Танк «Меркава» – революционная колесница Бога

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только , но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

Танковые войска Израиля появились в середине прошлого столетия во время войны за независимость. На сегодняшний день танковый парк израильской армии насчитывает от 4 до 5 тысяч танков, а танкисты обладают бесценным боевым опытом, который получили в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах.

Перед войной 1956 года правительство Израиля решило провести реорганизацию армии, ядром которой должны были стать танковые войска. В этих целях закупили в Великобритании 1000 шт. «Центурионов», в США «М48» и несколько позже «М60». После войны в армии появилось свыше 500 советских трофейных «Т-52», «Т-55» и «Т-62», кроме этого в составе парка имелись машины периода Второй мировой войны.

В попытках модернизировать устаревавшие модели, а главное в стремлении унифицировать «разношерстный» танковый парк между собой позволило израильским конструкторам накопить производственный и конструкторский опыт, который позволил заняться разработками собственного танка.

В 70-х годах началась реализация программы правительства Израиля по созданию национального танка. Основным требованием к созданию основного боевого танка было: обеспечение высокой живучести танка в целом и экипажа в частности, возможно даже в ущерб некоторым другим техническим характеристикам. Результатом решения таких требований стало переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, как дополнительной защиты экипажа. Уже в 1976 году на заводах Израиля был запущен в серийное производство основной боевой танк «Меркава-1». После ряда модернизаций «Меркава МК 2», «Меркава» МК 3» и «Меркава МК 4» танк залужено считается одним из лучших в мире.

Другие характеристики и системы

Масса модели «Меркава-4» составляет 65 тонн. Габариты машины в длину, ширину и высоту соответственно равняются 7970х3720х2660 мм. В состав экипажа входит четыре человека. Танк способен развивать скорость в 65 км/ч, а полного бака хватит ему примерно на 500 километров пути.

Чтобы не допустить поражения командира экипажа во время проведения боевых действий, разработчики предусмотрели внутри специальную башенку для него. На корпусе установлены четыре видеокамеры, которые выводят изображение на экран водителя, тем самым помогая ему в управлении. Отличная видимость при этом обеспечивается как в светлое, так и в тёмное время суток. Танк «Меркава-4», помимо всего прочего, оборудован системой автоматического пожаротушения. На башне установлены цепи с шарами, которые служат защитой для нижней её части от гранат РПГ. Для того чтобы облегчить водителю процесс маневрирования в узких местах, на корпус монтируются габаритные штыри.

Модификации танка

«Меркава Mk.1» принимала участие в Ливанской войне 1982 года, израильские конструкторы после ее окончания создали модификацию «Меркава Mk.2». В ней был учтен опыт первого боевого использования танка. Изменения коснулись защищенности машины, ее проходимости и усиления огневой мощи.

Бронирование башни было усилено с помощью дополнительных экранов с комбинированной броней, аналогично была улучшена защита бортов. Миномет перенесли внутрь башни, теперь огонь можно было вести, не покидая машину. На башню были смонтированы корзины для различного имущества, которые являлись дополнительной защитой. Для защиты от кумулятивных боеприпасов на башню подвесили шарики на цепях.

Танк получил более совершенный баллистический вычислитель и дальномер, чуть позже на него установили тепловизор.

Масса «Меркавы Mk.2» увеличилась до 65 тонн.

«Меркава Mk.3». У этой модификации борта и башню получили дополнительную броневую защиту, на танк было установлено более мощное 120-мм гладкоствольное орудие MG251. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов. На «Меркаве Mk.3» были установлены датчики лазерного излучения, что предупреждали экипаж об опасности обстрела управляемыми ракетами. Данная модификация получила СУО «Матадор-3».
Масса «Меркавы Mk.3» составила 65 тонн.

«Меркава Mk.4». Был принят на вооружение в 2004 году. Его оснастили новым дизельным двигателем GD883 General Dynamics (США) с мощностью 1500 л. с. и трансмиссией Renk RK 325 (Германия) с пятью скоростями.

Значительно изменилась форма башни из-за новой конфигурации броневых модулей, а орудие получило маску. Также было усилено основное бронирование, заряжающий лишился люка, а люк командира стал настолько массивен, что открывается механически. Был улучшен обзор для механика-водителя, он получил видеокамеру заднего вида. Более надежной стала противоминная защита днища.

Командир танка получил новый панорамный прицел с тепловизором, прицел наводчика установлен на крыше. Танк оснастили новой БИУС «Цаяд».

На «Меркаву Mk.4» установили новое орудие MG253, что выдерживает более высокое давление пороховых газов. В нише башни появился автомат заряжания, в котором размещается 10 снарядов. Остальной боезапас расположен в корме танка.

КАЗ «Трофи» — это первая подобная система, которая прошла испытания в условиях реальных боевых действий.

Во время последней боевой операции ЦАХАЛа в Ливане боевики «Хезболлы» выпустили по танкам «Меркава Mk.4» более 1 тыс. ПТУР российского производства. Повреждения получили всего 22 машины (в основном старых модификаций), было потеряно 5 танков. То есть, эффективность современных российских ПТРК против «Меркавы» составила всего лишь 0,5%. Сейчас разрабатывается еще более совершенная КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»).

Конструкция танка Merkava

Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.

В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.

Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.

В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.

Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.

Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.

Танк «Меркава» Mk 2

Меркава мк.3

На танке применили модульную бронезащиту корпуса и башни, которая состоит из специальных модулей, прикреплённых болтами к корпусу и башни. Такая конструкция позволяет легко и быстро заменять повреждённые участки брони и наращивать защиту Меркавы за счёт простой смены модулей на более совершенные.

Появилась система лазерного излучения LWS-2, предупреждающая экипаж о наведении на танк различного оружия, СУО заменили на Матадор-3, гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия заменили на электрические, добавив возможность ручного дублирования.

Для повышения огневой мощи установили 120 миллиметровую гладкоствольную пушку MG251 местного производства, а для улучшения подвижности форсировали дизельный двигатель AVDS-1790-9AR до 1200 л.с. и заменили трансмиссию на израильскую, также улучшили подвеску.

Всего таких модификаций было произведено около 640 единиц.

Модификации танка

«Меркава Mk.1» принимала участие в Ливанской войне 1982 года, израильские конструкторы после ее окончания создали модификацию «Меркава Mk.2». В ней был учтен опыт первого боевого использования танка. Изменения коснулись защищенности машины, ее проходимости и усиления огневой мощи.

Бронирование башни было усилено с помощью дополнительных экранов с комбинированной броней, аналогично была улучшена защита бортов. Миномет перенесли внутрь башни, теперь огонь можно было вести, не покидая машину. На башню были смонтированы корзины для различного имущества, которые являлись дополнительной защитой. Для защиты от кумулятивных боеприпасов на башню подвесили шарики на цепях.

Танк получил более совершенный баллистический вычислитель и дальномер, чуть позже на него установили тепловизор.

Масса «Меркавы Mk.2» увеличилась до 65 тонн.

«Меркава Mk.3». У этой модификации борта и башню получили дополнительную броневую защиту, на танк было установлено более мощное 120-мм гладкоствольное орудие MG251. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов. На «Меркаве Mk.3» были установлены датчики лазерного излучения, что предупреждали экипаж об опасности обстрела управляемыми ракетами. Данная модификация получила СУО «Матадор-3».
Масса «Меркавы Mk.3» составила 65 тонн.

«Меркава Mk.4». Был принят на вооружение в 2004 году. Его оснастили новым дизельным двигателем GD883 General Dynamics (США) с мощностью 1500 л. с. и трансмиссией Renk RK 325 (Германия) с пятью скоростями.

Значительно изменилась форма башни из-за новой конфигурации броневых модулей, а орудие получило маску. Также было усилено основное бронирование, заряжающий лишился люка, а люк командира стал настолько массивен, что открывается механически. Был улучшен обзор для механика-водителя, он получил видеокамеру заднего вида. Более надежной стала противоминная защита днища.

Командир танка получил новый панорамный прицел с тепловизором, прицел наводчика установлен на крыше. Танк оснастили новой БИУС «Цаяд».

На «Меркаву Mk.4» установили новое орудие MG253, что выдерживает более высокое давление пороховых газов. В нише башни появился автомат заряжания, в котором размещается 10 снарядов. Остальной боезапас расположен в корме танка.

КАЗ «Трофи» — это первая подобная система, которая прошла испытания в условиях реальных боевых действий.

Во время последней боевой операции ЦАХАЛа в Ливане боевики «Хезболлы» выпустили по танкам «Меркава Mk.4» более 1 тыс. ПТУР российского производства. Повреждения получили всего 22 машины (в основном старых модификаций), было потеряно 5 танков. То есть, эффективность современных российских ПТРК против «Меркавы» составила всего лишь 0,5%. Сейчас разрабатывается еще более совершенная КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»).

Стоимость одного танка «Меркаву Mk.4» составляет 3,7 млн долларов. КАЗ «Трофи» добавляет к этой сумме примерно 10%.

Краткая история танка “Магах 3” в российском танковом музее

В ходе ведения боевых действий в Ливане сирийским войскам удалось захватить танк “Магах 3”, трое членов без вести пропали, за информацию об их местонахождении правительство Израиля объявило награду в 10 миллионов долларов, на данный момент израильский танк в Кубинке. В СМИ ранее обсуждалось множество различных версий по поводу захвата боевой машины сирийскими войсками.

В подмосковном танковом музее нет подобных экспонатов, на которых установлена динамическая защита Blazer или что-то в этом роде, “Магах 3” остаётся пока единственным представителем, но, скорее всего, танк в ближайшее время будет возвращён на родину.

Конструкция

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.

Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.

Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.

При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых

Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок

Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков.

«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.

Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.

Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Вооружение

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов. Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка. Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

В данной статье поговорим о вооружении. Разберём подробно три модели самых распространённых израильских танков, рассмотрим их боевые характеристики и применение.

Танковая информационно-управляющая система

Специально для «Мк-4» была разработана ТИУС. На машине имеется большое количество оптических и электронных датчиков, которые собирают и передают информацию. Все полученные данные отображаются на цветном дисплее, это, в свою очередь, ускоряет реагирование экипажа и принятие определенного решения. Но и это еще не все, чем может похвастаться танк «Меркава». Фото машины представлены в статье. На них видны длинные антенны на башне. Это средства коммуникации, которые позволяют обмениваться информацией, полученной с ТИУС танков такого же класса.

Кроме того, предусмотрены интегрированные электронные системы управления. Все это призвано ускорить оценку ситуации, чтобы командир смог принять решение и уничтожить врага еще до того как он примет контрмеры. В целом же танковая информационно-управляющая система показала себя как надежная и точная, что, собственно, и является самым важным критерием.

Танк «Меркава» против Т-90: что же лучше?

Вполне понятно, что если говорить о войне на Ближнем Востоке, то Т-90 будет существенно отставать от «Мк-4». Но последний совершенно не приспособлен для участия в конфликтах, скажем, в Азии или Южной Америке. В этом плане Т-90 лидирует: он меньше весит, более поворотлив и неприхотлив к топливу. Кстати, последний пункт в реальных боевых условиях крайне важен. Стоит заметить, что силовые установки обоих танков аналогичны, но Т-90 более экономичен и менее требователен к качеству горючего.

Что касается подвески, то на российской боевой машине она торсионная, а на израильской – пружинная. Первая обеспечивает высокую плавность хода, второй вид плох тем, что мешает стрелять во время движения

Но есть еще один важный параметр, который мы не взяли во внимание, – высокая надежность и простота в эксплуатации. Это очень важные характеристики на поле боя

Если для управления сложными электронными системами «Меркавы» требуется экипаж с большим опытом и теоретическими знаниями, то отправиться в бой на Т-90 сможет даже новичок. В целом же сравнивать израильский танк «Меркава» против Т-90 особого смысла нет, что обусловлено множеством факторов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий