Серийные модификации и опытные образцы
Боевая масса – 5,3 т; экипаж – 2 чел.; габаритные размеры – 4,38 х 1,76 х 2,12 м; клиренс – 315 мм; вооружение – 1 пушка Гочкиса или ПС-1 калибра 37 мм, 2 пулемёта Фёдорова калибра 6,5 мм; боекомплект – 96 выстрелов и 1800 патронов; бронирование – от 8 (днище, крыша корпуса и башни) до 16 мм (лоб, борта, корма корпуса и башни); мощность двигателя 35 л.с. (25,6 кВт) при 1800 об/мин; скорость макс. – 16 км/ч.
МС-1 (Т-18) обр. 1930 г. – башня с прямоугольной кормовой нишей, двигатель мощностью 40 л.с., четырёхскоростная коробка передач, литое ведущее колесо. Вооружение – 1 пушка ПС-1 калибра 37 мм, 1 пулемёт ДТ калибра 7,62 мм; боекомплект – 104 выстрела и 2016 патронов.
Боевая масса – 5,68 т; габаритные размеры – 4,35 х 1,76 х 2,12 м; боекомплект – 104 выстрела и 2016 патронов.
Танк МС-1, будучи первым советским серийным танком, являлся базой для разработки различных боевых машин – телемеханического танка ТТ-18 (пять образцов прошли испытания в 1933 г.), самоходно-артиллерийской установки СУ-18 с 76,2-мм полковой пушкой (проект 1930 г.), бронированного трактора (прототип прошёл испытания в 1931 г.), химического танка ХТ-18 (прототип прошёл испытания в 1932 г.), штурмового сапёрного танка (проект 1929 г.). В 1929 г. испытывался также МС-1, оснащённый вторым “хвостом” спереди для преодоления более широких рвов, но из-за резко ухудшившегося обзора для механика-водителя в серию такой танк не пошёл. Из-за малых размеров МС-1 и вследствие быстрого завершения его серийного производства большинство разработок на его основе вообще остались на стадии проекта, а немногие опытные образцы так и не были приняты на вооружение.
Работы по модернизации серийно выпущенных танков с целью повышения их скорости также не вышли из стадии экспериментов. Так, разработанный в КБ завода “Большевик” опытный образец МС-1а с изменённой ходовой частью с элементами от танка Т-26 показал на испытаниях в мае 1933 г. даже худшую подвижность по сравнению с серийным танком. Т-18М разработки КБ завода №37 под руководством Н.А. Астрова как попытка серьезной модернизации МС-1 с установкой на него двигателя ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с., трансмиссии от малого танка Т-38, облегчённой башни без кормовой ниши и 45-мм танковой пушки 20К также был построен в 1938 г. лишь в одном экземпляре, поскольку был сделан вывод, что повышение характеристик устаревших МС-1 не оправдывало затрат на их модернизацию.
Сохранившиеся экземпляры
МС-1 в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в г. Кубинка Московской обл.
После снятия с вооружения ни один танк МС-1 в музеи не передавался. Все известные сохранившиеся экземпляры (МС-1 обр. 1930 г.) восстановлены из заброшенных машин, установленных в своё время в качестве неподвижных огневых точек в укрепрайонах на Дальнем Востоке. Так, осенью 1983 г. два найденных корпуса МС-1 привезли на Уссурийский танкоремонтный завод Краснознаменного Дальневосточного округа и там способом макетирования их восстановили. Надо сказать, что все восстановленные МС-1 из-за допущенных при реставрации неточностей или сознательных упрощений имеют существенные расхождения от оригиналов в плане ходовой части и вооружения. В настоящее время МС-1 можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке (Московская обл.), Центральных музеях Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны в Москве, в музее военной техники “Боевая слава Урала” (г. Верхняя Пышма Свердловской обл.), но больше всего, 7 экземпляров, их сохранилось в качестве памятников и музейных экспонатов на Дальнем Востоке (у штаба Восточного военного округа и в военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске, у штаба армии в Уссурийске, в музее Тихоокеанского флота и в музее исторической техники во Владивостоке, в Хасанском районе Приморского края на месте боёв).
Гусеницы против колес
Осенью 1937 года армия выдает задание Харьковскому заводу на разработку нового колесно-гусеничного танка. Так здесь рождается проект танка под названием А-20. Однако новый колесно-гусеничный танк конструктора Кошкина не устраивал. Он не раз подчеркивал, что колесная техника отлично применима на шоссе, но не настоящем поле боя. Идеальная машина, по мнению Кошкина, должна выглядеть по-другому – скоростная, с высокой проходимостью, с крепкой броней и ударной мощью.
Михаил Ильич наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 разрабатывает гусеничную модель А-32. Два проекта были представлены высшему руководству в Москве. Военные инициативу конструктора не оценили, но в дальнейшую судьбу гусеничного танка вмешался Сталин. В итоге Харьковскому заводу было поручено построить и испытать обе модели.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34
Коллектив под руководством Кошкина работал в быстром темпе: всем было понятно, что большая война не за горами. Первые образцы танков поступили на испытания в самом начале Второй мировой – осенью 1939 года. Тестирование показало, что оба танка, и А-20, и А-32, объективно лучше всех предыдущих отечественных моделей. Но для окончательного решения машины ожидали реальные боевые условия – Советско-финская война 1939-1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина показал явное преимущество.
После этого танк немного доработали – броня увеличилась до 45 мм, была установлена 76-миллиметровая пушка. И боевая машина обрела свое новое «имя» – Т-34.
Серийное производство
Серийное производство малых танков сопровождения МС-1 (Т-18) началось в ноябре 1928 г. на заводе “Большевик” в Ленинграде. Первые 30 танков строились на средства общественно-политической оборонной организации ОСОАВИАХИМ. С апреля 1929 г. к производству МС-1 подключили также Мотовилихинский машиностроительный завод в Перми, но освоение производства на нём шло медленно, завод зависел от поставок с “Большевика” и в 1930-1931 гг. смог сдать только 30 машин. План выпуска Т-18 по программе “Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА” на 1929-1930 гг. составил 325 единиц. Всего же с осени 1928 по конец 1931 г. было выпущено 959 танков МС-1 (Т-18) в четырех производственных сериях.
На момент начала производства МС-1 находился на уровне и даже превосходил лучшие иностранные образцы лёгких танков по подвижности и вооружению, однако к 1929 г. он уже не отвечал возросшим требованиям РККА и должен был быть заменён на новый лёгкий танк поддержки пехоты Т-19, создание которого, однако, затягивалось, да и оказался он в итоге слишком сложным и дорогим. Поэтому на заседании РВС по принятию новой системы бронетанкового вооружения, проходившем 17-18 июля 1929 г., было решено продолжать серийный выпуск МС-1 (Т-18), но с принятием мер по улучшению его вооружения и скорости. С появлением же в мире к 1930 г. более передовых моделей бронетанковой техники советское военное руководство пришло к выводу, что устаревшая конструкция МС-1 не имеет перспективы развития, и отечественное танкостроение перешло на путь лицензионного производства иностранных образцов новых лёгких танков, в частности, танка сопровождения пехоты Т-26 (который на испытаниях в январе 1931 г. показал преимущество над прототипом Т-20, представлявшего собой улучшенный МС-1 с новым двигателем в 60 л.с., изменёнными корпусом и ходовой частью).
Первая ласточка
Вчера случилось доселе небывалое: полиция хотела арестоватьсотрудников автобуса благотворительного фонда «Помощник и покровитель», которые вот уже несколько лет регулярно кормят и оказывают первую помощь бездомным в разных точках Москвы. Автобус прибыл к станции метро Нагатинская в начале четвертого, однако покормить бездомных и снабдить их необходимыми вещали не удалось. К сотрудникам подошел в сопровождении двух полицейских человек, который назвал себя представителем районной управы, и в жесткой форме потребовал документы на организацию помощи. Ему предложили связаться с директором фонда, руководителем направления помощи бездомным Синодального благотворительного отдела Ильей Кусковым. Представитель управы говорить по телефону отказался и передоверил дело полицейскому. А тот потребовал от Ильи Кускова привезти разрешающие документы и пригрозил в противном случае арестовать сотрудников автобуса.
Вскоре к месту происшествия подоспели еще двое полицейских. Они заставили сотрудников автобуса уехать от метро и пообещали, что если в следующий раз они появятся у метро без документов, то все будут арестованы. «Поскольку вы не успели никого покормить, сегодня мы арестовывать никого не будем», — сказал добрый дяденька полицейский, как передает руководитель бригады автобуса Николай Монахов.
«Никаких специальных разрешений на раздачу благотворительной помощи по закону не требуется, — объясняет между тем пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский. — Даже если власти хотят проверить устав организации, другие документы, они могут это сделать, направив официальный запрос в адрес организации. Сейчас мы разбираемся в ситуации. Надеюсь, представители московских властей объяснят этот неприятный инцидент».
Он отметил, что в последнее время участились различные претензии столичных органов власти районного уровня к благотворительной помощи бездомным. «Я надеюсь, что подобные действия не отражают позицию московского правительства, с которым мы поддерживаем тесное взаимодействие в сфере помощи бездомным. Тем более что кормление бездомных способствует снижению преступности. Это общеизвестный факт, который подтверждают и криминалисты, и те, кто помогает бездомным», — добавил Рулинский.
То, что нынешние столичные власти не любят бездомных, давно известно: храму Космы и Дамиана в Шубине, который одним из первых начал их кормить и подлечивать, мэрия официально запретила это делать еще несколько лет назад — церковь-то располагается практически напротив Мосгордумы, бездомные портят вид… Вот, оказывается, не только рядом с Мосгордумой портят. Конечно, мэрия из сил выбивается, разбивая по городу парки и скверы, наводит «красоту», а тут вдруг какие-то бездомные едят… Мы же уже практически встали с колен, Крымнаш, а бездомные почему-то все не переводятся — непорядок, надо с этим кончать! (Можно бы, конечно, как это у нас принято, на Соловки, но и на Соловки теперь не вывезешь, там тоже «красота».)
Российская власть уже несколько лет наступает на гражданское общество: бесконечные каверзы против НКО, наступление на независимые СМИ, на блогеров, закручивание гаек по всем направлениям, теперь вот под угрозойTwitter и Facebook, которые руководитель Роскомнадзора Максим Ксензов готов заблокировать «в течение нескольких минут». Либерально настроенные православные возмущались всем этим в личном качестве, но православное сообщество в целом никак на происходящее не реагировало. Да и как тут отреагируешь? Отношения с властью у патриархии отличные, различные преференции на церковь так и сыплются, денежки из госбюджета текут, изрядное число гаек подверчено по инициативе все тех же православных, правда, отнюдь не либеральных, — а начнешь выступать, вся эта идиллия может разом закончиться. Думали, очевидно, православные, что всех будут давить, а они так в белом фраке и останутся… Но так ведь не бывает: всех под асфальт — значит всех под асфальт, просто в порядке очереди. Видно, подходит…
Россия. Москва. Кормление бездомных при храме Космы и Дамиана .
http://ursa-tm.ru/
Ранние годы
Будущий конструктор родился в небольшом селе Ярославской губернии в крестьянской семье. Жили они скромно, земли было немного, и основным источником дохода семьи были промыслы. Они и стали причиной несчастья: в 1905 году отец трагически погибает на лесозаготовках. Чтобы помочь матери, в 14-летнем возрасте Михаил отправляется на заработки в Москву. Несмотря на то что за спиной – всего три класса церковно-приходской школы, в столице смышленому подростку удается устроиться подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, сегодня известной как «Красный Октябрь».
Первая мировая война, а затем и Гражданская вносят свои коррективы в «кондитерскую» биографию будущего танкостроителя. Его призывают в армию, и рядовой 58-го пехотного полка Кошкин участвует в боях на Западном фронте. Позже убеждения приводят Михаила уже в ряды Красной армии.
Михаил Кошкин – второй слева
В те годы на долю молодого Кошкина выпало много трудностей: несколько ранений, перенесенный тиф. Он продолжал удивлять окружающих своей смелостью, целеустремленностью и решительностью. Стране нужны были такие новые кадры: перспективного молодого человека руководство решает отправить в Москву в Коммунистический университет имени Свердлова.
После его окончания Михаил начал строить партийную карьеру. Первым серьезным заданием выпускника стало руководство кондитерской фабрикой в Вятке. Здесь же Кошкин встретил свою будущую жену.
Сюжет
Этот фильм рассказывает о том, как жители грузинской провинции познакомились с новой для них игрой — футболом.
Действие фильма происходит в Поти. Время действия до 1917 года.
Первоначально игра пришла в довольно диком виде — все бегали по полю большой толпой безо всякой спортивной одежды и обуви, кто в чём был. Играла команда холостых против команды женатых. Игра проходила на необорудованном поле (если не считать жердей, заменяющих ворота). К тому же темпераментные зрители то и дело подыгрывали своей команде, а судьи на поле не было вообще.
Ясон (Давид Абашидзе) — идейный предводитель и лучший бомбардир — говорит своей команде после проигрыша, что в Европе совсем не так играют, там команды имеют имена (упомянул клубы «Бавария» и «Арсенал»). Сообща принимают решение создать свою команду. Первым делом они приобрели себе простейшую форму. Сыграли матч между командами Поти и Сенаки, конечно же победили. Воодушевлённые победой они направляются в порт и делают вызов команде турецкого шлюпа, но турки ставят условие: играть на деньги, 10 рублей, а деньги это немалые, и взять их игрокам негде. Но… вот они принимают решение и грузят в порту судно, таскают марганец. Заработанные деньги они ставят на кон. Игру выигрывают. Турки спешно отчаливают. Лишь потом, после эйфории победы и купания в Чёрном море команда поняла, что турки ставили на кон фальшивые банкноты.
Команда не унывала и вызвала на бой английских моряков. Те победили… Но команда по прежнему не унывала, она верила, что всё ещё впереди.
Общая оценка проекта
Конструкция МС-1 изначально создавалась на основе французского легкого танка FT-17 времён Первой мировой войны, но в ней был применён целый ряд оригинальных технических решений. Так, на МС-1 впервые в истории танкостроения были применены поперечное расположение двигателя и его объединение в одном блоке с коробкой передач и главным фрикционом, что позволило значительно сократить длину моторно-трансмиссионного отделения и забронированный объём. Правда, короткий корпус и небольшая опорная поверхность гусениц привели к повышенному раскачиванию танка на ходу и снижению способности к преодолению рвов (даже при наличии специального “хвоста”). Однако удельное давление на грунт было низким и это обеспечивало хорошую проходимость. МС-1 имел более современную подвеску, обуславливающую гораздо лучшую подвижность танка на местности, чем у FT-17 и его различных последующих вариантов – американского М1917 и итальянского Fiat 3000. Лишь мелкосерийный французский NC 27, представлявший собой результат глубокой модернизации FT-17 с новой подвеской и более мощным двигателем, имел подвижность на уровне МС-1. Скорость и запас хода, особенно, у МС-1 обр. 1930 г., считались вполне удовлетворительными для поддержки пехоты.
По вооружению МС-1 превосходил легкие танки непосредственной поддержки пехоты своего времени (ни на одном серийном иностранном легком танке тогда не устанавливали одновременно и пушку, и пулемёт). Однако раздельная установка пулемёта и пушки снижала эффективность их применения, а наведение пушки при помощи плечевого упора и стоявший на большинстве МС-1 простейший диоптрический прицел не способствовали высокой точности наведения. По опыту применения МС-1 в конфликте на КВЖД дистанция эффективной стрельбы оценивалась не более, чем 750-800 м. Пушка Гочкиса обладала сравнительно высокой скорострельностью и позволяла на близких дистанциях бороться с легкобронированной техникой противника, но против полевых укреплений осколочные снаряды, содержавшие всего 40 грамм взрывчатого вещества, оказались совершенно неэффективными, что также показали бои на КВЖД.
Бронирование МС-1 отвечало требованиям конца 1920-х гг., когда ещё не существовало специализированных противотанковых орудий, и обеспечивало защиту от пуль винтовочного калибра, а на больших дистанциях – и от крупнокалиберных пулеметов. Лишь немногие лёгкие танки того времени, такие, как французский танк NC 27, имели лучшее бронирование, до 30 мм в лобовой части корпуса. Но открытые смотровые щели создавали опасность поражения экипажа МС-1 мелкими осколками и брызгами свинца.
Лучшая награда
Конечно, Т-34 продолжал совершенствоваться. Так в 1944 году на вооружении Красной армии появилась модификация Т-34-85. Новый танк получил пушку калибра 85 мм, превосходил своего предшественника по бронезащите, в итоге – лучше противостоял немецким «Тиграм» и «Пантерам».
Танки Т-34-85 6-й советской гвардейской танковой армии на побережье Ляодунского залива
Но Михаил Кошкин триумфа своего детища не застал. После того самого знаменитого пробега, по прибытии в Харьков, он оказался в больнице. Врачи диагностировали у него серьезную форму пневмонии. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Ему был всего 41 год.
Посмертно, в 1942 году, ему была присуждена Сталинская премия. Полвека спустя, в 1990 году, он стал Героем Социалистического Труда. Но, пожалуй, настоящей наградой для Кошкина стала та роль, которую Т-34 сыграл в Великой Отечественной войне. Кто знает, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы ровно 90 лет назад руководитель кондитерской фабрики Михаил Кошкин не решил выбрать совершенно другой жизненный путь.
На предстоящем праздновании 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне легендарные «тридцатьчетверки» гордо возглавят парадные колонны. Предприятия Уралвагонзавода уже завершили работы по восстановлению и подготовке 13 исторических танков к параду.
В ролях
- Давид Абашидзе — Ясон (дублирует Н. Граббе)
- Васо Надарая — Хвича (дублирует А. Вигдороров)
- Ипполит Хвичия — Варлам (дублирует Ю. Саранцев)
- Анзор Херхадзе — Вахтанг (дублирует В. Ферапонтов)
- Гурам Лордкипанидзе — Бежам (дублирует А. Белявский)
- Дмитрий Джаияни — Нури (дублирует В. Спиридонов)
- А. Кадеишвили — Чола (дублирует Ю. Мартынов)
- Темур Тавадзе — Иване (дублирует М. Чигарев)
- Г. Мчелидзе — Иосеб (дублирует М. Селютин)
- З. Шилакадзе — Джемал (дублирует В. Грачёв)
- Т. Мегрелидзе — Чичико (дублирует Р. Муратов)
- М. Кинцурашвили — Гуту (дублирует А. Голик)
- Джумбер Жвания — Бардга (дублирует Д. Нетребин)
- Гурам Пирцхалава — Орде (дублирует Г. Качин)
- Т. Дадиани — Пация (дублирует О. Маркина)
- Василий Чхаидзе — Элизбар (дублирует Ю. Боголюбов)
- Б. Пайчадзе — Борис (дублирует Б. Кордунов)
- Т. Хорава — Бикентий (дублирует С. Курилов)
- Ия Нинидзе — Елене (дублирует Т. Решетникова)
- Лаура Вартанян — Эсмеральда (дублирует Ю. Бугаева)
- Дудухана Церодзе
- Баадур Цуладзе — Квантре, содержатель ресторана (дублирует А. Карапетян)
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на МС-1
- В сети Интернет
- МС-1 // Википедия
- Т-18: серийный ответ Чемберлену // Военно-исторический портал Warspot
- От «Теплохода «АН» к МС-1 // Военно-исторический портал Warspot
- Легкий танк МС-1 // Aviarmor.ru
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Средние танки | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 экранированный • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
САУ | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Лёгкие танки
Техника СССР | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Техника Германии | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Техника США | I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6 • II T2 Light Tank • II T7 Combat Car • III M22 Locust • III M3 Stuart • III MTLS-1G14 • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92 • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan |
Техника Франции | I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua • II AMR 35 • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57 • VII AMX 13 57 GF • VIII Panhard EBR 75 (FL 10) • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90 • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105 |
Техника Великобритании | I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore |
Техника Китая | I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64 • VII Type 62 • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D • IX WZ-132A • X WZ-132-1 |
Техника Японии | I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho |
Техника Чехословакии | I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38 |
Техника Польши | I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm • II 7TP • III 10TP • IV 14TP |
Техника Швеции | I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60 • III Strv m/40L |
Техника Италии | I Fiat 3000 • II L6/40 |