Современные комплексы РЭБ в армии РФ
Наука не останавливается на месте, ежегодно создаются улучшенные приборы, делаются технические прорывы, и войска инновации тоже не обходят стороной. Совершенствуются не только вооруженные силы, но и электронные системы. Применяется радиоэлектронная борьба в миротворческих операциях, которые служат для прекращения сопротивления вооруженной армии во время военного конфликта.
Как уже было сказано ранее, в нашей стране внедрено несколько сотен единиц радиоэлектронной техники. Самая распространенная комплексная аппаратура “Красуха” поставлялась еще в середине девяностых годов, но видимые изменения в их систематизации случились в 2011 году. Именно тогда стали появляться многофункциональные модели и других комплексных установок. Так, в 2011 году выпустился “Ртуть-БМ”, который осуществлял защиту оборудований путем нарушения работы вражеских радиовзрывателей.Эта система устанавливалась на самоходных автомобилях, выполненных на базе шасси МТ-ЛБу. Автоматический РЭБ-комплекс обнаруживал месторасположение боеприпасов противника и определял их взрывную частоту, устанавливал радиопомехи, в результате чего снаряды врага либо не срабатывали, либо подрывались в воздухе.
Таких машин насчитывается в РФ около 20-30.
Помимо “Ртуть-БМ”, выпущенного организацией КРЭТ, концерн “Созвездие” представил свой комплекс “Инфауна”, который был необходим для воздушно-десантных войск. Он создавался на базе шасси К1Ш1. Внутри бронетранспортер оснащен специальным устройством, отвечающим за управление, а снаружи – большое антенное оборудование. “Инфауна” был направлен на то, чтобы обнаружить канал врага, сбить его и защитить радиоуправление взрывоопасных орудий.
В 2019 году была выпущена совершенно новая система “Палантин”, которая по своей многофункциональности во много раз превосходит своих предшественников. Она “ослепляет” врага в ультракоротковолновых диапазонах и оставляет его без транкинговой радиосвязи. Она делает разведку и блокирует вражескую связь на значительном расстоянии. Этот комплекс встроен в нескольких военных машинах. Он владеет системообразующей возможностью, а именно может собрать воедино другие системы РЭБ. Эта функция дает возможность отслеживать текущее положение других аппаратов.
По функциональности не уступает ему и инновационный “Дивноморье”, который может мощным “куполом” осуществить сильнейшую радиоволну, защитив от локационного обнаружения другие военные пункты. “Дивноморье” является истинным технологическим прорывом в истории разработки военной техники. Этот комплекс предназначен для поиска вражеских РЛС, их средств ПВО и главнейших базовых точек. Такие установки разработаны для крупногабаритных транспортов, “КАМАЗов”.
Как это работает в воздухе
Эти оборудования можно установить не только на сухопутных и водных, но на воздушных транспортах.Они устанавливаются на борту самолета, внешне неотличимого от другой авиационной техники. Устройство создает вокруг транспорта невидимую оболочку, способную изменить направление подлетающей ракеты.
Существует множество авиационных комплексных аппаратов. Так, в 2014 годы был создан инновационный комплекс “Хибины”, который был оборудован из двух приборов, установленных на законцовках крыла. Он обеспечивает нанесение радиопомех для чужих самолетов-носителей, получение информации о параметрах и защищает транспорт путем снижения дальности обнаружения РЛС врага. Этот комплекс может обезвредить любые ЗРК и РЛС. “Хибины”может снизить вероятность поражения авиации.Эти установки делали на таких бомбардировщиках, как Су-24М2, Су-34, на истребителях Су-30СМ, Су-35С. Все авиационные системы “Хибины” размещаются в подвесных контейнерах, но “Хибины-У” встраивается в сам планер авиатранспорта.
Полная защита группы авиации осуществима путем общего применения станции САП-14 “Тарантул”, которая отвечает за установление мощнейших радиопомех.
Кроме того, в 2013 году в стране совершилась поставка 22 новоиспеченных вертолетов с установленными оборудованиями “Рычаг-АВ”. Эта комплексное устройство может “ослепить” группировку ЗРК в пределах трехсот километров, а также защитить авиацию от самых сильных электромагнитных ударов.
За последние десятки лет вооруженные силы РФ продемонстрировали невероятный успех в сфере разработки техники РЭБ. За десять лет мы успели догнать НАТО в области создания этих комплексов.
Преимущества и недостатки бронеавтомобиля «Тигр»
ГАЗ-2330 обладает следующими достоинствами:
- Высокая проходимость;
- Комфортабельные (по военным меркам) условия поездки;
- Высокий уровень вариабельности машины – ее можно оснастить самыми разными видами оружия и специальных устройств;
- Возможность использования разных видов топлива.
Вместе с тем имеются у него и недостатки:
- Недостаточно высокий уровень защиты, особенно от минного оружия. Эта проблема решается, но пока сохраняется отставание от иностранных аналогов, в том числе и от арабского «Нимра», хотя он и сконструирован на базе ГАЗ-2330;
- Кузов сделан цельносварным, в то время как наиболее современные варианты бронеавтомобилей имеют модульную конструкцию;
- Слишком высокая закупочная цена, не позволяющая покупать машины в большом количестве.
Опыт эксплуатации «Тигров» в боевых условиях в целом положительный, однако, им пока еще почти не доводилось встречаться с сильным противодействием. Возможно, какие-то подобные эпизоды случались в Сирии, но информации о них немного.
История разработки бронированного автомобиля ГАЗ-2330
В начале 1999 года с руководством Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) связались представители фирмы Bin Jabr Group, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах. Они предложили профинансировать проект по созданию нового бронеавтомобиля для армии ОАЭ. Предполагалось, что эта машина сможет заменить американский «Хамви» (HMMWV), который оказался чрезмерно дорогим в эксплуатации.
С самого начала было ясно, что Bin Jabr Group – это не конечный заказчик броневика. Эта фирма была своего рода «передаточным звеном» для куда более крупной компании — King Abdullah II Design&Development Boreau (KADDB), известной, в частности, как наиболее крупный в регионе создатель боевой техники – как колесной, так и гусеничной. Таким образом, предложение выглядело очень серьезным.
Основные требования к новому автомобилю на тот момент выглядели следующим образом:
- Надежность эксплуатации в климатических условиях, свойственных Аравийскому полуострову (температура воздуха до +50 градусов по шкале Цельсия);
- Простота устройства основных агрегатов;
- Глубина преодолеваемого вброд водного препятствия – до 1,2 метра;
- Возможность въезда на склон (и съезда с него) под углом в 52 градуса;
- Уровень комфорта для экипажа должен соответствовать среднестатистическому легковому автомобилю.
Завод ГАЗ обладал немалым опытом по созданию армейских легковых вездеходов и бронетранспортеров, что позволило ему справиться с проектированием новой машины и изготовлением нескольких первых ее экземпляров в очень короткие сроки. Уже в 2001 году в Абу-Даби, на выставке вооружений IDEX, были продемонстрированы три бронеавтомобиля, обозначенные как Tiger.
Далее, произошла какая-то «мутная» и не очень понятная история: все три опытные машины остались в ОАЭ вместе с комплектом технической документации, при этом арабские заказчики отозвались о «Тигре» вполне комплиментарно. Контракт с дочерней фирмой ГАЗа «ПКТ», которая и занималась разработкой проекта, почему-то разорвали. Запланированные ранее совместные испытания так и не начались.
Руководство завода ГАЗ, видя такое положение, приняло решение использовать практически готовый проект в собственных интересах, предложив новый автомобиль министерствам внутренних дел и обороны. Никаких возражений от прежнего заказчика по этому поводу не последовало, а через несколько лет у ОАЭ появилась бронемашина Nimr (в переводе с арабского – «Тигр»).
В 2002 году на Горьковском автомобильном заводе были изготовлены три различных варианта автомобиля, получившего тогда обозначение ГАЗ-2975. Бронированным был лишь один из них, трехдверный. Два других имели более простой тентованный корпус. При этом внешний вид машины несколько изменился по сравнению с «арабским» вариантом. Первыми «испытателями» автомобилей стали бойцы московского специального отряда быстрого реагирования. Полученные результаты были положительно оценены министерством внутренних дел, которое пожелало закупить целую партию машин.
За годы, прошедшие с момента появления первых образцов «Тигра», было разработано немало его модификаций. Усиливались характеристики брони и защиты от мин, устанавливались новые образцы вооружения, создавались специализированные варианты. В 2020 году в Сирии была испытана очередная модификация этой машины – «Тигр-М», которая в ближайшие годы, видимо, станет в армии основной.
Источники[править]
- Загоризонтные РЛС как составная часть разведывательно-информационных средств зарубежных стран (2016) – Австралия – По странам – Статьи – Fact Military. Проверено 18 января 2021.
- Larissa Nicholson CEA’s Defence support deal (en-AU) (2012-12-13). Проверено 18 января 2021.
- INVAP – Radars. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2009.[недоступная ссылка]Проверено 2 июля 2013.
- First INKAN deployed in 2005
- LaNacion: Más plata para reequipamiento militar (кас.)
- LaNacion:Comprará el Gobierno 11 radares (кас.)
- Diseñan un radar tridimensional para detectar vuelos clandestinos — 09.03.2010 — lanacion.com
- Архивированная копия. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2011. Проверено 24 декабря 2011. (кас.)
- Diseñan un radar tridimensional para detectar vuelos clandestinos
- ha encargado la fabricación de seis radares militares que se suman al prototipo que el INVAP из первоисточника {`2`}.
- US and Norway upgrade eye on border to northern Russia (англ.). Проверено 19 января 2021.
- PS-05/A multimode radar (Sweden) – Jane’s Radar And Electronic Warfare Systems (2011-07-13). Проверено 19 января 2021.
- Радиолокационные станции контрбатарейной борьбы основных зарубежных стран (2010) – Бельгия – По странам – Статьи – Fact Military. Проверено 17 января 2021.
- Радиолокационная станция П-8. Проверено 18 января 2021.
- П-80 – первый межвидовой радиолокационный комплекс | Журнал «Воздушно-космическая оборона». Проверено 18 января 2021.
- radar – РЛС ПВО. Проверено 7 января 2021.
- Вестник ПВО :: Авторский проект Саида Аминова. Проверено 7 января 2021.
- ↑ С.Н. Данилов, А.В. Иванов, С.П. Москвитин САМОЛЕТНЫЙ МЕТЕОНАВИГАЦИОННЫЙ РАДИОЛОКАТОР. — Тамбов: «Тамбовский государственный технический
университет», 2012. — 24 с. - Метеонавигационная радиолокационная станция (РЛС-Н) – АО “Котлин-новатор”. Проверено 17 января 2021.
- Смирнов С. А., Зубков В. И. Краткие очерки истории ВНИИРТ (русский) // «Вестник ПВО».
- RusArmy.com – Радиолокационные станции и комплексы ПВО России. Проверено 8 января 2021.
- Chinese Military Radar. Проверено 7 января 2021.
- Радиолокационные станции войсковой ПВО стран НАТО (рус.). Проверено 16 января 2021.
- NASDAQ: RADA Archives (en-US). Проверено 17 января 2021.
- DefesaNet – Technology – RADA to Cooperate with Artis on Tactical Radars for Active Protection (англ.). Проверено 17 января 2021.
- Артиллерийские РЛС (и др. РЛС СВ) АОИ (рус.). Проверено 17 января 2021.
- Corporate News & Updates from Israel (en-US). Проверено 17 января 2021.
Защита
В 2012 г. МВД был размещён заказ общей стоимостью 122 млн руб. на закупку 40 бронированных автомобилей производства корпорации «Защита». В их числе – 20 автомашин СБА-10У-5 на базе УАЗ-3163, восемь СБА-62-06 на шасси КАМАЗ-43118-1048-15, пять СБА-96 на базе Volkswagen, по четыре СБА-56-06 на шасси «Урал-4320-0111-41» и СБА-5М «Сайгак» на базе ГАЗ-27057. По ряду причин продукция государственному заказчику в срок поставлена не была, контракты были расторгнуты.
Вероятно, по этой причине остаётся туманным будущее ещё одной разработки корпорации – специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат», созданного на шасси КАМАЗ-5350 с колёсной формулой 6×6. По данным производителя бронеавтомобиль имеет защиту по периметру кузова по классу 6а (защита от выстрела из снайперской винтовки СВД патроном 7-БЗ-3 с пулей Б-32), крыши и моторного отсека – по классу 5. Обеспечена защита и днища от осколочно-фугасного воздействия безоболочных взрывных устройств массой до одного килограмма взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте.
В июне 2012 г. появлялась информация о получении Сахалинским ОМОНом, который находился в командировке на Северном Кавказе, одной бронированной машины «Булат». В сентябре 2013 г. за счёт бюджета г. Уфы был приобретён один экземпляр.
Кооперация проектов
В дополнение к ОКР по СПМ подведомственное МВД НПО «Специальная техника и связь» в 2011 г. разместило заказы в МГТУ им. Баумана на разработку штурмового бронированного специального плавающего автомобиля малого класса «Ансырь», опытный образец которого впервые демонстрировался в мае 2014 г., а также на НИР «Антиградиент» по созданию взрывозащищённого бронированного специального автомобиля малого класса.
В 2014 г. с одним из ведущих разработчиков бронированных автомобилей ОКБ «Техника» заключены государственные контракты на разработку защищённых спецавтомобилей на базе легкового полноприводного автомобиля (ОКР «Седан, Возобновление, Воздухоплаватель-14», легкового полноприводного автомобиля повышенной проходимости (ОКР «Внедорожник, Антимоний, Минералогия»), а также полноприводного микроавтобуса (ОКР «Микроавтобус, Ансырь, Минералогия»).
Кроме боевых бронированных машин, подразделения МВД заказывают бронированную технику для проведения специальных операций по ликвидации массовых нарушений общественного порядка. Опытный образец специальной инженерной машины для действий в городских условиях на шасси «Урал-4320-1880-30И», получившей наименование «Торнадо», разработан ОКБ «Техника» в ходе выполнения ОКР «Черепаха» по контракту с МВД от 2008 г.
Подобная техника используется при проведении специальных операций, решая задачи по вытеснению скоплений людей, не подчиняющихся законным требованиям, проделыванию проходов в заграждениях, подъёму и перемещению грузов, эвакуации повреждённой техники, тушению очагов возгорания и растаскиванию завалов. Для этих целей машина оборудована водомётной установкой, бульдозерным отвалом и КМУ. В 2012–2014 гг. ВВ МВД получили шесть таких машин по заказам, размещённым на московских предприятиях ЗЭСТ и ЗЛСТ. В 2014 г. дочернее предприятие Великолукского машиностроительного завода ООО «Велмаш-Сервис» запустило в производство серию из пяти специальных инженерных машин для действий в городских условиях на шасси «Урал-4320-1880-30И». Кроме того, на 2015 г. были заключены соглашения на выпуск трёх машин этой модификации.
При массовых беспорядках применяются и водомётные машины двух моделей: АСВ-2,0-20-120ВР «Гроза» на шасси ГАЗ-3310 с объёмом цистерны 2000 л и («ГП» № 1, 2016 г.) АСВ-6,0-30-110ВР «Шторм» на шасси КАМАЗ-53605. Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования в 2011–2014 гг. для МВД России изготовило 12 автомобилей «Шторм», кроме того, в 2011 г. заказчику передан один автомобиль «Гроза».
Гособоронзаказом 2015 г. была предусмотрена поставка 13 водомётных автомобилей на шасси КАМАЗ, при этом контракты заключены с другим предприятием – НПО «Курганский завод СпецТехники». Учитывая назначение данных автомобилей, при их изготовлении предприняты меры по защите экипажа. Машины «Торнадо» и «Шторм» имеют сплошное скрытое бронирование боковых поверхностей и пола кабины, топливных баков, аккумуляторов по 3-му классу, периметра моторного отсека – по 2-му классу защиты по ГОСТ Р 50963–96. Автомобиль «Гроза» имеет скрытое бронирование кабины по 2а классу.
Изделие ВВТ | Поставщик | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
---|---|---|---|---|---|---|
«Есаул-294551» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 25 | 38 | 29 | 19 | 2 |
«Есаул-394511» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 16 | 47 | 95 | 97 | 169 |
«Ратник-29453» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 4 | 1 | 27 | 13 | 10 |
Бронеавтомобиль на базе Volkswagen Transporter | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 1 | 5 | |||
«Федерал-42590» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 5 | 5 | 16 | 15 | |
«Федерал-42591» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 10 | 53 | 50 | 73 | 49 |
«Горец-395800» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 6 | 9 | 10 | 23 | 24 |
КАМАЗ-5350 с КДЗ и ММ-501 | ОАО «КАМАЗ» | 53 | 74 | 10 | 9 | |
«Урал-ВВ» | ОАО «Автомобильный завод «Урал» | 10 | 10 отменено | |||
БТР-80 | ООО «ВПК» | 17 | 31 | ? | 10 | 5 |
БТР-82А | ООО «ВПК» | 9 | ||||
БТР-82АМ* | – | 15 | ||||
СБМ ВПК-233136 | ООО «ВПК» | 10 | 10 | |||
СБА-60-К2 «Булат» | ЗАО «Корпорация «Защита» | 1 | 1 | |||
СИМ «Торнадо» на шасси «УРАЛ-4320-1880-30И» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ», ООО «Велмаш-Сервис» | 2 | 2 | 2 | 8 | |
АСВ-6,0-30-110ВР «Шторм» на шасси КАМАЗ-53605 | ОАО «ВЗПСО», ОАО НПО «Курганский завод СпецТехники» | 6 | 2 | 2 | 1 | 13 |
АСВ-2,0-20-120ВР «Гроза» на шасси ГАЗ-3310 | ОАО «ВЗПСО» | 1 |
* Модернизация ранее выпущенной техники.
Часть 1
Часть 2
Конструкция бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» имеет сварной несущий корпус производства Курганмашзавода. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м. Днище автомобиля также бронировано.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97), исходный вариант. Так машина выглядела до модернизации
Внутри корпус «Выстрела» разделен на моторный отсек и совмещенное отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего автомобиля.
Топливные баки БПМ-97 (2 х 125 л) протектированы, ещё один, дополнительный топливный бак емкостью 20 л размещен в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
Применение унифицированных с гражданскими грузовиками узлов и агрегатов позволяет обеспечивать КамАЗ-43269 «Выстрел» пробег до капитального ремонта 270 тыс. километров. Серийные узлы и агрегаты позволяют упростить процессы производства и ремонта автомобиля, и значительно удешевить стоимость производства. Не маловажным преимуществом такого подхода является и возможность производить технический осмотр и ремонт броневика средствами, предназначенными для обычных серийных автомобилей и шасси производства ОАО КамАЗ.
А это уже модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Из внешних отличий: лобовое стекло стало сплошным, сзади корпуса появилось фильтро-вентиляционное устройство
Описание
НРЛС «Репейник» предназначена для обнаружения и сопровождение сверхмалых объектов на расстоянии до 10 км, высоте до 5 км и скорости до 200 км/ч. Носимое исполнение обеспечивает тактическое автономное применение между населенными пунктами в условиях боевых действий, а также охранных мероприятий.
Узкий луч сканирования обеспечивает скрытность работы станции и снижает риски поражения противорадиолокационными ракетами, что в совокупности с компактными размерами и пятиминутным развертыванием обеспечивает повышение эффективности работы штурмовых/разведывательных групп на территории противника или групп охранения на линиях соприкосновения. Применение не доплеровского эффекта позволяет обнаруживать неподвижные цели (зависшие БпЛА).
Автономность работы станции обеспечивается компактным источником питания в течении 8 часов интенсивной работы. Дополнительно предусмотрено питание от сетей 220В и автомобильных систем 12В.
Конструкция разработана с учетом применения в различных широтах и погодных условиях, в том числе морских прибрежных районах, а элементы станции могут быть окрашены различными видами камуфляжа, включая применение покрытий с ИК-ремиссией.
Особенности:
- сектор сканирования 360 градусов
- компактные размеры и пятиминутное развертывание
- мобильность и автономность от носимого источника питания
- всепогодное и круглогодичное применение
- отсутствие «мертвой зоны» РЛС
- упрощенная интеграция с существующими системами оповещения и комплексами подавления БпЛА (РЭБ)
- возможность хранение траекторий движения объектов для последующего анализа
- современный графический интерфейс с топографическими картами местности
- разрешенный частотный диапазон 9,2 – 9,5 ГГц
- обнаружение целей на скоростях до 200 км/ч
- возможность регулировки угла места для эффективности применения в складках местности
- обнаружение неподвижных целей (зависшие БпЛА)
Для гражданского охранного сектора применяемый частотный диапазон не требует специальных разрешений надзорных ведомств, т.к. уровень ЭМИ соответствует СанПиН.
Данные траекторной обработки радиолокационного сигнала (целеуказания) могут применяться в ситуационных центрах обработки оперативной информации, комплексах технических систем охраны и противодействия несанкционированному проникновению в охраняемые зоны, а также автоматизированных и ручных средствах радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Сопровождение и анализ целей осуществляется в современном графическом интерфейсе, созданном по UI/UX-методологии, с возможностью подключения топографических карт местности для интуитивного ориентирования. Программное обеспечение поддерживает различные операционные системы и платформы, а также позволяет одновременно получать и обрабатывать информацию от нескольких станций, объединенных в единую сеть.
Типы обнаруживаемых целей:
- беспилотные летательные аппараты (БпЛА), включая неподвижные
- любые заданные цели, включая людей и транспортные средства
Перспективные схемотехнические решения с использованием современной элементной базы и программная реализация алгоритмов цифровой обработки сигналов существенно снизили энергопотребление и габариты НРЛС «Репейник», одновременно увеличив ее эффективность.
Япония[править]
Радиолокационные станции Второй мировой войныправить
Наземныеправить
- Та-Чи 1 — РЛС обнаружения воздушных целей, копия радара CR-268
- Та-Чи 2 — упрощенная версия Та-чи 1
- Та-Чи 3 — копия британской РЛС GL Мк 2
- Та-Чи 4 — РЛС обнаружения воздушных целей с мощность до 2 КВт
- Та-Чи 6 — станция раннего предупреждения
Корабельныеправить
- «Та-Се 1» — РЛС раннего предупреждения для транспортных кораблей и подводных лодок, копия Mk.235
- «Та-Се 2» — РЛС обнаружения подводных лодок, использовался для оснащения транспортных судов японской армии
- Type 12 — РЛС обнаружения воздушных целей
- Type 13 — наиболее массовая РЛС императорского флота Японии
- Type 14 — РЛС дальнего обнаружения
- Type 21 — модификация с единственной рабочей частотой (200 МГц)
- Type 22 — РЛС обнаружения воздушных целей. Имел максимальну мощность
- Type 23 — копия немецкого радара Würzburg
- Type 32 — дециметровая РЛС обнаружения надводных целей
- Type 33 — модификация Type 32 с антеннами круглого сечения
- Type 41 — РЛС зенитной артиллерии
- Type 42 — РЛС зенитной артиллерии
- Type 43— РЛС зенитной артиллерии
- J/FPS-1
- J/FPS-2
- J/FPS-3
- J/FPS-4
- J/FPS-5
- J/FPS-7
- J/TPS-100
- J/TPS-101
- J/TPS-102
Корабельные РЛСправить
- FCS-1 — РЛС управления огнем
- FCS-2 — РЛС управления огнем
- FCS-3 — РЛС управления огнем
- OPS-1
- OPS-2
- OPS-3
- OPS-4
- OPS-5
- OPS-10
- OPS-11
- OPS-12
- OPS-13
- OPS-14
- OPS-16
- OPS-17
- OPS-18
- OPS-19
- OPS-20
- OPS-22
- OPS-24
- OPS-28
- OPS-29
- OPS-39
- OPS-50
- ZPS-1 — РЛС для подводных лодок
- ZPS-2 — РЛС для подводных лодок
- ZPS-3 — РЛС для подводных лодок
- ZPS-4 — РЛС для подводных лодок
- ZPS-5 — РЛС для подводных лодок
- ZPS-6 — РЛС для подводных лодок
Конструкция бронеавтомобиля «Тигр»
Технические характеристики автомобиля «Тигр» вполне на уровне зарубежных аналогов, отличает его только одно, он способен нести службу в условиях нашего, российского климата. Что автоматически означает его универсальность: пустыня, тундра, лесостепь – «Тигр» свободно акклиматизируется к любому климату и грязи.
Грузовой отсек отделен от отделения управления перегородкой, но для упрощения эксплуатации эту панель сделали съемной. В грузовом салоне может располагаться различное радиотехническое оборудование, сиденья для десанта или боекомплект к установленному вооружению. Полторы тонны возимого веса это вполне оптимально для этого класса авто.
Стандартная комплектация состоит из следующих узлов и систем:
- независимая подвеска колес с рабочими элементами торсионов;
- гидравлический усилитель руля;
- система блокировки дифференциала главной передачи;
- автоматическая регулировка давления в шинах.
Дополнительное оснащение:
- система кондиционирования;
- электрический привод открытия/закрытия стекол;
- антиблокировочная тормозная система ABS;
- аудиосистема.
Технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
ГАЗ-2330 выпускался в разных вариантах, отличавшихся между собой по бронированию, мощности силовой установки и вооружению.
ТТХ приводятся для модификации «Тигр-М» ВПК-233114/СПМ-2М:
Полная масса | 7,8 тонны |
Снаряженная масса | 6,6 тонны |
Грузоподъемность | До 1,4 тонны + прицеп весом до 2,5 тонн |
Максимальная скорость по бездорожью | Точных данных нет, предположительно до 80 км/ч |
Максимальная скорость по шоссе | 125 км/ч (по другой информации, до 140 км/ч) |
Запас хода | 1000 километров |
Глубина преодолеваемого брода | 1,2 м |
Допустимый угол подъема | 30 градусов |
Ширина преодолеваемого рва | 0,5 м |
Высота преодолеваемого препятствия | До 40 см |
Клиренс | 400 мм |
Ширина колесной базы | 3 300 мм |
Высота корпуса (без оружия) | 2 300 мм |
Длина автомобиля | От 5650 до 5700 мм |
Ширина автомобиля | От 2300 до 2400 мм |
Баллистическое бронирование передней части машины отвечает уровню 3 (5-й класс по ГОСТ Р50963-96), а противоминное – уровню 2А по классификации STANAG 4569. Это означает, в частности, что внедорожник способен выдержать взрыв устройства, эквивалентного по силе шести килограммам тротила при условии наезда на него колесом.
Проходимость, надёжность, дешевизна
Разработчики уделили особое внимание защищённости семейства «Тайфун». Корпус автомобиля состоит из металлической оболочки, слоя керамической защиты и основного броневого листа. Стёкла выдерживают попадание пуль калибра 7,62 мм, 12,7 мм и (при определённых условиях) 14,5 мм
Стёкла выдерживают попадание пуль калибра 7,62 мм, 12,7 мм и (при определённых условиях) 14,5 мм.
Трансмиссия оснащена автоматической системой подкачки шин, работающей от включённого двигателя. Кроме того, на колёсный диск надета специальная пластиковая вставка. В случае серьёзных повреждений (сдутия резины) «Тайфун» способен «ползти» с невысокой скоростью, опираясь на пластиковые вставки. Машина может продолжать движение даже после нескольких попаданий по колёсам.
Все представители семейства должны выдерживать подрыв фугаса мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Чтобы уменьшить вероятность гибели экипажа от взрыва мины, конструкторы использовали V-образную форму днища корпуса. Изменения коснулись и компоновки салона. Десантники сидят лицом друг к другу, а их кресла снабжены средствами, поглощающими энергию взрыва. Наиболее уязвимые агрегаты трансмиссии прикрыты бронелистами.
В беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов заявил, что российские конструкторы создали надёжные и эффективные образцы ВАТ, способные решать поставленные задачи под прикрытием и в тылу. Однако прогресс не стоит на месте. Минобороны ищет пути дальнейшего совершенствования «Тайфунов» и прорабатывает концепцию бронеавтомобиля нового поколения, считает эксперт.
«На мой взгляд, в «Тайфунах» оптимально сочетаются основные боевые свойства — проходимость, надёжность, относительная дешевизна производства. В будущем эти машины могут получить более серьёзную защиту и автоматизированные системы управления
Очень важно, чтобы военные чётко сформулировали свои требования. При слаженном взаимодействии Минобороны и промышленников появятся великолепные образцы, которые будут востребованы как в нашей армии, так и за рубежом», — подчеркнул Суворов. «Смело иду навстречу расстрелу»
Как солдат нацистского Вермахта стал героем СССР
«Смело иду навстречу расстрелу». Как солдат нацистского Вермахта стал героем СССР
Широкая кооперация
Создание семейства автомобилей повышенной защищённости «Тайфун» началось после принятия в 2010 году «Концепции развития военной автомобильной техники Вооружённых сил Российской Федерации на период до 2020 года». Главным образом документ предполагал списание устаревшей ВАТ и создание унифицированных перспективных образцов.
Комментируя концепцию на страницах газеты «Военно-промышленный курьер», начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-майор Александр Шевченко заявил, что в современных условиях востребованы «высокоскоростные транспортные средства различной грузоподъёмности и назначения, обеспечивающие мобильность боевых частей и подразделений тыла».
По его мнению, ВАТ нового поколения должна обладать высокой проходимостью «в сложных дорожных условиях», плавностью хода, устойчивостью и управляемостью на повышенных скоростях, быть малозаметной для технических средств разведки противника
Также, как отметил Шевченко, необходимо уделить внимание защищённости экипажа
В рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) над проектом «Тайфун» отечественные предприятия разработали единую унифицированную автомобильную платформу, дизельный двигатель нового поколения, автоматическую гидромеханическую коробку передач, управляемую подвеску, бронированный функциональный модуль, каркасно-панельную кабину, боестойкие шины регулируемого давления, средства противопульной и противоминной защиты, а также боевую информационную систему управления (БИУС). Участие в реализации ОКР «Тайфун» приняли более 120 предприятий РФ.
Была выстроена достаточно сложная кооперационная цепочка, включавшая Уральский автомобильный завод (Миасс), КамАЗ (Набережные Челны), ЗАО «Ремдизель» (Набережные Челны), НИИ стали (Москва), ФГУП «Федеральный ядерный центр» (Саров), компанию «Магистраль» (Гусь-Хрустальный) и МГТУ им. Баумана (Москва).
Первым широкой публике (на параде 9 мая 2014 года) был представлен «Тайфун-К» (КамАЗ-63968) — универсальный шестиколёсный бронированный автомобиль, предназначенный для перевозки от 10 до 16 военнослужащих. Масса машины — 21 тонна, мощность двигателя ЯМЗ-5367 — 450 лошадиных сил, максимальная скорость — 105 км/ч, запас хода — 1,2 тыс. км.
В 2015 году на Красной площади появился рамный автомобиль «Тайфун-У» (Урал-63095) массой 24,5 тонны. Он способен перевозить до 16 военнослужащих или грузы весом до 4 тонн. Скорость машины по шоссе составляет 100 км/ч, запас хода — 1,4 тыс. км. Оба «Тайфуна» оснащаются видеокамерами, приборами ночного видения и средствами дистанционного управляемого вооружения.
Сейчас Минобороны рассматривает возможность установки на «Тайфуне-К» боевого модуля с дистанционным управлением (БМДУ) «Арбалет-ДМ» разработки компании «Оружейные Мастерские» и Ковровского электромеханического завода. Комплекс позволяет экипажу машины вести огонь из 12,7-мм пулемёта 6П49 «Корд» во всех направлениях. Дальность распознавания целей в зависимости от условий местности составляет 1,5—2,5 км.
К настоящему времени в войска были поставлены несколько сотен «Тайфунов». Их основными эксплуатантами являются подразделения общевойсковой разведки, Сил специальных операций, инженерных войск и военной полиции. В 2016 году КамАЗ-63968 и Урал-63095 были переброшены в Сирию для транспортировки грузов и военнослужащих. В частности, на «Тайфунах» передвигались сапёры и военные полицейские.
Помимо автомобилей массой свыше 20 тонн семейство «Тайфун» представлено двумя четырёхколёсными машинамми — К-4386 «Тайфун-ВДВ» («Росомаха») и КамАЗ-53949 «Тайфунёнок». Мощность 6-цилиндрового двигателя обоих образцов составляет 350 лошадиных сил. Машины могут перевозить до 10 десантников или двух тонн грузов.
Основное предназначение
Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:
- Безопасная перевозка военнослужащих по территории, на которой могут встречаться различные диверсионные, иррегулярные или террористические формирования;
- Доставка солдат и грузов в оперативный тыл и прифронтовую полосу в условиях ведения «обычной» войны;
- Эвакуация раненых с поля боя;
- Борьба с бронетехникой или авиацией противника (при условии оснащения соответствующим оружием);
- Огневая поддержка атакующих или обороняющихся подразделений;
- Обычная, химическая и радиологическая разведка;
- Доставка специальных полицейских сил к месту проведения операций по обезвреживанию или задержанию особо опасных преступников.
В целом по своим функциям «Тигр» довольно близок к бронетранспортеру.