Модификации
- XM1-FSED — предназначен для тестовых испытаний. Выпущено 11 единиц.
- M1 — базовая модель, обладающая боекомплектом в 55 выстрелов и нарезной пушкой калибра 105 мм.
- M1IP – усиление лобового бронирования башни, электроспуск ЗПУ, модернизация трансмиссии и подвески.
- M1A1 – боекомплект в 40 выстрелов, гладкоствольная пушка калибра 120 мм, усиление бронирования лба корпуса, коллективная система защиты от ОМП с кондиционером.
- M1A1HA — урановая броня первого поколения, усиление бронирования башни.
- M1A1HC – урановая броня второго поколения, боекомплект в 42 артвыстрела, улучшение цифрового управления двигателя и некоторые другие изменения.
- М1А1НА – урановая броня второго поколения, усиление бронирования лба башни.
- М1А1D — улучшение цифровых компонентов, дигитальные распределительные щитки боевого отделения и шасси.
- M1A1AIM – капитальные модернизация и ремонт.
- M1A1AIM Block I – капитальные модернизация и ремонт. Тепловизионный прицел ЗПУ, тепловизионная камера второго поколения для основного прицела наводчика, интегрированная система для самодиагностики бортовых систем, терминал FBCB2-BFT.
- M1A1AIM Block II /M1A1SA – урановая броня третьего поколения.
- M1A1FEP – аналог M1A1AIM Block II для КМП США.
- M1A1KVT – модификация M1A1, оснащенная комплексом для симуляции танков, произведенных в СССР.
- M1A1M – для экспорта в Республику Ирак.
- M1A1SA – для экспорта в Королевство Марокко.
- M1A1 Block III – необитаемое боевое отделение с автоматической системой вооружения, новая компоновка внутренних объемов корпуса, новое радиоэлектронное оборудование и силовой агрегат. Экспериментальная версия.
- M1 SRV – весовой имитатор башни лафетной компоновки. Экспериментальный прототип на шасси танка М1 для исследования новой компоновки агрегатов внутри танкового корпуса.
- M1 TTB – бронекапсула, рассчитанная на трех членов экипажа в передней части танка, необитаемая башня, боекомплект из 44 унитарных снарядов, размещённый в двухрядный карусельный магазин с вертикальным расположением ячеек с автоматической системой заряжания, гладкоствольная пушка M256 калибра 120 мм. Экспериментальный прототип на шасси танка М1, прошедших доработку после испытаний машины M1 SRV.
- M1 CATTB — 140-мм гладкоствольная танковая пушка с многодатчиковой системой обнаружения цели и автоматом заряжания, система гидропневматической подвески в балансире, усовершенствованный объединённый силовой блок на базе дизельного двигателя. Экспериментальный проект.
- M1A2 — новый прицел наводчика с безопасным для глаз дальномером и со стабилизацией в двух плоскостях, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, независимый тепловизионный панорамный прицел командира, боевая информационно-управляющая система IVIS, командирская башенка с 8 перископами. Усиленное бронирование башни с помощью наполнения урановой броней 2-го поколения лобовых деталей и увеличения их габарита. Боекомплект орудия рассчитан на 42 выстрела.
- M1A2 SEP – вмонтированные в прицелы командира и наводчика тепловизионные камеры 2-го поколения, система управления войсками FBCB2. Лобовые детали башни наполнены урановой броней 3-го поколения, что увеличило стойкость против кумулятивных средств поражения. Кондиционирование, цветные дисплеи.
- M1A2 SEP V2 – прицелы с инфракрасными и электрооптическими прицелами, усовершенствованные цветные дисплеи для отображения тактической обстановки, силовая установка, подверженная доработке и средства связи, совместимые с информационно-боевыми сетями пехотных соединений и частей. Внедрены технологии, разработанные по программе «Боевые системы будущего».
- M1A2S — модернизация M1A1 и M1A2 для Королевства Саудовская Аравия. Газотурбинный двигатель LV-100-5, усиление бронирования фронтальной проекции башни и корпуса, динамическая защита ходовой части. Замена систем управления огнем и связи, 120 мм пушки М-256.
- TUSK — тепловизионный прицел для турельной установки пулемёта М240 заряжающего, щитки для защиты командира и заряжающего при наблюдении из открытых люков, комплекс динамической защиты для повышения защиты боковых проекций от кумулятивных средств поражения, разнесённое бронирование днища, гарнитура для связи с пехотой, дополнительный пулемет М2 на установке (размещенный на маске орудия), дистанционно-управляемая установка, тепловизионный прицел командирской ЗПУ.
- M1A3 – усовершенствование подвески опорных катков, легкая пушка 120-мм калибра, облегченная броня, повышение долговечности катков, дальнобойное высокоточное вооружение, коробка скоростей и усовершенствованный двигатель. Разрабатывается.
Тактико-технические характеристики
6.1 Размеры
- Боевая масса, т: М1 – 55; М1А1 – 57,15; М1А2 – 62, 5
- Длина, м: 7,92
- Длина с пушкой, м: М1 – 9,77; М1А1, М1А2 – 9,83
- Ширина, м: 3,66
- Высота. м: 2,43
- Эквивалентная толщина лба корпуса, мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 — 650
- Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (БОПС), мм: М1 – 450; М1А1, М1А2 — 550
- Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса (КС), мм: М1 – 550; М1А1, М1А2 – 650
- Борта корпуса, мм: 20 (35 до МТО)
- Корма корпуса, мм: 20
- Эквивалентная толщина лба башни, мм: М1 – 700; М1А1 – 800; М1А2 – 900.
- Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (БОПС), мм: М1 – 380; М1А1 – 500; М1А2 – 700.
- Эквивалент по стойкости лобовой брони башни (КС), мм: М1 – 500; М1А1 – 700; М1А2 — 900
- Крыша, мм: 70
- Клиренс, мм: 483…-432.
6.2 Бронирование
- Тип брони: противоснарядная, катаная комбинированная и стальная
- Активная защита: AN/VLQ-6 MCD (экспериментально, на единичных экземплярах М1А1)
- Динамическая защита: ARAT (опционально).
6.3 Вооружение
- Пушка: М1 – 105-мм М68А1; М1А1, М1А2 – 120 мм М256
- Тип пушки: М1 – нарезная; М1А1, М1А2 — гладкоствольная
- Длина ствола, калибров: 50.92 у M68; 44.2 у М256
- Прицелы: основной прицел наводчика: комбинированый (всесуточный) перископический монокулярный со встроенным лазерным дальномером. Зенитный: перископический монокулярный Kollmorgen Model 938. Резервный: телескопический шарнирный Kollmorgen Model 939
- Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2 HB и 2 × 7,62-мм M240
- Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов: М1 – 55/900/11400; М1А1, М1А2 – 40 (17 из них относятся к первой очереди)/900/11400.
6.4 Подвижность
- Двигатель: ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 л.с.
- Мощность двигателя, л.с: 1500
- Удельная мощность, л.с./т: М1 — 27,6 (22,6); М1А1 — 27,1 (22,3); М1А2 — 23,80
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: М1, М1А1 — ~65; М1А2 — ~67
- Запас хода по шоссе, км: М1, М1А1 – 440; М1А2 — 465
- Тип подвески: индивидуальная торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: М1 — 0,93; М1А1 — 0,95; М1А2 — 1,07
- Преодолеваемый ров, м: 2,7
- Преодолеваемая стенка, м: 1,2
- Преодолеваемый брод, м: 1,2 (2,0 с ОПВТ).
6.5 Остальные параметры
- Боевая масса, т: М1 — 54,4; М1А1 — 61,34; М1А2 — 62,14; M1A2SEP — 63,1
- Компоновочная схема: классическая
- Экипаж, чел.: 4.
История создания и производства
Начало разработки танка, которому было впоследствии дано обозначение M-1 стартовало после того, как в 1971 году закрылась программа XM-803. Чтобы снизить уровень технологического риска, было решено создать новый танк по классической схеме, с использованием в виде основного вооружения пушки высокой баллистики и с экипажем в количестве четырех человек. После того, как были окончены испытания, был учрежден конкурс на постройку 462 танков. По итогам его возможными компаниями-изготовителями стали Крайслер и Дженерал Моторс. В итоге Крайслер стал победителем с вариантом танка, оснащенным газотурбинным двигателем. В начале 1981 года танк, обозначенный определением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» вошел в состав армии США. Производство этой модели завершилось в 1995 году. Сейчас идут работы по модернизации танков «Абрамс». Усовершенствованные модели танков предназначены не только для Вооруженных сил США, но и для отправки на экспорт.
Оценка машины
9.1 Достоинства
- Надежный и мощный двигатель в сочетании с трансмиссией и современной подвеской дает танку большую или равную подвижность по сравнению с более легкими танками других государств, в случае если грунт выдерживает массу танка.
- Наличие снарядов М829А3 с высокой пробиваемостью (М1А2SEP), считается рекордсменом по бронепробиваемости.
- Существует мнение, что выхлоп ГТД значительно демаскирует танк для теплового видения из-за более высокой температуры, чем у других аналогов, но оно опровергнуто. Можно сказать, что у ряда ОБТ (Меркава, Леклерк) выхлоп двигателя расположен под башней, следовательно, стороной к противнику, но из-за этого их не причисляют по этим параметрам к высокозаметным.
9.2 Недостатки
- Борта корпуса обладают значительно меньшей толщиной, даже по сравнению с большинством танков времен второй мировой войны. Усилением их служит лишь фальшборт из мягкой стали с наполнителем. В силу этого, они легкоуязвимы для огня противника и старыми моделями гранатометов. Эту проблему получилось разрешить только на TUSK с помощью ДЗ.
- В отличие от большинства современных танков не имеется управляемое вооружение.
- В силу отсутствия автомата заряжания скорострельность машины недостаточно велика, потому что заряжающий быстро устает и эффективность его работы снижается. К тому же, в случаях выхода из строя автомата заряжения на других танках обязанности заряжающего приходится брать на себя одному из членов экипажа при менее комфортных условиях. Это делает отсутствие/наличие заряжающего относительным недостатком/преимуществом.
- У машины отсутствует возможность вести рядовой артиллерийский огонь. В лучшем случае она может вести огонь картечью по не бронированным целям на минимальные дальности, либо кумулятивными снарядами, такими же эффективными, как противотанковые управляемые работы. А, например, английский танк Челленджер-2 обладает боекомплектом, оснащенным пластинчатыми (бронебойно-фугасными) снарядами. Например, в английском Челленджере 2 есть бронебойно-фугасные снаряды (они же — пластинчатые). В израильском Меркаве 4 есть управляемый ОФ. Танки же, произведенные на основе советских разработок всегда укомплектованы ОФЗ и с успехом используют их в войнах уже свыше 50 лет.