Задействованные структуры
В производстве M109 были задействованы следующие подрядчики:
- Частный сектор
Корпус, шасси, двигатель, моторно-трансмиссионная группа, сборочные узлы, запчасти, инженерно-техническое обслуживание — General Motors Corp., Индианаполис, Индиана;
- Разработка и испытания — Defense Systems Division, Уоррен, Мичиган;
- Корпус и шасси — Cadillac Motor Car Division, Кливленд, Огайо;
- Двигатель 8V71T — , Детройт, Мичиган;
- Моторно-трансмиссионная группа XTG-411-2A — Allison Engine Division, Индианаполис, Индиана;
- Корпус, шасси и башня — Chrysler Corp., Cleveland Army Tank-Automotive Plant, Кливленд, Огайо;
- Корпус, шасси и башня (усовершенствованные) — FMC Corp. → , Санта-Клара, Калифорния;
- Корпус и башня — Ground Systems Division, Сан-Хосе, Калифорния;
- Шасси — BMY Combat Systems Division, Йорк, Пенсильвания;
- Сборка — Paladin Production Division, Леттеркенни, Пенсильвания;
- Приборы — Honeywell Inc., Сент-Питерсберг, Флорида;
- Электроника — Sechan Electronics, Inc., Литиц, Пенсильвания;
- Средства связи — , Идайна, Миннесота;
- Гидравлический досылатель и запасные части механизма заряжания — Bauer Ordnance Co., Уоррен, Мичиган;
- Обрезиненные танковые траки — Goodyear Tire & Rubber Co., Акрон, Огайо; , Кливленд, Огайо
- Государственный сектор
- Орудие M185 — Уотервлитский арсенал, Уотервлит, Нью-Йорк;
- Станок M178 — Рок-Айлендский арсенал, Рок-Айленд, Иллинойс;
- Станок M127 — , Уотертаун, Массачусетс;
- Сборка (совместно с частным подрядчиком) — , Леттеркенни, Пенсильвания.
Разработка
M109 исходной модели
В проекте по созданию опытного прототипа M109 участвовало несколько независимых друг от друга корпораций-подрядчиков с собственными проектами: Consolidated Diesel Electric, FMC, General Motors, Chrysler и Caterpillar, — аналогичный набор подрядчиков участвовал в проекте разработки лёгкого танка XM551 Sheridan. Лицом, ответственным за осуществление контроля над ходом проекта на стадии серийного производства от Управления вооружений Армии США был назначен полковник .
Созданием модифицированных вариантов САУ и их мелкосерийным производством опытными партиями занималась компания Bowen-McLaughlin-York на заводе в Йорке, Пенсильвания, которая сформировала для этих целей производственный консорциум с корпорацией FMC (с главенствующей ролью последней), в образованном консорциуме, FMC брала на себя организацию серийного производства, сборка осуществлялась её же персоналом в специально построенном для этих целей сборочном цехе на территории Леттеркеннийского армейского арсенала (это требовалось по условиям государственного контракта). Кливлендский автобронетанковый завод (казённое учреждение) администрировался по контракту сначала Cadillac, а затем Chrysler, которая занималась выпуском САУ до начала 1970-х гг.
Примечания
- ↑ (англ.) (pdf). baesystems.com. BAE Systems (September 2014). Дата обращения 21 февраля 2017.
- ↑ . Дата обращения 21 февраля 2017.
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑ В. Нестеренко. Западногерманская самоходная гаубица M109A3G // «Зарубежное военное обозрение», № 3, 1986. С. 31—32.
- Норвегия // «Зарубежное военное обозрение», № 7, 1988. С. 70.
- США // «Зарубежное военное обозрение», № 7, 1990. С. 79.
- . armstrade.org. Центр анализа мировой торговли оружием (30 октября 2012). Дата обращения 17 января 2017.
- В. Нестеренко. Машина для транспортировки боеприпасов // «Зарубежное военное обозрение», № 12, 1983. С. 87—88.
- The Military Balance 2016. — P. 77.
- The Military Balance 2016. — P. 322.
- The Military Balance 2016. — P. 383.
- The Military Balance 2016. — P. 104.
- The Military Balance 2013. — P. 374.
- The Military Balance 2016. — P. 336.
- The Military Balance 2016. — P. 140.
- The Military Balance 2013. — P. 141.
- The Military Balance 2016. — P. 332.
- The Military Balance 2013. — P. 378.
- The Military Balance 2016. — P. 111.
- . Rus.TVNET (27 апреля 2017). Дата обращения 30 мая 2017.
- The Military Balance 2013. — P. 388.
- The Military Balance 2013. — P. 395.
- The Military Balance 2016. — P. 357.
- The Military Balance 2016. — P. 280.
- The Military Balance 2013. — P. 466.
- The Military Balance 2016. — P. 130.
- The Military Balance 2016. — P. 267.
- The Military Balance 2016. — P. 352.
- The Military Balance 2016. — P. 40,41.
- The Military Balance 2016. — P. 338.
- The Military Balance 2016. — P. 293.
- The Military Balance 2016. — P. 387.
- The Military Balance 2016. — P. 146.
- The Military Balance 2007. — P. 103.
- The Military Balance 2007. — P. 116.
- . Дата обращения 31 мая 2011.
- The Military Balance 2016. — P. 89.
- . ЦАМТО (25 мая 2017 года). Дата обращения 30 мая 2017.
- The Military Balance 2016. — P. 334.
- (иврит). Globes (14-05-2017). Дата обращения 30 мая 2017.
- The Military Balance 2016. — P. 125.
- (норв.). Forsvarsmateriell (20. desember 2017). Дата обращения 10 января 2018.
- .
- The Military Balance 2016. — P. 35.
- The Military Balance 2013. — P. 392.
- The Military Balance 2007. — P. 130.
- Armies of the Gulf War, Gordon L. Rottman, Osprey Publishing, 1993. P. 49.
- . voenteh.com. Дата обращения 20 ноября 2017.
- . www.soldiering.ru. Дата обращения 20 ноября 2017.
- . www.soldiering.ru. Дата обращения 20 ноября 2017.
- . military.wikireading.ru. Дата обращения 20 ноября 2017.
- andrei_bt. . Andrei-bt (25 ноября 2014). Дата обращения 20 ноября 2017.
- nina811. . nina811 (20 июля 2014). Дата обращения 20 ноября 2017.
- . army.mil. U.S. Army (20 September 2018). Дата обращения 1 декабря 2018.
- ИЗДЕЛИЕ 2С19. Техническое описание и инструкция по эксплуатации для расчёта 2С19ТО. — Уфа: Госкомиздат, 1990.
- (англ.) (pdf). baesystems.com. BAE Systems (September 2014). Дата обращения 21 февраля 2017.
- Foss J. C. Giat Industries 155 mm GCT self-propelled gun // Jane’s Armour and Artillery 2001—2002. — Jane’s Information Group, Inc., 2001. — 938 p. — ISBN 9780710623096.
- Foss J. C. BAE Systems, RO Defence AS90 (Braveheart) 155 mm self-propelled gun // Jane’s Armour and Artillery 2001—2002. — Jane’s Information Group, Inc., 2001. — 938 p. — ISBN 9780710623096.
Модификации
M109A2
Прототип М109А7.
- M109A1
M109A1 Hoveizeh — иранские M109A1.
— поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.
- M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 8 выстрелов.
- M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменён орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.
- M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 Rheinmetall, более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введённым в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счёт изменённой укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемёт MG.3 и дымовые гранатомёты.
- M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведённый в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
- M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
- M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнём.
- M109A6 Paladin — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнём (программно реализована на языке программирования приложений высокой надёжности Ada, среда разработки Aonix Object Ada, объединяет ИНС, датчики оружия, высоты и цифровую криптостойкую систему передачи данных, основанную на быстрой перестройке частоты, для противодействия РЭБ противника — СУО шлет на КП батареи (FDC — fire direction center) или батальона точные данные местоположения и высоты), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR. Все это позволяет вести огонь с короткой остановки (уже через 30 сек — с равной точностью предыдущим выстрелам). Это же позволяет применять тактику парной (а не батарейной) стрельбы, которая повышает выживаемость при контрбатарейной борьбе или атаке с воздуха. Были улучшены внутренние отсеки хранения выстрелов и амуниции (повышена их безопасность и емкость — с 36 до 39 выстрелов).
- М109А7 (бывший M109A6 PIM) 2012 год — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнём и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод, что позволило увеличить боекомплект. Орудие представляет собой 155-мм M284 на станке M182A1. В САУ установлен автомат заряжания. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией HMPT-800 от M2 «Брэдли». Масса выросла до 36 288 кг, при возможности наращивания до 50 т (при необходимости навешивания дополнительной брони). Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л. с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 675 л. с.). САУ обладает компьютерной системой слежения исправности оборудования установки.
- M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.
Боевое применение
Кладбище американских M109 в Ираке
Применялись Израилем и Ливией в ходе Октябрьской войны. Есть информация что три ливийских M-109 были захвачены израильтянами в конце войны. Одна из захваченных израильских самоходок демонстрировалась на выставке трофейной техники в Каире.
В ходе ирано-иракской войны неизвестное количество иранских САУ M109 было захвачено иракцами. В ходе неудавшейся обороны Кувейта в 1990 году все из имеющихся 18 M109A1B были захвачены Ираком.
В ходе авиаударов НАТО по Ливии в 2011 году некоторое количество ливийских самоходок M109 было уничтожено.
Эффективность против легкобронированной техники
Точных данных по эффективности 155-мм снарядов против БМП нет, однако можно основываться на тактико-технических характеристиках снарядов и легкобронированной техники а также на применении аналогичных орудий в других странах (152-мм российский снаряд). Также важен факт что САУ предназначено для уничтожения танков, бронирование которых значительно больше даже на крыше корпуса и башни, не говоря уже о лобовой части. Разрыв снаряда М109 «Паладин», в нескольких метрах от БМП-1 или БМП-2 приводит к тяжелым повреждениям, вплоть до уничтожения. Урон достигается, в первую очередь, за счёт пробивания корпуса БМП крупными осколками. Прямое попадание ведет к полному уничтожению машины с отрывом башни и пожаром внутри остатков корпуса. Аналогичные по мощности 152-мм снаряды советского и российского производства наносят почти такой же урон легкобронированной технике. В боевых действиях на Востоке Украины были случаи уничтожения БМП тяжелой артиллерией калибра 122-мм и 152-мм.