Тихое и эффективное оружие советских моряков – торпеда парогазовая 45-36НУ образца 1939 года

АПР-1 Кондор

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)АПР-1 “Кондор”
Авиационная противолодочная ракета / реактивная торпеда. Разработана ГСКБ-47. Для изучения особенностей работы реактивного двигателя под водой НИИ-1 МОП СССР в августе 1958 г. в районе Феодосии проведена серия экспериментов со специальным судном ГСК-17. Постановлением СМ СССР №1111-463 вышедшем в 1960 г. “О средствах противолодочной обороны” предусматривалось создание противолодочной ракеты. Головной разработчик – ГСКБ-47, разработчик систему управления – ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ). Главный конструктор – С.С.Бережков (с 1964 г. – А.И.Зарубин), заместители – А.В.Минаев и А.А.Отмахов. Разработка начата в 1960 г. с перевода части специалистов из НИИ-1 в ГСКБ-47. Одновременно в ГСКБ-47 создавалась противолодочная ракета “Пурга” в которой использовались схожие технические решения. В 1964 г. работы по обоим проектам приостановлены и возобновлены в 1965 г. только по авиационной ракете “Кондор”. Испытания ракеты “Кондор” проводились на полигоне под Феодосией на Черном море. Для доведения разработки ракеты до завершения Постановлением СМ СССР от 14 мая 1969 г. на базе ГСКБ-47 и НИИ-24 (разработчик скоростной противолодочной реактивной торпеды для ПЛ) создан НИИ прикладной гидродинамики (НИИПГМ – позже переименован в ГНПП “Регион”). Государственные испытания ракеты “Кондор” завершены в 1970 г. и ракета принята на вооружение 29 июня 1971 г. под наименованием АПР-1. Производство опытных образцов до 1965 г. велось на заводе “Дагдизель” (г.Каспийск, Дагестан), после 1965 г. в т.ч. серийное производство для ВМФ с 1969 по 1977 г.г. велось на заводе “Сибсельмаш” (г.Новосибирск) НПО “Регион”.

Общая информация

Торпеда является специфическим оружием, применяющимся исключительно в морских условиях.
Главными причинами высокой эффективности торпед является мощность переносимого заряда и свойственная торпеде способность наносить удары по наиболее уязвимой части корабля-ниже ватерлинии, а так же возможность приспособить практически любое судно для использования торпед. Кучный, а главное точный торпедный залп практически гарантированно пускал ко дну любой вражеский корабль.

Во Вторую Мировую войну флот Германии вступил, имея на вооружении два основных типа торпед – парогазовые G7a и электрические G7e.Обе торпеды имели свои преимущества и недостатки. У парогазовой торпеды был один очень большой недостаток, благодаря тому, что торпеда имела четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, после пуска на поверхности воды можно было наблюдать хорошо заметный шлейф, состоящий из пузырьков, что в некоторых случаях мешало успешному поражению вражеских целей. Существовала и другая торпеда G7e, лишенная этого недостатка, но имевшая свой относительно G7a, он заключался в скромной дальности хода торпеды – около 3000 метров вместо 7500. К тому же,она заметно уступала парогазовой торпеде по скорости хода – 30 узлов против 45.Поэтому стандартный комплект подводных лодок Военно-морских сил Германии в 1939-1943 году состоял как из парогазвовых, так и электрических торпед.

Гироскоп торпеды G7a

Доставлял много неприятностей в начале войны контактно-неконтактный взрыватель pi1, и тогда было зафиксировано много случаев отказа этого взрывателя. Очень часто торпеды с неконтактным взрывателем детонировали преждевременно, что как минимум демаскировало субмарину, что часто приводило к её обнаружению и последующему уничтожению или вовсе не взрывались при прохождении под целью, срывая планы и заставляя выгадывать другой удачный момент для повторного пуска. Контактный взрыватель тоже не был идеален – при углах соприкосновения с целью, значительно отличающихся от 90 градусов, торпеда просто рикошетировала от борта корабля. Все эти недостатки были довольно быстро устранены,уже после Датско-норвежской операции торпедное оружие Германских военно-морских сил достигло удовлетворительного уровня.

Начиная с осени 1942 года, Германским подводникам становилось всё сложнее атаковать конвои, это было связанно с тем, что союзники добились более высокой эффективности в противолодочной защите. Немцы нашли выход из сложившейся ситуации, этим выходом стала установка на торпеды курсовых систем наведения (системы FaT и LuT) по замыслу, в случае, если торпеда не поразит цель на первом прямом участке траектории, то после прохождения этого прямого участка торпеда начинала совершать манёвры по заданным программам, как правило, “змейкой”. Эта система была впервые установлена на торпеду G7a и имела весьма высокую эффективность. Появившаяся позже система FaT II имела два независимых гироскопа, что теоретически позволяло производить пуск торпеды по цели, находясь на любой позиции относительно курса цели. Сначала торпеда обгоняла цель, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение “змейкой” поперек курса движения цели. Необходимость в изменении и переоснащении пусковых систем сделали непригодными множество судов, количество судов, способных на пуск торпед оборудованных системой LuT, ограничивалось 5-ю десятками. Всего за период войны было выпущено около 70 торпед с системой LuT.

Контактный детонатор торпеды G7a

Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счетно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.

Торпеды Японии Второй мировой войны

Результат попадания единственной торпеды 61 см Type 93 в носовую часть крейсера USS New Orleans (CA-32)

61 см Type 90
Торпеда 61 см Type 93

61 см Type 93рус.“Длинное копье”авианосца53,3 см Type 9545 см Type 91

Японцы также разработали электрическую торпеду 53,3 см Type 92 для подводных лодок, но они не имели особых преимуществ по сравнению с кислородными, за исключением простоты изготовления.

Защита задней части японских торпед при атаке Пёрл-Харбора

53,3 см Type 92 Mod 1G7e53,3 см Type 92 Mod 2

Кроме преимущества в тактико-технических характеристиках своих торпед, японцы использовали эффективную тактику ведения морской войны. Уступая примерно на треть флоту США в численности линкоров, японцы сделали акцент на ослаблении американских сил во время их длительных переходов по Тихому океану. Тактика торпедных атак основывалась на нанесении массированных атак торпедоносцев, как в случае атаки на Пёрл-Харбор, либо на ночных атаках силами быстроходных эсминцев и крейсеров.
Японцы рассчитывали победить на море за счет решающего сражения, но в итоге проиграли битвы за Мидуэй и Гуадалканал, а также утратили преимущество своего торпедного вооружения благодаря завоеванию американцами господства в воздухе и появлению у них эффективных радаров, которые делали ночные торпедные атаки менее внезапными.
Пытаясь вернуть утраченное преимущество, японцы разработали во второй половине войны массу новых моделей торпед, в том числе торпеды-субмарины Кайтен (яп. “回天”, «изменяющие судьбу»), и сверхлегкую 28 см Type 5, но в конце войны эти меры оказались недостаточными.
На вооружение авиации в Японии поступали торпеды калибра 450 мм. Во время атаки на Пёрл-Харбор применялись торпеды модели 45 см Type 91 Mod 2, которые были оборудованы деревянными шинами для использования в условиях мелководья. Единственная авиационная торпеда калибра 533 мм 53,3 см Type 94 Model 1 серийно не выпускалась.

Нагрудный знак для торпедных катеров:

Учрежден 30 мая 1941 года. Нагрудным знаком награждались офицеры и матросы военно-морского флота, служившие на торпедных и быстроходных катерах. Награждение производилось за участие в не менее чем 12 операциях против вражеских кораблей, проявленное мужество, высокий профессионализм или ранение, полученное во время боевых действий. Нагрудный знак вручался на протяжении Второй мировой войны. Всего было произведено около 1900 награждений. Первый вариант утвердили в мае 1941 года. Второй — во второй половине января 1943 года (так как на первом варианте был изображён торпедный катер устаревшей модели). Также был изготовлен знак, инкрустированный 9-ю бриллиантами. Известно 8 случаев вручения последнего варианта награды. Все они были вручены командирам быстроходных катеров, удостоенных ранее таких наград, как Рыцарский крест с дубовыми листьями.

Данный нагрудный знак носился с левой стороны сразу под Железным крестом 1-го класса или аналогичной ему наградой.

Немного о действиях в Ла-Манше

О немецких торпедных катерах мировая пресса впервые заговорила в конце мая 1940 года во время девятидневной эвакуации английских экспедиционных войск из Дюнкерка. Газеты и телеграфные агентства всего мира наперебой публиковали тогда сведения, передаваемые из Германии. 22 мая 1940 года: «Германские торпедные катера потопили в Ла-Манше неприятельский вспомогательный крейсер». 26 мая 1940 года: «У Остенде германские торпедные катера потопили английский эскадренный миноносец. У Гельдера германские торпедные катера потопили подводную лодку противника».

3 июня 1940 года. «Английское морское министерство сообщает, что в операции у Дюнкерка участвовало 222 английских военных корабля и 665 мелких судов. Несмотря на действия подводных лодок и торпедных катеров противника, потери союзного флота были сравнительно незначительными. Кроме погибших в мае трех эскадренных миноносцев «Графтон», «Гренейд» и «Уэйкфул», были потоплены также эскадренные миноносцы «Базиликс», «Кейт» и «Хэвант». Из общего числа 170 небольших военных судов потеряно 24″.

Через 20 лет после этих событий английский историк Д. Дивайн, проанализировав военную обстановку на основании документов противостоявших в Дюнкерке сил, установил, что потери союзников оказались очень большими. При эвакуации 338 226 человек один только английский флот потерял 226 из 693 кораблей и среди них 6 эсминцев, сторожевой корабль, 5 тральщиков и около 200 малых судов и катеров. Примерно такое же количество кораблей и судов получили серьезные повреждения. Выяснилось, однако, что участие немецких торпедных катеров, да и вообще всех германских военно-морских сил, в боях против англо-французского флота у Дюнкерка было гораздо менее значительным, чем можно было представить, опираясь на сообщения печати.

И действительно, в мае 1940 года события на сухопутном фронте в Северной Франции, Голландии и Бельгии развивались так стремительно, что выход немецких войск к Ла-Маншу и окружение английских экспедиционных войск в Дюнкерке застало немецких адмиралов врасплох. В военно-морских базах Германии в этот момент не оказалось кораблей, способных серьезно помешать снабжению окруженных английских войск, а затем их успешной эвакуации.

Немецкий торпедный катер S-204

Главная нагрузка в дюнкеркской операции легла на немецкую авиацию, которая не только бомбардировала и торпедировала корабли и суда союзников у причалов и в море, но даже взяла на себя постановку минных заграждений. Лишь 21 мая в южной части Северного моря появились две флотилии немецких торпедных катеров, переведенные из Норвегии…

Для эвакуации войск из Дюнкерка англичане разработали три маршрута через Ла-Манш – центральный, западный и восточный. С 28 мая английские и французские суда стали пользоваться последним маршрутом, крайняя точка которого – Куинтвисльский буй – находилась всего в часе хода от Остенде, где базировались переведенные из Норвегии немецкие торпедные катера. 29 мая в 00.45, когда эсминец «Уэйкфул» с войсками на борту огибал буй, наблюдатели заметили следы двух торпед. Одна из них прошла мимо, зато другая угодила прямо в середину корпуса. Эсминец переломился пополам, обе половины, став вертикально, ушли на дно в течение каких-нибудь 15 минут. Шедшие вместе с «Уэйкфулом» эсминец «Графтон» и тральщик «Лидд» спустили на воду шлюпки, которые начали подбирать тонущих. Через полчаса к ним присоединились дрифтер «Наутилус» и лоцмейстерское судно «Комфорт». В это время не замеченный в темноте немецкий катер выпустил торпеды в «Графтон», и когда эсминец начал тонуть, «Комфорт» и «Наутилус», вспугнутые взрывами, стали на полном ходу удаляться с места событий. Приняв их за уходящие после атаки вражеские катера, «Лидд» и тонущий «Графтон» открыли по «Комфорту» огонь. Конец этой канонаде положила очередная вражеская торпеда, разнесшая «Комфорт» буквально на куски вместе с экипажем и людьми, спасенными с «Уэйкфула»

Немного истории

Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто.
Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом . Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды.

Торпеды Schwartzkopff

Торпеда Schwarzkopf с испанского крейсера Vizcaya

Торпеды Schwartzkopff были разработаны на базе торпед Whitehead в конце XIX века и выпускались на предприятии Eisengießerei und Maschinen-Fabrik von L. Schwartzkopff (рус. Литейные и машиностроительные заводы Шварцкопфа), позже Berliner Maschinenbau.
В 1866 Роберт Уайтхед разработал конструкцию торпеды. Предприятие, созданное Уайтхедом в Фиуме, стало местом встречи деловых партнеров и потенциальных клиентов. Одним из таких посетителей был Луи Виктор Роберт Шварцкопф, владелец немецкой фирмы Berliner Maschinenbau. В последнюю ночь визита Шварцкопфа на заводе исчез комплект чертежей торпед. Уайтхед был уверен, что Шварцкопф не причастен к этому делу. Тем не менее, несколько месяцев спустя, немецкая компания представила торпеду Schwartzkopff. Эта торпеда по внешнему виду полностью походила на торпеду Уайтхеда и даже имела гидростабилизированную маятниковую систему управления, которая считалась основным секретом торпед Уайтхеда. Технические подробности о первых торпедах Шварцкопфа были полностью засекречены.
Для немецких торпед, принятых на вооружение, изначально была введена унификация обозначений. Первое число после буквы означало округленный диаметр в сантиметрах, через дробь указывались две последние цифры года разработки, после чего шло буквенное обозначение дополнительных особенностей торпеды.
Первыми торпедами, получившими новое обозначение, стали С35/74 (опытный образец), С35/76 (на базе ) и С35/77 (на базе ). По сравнению с оригиналом, немецкие торпеды обладали большей скоростью за счет более точного изготовления деталей двигателей. Производство торпед продолжалось на заводе Berliner Maschinenbau и к 1878 году на вооружении Императорских военно-морских сил Германии стояло более 400 торпед.
С учетом опыта производства первых торпед была разработана торпеда С35/79. Следующие разработки, С35/84A (скорость 26,7 узла) и С35/84B(скорость 27,5 узла) оставались на вооружении вплоть до начала Первой мировой войны. Помимо поставок немецкому флоту, более 2000 торпед в 1888 году были проданы в Китай, Японию, Испанию, Швецию и даже в Великобританию.
Торпеды Schwartzkopff имели двигатель, работающий на сжатом до 90 атмосфер воздухе и хранились в незаряженном состоянии. Процесс приведения ее в боевое состояние и закачка воздуха занимали не более 7-8 минут, а дальность хода составляла 585 метров. В качестве взрывчатого вещества использовался пироксилин, приводимый в действие ударным взрывателем.
С 1891 года предприятия Schwartzkopff перешли на выпуск торпед только для продажи на экспорт, а торпеды для немецкого флота стали производится на предприятии Torpedo Werkstatte.

Основные технические характеристики ранних торпед Schwartzkopff

Сравнительная таблица ранних торпед Schwartzkopff
МодельSchwartzkopff С35/76, С35/77Schwartzkopff С35/79Schwartzkopff С35/84
Год принятия на вооружение187718831885
Диаметр, мм355355380
Длина, мм42674672
Полная масса, кг273263,5300 — 309
Масса боеголовки, кг142030
Двигательна сжатом воздухена сжатом воздухена сжатом воздухе
Дальность хода, м402585550
Скорость хода, узлов172126,7 — 27,5
Тип пусканадводныйнадводныйнадводный
Поступала на вооружениеброненосцы типа Sachsenторпедные катера Fei Yingавизо типа Blitzкрейсера типа Bussardкрейсера типа IreneSMS Kaiserin AugustaАвизо типа MeteorБроненосец SMS Oldenburg (1884)крейсер SMS Seeadler (1878)Авизо типа WachtКрейсера типа Alfonso XIIкрейсера типа Isla_de_Luzonкрейсера типа Velascoброненосец Abdul Kadirкрейсер Hadevendighiarброненосец Hamidiehкрейсер Heibetnumaкрейсер Shadiehкрейсер Tsi Yeun

Экспорт торпед Schwartzkopff

Одними из первых торпеды Schwartzkopff приняли на вооружение ВМС США. Первая партия из 12 торпед была закуплена в 1898 году.
Во время Первой китайско-японской войны (1894—1895), как китайские, так и японские военно-морские силы имели на вооружении торпеды Schwartzkopff. Китайский флот первым использовал торпеды во время битвы на реке Ялу, но ни одна из выпущенных торпед не попала в цель из за недостаточной готовности китайских моряков.
Пять месяцев спустя, во время битвы за Вейхайвей, японцы направили группу торпедных катеров с заданием атаковать китайский флот. Выпустив одиннадцать торпед, японцам удалось потопить три китайских военных корабля. Это было самое успешное применение торпед на тот момент времени.
Торпеды Schwartzkopff состояли на вооружение испанского флота во время испано-американской войны, а также поставлялись в Италию, Россию и Японию.

Мини Шнелльботы

Катера типа LS (Leicht-Schnellboot) были созданы с целью реализации гениальной идеи – пере­возимые на больших кораблях катера. Предлагалось даже использовать подлодку Type III U-boat для перевозки двух таких, но не срослось. Небольшое количество их было размещено на вспомогательных крейсерах. Из 34 запланированных построили 15. Все были приписаны к 21 Bootsflotille.

Водоизмещение имели 13 тонн и длиной были 12,6 метров. Движки – два дизельных Daimler Benz MB507. Экипаж 7 человек. Вооружение – два торпедных аппарата и одна 2-см пушка. Правда. некоторые использовались как минные заградители. KM-Boats водоизмещением 18 тонн и длиной 15,6 метров. Движки – два бензиновых BMW разгоняли до 30 узлов. Вооружение – или два торпедных аппарата или 4 мины. Вспомогательное вооружение – 7,92-мм пулемет. Всего было изготовлено 36 штук.

САУ и ЗСУ на танковых шасси.

1 МД30 МД1 МК10 МКвсего
САУ-1072472024240960
САУ-571854018180720
ЗСУ-371236012120480

Все САУ сделаны на шасси старых танков БТ (2, 5, 7).

Артиллерия.

1 МД30 МД1 МК10 МКвсего
37 мм АП1236012120480
57 мм ПТП1854018180720
107 мм ТП2472024240960
152 мм ТГ2472024240960

Напоминаю – в прямом подчинении управления МК такие же механизированные артполки, полки САУ и отдельные дивизионы ПТО и ПВО, что и в каждой конкретной МД. Никаких усиленных калибров, утяжелённых артсистем и соответственно лишней номенклатуры боеприпасов и арт­тягачей.

Артиллерия мотострелковых полков и батальонов МД, а также мотострелковых полков МК не учитывается, поскольку полностью тождественна батальонной и полковой артиллерии, описанным в предыдущей статье МСД.

Арттягачи:

1 МД30 МД1 МК10МКвсего
«Комсомолец»361080363601440
СТЗ-5962880969603840

На каждую 57-мм противотанковую пушку, 107-мм тяжёлую пушку или 152-мм тяжёлую гаубицу, в данной АИ полагается два арттягача – один для буксировки непосредственно орудия и его расчёта, второй – усиленного боекомплекта, шанцевого инструмента для оборудования позиций, тросов, лебёдки и ЗиПа.

Теперь, сравняшки с аналогами в РИ.

Танки.

РИ на середину 41 г.АИ на середину 41 г.

(30 МД и 10 МК)

БТ-7 в РИ и БТ-9/10/10М в АИ46064800
Т-3412001090
Т-34М1090
Т-28/28М503330
КВ-1 и КВ-2 в РИ и КВ-1М в АИ638540

Касательно лёгких танков – проблем нет. БТ было выпущено более 7,5 тыщ, и модернизировать в предложенном ключе начиная с 1937 года 1600 «семёрок» до БТ-9 в принципе не проблема, с этим справятся и ремзавод при ХПЗ и войсковые рембаты.

Выпустить по 1600 БТ-10 и БТ-10М в период с 1938 по 1941 г.г. для прошедшего модернизацию ХПЗ, который НЕ сворачивает выпуск этих танков до самого начала ВОВ – ИМХО – более чем возможно.

Наиболее сложной проблемой мне представляется переделка 2160 старых бэтэшек в САУ за 3,5 года (с начала 38-го по середину 41-го). Но это не есть такой уж необходимый элемент данной АИ – получится – пусть будут. Нет – обойдёмся и без САУ. Хотя Сячинтов у нас САУ делать давно «руку набил», и цех ХПЗ, где собирали никому не нужные Т-35А, тоже имеется…

С Т-34 никаких проблем нет – мы начинаем их выпуск почти на год раньше. Что касается Т-34М – тут всё достаточно спорно. Для тех, кто свято верит в то, что РИ опытный Т-34М мог быть построен и испытан до конца 41-го, а уже в 1942-ом запущен в серию (если бы война не началась, естест­венно!), в данной АИ вообще никаких натяжек нет – фора в год это допускает.

Для тех же, кто в Т-34М в массовой серии в 42-ом году не верит категорически, я могу только дать простой совет – игнорируйте буковку М в данной АИ – путь это будут всё те же Т-34 (но тогда уж однозначно полностью доведённые до ума!). С количеством, думаю, ХПЗ и СТЗ справятся – поскольку в данной АИ танковый кластер при СТЗ строится «НИПАДЕЦКИ» и на проектную мощность в 2 тыс. машин в год выйдет уже с начала 1941 г.

Танки.

10 МД

фор.39г.

10 МД

фор.40г.

10 МД

фор.41

30 МД1 МК

фор.40г.

5 МК

фор.40г.

1 МК

фор.41г.

5МК

фор.41г.

10 МКвсего
БТ-9160016001600
БТ-10160016001600
БТ-10М160016001600
Т-28М330330330
Т-345405401105501090
Т-34М5405401105501090
КВ5427054270540540

В графе МК указываются только танки прямого подчинения – без танков МД, входящих в состав МК.

При благоприятном стечении обстоятельств допускается замена всех Т-34 обр. 1939 г. в МД второй волны формирования и МК формирования 40 г. на Т-34М с передачей Т-34 в учебные части.

Таким образом, в 30 МД и 10 МК имеется 4800 лёгких танков, 2510 средних и 540 тяжёлых. Всего 7850. На тот случай, если кто-то всполошится, что, мол, таким количеством немца не остановишь – напоминаю – в 50 стрелковых корпусах имеются собственные бригады лёгких танков Т-26 общим числом 8000 штук! Кроме того, поскольку в РИ СССР танков имел больше, чем я тут расписал (даже с учётом САУ), все «лишние» частью остаются в механизированных полках кавалерийских дивизий (тоже надо!), частью в старых-добрых отдельных танковых бригадах.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий