Огибание рельефа местности
Еще одним нововведением «сушки» стал режим полета с автоматическим огибанием рельефа местности на малых высотах. Бомбардировщик на огромной скорости несется над землей, а бортовая система по данным от специальной РЛС «Рельеф» дает команды на набор высоты перед препятствием или снижение на ровном участке. Такой режим полета оказался не всем под силу, поэтому на Су-24 служили и служат только летчики с крепкими нервами.
Всепогодность на новой машине тогда удалось реализовать за счет сложнейшей прицельно-навигационной системы (ПНС) «Пума». Она включает 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокационная командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н» и др. «Пума» обеспечивала по тем временам просто фантастический функционал, позволяющий летать и наносить удары при минимальной видимости.
Впервые в отечественной авиации пилот и штурман фронтового ударного самолета были размещены в кабине рядом, плечом друг к другу
Летчики теперь могли общаться не только по «радио», но и жестами, взглядами, что очень важно в боевой обстановке, где каждая секунда на счету
Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек — летчика и штурмана. Длина самолета — 22,67 метра, высота — 5,92 метра, размах крыла — 17,64 метра. Максимальная взлетная масса — 39,7 тонны. Максимальная скорость полета — 1,7 тысячи километров в час. Практический потолок — 11 тысяч метров. Перегоночная дальность — 3 тысячи километров, боевой радиус действия — 600 километров. Боевая нагрузка — до 7 тонн.Су-24 стал первым советским самолетом, где применили систему катапультирования с креслами К-36Д, обеспечивавшую спасение экипажа практически на всех режимах полета и на любой высоте, в том числе нулевой.
В 1975 году в одном из бомбардировочных авиаполков экипаж Су-24 готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. И так получилось, что ручка управления штурмана зацепилась за чеку системы катапультирования и выдернула ее. Ничего не подозревавший летчик был с земли выброшен катапультным креслом в воздух. На штатной высоте раскрылся парашют, и он благополучно приземлился неподалеку.
Экипаж самолета, помимо своей воли испытавший систему спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора КБ Павла Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультируемых кресел Гая Северина.
Как избавиться от шершней на даче и в частном доме
Появление единичных особей на дачном участке не означает, что поблизости поселился рой. Если же шершни летают круглосуточно, то, вероятно, семейство обустроило гнездо неподалеку, например, на чердаке, балконе, под крышей, в деревянных строениях. Для обнаружения осматривают приусадебную территорию, участок или прибегают к специальным мерам (описано выше).
Отпугнуть помогут инсектицидные или акустические лампы, дымовые шашки, для уничтожения придется пользоваться ловушками, приманками. Выбор способа зависит от местонахождения роя. В случае, когда он находится в недоступном месте, например, на чердаке, под крышей, избавиться от шершней помогут службы дезинсекции.
Тактико-технические характеристики
- Количество огневых каналов – 1 (для ПТРК «Шершень»), 2 (для ПТРК «Шершень-D»), 4 (для ПТРК «Шершень Q»);
- Ракеты – РК-2 (калибр 130 мм), Б-2М (калибр 152 мм), Р-2В;
- Максимальная дистанция – 5000 м (для подвижных целей), 5500 м (для неподвижных целей), 7500 м (при использовании ракеты Р-2В);
- Время полета ракеты на максимальное расстояние – 24 с;
- Боевая часть – термобарическая (для некоторых видов ракет используется опционально), осколочно-фугасная, тандемная кумулятивная;
- Бронепробиваемость за динамической защитой – 800 мм (для ракеты РК-2), 1100 мм (для ракеты Б-2М);
- Дальность распознавания цели – 6,5 км (днем), 4,5 км (ночью), 6,5 км (ночью с использование тепловизионной камеры);
- Управление ракетой – автоматическое, в лазерном луче;
- Наведение ракеты на цель – по лазерному лучу;
- Угол поворота модуля по горизонтали – от -85о до +85о;
- Угол поворота модуля по вертикали – от -1,5о до +25о;
- Диапазон рабочих температур — от −30°С до +65°С;
- Минимальное атмосферное давление – 450 мм рт. ст.;
- Относительная влажность воздуха – до 98%;
- Масса ТПК с ракетой РК-2 – 29,5 кг;
- Масса ТПК с ракетой Б2-М – 39 кг;
- Масса прибора наведения – 16 кг;
- Масса пульта дистанционного управления – 12 кг;
- Масса пусковой установки – от 28 до 65 кг (в зависимости от модификации);
- Длина соединительного кабеля – 50/100 м;
- Масса соединительного кабеля – 3/5,5 кг.
Общая оценка у ПТРК Шершень достаточно высокая, однако нельзя сказать, что за ним выстроилась очередь. В настоящее время комплекс применяется в ВС Беларуси, а также экспортируется в Украину и Нигерию.
«ФЭЙРЧАЙЛД РИПАБЛИК A-10 ТАНДЕРБОЛТ II» — истребитель танков
Штурмовик (США)
Хотя использование снарядов с сердечниками из обедненного урана для пушки GAU-81A крайне эффективно против танков, это вызвало международный скандал, так как остатки урана сильно загрязняли местность
В начале 1960-х годов ВВС США столкнулись с той же проблемой, что и их советские оппоненты, — отсутствием машин, способных наносить точные удары по небольшим наземным целям, как это делали штурмовики и фронтовые бомбардировщики в годы Второй мировой войны.
Между тем, в 1960-х годах на вооружении Советской армии появился новый танк Т-62, а несколько позже — еще более совершенный Т-64 и боевая машина пехоты БМП-1, которые располагали средствами ПВО для борьбы с самолетами, летящими на малой высоте. Вся эта техника превосходила имевшуюся у США и их союзников.
В 1967 году американские ВВС объявили конкурс на новый штурмовик и разослали запросы в 21 авиастроительную фирму с требованиями к самолету, который должен был летать на малой высоте со скоростью не ниже 650 км/ч, обладать высокой маневренностью и при этом нести на борту мощное пушечное и бомбовое вооружение.
Победителем признали проект YA-10A фирмы «Фэйрчайлд Рипаблик». В 1976 году эта фирма получила заказ на серийное производство самолетов, которые были названы «Тандерболт II» (Thunderbolt — «удар молнии»). В октябре того же года машины начали поступать в части ВВС США. До 1984 года было выпущено 713 штук.
Гроза легкобронированных целей — семиствольная 30-мм пушка GAU-81A
Вначале А-10 вызвал большой интерес в ряде стран-союзников США. Однако впоследствии ни одна из этих стран так и не приобрела штурмовик. Сказалась узкая специализация машины, предназначенной в основном для борьбы с танками. К тому же многие использовали против танков боевые вертолеты.
Стремясь повысить спрос, в 1987 году «Фэйрчайлд Рипаблик» начала строительство всепогодного самолета с обозначением N/AW. В 1991 году 144 А-10 участвовали в операции «Буря в пустыне», совершив примерно 8100 боевых вылетов и уничтожив около
1000 иракских танков. Одновременно было потеряно семь самолетов. В 1999 году они наносили удары по Югославии, где потерь не понесли. ВВС США до сих пор остаются единственными пользователями этой машины.
А-10 максимально оптимизирован для маневрирования на малых высотах и малых скоростях, что очень важно для штурмовика
Реактивные типы истребителей-бомбардировщиков
Первые сверхзвуковые самолеты, способные эффективно атаковать наземные цели и вести воздушный бой, считались истребителями 3-го поколения: Су-17М, МиГ-27, МиГ-23Б, МиГ-23 БН, «Мираж» Ф-1, американский Ф-4. Но задачи применения истребителей-бомбардировщиков в боевых действиях определяются поставленной доктриной в конкретных ВВС. Американские Ф-105 во времена Вьетнамской войны эксплуатировались только как атакующие наземные цели ЛА. При этом в воздушных боях, как правило, одерживали победу. Поэтому в сравнении с поршневыми типами реактивные более маневренные и нередко применяются как обычные истребители. Непосредственно истребитель-бомбардировщик может отлично выполнить задачу по перехвату и уничтожению воздушной цели (вертолет, самолет) и наземной. Кроме того, подобный тип самолета может производить точечные удары по наземным объектам или преследовать мобильные наземные войска.
Самые распространенные виды шершней
У нас, в основном, можно встретить обыкновенного шершня (Vespa crabro). Ореол обитания: Урал, европейская Россия, восток Китая. Матка насекомого крупная, достигает 25-35 мм. Рабочая оса помельче – размером 18-22 мм.
- Редкий вид крупных ос – черный шершень или шершень Дыбовского (Vespa dybowskii). Окрас брюшка черный, крылья с коричневатым оттенком. Размером похож на обыкновенного «сородича». У нас встречается на Забайкалье, в Приморье и на Амуре. Также «оккупировал» территорию Индии, Японии, Кореи и Китай. Известен тем, что матка «воспитывает чужих детей», убивая такую же особь колонии другого вида и занимая ее место.
- Мадагаскар, Северная Африка, юг России, Азия – места, где встречается Vespa orientalis (восточный шершень). Этот вид больших ос, самки которых достигают 30 мм, отличается красивой расцветкой в красно-коричневых тонах. Прекрасно себя чувствует в сухом степном и пустынном климате.
- Vespa mandarinia или азиатский шершень (гигантский). Считается самым крупным (длина тела до 50 мм) и самым опасным. Характерная особенность его раскраски: широкие черные «дорожки» на брюшке, контрастирующие с желтой головой. «Азиат» живет в Китае, Индии, Японии. Долетел он и до нашего Приморья. Выпускает яд высокой токсичности опасный для человека тем, что может привести к летальному исходу.
Четвертая подветка
Подветка открывается с легкого бомбардировщика ББ-1. Вместе с Су-2 эти бомбардировщики было бы правильнее отнести к штурмовикам: вы будете летать у земли, бомбить наземную технику, драться с истребителями. Вооружение этих самолетов состоит из пулеметов ШКАС с огромной скорострельностью, что делает их опасными для наземки и воздушной техники.
Вся линейка штурмовиков «Ил» эффективна против ПВО противника, артиллерии, гаубиц и другой наземной техники. Даже тяжелые танки вы можете обстреливать ракетами, при этом по тяжелой технике нужно работать прицельно. На «Илах» не страшно идти в лобовую атаку. Сбросив бомбы и облегчив самолет, на «Илах» можно поохотиться за истребителями. Особенно хорошо они чувствуют себя в паре.
Впрочем, последний в линейке Ил-10 1946 года имеет в качестве защиты турель с 20-мм пушкой, которая жестоко карает истребители, пытающиеся лечь вам на хвост.
Тяжелые бомбардировщики «Пе», за исключением последнего Пе-3бис, имеют слабое курсовое вооружение и ужасно низкую маневренность. Увернуться от вражеских попадания на «Пе» очень тяжело. Ракеты «Пе» хорошо уничтожают мосты. Вести ими прицельный огонь по наземной технике сложно.
Пе-3бис более уверенно наносит ущерб вражеским самолетам своей 20-мм пушкой, но маневрирует также, как обычный Пе-3.
Описание и виды
Внешний вид
Однако у шершня есть ряд особенностей, по которым его легко можно отличить от известной всем осы. Он в два раза крупнее своей родственницы.
В окраске шершня присутствуют желтые, оранжевые, коричневые и черные цвета, тогда как у осы — только желтые и черные. Шершня часто называют самой крупной осой.
Разновидности
Основные места распространения насекомого — северное полушарие планеты до 63-й параллели. Всего известно 23 вида шершней. У них много схожего: образ жизни, размножение, предпочтения в питании, но они отличаются внешними признаками и размерами. Наиболее распространенные из них:
- шершень обыкновенный (Vespa crabro) — самый известный вид насекомого, который обитает в европейской части России, на Урале, в Сибири, в Украине, в Европе и на востоке Китая. В XIX веке шершень случайно попал в Северную Америку и быстро там распространился. Средний размер рабочего шершня от 18 до 22 мм, матки шершня — от 25 до 35 мм;
- восточный шершень (Vespa orientalis) — самый красивый из всех видов шершней. Имеет яркий красно-коричневый окрас, а его брюшко украшено четко выраженной широкой желтой полосой. Это единственный устойчивый к сухому климату степей и пустынь вид шершней. Обитает на юге Европы и России, в Азии, в северной Африке, на Мадагаскаре. Самки восточного шершня имеют размер 25–30 см, остальные члены семьи размером поменьше;
- азиатский гигантский шершень (Vespa mandarinia) — самый крупный вид всего семейства ос и имеет несколько подвидов. Отличается от других видов шершней желтой головой и широкими черными полосками на брюшке. Может достигать в длину 5 см, а размах его крыльев составляет 6-7 см. Обитает азиатский шершень в Китае, Японии, Корее, Индии, горах Шри-Ланки и в Приморском крае России. Японский подвид гигантского шершня за свои внушительные размеры приобрел название «воробей-пчела». В Китае его зовут пчелой-тигром. Это самый опасный вид шершня. Высокотоксичный яд его жала смертельно опасен для человека;
- черный шершень, иначе шершень Дыбовского (Vespa dybowskii) — редкий немногочисленный вид. Его легко можно узнать по полностью черному брюшку и коричневатым крыльям. Размеры он имеет такие же, как у обыкновенного шершня. Обитает в Японии, Корее, Китае, Таиланде, Индии. В России его можно встретить в Забайкалье, Приморье и Амурской области. Черный шершень — гнездовой паразит. Его самка не выращивает семью. Она убивает матку в колонии шершней другого вида и становится главой семьи вместо нее.
Авиация России
28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.
Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.
18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».
04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолёту Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полёта – 350 км/ч.
Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.
9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское. «Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.
В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.
17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.
3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в области точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолёт Ил-38 – С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.
Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.
В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н. Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.
Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолёт может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.
- 29.12.2016 Выполнена серийная модернизация очередной партии противолодочных самолётов Ил-38Н
- 19.01.2019 В «Ильюшине» назвали приоритеты 2021 года
- 10.03.2016 Штурмовик Ил-2 — к очередной годовщине первого полёта первого серийного образца
- 28.01.2021 История одного боевого вылета бомбардировщика Ил-4 в ходе Белостокской наступательной операции
(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Ил-38Ил-38Н
Продолжительность жизни
Шершни отличаются не только внешними особенностями, но и функционалом, их задачами. В осенний период самец начинает оплодотворение, после которого спустя маленьких промежуток времени погибает. Рабочие особи также мало живут – их срок составляет не больше 3-х недель. Максимальна продолжительность у самки – примерно год.
Рабочие и самцы растут по окончанию лета, а в осенний период уже умирают. Если они остаются в живых, то дожить могут только до первого холода.
Самцы нужно только для выполнения функции оплодотворения. По окончанию спаривания им остается жить всего пару суток. Самки же могут переносить холод и провести в спячке целый год. Ко второй зиме жизненный цикл матки заканчивается, и она погибает.
В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27
С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.
Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.
Самолет Су-30СМ
Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».
Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.
Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.
История создания
Самолет Су-27 представляет собой многоцелевой всепогодный истребитель советского, а позже и российского производства. Это высокоманевренная летательная машина четвертого поколения, разработанная в ОКБ Сухого для полного превосходства в воздухе. Над проектом в разное время трудились такие конструкторы: Н.С. Черняков, М.П. Симонов, А.И. Кнышев и А.А. Колчин. Первый ОП взлетел в 1977 году, а через пять лет Су-27 поступили на вооружение страны. Это основной военный самолет ВВС РФ.
Начиная с конца 60-х, в разных передовых странах началась гонка по созданию многоцелевых истребителей. Первыми приступили США, пытаясь создать продолжение знаменитого F-4C «Фантом». Им стал созданный фирмой «Макдоннел Дуглас» F-15 «Игл». В СССР не хотели отступать и решили дать достойный ответ в виде ПФИ. К новому конкурсному проекту допустили три ОКБ, институт Сухого не принимал участия. Инженеры были заняты текущими проектами: Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Т-4 и безбилетником ЛА. Но, начиная еще с 1969 года, инженеры из ОКБ уже сталкивались с разработкой самолета типа перспективного фронтового истребителя.
Начались постройки первых прототипов. Т-10-1 – ОП с двигателями АЛ-21-Ф-ЗАИ совершил первый полет в мае 77 года с летчиком испытателем Владимиром Ильюшиным. Самолет проверяли на устойчивость, управляемость и общую работоспособность. Второй прототип Т-10-2, построенный через год, отлетал недолго. Попав в продольную раскачку, конструкция разрушилась из-за огромных перегрузок. К сожалению, летчик-испытатель Евгений Соловьев погиб.
Т-10-3 разрабатывался с учетом установки двигателей АЛ-31Ф, но их неготовность привела к позднему первому вылету – 1979 год. Четвертый опытный образец обладал установленной такой же опытной РЛС «Меч». В конце 79 года к опытной эксплуатации были допущены три экземпляра. Установочная партия производилась на заводе самолетостроения в городе Комсомольск-на-Амуре. Через некоторое время были произведены пять самолетов Су-27 по типу Т-105. На них, помимо летных испытаний, начали тестировать вооружение.
Параллельно с разработкой Су-27 поступила оперативная информация о F-15 американского производства. По донесениям выяснилось, что советский истребитель значительно уступает заграничному. Проведенные опыты показали, что еще в 1976 году производители электронной аппаратуры не смогли уложиться в отчерченные им массо-габаритные рамки. РЛС не отвечала всем заданным параметрам. Было решено спроектировать самолет с самого начала, не доводя до серийного производства.
В самые короткие сроки был сконструирован новый прототип. Т-10С-1, пилотируемый В.С. Ильюшиным, взлетел в апреле 1981 года. Практически все узлы были сконструированы заново. То же самое затронуло и фюзеляж, к примеру, изначально крыло первых образцов было схоже с МиГ-29, а в новом Т-10С ему придали трапециевидную форму. Кили вмонтировали по бокам двигателей, носовую стойку шасси отодвинули назад на три метра. Тормозные щитки сначала расположили снизу фюзеляжа, в новом проектировании их расположили за кабиной летчика. Стал открываться вверх фонарь кабины. Изменили обводы носовой части. Число узлов на подвеску ракет увеличили с восьми до десяти.
В серийное производство Т-10С попал в 1981 году. К нему начали также серийно выпускать двигатели АЛ-31Ф на заводах ММПП «Салют» в Москве и в МПО в Уфе. В ВВС Советского Союза самолеты начали поставлять в 1982 году. А официально постановлением правительства на вооружение Су-27 поступил 23 августа 1990 года. Во время принятия в ВВС самолет нарекли Су-27С, а в ПВО именовали перехватчиком (Су-27П). Его не использовали в качестве штурмового самолета.
Интересные факты о штурмовике
Курьёзный случай произошёл 30 марта 2016 года в Приморье. Самолёт Су 25 заходил на посадку, на военный аэродром Черниговка, и неожиданно упал не долетев до полосы, пилот успел катапультироваться. Машина рухнула на хозяйственные постройки во дворе частного дома, пострадал гараж, погибли 50 кур. Самолёт попал на погреб, уничтожив припасы хозяина дома. Военные, по словам пострадавшего, обещали возместить нанесённый ущерб.
Во время войны в Афганистане 24 октября 1987 года, при атаке целей у кишлака Кобай в первом заходе в Су 25 лейтенанта П.Н. Голубцова попал снаряд ПЗРК и оторвал половину хвостового оперения. Начался пожар в двигателе, который удалось частично погасить, пилот принял решение посадить самолёт на своём аэродроме.
Дотянув на одном двигателе до полосы, лейтенант Голубцов произвёл посадку, но система торможения не сработала и пришлось направить самолёт на грунт, чтобы затормозить машину. Лейтенант Пётр Голубцов награждён орденом Боевого Красного Знамени. За время войны в Афганистане потеряны лишь 23 машины. Живучесть «Грачей»(так лётчики называли Су 25) феноменальная. Своеобразный рекорд поставил самолёт, на котором после посадки насчитали 165 пробоин.
Су 25
Всего за время боевых действий в Афгане было произведено 139 пусков управляемых ракет и 137 из них поразили цель. Правительство Ирака сняло с вооружения Су 25 в 2003 году, а в 2014 году вновь закупила эти машины в РФ и Иране, поняв, что этот штурмовик как нельзя лучше подходит для ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ.
Россия предполагает оставить на вооружении ВКС самолёты Су 25 до 2020 года. Так, спустя десятилетия подтвердился конструкторский талант инженеров фирмы «Сухой», создавших такой незаменимый штурмовик.
Су 25
Штурмовики Второй мировой
Немецкий пикировщик Юнкерс Ju-87 Stuka
Класс самолетов, предназначенных для действий над полем боя, пожалуй, отличался наибольшей национальной спецификой. Если в СССР такими машинами были «летающие танки» — бронированные штурмовики Ил-2 (самый массовый самолет Второй мировой войны) и Ил-10, то в Германии эти функции поначалу выполняли «штуки» — пикирующие бомбардировщики Ju-87, впоследствии вытесненные истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками FW-190F/G. Имелся в Люфтваффе и свой «летающий танк» — двухмоторный бронированный Хеншель Hs-129В, применявшийся, правда, в относительно небольшом количестве.
В Великобритании и США такие задачи возлагались, главным образом, на истребители-бомбардировщики, хотя американцы и пытались приспособить для этого палубные пикировщики SBD и SB2C — так появились самолеты А-24 и А-25. Попытка создать аналог немецкой «штуки» привела к появлению пикировщика-штурмовика «Валти» «Вендженс», не получившего, впрочем, особого распространения. Наконец, первый вариант знаменитого «Мустанга», принятый на вооружение в США — А-36 «Апач» — тоже считался пикирующим бомбардировщиком, а отнюдь не истребителем. Да и американские легкие и средние бомбардировщики А-20, В-25, В-26 в некоторых модификациях имели сильное наступательное стрелково-пушечное вооружение, позволяющее применять их как штурмовики.
В других странах дела с самолетами непосредственной поддержки обстояли гораздо хуже — как правило, эти задачи возлагались на истребители и бомбардировщики. Лишь во Франции приняли на вооружение довольно удачный двухмоторный штурмовик/легкий бомбардировщик «Бреге» Br-691/693/695.
Размножение шершней
Шершни – общественные насекомые, поэтому их образ жизни подчинен строгим правилам, царящим в рое, который иногда может насчитывать несколько сотен, а порой и тысяч особей
Каждая особь выполняет определенную функцию, за счет чего в семье идеально поддерживаются все процессы, необходимые для нормальной жизнедеятельности насекомых, а также происходит обмен важной информацией. Разделение на «касты» (рабочие шершни-самки, матка и самцы) позволяет шершням правильно организовать размножение, питание, строительство гнезд, выращивание и выкармливание потомства, а также защиту своей колонии
Матка шершня. Автор фото: Bernard DUPONT, CC BY-SA 2.0
Рабочий шершень Vespa crabro. Автор фото: Accipiter (R. Altenkamp), CC BY 3.0
Шершень самец Vespa crabro. Автор фото: Radek Sejkora
С приходом теплых дней (в странах с суровыми зимами) или в зависимости от привязанности вида к срокам размножения (в теплых странах), матка шершня совершает облет территории в поисках места для создания гнезда, в котором будет жить новая колония шершней. Найдя подходящее место, она начинает строительство ячеек сот. В каждую ячейку впоследствии помещается одно яйцо, из которого через 5-8 дней разовьется крохотная личинка величиной 1-2 мм.
Яйцо шершня. Автор фото: böhringer friedrich, CC BY-SA 2.5
Яйца (маленькие в центральных сотах) и личинки. Автор фото: Tubiniit, CC BY-SA 4.0
Пройдя за две недели 5 стадий, личинка превращается в куколку, которая еще через 13-15 дней становится взрослой особью, прогрызает крышечку ячейки и выходит наружу.
Личинка шершня обыкновенного. Автор фото: Milan Kořínek
С появлением первых имаго (взрослых особей) матка перекладывает на них строительство новых ячеек и заботу о следующем потомстве, практически прекращая свои вылеты из гнезда. Рабочие шершни постоянно находятся в движении: они добывают пищу для личинок, воду, приносят стройматериалы. Шершни почти никогда не спят, работая даже ночью. Осенью матка производит яйца, из которых вылупляются самки, пригодные к продолжению рода. Они спариваются с самцами, которые вскоре после этого погибают. Также в середине или конце осени погибает старая матка шершня и неоплодотворенные самки. Новые оплодотворенные королевы имеют возможность перезимовать, чтобы на следующий сезон создать новое гнездо.
Как избавиться от шершней
Шершни, несмотря на опасность, исходящую от них приносят и пользу, например, они уничтожают разных вредных насекомых, всевозможных садовых и огородных вредителей. Но все же жить по соседству с человеком им не место. Да и сами шершни не часто появляются у человеческих жилищ, сюда их манит обычно сладкие ароматы: запах меда или перезрелых фруктов.
Если шершень случайно залетел к вам в окно не пытайтесь его выгнать яростно размахивая тряпкой или другим предметом, он вполне может вас ужалить. Лучше дождитесь когда он успокоится и сядет как какую-либо поверхность и проворно накройте его простой стеклянной банкой
Затем осторожно выпустите шершня на улицу
Размножение и продолжительность жизни
Молодая матка, которая провела зиму в спячке, находит наиболее подходящее место для гнезда с наступлением весны, и, построив несколько сот, откладывает в них яйца. После этого она лично занимается уходом за ними и поиском пропитания. Новые члены общины берут на себя заботы о дальнейшем строительстве гнезда и о пропитании матки и личинок.
Подобная схема приводит к феноменально быстрому разрастанию семейства. Спустя примерно четыре недели из личинок появляются новые шершни, а матку могут выгнать из гнезда или даже убить, поскольку она больше не в состоянии откладывать яйца.
Продолжительность жизни как больших шершней, так и рабочих особей, которые водятся непосредственно в европейской части – всего несколько месяцев, матка живет несколько дольше за счет способности провести зиму, находясь в спячке.
Вертолеты
На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:
- черная акула;
- аллигатор;
- крокодил;
- ночной охотник.
Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2021 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.
Узнай: Является ли военный билет удостоверением личности
Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.
Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2021 года армия получила не менее 110 вертолетов.
Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.
В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.