Российский основной боевой танк Т-14 «Армата»: история создания, достоинства и недостатки

Огневая мощь

M1 Abrams

M1A2 SEP v3 вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой с длиной ствола 55 калибров. В боекомплект которой входит бронебойно-подкалиберный снаряд М829Е4 (М829А4).

Фото: Below The Turret Ring

У этого боеприпаса сегментированный сердечник из сплава с применением обедненного урана. Такой боеприпас способен преодолевать динамическую защиту, например российскую «Реликт».

Т-14 «Армата»

Российская новинка вооружена 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82−1М, которая, согласно сообщениям российского Министерства обороны, на 17% мощнее 120-мм орудия компании Rheinmetall, применяемого на многих танках НАТО.

Фото: militaryarms.ru

К этому орудию разработан новый бронебойный оперенный подкалиберный снаряд «Вакуум 1», способный пробивать тысячу миллиметров гомогенной катаной стали с дистанции порядка двух километров.

Кроме обычных снарядов, для поражения на дистанции до восьми километров в боекомплекте «Арматы» имеется противотанковая ракета 3УБК21 «Спринтер».

В отличие от M1 Abrams Т-14 оборудован автоматом заряжания, обеспечивающим скорострельность 10 выстрелов в минуту.

Type 10

Основное вооружение японского танка — 120-мм гладкоствольной пушкой Rheinmetall с длинной ствола 44 калибра. Для него разработан автомат заряжания. В будущем танк может получить более мощное орудие L55.

Изображение: youtube.com

Интересная особенность Type 10 — возможность создавать на поле боя беспроводные сети. Это позволяет производить автоматический обмен между танками и пехотой на поле боя, передавать изображение даже с панорамного прицела боевой машины.

Abrams M1A2

Основой боевой танк США. Последняя серийная модификация M1A2 SEP V2. Масса танка в этой модификации составляет 63 тонны, на машине используется газотурбинная силовая установка AGT-1500 с мощностью 1500 л.с. Орудие танка представлено 120-мм гладкоствольной пушкой М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), имеет современную систему управления огнём и другую электронику.

M1A2 «Абрамс»

При сравнительных испытаниях показал превосходство перед «Леопард 2» в ночных стрельбах, но уступил при дневных. Снаряды М829А3, используемые танком, обладают наибольшей пробиваемостью среди аналогов. Возможна установка специальной динамической защиты для городского боя TUSK. В лобовой броне используется обеднённый уран, что одновременно усиливает броню, но вредно для экипажа. Несмотря на свою высокую стоимость, танк имеет достаточно недостатков — слабая ходовая часть, уязвимая внешняя вспомогательная силовая установка, большой профиль танка, далеко не самая лучшая дальность прицельной стрельбы. Машина, казалось бы, идеально проявила себя в иракских кампаниях США, но в условиях относительно равного боя против сил ИГИЛ, ВС Ирака потеряли немало «американцев».

Подвижность

М1 Abrams

Американский танк оснащен газотурбинным двигателем AGT-1500, который выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100−3B.

Фото: nationalinterest.org

Замена такого блока занимает всего час. Двигатель мощностью 1500 л. с. позволяет 63-тонной боевой машине разгоняться до 60 км/ч.

Т-14 «Армата»

Российский танк оснащается челябинским дизельным двигателем A-85−3A, мощность которого может быть доведена до 1500 л. с. (сейчас этот показатель составляет 1350 л. с.). 50-тонной боевой машине этого хватает, чтобы разогнаться до 80 км/ч по шоссе.

Фото: in24.org/

Директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко в одном из интервью заявил: «На будущее запланирована модернизация двигателя, но мы считаем, что чем больше форсировать двигатель, тем меньше будет его ресурс».

Type 10

Type 10 изначально создавался как высокомобильный танк. Несмотря на относительно небольшую мощность двигателя — 1200 л. с. — «японец» развивает скорость в 70 км/ч.

Кайл Мизоками утверждает, что благодаря трансмиссии с плавно изменяемым передаточным числом задним ходом Type 10 может передвигаться с такой же скоростью.

Фото: vmir.su

Другой особенностью японского танка является гидропневматическая подвеска, обеспечивающая плавность хода и большую точность при стрельбе.

К тому же такая подвеска позволяет менять клиренс и наклонять корпус танка влево или вправо, вперед или назад. Все это увеличивает проходимость и позволяет использовать складки местности для ведения стрельбы.

Предыстория машины

Машина является вариантом танка из альтернативного будущего. Машина участвует в боестолкновениях с войсками некоторых стран НАТО в ходе гражданской войны в Молдавии, куда российские войска прибыли по просьбе президента Додона.

Модификация Т-14А была разработана в 2021 году, в 2022 опытный образец (которого и изображает модель) в составе летучего инженерного батальона прибыл в Молдавию на войсковые испытания. В течение месяца машина проявила все, в принципе ожидаемые, достоинства и недостатки. Благодаря усилению вооружения значительно возросла огневая мощь: новое орудие стреляло не только специально разработанными БОПС и КС (которые, кстати, ещё появились не сразу), но и всей номенклатурой боеприпасов от советской пушки С-23. В результате попадание даже старого бетонобойного снаряда массой 97,5 кг в лобовую броню башни старых версий «Leopard-2» приводила как минимум к выходу из строя механизмов поворота башни и половины внутреннего оборудования, даже без сквозного пробития. Появление же современных боеприпасов обеспечило поражение любых танков противника с большим запасом.

180 мм пушка С-23

Дальность ведения огня из ГК также значительно выросла. 30-мм пушка в оборонительном боевом модуле позволила вести огонь не только по вертолётам противника (что случалось сравнительно редко – вертолётчики старались вести огонь ракетами с безопасной дистанции), но и по беспилотникам, количество которых в бою резко возросло.

На первых образцах Т-14 ощущалась нехватка пулемётного вооружения, на Т-14А этот недостаток устранили: появились ПКП, спаренные с обеими пушками. Обновили и прицельное оборудование: помимо уже имеющихся лазерного и радиолокационного прицелов, обе пушки получили стереодальномеры, позволявшие вести прицельную стрельбу, не оповещая противника о приготовлениях к выстрелу. Это давало Т-14А право первого выстрела.

Защищённость танка также была улучшена: несмотря на увеличившиеся внутренние объёмы, танк стал ниже. Экранирование навесного оборудования также усилили: прежние Т-14 часто выходили из боя по причине попадания фугасным снарядом в башню, что приводило к выходу из строя бортовых РЛС, камер обзора и т.д.. Усиленная бронировка башни обеспечила гораздо более высокую устойчивость оборудования к ОФС, экранирование лобовой проекция башни теперь уверенно держало попадания КС средней мощности.

Из недостатков танкисты отмечали несколько уменьшившуюся тяговооружённость (из-за нового боевого модуля танк прибавил в массе на 6 т). Даже усиленной мощности стабилизатор ГК с трудом справлялся со своими функциями – уж очень было тяжелое орудие. Несколько уменьшились углы вертикальной наводки: -6/12 вместо -7/15, и даже такой результат был обеспечен через размещение орудия в качающейся установке, отделённой от основной башни.

На ранней версии Т-14 конструкторы попробовали обойтись без панорамного прицела, т.к. он довольно быстро выходил из строя от разрывов снарядов, взамен танк оснастили сразу двумя стереоприцелами, причем каждый был ещё и снаряжен сменными кассетами плексигласа, заменявшимися автоматически, если используемые разбивало обстрелом. Предполагалось, что танк будет вести огонь с больших дистанций, и ухудшившийся обзор не станет критичной проблемой.

Однако уже после месяца эксплуатации пришлось спешно ставить модификацию панорамного прицела уменьшенного размера, хоть и обеспечивавшего несколько худший обзор. Кроме того, танк пришлось оснастить закэранированный объём вентиляцией, ибо при имевшемся уровне загазованности даже электроника начинала сбоить.

Ввиду значительно увеличившейся массы снаряда с зарядом увеличилось и время перезарядки. Именно для этого и пришлось установить боеукладку первой очереди на 5 снарядов в значительно более развитой кормовой нише: пушка из неё перезаряжалась за 5 секунд, в то время как из основной барабанной БК под башней – около 11 секунд.

Наконец, и обычная Т-14 со 125-мм пушкой при выстреле сильно нагружала уши сопровождавшей её пехоты. А уж выстрел из 180-мм «оглобли» запросто мог и контузить идущего рядом солдата, за что к машине прилипло погоняло BFG — «большое финишное глушило».

Изначально машине прочили роль командирской, ведущей огонь с больших, чем линейный танк, дистанций. Однако со временем танк стал обладать всеми характеристиками, необходимыми для танка прорыва.

Т-90АМ/СМ

Наиболее современный из российских «готовых» танков. Модификация Т-90СМ — экспортная. Последняя версия Т-90 имеет массу в 48 тонн, танк оснащён форсированным дизельным двигателем В-92С2Ф с мощностью 1130 л.с., 125-мм модернизированной гладкоствольной пушкой2А46М5, с возможностью пуска из ствола противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Рефлекс-М» на дальность до 5км. На танк установлена наиболее современная динамическая защита «Реликт». Впервые на российском танке управление осуществляется штурвалом, а коробка передач — автоматическая. Существенно усовершенствована система управления огнём — СУО «Калина» даёт командиру и наводчику танка новые возможности. В последней модификации частично решена главная проблема танков линейки Т-72 (а именно его глубокой модернизацией является Т-90) — недостаточная защита членов экипажа от детонации боекомплекта при пробитии брони (Т-72 с детонировавшим боекомплектом представляет ужасающее зрелище — вырванная башня и никаких шансов выжить для экипажа). НА Т-90СМ та часть боеприпасов, которая не находится в автомате заряжания (АЗ) вынесена в забашенную бронированную нишу, бронирование самого АЗ усилено. Кстати, интересно, что на «западных» танках автомат заряжания отсутствует, а экипаж из-за этого составляет 4 человека, вместо 3 на советских и российских танках.

Лучший танк 3-его поколения

Мы коротко рассмотрели несколько известнейших и наиболее распространённых танков 3-его поколения. Отметим, что перечислены они не все — есть такие отличные машины, как украинский БМ «Оплот», французский «Leclerc», японский Type-90, южнокорейский К2 «Чёрная пантера» и т.п. Тем не менее, уже становится понятно, что выделить среди них какую-то одну не представляется возможным — у всех них есть свои недостатки и плюсы. Реальное сравнение возможно только при их встрече на поле боя, чего, к счастью, пока не произошло. И надеемся, не произойдёт. Тем не менее, так же понятно то, что модернизационный потенциал используемых компоновок стремительно приближается к концу.

Холод Бурятии и жара пустынь

В прошлом году в Минобороны заявляло, что «Арматы» испытают в условиях Арктики. Также рассматривался вопрос о тестировании машин в горах и в пустынно-песчаной местности, где преобладают высокие температуры.

Проверка в войсках необходима, чтобы в ходе эксплуатации члены экипажей «почувствовали» машину, рассказал «Известиям» военный эксперт Сергей Суворов.

— Обычно на этом этапе обнаруживаются скрытые недостатки и всплывают конструкторские недоработки, — отметил эксперт. — Еще с советских времен вся бронетехника в обязательном порядке испытывалась в различных условиях — в жарком климате, пыльной местности и холодном климате. В соответствии с требованием Минобороны танк должен стабильно работать в температурном диапазоне от -50 до +50 градусов по Цельсию. Для испытаний в холодных условиях танки направят в воинские части, которые расположены на севере страны или, к примеру, в Бурятии, где зимой температура часто опускается до необходимых критических отметок. Для испытания жарой в советские времена танки тестировались в песках Каракумов, теперь их направляют в Астраханскую область.

Армата_4

Демонстрация танка Т-14 «Армата» на полигоне «Алабино»

Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ

Серийные танки, которые в итоге становятся основой бронетанковых войск, серьезно отличаются от экспериментальных экземпляров, рассказал «Известиям» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

— Внешне итоговый вариант «Арматы» от предсерийных вряд ли будет сильно отличаться, — отметил Виктор Мураховский. — В основном доработки должны касаться силовой установки, трансмиссии, прицельного комплекса и боекомплекта. Для танкового орудия должны будут разработать новую номенклатуру боеприпасов, включая управляемые, с подрывом на траектории и ряд других.

Все танки так или иначе дорабатываются. В СССР, как правило, серьезно модернизировались двигатели машин — это в первую очередь касалось танков Т-64 и Т-80. Так, Т-80, например, прежде чем попасть на конвейер, фактически получил новую силовую установку.

Дешево и просто

С начала 1970-х годов было построено более 25 тысяч танков Т-72 они стояли и стоят на вооружении в нескольких десятках стран. Т-90, созданный на его основе, выпускается с начала 1990-х годов. Уже построено более 2 тысяч этих танков разных модификаций. Конструкторам хорошо известны все недостатки обоих танков, с которыми они не прекращают бороться.

  • Россия перенесет приоритет на вооружение сухопутной армии
  • “Мы не бряцаем оружием”: какую армию будет строить Россия
  • Новейший российский танк на военном шоу в Жуковском

Так, в последней модификации Т-90 (соответственно, и Т-72), которая называется Т-90АМ, часть боекомплекта вынесена за пределы башни в специальный контейнер позади нее. Это было сделано по примеру некоторых танков западных стран. На нем установлено новое оборудование, причем многое (например, система активной защиты “Афганит”) используется также на Т-14.

“Уралвагонзавод” проводит глубокую модернизацию и самого Т-72 до уровня “Б3”, что примерно соответствует базовой модификации Т-90.

Виктор Мураховский считает, что говорить о полном прекращении программы закупок новой военной техники нельзя: речь идет об отсрочке выполнения этих программ на будущее.

Вместо этого правительство продолжит капремонт и модернизацию старой техники.

Защита

M1 Abrams

И без того прочная лобовая броня из обедненного урана танка M1А2 Abrams была усовершенствована в версии M1A2 SEP v3. Хотя данные о новых характеристиках защиты держатся в секрете, в ее высоких свойствах сомневаться не стоит — предыдущая версия урановой брони хорошо показала себя во время боевых действий.

Фото: armyrecognition.com

После боев в Ираке на танк был установлен комплект дополнительного оборудования и бронирования, повышающий боевые возможности в городских условиях (TUSK).

Кроме того, Abrams получил дополнительное бронирование днища, а уязвимые боковые поверхности башни были закрыты динамической защитой.

Также Пентагон рассматривает возможность оборудования своих боевых машин израильским комплексом активной защиты Trophy.

Т-14 «Армата»

У «Арматы» многослойная комбинированная броня, в состав которой входит новый сплав 44С-СВ-Ш. Новая сталь электрошлакового переплава высокой стойкости легче используемой при бронировании российских танков ранее. Ее применение позволяет уменьшить вес машины на сотни килограммов.

Фото: cont.ws

Дополнительную защиту танку обеспечивает комплекс активной защиты «Афганит», способный уничтожать подлетающие реактивные противотанковые гранаты, противотанковые ракеты и подкалиберные снаряды.

«Армата» также оборудована динамической защитой нового поколения «Малахит» или электронной противоминной защитой, предотвращающей подрыв на противотанковых минах.

Боеукладка «Арматы» хранится отдельно от экипажа, который располагается в бронекапсуле.

Type 10

Вес японской машины в базовой конфигурации всего 40 тонн, т.е. 60% от веса «Абрамса». На Type 10 возможна установка дополнительной модульной брони, которая утяжеляет танк на восемь тонн. В изготовлении бронепакетов широко используются керамические композиционные материалы.

Type 10. Фото: anaga.ru

Кроме брони, экипаж танка может надеяться на систему оповещения о лазерном облучении, которая предупреждает экипаж о наведении на них ПТУР.

Данная система связана с дымовыми гранатометами, которые в случае опасности автоматически закрывают танк дымовой завесой.

Т-14 «Армата» — первый танк 4-ого поколения

Модернизационный потенциал Т-64/ Т-72/Т-80 логично заканчивается первым — ведь эта троица начала нести службу ещё с 1967 года (Т-64)! Наиболее распространённый Т-72 поступил в эксплуатацию в 1973. Фактически СССР создал свой танк 3-его поколения более чем на 10 лет раньше остальных. Логично, что и на этот раз «моду» задавать будем мы. По появившимся в сети фото уже можно сделать несколько выводов, дающих поводы для оптимизма:

  1. Башня у танка действительно будет необитаемой, так как у танка виден открытый люк, расположенный перед башней. Ещё одним свидетельством этого становится отсутствие эжектора на стволе пушки, который отвечает за отведение пороховых газов после выстрела. Отводить их больше не нужно, так как экипаж никак не связан с башней.
  2. Новый танк — точно не дальнейшая модернизация линейки Т-72. Кроме сказанного выше, об этом говорит наличие 7 опорных катков с каждой стороны, тогда как у 72-ого их 6.
  3. Предположительно, на танке будет использован новый дизельный двигатель с мощностью от 1200 до 1500 л.с., который настраивается в любой из этих режимов, для регулировки ресурса.
  4. На Армату, скорее всего, будет установлен комплекс активной защиты «Афганит», оснащённый РЛС с активной фазированной решёткой. Система позволит обнаруживать и уничтожать подлетающие боеприпасы противника на расстоянии в 20-30 метров от танка. Кроме того, радиолокатор позволит контролировать в автоматическом режиме объекты на расстоянии до 100км.
  5. БИУС танка и система управления огнём, по-видимому, станет дальнейшим развитием таковых, установленных на Т-90АМ — то есть вполне отвечающими современным требованиям.
  6. Цена, по сравнению с предыдущими российскими танками, не мала. Особенно до начала серийного производства. Тем не менее, представители «Уралвагонзавода» заявляют, что смогут обеспечить производство при стоимости вдвое ниже современных западных танков. Предположительно речь идёт о 5-6 млн. долларов за единицу.

Об остальном мы, видимо, узнаем только 9 мая и позже, когда будут рассекречиваться детали проекта. Так что в 2015 году нас ждёт, пожалуй, самый интересный Парад Победы с 1991-го года.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий