Список катеров проектов 123 и 123бис в годы Великой Отечественной войны
Номер | Название | Заложен | Спущен | Введен в строй | В составе флота | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
ТК-351 | 30.07. | 16.05. | 25.10.1940 | ЧФ | Головной катер серии проекта 123 | |
ТК-7 | «Одесский патриот» | Начало 1944 | Осень 1944 | 4.02. | ТОФ | |
ТК-100 | «Одесский колхозник» | ТОФ | ||||
ТК-110 | ТОФ | |||||
ТК-111 | ТОФ | |||||
ТК-112 | ТОФ | |||||
ТК-120 | ТОФ | |||||
ТК-122 | ТОФ | |||||
ТК-123 | ТОФ | |||||
ТК-130 | ТОФ | |||||
ТК-131 | «Речник Ангары» | 15.05.1944 | окт. 1944 | 19.11.1944 | КБФ | Заложен на Тюменской судоверфи (с октября 1941 г. — завод № 639), 30.09.1944 г. отправлен по железной дороге в Ленинград для достройки. Вошел в состав БФ 30.01.1945 г. 15.04. в Гданьском заливе совместно с ТК-141 тяжело повредил германский эсминец Z-34. В 1995 году на заводе Алмаз был построен по подлинным чертежам полноразмерный макет катера проекта М-123бис. Бортовой номер присвоен в честь ТК-131. |
ТК-132 | «Артёмовец» | КБФ | 11.04. был повреждён береговой артиллерией противника в Гданьском заливе, выбросился на берег, уничтожен советской штурмовой авиацией. | |||
ТК-133 | «Трудящийся Артёма» | КБФ | Предположительно потопил 28.04. транспорт (2 475 брт) | |||
ТК-140 | ТОФ | |||||
ТК-141 | «Одесский комсомолец» | КБФ | 15.04. в Гданьском заливе совместно с ТК-131 тяжело повредил германский эсминец Z-34. По ошибке потоплен советской авиацией 9.05.1945 в районе Либавы. | |||
ТК-142 | ТОФ | |||||
ТК-143 | ТОФ | |||||
ТК-146 | ТОФ | |||||
ТК-148 | ТОФ | |||||
ТК-350 | «Черноморец» | ЧФ | ||||
ТК-472 | «Моряк Дальстроя» | ТОФ | ||||
ТК-473 | «Ливадия» | ТОФ | ||||
ТК-474 | ТОФ | |||||
ТК-475 | ТОФ | |||||
ТК-476 | ТОФ | |||||
ТК-477 | ТОФ | |||||
ТК-478 | ТОФ | |||||
ТК-479 | ТОФ | |||||
ТК-480 | ТОФ | |||||
ТК-481 | ТОФ | |||||
ТК-607 | «Комсомол Казахстана» | ТОФ | ||||
ТК-608 | ТОФ |
Все по
Стрельба осколочно-фугасными снарядами.
М5 Stuart, как пример танка с фугасным орудием.
Многие игроки считают этот легкий американский танк откровенно слабым в игре , особенно на фоне китайской копии. Но связано это с тем, что неопытные игроки просто не умеют грамотно использовать обычные осколочно-фугасные снаряды на таких «фугасках», так как привыкли к бронебойными снарядам.
Например, если вы используете бронебойные снаряды и противник стоит к вам боком, то полезно стрелять ему через гусеницу в борт, это гарантирует пробитие практически в любом случае. Но фугасным снарядом в таком случае стрелять в гусеницу не стоит, ведь она представляет собой экран, который хорошо поглощает урон от осколочно-фугасного боеприпаса. Лучше выстрелить, например, в борт башни, где броня относительно тонкая, что приведет к нанесению не только большого количества урона, но и критических повреждений.
Стреляем фугасами по артиллерии
«Фугаски»
отличаются слабым пробитием, но очень высоким уроном даже при использовании обычных, а не «голдовых» снарядов. Вашей целью должно быть слабо бронированные машины, например, с открытой рубкой. Среди ПТ-САУ низких уровней таких машин очень много, что позволит уничтожать их за один-два выстрела. Эффективны также попадания в борт, корму и другие слабо бронированные места, только не попадите в гусеницы.
«Фугаски»
могут быть очень эффективны и при атаке лоб в лоб, так как осколочно-фугасный снаряд наносит много критических повреждений. При попадании такого снаряда в лоб башни часто полностью выходит из строя орудие, что не дает возможности стрелять. Если у противника нет ремкомплекта (или он его уже использовал), то он будет беззащитен секунд десять, что позволит легко его уничтожить.
«Фугаски»
обладают плохой точностью и медленной перезарядкой. Первое приводит к необходимости стрельбы с ближних дистанций. Второе предполагает тщательное продумывание тактики, часто у вас есть всего один выстрел, после которого нужно сразу прятаться за укрытие. Играть приходится не от высокого урон в минуту, как у «дыроколов», а именно от высокого разового урона.
В качестве заключения стоит сказать, что фугаска, даже заряженная обычным, а не «голдовым» снарядом, может стать грозным оружием в умелых руках: можно уничтожать многих противников с одного-двух выстрелов, но для этого нужно знать уязвимые места и приноровиться к долгим перезарядке и сведению.
Фугасы, или осколочно-фугасные снаряды (ОФ), являются одним из четырёх видов боеприпасов в World of Tanks, и, вероятно, наименее распространённым из них. Их использование в бою очень специфично, а многие даже и не знают, зачем вообще фугасы нужны. В текущей статье будет подробно рассмотрено всё, что про них должен знать любой уважающий себя игрок.
Наследники минных катеров
Строго говоря, первенство в боевом применении торпедных катеров принадлежит России, и сделала она это еще в XIX веке. Те катера назывались минными и представляли собой небольшие корабли, базировавшиеся на минном транспорте. Перед атакой их спускали на воду, а чтобы выпустить «мины Уайтхеда», как тогда назывались торпеды, они должны были так же аккуратно опустить их на воду и отправить в путь к цели. Так действовали 26 (14 по ст. ст.) января 1878 года базировавшиеся на транспорте «Великий князь Константин» минные катера «Чесма» и «Синоп», выполнившие первую в мире результативную торпедную атаку турецкой канонерки «Интибах».
Однако вплоть до конца Первой мировой войны, когда подобные корабли уже вовсю строили в других морских державах, в России так и не появилось способных стрелять на ходу быстроходных торпедных катеров. А уж сразу после Октябрьской революции о них и вовсе не могло быть речи: когда в 1919 году командование Красного флота обратилось наверх с просьбой отдать распоряжение о постройке такого типа кораблей, ответ был простым и лаконичным: нет технической возможности. И только в 1925 году наркомат по морским делам выдал ЦАГИ задание по разработке торпедного катера. За работу взялась бригада под руководством авиаконструктора Андрея Туполева, и созданный катер многое унаследовал от авиации. По сути, он представлял собой увеличенный поплавок тяжелого гидроплана с экипажем в три человека и одной 450-миллиметровой торпедой в кормовом лотке, которая сбрасывалась по ходу катера. Материал для корабля тоже выбрали авиационный — недавно созданный советскими металлургами кольчугалюминий (позднее ставший дюралюминием). Этот катер получил индекс АНТ-3, а потом и собственное имя «Первенец»: он был первым кораблем, от начала и до конца построенным уже в советское время!
Торпедный катер типа Ш-4 Балтийского флота, вторая половина 1930-х годов
Тыл — фронту
Подсчитано, что на фронтах Великой Отечественной сражалось более 200 тысяч приморцев, из них 45 тысяч не вернулись домой. Наши земляки защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Беларусь, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья удостоены 230 тысяч боевых наград, 104 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
Владивостокцы днем работали, а по вечерам учились воевать, Фото с места события из других источников. Автор фото: из фотофонда Государственного архива Приморского края
Однако не только боевыми подвигами ковалась победа. Каждый житель края, оставаясь дома, работая на своем месте, вносил свой вклад в обеспечение армии. Приморье стало надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием и транспортом.
“Дальневосточники одними из первых пришли на помощь Отчизне в трудную минуту. Уже 7 июля 1941 года в Приморской краевой конторе госбанка был открыт специальный счет, на который поступали средства в фонд обороны. По предложению трудящихся началась дополнительная подписка на заем третьей пятилетки (выпуск четвертого года), отчислялся двух-, трех-, пятидневный заработок, сдавалась сельскохозяйственная продукция, драгоценные металлы”, — пишет старший научный сотрудник сектора истории Дальнего Востока 20-50 годов Института истории ДВО РАН Галина Ткачева.
Согласно ее исследованию, в фонд владивостокцы несли все свои ценности: откуда-то взявшееся золото, монеты царской чеканки, драгоценности. Это была чистой воды инициатива снизу. Дошло до того, что власти не знали, что со всем этим добром делать и даже спрашивали совета у Москвы, откуда пришла директива продолжать собирать, “а после разберемся”.
Госбанк во Владивостоке, 1930-е годы. Фото: Из фондов музея им. А.К. Арсеньева
“Продолжением традиций стали всесоюзные, отраслевые и местные воскресники. Более 425 тысяч приморцев приняли участие в четырех всесоюзных воскресниках, перечислив в фонд обороны 4,5 млн рублей. Всего за годы войны добровольные поступления в фонд обороны составили (подсчитано на основании документов госбанка СССР) по Приморскому краю 220,5 млн рублей денежных взносов и 265,1 млн рублей облигациями госзайма (по курсу 1941-1945 годов)”, — пишет Ткачева.
Как использовать фугасы в бою
Прочитав написанное выше, можно и самому догадаться, как правильно пользоваться фугасами в World of Tanks. Заряжать их нужно в основном в трёх ситуациях:
- Если вы играете против танка с очень слабой бронёй
– к таковым относится одна из веток немецких ПТ-САУ (Nashorn, St. Emil, Rhm. Borsig WT и так далее), французский СТ Lorr. 40t, также хорошо пробиваются фугасами борта французских ПТ-САУ Foch и AMX AC, и ещё множество плохо бронированных машин. Фугасными снарядами вы не только наносите повышенный урон, но и дополнительно выводите из строя модули и членов экипажа противника, чем снижаете его боеспособность. - Если вы никак не можете пробить танк с очень толстой бронёй
. Пример – ИС-7, танкующий башней на «банане» на карте Химмельсдорф. Стрельба фугасами по такому противнику более эффективна – вы сможете потихоньку наносить ему урон, а в качестве бонуса ещё и выводить из строя внешние модули – триплекс и орудие. Кроме того, подобная тактика очень раздражает и оказывает психологическое влияние на оппонента. - В случае если вам нужно добить противника с очень малым количеством очков прочности
(менее 100), а пробить его другим типом снаряда затруднительно. Зарядив фугас, вам не придётся выцеливать слабые места танка – достаточно лишь простого попадания.
Тактико-технические характеристики торпедных катеров «Комсомолец»
- Водоизмещение – 20,5 тонн.
- Длина – 18,7 м, ширина – 3,44 м, осадка – 1,0 м.
- Два бензиновых мотора мощностью 1200 л.с.
- Скорость полная – 48 уз.
- Дальность плавания – 240 миль.
- Вооружение: два 450-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7-мм зенитных пулемета ДШК, 6 глубинных бомб «БМ-1».
- Экипаж – 7 человек.
Торпедные катера «Комсомолец» применялись в боевых действиях на Черном море и на Балтике на заключительном этапе Великой Отечественной войны. В послевоенный период, в 50-е годы часть торпедных катеров этого типа была передана Китайской Народной Республике. В составе военно-морских сил НОАК торпедные катера применялись во время вьетнамо-китайского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море. Небольшое количество катеров «Комсомолец» было передано дружественным СССР политическим режимам.
Фото катера
tramp_
> На мой взгляд, первична в данном случае подводная часть обводов корпуса (ведь корабль перемещается в первую очередь воде, а не в воздухе), переделка крейсера пр.26 в опытовое судно ОС-33 с изменением надводной части корпуса не привела к существенным изменениям в плане характеристик корабля (если например не выкидывать котельное отделение с соответствующим снижением скорости), замена карапасной палубы потомка Г-5 на более типичную для ТКА ВМВ плоскую более относится к модификации проекта в плане удобства эксплуатации катера экипажем, обслуживания ТА и оборудования, замена к примеру 2 456-мм ТА на два 533-мм привела бы к изменению нагрузки, вероятно к изменению ЦТ, уменьшению метацентрической высоты, но в целом проект будет тем же.
Так я же и говорю, что точного и логичного определения когда новый корабль -модернизация, а когда это новый проект нет. Каждый сам себе хозяин, тем более высокое начальство.Чем оно руководствуется, когда определяет степени модернизации, сия тайна велика есть. Можно много дискутировать на эту тему, но обьяснение можно получить только для себя лично,то обьяснение, которое лично меня любимого устраивает, даже тех вещей, которые не обьяснимы логически, но обьяснимы волюнтаристски (чем многие начальники грешат, особенно военные. “Я сказал люмень, значит люмень”). Или может рассказать только тот кто это решение принимал, но он никогда не расскажет (кстати, чудный оборот речи “принимать решение” не решать, не обосновывать, а принимать – это и есть волюнтаризм). Причин может быть много, от нежелания показывать в правительстве, что мы имеем уж очень широкую гамму разных проектов однотипных кораблей, до желания получить премию, за разработку нового корабля, который фактически модернизация. Подобные штучки сейчас нормальны не только для начальства, но и для почтеннейшей публики. Так что порог принимать решение или решать логически или математически резко снизился. Это очень здорово видно на молодёжи. Чем безграмотнее человек, тем у него выше самооценка, тем более он склонен “принимать решения”, правда после, желательно за последствия не отвечать. Извини за лирическое отступление. Продолжаю по делу.
Взять широко известную историю с проектом 1134 и его модификациями 1134А, 1134Б. Или с АПЛ проекта 667. А вот проект 645 очень соответствует таковому, но 627, однако это другой проект, а не модификация. По большому счёту, подумаешь, другой котелок поставили, так уже и другой проект что ли. И там и там турбину крутит пар, а как он добыт это вопрос несколько второстепенный. Спорный вопрос, правда? Кстати по ОС-33, после испытаний его изначально планировали вернуть в первоначальное состояние, так что в принципе, это для меня обьяснение.
Что касается катера, то я же писал, все обьяснения есть в статье, и мне кажется весьма логичные.
Военное приключение “туда и обратно”
В 1983 году сведения о добровольцах ТК “Приморский комсомолец” собрал бывший комсорг колонны Алексей Петрович Булычев (1924-2003), кандидат исторических наук, полковник. Им же была написана документальная книга “В бой против фашистов – на своих танках”.
“Автобиография одного из бывших танкистов — ветерана Великой Отечественной Михаила Нехаенко уместилась на 4-х листах школьной тетради. Он не из тех, кто трезвонит на каждом углу о своих подвигах, зачастую приписывая себе несотворенные деяния. Нехаенко скуп на эпитеты, но о ратном труде героя-танкиста красноречиво говорят ордена и медали на его груди. И еще палка, на которую он опирается при ходьбе. В боях за Чехословакию Михаил Филимонович едва не потерял ногу и чудом остался жив”, — пишет в своей книге Булычев.
Нехаенко родом из деревни Шмаковки Кировского района. В 1934 году его семья перебралась во Владивосток, где он до декабря 1941 года, то есть до седьмого класса, проучился в школе № 2. А потом, как говорит ветеран-танкист, “ввиду тяжелого положения на фронте два класса мальчишек и девчонок отправили в ФЗО, в поселок Семеновка”,— ныне это город Арсеньев.
“После окончания ФЗО мы должны были заменить ушедших на фронт взрослых. Отучившись 4 месяца, я вернулся во Владивосток на судоремонтный завод № 2. Днем работал токарем, а вечером инструктор из военкомата по 3-4 часа обучал нас военному делу”, — передает автор книги воспоминания Михаил Филимонович.
Миша токарил до мая 1943 года, пока не узнал о наборе добровольцев в танковую колонну . Он, как и его товарищи, написал заявление с просьбой отправить на фронт и чтобы непременно в составе “Приморского комсомольца”. Будущий танкист очень боялся, что на войну его не возьмут, лет-то ему было всего 17. Но Крайком ВЛКСМ его просьбу удовлетворил, и 5 мая он в числе 63 счастливчиков отправился на Урал.
Добровольцы едут на фронт, Фото с места события из других источников. Автор фото: из фотофонда Государственного архива Приморского края
“В Нижнем Тагиле нас учили стрелять из пушки и пулемета, учили водить танк и работать на радиостанции. А в первых числах сентября послали на завод, где мы помогали комплектовать уже свои танки, и где были сформированы экипажи. Командирами нам назначили офицеров, уже бывших на фронте и выписанных из госпиталей”, — рассказывает ветеран на страницах книги.
В ночь с 5 на 6 ноября, сделав скрытно 200-километровый бросок и форсировав без потерь Днепр, “Приморский комсомолец” в составе 3 гвардейской ТА 7 ноября ворвался в Киев, попутно освободив Житомир. Но немцы, подтянув танковые и пехотные части, перешли в контрнаступление и вновь заняли Житомир. 20 ноября в бою под деревней Гниловкой, что в 20 км от городка Фастов, при отражении очередной атаки фашистов танк Нехаенко был подбит. Раненого Михаила из горящей машины вытащил стрелок-радист. Потом были долгие месяцы в госпитале в Курске.
Как вспоминал сам ветеран, в феврале 1944 года после выздоровления он попал в 13 танковую бригаду пятой общевойсковой армии. А в августе 1944 года их срочно перебросили в Карпаты под город Кросно. С бригадой бок о бок все время воевала чехословацкая бригада генерала Свободы. У них была одна задача — ворваться в Чехословакию и помочь восставшим чехам.
19 сентября танковая рота, где служил Нехаенко, получила приказ зайти в тыл противника на 2-3 км, перекрыть шоссе и не дать немцам перебросить подкрепление к районному центру, где шли сильнейшие бои. Танкисты задачу выполнили и держали оборону до подхода наших сил.
Но Михаилу снова не повезло. Его танк подбили, а он был ранен в правую ногу. Более суток, истекая кровью, он полз к своим, пока его не подобрали разведчики и не отправили в полевой госпиталь. На этом персональная война танкиста Нехаенко закончилась. В госпитале городка Красноармейска, что под Сталинградом, ему сделали две операции и 18 марта 1945 года комиссовали по второй группе инвалидности. Победу наш герой встретил дома, во Владивостоке, где потом женился, растил детей и трудился до пенсии.
РИА PrimaMedia благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Общие сведения про фугасы
Распространённость в игре
Относительная редкость ОФ связана с тем, они, как правило, являются вспомогательным типом снарядов. Тем не менее, на осколочно-фугасных снарядах играет целый класс техники – Арт-САУ. А без учёта артиллерии, танки, у которых фугасная пушка является основным орудием, можно пересчитать по пальцам: КВ-2, СУ-152, O-I, БТ-7 артиллерийский, также сюда можно причислить FV215b (183) и FV 4005. Многие другие машины также могут быть оборудованы фугасницами, но они зачастую являются второстепенными орудиями и не рассматриваются всерьёз.
Характеристики фугасов
В качестве примера представим осколочно-фугасный снаряд Ф-600Д, которым стреляет орудие Б-1-П советской Арт-САУ Объект 261:
- Калибр – в целом, не настолько уж и важная характеристика;
- Бронепробиваемость – у фугасов она всегда гораздо меньше по сравнению с кумулятивными, бронебойными и подкалиберными снарядами для того же орудия. Однако, существуют ещё так называемые HESH-фугасы
– их можно встретить у таких танков как Centurion 7/1, FV4202, FV215b (183) и FV 4005. Это бронебойные фугасы, их пробитие очень незначительно отстаёт от остальных типов снарядов. - Урон – повышен по сравнению с таковым у остальных снарядов, у артиллерии он вообще огромен и даже позволяет одним пробитием уничтожать некоторые танки 10 уровня.
- Радиус разлёта осколков, или сплэш – означает расстояние, на котором наносится урон осколками после попадания в танк или любую другую поверхность. Особенно актуален опять же для артиллерии. Огромный сплэш позволяет высокоуровневым Арт-САУ наносить огромный урон технике, даже попадая просто в землю рядом с ней, и даже поражать две и более машины одновременно.
Механика работы фугасов
Именно принцип действия ОФ делает этот тип боеприпасов довольно специфичным и редко используемым. Главной их отличительной особенностью является то, что они могут наносить урон танку, даже не пробивая его.
Однако при этом цифры дамага, как правило, не превышают и половины, заявленных в характеристиках. Эти цифры зависят от соотношения калибра вашего орудия и толщины брони вражеского танка. Если броня слишком толстая, то ОФС может и вовсе не нанести никакого урона.
Попав в танк, осколочно-фугасный снаряд с большой долей вероятности может нанести критическое повреждение какому-нибудь внешнему модулю, а уже если пробьёт, то почти стопроцентно выведет из строя внутренний модуль или кого-то из членов экипажа. Помимо этого, ОФС никогда не рикошетят, однако для них, как и для кумулятивов, экраны и воздушная прослойка между экраном и корпусом танка являются дополнительным препятствием, поэтому пробить фугасом экранированные танки почти невозможно.