Новые решения в бронезащите
Самое главное отличие от традиционного танка – башня. Она необитаема, и управление огнем ведется дистанционно. Такое решение позволило переместить экипаж танка в отдельный отсек. Он полностью бронирован – своего рода танк в танке.
Сегодня можно увидеть много репортажей из Донбасса, где виден Т-72 со свёрнутой или вообще с оторванной башней – это последствия детонации снарядов и зарядных гильз в автомате заряжания. В результате такого попадания экипаж, как правило, подрывается тоже.
Задача по спасению экипажа в Т-14 решена радикально: все три члена экипажа находятся в бронекапсуле, а центральный боевой отсек с автоматом заряжания и орудием необитаем.
Такая конструкция позволяет экипажу даже при попадании снаряда в силовую установку и выхода боевой машины из участия в боевых действиях переждать атаку до подхода ремонтной группы или силовой поддержки.
Это новый подход в танкостроении. В России уже есть прекрасный танк Т-90, и проблема безопасности из-за размещения боекомплекта рядом с экипажем сохранилась тоже. Прямое попадание снаряда противника в боекомплект танка неминуемо ведет к порыву машины и гибели экипажа.
Из соображений секретности толщина брони новой машины не обнародована, но можно предположить, что защищенность «Арматы» будет не хуже, чем у Т-90. Но, тем не менее, известно, что у производителей есть новая разработка броневой стали.
Новая сталь позволит значительно облегчить машину, поскольку она теперь будет применена не только для цели бронезащиты, а еще в качестве самостоятельного конструкционного элемента. Сталь, а также керамические и композитные материалы, – вот такой набор будет защищать “Армату” от попадания снарядов, выпущенных из любых пушек.
Если говорить о западных аналогах, то как раз слабая бронезащита боков и кормовой части у танков “Абрамс” не раз была предметом головной боли американцев во время проведения военной операции “Буря в пустыне”.
Броня перспективного танка Т-14 “Армата”
Новая броневая сталь марки 44С-св-Ш будет использоваться на новом российском танке “Армата”. Сталь создана специалистами ОАО «НИИ стали».
Использование этой стали на перспективной платформе “Армата” позволит «снять» сотни килограммов веса с машины, где она также будет использована не только для броневых целей, но и в качестве конструкционного материала.
Новая сталь разрабатывалась по техническому заданию Уральского Конструкторского Бюро Транспортного Машиностроения, входящим в «НПК «Уралвагонзавод», который выступил в роли заказчика. Отработка и промышленное освоение легли на плечи одного из флагманов российской металлургии – Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь», который также входит в структуры «Уралвагонзавода»..
Хотя твердость стали не менее 54HRC, ее пластические характеристики остаются на уровне серийных сталей, имеющих твердость 45-48HRC. Именно это сочетание позволяет снизить на 15% толщину и, соответственно, вес бронеконструкций из новой стали без снижения защитных характеристик и живучести при низких температурах.
Сейчас стали 44С-св-Ш присвоена литера «О», она находится на этапе опытно промышленного освоения, на котором и разработчик, и заказчик, и производитель решают десятки технических технологических и организационных вопросов.
Передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту. Броня всех машин семейства “Армата” многослойная, из стального листа и композитных материалов. Мелкозернистая структура стали 44С-св-Ш, оптимизированный процесс ее легирования и особая термообработка позволили обеспечить высокие защитные характеристики при уменьшенной толщине броневого листа.
Броня танка Армата выдерживает прямое попадание всех современных танковых снарядов, противотанковых управляемых ракет и гранатометов калибра 100-150 мм.
Семейство танков Т-90 (от Т -90 А «Владимир» до Т—90АМ/Т—90М).
Т-90А «Владимир»
Прозвище «Владимир» взято из фамилии главного конструктора танка. Так правительство Российской Федерации почтило память его создателя.
Одной из отличительных особенностей серии Т-90А является инфракрасная система наведения «Занавес» и защита нового поколения от лазерных систем наведения.
Т-90А имеет «сказочный» двигатель мощностью 1000 л.с. Он не такой прожорливый, как внутри Т-80У, но почти равный по скорости.
В 2011 году закупки Т-90 для российской армии были прекращены, чтобы высвободить средства на новый Т-14 «Армата». По этой причине отказались от самых последних модификаций Т-90, которые уже имеют модульную динамическую защиту «Реликт».
В настоящее время на вооружении находится около 400 танков Т-90, большинство из них модификации «А». На складе также около 200 единиц. После Т-90 А стали выпускать модернизации
Т—90АМ/Т—90М) — глубокая модернизация основного боевого танка Т—90. Экспортные версии этих модификаций танка известны под наименованиями Т—90СМ/МС.
Т-90: самый современный основной боевой танк России? – Учитывая давнюю зависимость России от использования на поле боя огромного количества бронетехники , Россия всегда стремится модернизировать и обновлять свой танковый парк, где это возможно.
Разработка и модернизация Т-90 были важным элементом этого с момента распада Советского Союза и по сегодняшний день, несмотря на плохую работу танка в Украине.
Что такое Т-90?
Россия представляет Т-90 как один из самых современных танков, стоящих на вооружении сегодня. Вооруженный 125-мм пушкой 2А46М с автоматическим заряжанием, Т-90 в базовой комплектации имеет дальность стрельбы 5 км и дополнительно оснащен 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом КОРД и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПТКМ.
Базовая версия Т-90 с экипажем из трех человек приводится в движение 12-цилиндровым двигателем диаметром 1000 мм, что позволяет ему развивать скорость 60 километров в час по дорогам и 50 километров в час по бездорожью.
Т-90 способен вести огонь усовершенствованным противотанковым управляемым ракетным комплексом 9М119 «Рефлекс», предназначенным для поражения танков с динамической защитой или вертолетов.
С точки зрения собственной защиты Т-90 защищен комбинацией динамической защиты «Контакт-5» на корпусе и башне, а также многослойной стальной броней.
Разработка и модернизация Т-90
Изначально проект Т-90 начинался как модернизация Т-72 на закате Советского Союза в 1980-х годах. К 1989 году проект превратился в отдельное и независимое предприятие , что привело к ограниченному серийному производству, начавшемуся в 1992 году.
В результате негативных отзывов о Т-72 и Т-80БВ во время первой войны в Персидском заливе и первой войны в Чечне российская военная промышленность почувствовала необходимость активно продавать Т-90 экспортной аудитории, чтобы компенсировать такую плохую прессу.
Вскоре экспорт Т-90 — Т-90С — привлек внимание российского военного руководства, которое первоначально заказало 200 экземпляров танка под обозначением Т-90А после лицензирования «урезанной» версии танка. танк для производства в Индии, где было построено 1000 шт. Т-90А получил прозвище «Владимир» после смерти главного конструктора танка Владимира Ивановича Поткина
Новейшей версией Т-90 является Т-90М, который рекламируется как новый стандарт для московских Т-90, до которых Москва стремится обновить свой парк. Его основные улучшения по сравнению с Т-90А включают использование российской динамической защиты «Реликт» и улучшенную версию основного орудия, которая увеличивает дальность и точность Т-90М по сравнению с более ранними версиями.
Хотя Т-90М впервые был представлен миру в 2017 году , точное количество Т-90 на вооружении России сегодня установить сложно.
Хотя к концу 2021 года российские Вооруженные Силы должны были получить последние части заказа из 65 экземпляров Т-90М, не похоже, что у России есть много дополнительных образцов модернизированного танка помимо этой поставки, несмотря на заявление России. планирует использовать свой парк Т-90М в качестве современного заполнителя, чтобы продержаться до тех пор, пока не будет представлен Т-14 «Армата» (что вряд ли произойдет в ближайшее время).
Защита
И без того прочная лобовая броня из обедненного урана танка M1А2 Abrams была усовершенствована в версии M1A2 SEP v3. Хотя данные о новых характеристиках защиты держатся в секрете, в ее высоких свойствах сомневаться не стоит — предыдущая версия урановой брони хорошо показала себя во время боевых действий.
Фото: armyrecognition.com
После боев в Ираке на танк был установлен комплект дополнительного оборудования и бронирования, повышающий боевые возможности в городских условиях (TUSK).
Кроме того, Abrams получил дополнительное бронирование днища, а уязвимые боковые поверхности башни были закрыты динамической защитой.
Также Пентагон рассматривает возможность оборудования своих боевых машин израильским комплексом активной защиты Trophy.
Т-14 «Армата»
У «Арматы» многослойная комбинированная броня, в состав которой входит новый сплав 44С-СВ-Ш. Новая сталь электрошлакового переплава высокой стойкости легче используемой при бронировании российских танков ранее. Ее применение позволяет уменьшить вес машины на сотни килограммов.
Фото: cont.ws
Дополнительную защиту танку обеспечивает комплекс активной защиты «Афганит», способный уничтожать подлетающие реактивные противотанковые гранаты, противотанковые ракеты и подкалиберные снаряды.
«Армата» также оборудована динамической защитой нового поколения «Малахит» или электронной противоминной защитой, предотвращающей подрыв на противотанковых минах.
Боеукладка «Арматы» хранится отдельно от экипажа, который располагается в бронекапсуле.
Type 10
Вес японской машины в базовой конфигурации всего 40 тонн, т.е. 60% от веса «Абрамса». На Type 10 возможна установка дополнительной модульной брони, которая утяжеляет танк на восемь тонн. В изготовлении бронепакетов широко используются керамические композиционные материалы.
Type 10. Фото: anaga.ru
Кроме брони, экипаж танка может надеяться на систему оповещения о лазерном облучении, которая предупреждает экипаж о наведении на них ПТУР.
Данная система связана с дымовыми гранатометами, которые в случае опасности автоматически закрывают танк дымовой завесой.
Комбинированный ствол для снарядов и ракет
Основным танковым орудием, устанавливаемым на отечественные танки, были версии пушки 2А46М. Модификация этого орудия 2А46М-5 обладает точностью стрельбы на 20% выше при суммарном рассеивании в 1,7 раза ниже, чем его предшественник.
После доработок новое орудие способно проводить стрельбу новейшими бронебойно-подкалиберными снарядами повышенной мощности.
С целью улучшения боевых характеристик пушку 2А82 для установки на перспективный танк “Армата” модернизировали, удлинив ствол до 7 м. При этом для коррекции снаряда вследствие изгиба ствола при огневом залпе предусмотрена система автоматической коррекции. Это достигается креплением отражателя УУИ (устройство учета изгиба). Полученные данные, принятые в устройстве, после цифровой обработки передаются как исправления в баллистический вычислитель.
Пушка 2А82 может стрелять новыми боеприпасами БПС “Вакуум-1 ” (длина снаряда – 900 мм). Также под новую пушку разработали и “Тельник” с подрывом на линии движения и УРС 3УБК21 “Спринтер”.
Весь боекомплект размещается в особом модуле, что повышает “живучесть”, в случае попадания в корпус снаряда противника.
Уже начато серийное производство перспективных снарядов и налажено снабжение ими новых машин, а также создаются арсенальные запасы под новый танк “Армата”.
Но российские оружейники намерены и дальше модернизировать 82-ю пушку и боеприпасы под неё.
Также перед создателями новой пушки стоит еще одна задача. Германия ведет разработку электротермохимической пушки на базе Rh120L55. Уже есть намерение развивать этот перспективный вид метания снаряда на базе 2А82.
Силовая установка перспективного танка Т-14 “Армата”
Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360) для передне- и задне-расположенным МТО. Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.
Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ «Трансдизель», а производится будет на Челябинском Тракторном Заводе. Дизельный четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых ещё в 2011 году.
Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для перспективной российской платформы Армата:
- Тип двигателя – четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
- Система смесеобразования – непосредственный впрыск топлива
- Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) – 1103 (1500)
- Частота вращения, с-1 (об/мин) – 33,3 (2000)
- Запас по крутящему моменту, % – 25
- Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) – 217,9 (160)
- Масса, кг – 1550
- Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 0,74 (1,0)
- Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 1026 (1395)
- Удельная масса, кг/кВт – 1,32
- Длина, мм – 813
- Ширина, мм – 1300
- Высота, мм – 820
Двигатель 12Н360 – это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел – несмотря на то, что испытания были очень жесткие.
Корпус танка “Армата”
Особого внимания заслуживает корпус танка “Армата”, который изобилует видеокамерами высокого разрешения, позволяющими экипажу контролировать окружающую обстановку. Камеры функционируют независимо от времени суток и погодных условий.
САЗ (система активной защиты)
Танк оборудован системой активной защиты под названием “Афганит”, благодаря которой стало возможным противостояние снарядам и ракетам противника на расстоянии, не превышающем 20 м.Проще говоря, данная система представляет собой противоракетную и противоснарядную оборону танка, защищающую боевую машину от наземных и воздушных ударов.Главная цель САЗ – осуществлять перехват не только высокоскоростных кинетических ракет, но и ударных ядер, скорость подлета которых составляет 2 500 – 3 000 м/с.
Динамическая защита
Помимо активной защиты, танк “Армата” (вернее башня машины) оборудован тремя блоками динамической защиты, представляющими собой контейнеры с предустановленными элементами динамической защиты, разделенными слоями наполнителя.Следует отметить, что блоки снаряжаются элементами такой защиты тогда, когда намечаются боевые действия.Надгусеничные полки тоже имеют динамическую защиту в виде семи блоков.С целью усиления и защиты на переднюю зону корпуса танка крепятся дополнительные съемные блоки динамической защиты.Кормовая часть боевой машины защищена решетчатыми экранами, устанавливающимися на корме башни, а также на кормовой части корпуса.Вес таких защитных устройств составляет порядка одной тонны, что существенно не влияет на характеристики подвижности танка.
Система управления огнем
Основная комплектация прицельного комплекса включает:- главный прицел наводчика, оснащенный лазерным дальномером и каналом управления, многоканальным визирным, а также тепловизионным каналами- прицелом-дублером- баллистическим вычислителем, помогающим узнать метео- и топоусловия местности- комбинированным прицелом командира с панорамным телевизионным, а также тепловизионным каналами и лазерным дальномером.Увеличить кратность визирного канала можно до 12 раз.Распознать цель типа “танк” при помощи визирного канала “Армата” можно на расстоянии до 5 000 м, тогда как через ТП (тепловизионный) канал расстояние составляет не меньше 3 500 м.Дальномер “видит” на расстоянии 7 500 м.Кроме того, танк “Армата” может осуществлять автоматическое сопровождение цели как с места наводчика, так и с места командира.В таблице ниже предлагается сравнить три лидирующих по характеристикам танка в мире – “Леопард-2” А5 (Германия), M1А2 Abrams (США), Тип 90 (Япония) с российским танком Т-14 “Армата”.
“Армата” Т-14 | “Леопард-2” А5 | M1А2 Abrams | Тип 90 | |
Максимальная скорость | 90 км/ч | 72 км/ч | 66,8 км/ч | 70 км/ч |
Масса | 50 т | 59,7 т | 62,1 т | 50,2 т |
Пушка | 125 мм | 120 мм | 120 мм | 120 мм |
Заключительные замечания
В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства “Сосна-У” с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем “Калина” по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 “Армата”. Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа “Реликт”.
Динамическая броня “Реликт”
С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.
Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.
Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).
Прицельный комплекс “Сосна-У”
С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.
Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.
В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.
Российская система активной защиты “Арена-Е”
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия “Арена-2” со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты “Афганит”, представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.
Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.
Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.
По материалам журнала
“Europäische Sicherheit & Technik”
Танк “Армата” — история разработки
Еще в 80-х годах руководством страны было принято решение начать работу над созданием танка “двухтысячного года”. Разработка передовой во всех отношениях машины велась всеми танковыми конструкторскими бюро СССР. В итоге появилось множество идей, среди которых были выбраны лучшие работы для дальнейшего развития проекта. При этом лидером среди конструкторов оказалось харьковское КБ, которое на тот момент считалось наиболее передовым. Спустя некоторое время командой был подготовлен проект “Боксер”, однако танк и не был завершен до распада СССР.
Оставшиеся в России КБ продолжили работу над перспективным танком на основе имеющихся разработок. Наиболее совершенными были проекты Объект 299 и Омский Объект 640 “Черный орел”. Правда, нельзя сказать, что работа велась активно. Ситуация изменилась лишь со стабилизацией экономической обстановки в стране. Но уже в 2009 году было объявлено о закрытии имеющихся проектов.
Советские проекты танков, которые так и не были воплощены в жизнь
Казалось, что работы над танком окончательно прекращены, однако вслед за закрытием этих проектов, был открыт новый. Поэтому появление в 2015 году танка нового поколения Т-14 вызвало удивление общественности. Проект все же был закончен. Окончательным разработчиком стал ОАО “Уралвагонзавод”. Однако серийное производство не было запущено даже спустя пять лет после того, как машина была представлена.
Особенности компоновки боевого танка, схема конструкции
Бронирование, активная защита
Защита танка Т-14 обеспечивается многослойной броней, комплексом динамической защиты «Малахит» и комплексом активной защиты «Афганит». Такая тройная защита танка обеспечивает его высокую живучесть, защищает экипаж от поражающих факторов любого вида боеприпасов.
Комплекс активной защиты «Афганит» обеспечивает перехват различных боеприпасов на подлете к танку. Оптические радары засекают подлетающий к танку боезаряд, а пеленгаторы засекают места его запуска. Под броней танка находятся поражающие элементы, которые уничтожают вражеские боеприпасы на подлете к танку. С помощью системы «Афганит» блокируется лазерное наведение противника, производится постановка дымовой завесы, нарушается работа РЛС врага. Активная защита предусматривает автоматический разворот башни для остановки вражеского снаряда наиболее бронированной зоной с одновременным ответным уничтожением огневой точки противника.
Вторая ступень защиты танка «Армата» — комплекс встроенной динамической защиты «Малахит». Конструкторы до конца не раскрывают всех секретов комплекса. Различные российские и западные специалисты предполагают, что принцип действия «Малахита» заключается в том, что модули, закрепленные на корпусе танка, подрываются при приближении боеприпасов. При этом модуль выкидывает бронепластину навстречу боеприпасу, вызываю упреждающую детонацию.
Последняя ступень защиты, это непосредственно броня танка. Лобовая броня танка выдерживает попадание противотанковых ракет калибром до 150 мм и попадание бронебойных подкалиберных снарядов калибром до 120 мм. Отсеки танка разделены между собой бронированными перегородками. Экипаж танка располагается в бронекапсуле в носовой части корпуса.
Танк «Армата» снабжен противоминной защитой днища и устройством для обнаружения и подрыва мин на расстоянии.
Двигатель и трансмиссия, запас хода
На танке Т-14 установлена общая для платформы «Армата» силовая установка. Активная подвеска танка также общая для всей техники на платформе «Армата». Особенности и характеристики двигателя:
- дизельный,
- Х-образный,
- 12-цилиндровый.
- мощность от 1200 до 1500 л. с.
- Ресурс работы — около 10 000 часов.
Подвеска танка активная, что обеспечивает плавный ход на неровной местности, и соответственно повышается точность стрельбы и уменьшается время необходимое для захвата цели.
Коробка передач автоматическая, с возможностью переключения в ручной режим. 16 передач, 8 в переднем направлении и 8 в заднем.
Средства наблюдения, связи и навигации
Основным средством наблюдения танка Т-14 «Армата» является радиолокационный комплекс, включающий в себя 4-х секционный радар и синхронизированные с ним камеры, работающие в различных диапазонах. Радар способен одновременно обнаруживать и вести до 40 наземных до 25 воздушных целей на расстоянии до 100 км.
Для ведения ближней разведке танк оснащен беспилотным летательным аппаратом «Птеродактиль». БПЛА связан с Т-14 кабелем по которому передаётся изображение. Длина кабеля до 100 метров. Диаметр обзора «Птеродактиля» до 10 км.
Помимо радара танк «Армата» оборудован 6 камерами кругового обзора, которые расположены на башне танка и способны давать обзор на 360. Камеры имеют автономное питание, работают независимо от радара и способны функционировать в условиях применения противником методов радио электронной борьбы (РЭБ).
В качестве основной системы связи и навигации на Т-14 используется единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Это уникальная инновационная система связи и навигации, не имеющая аналогов в мире. ЕСУ ТЗ разработано концерном «Созвездие» .Данная система являться самым крупным в мире программным военным комплексом. Она обеспечивает одновременную связь со всеми машинами тактической группы на поле боя. Дополнительно танк Т-14 «Армата» оснащен радиостанцией Р-168 комплекса «Акведук».
Технологии невидимости
Для затруднения обнаружение противником, в танке Т-14 «Армата» широко применяются следующие технологии невидимости (стелс-средства):
- Башня и платформа танка имеют особое расположение, что делает машину менее радиозаметной;
- На танке имеется система искажения магнитного поля;
- Система смешивания выхлопных газов с окружающим воздухом, а также специальное покрытие корпуса значительно позволяет снизить теплозаметность танка.
Маскирующие средства танка совмещены с комплексом защитной системы «Афганит».
Новый российский танк Т-14 “Армата” прошел обкатку в Сирии, его серийные поставки в армию начнутся в 2021 году, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.
“Да, совершенно верно… они были в Сирии”, – сказал министр в воскресенье в программе “Действующие лица с Наилей Аскер-заде” на телеканале “Россия-1”, сообщает “Интерфакс”.
Испытания именно в Сирии новые танки проходили для того, чтобы “чтобы учесть все нюансы в боевых условиях”. По словам Мантурова, обкатка танка в условиях боевых действий позволит сформировать финальный облик танка, который встанет на вооружение российской армии в следующем году.
В будущем Т-14 “Армата” планируется экспортировать, сообщил министр. Это, по его словам, произойдет после того, как боевые машины начнут серийно поставляться Минобороны и будет получен паспорт экспортного облика танка, рассказав, что у России уже есть предварительные экспортные заявки.
Министр уточнил, что новый танк не имеет аналогов в мире и постоянно проходит дополнительные тесты и модернизацию, поэтому Т-14 “Армата” и стоит дорого. “По мере увеличения объемов производства и поставок, конечно же, будет и цена снижаться”, – сказал Мантуров.
По словам министра, машина “напичкана электроникой, она имеет особую конструкцию с учетом тех требований, которые были предъявлены главным заказчиком – министерством обороны”.
Т-14 “Армата” является единственным в мире танком третьего послевоенного поколения, который предназначен для ведения боя в непосредственном соприкосновении с противником, поддержки наступления мотострелковых подразделений, фортификационных сооружений и живой силы противника в укрытиях и на открытой местности. И российские и западные военные эксперты не раз отмечали, что в мире нет танков, которые могли бы сравниться с «Арматой».
Это принципиально новая и полностью российская разработка. Впервые в танкостроении, в башне танка “Армата” экипаж отсутствует. Экипаж машины находится в бронированной капсуле, которая помещена отдельно от боекомплекта. Кроме того, на всех боевых машинах на боевой платформе “Армата” в конструкцию добавлен санузел.
Ранее сообщалось, что вместе с новыми танками Т-90М на предстоящем параде Победы, которые покажут впервые, по Красной площади пройдут и Т-14 “Армата”. Танк на платформе “Армата” был впервые показан широкой публике в Москве в 2015 году на параде в честь Дня Победы.
Вопрос, когда состоится юбилейный парад Победы, до сих пор остается открытым. Ранее российский президент Владимир Путин сообщил о его переносе с 9 мая на другую дату из-за пандемии коронавируса, пообещав, что парад Победы состоится обязательно.
Количество танков в РФ
Нет здесь данных и об устаревших, но все еще обладающих боевыми возможностями Т-55, Т-62 и Т-64. Они хранятся в резерве, но их немало – около 8 тыс. (порядка 2,8 тыс. из них Т-55, до 2,3 тыс. – Т-64, 1,6 тыс. – Т-62).
Бронемашина нового поколения «Армата» своим выходом в свет дала старт курсу на усиленное оснащение воинских частей новинками. Около 2 300 «Армат» появится в войсках по планам Министерства обороны РФ. Кстати, серийные машины, поступившие для испытаний, отличаются от представленных ранее опытных образцов: на них заменен ряд узлов и агрегатов, также появились новые системы.
Но не изжили себя полностью и более ранние поколения бронемашин Т-80 и Т-90.
Таблица 1. Характеристики бронетанковой техники армии РФ, тыс. шт.
Модель | На вооружении | Выпущено всего | На хранении и консервации | Модификации |
Т-72 «Урал» | ~ 2,0 | ~ 30,0 | ~ 7,5 | Модификации Т-72А, Т‑72Б, Т-72БА, Т-72Б3 |
Т-80 | ~ 4,0 | > 10,0 | – | Т-80У |
Т-90 «Владимир» | ~ 0,9 | > 1,8 | Т-90 – глубокая модернизация Т-72БУ.Т-90А | |
Т-14 «Армата» | Проходит войсковые испытания | 2,3 до 2020 (прогноз) |
Самые разные источники по-разному оценивают оснащенность этой боевой техникой. Можно уверенно заявлять, что реальное их количество не назовет никто, кроме военного ведомства.
Таблица 2. Количество танков в России
Годы | Штук |
1990-1992 | 64 000 |
1991-2001 | 18 000 |
2005 | 23 000 |
2008-2010 | 12 800 |
2012 | 17 500 |
2015 | 15 000 |
2018 | 20 300 |
2019 | 21 932 |
2024-2026 (прогноз) | 7700 – 13000 |
Далеко не все машины из почти 64 тысяч, которые СССР имел в войсках и на хранении на начало 1990 года, пережили потрясения 90-х. Значительные их количества были переданы правительствам образовавшихся независимых государств. Сократилась российская армия. К тому же федеральное правительство не могло содержать слишком много техники.
К середине 2000-х в армии было около 22–23 тысяч танков, а к началу 2010-х годов это число постепенно сократилось. Причем основная масса машин находится в консервации.