементный снаряд МЭ-30.

Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23, выполненной по схеме Гаста. Боекомплект каждого пушечного контейнера составляет 260 снарядов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.

Неуправляемые авиабомбы

Су-25 и применяемые им бомбы

В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы:

  • ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на пилоне
  • ФАБ-250 одна бомба на пилоне
  • ФАБ-500 одна бомба на пилоне
  • САБ-100
  • БетАБ-500
  • БетАБ-500ШП
  • РБК-250
  • РБК-500
  • КМГУ-2
  • ЗБ-500
  • ОДАБ-500П

Неуправляемое ракетное оружие

Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:

  • С-5
  • С-8
  • С-13

НАР по одной на подвеске:

  • С-24Б
  • С-25

Высокоточные бомбы и ракеты

Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:

  • С-25Л
  • Х-25МЛ
  • Х-29Л

Оружие «воздух-воздух»

Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крылом.

Поскольку ракеты Р-60 сняты с производства, а сроки их хранения подходят к концу, то при модернизации самолётов Су-25 ВВС России в версию Су-25СМ и Су-25СМ(3) пилоны, предназначенные для пусковых устройств АПУ-60, демонтируются. На модернизированных штурмовиках Су-25СМ применяется ракета Р-73, пусковое устройство которой подвешивается на крайние держатели БДЗ-25.

Навигационное и вспомогательное оборудование

БКО «Талисман» — бортовой комплекс обороны для индивидуальной защиты боевых самолетов от управляемого ракетного оружия.

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-24М

В 1973 году на вооружение авиации Советской Армии поступил новый бомбардировщик. Самолет был предназначен на замену уже устаревшему Як-28, который к тому же выполнял функции воздушного разведчика и самолета РЭБ (Радиоэлектронной Борьбы — прим.ред.). Су-24, а именно ему предстояло заменить Як-28, должен был выполнять те же задачи. Самолет быстро доказал свою эффективность и в 1979 году вошел в состав группы войск в ГДР. Затем, с 1984 года, эти машины использовали и в Афганской войне.

Су-24 быстро завоевал уважение среди военных благодаря высокой скорости, устойчивости при полете на малой высоте, к тому же бомбардировщик несет весьма большую боевую нагрузку, однако за чет снижения количества топлива, следовательно и дальности полета.

Однако машина обладала и недостатками системы БРЭО

(Бортовое Радиоэлектронное Оборудование), являвшаяся малоэффективной и ненадежной. Однако в последующей модификации самолета, Су-24М, такой недостаток был устранен. Су-24М — машина второго поколения семейства Су-24, в комплектацию модифицированного самолета входят такие системы, как:

  • Система дозаправки топливом в воздухе
  • Новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят: Поисковая РЛС (Радиолокационная система) «Орион-А»
  • РЛС следования рельефу местности «Рельеф»
  • Прицельная система «Кайра-24» с лазерным дальномером-целеуказателем и телевизионным блоком

Благодаря «Тигру» самолет может использовать любые типы высокоточного оружия.

Боевое применение самолета Су-24

Эти самолеты, как первого, так и второго поколения, активно использовались в Чечне. На базе этого самолета были созданы модификации, предназначенные для разведки и РЭБ. Су-24МР способен собирать огромный объем разведданных и прочей информации. Разведчик оснащен аппаратурой для тепловой, радиоэлектронной и телевизионной разведки. Самолет оснащен РЛС бокового обзора, в сменных подвесных контейнерах размещено развед-оборудование, включающее приборы для электронной и радиационной разведки, лазерные системы разведки. Однако в этом случае самолет не является атакующим: из вооружения он может нести только управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60.

Впоследствии самолеты Су-24 и Су-24М находились на вооружении морской авиации России в количестве около 70 штук, плюс 12 самолетов-разведчиков Су-24МР. Также эти самолеты находились на вооружении других стран, наибольшее количество — у ВВС Украины.

ТТХ бомбардировщика Су-24

Состав экипажа2 человека
ДвигателиДва ТРДФ АЛ-21Ф-ЗА тягой по 11210 кгс на форсажном режиме
Максимальная скорость у земли1320 км/ч
Максимальная скорость на высоте 11000 мСоответствует числу М=1,35
Практический потолок17000 м
Боевой радиус с боевой нагрузкой 2500 кг560 км
Боевой радиус с ПТБ (Подвесные Топливные Баки)1250 км
МассыПустого 22300 кг; нормальная взлетная 36000 кг
РазмерыДлина: 24,594 м (с ПВД). Высота: 6,193 м
Размах крыла
  • При угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
  • При угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
Максимальная боевая нагрузка8000 кг
Пушечное вооружение
  • 1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М
  • Дополнительно до трех контейнеров с пушками ГШ-6-23М на подвесках.
Бомбы
  • Бомбы ТН-1000 и ТН-1200;
  • Корректируемые авиабомбы КАБ 500Кр с телевизионной системой наведения и КАБ-1500Л с лазерной системой наведения
Ракетное вооружение
  • УР класса воздух-поверхность Х-23, Х-25МЛ, Х-29Л/Г и Х-59 «Овод»
  • Противорадиолокационные ракеты Х-25МП, Х-31П, Х-29МП и Х-58, ПКР Х-31А иХ-35
  • До восьми блоков с PC
  • УР класса воздух-воздух Р-60

Модификации самолета Су-24

  • Су-24М — фронтовой бомбардировщик с комплексом «Тигр»;
  • Су-24МР — самолет-разведчик, разработан на базе Су-24М;
  • Су-24МП — самолет — постановщик помех;
  • Су-24Т — воздушный самолет-заправщик.

Бомбардировщик заявил высокую боевую эффективность. Можно хотя бы перечислить его бомбовое вооружение, а именно:

  • ТН-1000 и ТН-1200 являются ядерными бомбами
  • КАБ 500Кр — бомба калибра 500 кг с телевизионным наведением
  • КАБ 1500Л — бомба калибра 1500 кг с лазерным наведением

К чему эта вся информация? А к тому, что попав в зону поражения, шансов нет. Хотя если вдруг у вас будет каким-то образом хотя бы 5 минут до бомбардировки (предупреждений и извещений не ждите, его конёк — внезапность, это сверхзвуковая машина), то выжить можно. Но сложно.

Конструкция Ту-16

По компоновке самолет Ту-16 – моноплан, который имеет стреловидное среднерасположенное крыло. В состав силовой установки входят два двигатели АМ-3, общей тягой 8750 кг. С 1958 г. устанавливались авиамоторы РД-3М с тягой 9520 кг, которые размещались в мотогондолах по бокам фюзеляжа.

Фюзеляж Ту-16 имеет сигарообразную форму с круглым сечением в носовой части и овальным – ближе к корме. Он технологически разбит на 6 отсеков и включает в себя фонарь, переднюю гермокабину, центроплан, отсек вооружения, задний технический отсек и гермокабину.

В конструкции применяются алюминиевые сплавы В-95, АК-6, АК-8, стеклотекстолит и магниевые сплавы. Обшивка самолета и стекатели газов выполнены из нержавеющей стали.

В состав топливной системы входят 10 групп баков, общая емкость которых – 43 800 литров топлива. Как пусковое топливо в турбостартерах двигателей применялся бензин Б-70. Топливные насосы центробежного типа. Система оснащена автоматикой расхода и емкостными топливомерами. Централизованной системы заправки не было. Каждый из 27 баков заправляли отдельно с применением раздаточного пистолета.

На самолете установлена безбустерная классическая система управления, сдвоенная с механической проводкой. Управление по крену проводилось за счет элеронов, по тангажу – рулем высоты, курсовое – рулем направления. В конструкции применен непереставной стабилизатор. Снятие загрузок выполнялось за счет триммеров с дублирующей тросовой проводкой и электроприводом. В проводку управления входили рулевые электрические машинки. Однощелевые закрылки также оснащены электроприводом.

Колодочные камерные тормоза приводятся в действие элементами гидросистемы, имеют привод от педалей управления и антиюзовую автоматику. Во избежание повреждений носовой части во время грубой посадки выпускается дополнительная кормовая опора. Уменьшение пробега на посадке Ту-16 осуществляется за счет парашютной тормозной системы ПТ-16, которая имеет два тормозных парашюта. Парашютный контейнер фиксируется под хвостовой частью фюзеляжа. Выпуск тормозных парашютов выполняется пиропатронами ПП-3. За выпуск и уборку стоек шасси отвечает гидравлическая система.

В состав самолета входят две гидросистемы, которые работают на гидравлическом масле АМГ-10 и оснащены насосными электроприводными станциями. Одна из систем – основная, вторая – дублирующая. Ее предназначение – это привод створок грузового люка, шасси, тормозов, балочного фюзеляжного держателя. Также за счет гидросистемы выполняется привод стеклоочистителей кабины экипажа и разворот передних колес, которые управляются с рабочего места летчика от штурвальчика.

История создания

Незадолго до начала Второй мировой войны в Советском Союзе резко изменились взгляды руководства ВВС в отношении силовых установок. Желание перешагнуть 600-километровый рубеж скорости привело фактически к отказу от использования двигателей воздушного охлаждения на новых типах самолетов. Все боевые самолеты за исключением истребителя И-180 Н.Н. Поликарпова создавались под двигатели жидкостного охлаждения В.Я. Климова и А.А. Микулина. Не стал исключением и самолет “103” А.Н. Туполева. Но жизнь показала обратное, самые лучшие образцы авиационной техники 1940-х годов были с моторами воздушного охлаждения. Появление двигателя М-82 прошло как-то незамеченным в авиапроме, но установка его на бомбардировщик “103” решила судьбу машины, превратив ее в одну из лучших периода Великой Отечественной войны.

Несмотря на высокие летные данные, достигнутые на рубеже 1941 – 1942 года, бомбардировщик Ту-2 с трудом прокладывал дорогу на фронт, и главной причиной тому стала топливная аппаратура двигателей М-82. Начавшееся серийное производство машины продолжалось около года. Успех от применения Ту-2 на фронте в 1943-м был столь велик, что в том же году его снова запустили в серийное производство, но уже на другом предприятии и с усовершенствованными двигателями. Хотя летчики и отмечали прекрасные пилотажные характеристики самолета, с эксплуатацией Ту-2 в строевых частях возникало немало проблем, но главными все же были трудности с нехваткой запасных частей и низкой надежностью комплектующих изделий, изготавливавшихся специализированными предприятиями отрасли

Конечно, всем хотелось бы, чтобы экипаж в бою как можно меньше внимания уделял температурному режиму работы двигателей или постоянной подстройкой нужной волны радиостанции, а сосредотачивал все внимание на решении главной боевой задачи, поставленной командованием. Но это не всегда удавалось

И все же Ту-2 можно считать одним из лучших боевых самолетов Второй мировой войны. Такую характеристику он заслужил не только в боях, но и на земле, когда благодаря простоте конструкции и применению недефицитных материалов механики быстро восстанавливали поврежденные машины и готовили их к повторным вылетам.Бомбардировщик Ту-2 оказался не только отменным бомбардировщиком, способным поражать точечные цели с пикирования, но и великолепным разведчиком. Он с успехом использовался в морской авиации в качестве торпедоносца, а в различных научно-исследовательских институтах и проектных организация как летающая лаборатория. Помимо Советского союза после войны немало Ту-2 эксплуатировалось и в ВВС других стран, а лидером применения машины за рубежом бесспорно был Китай, где последние его экземпляры можно было увидеть в полете в конце 1970-х годов.

Назад – Вперед >>

< Назад   Вперед >

Габариты

Ту-160 за красоту лётчики назвали «Белым лебедем». Он считается самым крупным и тяжёлым военным самолётом. Бомбардировщик может на своём борту поднять крылатые ракеты последней версии, имеющие ядерные боеголовки.

Натовцы дали этому самолёту название — «Blackjack», или «дубинка». На вооружении ВВС РФ он с 1987 года. Всего было изготовлено всего лишь 35 таких боевых машин. Правда, в рабочем состоянии к 2013 году осталось лишь 16 бомбардировщиков. Все они прошли модернизацию до стандарта Ту-160 М, а до 2023 года ожидается изготовление новых версий — М2.

Этот самолёт имеет высоту — 13,1 м и длину — 54,1 м. Бомбардировщик может без посадки пролететь 13 000 000 м, развить скорость до 2 200 км/ч и подняться в небо на высоту 18 000 м.

СУ-25 — достойный потомок ИЛ-2

Штурмовик (СССР/Россия)

Су-25 спроектирован так, что может беспрепятственно продолжать полет на одном двигателе при отказе второго

В середине 1960-х годов, в эпоху частых мелких войн и локальных конфликтов, стала очевидной бессмысленность упования лишь на ядерное превосходство. Для достижения победы в войне требовалось и обычное оружие.

В какой-то момент авиастроителям пришлось вернуться к идее штурмовика — машины, способной не только перелетать вражеские границы и проникать в тыл противника, но и постоянно находиться на передовой. Существовавшие в то время машины для этого не подходили.

Летающие на сверхзвуковых скоростях и предельных высотах, эти самолеты оказались малопригодными в обычном бою. К тому же из-за отсутствия надежной брони они становились удобной мишенью для снайперов, как только снижались.

В 1969 году Министерством авиационной промышленности СССР был объявлен конкурс проектов по созданию самолета-штурмовика. В нем приняли участие четыре ведущих ОКБ страны: Микояна, Яковлева, Ильюшина и Сухого. Последнее представило на рассмотрение проект машины Т-2. Неприхотливая в эксплуатации и удобная в управлении, она в итоге и победила в конкурсе. Поскольку машине предстояло постоянно находиться в зоне боевых действий, а не в тылу, ее скорость ограничивалась 850 км/ч.

Летчик Су-25 со всех сторон защищен титановой броней

К 7 ноября 1974 года был построен первый опытный самолет. При его испытании произошла авария, задымился и разрушился один из двигателей. Тем не менее 22 февраля 1975 года машина поднялась в воздух.

В декабре приступили к испытаниям следующей, с кабиной из титановой брони. К весне 1980 года на Тбилисском авиазаводе изготовили еще два таких самолета. В апреле — июне два штурмовика уже сражались в небе Афганистана. Благодаря применению особых устройств управления крылом, скорость машины удалось увеличить до 1000 км/ч.

Год спустя из этих самолетов, уже носивших имя Су-25, была сформирована отдельная эскадрилья. Нос машины украсили рисунком птицы, благодаря чему самолет получил прозвище «Грач». За восемь лет афганских сражений штурмовики Су-25 выполнили более 60 000 боевых вылетов, поразив при этом 137 целей.

Примерно два десятка машин были потеряны. Однако чтобы сбить такой самолет, моджахедам требовалось совершить до 90 точных попаданий. Был случай, когда штурмовик вернулся на базу со 150 пробоинами. Самолеты, как в песне, дотягивали до аэродрома с поврежденным крылом, пробитыми баками и на единственном двигателе.

«Грач» получился чрезвычайно живучим самолетом

В 1992 году выпуск Су-25 прекратился, к тому времени их количество увеличилось до 700 штук. Они поставлялись в Чехословакию, Афганистан и Ирак, который широко применял их в войне с Ираном. Эти самолеты планируется оставить на вооружении ВВС России как минимум до 2020 года.

«ДУГЛАС А-4 СКАЙХОК» — маленький ястреб

Палубный штурмовик (США)

«Дуглас А-4 Скайхок» — первый реактивный американский штурмовик

История штурмовика «Дуглас А-4» началась во время войны в Корее, когда ВМС США приняли решение заменить устаревшие поршневые штурмовики на реактивные боевые машины.

Перед американскими специалистами была поставлена задача создать недорогой и легкий самолет, который мог бы доставлять ядерные боеприпасы на небольшие расстояния. В ту пору атомное оружие считалось применимым во всех конфликтах без исключения. С задачей справились конструкторы «Дугласа», пообещавшие создать машину массой не более 5,5 т. В октябре 1952 года они представили макет самолета. Все системы машины создавались заново в соответствии с задачей уменьшить их вес. В то же время обшивка фюзеляжа стала толще, что позволило улучшить защиту самолета.

Задачи штурмовика в ходе работ были расширены. Он оказался способен вести воздушный бой, сбрасывать бомбы во время пикирующего полета и прикрывать с воздуха сухопутные силы. Прототип штурмовика под именем XA4D-1 вышел из сборочного цеха компании «Дуглас» в июне 1954 года. В том же месяце самолет совершил первый полет.

А-4 способны взлетать и садиться на крошечные взлетно-посадочные полосы фронтовых аэродромов

Получивший имя «Скайхок» (Skyhawk — «небесный ястреб»), он имел меньшую массу, чем было обещано, и показал более высокую скорость и дальность полета. В 1956 году самолеты начали поступать на вооружение. Их первой кампанией стала война во Вьетнаме, где «Скайхокам» удалось сбить несколько МиГов-17.

Однако в целом «живучесть» машины оказалась довольно низкой, что вынуждало приступить к следующей разработке — А-7 «Корсар». «Скайхоки» в большом количестве начали поставлять для ВВС Израиля, Аргентины, Кувейта, Малайзии, Новой Зеландии, Сингапура. В 1982 году они участвовали в Фолклендском конфликте, в ходе которого нанесли первый удар по двум десантным кораблям Великобритании, погубив свыше 50 английских военнослужащих. В той кампании было потеряно 22 штурмовика. Самолеты до сих пор состоят на вооружении Корпуса морской пехоты США.

Поздние версии А-4 получили надфюзеляжный обтекатель «горб», в котором разместилось дополнительное связное и навигационное оборудование

Своими подвигами А-4 доказал, что маленькие и легкие самолеты ничем не уступают крупным и тяжелым машинам

«ЛОКХИД АС-130» — небесный дредноут

Самолет огневой поддержки (США)

Последняя версия самолета AC-130U

Идея создания тяжело вооруженного небесного линкора возникла в ВВС США в начале 1960-х годов. Программу назвали «Ганшип» (пушечный корабль) и приступили к ее реализации в 1965 году. Базой для «Ганшипа» стал военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», выпускавшийся фирмой «Локхид». Его оснастили шестиствольными пулеметами, скорострельными пушками «Вулкан», системой ночного видения, бортовой ЭВМ и радиолокационной станцией. А позже установили даже 105-мм гаубицу!

Летные испытания перевооруженного «Геркулеса» начались в 1967 году. Первый боевой вылет машины, еще не имевшей официального названия, но получившей от экипажа имя «Вулкан Экспресс», состоялся 27 сентября 1967 года. Крылатый монстр в мгновение ока превратил в груду пылающих обломков колонну грузовиков, шедших из Северного Вьетнама по так называемой тропе Хо Ши Мина на помощь южно-вьетнамским братьям.

Столь многообещающее начало побудило руководство ВВС США внимательнее присмотреться к новой машине. И не зря. Ведь только за 1970-1971 годы «Ганшипы» уничтожили около 12 000 единиц боевой техники Вьетнама! Свои же потери были минимальны из-за практически полного отсутствия средств ПВО на тропе Хо Ши Мина. Позже, с их появлением, полеты «Ганшипов» пришлось прекратить. С 1972 года за АС-130 закрепилось название «Спектр».

Для защиты от ракет с инфракрасной головкой самонаведения АС-130 отстреливает ложные тепловые цели

В конце 1970-х годов самолет модификации «Н» получил возможность дозаправки в воздухе. Четыре таких машины угрожающе барражировали над столицей Ирана, когда там находились американские заложники. В 1983 году во время операции США в Гренаде АС-130 подавили ПВО противника и позволили высадиться десанту.

АС-130 участвовали в операции «Буря в пустыне», разгромив в первые дни войны колонну бронетехники, а также в налетах на Югославию. Без них не обходилась ни одна из последних кампаний США: в 2001 году «Локхиды» бомбили Афганистан, в 2003-м — Ирак, в 2011-м — Ливию. Сегодня на вооружении ВВС США состоят 8 самолетов модификации «Н» и еще 13 — модификации «U», оснащенные новейшей бортовой радиолокационной системой.

Борт AC-130U ощетинился 25-мм пушкой GAU-12/U, 40-мм пушкой Ml Boffors и 105-мм гаубицей M-102 Howitzer

История создания

После Великой Отечественной войны в СССР развернулись работы над созданием собственного стратегического бомбардировщика. В качестве образца использовались несколько экземпляров американского Боинг Б-29, которые оказались на территории нашей страны.

Советский вариант получил обозначение Ту-4 и успешно эксплуатировался вплоть до середины 60-х годов. Но советское армейское командование прекрасно понимало, что эпоха поршневых самолетов заканчивается, поэтому уже в 1948 году на свет появилось техническое задание на разработку реактивного бомбардировщика, обладающего большой дальностью полета.

Согласно условиям, новая машина должна была иметь дальность полета не менее 6000 км, нести бомбовую нагрузку в пределах 3000…7000 кг и развивать скорость не ниже 900 км/час.

КБ А.Н. Туполева приступило к разработке новой машины, несмотря на отсутствие подходящих реактивных двигателей. При создании будущего Ту-16 пригодился опыт разработки не пошедшего в серию бомбардировщика модели «82». К концу 40-х годов был построен еще один опытный самолет уже проекта «86».

Именно на основе этой машины и была создана модель «88», которая впоследствии пошла в производство под индексом Ту-16. Доработка машины и обеспечение защиты экипажа от воздействия атомного взрыва заняла несколько лет. Первые серийные машины были готовы в начале 1953 года, а принятие на вооружение состоялось в мае этого же года.

Первая мировая война

В самом начале аэропланы осуществляли бомбардировку сугубо для устрашения врага. В качестве носителей применялись легкие разведывательные самолеты. Бомбы сбрасывались вручную пилотами, а операции не согласовывались с действиями наземных войск. Первая бомбардировка Парижа осуществилась в конце августа 1914 года. В ноябре того же года лейтенант Каспар бомбил Дувр.

Но лучше всего в этот период себя показали дирижабли. Германия являлась самой мощной воздухоплавательной державой. Обладая 18 экземплярами, она могла сбрасывать несколько тонн бомб. В середине августа 14-го года один из дирижаблей совершил авианалет на Антверпен, разрушив 60 жилых зданий, более 900 были повреждены. Но английским зенитчикам удалось сбить 4 единицы, после чего немцы отказались эксплуатировать дирижабли в дневное время.

Первым полноценным и полностью отвечающим званию бомбардировщика стал российский четырехдвигательный аппарат Игоря Сикорского «Илья Муромец». В декабре 1914 года из таких «Муромцев» была создана «Эскадра воздушных кораблей». Бомбы размещали не только внутри самолета, но и снаружи. Помимо этого, за защиту самолета отвечали установленные пулеметы. Первые многомоторные бомбардировщики начали появляться во многих странах. Так или иначе, они походили на «Илью Муромца». Германия – G-III, G-IV, G-V, «Цеппелин-Штакен R-VI»; Англия – 0/400, Виккерс «Вими»; США – «Мартин МВ-1».

Первые дальние бомбардировщики появились во время Второй Мировой

Знаменитый дальний бомбардировщик Пе-8, бомбивший Германию с 1941 года

Впервые военные задумались о нанесении авиационных бомбовых ударов за линией фронта перед Второй мировой войной по результатам локальных конфликтов по всему миру.

Перед разработчиками первых серийных дальних бомбардировщиков тогда была поставлена цель: самолеты должны перевозить на 1-3 тысячу километров 5 тонн бомб.

Задачу решали по обе стороны океана множество авиакомпаний, но среди доброй сотни проектов жизнь получили немногие.

Уникальный бомбардировщик Ермолаева летал далеко, возил много, но был слишком дорог

В СССР дальнюю авиацию перед войной начали укомплектовывать самолетами ТБ-7 (Пе-8) Петлякова и Ер-2 Ермолаева, хотя последний планировался для задач фронтовой бомбардировки.

И тот, и другой самолет не могли «достать» цели в глухом тылу, поэтому начавшиеся в 1941 году бомбардировки Германии прекратили после потери островов в Балтийском море.

США оказались более успешны: на горизонте маячила война с Японией, поэтому требования к самолетам изначально были выше.

Дальние B-24 Liberator прослужили всю войну, но их дальности хватало не всегда

Douglas A-20 Havoc, Martin B-26 Marauder, Douglas A-26 Invader оставались фронтовыми самолетами.

Огромным четырехмоторным «летающим крепостям» Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator еще не хватало дальности: уж слишком большие расстояния от ближайших баз до японских объектов.

Основа немецкой бомбардировочной авиации He 111 являлся средним бомбардировщикоv

Хуже всего оказалось Германии: к началу войны даже четырехмоторные тяжелые самолеты страны преобразовывали мощность двигателей в бомбовую нагрузку, а не дальность и скорость.

В результате двухмоторные Junkers Ju 86, Heinkel He 111 не могли брать боевую нагрузку при максимальной дальности.

Fw 200, Ju 290 и Ju 86 переделали из гражданский лайнеров, потеряв скорость и дальность полета

Четырехмоторные Focke-Wulf Fw 200 Condor, Junkers Ju 290 и Heinkel He 177 превосходили их, но качественного рывка предложить не могли.

Нужны были новые двигатели, отсутствие которых попытались нивелировать первыми управляемыми ракетами, значительно увеличившими дальность действия бомбардировщика.

Avro Lancaster бомбили Германию всю войну. Но дальность и высота – не главное для эффективности

Аналогично развивалась история авиации Великобритании. Ее Avro 683 Lancaster, Vickers Wellington, Handley Page Halifax и Stirling могли долететь до середины Германии, но возвращение домой было трудной задачей.

Самолетам ещё не хватало высоты, скорости — и специального вооружения стратегических бомбардировщиков будущего.

Ту-144 — легендарный самолет. Больше таких не производят

Ту-144, безусловно, очень значимый для мировой авиации самолет. У него была короткая, но насыщенная история.

Сегодня сверхзвуковые самолеты используются только в военной авиации. Пассажирские сверхзвуковые самолеты ведущие производители не разрабатывают.

С развитием авиации компании открывают для себя новые направления. Например, электрические самолеты, такие как Alia.

Однако не все готовы забыть про сверхзвук. Компания Aerion разрабатывает сверхзвуковые бизнес-джеты. Модель AS2 сможет развивать скорость до 1700 км/ч. Aerion уже получила заказы на 40 самолетов. Первые полеты ожидаются в 2024–25 гг. Ждем.

iPhones.ru

Он взлетел неожиданно – и так же резко рухнул.

Рассказать

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий