История
В начале нового тысячелетия Т-90 был одним из наиболее востребованных в мире танков. Однако уже с 2004 г. в производство был запущен танк Т-90А — модернизированная версия Т-90. Он отличался более мощным 1000-сильным дизельным двигателем, литую башню заменили сварной — усиленной и более стойкой. Также был усовершенствован ночной прицел — новый тепловизор позволил увеличить пределы дальности ночного видения с 1800 до 4000 м. В новом танке заменили и стабилизатор орудия, что значительно повысило точность стрельбы с хода и в два раза улучшило скорость наведения. На начало 2012 г. на вооружении российских войск состояло около 500 танков Т-90А, Т-90 и их модификаций.
Практически одновременно началась разработка танка Т-90АМ — новейшей модификации Т-90А, которую вполне можно считать совершенно новым типом боевой машины. Экспортная версия танка Т-90АМ, получившая наименование Т-90СМ, была продемонстрирована 9 сентября 2011 г. во время международной выставки «Russian Expo Arms 2011» на полигоне в Нижнем Тагиле. Именно тогда специалисты получили возможность убедиться в том, что Т-90АМ является, по сути, фундаментально переработанной моделью Т-90А.
Т-90СМ
Применение в боях и след в истории танкостроения
Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.
За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.
Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остается его уязвимой зоной.
Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя все лучшее от предшественников — безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.
Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал ее завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.
Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.
Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжелые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.
Семейство танков Т-80 (от Т-80 до Т-80 БВМ)
Танк Т-80
Это первый в мире танк с газотурбинным двигателем, который за характерный свист часто называют «вертолетным» или «реактивным». В качестве топлива может использоваться обычный бензин, керосин и дизельное топливо. В чрезвычайных ситуациях можно использовать мазут, природный газ, водяной газ, спирт, судовое топливо и даже угольный щебень.
Двигатель Т-80У развивает мощность 1250 л.с.; его максимальная скорость по шоссе – 70 км/ч, а по пересеченной местности – 45 км/ч. Этот танк создавался в свое время для прорыва всей Европы, так как вероятность новой войны была очень высока. А двигатель позволял «есть» что угодно и постоянно двигаться вперед. Но были и минусы: техническая сложность ремонта и расход топлива. Танк можно было отремонтировать только на заводе и расход был около 8 литров на километр. Для сравнения, дизельный Т-72 потребляет всего 2-4 литра на 1 км.
Т-80 БВМ
Танк Т-80 БВМ, это последняя модель из семейства Т-80. Российская модернизация танка Т-80БВ семейства танков Т-80. Разработан и производиться Омским заводом транспортного машиностроения. Контракт модернизацию устаревших Т-80БВ до уровня Т-80БВМ был подписан с Минобороны РФ на форуме Армия-2017. Т-80БВМ уже поступил на вооружение российской армии.
Практические испытания
Отечественный современный танк Т-72Б3 на недавних соревнованиях по танковому биатлону в Алабино принял активное участие
Внимание специалистов акцентировалось на эксплуатационных и боевых возможностях машины. Стоит отметить, что на этих испытаниях данная модификация была впервые представлена широкой общественности. Как это ни печально, но новинка не вызвала большого ажиотажа у очевидцев
Во-первых, по внешнему виду сложно отличить модернизированную модель и предшественника. Во-вторых, многих заинтересовал прототип Т-90А, который предположительно будет следующим образцом на вооружении российской армии
Как это ни печально, но новинка не вызвала большого ажиотажа у очевидцев. Во-первых, по внешнему виду сложно отличить модернизированную модель и предшественника. Во-вторых, многих заинтересовал прототип Т-90А, который предположительно будет следующим образцом на вооружении российской армии.
На практике, рассматриваемая боевая машина показала неплохие результаты. Однако нельзя сказать, что она на сто процентов оправдала ожидания специалистов. Во многом это связано с конструктивными элементами в части прицеливания и наводки. Что касается тяговых качеств и маневров, здесь вопросов практически нет.
Недостатки, которых не скрыть
Проблемы с Т-90 слишком очевидные, чтобы их не замечать. Они, несомненно, влияют на эффективность боевого использования машины. Так, многие образцы Т-90 не имеют системы кондиционирования воздуха: в российских реалиях этому не придается большого значения, но если машина эксплуатируется, к примеру, в Сирии, то вести бой в условиях 50-градусной жары без системы охлаждения крайне сложно.
Многие российские военные жалуются на расположение топливных баков в одном пространстве с экипажем. «Ощущение, как будто находишься в клетке, на пороховой бочке, готовой вот-вот взорваться», – делится своими мыслями один из танкистов. Главный конструктор Уралвагонзавода В. М. Неволин признает, что близость боекомплекта и топливного бака чревата возгоранием, поэтому развитие современной бронетехники, по его словам, должно идти по пути разделения людей и топлива с боеприпасами.
Генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко также критичен в отношении своей продукции
Он обращает внимание на уровень удобства в Т-90. «Зайдешь на выставке в зарубежный танк, сидишь, как если не в Mercedes, то в Volkswagen
В наш залезешь – ну просто артерии какие-то везде торчат», – заявляет Сиенко.
Как следствие ограниченного уровня комфортности экипажа – проблемы, возникающие при стрельбе во время движения танка по неровной местности. На прицельность стрельбы также влияет подвеска, которая при большом сопротивлении гидроамортизаторов не способствует плавности хода. Танкисты отмечают, что заявленная прицельная дальность стрельбы Т-90 оперенными снарядами до 5 км не соответствует действительности. По их мнению, оптимальная дистанция для поражения цели не более 1,5 километров, а дальше – «по воробьям».
Эксперты отмечают, что российская оборонка утратила технологии изготовления качественных танковых стволов. По этой причине орудие Т-90 не может похвастаться ни баллистикой, ни износоустойчивостью. Кроме того, ресурс пушки российского танка не превышает 450 выстрелов, в то время как у западных образцов он достигает 900 выстрелов. В случае использования управляемых ракет ресурс орудия Т-90 может снизиться до 50 пусков.
Среди прочих недостатков Т-90 танкисты обращают внимание на гипотетическую аварийную ситуацию, при которой орудие может склониться к центру: в этом случае единственный путь наружу для механика-водителя – через башню, что в условиях угрозы взрыва боекомплекта чревато задержкой и почти неминуемой гибелью. Низкий профиль Т-90 не только достоинство, но и недостаток
Уплощенная башня не позволяет орудию иметь большую градацию углов наклона: если в зарубежных аналогах углы колеблются между −10 и +20 градусами, то в отечественной машине – от −5 до +15
Низкий профиль Т-90 не только достоинство, но и недостаток. Уплощенная башня не позволяет орудию иметь большую градацию углов наклона: если в зарубежных аналогах углы колеблются между −10 и +20 градусами, то в отечественной машине – от −5 до +15.
Уязвимым местом Т-90 является его двигатель. При температуре свыше +34 градусов он начинает стремительно терять свою мощность (по некоторым оценкам, до 30%), так как основная энергия тратится на охлаждение. Большой проблемой для механиков является замена двигателя Т-90, на которую может понадобиться до двух суток. Для сравнения, на подобную операцию у «Леопарда» уходит не более 2-х часов.
По мнению экспертов, в том, что Т-90 не удалось довести до уровня лучших образцов зарубежной бронетехники виноваты, как военные, так и чиновники, имеющие отношение к закупке вооружения. Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Виктор Мураховский, отмечает, что со стороны Министерства обороны очевидно не поступает четких и внятных заданий для предприятий оборонной промышленности.
Представители Уралвагонзавода заявляют, что необходимые доработки Т-90 на бумаге уже произведены, в частности, в модернизированном образце появятся гидрообъемная трансмиссия, новая система управления огнем и вынос боекомплекта в отдельные бронированные капсулы. Но все это будет воплощено в жизнь, как только предприятие получит деньги от продажи новой партии Т-90. На данный момент среди потенциальных заказчиков Т-90 значатся Индия, Кувейт и Египет.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
Общая информация
- Классификация – основной боевой танк;
- Боевая масса – 46,5 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Годы эксплуатации – с 1992 года.
Размеры
- Длина корпуса – 6860 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 9530 мм;
- Ширина корпуса – 3780 мм;
- Высота – 2230 мм (по крыше башни);
- База – 4270 мм;
- Колея – 2790 мм;
Бронирование
- Тип брони — комбинированная противоснарядная;
- Активная защита — КОЭП Штора-1/1М;
- Динамическая защита — «Контакт-5»
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 125-мм 2А46М;
- Тип пушки – гладкоствольная;
- Длина ствола – 51 калибр;
- Боекомплект пушки – 43;
- Углы ВН: -5..+16 градусов;
- Углы ГН – 360 градусов;
- Дальность стрельбы – 5 км;
- Прицелы – наводчик (дневной): 1Г46, наводчик (ночной): Буран-ПА,М или «ЭССА», Командир (день/ночь): Т01-КО4;
- Пулемёты — 1 × 12,7-мм НСВТ или Корд, 1 × 7,62-мм ПКТ
- Другое вооружение — «Рефлекс-М».
Подвижность
- Тип двигателя — В-84МС или В-92С2;
- Мощность двигателя – 840 л.с.;
- Скорость по шоссе – 60 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 550 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 354-520 км;
- Тип подвески — индивидуальная торсионная
- Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,85 м;
- Преодолеваемый ров – 2,6-2,8 м;
- Преодолеваемый брод – 1,2 м.
Модификации Т-90
- Т-90С – экспортный танк с дополнительными блоками встроенной динамической защиты;
- Т-90К – командирский танк с дополнительным навигационным и связным оборудованием;
- Т-90А – модификация 2004 года с более мощным двигателем, сварной башней, новой системой ППО и улучшенным тепловизионным оборудованием;
- Т-90СА – экспортный вариант модификации Т-90А;
- Т-90АМ – Вместо башни установлен боевой модуль с особой системой управления огнем «Калина», модернизирована пушка и динамическая защита.
- Т-90МС — По сравнению с базовой моделью в новой модификации усовершенствованы основные компоненты бронированной машины – огневая мощь и защита, улучшена подвижность. В боекомплект Т-90МС дополнительно включен снаряд осколочного типа с дистанционным подрывом, который обеспечивает более эффективную борьбу с живой силой противника.
Применение в бою
Не существует никакой официальной информации о том, что Т-90 когда-либо участвовал в боевых действиях. Есть только справка, что один Т-90 был в распоряжении одной части в зоне конфликта в Чечне, однако неизвестно, принимал ли он тогда участие в боях.
Т-90 сегодня выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке.
Технические характеристики
Длина с пушкой вперед/длина корпуса/ ширина/высота, м9,53/6,86/3,78/2,23
Боевая масса, т48
Пушка125-мм 2А46М-5
Пулемет(ы)1 × 7,62-мм 6П7К или 1 × 12,7-мм НСВТ/Корд 1 × 7,62-мм ПКТМ
Длина ствола, калибров51
Боекомплект42 выстрела раздельно-гильзового заряжания (из них 22 в автомате заряжания)
Типы выстреловБронебойные подкалиберные, бронебойные кумулятивные, осколочно-фугасные, учебно-тренировочные снаряды, а также управляемые ракеты (противотанковые и фугасные)
Мощность двигателя, л. с.1000
Скорость движения по шоссе/пересеченной местности, км/ч60/50
Запас хода по шоссе на основных топливных баках/с внешними топливными баками, км550/730
Глубина преодолеваемой водной преграды, м1,8
Экипаж, чел.3
Поделиться ссылкой
Модификации Т-90
Хорошие эксплуатационные показатели и приемлемая, по соотношению с Т-80, стоимость «Владимира» стали причиной разработки последующих, модернизированных моделей Т-90. В разные годы появились такие модификации:
- Т-90К — командирская машина, оснащённая навигационной системой и второй радиостанцией.
- Т-90А — отличается мощным силовым агрегатом, улучшенной бронезащитой и более качественными тепловизорами.
- Т-90АК — очередной командирский танк с ещё более совершенной радионавигационной системой.
- Т-90М — отличался новой пушкой 2А82 и видоизменённой внутренней частью. Топливный бак и боекомплект был размещён по другой схеме, что увеличило «живучесть» машины и экипажа.
Отдельные машины
Рисунок 4. ТОС-1 «Буратино» или «Солнцепёк» на позиции
Также на базе Т-90 для нужд ВС РФ было спроектировано и запущено в серийное производство несколько машин совершенно иного плана:
- БРЭМ-1 — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, предназначавшаяся для перемещения бронетехники, не способной передвигаться самостоятельно.
- ИМР-3М — инженерная машина разграждения третья модернизированная, так называемый бронированный тяжеловесный бульдозер для нужд армии.
- БМР-3М (Вепрь) — бронированная машина разминирования.
- УБИМ — универсальная инженерная бронированная машина, сочетающая в себе функции БРЭМ, ИМР и БМР.
- МТУ-19 — танковый мостоукладчик, наводящий мост, грузоподъёмностью 50 т, длиной до 24 м.
- «Терминатор» — бронированный боевой комплекс, способный вести огонь высокой плотности и атаковать одновременно 4 цели.
- ТОС-1 «Буратино» — тяжелая огнемётная система реактивного залпового огня.
- 2С35 «Коалиция-СВ» — 152-миллиметровая одноствольная гаубица, обладающая дальностью ведения огня до 80 км.
- Проход-1 — радиоуправляемый робот-сапёр.
- Э300 — универсальная гусеничная платформа-шасси.
Краткая история создания
Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.
Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.
Наиболее современным и эффективным считался Т-80 — в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.
Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был — Т-90.
Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.
Компоновка боевого танка Т-90 “Владимир”
Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:
- отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
- боевое отделение и башня – в центральной;
- двигатель и трансмиссия – в кормовой части корпуса.
Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно “но” – снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.
Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.
Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.
Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.
Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.
Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.
Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.
Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.
С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.
При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.
Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)
Челябинские «тридцатьчетверки»
В июле 1942 года перед ЧТЗ поставлена важная и ответственная задача – очень быстро наладить производство средних танков Т-34. Этот танк уже успел показать себя в деле – принес победу в боях за Москву и Сталинград.
В истории танкостроения не было таких примеров, чтобы всего за один месяц предприятие освоило новую машину. И это в самый разгар войны. Завод подвергся реконструкции: за несколько дней было установлено более тысячи новых станков, около 700 перенесли из одного цеха в другой. Нужно было успеть сконструировать и приготовить несколько тысяч штампов, инструментов, а тысячи специалистов обучить, как работать с ними. Чертежи деталей танка Т-34 цеха получают 22 июля 1942 года, а спустя месяц готова первая челябинская «тридцатьчетверка».
К концу 1943 года завод собирал по 25 танков Т-34 ежедневно. Кстати, один из них можно увидеть сегодня на склоне Мамаева кургана – знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник».
«Рефлекс-М»
Согласно индексу ГРАУ, изделие имеет маркировку 9М119М. НАТО также присвоили свою классификацию — AT-11 Sniper. Снаряд представляет собой ракету на твёрдом топливе.
Боевая часть снаряда Инвар» или Инвар-М является кумулятивной. Внутри боевой части содержатся два заряда: основой и лидирующий. Принцип действия таков: сначала уничтожается элемент динамической защиты, выставленный на пути между бронёй сооружения противника и летящим снарядом, затем происходит непосредственно пробитие брони.
Изделие Инвар принято на вооружение в 1992 г., а Инвар-М — в 1990 г. Существует также версия для поражения живой силы противника — с термобарическим эффектом.
Состав Рефлекс-М следующий:
- Два выстрела противотанковой управляемой ракеты Инвар или Инвар-М для гладкоствольного орудия калибром 125 мм (под термином выстрел в армии подразумевается сам снаряд).
- Статический преобразователь напряжения под маркировкой 9С831.
- Аппарат наведения со встроенным дальномером Иртыш, в составе которого имеется информационный блок.
- Блок автоматики 9С517-1С, который отвечает за сбор сведений о контролируемой боевой единице, предназначенных для выполнения поставленных боевых задач.
Заключение
За рубежом военная техника ценится не только за толщину брони, но и за мобильность и дальность поражения цели. Благодаря своим передовым показателям отечественный танк Т-90АМ Прорыв 3 смог потеснить зарубежных конкурентов и занять своё место на рынке вооружения.
Весьма очевидным фактом является устоявшаяся в последние годы тенденция по планомерному завоеванию мирового рынка российскими образцами вооружения. Речь не только о Т-90МС. Со стороны образцов стрелкового оружия планомерно наступает Концерн Калашников с их новыми пулемётами РПК-16 со сменным типом питания.
Последние, в свою очередь, имеют все шансы отодвинуть такие образцы, как Ultimax 100 или FN Minimi с мирового рынка. Ведь детище отечественных конструкторов имеет все достоинства указанных западных моделей. А в сочетании с лёгкостью и компактностью становится очень удобным оружием для выполнения поставленных задач перед личным составом спецподразделений.
Технический прогресс не стоит на месте, отечественные конструкторские бюро и танковые заводы трудятся над реализацией новых образцов вооружения. Быть может, скоро на очередном танковом биатлоне можно будет увидеть более продвинутые образцы военной техники, поражающие своей скоростью, манёвренностью, точностью стрельбы и балансировкой танковой башни.
Возможно, такие боевые единицы уже существуют, но держатся под строжайшим секретом, что вполне обоснованно: фактически холодная война не заканчивалась никогда, и гонка вооружения не прекращается ни на минуту. Этому способствует растущая угроза мирового терроризма, провоцирующая локальные конфликты в различных областях мира.
Вывод лишь один: прав был Никола Тесла в своём суждении о том, что страны будут существовать мирно, если каждая страна сможет обладать равным по силе и мощи оружием. Эта горькая правда заключена в известной каждому человеку поговорке Хочешь мира — готовься к войне. Но баланс невозможен из-за естественного стремления человечества к прогрессу: реализуемые военные проекты превосходят предыдущие по своим показателям.
Остаётся лишь надеяться, что такие образцы вооружения, как танк Т-90АМ останутся оружием сохранения мира. И пусть каждый человек живёт в спокойствии и благополучии.