TH-67 Creek Учебный вертолёт

Вооружение вертолета Ка-52М

На вертолете практически сохранилось все вооружение от одноместного Ка-50. К нему относится автоматическая 30-миллиметровая пушка 2А42. К слову, такой же пушкой вооружен ЗРПК “Панцирь”, о котором мы рассказывали ранее.

Также вертолет вооружен неуправляемыми ракетами, авиабомбами и прочим вооружением, к примеру, управляемой ракетой “Икла-В” класса воздух-воздух, противотанковым комплексом “Штурм-ВУ” и пр. Надо сказать, что возможности вертолета будут существенно расширены, если он будет также вооружен крылатыми ракетами “Изделие 305”. Они способны поражать цели на расстоянии до 100 км. По некоторым данным эти ракеты уже успешно прошли испытания в Сирии, которые проходили параллельно с испытаниями вертолета “Ночной охотник”. Напоследок предлагаем ознакомиться еще с одной разработкой российского ПВК — танком «Армата».

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.

Впечатляющим арсеналом обладал штурмовик ACH-47 (Armed CH-47).

Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.

Аварии и инциденты

1 августа 1977 года известный пилот самолета-шпиона U-2 Фрэнсис Гэри Пауэрс пилотировал вертолет для 4-го канала KNBC над Западным Лос-Анджелесом, штат Калифорния, когда разбился самолет, убив его и оператора Джорджа Спирса. Они записывали видео пожаров в округе Санта-Барбара на вертолете KNBC и покидали этот район.

27 августа 1990 года музыкант Стиви Рэй Воан , пилот Джефф Браун и три члена команды Эрика Клэптона, Бобби Брукс, Найджел Браун и Колин Смит, были убиты в результате катастрофического крушения 206B.

20 августа 2014 года начальник штаба армии Гватемалы был убит, когда разбился его Bell 206.

11 февраля 2019 года бразильский журналист Рикардо Боечат и пилот были убиты, когда Bell 206B, PT-HPG, совершил аварийную посадку на шоссе и был сбит грузовиком.

«Альпинист» уже не за горами

Работы над модернизированным Ка-226Т идут по запланированному графику. Его первая стендовая премьера состоялась на авиасалоне МАКС-2021, где был продемонстрирован опытный образец.

Первый полет Ка-226Т «Альпинист»

В ноябре этого года вертолет совершил свой первый полет на базе летно-испытательного комплекса Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов». В том же месяце состоялся его международный дебют на Dubai Airshow в Объединенных Арабских Эмиратах.

Серийное производство «Альпиниста» планируется начать в 2022 году на Улан-Удэнском авиационном заводе в сотрудничестве с Кумертауским авиационным производственным предприятием.

Несчастные случаи и происшествия

1 августа 1977 года знаменитый U-2 шпион пилот самолета Фрэнсис Гэри Пауэрс пилотировал вертолет для канала 4 KNBC над западным Лос-Анджелесом, Калифорния, когда самолет разбился, убив его и оператора Джорджа Спирса. Они снимали на видео кустарные пожары в округе Санта-Барбара в вертолете станции и покидали этот район.

27 августа 1990 года музыкант Стиви Рэй Воган, пилот Джефф Браун и трое члены экипажа Эрика Клэптона, Бобби Брукс, Найджел Браун и Колин Смайт, погибли в результате крушения 206B.

20 августа 2014 года начальник штаба армии Гватемалы погиб в результате крушения его Bell 206.

11 февраля 2019 г. бразильский журналист Рикардо Бошат и пилот погибли, когда Bell 206B, PT-HPG, совершил вынужденную посадку на шоссе и был сбит грузовиком.

Модификации

Военные модификации:

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъемности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет.
  • СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D.
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии.
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полете, системой десантирования путем спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолетов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полете, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление.

Гражданские модификации:

  • Model 234LR (Long Range).
  • Model 234ER (Extended Range).
  • Model MLR (Multipurpose Long Range).
  • Model 234UT (Utility Transport).
  • Model 414.

«Здесь вам не равнина − здесь климат иной»

На высокогорье − в горах высотой более 2500 метров − пилоты вертолетов сталкиваются с особенными условиями, которые сильно отличаются от условий равнинной местности. Кроме нюансов рельефа в полете пилотам нужно учитывать горный микроклимат, который порой преподносит сюрпризы в виде мощных потоков воздуха и зон турбулентности, стремящихся прижать машину к склону, резкого тумана или смены температуры. Из-за пониженного атмосферного давления в горах двигатель и другие вертолетные системы работают хуже, что требует от пилотов большого мастерства.

Ми-171А2 в горах. Фото: «Вертолеты России»

Чаще всего в горах летают вертолеты спасательных служб, медицинские, полицейские и военные машины. Самые частые задачи горных вертолетчиков – спасать в трудных ситуациях туристов, эвакуировать жителей из горных районов, перевозить грузы, вести наблюдение на приграничных территориях. Для полетов на высоте до 4000 метров могут применяться обычные вертолеты, но на экстремальных высотах уже требуются машины со специально адаптированным оборудованием.

В России для полетов в горах успешно применяются вертолеты Ми-8 в различных модификациях, вертолеты Ка-32, Ка-226, некоторые зарубежные модели. Новейший «Ансат» может работать на высоте до 3500 метров. В 2022 году холдинг «Вертолеты России» планирует начать серийное производство модернизированного Ка-226Т Climber («Альпинист») − первого отечественного вертолета, позиционирующегося как высокогорный.
  

Хорошая наследственность

Для России ударные вертолеты всегда были поводом для гордости: сыграли свою роль как культ советского ВПК, так и «пиар» отдельно взятых винтокрылых машин вроде Ка-50 «Черная акула». Есть еще одна, более объективная причина: только единичные страны могли, могут или смогут в обозримом будущем производить собственные ударные вертолеты. Примечательно и то, что Россия имеет сразу несколько платформ, позволяющих их создавать. Кроме устаревшего и не очень удачного с концептуальной точки зрения Ми-24 (вертолет создавался как «летающая БМП», но на практике десантный отдел оказался почти не нужен), есть Ка-52 и Ми-28.

Правда, в России не забыли и про «старичка» Ми-24. Одной из последних его версий стал Ми-35ПМ, имеющий новый несущий и Х-образный рулевой винт с лопастями, выполненными из композиционных материалов. Поскольку сейчас разные варианты Ми-24 эксплуатируются огромным числом стран, Россия, очевидно, и дальше будет улучшать легендарную винтокрылую машину.

Ка-50 «Черная акула» / Фото: airwar.ru

Немного об общей концепции. Совершивший первый полет 10 ноября 1982 года Ми-28 стал, по сути, «советским Apache», который поднялся в небо в 1975-м. Обе машины имеют несущий и рулевой винты, для обеих выбрали трехточечное шасси и тандемное (когда летчики находятся друг за другом) расположение членов экипажа. В самом широком смысле и Ми-28, и Apache – аналоги американского Bell AH-1 Cobra времен Войны во Вьетнаме, ставшего первым в мире специально спроектированным серийным боевым вертолетом. Выбранная концепция многократно доказывала свою эффективность. Достаточно сказать, что сейчас AH-64 Apache – самый массовый серийный ударный вертолет в мире: число построенных машин давно перевалило за полторы тысячи.

Ми-28Н «Ночной охотник» / Фото: warbook.club

Ми-28 на сегодня произвели серией чуть более 120 экземпляров. Откуда такая разница? Современная, способная действовать ночью версия вертолета, которую назвали Ми-28Н, появилась только во второй половине 90-х, а из-за финансовых проблем в стране на вооружение вертолет приняли только в 2013 году.

История с Ка-52 в чем-то схожа, а в чем-то отличается. Вертолет правильнее назвать не аналогом Apache, а работой над ошибками, допущенными при создании упомянутой выше «Черной акулы». Одноместная машина при всех своих достоинствах ставила летчика в почти «экстремальные» условия, когда ему приходилось одновременно выполнять функции пилота и оператора вооружений. Главное оружие вертолета – противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» – имеет лазерное наведение. Значит, вплоть до момента поражения цели летчик должен направлять луч лазера прямо на нее, что сковывает его в маневре и делает психологическую нагрузку еще серьезнее.

Ка-52 «Аллигатор» / Фото: hi-tech.mail.ru

Для вертолета Ка-52, оснащаемого теми же «Вихрями», проблема остается актуальной и в наши дни. Однако два члена экипажа имеют куда больше шансов выполнить задачу и вернуться домой.

Отметим, что ранее появилась информация о закупке ракет «Вихрь» для вертолетов Ка-52: о применении в Краснодарском крае «Вихря-1» с борта этих машин стало известно в октябре 2020-го. Всего, по данным официального печатного органа правительства Российской Федерации, израсходовали 30 ракет.

Отметим, что, в отличие от Ми-28, для Ка-52 выбрали схему расположения членов экипажа бок о бок: как на фронтовом бомбардировщике Су-24 или на самолетах стратегической авиации. Правильно это или нет – другой вопрос. В теории при таком расположении пилоты получают более широкие возможности для взаимодействия в боевых условиях, однако боковой обзор для командира и оператора вооружения при этом ограничен.

История операций [ править ]

Bell 206L-4 Long Ranger IV (обслуживается CTV British Columbia ), вылетает с вертолетной площадки в гавани Ванкувера

Первый Bell 206A поднялся в воздух 10 января 1966 года, а позже в том же месяце самолет был показан на съезде Американской ассоциации вертолетов (HAA). 20 октября 1966 года JetRanger получил сертификат FAA. Доставка JetRanger клиентам началась 13 января 1967 года, когда первый самолет был приобретен Гарри Холли, генеральным директором Hollymatic Corporation и предыдущим владельцем Bell Ranger. В 1968 году ВМС США выбрали 206A в качестве основного учебного самолета TH-57 Sea Ranger. Армия также в конечном итоге выбрала 206A для легкого наблюдательного вертолета как OH-58 Kiowa .

Базовая форма и конструкция JetRanger оставались неизменными с 1967 года, но Bell представила 206B JetRanger II в 1971 году. В 1977 году был представлен 206B-3 JetRanger III с модифицированным рулевым винтом и более мощным двигателем. JetRanger популярен среди средств массовой информации для сообщений о дорожном движении и новостей. LongRanger обычно используется как машина скорой помощи и как корпоративный транспорт. 1 сентября 1982 года пилоты Х. Росс Перо-младший и Джей Коберн вылетели из Далласа, штат Техас, на « Духе Техаса », Bell 206L-2 (N3911Z). Они вернулись 30 сентября, через 29 дней и 3 часа, совершив первый кругосветный полет на вертолете. В 1983 году австралийский бизнесмен Дик Смитстал первым пилотом вертолета, совершившим одиночное кругосветное путешествие за 260 часов налета. Во время путешествия он посадил свой 206B-3 (S / N 3653; VH-DIK) на заранее подготовленные контейнеровозы для дозаправки между Японией и Алеутскими островами.

В 1993 году армия США выбрала Bell 206B-3 в качестве победителя конкурса New Training Helicopter в качестве основного учебного вертолета TH-67 Creek. Количество TH-67, продаваемых армией , слишком мало, чтобы повлиять на гражданские рынки.

22 июля 1994 года Рон Бауэр посадил свой 206B-3 (N206AJ) в Херсте , штат Техас , установив новый рекорд кругосветного полета на вертолете. Бауэр вылетел 24 июня и вернулся через 24 дня, 4 часа, 36 минут и 24 секунды, со средней скоростью 35,62 узла (40,99 миль / ч, 65,97 км / ч). Бауэр добавил дополнительный топливный бак на 91 галлон, что вдвое увеличило дальность полета JetRanger III.

Development

Origins and JetRanger

A YOH-4A LOH in flight

On October 14, 1960, the United States Navy solicited responses from 25 aircraft manufacturers to a request for proposals (RFP) on behalf of the Army for the Light Observation Helicopter (LOH). Bell entered the competition along with 12 other manufacturers, including Hiller Aircraft and Hughes Tool Co., Aircraft Division. Bell submitted the D-250 design, which would be designated as the YHO-4. On May 19, 1961, Bell and Hiller were announced as winners of the design competition.

Bell developed the D-250 design into the Bell 206 aircraft, redesignated as YOH-4A in 1962, and produced five prototype aircraft for the Army’s test and evaluation phase. The first prototype flew on December 8, 1962. The YOH-4A also came to be known as “The Ugly Duckling” in comparison to the other contending aircraft. Following a fly-off of the Bell, Hughes and Fairchild-Hiller prototypes, the Hughes OH-6 was selected in May 1965.

When the YOH-4A was eliminated by the Army, Bell went about solving the problem of marketing the aircraft. In addition to the image problem, the helicopter lacked cargo space and only provided cramped seating for the planned three passengers. The solution was a redesigned fuselage, sleeker and aesthetically appealing, adding 16 ft3 (0.45 m3) of cargo space in the process. A Bell executive contributed to this redesign by drawing on a sketch two lines extending the fuselage to where it meets the tail. The redesign was designated Bell 206A, and Bell President Edwin J. Ducayet named it the JetRanger, denoting an evolution from the popular Model 47J Ranger.

Bell Helicopter ended production of the Bell 206B-3 version in 2010. In 2011, used 206B-3s sold for around $1.4 million depending upon the equipment and configuration. Bell intends for the Bell 505 Jet Ranger X to replace the 206 five-seat versions from around 2015 and compete with the Robinson R66.

LongRanger

A Bell 206-L4 of the Bangladesh Army

The 206L LongRanger is a stretched variant with seating for seven. The fuselage, stretched a total of 30 inches (760 mm), adds two rear-facing seats between the front and rear seats. Since 1975, Bell has produced more than 1,700 LongRangers across all variant types. In 1981, a military version, the 206L TexasRanger was released. The original 206L used an Allison 250-C20B engine, and a series of model upgrades replaced this engine with more powerful versions; the 206L-1 used a 250-C28, and the 206L-3 and 206L-4 used the 250-C30P.

In both applications, the 250-C30P is derated from 650 hp for takeoff and 501 hp continuous. The 206L-3 is transmission-limited to 435 hp for take-off, and the 206L-4 is transmission-limited to 495 hp. The derating of the C30P produces an advantage in hot-day and high-altitude operations as it can produce the rated horsepower at higher altitudes and temperatures where applications that use the maximum rating of the engine at sea level suffer accelerated performance deterioration with increases in temperature and altitude. The 206L-3 and L-4 have not been offered in a twin configuration under those model designations.[citation needed]

In 2007, Bell announced an upgrade program for the 206L-1 and 206L-3 which is designed to modify the aircraft to the 206L-4 configuration; modified aircraft are designated 206L-1+ and 206L-3+. Modifications include strengthened airframe structural components (including a new tailboom), improved transmission, upgraded engine for the L-1, all of which result in a maximum gross weight increase of 300 pounds and increased performance.

Production of the 206L-4 ended in June 2017.

Gemini ST and TwinRanger

The TwinRanger name dates from the mid-1980s when Bell developed the Bell 400 TwinRanger, but it never entered production.

In 1989, Tridair Helicopters began developing a twin-engine conversion of the LongRanger, the Gemini ST. The prototype’s first flight was on January 16, 1991, while full FAA certification was awarded in November. Certification covers the conversion of LongRanger 206L-1s, L-3s and L-4s to Gemini ST configuration. In mid-1994 the Gemini ST was certificated as the first Single/Twin aircraft, allowing it to operate either as a single or twin engine aircraft throughout all phases of flight.

The Bell 206LT TwinRanger was a new-build production model equivalent to Tridair’s Gemini ST, and was based on the 206L-4. Thirteen 206LTs were built, the first being delivered in January 1994, and the last in 1997. The TwinRanger was replaced in Bell’s lineup by the mostly-new Bell 427.

Соответствующие PNG изображения

  • черный и красный вертолет, вертолет Bell 206 Eurocopter EC120 Colibri Bell 505 Jet Ranger X Самолеты, вертолеты, Вид транспорта, транспортное средство png

  • Военный вертолет Ми-24 Boeing AH-64 Apache Aircraft, вертолет, Вид транспорта, вертолет png

  • Военный вертолет, вертолет, армия, вертолет png

  • Sikorsky UH-60 Black Hawk Вертолет США Наклейка на стену, вертолет, угол, наклейка png

  • Беспилотный летательный аппарат Mavic Pro Delivery drone Quadcopter Advertising, джи дрон логотип, Разное, угол png

  • Вертолет Boeing CH-47 Chinook Bell 206 Самолет Bell OH-58 Kiowa, вертолет, угол, монохромный png

  • Самолет Силуэт Самолет, Самолет, угол, рука png

  • Военный вертолет Силуэт самолета, вертолет, фотография, вертолет png

  • Самолет Самолет Силуэт Компьютерные иконки, мультфильм самолет, рука, Викисклад png

  • иллюстрация самолета, Иконки Самолета, avion, угол, монохромный png

  • Вертолет Eurocopter AS355 Écureuil 2 Eurocopter AS350 Écureuil Eurocopter EC135, вертолет, угол, наклейка png

  • Самолет, самолет, угол, авиация общего назначения png

  • Самолет Самолет Дорожный знак ICON A5 Компьютерные иконки, самолет, угол, логотип png

  • Вертолет Open Airplane graphics, вертолет, угол, белый png

  • Вертолет Robinson R44 Flight Aircraft Robinson R22, вертолеты, угол, логотип png

  • Вертолет вертолетный автомобиль Миль Ми-8 Стикер, вертолет, автомобиль, вид транспорта png

  • Eurocopter EC135 Eurocopter EC635 Eurocopter EC145 Airbus Вертолеты, заклепки, угол, текст png

  • Самолет пропеллера Cessna 172 Cessna 150 Cessna 182 Skylane, самолет, угол, общая авиация png

  • Самолет Силуэт Арт, парашют, угол, рука png

  • Самолет, Самолет Самолет, Самолет, угол, авиация общего назначения png

  • Силуэт винта вертолета, вид сверху вертолета, вертолет, средство передвижения png

  • Миль Ми-17 Миль Ми-8 Ротор вертолета Миля Московский вертолетный завод, вертолет, угол, самолет png

  • Bell 412 Вертолет Bell 212 Bell UH-1 Ирокез Белл CH-146 Griffon, вертолет, угол, монохромный png

  • Bell 212 Bell UH-1 Ирокез Белл 412 Bell UH-1N Твин Хьюи Белл 204/205, 214, угол, монохромный png

  • Вертолет Миль Ми-17 Миль Ми-8, вид сверху, угол, силуэт png

  • Вертолет роторный Sikorsky HH-60 Pave Hawk Сикорский SH-60 Seahawk Sikorsky UH-60 Black Hawk Сикорский HH-60 Jayhawk, вертолет, угол, режим транспорта png

  • Самолет Самолет Силуэт, самолет, угол, транспортное средство png

  • Вертолет Boeing CH-47 Chinook Вертолет Boeing Chinook Boeing Vertol CH-46 Sea Knight, вертолет, угол, вид транспорта png

  • Вертолет Drawing Line art, вертолет, угол, карандаш png

  • Ротор вертолета Propeller Line, вертолет, угол, мультфильм png

  • Наклейка на вертолет Наклейка Bell UH-1 Ирокез, вертолет, наклейка, вертолет png

  • Bell AH-1Z Viper Bell AH-1 Cobra Вертолет Bell AH-1 SuperCobra Bell UH-1Y Яд, вертолет, угол, вертолет png

  • IAR 330 Ротор вертолета Aérospatiale SA 330 Puma Eurocopter AS332 Super Puma, вертолет, угол, режим транспорта png

  • Самолет Самолет Пропеллер Вертолет, самолет, угол, силуэт png

  • коричневая и зеленая иллюстрация вертолета, вертолет Boeing AH-64 Apache Bell UH-1 ирокезы Харбин Z-19 Hughes OH-6 Cayuse, армия, военный вертолет, Вид транспорта, вертолет png

  • Вертолетный ротор Car Sticker Виниловая интерьерная наклейка, вертолет, угол, автомобиль png

  • Военный вертолет Bell UH-1 Iroquois Bell 204/205, вертолеты, Вид транспорта, самолет png

  • Легкий самолет Wittman Tailwind Propeller Генеральная авиация, самолеты, угол, авиация общего назначения png

  • Истребитель Dassault Rafale Eurofighter Тайфун Dassault Mirage 2000N / 2000D, летательный аппарат, угол, треугольник png

  • Военный вертолет, вертолет, вертолет, силуэт png

  • MD Helicopters MD Explorer Robinson R44 Bell 429 GlobalRanger Победить вашего противника в небесном суде, вертолет, вид транспорта, вертолет png

  • Bell 212 Bell UH-1 Ирокезы Bell UH-1N Твин Хьюи Белл Хьюи семейство Bell 204/205, вертолет, угол, монохромный png

  • Ротор вертолета Самолет, вертолет, логотип, самолет png

  • Ротор вертолета Bell 525 Relentless Airbus Helicopters H160 Компьютерные иконки, вертолет Ico, самолет, вертолет png

  • Вертолет Bell 206 Boeing CH-47 Chinook Bell XV-3 Самолеты, вертолеты, угол, монохромный png

  • Наклейка для подводного плавания Наклейка Hobby, padi logo, угол, другие png

  • Самолет Силуэт Самолет, sillhouette, угол, рука png

  • TAI / AgustaWestland T129 ATAK Agusta A129 Mangusta HAL Легкий боевой вертолет Bell UH-1Y Venom, вертолеты, угол, вертолет png

  • Сикорский SH-60 Seahawk Сикорский UH-60 Black Hawk Сикорский HH-60 Jayhawk Вертолет Sikorsky S-70, вертолет, угол, режим транспорта png

  • Bell UH-1 ирокезы Bell UH-1N Твин Хьюи Белл Семейство Хьюи Bell 212 Bell 204/205, вертолеты, угол, монохромный png

Старые проблемы и новые вертолеты

Несмотря на разные компоновки, после ввода в эксплуатацию и Ми-28, и Ка-52 столкнулись с похожими трудностями. И хотя официальные СМИ не скупились на похвалу, вертолеты страдали от характерных для новой техники детских болезней, недоработок систем, отсутствия современных вооружений и так далее.

Самым показательным в этом отношении стало заявление бывшего главкома Воздушно-космических сил России Виктора Бондарева, сделанное несколько лет назад, после применения российских вертолетов в Сирии. Оно касалось строевых Ми-28Н. «Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего не слышит», – заявил военный. По его словам, очки ночного видения летчики называют «смерть пилотам». «Когда безоблачно – все прекрасно, как только дымочка какая-то, то летчик потом три дня ходит с красными глазами», – отметил Бондарев.

В среде авиалюбителей у Ка-52 репутация традиционно лучше, однако проблемы такого рода не обошли и этот вертолет. В 2018 году в издании Defence Blog появилась информация о том, что поставленные Египту машины представляют собой ворох технических проблем. Трудности, в частности, касались двигателей ВК-2500, которые якобы при высокой температуре воздуха сильно теряют тягу на разных режимах работы. Вскрылись и проблемы с бортовой электроникой, которые среди прочего мешали навигации вертолета.

Перечисленные проблемы нельзя назвать «неустранимыми»: когда-то с чем-то похожим сталкивался и Apache, и Eurocopter Tiger, и вообще любой сколько-нибудь современный авиационный комплекс. Теоретически устранить трудности можно без серьезной переделки машины, однако в России решили иначе. Глубоко модернизированные вертолеты Ми-28НМ и Ка-52М будут иметь существенные отличия как от базовых советских версий, так и от более новых модификаций, принятых на вооружение в 2000-х.

Операторы

Военные

  •  Австралия — 29 Bell 206B-1, по состоянию на 2016 год
  •  Албания — 7 Bell 206C (AB-206C), по состоянию на 2016 год
  •  Аргентина — 5 Bell 206B3, по состоянию на 2016 год
  •  Бангладеш — 3 Bell 206L-4 и 2 Bell 206L, по состоянию на 2016 год
  •  Болгария — 6 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Бразилия — 15 Bell 206B3 Jet Ranger III (IH-6B), по состоянию на 2016 год
  •  Бруней — 2 Bell 206B, по состоянию на 2016 год
  •  Венесуэла — 4 Bell 206B и 1 Bell 206L3 Long Ranger II и 6 Bell 206B/L Jet Ranger/Long Ranger, по состоянию на 2016 год
  •  Гайана — 2 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Гватемала — 8 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Греция — 14 Bell 206 (AB-206), по состоянию на 2016 год
  •  Италия — 26 Bell 206 (AB-206), по состоянию на 2016 год
  •  США — 154 TH-67, по состоянию на 2016 год
  •  Вьетнам — 29 TH-67, по состоянию на 2016 год
  •  Израиль — 6 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  • ВВС Ирака — 10 Bell 206B3, по состоянию на 2016 год
  •  Иран — более 12 Bell 206 (AB-206) и 2 Bell 206A AB-206A), по состоянию на 2016 год
  •  Камерун —2 Bell 206B и 1 Bell 206L3, по состоянию на 2016 год
  •  Канада — 7 Bell 206 (CH-139) и 3 Bell 206L, по состоянию на 2016 год
  •  Кения — 2 Bell 206L, по состоянию на 2016 год
  •  Кипр — 2 Bell 206L-3, по состоянию на 2016 год
  •  Колумбия — 12 Bell 206B3 Jet Ranger III, 3 Bell 206B и 6 Bell 206L/L3/L4, по состоянию на 2016 год
  • ВВС Латвии — 3[источник не указан 2466 дней]
  •  Лесото — 1 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Северная Македония — 1 Bell 206B (AB-206B), по состоянию на 2016 год
  •  Малайзия — 1 Bell 206L, по состоянию на 2016 год
  •  Мексика — 45 Bell 206, 19 Bell 206B Jet Ranger II и 7 Bell 206L, по состоянию на 2016 год
  •  Мьянма — 6 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Марокко — 11 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Оман — 3 Bell 206 (AB-206), по состоянию на 2016 год
  •  Перу — 3 Bell 206B и 8 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Пакистан — 13 Bell 206B, по состоянию на 2016 год
  •  Сенегал — 2 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Словения — 4 Bell 206 (AB-206), по состоянию на 2016 год
  •  Танзания — 2 Bell 206A (AB-206A) и 2 Bell 206L, по состоянию на 2016 год
  •  Таиланд — 42 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Турция — 20 Bell 206 и 8 Bell 206A (AB-206A), по состоянию на 2016 год
  •  Уганда — 2 Bell 206A и 1 Bell 206, по состоянию на 2016 год
  •  Хорватия — 8 Bell 206B, по состоянию на 2016 год
  •  Чили — 4 Bell 206 и 5 Bell 206B, по состоянию на 2016 год
  •  Шри-Ланка — 2 Bell 206A и 2 Bell 206B, по состоянию на 2016 год
  •  Эквадор — 3 Bell 206A, 4 Bell 206B и 7 Bell 206B Jet Ranger II, по состоянию на 2016 год
  •  Ямайка — 2 Bell 206B3, по состоянию на 2016 год
  •  Япония — 4 Bell 206B, по состоянию на 2016 год

Variants

Civilian

Bell 206B Jet Ranger III at Filton Airfield, Bristol, England. Used for electricity pylon patrols.

Bell 206
Five YOH-4A prototypes, for flight evaluation in the Army’s LOH program (1963).
Bell 206A
Initial production version, powered by an Allison 250-C18 turboshaft engine. FAA-certified in 1966. Selected as the OH-58A Kiowa in 1968.
Agusta-Bell 206A
License-built in Italy.
Bell 206A-1
OH-58A aircraft that are modified for FAA civil certification.
Agusta-Bell 206A-1
License-built in Italy.
Bell 206B
Upgraded Allison 250-C20 engine.
Agusta-Bell 206B
License-built in Italy.
Bell 206B-2
Bell 206B models upgraded with Bell 206B-3 improvements.

Bell 206B JetRanger tail end

Bell 206B-3
Upgraded Allison 250-C20J engine and added 2 inches (51 mm) to tail rotor diameter for yaw control.
Bell 206L LongRanger
Stretched, seven-seat configuration, powered by an Allison 250-C20B turboshaft engine.
Bell 206L-1 LongRanger II
Higher-powered version, powered by an Allison 250-C28 turboshaft engine.
Bell 206L-1+ LongRanger
Bell modifications, including 250-C30P engine, to upgrade aircraft to 206L-4 configuration.
Bell 206L-3 LongRanger III
Powered by an Allison 250-C30P turboshaft engine.
Bell 206L-3+ LongRanger
Bell modifications to upgrade aircraft to 206L-4 configuration.
Bell 206L-4 LongRanger IV
Improved version, 250-C30P engine and transmission upgrade.
Bell 206LT TwinRanger
Twin-engined conversions and new-builds of the 206L; replaced by the Bell 427.

A Bell 206L-3

Bell 407
based on the 206L with four-blade rotor system.
Bell 417
upgraded 407 with larger engine; project canceled.
Cardoen Cb 206L-III
Chilean modified LongRanger III with narrow forward fuselage and flat-plate cockpit windows. At least two converted, with first flight in 1989.
HESA Shahed 278
An Iranian re-hash of Bell 206 components.
Aurora Flight Sciences Tactical Autonomous Aerial Logistics System test platform

Military

Bell 206AS
Export version for the Chilean Navy.
Bell CH-139 JetRanger
Canadian military designation for the Bell 206B-3.
Hkp 6A
Swedish Army designation for the Agusta-Bell 206A. 21 units manufactured in Italy, used as training, liaison, light transport, scout and anti-tank helicopters armed with ATGMs.
Hkp 6B
Swedish Navy designation for the Agusta-Bell 206A. 10 units manufactured in Italy, used as anti-submarine helicopters, armed with depth charges. This variant was equipped with emergency inflatable floats.
OH-58 Kiowa
Light observation helicopter that replaced the OH-6A Cayuse.
TH-57A Sea Ranger
40 commercial Bell 206A aircraft purchased as the primary U.S. Navy helicopter trainer in January 1968 for training prospective U.S. Navy, U.S. Marine Corps, U.S. Coast Guard and select NATO/Allied helicopter pilots.

US Navy TH-57C

206L TexasRanger
proposed export military version. One demonstrator was built (1981).
TH-57B
45 commercial Bell 206B-3 helicopters purchased by the US Navy in 1989 as replacements for the TH-57A for primary training under visual flight rules.
TH-57C Sea Ranger
71 commercial Bell 206B-3 helicopters purchased by the US Navy beginning prior to 1985 with cockpits configured for advanced training under instrument flight rules.
TH-57D
Planned upgrade program to convert US Navy TH-57B and TH-57C aircraft to a single standard digital cockpit. This program never materialized in operational aircraft.[citation needed]
TH-67 Creek
137 commercial Bell 206B-3s purchased in 1993 as the primary and instrument helicopter trainer for the US Army at Fort Rucker, Alabama. 35 in VFR configuration and 102 in IFR configuration. The US Army currently has 181 units, of which 121 are in VFR configuration and 60 are in IFR configuration. All TH-67s display US registrations (“N” numbers) and are operated as public use aircraft.

Вертолет огневой поддержки «Чжи-11WB»

В период с 1988 по 1994 г. специалисты 602-го НИО вертолетного проектирования КНР при содействии партнеров из французской компании Aerospatiale (в настоящее время Airbus Helicopters) разработали легкий вертолет «Чжи-11». Машина получила сертификат типа в 1996 г., после чего начались мелкосерийные поставки в учебные подразделения АА НОАК.

В качестве основы был выбран вертолет AS350 «Squirrel». Выпуск вертолета организован на Чанхэсском авиапромышленном предприятии. Вертолет прошел полный цикл испытательных полетов в высокогорных условиях и в зимнее время.

Вертолет AS350 «Squirrel»

После анализа применения легких вертолетов типа MD530 и ОН-58D американскими военными в различных специальных операциях было принято решение разработать аналогичный вертолет на базе «Чжи-11». Новая версия винтокрылой машины получила обозначение «Чжи-11WB».

Основное отличие состоит в увеличении площади остекления кабины пилотов, которое выполнено из специального пулестойкого сплава, обеспечивающего защиту от попаданий пуль калибра 5,56 мм и осколков. Вертолет может быть оснащен двигателями национального производства WZ-8D/Е/F. При необходимости данный вертолет может быть оснащен турбовальным двигателем WZ-8C с мощностью 630 кВт.

Для иностранных покупателей возможна комплектация мотором LTS109-700D-2 (производство Honeywell, США) или Ariel 2В1А (производство Turbomeca, Франция). Силовые установки иностранного производства отличаются большим ресурсом (в два раза).

Обнаружение и сопровождение наземных целей с последующим обстрелов обеспечивает ОЭС W/ZH-09(A1), которая позволяет применять:

  • корректируемые высокоточные бомбы LS6, TL2 или FT-9 массой 50 кг;
  • ПТУР «Красная стрела 8С и 9» (до 8 ед.);
  • ракеты класса «воздух–земля» СМ-502К с лазерным наведением (до 8 ед.);
  • тяжелые УР класса «воздух–земля» увеличенной дальности AG-300L (до 8 ед.);
  • кассетные бомбы YZ-102A, YZ-200, YZ-212D.

Вертолет Z-11WA может быть оснащен двумя ПУ для НАР калибра 57мм по 18 снарядов в каждой. Конструкторы предусмотрели возможность установки авиационной пушки модели DX-10B калибра 23 мм в контейнер РС-1АУ с боекомплектом 200 выстрелов.

Для действий ночью экипаж может использовать прицел ночного режима MBZ-10A-1.  

В кабине на поворотных турелях могут быть установлены шестиствольный пулемет CS/LM-12 калибра 7,62 мм или АГ LG3 калибра 40 мм.

Вертолет огневой поддержки «Чжи-11WB»

Тактико-технические характеристики вертолета огневой поддержки «Чжи-11WB»

Длина (м)13,012
Диаметр несущего винта (м)10,89
Высота (м)3,14
Масса нормальная (кг)1 258
Объем топлива (л)600
Максимальная взлетная масса (кг)2 250
ДвигательWZ-8D
Максимальная мощность (кВт)510
Максимальная скорость (км/ч)278
Крейсерская скорость (км/ч)240
Дальность полета (км)600
Скороподъемность (м/с)9,5
Экипаж (чел)2

Китайские авиастроители работают над новыми многофункциональными вертолетами со взлетной массой от 4,5 до 10 т. Китайские специалисты признают наличие проблем с силовыми установками, однако активно сотрудничают с французскими специалистами, что позволяет им поэтапно улучшать летные характеристики винтокрылых машин.  

Одновременно китайские конструкторы разрабатывают новый тяжелый военно-транспортный экраноплан с четырьмя двигателями мощностью по5 000 кВт каждый, что позволит перевозить не менее 35 т груза со скоростью 550 км/ч на дальность от 1 000 км. Подобный летательный аппарат позволит десантировать значительные силы пехоты или тяжелое вооружение в труднодоступных горных районах.

По материалам журнала «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса Сиань»

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий