Предназначение и система защиты
Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:
- ликвидация бронированной техники противника;
- уничтожение личного вражеского состава;
- разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
- сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.
Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.
Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.
От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.
Параметры технического плана
Боевая машина Т-72Б3, характеристики которой превосходят по многим аспектам предшественника, обладает следующими основными показателями:
- состав экипажа – три человека (командир, механик и стрелок);
- масса в боевом состоянии – сорок шесть тонн;
- основная пушка (калибр/марка) – 125 мм/2А45-6М5;
- мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил;
- длина корпуса (с пушкой и без) – 9,53/6,86 м;
- запас хода – не менее пятисот километров;
- высота машины – 2,22 м;
- просвет дорожный – 49 сантиметров.
Также стоит отметить, что агрегат Т-72Б3, скорость которого по максимуму составляет до семидесяти километров в час, оборудован новейшими системами прицеливания, радиосвязи и пожаротушения.
В Нижнем Тагиле после ролика про танк на перекрестке вспоминают другие случаи «разгула» военных.
Полицейские из Нижнего Тагила, а вместе с ними тысячи пользователей Рунета изучают видеоролик, который больше напоминает компьютерную игру, а не запись обычного видеорегистратора. На одной из городских дорог, не сбавляя скорость ни перед метровым сугробом, ни перед потрясенными водителями легковушек, выскакивает танк.
Водитель, к счастью, боевую машину заметил и дорогу танку предусмотрительно уступил. И, как уверяют теперь местные военные, послушался не только инстинкта, но и правил дорожного движения, так как выехавший наперерез потоку танк, говорят, ничего не нарушил: был чем-то вроде «помехи справа».
Корреспондент НТВ Инна Осипова впечатлилась и поняла, что все-таки не зря танк Т-90С называют летающим. В этом теперь убедились и автомобилисты, в которых бронированная махина едва не влетела на полном ходу на оживленной трассе.
Вряд ли у Алёны после этого останутся сомнения в том, что танки наши быстры. Форсирование трассы у Т-90С заняло чуть больше секунды. Ролик тут же стал хитом Интернета. Все заинтересовались, насколько уместны танковые маневры на проезжей части?
Как прокомментировал владелец транспортного средства, «Уралвагонзавод», танк направлялся на полигон и ехал на «зеленый сигнал» светофора, а значит, правил не нарушал. В этом месте, оказывается, проходит танковая трасса. В автоинспекции тем не менее начали проверку.
Сергей Плешко, управление ГИБДД ГУ МВД РФ по Свердловской области: «Поставлена также задача совместно с сотрудниками ГИБДД Нижнего Тагила проверить все имеющиеся выезды с „Уралвагонзавода“, проверить и провести рабочие встречи со всеми руководителями завода, дабы исключить несанкционированные переезды проезжей части».
Военная техника на уральских трассах не редкость. Случались и ДТП с участием бронетанковых войск. Несколько лет назад в поселке Октябрьском танк не вписался в поворот и снес угол жилого дома. Очевидцы уверяли, что танкист был нетрезв.
За несколько минут до ДТП танк припарковался возле местного сельпо. На видеокадрах видно, как солдат с двумя бутылками водки садится в боевую машину, но даже тронуться ему удается далеко не с первой попытки. Хозяин дома, павшего под натиском танка, сам офицер запаса, долго не мог прийти в себя после таких небоевых маневров.
Олег Петров, хозяин дома: «Просто я немножко растерян. Жена в шоке. И, слава богу, она хоть жива».
А осенью прошлого года автомобилисты были напуганы появлением вертолета Ми-8, который пронесся буквально в полутора метрах над машинами. Вертолет, как выяснилось, принадлежит Военно-воздушным силам. Летчики отрабатывали над трассой приемы пилотажа. Никаких нарушений не выявлено.
Автоинспекторам остается только призывать водителей гражданского транспорта быть бдительнее на дорогах. Никогда не знаешь, откуда нагрянет боевая техника с земли или с воздуха.
Похожие новости
9 апреля 2013Тагил больше не рулит: полиция взялась за водителей «блуждающих» танков
- Мне понравился этот материал8
Спасибо за голос!
Новости СМИ2
Ходовая часть и двигатель Т-72Б3
У рассматриваемой модели были заменены гусеничные траки. По сравнению с предшественником, новый танк получил ходовые элементы с параллельным шарниром, служащим для повышения эксплуатационных показателей и увеличения ресурса движения. Трансмиссионный узел остался идентичным образцу Т-72.
Обновленный вариант оснащен более мощным многотопливным силовым агрегатом. Его мощность достигает 1130 конских сил. Мотор позволяет машине развивать скорость до шестидесяти километров в час по пересеченной местности, 70 км/ч – по шоссе. Полной заправки топливных баков хватает для преодоления пути в полтысячи километров. Танку вполне по силам водные преграды до 2,8 метра.
Двигатель ОБТ Т-90 “Владимир”
Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателеммодели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л.с. при 2000 об/мин.
На Т-90 поздних выпусков, Т-90А,С устанавливается двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л.с. при 2000 об/мин.
На новой модификации танка Т-90М установлен форсированный V-образный двигатель под индексом В-92С2Ф (он же В-93) мощностью 1130 л.с. Также прорабатывается вариант установки нового Х-образного дизеля В-99 (развитие серии 2В) мощностью 1200-1400 л. с.
Технические характеристики двигателей для ОБТ Т-90
Характеристика | Двигатель | |
Модель двигателя | В-92С2 | В-92С2Ф (В-93) |
Тип двигателя | 4-х тактный, Ѵ-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом | |
Система смесеобразования | Непосредственный впрыск топлива | |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 736 (1000) | 831 (1130) |
Запас по крутящему моменту, % | 25 | |
Частота вращения, с-1 (об/мин) | 33,3 (2000) | |
Диаметр цилиндра, мм | 150 | |
Ход поршня, главный (прицепной), мм | 180(186,7) | |
Рабочий объем, л | 38,88 | |
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч), (минимальный) | 212 (156) | 215(158) |
Ресурс, час | 1200 | 1000 |
Масса, кг | 1020 | 1100 |
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) | 0,72 (0,98) | 0,78 (1,07) |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кг.м) | 3920 (400) | 4521(461) |
Минимальная температура холодного пуска | -20°С | |
Рабочая температура окружающего воздуха | от – 50 °С до +50 °С | |
Относительная влажность воздуха | 98% при 20 °С | |
Высота над уровнем моря, м | до 3000 |
Сравнительные характеристики автоматических пушек.
№ пп | Технические характеристики | С-60 БМПТ-72А ПТ-76Б | 2А42 БМПТ БМПТ-72 |
Основные данные | |||
1 | Калибр пушки | 57 мм | 30 мм |
2 | Длина ствола | 76,6 клб | 80 клб |
3 | Длина выстрела (снаряд с гильзой) | 535 мм | 291 мм |
4 | Носители пушек | ЗСУ-57-2, ПТ-76Б | БМП-2, БМД-2, Ка-50 Ка-52, Ми-28, Т-72 «Модерна-2» |
5 | Начальная скорость снаряда | 1000 м/с | 960 м/с |
6 | Скорострельность пушки | 100-120 выстр./мин | 200-300/550 выстр./мин |
7 | Масса снаряда | 2,8 кг | 0,4 кг |
8 | Возможность применения снарядов с дистанционным подрывом | Да | Нет |
9 | Питание пушки | Автомат заряжания или обоймы по 5 выстрелов | Ленточное |
10 | Дальность стрельбы по наземным целям | 8000 м | 4000 м |
11 | Наклонная дальность стрельбы по возд. целям | 6000 м | 2500 м |
12 | Высота поражения цели | 4000 м | 2000 м |
Бронепробиваемость мм/60 град. | |||
13 | Марка снаряда | УБР281 (У; СП) | БП 3УБР8 |
14 | На дальности 100 м | Нет данных | 45 мм |
15 | На дальности 300 м | Нет данных | 40 мм |
16 | На дальности 500 м | 90 мм (106 мм при 90 град.) | 33 мм |
17 | На дальности 1000 м | 80 мм (96 мм при 90 град.) | 28 мм |
18 | На дальности 1500 м | 70 мм | 25 мм |
19 | На дальности 2000 м | 60 мм | 22 мм |
Абсолютно очевидно, что сравнение этих двух артсистем не может быть справедливым – 30-мм пушка не конкурент 57-мм по мощности снаряда и дальности стрельбы, соответственно – 57-мм уступает 30-мм по скорострельности и количеству возимого боекомплекта.
Установить сразу две пушки (57-мм и 30-мм) в довольно ограниченное БО танка Т-72 не получилось. Соответственно, выбор сделан в сторону зенитной пушки С-60, которая имеет более широкий диапазон поражаемых целей, чем 30-мм пушка:
Рис.10. Поражаемые БМПТ-72А цели
Важным преимуществом 57-мм пушек является возможность использования дистанционно взрываемых ОФ и осколочных снарядов, применение новых зенитных и кумулятивных снарядов.
Эскизные углы вертикального наведения пушки -5…+60 град. Пушка и пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Предусматривается установка модернизированных прицелов наводчика и командира, обеспечивающих наведение пушки на цель в вертикальном диапазоне -5…+60 град.
Боекомплект пушки состоит из 182 выстрелов, расположенных в автомате заряжания и дополнительных отсеках.
Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А
Рис.11. Автомат заряжания БМПТ-72А
На рисунке 11 представлен один из возможных вариантов автомата заряжания для 57-мм выстрелов. Одним из главных ограничений при моделировании автомата заряжания является высота боевого отделения Т-72 (если посмотреть на фотографии ПТ-76Б с БМ «Буревестник» – его башня выше стандартной башни ПТ-76 с 76-мм пушкой), так как казенная часть пушки С-60 довольно габаритная и необходимо предусмотреть ее нормальное опускание вниз при максимальном угле возвышения пушки. Синим цветом показан ориентатор выстрелов – он жестко закреплен в башне и обеспечивает транспортировку выстрела к пушке в любом ее вертикальном положении. Учитывая увеличенное количество операций заряжания пушки, ее скорострельность, предположительно, снизится до 100 выстрелов в минуту.
Особенности моделиорования Т-72
Башня танка литая, сложной конфигурации. На ее крыше имеются люки и лючки для приборсз наблюдения и прицеливания, антенны и механизма выброса несгораемых поддонов гильз, входа и выхода экипажа. Снаружи на башню привариааются кронштейны для крепления трубы и ящиков ОПВТ, для фар и прожекторов — осветителей прицелов, скобы для крепления танкового брезента и четыре крюка для демонтажа башни. На вращающемся погоне командирской башенки установлен крупнокалиберный зенитный пулемет НСВ. Спаренный пулемет ПКТ расположен в овальной амбразуре справа от пушки. Маска пушки уплотняется специальным водонепроницаемым материалом. На ее ствол надет теплоизоляционный кожух, исключающий влияние температурного изгиба канала ствола на точность стрельбы. В отличие от всех других современных советских танков, иа Т-72 в походном положении пушка стопорится не по оси машины, а развернутой иа левый борт. Это вызвано тем, что место мехаиика-водитепя размещено по центру машины и ствол пушки не позволил бы ему сидеть в положении «по-походному».
Корпус танка сварной, из катаных бронелистов. Днище корпуса корытообразной формы, с продольными и поперечными выштамповкемн для увеличения жесткости. На переднем ниж( ем лобовом листе по оси корпуса имеется выштамповка для размещения педалей и тяг управления. На верхнем лобовом листе приварены кронштейны «крыльев». укладки троса, крепления грязеот-боиных досок и ограждения фар. В нижней части листа прикреплены буксирные крюки, а в верхней — прибор наблюдения мехаинка-водителя, перед которым приварены защитные броневые планки. Крышка корпуса в кормовой части имеет съемные броневые листы для доступа н двигателю и агрегатам силовой передачи. На кормовом листе корпуса располагаются кронштейны крепления бочек, бревен дпя самовытаскиваикя, запасных траков и буксирные крюки. В середине листа выполнен пюк дпя доступа к вентилятору системы охлаждения.
Ходовая часть Т-72 состоит из двенадцати опорных катков, шести поддерживающих, двух направляющих и двух ведущих. Гусеницы имеют по 96 траков. Подвеска тайка торсионная, в связи с чем опорные катки левого борта смещены вперед относительно правого на 110 мм. На подвесках 1, 2 и 6-го опорных катков установлены гидроамортизаторы н упоры балансиров. Направляющие, опорные н ведущие катки литые, двухдискосые. Опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Поддерживающие катки однодисковые, с внутренней амортизацией, установлены иа коротких осях. Сзади ведущих копес на бортах корпуса болтами крепятся очистители гусениц, предохраняющие от повреждения над-гусеничные попки. Ходовая часть закрывается резиновыми фальшбортами. На левом фальшборте под выхлопными патрубками закреплен металлический экран.
Модель танка окрашивается в защитный цвет. Бандажи опорных катков черные. Дульный срез пушки, буксирный трос и гусеничные цепи цвета некрашеного металла. Запасные траки черные (под битумный лак). Приборы наблюдения имитируются кусочками оргстекла. Осветитель прицела и прожектор командира закрыты щитками защитного цвета. Левая головная фара имеет светомаскировочную насадку. Трехзначные номера и опознавательные знаки белого цвета, наносятся на передних скулах башни.
1 — амортизатор, 2 прицел-дальномер, 3 — ночной прицел, 4 — фара командирского прибора наблюдения, 5 – – командирская башенка, 6—-труба ОПВТ, , и мтный пулемет, 8 — задняя фара, 9 — фальшборт, 10 — бочки с запасом топлива, 11 — бревно для самовытаскивания, 12 — цок механика-водителя, 13 — наружное топливные баки, 14 — лючок ОПВТ, 15 – люк наводчика, 16 — люк для выбросов поддонов гильз, 17— Ящик укладки ОПВТ, 18 — ящики ЗИП, 19 — спаренный пулемет, 20 – осветитель и иного придела, 21 — прибор наблюдения механика-водителя, 22 — фары головною света, 23 — кронштейны крепления бочек, 24 — кронштейны крепления бревна 25 — задний фонарь, 26 — запасные траки, 27 – очиститель гусеницы. На виде Б бочки с запасом топлива и бревно для самовытаскивания условно не показаны.
Что дала модернизация?
Переделка серийных танков Т-72Б в модернизированную версию Т-72Б3 позволила усилить боевой потенциал машины. Однако такое решение вызывает массу споров и рассуждений. С одной стороны, капитальный ремонт и частичное усовершенствование позволяет усилить армию при минимальных затратах. Другая точка зрения основана на том, что неэффективно и непрактично совмещать нелогичные вещи, включая крышку оптики на болтах и открытую пулеметную площадку.
В итоге недочеты могут свести на нет все объективные преимущества. Похоже на то, что разработчики просто пытались уложиться в определенную смету, поэтому и оставили столько «черных дыр». А пока только остается ждать и верить, что конструкторы учтут все ошибки и смогут их нивелировать в последующих проектах.