От процветания до выживания

Вначале «Дагдизель» выпускал парогазовые торпеды, а с 60-х годов XX века главным направлением работы завода стало производство электрических торпед. В последующем здесь изготовлялись широкополосные минные комплексы и тепловые торпеды на унитарном топливе, причем «Дагдизель» являлся единственным предприятием СССР, на котором осуществлялось их крупносерийное производство.

В послевоенный период основными изготовителями торпед для ВМФ СССР были , завод им. Кирова (Алма-Ата, Казахстан), (Ленинград), завод им. 50-летия Киргизской ССР (ныне корпорация «Дастан», Кыргызстан).

Разработкой торпед занимались НИИ-400 (будущий ЦНИИ «Гидроприбор»), КБ завода им. Кирова (торпеда 53-65К 1970 года и работы 80-х по теме «Магот»), филиал НИИ-400 в Ломоносове (будущий ОАО «Мортеплотехника»).

Коллаж Андрея Седых

В 1973 году разработчиков и изготовителей торпед объединили в специализированное НПО «Уран». С позиций нынешнего дня это было весьма неоднозначное решение. Если в 50–60-х годах наши торпеды в сравнении с зарубежными аналогами смотрелись весьма достойно (ряд образцов, разработанных в то время, до сих пор стоит на вооружении и востребован на экспорт), то итоги работы НПО «Уран» 70–80-х удручают. На момент распада СССР ни в каких других видах и образцах ВВТ Советский Союз не отставал столь значительно от вероятного противника, как в области морского подводного оружия.

После декабря 1991 года НПО «Уран» прекратило свое существование. На территории РФ остались «Дагдизель», «Двигатель», «Гидроприбор» и «Мортеплотехника». В тот сложный период каждое предприятие «выплывало» самостоятельно.

90-е годы для «Дагдизеля» прошли крайне тяжело. Во всей остроте для завода встал вопрос развертывания собственных НИОКР – как условие выживания и развития предприятия.

Общая информация

Торпеда является специфическим оружием, применяющимся исключительно в морских условиях. Главными причинами высокой эффективности торпед является мощность переносимого заряда и свойственная торпеде способность наносить удары по наиболее уязвимой части корабля-ниже ватерлинии, а так же возможность приспособить практически любое судно для использования торпед. Кучный, а главное точный торпедный залп практически гарантированно пускал ко дну любой вражеский корабль.

Во Вторую Мировую войну флот Германии вступил, имея на вооружении два основных типа торпед – парогазовые G7a и электрические G7e.Обе торпеды имели свои преимущества и недостатки. У парогазовой торпеды был один очень большой недостаток, благодаря тому, что торпеда имела четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, после пуска на поверхности воды можно было наблюдать хорошо заметный шлейф, состоящий из пузырьков, что в некоторых случаях мешало успешному поражению вражеских целей. Существовала и другая торпеда G7e, лишенная этого недостатка, но имевшая свой относительно G7a, он заключался в скромной дальности хода торпеды – около 3000 метров вместо 7500. К тому же,она заметно уступала парогазовой торпеде по скорости хода – 30 узлов против 45.Поэтому стандартный комплект подводных лодок Военно-морских сил Германии в 1939-1943 году состоял как из парогазвовых, так и электрических торпед.

Гироскоп торпеды G7a

Доставлял много неприятностей в начале войны контактно-неконтактный взрыватель pi1, и тогда было зафиксировано много случаев отказа этого взрывателя. Очень часто торпеды с неконтактным взрывателем детонировали преждевременно, что как минимум демаскировало субмарину, что часто приводило к её обнаружению и последующему уничтожению или вовсе не взрывались при прохождении под целью, срывая планы и заставляя выгадывать другой удачный момент для повторного пуска. Контактный взрыватель тоже не был идеален – при углах соприкосновения с целью, значительно отличающихся от 90 градусов, торпеда просто рикошетировала от борта корабля. Все эти недостатки были довольно быстро устранены,уже после Датско-норвежской операции торпедное оружие Германских военно-морских сил достигло удовлетворительного уровня.

Начиная с осени 1942 года, Германским подводникам становилось всё сложнее атаковать конвои, это было связанно с тем, что союзники добились более высокой эффективности в противолодочной защите. Немцы нашли выход из сложившейся ситуации, этим выходом стала установка на торпеды курсовых систем наведения (системы FaT и LuT) по замыслу, в случае, если торпеда не поразит цель на первом прямом участке траектории, то после прохождения этого прямого участка торпеда начинала совершать манёвры по заданным программам, как правило, “змейкой”. Эта система была впервые установлена на торпеду G7a и имела весьма высокую эффективность. Появившаяся позже система FaT II имела два независимых гироскопа, что теоретически позволяло производить пуск торпеды по цели, находясь на любой позиции относительно курса цели. Сначала торпеда обгоняла цель, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение “змейкой” поперек курса движения цели. Необходимость в изменении и переоснащении пусковых систем сделали непригодными множество судов, количество судов, способных на пуск торпед оборудованных системой LuT, ограничивалось 5-ю десятками. Всего за период войны было выпущено около 70 торпед с системой LuT.

Контактный детонатор торпеды G7a

Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счетно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.

Торпеды Schwartzkopff

Торпеда Schwarzkopf с испанского крейсера Vizcaya

Торпеды Schwartzkopff были разработаны на базе торпед Whitehead в конце XIX века и выпускались на предприятии Eisengießerei und Maschinen-Fabrik von L. Schwartzkopff (рус. Литейные и машиностроительные заводы Шварцкопфа), позже Berliner Maschinenbau. В 1866 Роберт Уайтхед разработал конструкцию торпеды. Предприятие, созданное Уайтхедом в Фиуме, стало местом встречи деловых партнеров и потенциальных клиентов. Одним из таких посетителей был Луи Виктор Роберт Шварцкопф, владелец немецкой фирмы Berliner Maschinenbau. В последнюю ночь визита Шварцкопфа на заводе исчез комплект чертежей торпед. Уайтхед был уверен, что Шварцкопф не причастен к этому делу. Тем не менее, несколько месяцев спустя, немецкая компания представила торпеду Schwartzkopff. Эта торпеда по внешнему виду полностью походила на торпеду Уайтхеда и даже имела гидростабилизированную маятниковую систему управления, которая считалась основным секретом торпед Уайтхеда. Технические подробности о первых торпедах Шварцкопфа были полностью засекречены. Для немецких торпед, принятых на вооружение, изначально была введена унификация обозначений. Первое число после буквы означало округленный диаметр в сантиметрах, через дробь указывались две последние цифры года разработки, после чего шло буквенное обозначение дополнительных особенностей торпеды. Первыми торпедами, получившими новое обозначение, стали С35/74 (опытный образец), С35/76 (на базе ) и С35/77 (на базе ). По сравнению с оригиналом, немецкие торпеды обладали большей скоростью за счет более точного изготовления деталей двигателей. Производство торпед продолжалось на заводе Berliner Maschinenbau и к 1878 году на вооружении Императорских военно-морских сил Германии стояло более 400 торпед. С учетом опыта производства первых торпед была разработана торпеда С35/79. Следующие разработки, С35/84A (скорость 26,7 узла) и С35/84B(скорость 27,5 узла) оставались на вооружении вплоть до начала Первой мировой войны. Помимо поставок немецкому флоту, более 2000 торпед в 1888 году были проданы в Китай, Японию, Испанию, Швецию и даже в Великобританию. Торпеды Schwartzkopff имели двигатель, работающий на сжатом до 90 атмосфер воздухе и хранились в незаряженном состоянии. Процесс приведения ее в боевое состояние и закачка воздуха занимали не более 7-8 минут, а дальность хода составляла 585 метров. В качестве взрывчатого вещества использовался пироксилин, приводимый в действие ударным взрывателем. С 1891 года предприятия Schwartzkopff перешли на выпуск торпед только для продажи на экспорт, а торпеды для немецкого флота стали производится на предприятии Torpedo Werkstatte.

Основные технические характеристики ранних торпед Schwartzkopff

Сравнительная таблица ранних торпед Schwartzkopff
МодельSchwartzkopff С35/76, С35/77Schwartzkopff С35/79Schwartzkopff С35/84
Год принятия на вооружение187718831885
Диаметр, мм355355380
Длина, мм42674672
Полная масса, кг273263,5300 — 309
Масса боеголовки, кг142030
Двигательна сжатом воздухена сжатом воздухена сжатом воздухе
Дальность хода, м402585550
Скорость хода, узлов172126,7 — 27,5
Тип пусканадводныйнадводныйнадводный
Поступала на вооружениеброненосцы типа Sachsenторпедные катера Fei Yingавизо типа Blitzкрейсера типа Bussardкрейсера типа IreneSMS Kaiserin AugustaАвизо типа MeteorБроненосец SMS Oldenburg (1884)крейсер SMS Seeadler (1878)Авизо типа WachtКрейсера типа Alfonso XIIкрейсера типа Isla_de_Luzonкрейсера типа Velascoброненосец Abdul Kadirкрейсер Hadevendighiarброненосец Hamidiehкрейсер Heibetnumaкрейсер Shadiehкрейсер Tsi Yeun

Экспорт торпед Schwartzkopff

Одними из первых торпеды Schwartzkopff приняли на вооружение ВМС США. Первая партия из 12 торпед была закуплена в 1898 году. Во время Первой китайско-японской войны (1894—1895), как китайские, так и японские военно-морские силы имели на вооружении торпеды Schwartzkopff. Китайский флот первым использовал торпеды во время битвы на реке Ялу, но ни одна из выпущенных торпед не попала в цель из за недостаточной готовности китайских моряков. Пять месяцев спустя, во время битвы за Вейхайвей, японцы направили группу торпедных катеров с заданием атаковать китайский флот. Выпустив одиннадцать торпед, японцам удалось потопить три китайских военных корабля. Это было самое успешное применение торпед на тот момент времени. Торпеды Schwartzkopff состояли на вооружение испанского флота во время испано-американской войны, а также поставлялись в Италию, Россию и Японию.

Об устройстве подвески и ходовой части бульдозера Четра Т15

Ходовая система бульдозера Четра Т15 базируется на трёхточечной полужёсткой подвеске с вынесенной осью качания тележек, которая обеспечивает высокие сцепные и превосходные тяговые показатели. Направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки с одноразовой смазкой на весь период эксплуатации оснащены самоподжимными уплотнениями «двойной конус». В ходовой системе работает семь опорных катков и два поддерживающих катка. В составе гусеничной части – гусеницы с одним грунтозацепом и специальным уплотнением, которое удерживает смазку в шарнире. Натяжение гусениц настраивают при помощи шприца с консистентной смазкой.

Параметры гусеничной части – следующие: количество башмаков – 44 шт.; шаг звена – 215,9 мм; высота грунтозацепов – 7О мм; ширина стандартного башмака – 56О или 81О мм, в зависимости от модификации; площадь опорной поверхности – З,26 (5,44) кв.м; удельное давление на грунт – О,86 (О,56) кг/кв.см.

Каткам, бортовым фрикционам и прочим узлам не требуется регулировки в течение всего срока их эксплуатации.

Бульдозер данной модели полностью соответствует всем требованиям безопасности, которые предусмотрены Директивами ЕС и прошёл сертификацию в группе независимых компаний TUV Rheinland InterCert.

Гидравлическая система бульдозера Четра Т15

На бульдозерах данной модели применяется раздельно-агрегатная гидравлическая система. В составе которой:

  • двухсекционный шестерёнчатый насос НШ1ОО-5О, который имеет производительность 2З5 литров в минуту, при 175О об/мин двигателя;
  • четырёхсекционный распределитель, который состоит из одной клапанной и трёх золотниковых секций;

Максимальное давление срабатывания предохранительного клапана составляет 2О МПа (2ОО кгс/см2). 1ЗО-литровый гидробак – сварной, приспособленный для механической очистки его внутренней поверхности. Диаметр цилиндров составляет 110 x 1200 (2 шт., отвал), 160 x 310 (1 шт., перекос отвала), 160 x 530 (2 шт., рыхлитель) мм.

Также в гидравлической системе бульдозеров Четра Т15 используются шестеренчатый насос S1A6155 (DAVID BROWN), также производительностью в 235 л/мин.

Долгая дорога в дюнах

Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.

Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.

Мощность электрической торпеды, напротив, практически не зависит от глубины хода. Во время движения не изменяется ни её масса, ни положение центра тяжести (поскольку не расходуется ни воздух, ни топливо) – следовательно, электроторпеда уверенно держит заданный курс.

Что могут противопоставить Т-15 западные армии

Как и в примере с боевым танком четвертого поколения Т-14 «Армата», Соединенные Штаты и их европейские союзники в настоящее время не имеют боевой альтернативы Т-15. Единственным ближайшим аналогом самого тяжелого бронемобиля является уже упомянутая израильская БМП Namer. В то же время из-за высокой стоимости Т-15 не станет основным БМП российской армии, но наряду с БТР «Бумеранг» и «Курганец» закроет базовые потребности нашей моторизированной пехоты, как в легких, средних, так и в тяжелых бронированных автомобилях.

Западные военные эксперты опасаются Т-15 не только как смертоносного актива войск РФ, но и как конкурента на мировых оружейных рынках. Оборонные ведомства стран Персидского залива уже заявили о готовности закупить большие партии «русского зверя» после 2020 года, как только будет налажено серийное производство Т-15.

Прочие технические характеристики бульдозера Четра Т15 в цифрах

    • Габаритные размеры трактора, в базовой версии / мелиоративной модели, без дополнительного навесного рабочего оборудования – длина: 4 5ОО / 4 9ОО мм; ширина: 256О / ЗО1О мм; высота: З 7О9 / З 7О9 мм.
    • Общая масса бульдозера, в начальном исполнении, с полусферическим отвалом и трёхзубым рыхлителем – 28 О2О кг (если установлен двигатель Cummins QSC8.3-C245), либо 29200 кг (если речь идёт о дизеле ЯМЗ-238 НД7-1).
    • Наибольшая скорость передвижения и работы – 14,7 км/час.
    • Вместимость топливного бака – 45О литров дизтоплива.
    • Ёмкость системы охлаждения – 115 литров охлаждающей жидкости.
    • Ёмкость гидравлической системы – 24О литров масла.
    • Вместимость гидробака – 1ЗО литров.
    • Мощность подачи гидронасоса – 2З5 литров в минуту.
    • Ширина гусеницы – 56О мм / 81О мм.
    • Давление на грунт – не более О,87 кгс/кв.см / не более .
    • Высота грунтозацепов – 7О мм
    • Дорожный просвет – не менее 49О мм.
  • База – 2 865 мм / 3 022 мм.
  • Площадь опорной поверхности – З,31 кв.м. / 5,5О кв.м.

Возможности боевого применения

Многие эксперты были удивлены мощной броневой защитой. Лучше всего на такое обвинение ответил заместитель генерального директора по спец. Технике Вячеслав Халитов. В интервью телеканалу «Звезда» он заявил, что до середины современного боя «доживут» только танк «Армата» и БМП Т-15.

Боевое применение Т-15 допускает такой нестандартный подход, как атака не за танками, к чему все привыкли и чего требуют боевые уставы, а перед танками. При этом БМП прикрывают танковые орудия и воздушные разрывы от снарядов собственной артиллерии. Этим достигается доставка пехоты прямо на передний край противника и минимизация потерь.

Использование ПУО включает Т-15 в систему ПВО ближнего действия. Ориентация на уничтожение ударных вертолетов, типа основного американского Apache, и различных беспилотных летательных аппаратов дополнительно укрепляют защиту от воздушных атак.

Опыт малых войн и военных конфликтов за последнюю половину века показывает важность способности боевых машин действовать в условиях городского боя. КАЗ «Афаганит», которым оснащается новая БМП, способен не только среагировать на каждый выпущенный в Т-15 снаряд, но и с большой точностью определить, откуда произведен выстрел

Причем из чего он произведен не имеет значения. Одинаковая реакция будет и на ракету, и на снаряд

КАЗ «Афаганит», которым оснащается новая БМП, способен не только среагировать на каждый выпущенный в Т-15 снаряд, но и с большой точностью определить, откуда произведен выстрел. Причем из чего он произведен не имеет значения. Одинаковая реакция будет и на ракету, и на снаряд.

Озвучен только предварительный план по выпуску всего семейства бронетехники на базе «Арматы». Это 2300 штук до 2020 года, причем без уточнения каких именно.

В прессу просочились сведения, что идет активная работа по созданию командно-штабных машин типа БМП-КШ для управления батальоном в бою с повышенным уровнем защиты.

Модульность платформы «Армата» делает возможность выпуска самых разных образцов техники для армии. Это могут быть траншеекопатели, мостоукладчики, саперные машины для разминирования и так далее. Весь потенциал созданного коллективом Уралвагонзавода феномена до конца еще не раскрыт. Будем надеяться на появление новых, еще более надежных и востребованных систем.

Защитные технологии

Т-15 имеет уровень бронирования на уровне танка Т-14.

Пассивное бронирование


Т-15 в Москве 4 мая 2015 г.

Т-15 использует общие элементы пассивного бронирования для платформы Армата:

  • Лобовое композитное бронирование непробиваемое для современных ПТУР калибром до 150 мм и бронебойных оперённых подкалиберных снарядов калибром до 120 мм
  • Отсек материально-технического обеспечения, отделение боекомплекта и топливное отделение изолированы бронированными переборками друг от друга.

На фотографии Т-15 видна система снижения заметности в ИК-диапазоне за счёт рассеивателей выхлопа, видимых как «крыльчатка» на передней части БМП.

Комплекс динамического бронирования «Малахит»

На Т-15 установлена новая версия динамического бронирования общая для платформы «Армата», которая может быть реализована в том числе на электронном управлении. На текущий момент разработчиками раскрыты данные[источник не указан 1850 дней], что встроенная динамическая защита «Малахит» способна разламывать внутри себя снаряды и отражать тяжёлые противотанковые управляемые ракеты.
Заявляется безопасность ВДЗ для танка и пехоты путём сокращения количества взрывчатого вещества, используемого для уничтожения боеприпасов.

Комплекс активной защиты


Комплекс активной защиты «Афганит» позволяет Арматам обнаруживать угрозы и разведывать цели

Машины семейства «Армата» оборудованы комплексом активной защиты «Афганит», который также выполняет роль разведывательной РЛС.
Возможности комплекса включают:

  • Перехват снарядов разрушением
  • Перехват ракет разрушением или ослеплением мультиспектральными завесами и электромагнитным оружием
  • Комплекс имеет радио-оптическую РЛС с наложением на данные радара с АФАР данных от инфракрасных и ультрафиолетовых камер, что позволяет данному комплексу выполнять и роль разведки целей.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий