Двигатель
Здесь я позволю себе небольшой исторический экскурс. В 1931 году, в стенах Харьковского паровозостроительного завода плеядой талантливейших и гениальных советских инженеров К. Ф. Челпаном, Т. П. Чупахиным, Я. Е. Вихманом, И. Я. Трашутиным был создан танковый дизельный двигатель В-2. Да, то самый, что стал сердцем Т-34, КВ-1, КВ-2, ИС-1.
В-2 получился настолько удачным, что ВСЕ дизельные двигатели российской бронетехники от В-84 (Т-72), В-92С2Ф (Т-72Б3, Т-90) до УТД-20 (БМП-1 и БМП-2) и УТД-29 (БМП-3) представляют собой дальнейшие модернизации этого двигателя. И можно долго хвалить В-2 или наоборот, сомневаться в его возможностях как современного двигателя, но факт: практически вся российская бронетехника перемещается именно этим мотором. Простым, но надежным и освоенным до винтика.
В-92С2Ф
Двигатель А-85-3А «Арматы» не имеет никакого отношения к В-2. Он был создан КБ «Трансдизель» в начале 90-х как агрегат для компрессорных нефтегазоперекачивающих станций на основе немецкого Х-образного двигателя «Simmering» SLA 16, он же «Porsche Тур 212», созданного как двигатель для «Тигра» и «Королевского тигра». Правда, предок был 16-цилиндровый, но это, согласитесь, несущественно.
Но почему-то А-85-3 или 12Н360 не пришелся ко двору, и его решили попробовать как силовую установку для перспективного танка Т-95, который, кстати, смело можно назвать предком «Арматы», поскольку компоновка была такая же: капсула на три человека и почти пустая башня.
Двигатель назвали А-85-3.
Х-образный, 12-и цилиндровый, заявленная максимальная мощность около 1800 л.с., в обычном режиме около 1500 л.с. Масса 1550 кг, что на 500 кг больше, чем у В-92. Из минусов – тяжелый, сложный, ненадежный.
Двигатель неоднократно демонстрировался на различных выставках, но никого не смог заинтересовать. И руководство «Уралвагонзавода» решило весьма своеобразно решить вопрос по этому двигателю: взять и разработать под него новый танк!
И на полном ходу «Армата» влетела в двигательную ловушку, потому что А-85-3, под который разрабатывался танк размерами сильно отличался от В-92 и в случае чего заменить А-85-3 на старый и проверенный В-92 не представлялось возможным.
Кстати, так и получилось, когда в 2014 году попробовали заменить А-85-3 на ярославские двигатели. В экспериментальном виде, но не вышло. Кроме того, АКПП в сборе с двигателем – это тоже проблема при такой попытке замены.
В итоге решили оставить А-85-3А, с которым танк удовлетворительно перемещается только под прикрытием группы техников и инженеров. Что касается массового выпуска, тут тоже не все прекрасно. А-85-3А хоть и не нов, но за 30 лет его выпуск не был освоен и отлажен по причине невостребованности двигателя.
И вот на этом с двигателем можно заканчивать, потому что В-92 смотрится на его фоне просто эталоном надежности и простоты. А-85-3А пусть и не так стар, как В-92, все-таки почти 15 лет разницы в пользу немецкого прообраза, но тем не менее: за 90 лет существования В-2 и его потомков двигатель отработали по полной программе. Чего о А-85 не скажешь.
Теперь, наверное, понятно, почему УВЗ по-прежнему гонит линейку Т-72/Т-80/Т-90 и совсем не горит желанием «Штамповать «Арматы»? У предприятия просто нет такого количества заводских бригад, которые станут отлаживать двигатели в полях. «Сырые» двигатели, которые толком не производились.
Об автоматической коробке передач говорить просто не хочется. Данных по ней нет, чьих она рук дело, но то, что АКПП на российских машинах начали появляться после продажи автозаводов иностранным фирмам, говорит о многом. Примерно, как немецкие АКПП на российских военных тягачах.
Производственные мощности – отдельная тема. Их просто нет. Была программа по строительству новой производственной линии для «Арматы», но увы. Деньги были выделены, причем, деньги немаленькие (называют цифру в 64 млрд рублей), на которые были возведены цеха и заключены контракты… с западными производителями станков. Которые с огромным удовольствием взяли деньги и не поставили оборудование, так как включили санкции. Вот и на этом все: завод вроде бы есть, а станков нет.
Поэтому все, что может предложить УВЗ – это ручная сборка Т-14 поштучно в полукустарных условиях экспериментального цеха. И в первую очередь это вызвано необходимостью в военных условиях гнать на конвейере Т-90М, модернизировать Т-90 до уровня Т-90МС, не забывать про Т-72, который тоже нужно модернизировать.
И здесь все просто: если в СССР танки делали на нескольких заводах, то теперь львиная доля нагрузки лежит на УВЗ. «Омсктрансмаш» тут точно не помощник, завод занимается несколько иными задачами.
Сколько танков в России?
Конечно же точное количество боевой техники является военной тайной. Тем более количество вышедших из строя и переданных в войска из оборонных предприятий в течение последнего года (читай — СВО). Но подсчитать количество боевых единиц на основе открытых источников. Цифры где-то разнятся, но в общем погрешность не такая большая. Так, британское издание INEWS указывает цифру в 13 300 боевых машин. А вот известный агрегатор военных рейтингов GLOBALFIREPOWER рассказывает о 12 420 танках.
Интересный расчет произвел пользователь Живого журнала (Livejournal) altyn73. В своем материале он приводит цифру в 2685 единиц.
Видимо здесь не учитываются танки, находящиеся на хранении, то есть в воинских частях кадра. Во всем известной Википедии приводятся уже совершенно другие цифры. Посмотрите данную информацию в таблице.
Модификация танка | Количество |
---|---|
Т-90М | 67 |
Т-90 Т-90А | ~350 |
Т-80У, БВ | 310 |
Т-80БВМ | 170 |
Т-72Б3 обр. 2016 | 530 |
Т-72Б3 | 850 |
Т-72Б, БА | 650 |
ВСЕГО: | 2927 |
В этом варианте указано 2927 танков. Количество машин на хранении не раскрыто.
В итоге можно варьировать следующими цифрами: всего около 12 000-13 500 танков в Армии России. Из них в боевых подразделениях 2500-3000 единиц. Напоминаю, все расчеты взяты из открытых источников и, естественно, могут отличаться от реальных цифр.
Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)
Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы
модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в
2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых
танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за
высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из
эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.
Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том,
что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с
хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии,
обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.
Боевой танк России T-80БВМ
На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2
A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М “Инвар”
с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также
получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым
вычислителем. Наводчик также
дополнительно получил новый прицел “Сосна-У” с французским
тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения,
позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным
сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.
Радиостанция Р-168-25 У-2
Особенности трансмиссии
В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным
российских танком со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или
27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели
ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в
установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700
л.с., выше среднего для российских условий.
Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход
топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении
по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой
турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование
современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором расход значительно снижен.
Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного
пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки
Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах:
в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.
У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не
является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ
T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа “Реликт”.
Боевой вес снова вырос до 46,5 т.
Платформа, двигатель, подвеска
К танкам четвертого поколения предъявляются особые требования, они как раз и определили концепцию разработки Т-14 «Армата».
- Необитаемая башня (НеоБаш) с зарядкой и перезарядкой снарядов, происходящими в автоматическом режиме.
- Изолированная от боеприпасов бронированная капсула экипажа, повышающая его выживаемость.
- Передача определенной части функций под управление компьютера или автоматизированной системы (частично роботизированная машина).
Разработчики оставили поле деятельности для создания танка пятого поколения, то есть, полностью роботизированной машины, которая может управляться без экипажа. Как было указано выше, платформа «Армата» от Уралвагонзавода унифицирована для сборки не только танка Т-14, но и самоходной артиллерийской установки.
Двигатель Т-14 Армата на всех одноименных платформах одинаковый. Он имеет следующие тактико-технические характеристики:
- Тип двигателя – Х-образный, двенадцатицилиндровый, с турбонаддувом, дизельный;
- Максимальная мощность – переменная, от 1200 до 1500 л.с.;
- Максимальная скорость – 90 км/ч;
- Запас хода – 500 км;
- Место установки на платформе – спереди, сзади, посередине.
Активная подвеска Армата, благодаря системе автоматического подрессоривания, позволяет танку преодолевать бездорожье, не снижая скорости. Амплитуда раскачивания снижена в два раза. Это сыграло положительную роль в повышении точности выстрела. Оптимальная скорость танка для ведения боевых действия составляет около 30 км/ч. Платформа снабжена полуавтоматической коробкой передач. 8 передач из 16 предназначены для движения вперед, а остальные – для движения назад.
Ключевым элементом автоматизированной системы «цифровой борт» является боевая информационно-управляющая система (БИУС). Она же является «мозгом» всего танка, так как управляет всеми функциями до того момента, пока кто-либо из членов экипажа не перейдет на ручное управление оборудованием. Под управлением БИУС могут находиться:
- Система активной защиты;
- Система поиска целей;
- Активная подвеска;
- Двигатель.
Регулярно информационно-управляющая система диагностирует все подчиненные ей системы и информирует экипаж о выявленных неисправностях. В некоторых случаях БИУС дает экипажу голосовые команды. Разработчики утверждают, что от машины пятого поколения Армату отделяет лишь отсутствие искусственного интеллекта.
История
Нынешние танки России 2021 даже не вспомнят о созданном в 1925 году Т-18, а ведь он дал начало многим популярным моделям. Кстати, это был очередной прототип, на этот раз Фиата-3000. Получился он не таким удачным, но это был большой шаг вперед. Долгое время создавались разные копии, своего придумать в те времена еще не могли. Наконец в годы Мировой конструкторы решили создать свой собственный агрегат, которым стал Т-34. Они были почти не конкурентными на фоне соперников, но все равно поставлялись на фронт.
Тогда правительство России запустило дешевые и легкие машины Т-60, а позже Т-70, которые все прозвали саранчой, настолько быстро они заполняли фронт, и сколько танков в России такой модели было на тот момент, невозможно сосчитать.
В послевоенное время самым первым из массовых стал Т-54, на который была установлена пушка с калибром 100 миллиметров. Немного позже танки армии России пополнили Т-55. СССР шагало далеко вперед остальных и как только советские конструкторы прознали о выпуске единиц с 105-тимиллиметровым орудием, то тут же взялись за производство Т-62, получившего калибр 155 мм и это случилось впервые в истории. Больше нас интересуют современные танки России 2021, которые состоят на вооружении.
2300 машин к 2024 году
В конце декабря первые выпущенные танки Т-14 поступили в российские войска.
«Ростех» сообщил, что гособоронзаказ скоро будет выполнен на 100%. На сегодняшний день в армии около 130 танков Т-14.
В планах по закупкам, озвученным ещё в 2015 году, речь шла о 2300 машинах. Неужели «Ростех» намерен так нарастить обороты, чтобы в ближайшие 2-3 года выпустить более 2000 машин? И хватит ли его мощностей для этого? Ведь программа модернизации других танков пока продолжается.
Мы относимся к такой возможности скептически, но в то же время весьма вероятно создать пару тысяч танков к 2027-2028 годам, к моменту завершения программы перевооружения. Только, а надо ли?
Project SFERA Live
Особенности компоновки боевого танка, схема конструкции
Бронирование, активная защита
Защита танка Т-14 обеспечивается многослойной броней, комплексом динамической защиты «Малахит» и комплексом активной защиты «Афганит». Такая тройная защита танка обеспечивает его высокую живучесть, защищает экипаж от поражающих факторов любого вида боеприпасов.
Комплекс активной защиты «Афганит» обеспечивает перехват различных боеприпасов на подлете к танку. Оптические радары засекают подлетающий к танку боезаряд, а пеленгаторы засекают места его запуска. Под броней танка находятся поражающие элементы, которые уничтожают вражеские боеприпасы на подлете к танку. С помощью системы «Афганит» блокируется лазерное наведение противника, производится постановка дымовой завесы, нарушается работа РЛС врага. Активная защита предусматривает автоматический разворот башни для остановки вражеского снаряда наиболее бронированной зоной с одновременным ответным уничтожением огневой точки противника.
Вторая ступень защиты танка «Армата» — комплекс встроенной динамической защиты «Малахит». Конструкторы до конца не раскрывают всех секретов комплекса. Различные российские и западные специалисты предполагают, что принцип действия «Малахита» заключается в том, что модули, закрепленные на корпусе танка, подрываются при приближении боеприпасов. При этом модуль выкидывает бронепластину навстречу боеприпасу, вызываю упреждающую детонацию.
Последняя ступень защиты, это непосредственно броня танка. Лобовая броня танка выдерживает попадание противотанковых ракет калибром до 150 мм и попадание бронебойных подкалиберных снарядов калибром до 120 мм. Отсеки танка разделены между собой бронированными перегородками. Экипаж танка располагается в бронекапсуле в носовой части корпуса.
Танк «Армата» снабжен противоминной защитой днища и устройством для обнаружения и подрыва мин на расстоянии.
Двигатель и трансмиссия, запас хода
На танке Т-14 установлена общая для платформы «Армата» силовая установка. Активная подвеска танка также общая для всей техники на платформе «Армата». Особенности и характеристики двигателя:
- дизельный,
- Х-образный,
- 12-цилиндровый.
- мощность от 1200 до 1500 л. с.
- Ресурс работы — около 10 000 часов.
Подвеска танка активная, что обеспечивает плавный ход на неровной местности, и соответственно повышается точность стрельбы и уменьшается время необходимое для захвата цели.
Коробка передач автоматическая, с возможностью переключения в ручной режим. 16 передач, 8 в переднем направлении и 8 в заднем.
Средства наблюдения, связи и навигации
Основным средством наблюдения танка Т-14 «Армата» является радиолокационный комплекс, включающий в себя 4-х секционный радар и синхронизированные с ним камеры, работающие в различных диапазонах. Радар способен одновременно обнаруживать и вести до 40 наземных до 25 воздушных целей на расстоянии до 100 км.
Для ведения ближней разведке танк оснащен беспилотным летательным аппаратом «Птеродактиль». БПЛА связан с Т-14 кабелем по которому передаётся изображение. Длина кабеля до 100 метров. Диаметр обзора «Птеродактиля» до 10 км.
Помимо радара танк «Армата» оборудован 6 камерами кругового обзора, которые расположены на башне танка и способны давать обзор на 360. Камеры имеют автономное питание, работают независимо от радара и способны функционировать в условиях применения противником методов радио электронной борьбы (РЭБ).
В качестве основной системы связи и навигации на Т-14 используется единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Это уникальная инновационная система связи и навигации, не имеющая аналогов в мире. ЕСУ ТЗ разработано концерном «Созвездие» .Данная система являться самым крупным в мире программным военным комплексом. Она обеспечивает одновременную связь со всеми машинами тактической группы на поле боя. Дополнительно танк Т-14 «Армата» оснащен радиостанцией Р-168 комплекса «Акведук».
Технологии невидимости
Для затруднения обнаружение противником, в танке Т-14 «Армата» широко применяются следующие технологии невидимости (стелс-средства):
- Башня и платформа танка имеют особое расположение, что делает машину менее радиозаметной;
- На танке имеется система искажения магнитного поля;
- Система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, а также специальное покрытие корпуса значительно позволяет снизить теплозаметность танка.
Маскирующие средства танка совмещены с комплексом защитной системы «Афганит».