Литература и источники информации
Каторин Ю. Крейсеры. Часть 1 ISBN 978-5-8172-0126-0;978-5-81720-134-5
Шавыкин Н. Партизаны флота. Из истории крейсерства и крейсеров (Морская летопись) ISBN: 978-5-9533-5803-3
Ненахов Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910 ISBN: 5-17-030194-4
Jane’s Fighting Ships 1919
Brassey’s Naval Annual 1912
Ссылки
https://en.wikipedia.org/wiki/Challenger-class_cruiserhttps://military.wikia.com/wiki/Challenger-class_cruiserhttps://www.worldwar1.co.uk/light-cruiser/hms-Challenger.htmlhttps://www.dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/Challenger_Class_Cruiser_(1902)https://www.historyofwar.org/articles/weapons_challenger_class_cruisers.htmlhttps://www.korabli.eu/blogs/kreysera/velikobritaniya/bronepalubnye/challengerhttps://www.navypedia.org/ships/uk/brit_cr_challenger.htmhttps://navalhistory.flixco.info/H/101948×53056/8330/a0.htm
Дизайн
Вооружение
«Челленджер 2» оснащён 120 мм нарезной пушкой L30A1 — преемницей пушек, стоящих на танках «Чифтен» и «Челленджер 1». Эта пушка, отлитая методом электрошлакового переплава, является единственной нарезной пушкой этого калибра, используемой НАТО. Канал пушки хромирован, орудие покрыто термоизоляционным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы её наведения- полностью электрические. Боекомплект главного орудия составляет 52 выстрела
Слева от основного орудия установлен спаренный с пушкой 7, 62 мм пулемёт L94A1. Возле командирского люка на башне установлен 7, 62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. Всего в танке содержится 4000 патронов калибра 7, 62
Цифровая система контроля за огнём, разработанная фирмой «Дженерал Дайнамикс», включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553, впервые установленную на английской бронированной машине
Броневая защита
«Челленджер 2» является одним из наиболее тяжело бронированных западных танков: и башня, и его корпус прикрыты бронёй «Чобхэм» второго поколения, все сведения о которой до сих пор засекречены. В бронировании танка были также использованы пакеты реактивной брони. Комплекс защиты от биологического и химического оружия находится внутри башни. Спереди, по обеим сторонам башни находятся по пять перезаряжаемых установок, выстреливающих дымовые гранаты. «Челленджер 2» также может создать вокруг себя дымовую завесу, впрыскивая солярку в выхлопные отверстия. Танк обладает огромной ослабленной зоной в фронтальной проекции, это НЛД(Нижняя Лобовая Деталь) танка которая не имеет комбинированого бронирования, т.е является листом обычной стали приблизительно 80-100мм толщины. (комментарий английского танкиста после случая с пробитием НЛД которая была защищена ДЗ
Ослабленная зона в фронтальной проекции
Боевое применение[править]
Танки “Челленджер 2” использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я бронетанковая бригада, входящая в состав 1-й бронетанковой дивизии, имела на вооружении 120 танков “Челленджер 2”. Танки активно применялись во время Битвы за Басру, где они оказывали огневую поддержку британским силам.
Во время иракской войны зафиксировано два инцидента, во время которых поражались танки “Челленджер 2”:
- Один танк был полностью уничтожен “дружественным огнём”, когда один танк по ошибке поразил другой, двое членов экипажа погибли, поражение произошло бронебойно-фугасными боеприпасами (HESH) в корму и люк командира.
- В 2007 году выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта была пробита нижняя лобовая деталь корпуса “Челленджера”, водителю-механику оторвало три пальца ноги, ранения получили также и два других члена экипажа танка.
Зафиксирован случай, когда в ходе боёв один из “Челленджеров” получил 15 попаданий из противотанковых гранатомётов без пробития брони. При штурме Басры зафиксировано около 70 попаданий из РПГ по танкам “Челленджер” без пробития брони.
26 марта 2003 года “Челленджеры” приняли участие в танковом бою, когда колонна иракских танков попыталась атаковать британские позиции. В ходе боя было уничтожено 15 иракских Т-55, британцы потерь не понесли.
Проходимость танка оказалась замечательной. Проблемы, которые обнаружились на прошедших за 18 месяцев до войны пустынных учениях “Саиф Сариа 2”, были решены с помощью создания запасов фильтров против пыли, для учащения их замены в танках. Высказывалось мнение по результат практики о слабой пригодности танка для боёв в пустыне.
В российской прессе высказывались утверждения о небоеспособности подвески этого танка в не самые сильные морозы.
ИСТОРИЯ
История бренда Challenger началась в далеком 1890 году, когда два американских изобретателя Бенджамин Холт (Benjamin Holt) и Даниэл Бест (Daniel Best) решили поэкспериментировать с применением в сельском хозяйстве машин на паровой тяге. Даниэл Бест начал свой эксперимент, впервые в мире применив на тракторах паровой двигатель. Первые тракторы, появившиеся в 1889 году, оказались очень громоздкими и тяжелыми, постоянно вязли в мягкой почве. Необходимо было как-то решить проблему. Второй изобретатель, Бенджамин Холт, предложил увеличить площадь контакта трактора с грунтом и предложил заменить колеса гусеницами. Уже модернизированный трактор прошел испытания в 1904 году, а спустя некоторое время Холт зарегистрировал марку Caterpillar, выпускаемую на собственном производстве Holt Manufacturing Company. Над названием бренда, впоследствии ставшего легендарным, долго раздумывать он не стал: caterpillar – это и есть гусеница по-английски.
Настоящий прорыв произошел в компании в 1909 году, когда гусеничные тракторы стали оснащаться бензиновыми двигателями вместо паровых. Именно это сделало бренд известным. Почти в то же время, в 1910 году, сын Даниэла Беста, Кларенс Лео Бэст (Clarence Leo Best), создает собственную компанию и начинает производство колесных тракторов с бензиновыми двигателями. Спустя 12 лет, в 1925 году, компании Holt Manufacturing Company и C. L. Best Tractor Company решили объединить усилия и создали новую компанию Caterpillar Tractor Company.Производство постоянно развивалось, изобретатели достигали все новых и новых высот. В 1987 году произошел действительно революционный прорыв – был изобретен новейший высокоскоростной трактор на гусеничном ходу, получивший имя Caterpillar Challenger- Тогда же и появляется бренд Challenger, которому суждено стать легендой тракторостроения.
С тех пор ассортимент техники, выпускаемой под маркой Challenger, значительно расширился и пополнился колесными тракторами, комбайнами, кормозаготовительной техникой, самоходными опрыскивателями и разбрасывателями удобрений, почвообрабатывающими агрегатами и навесными орудиями. Каждая единица техники имеет свою долгую историю успеха. Под брендом Challenger объедены лучшие модели сельскохозяйственной техники, способные удовлетворить запросы как небольших фермерских хозяйств, так и крупных агропромышленных холдингов.
Имея богатую историю и накопленный десятилетиями опыт, бренд Challenger продолжает расширяться. Сегодня он объединяет полный ассортимент современного и высокопроизводительного сельскохозяйственного оборудования. Многие модели машин Challenger оснащаются полностью интегрированными системами автоматического рулевого управления Autoguide, телеметрии, системой управления хозяйством GTA, что позволяет еще более эффективно выстраивать работу сельскохозяйственных предприятий. Целью Challenger является установление партнерских отношений с фермерскими хозяйствами и сельхозпроизводителями по всему миру для оказания им помощи в увеличении эффективности, производительности и прибыльности бизнеса.Каждая машина, представленная в модельном ряду гусеничных тракторов Challenger, обладает высокими тяговыми и эксплуатационными характеристиками в своем классе. Использование запатентованной системы гусеничного хода Mobil Тrас и резино-армированных гусениц обеспечивает высокую производительность и низкое давление на почву, гарантируя бережное отношение к почве за счет значительного снижения ее уплотнения. Благодаря большому пятну контакта гусеничные тракторы обеспечивают меньший процент пробуксовки, позволяют получить большую отдачу с полей и снизить расходы в сравнении с колесными тракторами аналогичной мощности.
Производительность гусеничных тракторов Challenger можно смело назвать феноменальной: многие заказчики пришли к выводу, что один трактор может заменить несколько колесных машин, сохранив при этом – или даже повысив – общую производительность предприятия. И на этом Challenger останавливаться не собирается.
Описание конструкции
ОБТ «Челленджер-2» выполнен по классической компоновочной схеме. В носовой части машины находится отделение управления, за ним идет боевое отделение и моторно-трансмиссионный отсек, расположенный в корме танка.
Расположение экипажа в танке Челленджер-2
Башня и корпус танка выполнены из многослойной брони «чобхэм» второго поколения. Возможна установка (опционная) модулей динамической защиты ROMOR и решетчатых экранов по бокам корпуса машины. Единственной «слабая» зона танка – это нижняя лобовая деталь, которая, по сути, является обычным листом броневой стали, но ее можно усилить динамической защитой. С учетом динамической защиты и решетчатых экранов общая масса «Челленджера-2» составляет 74,95 т. Считается, что общий уровень защиты танка от БПС и КС не уступает немецкому «Леопарду-2» модификации А5.
«Челленджер-2» вооружен нарезной 120-мм пушкой L30A1, канал ствола которой хромирован. Боекомплект составляет 52 выстрела раздельного заряжания, причем заряды и снаряды хранятся отдельно друг от друга. В состав боекомплекта входят осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и дымовые снаряды.
Схема строения
Приводы наведения орудия электрические. Снаружи ствол закрыт специальным кожухом, пушка L30A1 стабилизирована в двух плоскостях.
С орудием спарен пулемёт L94A1 (7,62 мм) на крыше башни находится еще один дистанционно управляемый пулемет L37A2 (7,62 мм).
Танк имеет систему управления огнем, разработанную компанией «Дженерал Дайнэмикс». Базовая модификация машины имела один тепловизор, который выдавал картинку и командиру, и наводчику. С 2007 года каждый из них получил свой собственный прибор. Хорошо подготовленный экипаж на танке «Челленджер-2» за одну минуту может поразить семь целей.
Скорость по шоссе 60 км
В СУО машины входит баллистический вычислитель General Dynamics Canada, стабилизированный дневной прицел командира VS 580 (угол обзора 360°, такой же установлен на французском «Леклерке»), а также основной (также стабилизированный) прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизором.
«Челленджер-2» имеет гидропневматическую подвеску. Танк оснащен двигателем «Перкинс 12V» мощностью 1200 л. с. и гидромеханической трансмиссией TN-54, которая обеспечивает 6 передних и 2 задние передачи.
Примечания
- ↑
- С. Акимов. Планы производства танков «Челленджер-2» Mk.2 в Великобритании // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1989. стр.72-74
- Е. Викторов. Великобритания модернизирует ОБТ «Челленджер-2» // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (734), 2008. стр.80
- «Челленджерам» продлят жизнь // «Красная звезда», № 105 (26565) от 19 июня 2014. стр.3
- «Челленджеров» будет меньше // «Красная звезда», № 113 (26573) от 1 июля 2014. стр.3
- Kaplan, Philip. Rolling Thunder: A Century of tank Warfare. — Pen and Sword, 2013. — P. 161.
- ↑
- Zaloga., Steven J. (17 February 2009). T-80 Standard Tank. Osprey Publishing. p. 24. ISBN 978-1-84603-244-8.Author Mentions that Russian sources claim Kontakt-5 and the new turret armor provided an unprecedented amount of protection for the T-80U, equivalent to 780mm against APFSDS and 1,320mm against HEAT in the turret front.
- ↑ Мищенко Ю. (ред.) Отчет об участии Т-80У в тендере на поставку основного танка для вооруженных сил Греции
- ↑
- ↑
- Spencer C. Tucker. The Encyclopedia of Middle East Wars. ABC-CLIO, 2010, с. 199.
- Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
- The Military Balance 2016. — P. 152.
- The Military Balance 2016. — P. 347.
Особенности эксплуатации и обслуживания
Тракторы Challenger – техника нового поколения. Такой статус требует специальной подготовки при эксплуатации и обслуживании.
При соответствующей квалификации оператору остается лишь умело переключать различные режимы, своевременно изменять параметры рабочих операций и наблюдать за работой умной машины.
- В уборочном режиме поддерживается установленная частота оборотов
- Установка в режиме регулирования мощности предоставляет трактору возможность самостоятельно определять оптимальные настройки
- Управляющий модуль контролирует расход горючего, независимо от частоты вращения
- Нажатием единственного переключателя автоматически выполняется любой сложный разворот, который с обычной техникой выполнить бывает совсем не просто
- Благодаря высокой мощности гидравлики, возможна агрегация с самым мощным навесным оборудованием
- Для гусеничных моделей предусмотрен выбор гусениц трех типов: для общих сельхозработ, с мелкими канавками, для экстремальных условий
- Опционно на тракторы Челленджер устанавливаются ксеноновые фары
- Система GPS позволяет максимально полно использовать все преимущества точного земледелия
Вследствие высокой конструктивно-технологической сложности машин, их обслуживание предполагает высокую квалификацию персонала.
Тракторы Challenger чрезвычайно требовательны к техническому обслуживанию, качеству топлива, масла, смазочных материалов.
Специальные знания требуются при эксплуатации и ремонте бортовой аппаратуры, интеллектуальных систем.
Стоимость тракторов Челленджер 2013-2015 годов выпуска, в зависимости от модификации и внутренней начинки, колеблется в пределах 270 000-280 000 €.
Пожалуй, высокая стоимость – единственный недостаток машин, но для настоящих профессионалов это не преграда.
Возможные неисправности:
Двигатель не заводится: | Нехватка масла или топлива; В воздушный или топливный фильтр попала грязь; Свеча зажигания не дает искру; Карбюратор не правильно настроен. |
Не срабатывают тормоза: | Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение); Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали). |
Не работает стартер: | Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его); Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его); Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки); Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота). |
В массовой культуре
Стендовый моделизм
Сборные пластиковые модели-копии танка Челленджер различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Тамия (Япония)в двух модификациях пустынный вариант и вариант для Европы.
Сборные модели в масштабе 1:72 выпускаются компанией Revell (Германия) с вариантами машин под учения 1988 года Iron Hammer, а также под операцию в Боснии и Герцеговине (IFOR)
Игровая индустрия
Challenger 1 представлен в игре Armored Warfare в виде ОБТ 7 уровня.
Challenger 1 представлен в игре War Thunder располагаясь на 6 эре в ветке исследований.
Танк FV4030/4 появился в Ground War Tanks в качестве главного приза получаемого в золотом запасе.
Танк Challenger 1 с 2013 года представлен в многопользовательском аркадном шутере “Tanktastic”, выпущенном для платформ Android и IOS.
Представлен в мобильном танковом симуляторе на Android “Wild Tanks” в качестве двух версий: Челленджер 2 СТ 10 уровня, Челленджер ТТ 9 уровня танков Западного блока.
Challenger 1 представлен в игре Wargame (все 3 части) в виде ОБТ войск НАТО
Танк Челленджер 1 и Челленджер 2 представлены в многопользовательском ,танковом ,аркадном шутере Tanktastic, выпущенном для платформ Android и IOS
История создания и производства
«Челленджер 2» производится компанией BAE Systems. Это третий по счету танк, которому присвоено название «Челленджер». Первым являлся вариант «Кромвеля», обладающий пушкой калибра 76,2 мм. Второй танк, эксплуатировавшийся с начала 1980-х по середину 1990-х, использовался в боевых действиях в Персидском заливе. «Челленджер 2» имеет только 5% общих деталей со своим предшественником, которого полностью заменил в армии Великобритании.
Разрабатываться «Челленджер 2» начал в 1986 году. Это была частная инициатива выпускающей его компании. Требования Генштаба о танке нового поколения стимулировали ее поставить в известность о своих планах Минобороны. С ведомством был заключен контракт, предметом которого являлось производство девяти опытных танков. В 1991 году Минобороны приняло «Челленджер 2» на вооружение, после проведенного сравнения с машинами других производителей. Первые танки поступили в армию летом 1994 года.
В этом же году танк удачно выдержал испытания на надежность, в ходе которых три машины на протяжении 285 дней показывали себя в боевых условиях. Ежедневно перед ними ставились следующие задачи:
- 1000 выстрелов из пулемета 7,62-мм калибра
- 34 выстрела из основного орудия
- 27 км езды по дороге
- 33 км езды вне дороги
- 3,5 ч работы двигателя
- 10 ч простоя двигателя.
Все это «Челленджер 2» безукоризненно выполнил.
При начале эксплуатации выявились некоторые проблемы, в связи с которыми поступление танков не производилось, они хранились на заводе, из-за экономических вопросов.
В 2008 году почти две трети «Челленджера 2» начали модернизироваться. Их дополнили 120-мм нарезной пушкой, автоматической трансмиссией, двигателем мощностью 1100 кВт, комплектом навесного дополнительного оборудования, кондиционером и новой системой управления огнем.
Летом 2014 года стартовала программа модернизации CR2 LEP, которая позволит эксплуатировать танки до 2035 года. Но довести до уровня «Челленджер 2LEP» планируется только часть танков.
История создания и производства[править]
Основной боевой танк “Челленджер 2” выпускается британской компанией “Виккерс Дефенс Системс” (ныне являющейся частью компании BAE Systems). Он является третьим танком, носящим имя “Челленджер”. Первым был “Челленджер А30” — вариант танка “Кромвель”, оснащённый 76,2-мм пушкой. Вторым был “Челленджер” — основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, принимавший участие в войне в Персидском заливе. Хотя “Челленджер 2” был разработан на основе “Челленджера”, новый танк отличается от более ранней модели совершенно новой начинкой: всего 5 % деталей являются общими для обеих моделей. На данный момент “Челленджер 2” заменил предыдущую модель на вооружении британской армии.
Компания “Виккерс Дефенс Системс” начала разработку преемника танка “Челленджер” в качестве частной инициативы в 1986 году. В свете требований Генерального штаба о танке нового поколения, компания открыто заявила Министерству обороны о ведущихся разработках. В 1988 году был заключён контракт в 90 миллионов фунтов на производство девяти опытных машин к 1989 году. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей (среди возможных кандидатов были “Абрамс” М1А2, “Леклерк” и “Леопард 2”), Министерство обороны решило принять танк “Челленджер 2” на вооружение.
Сборка началась в 1993 году на двух основных заводах: в Ньюкасле и Лидсе. Всего в проекте было задействовано около 250 фирм. Первые машины начали поступать в июле 1994 года.
В 1994 году танк “Челленджер 2” успешно прошёл испытания на надёжность; три машины проверялись в течение 285 дней испытаний, на которых симулировались боевые условия. Каждый из этих дней включал в себя:
- 27 км езды по дороге
- 33 км езды вне дороги
- 34 выстрела из основного орудия
- 1000 выстрелов из пулемёта калибра 7,62-мм
- 10 ч простоя двигателя
- 3,5 ч работы двигателя
На испытаниях было доказано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными.
С началом эксплуатации выявились проблемы, в результате которых несколько лет производимые танки не поступали на вооружение, а хранились на заводе по экономическим соображениям.
В 2008 году началась программа по модернизации 250 из 358 танков “Челленджер-2”, находившихся на вооружении армии Великобритании: на танки должны были установить комплект дополнительного навесного бронирования, новую 120-мм нарезную пушку, новый двигатель мощностью 1100 кВт, новую автоматическую трансмиссию, новую систему управления огнём и кондиционер.
В июне 2014 года в Великобритании был начат первый этап новой программы модернизации CR2 LEP, которая предусматривает продление срока службы танков “Челленджер-2” до 2035 года. Модернизировать до уровня “Челленджер-2LEP” предполагается только часть танков “Челленджер-2”, которые состоят на вооружении вооружённых сил Великобритании.
Боевое применение
Машины данного проекта принимали участие в миротворческих миссиях еще до того как в 2003 году, в количестве 120 единиц, вошли в Ирак. В ходе этой кампании принимали активное участие в боях за Басру.
В том же году британские танки участвовали в танковом бою с иракскими машинами. В результате было ликвидировано 15 иракских Т-55, «Челленджеры» же не понесли никаких потерь.
Также успешно британские машины показали себя в таком показателе, как проходимость. Некоторые проблемы, которые были обнаружены в ходе учений в пустыне «Саиф Сариа 2» за полтора года до начала военных действий, были исправлены путем оборудования запасов фильтров против пыли, чтобы их можно было оперативно менять.
Галерея изображений
Авианосцы / Гидроавианосцы | AnneV • ArgusV • Ark Royal • Ben-my-ChreeV • CampaniaV • EmpressV • EngadineV • FuriousV • ManxmanV • NairanaV • PegasusV • Raven IIV • RivieraV • VindexV • VindictiveV |
Линейные корабли | Dreadnought • Bellerophon • St. Vincent • Neptune • Colossus • Orion • King George V • Canada • Erin • Agincourt • Iron Duke • Queen Elizabeth • Revenge |
Броненосцы | Royal Sovereign • Majestic • Canopus • Formidable • Duncan • King Edward VII • Swiftsure • Lord Nelson |
Линейные крейсера | Invincible • Indefatigable • Lion • Queen Mary • Tiger • Renown • Courageous • Furious • AdmiralC • IncomparableX |
Броненосные крейсера | Cressy • Drake • Monmouth • Devonshire • Duke of Edinburgh • Warrior • Minotaur |
Тяжелые крейсера | Hawkins |
Легкие крейсера | TownG • Arethusa • CG, C • DanaeC • EmeraldA |
Бронепалубные крейсера | Apollo • Astraea • Eclipse • Blake • Pearl • Edgar • Powerful • Diadem • Arrogant • Pelorus • Highflyer • Challenger • Topaze |
Крейсера-скауты | Adventure • Forward • Pathfinder • Sentinel • Boadicea • Blonde • Active |
Лидеры эсминцев | Swift • Faulknor • Marksman • Parker • ScottC • ShakespeareC |
Эсминцы | AG • BG • CG • DG • RiverG • Tribal • CricketG • Beagle • Acorn • Acheron • Acasta • Laforey • MG • RG • SG, C • Talisman • V and WG, C |
Мониторы | Marshal Ney • Abercrombie • Lord Clive • Humber • Gorgon • M15 • M29 • Erebus |
Тральщики | Flower • Racecourse • Hunt • 24C |
Канонерские лодки | Fly • Insect |
Подводные лодки | A • B • C • D • E • F • G • HC • J • K • LC • MC • RC • Swordfish • V |
Примечания: A: Достроены после войны; C: Часть достроена после войны; G: Объединение нескольких типов; V: Перестроены из другого типа; X: Не достроеныкурсивом обозначены отдельные корабли, обычным шрифтом − типы кораблей
Описание конструкции
Корпус
Схема вооружения и бронирования HMS Challenger
Обводы корпуса не претерпели больших изменений, главным отличием от предшественников стало использование вентиляционных решеток вместо многочисленных труб, поэтому силуэт новых крейсеров стал более плавным.
Бронирование
Появление крупповской нецементированной брони позволило снизить толщину защитных листов при неизменной их эффективности.
Энергетическая установка и ходовые качества
Основные надежды в повышении эффективности силовых установок в 1900—1903 годах были связаны с применением водотрубных котлов, которые уверенно вытесняли старые цилиндрические котлы. В качестве машин повсеместно начинали применяться вертикальные четырехцилиндровые машины тройного расширения, имевшие повышенную мощность. Появившиеся еще рассматривались как требующие испытаний на небольших кораблях новинки, поэтому их применение откладывалось.