Конструкция Ту-123
В состав системы ДБР-1 входили стартовая машина САРД-1, которая был построена на базе тягача ракет МАЗ-537, контрольно-стартовая машина КАРД-1С и сам БПЛА.
Самолет сконструирован по типу центральнометаллического моноплана и имел треугольное крыло, трапециевидное оперение. Стреловидность крыла по передней кромке составляла 67 град., задняя кромка имела небольшую обратную стреловидность 2°. Крыло не принимало участия в системе управления, в полете основными средствами управления были центральноповоротный киль и стабилизатор. Последний отклонялся синхронно во время тангажного управления и дифференциально, выполняя управление по крену. Фюзеляж можно разделить на шесть отсеков.
Носовой отсек Ф-1 занимало все разведывательное оборудование и часть навигационнно-пилотажного. Только этот отсек предназначался для многоразового использования, он представлял собой спасаемый контейнер, все остальные отсеки были одноразовыми.
Отсеки Ф-2 – Ф-4 были центральносварными топливными баками, общая емкость которых составляла 19 тыс. литров. Кормовые отсеки Ф-5 и Ф-6 были заняты турбореактивным двигателем КР-15-300, агрегатами электрооборудования, НПК, тормозным парашютом и системой охлаждения.
Максимальная форсажная тяга короткоресурсного двигателя КР-15-300 составляла 15 000 кгс. Расчетный ресурс двигателя – 50 моточасов. Старт и разгон самолета обеспечивали два твердотопливных стартовых ускорителя ПРД-52, каждый из которых имел тягу 75-80 тыс. кг. Через 5 секунд после старта ускорители отделялись от самолета. Для беспилотника максимальная скорость была равна 2700 км/ч.
В носовом отсеке находились три аэрофотоаппарата АФА-54/100М, перспективный аэрофотоаппарат АФА-41/20М, станция радиоразведки СРС-6РД «Ромб-4А», навигационная доплеровская станция, фотоэлектрический экспонометр СУ3-РЭ, независимая система электроснабжения, радиомаяк, радиоответчик, система наддува и кондиционирования, посадочная парашютная система, пневмоприводное четырехопорное шасси. Для лучшего технического обслуживания Ту-123 его носовой контейнер разделили на 3 части, не нарушая целостности соединений и кабелей. Носовой контейнер крепился к отсеку Ф-2 при помощи пневмозамков. Хранение и транспортировку носовой части фюзеляжа проводили в специальном закрытом автомобильном полуприцепе.
БПЛА – навигационно-пилотажный комплекс, запрограммированный заранее перед полетом по определенному маршруту. Возвращаясь обратно, управлялся посредством приводной радиостанции.
История создания РЗК «Стрела»
24 июля 1969 года, в соответствии с постановление Совета министров СССР и ЦК КПСС, началась разработка ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ». Разработка комплекса проходила в Конструкторском бюро точного машиностроения посредством последовательного совершенствования и модификации ЗРК 9К31 «Стрела-1».
В период с января 1973 года по май 1974 года зенитный ракетный комплекс «Стрела-10СВ) прошел испытания на полигоне. В ходе испытаний должны были решить о целесообразности поступления этого комплекса на вооружение. По мнению разработчиков и представителей ГРАУ, этот ЗРК полностью соответствовал предъявленным к нему требованиям. Но, мнение представителей полигона и председателя были иными. К ЗУР предъявлялись претензии в плане недостаточного показателя вероятности поражения цели одной ракетой или при использовании фотоконтрастного и инфракрасного каналов. Были сомнения относительно надежности работы боевой машины и ракет 9М37. Также были замечания по поводу удобства ведения боевым расчетом и к размещению аппаратуры. В результаты, приняли решение, что ЗРК 9К35 может поступить на вооружение только после устранение всех замечаний. Устранить все недочеты удалось к 1976 году, когда комплекс после повторных испытаний поступил на вооружение.
История Ту-123
Главной целью проекта «123» было получение межконтинентального сверхзвукового самолета-снаряда, носившего термоядерный заряд. В отличие от базовой модели, аппарат имел сравнительно большие размеры, в составе были турбореактивные двигатели НК-6, а также астроинерциальная система управления.
Вместе с ним был разработан проект самолета «133», который комплектовался подвесными баками. Вскоре, как 121-й, так и 123-й проекты назвали бесперспективными и приняли решение двигаться в направлении развития баллистических ракет как основных ударных систем. Название перенесли на новый беспилотный разведывательный вариант.
Начало разработки беспилотника Ту-123 припало на 1960 г. Над ним работали ведущие конструкторы страны в ОКБ-156 А.Н. Туполева. В августе 1960 г. вышло постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о постройке беспилотного разведчика ДБР-1 «Ястреб». Новая машина, в отличие от базовой модели И121К, должна комплектоваться радио- и фотоаппаратурой, дистанционными системами направления в заданную точку и надежно сохранять полученные разведывательные данные. На КБ возложили задание сделать беспилотный летательный аппарат «Ястреб» многоразовым в использовании.
Заводские испытания Ту-123 закончились в сентябре 1961 г., государственные длились до декабря 1963 г. Беспилотную систему радио- и фоторазведки ДБР-1 «Ястреб» приняли на вооружение в средине 1964 года. Серийный выпуск был налажен в г. Воронеж, на авиазаводе №64, где производство велось с 1964 по 1972 год. За это время было построено 52 самолета.
Данную беспилотную систему получили на вооружение части ВВС СССР, дислоцировавшиеся в западных районах страны. Беспилотниками можно было эффективно проводить разведку над странами Западной Европы, но в этом не было потребности. Ту-123 подтвердил свою пригодность и надежность на испытательных вылетах. После появления в рядах ВВС нового разведчика МиГ-25Р разведывательные комплексы ДБР-1 были сняты с вооружения.
Состав
Главный элемент комплекса – боевая машина, которая создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с комплексом 9К31 «Стрела-1» – это увеличенный боекомплект (четыре ЗУР на пусковой установке и четыре дополнительных ракеты, находящиеся в боевом отделении машины), оснащение электроприводами наведения ПУ на воздушную цель, 7,62 пулемет ПКТ, предназначенный для обороны.
Машина отличается низким удаленным давлением на грунт, что позволяет ей передвигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по снежной целине, болотам, песчаной местности. Не может не впечатлять и то, что машина может плавать. Ходовая часть имеет торсионную подсветку, обеспечивает плавность хода и обладает хорошей маневренностью, благодаря этому удалось увеличить долговечность пусковой установки и точность стрельбы. Кроме четырех ЗУР, находящихся на пусковой установке, боевая машина может дополнительно перевозить четыре ракеты в корпусе.
В качестве главного вооружения применяется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Она создана по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и выполняет наведение по способу пропорциональной навигации. В качестве главного используется фотоконтрастный режим, тогда как в качестве запасного – режим инфракрасного наведения, обеспечивающий обстрел воздушных целей в условиях помех, на догонных и встречных курсах. При использовании ИКГСН для ее охлаждения использовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты. В результате слежение за целью осуществлялось только в фотоконтрастном режиме и перед пуском ракеты оператор наводчик раздумывал о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если вдруг ИКГСН была использована, но был отменен пуск, то ИКГСН повторно было использовать нельзя по причине отсутствия азота. Сзади крыльев находились электроны, с помощью которых выполняется ограничение угловой скорости вращения ракеты.
На ЗУР 9М37 по сравнению с 9М31 была установлена более эффективная БЧ стержневого типа, оснащенная контактным и неконтактным взрывателем. В случае промаха ракета просто самоуничтожалась.
АОЗ (аппаратура оценки зоны) 9С86
Чтобы определить автоматического расчета углов и положение цели для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 применяется аппаратура оценки зоны, которая предоставляет счетно-решающее устройство и радиодальномер миллиметрового диапазона.
Эксплуатация Ту-123
Предварительную подготовку БПЛА к вылету обеспечивали средства технической позиции. Одна техпозиция способна была запустить работу нескольких стартовых локальных позиций. Проверку систем проводили из кузова КСМ-123, команду на старт давали из СТА-30, задействовав выносной пульт. Так делалось, исходя из соблюдения мер безопасности.
Запуск авиационного двигателя обеспечивали два стартер-генератора. Для их питания была доработана силовая установка МАЗ-537: размещен авиационный генератор на 28 вольт.
Беспилотник запускался со стрелы пусковой системы СТ-30 под углом 12 град. Через 5 секунд после старта от него отделялись стартовые ускорители, через 9 секунд отпадал коллектор воздухозаборника. Высота полета, которой достигал самолет по мере выработки горючего, составляла 22 800 м. Работа фотосъемки, как и сам полет, были запрограммированы еще до взлета. После разворота назад на расстоянии 500 км включалась бортовая радиоприводная аппаратура.
На земле работала РЛС, которая следила за передвижением Ту-123. Захватив и распознав БПЛА, РЛС автоматически включала систему радиопривода, подающую на борт сигналы о наведении и приземлении контейнера самолета в заданной точке. Для этого двигатели останавливались, остаток топлива сливался, и ПЛА переходил в режим набора высоты для эффективного гашения скорости во время посадки.
Над соплом мотора выпускался тормозной парашют, и беспилотник начинал снижение. Далее от всей конструкции отстреливался носовой контейнер, выпуская свой посадочный парашют. С целью амортизации во время приземления под отсеком выпускались 4 стойки шасси, а после посадки приводился в действие радиомаяк, данные которого применялись для поиска места приземления контейнера. Остальная часть самолета (двигатели и топливные баки), которая спускалась на тормозном парашюте, полностью разрушалась после падения. Только носовой контейнер с оборудованием был многоразовым.
s333 thunderstruck .
S333 Thunderstruck Review Final |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Technically this gun should be a FELONY, but here’s why it’s not… |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
The S333 Thunderstruck – The Ultimate In Personal Protection – ORDER NOW |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
NEW S333 Thunderstruck Range Review – TheFirearmGuy |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
S333 Thunderstruck – User Submitted Video Of Unboxing, Firing, And Review |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
NEW S333 Thunderstruck Double Barrel Revolver – TheFirearmGuy |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
The S333 Thunderstruck – The Ultimate In Personal Protection – Original Trailer |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
S333 Thunderstruck: Testing the World’s First Double-Barrel Revolver |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
A Six Barrel, Twin-Shot Carry Gun? The Standard MFG S333 Volleyfire—SHOT Show 2017 |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
S333 Double Barrel Revolver from Standard MFG – SHOT Show 2019 |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Cci BIG 4 .357 Shotshell Review |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Review: SALT Gun (Home Protection) |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
.22 Magnum is Pretty Good |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Kel-Tec PMR-30 |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
The Best .22 LR Handguns for Concealed Carry |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
.22 Magnum Mini-Revolvers| Gun Talk |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Standard Manufacturing S333 Vollyfire Double Barrel Revolver |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
S333 Volleyfire Double Barrel 22 Magnum Revolver // SHOT Show 2019 |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Springfield Armory Hellcat 9MM Micro-Compact |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Charter Arms Pathfinder Lite 22 Mag–Watch Before You Buy |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Springfield Hellcat Sub-Compact 9mm (New 2019) – TheFirearmGuy |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Heritage Rough Rider Rancher |
Нажми для просмотра |
| ||||||||||
Magazine Sleeve for Glock” rel=”spf-prefetch |
Модификации
«Стрела-10М» 9К35 М
Главное отличие комплекса от базовой версии заключалось в использовании новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН вычисляла цель по траекторным признакам, что существенно сокращало эффективность помех-ловушек.
«Стрела-10М2»
ЗРК был создан по решению МОП и ГРАУ. Причиной стала острая необходимость в улучшении степени автоматизации боевой работы комплекса. Главное отличие заключалось в наличии устройств автоматизированного приема и реализации целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М, от РЛС обнаружения и пункта управления начальника ПВО. По бокам на боевую машину были установлены поплавки из пенополиуретана для преодолении водных преград с пулеметом и полным комплектом ЗУР. В 1981 году комплекс был принят на вооружение.
«Стрела-10М3» 9К35М
По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года инженеры приступили к разработке последующей модификации ЗРК «Стрела-10». Новый ЗРК должен вести более эффективную борьбу с визуально видимыми низколетящими вертолетами, самолетами, с места и при коротких остановках в условия интенсивных оптических помех. После испытаний, прошедших в 1989 году, комплекс поступил на вооружение, поскольку удовлетворял абсолютно все предъявленные к нему требования.
«Стрела-10М4» 9К35М4
В составе ЗРК тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала – 3-5 мкм. Комплекс позволяет вести огонь по следующему принципу «выстрелил-забыл». Вооружение включает восемь ЗУР 9М333 (9М37МД, 9М37М). Скорость поражаемых целей составляет до 420 метров в секунду.
«Стрела-10МН»
Отечественная модификация, которая была создана АО «КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» для усовершенствования следующих РЗК «Стрела-10М3, «Стрела-10М2», «Стрела-10М». Комплекс оснащен тепловизионной системой, автоматическим захватом и сопровождением цели, а также блоком сканирования. С 2015 года поставляется в ВДВ и ВПВО СВ.
«Стрела-10Т»
Белорусская модификация, которая была создана НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». Комплекс оснащен оптико-электронной системой ОЭС-1ТМ, аппаратурой навигации GPS и цифровой вычислительной системой. Комплекс может размещаться на колесном шасси.
ЗУР 9М333
Новая зенитная управляемая ракета для ЗРК «Стрела-10», точно также как и 9М37 создана по аэродинамической схеме «утка». Ракета оборудована транспортно-пусковым контейнером и двигателем повышенной эффективности. Кроме того ракета имеет новую головку самонаведения, боевую часть и автопилот. Новая ГСН имеет 3 режима работы, кроме фотокрасного и инфракрасного, есть помеховый режим. Автопилот обеспечивает устойчивую работу ГСН, а также контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет вес 5 кг (на ЗУР 9М37 была 3 кг). За счет увеличения разрывного снаряда, сечения и длины поражающих элементов, повышен показатель вероятности поражения целей. Длина ракеты была увеличена до 2,23 метров. Точно также как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может применяться всеми модификациями ЗРК «Стрела-10».
Боевое применение
- Война в Персидском заливе. Зимой 1991 года, во время операции «Буря в пустыне», иракские комплексы «Стрела-10» сбили два подряд американских штурмовых самолетов A-10 Thunderbolt II.
- Война в Анголе.
- Вооруженный конфликт в восточной части Украины, применялся ополченцами.
- Гражданская война в Сирии – в 2018 году ПВО Сирии отразило ракетный удар Британии, США и Франции. Всего ЗРК «Стрела-10» выпустила 5 ракет, в результате чего было поражено 3 цели. Минобороны США опровергает эти заявления, согласно информации Пентагона ПВО Сирии не смогли уничтожить не одного самолета или ракеты.
Характеристики
Модификация | «Стрела-10М» |
Ширина, мм | 2850 |
Высота, мм | 2220 |
Длина, мм | 6450 |
Тип ракеты | 9М37, 9М37М |
Высота поражения, м | 25 – 3000 |
Дальность поражения, м | 8000 – 5000 |
Вероятность попадания в цель одной ракетой | 0,1 – 0,4 |
Время приведения в боевое положение, с | 30 |
Экипаж, чел. | 3 |