РСД-10 Пионер – SS-20 SABER

«Баллистики» против «Бури»

В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.

В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.

Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.

Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.

Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.

Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.

Конструкция транспортного самолета Ju-52

Транспортный самолет Ju-52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с несущей гофрированной обшивкой, фюзеляжем прямоугольного сечения и ферменной конструкцией.

Крыло прямое, трапецевидное в плане, четырёхлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков, расположенных под задней кромкой по всему размаху крыла. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым костылём (позже колесом), также была предусмотрена возможность установки поплавкового или лыжного шасси.

Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения BMW-132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива размещался в 9 топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели устанавливались на крыле под небольшим углом к центральной оси самолёта.

В пассажирском варианте Ju-52 в салоне устанавливались два ряда кресел (17 шт) вдоль бортов. Военные модификации вооружались 2-3х 7,92-мм пулемётами MG-15 и MG-17, позже 2х 13-мм пулемётами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка размещалась в 3 бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться в транспортный самолёт и обратно.

LIFE

ГК «Пионер» создана целая концепция современных городских жилых кварталов, и застройщик её аккуратно и довольно успешно воплощает. Что же скрывает под лаконичным названием «LIFE»?

Дело в том, что подобрано оно не для красивого словца. Каждая буква в слове раскрывает ту или иную сторону проекта, которая органично вписывается в его концепцию

Location

. «Пионер» делает ставку на оптимальное месторасположение квартала относительно важных инфраструктурных объектов, транспортных узлов и артерий. Проще говоря, его комплексы всегда в центре городской жизни, а рядом есть всё необходимое, чтобы жить и работать.

Innovation

. «Пионер» утверждает, что использует новейшие технологии при проектировании и строительстве объектов. Например, для внешней отделки корпусов в ЖК «LIFE-Кутузовский» использовался европейский клинкерный кирпич – не только экологичный, но и устойчивый к пожарам и к погодным капризам.

Family

. Здесь всё понятно – застройщик делает ставку на комфорт людей семейный. Поэтому создаёт и активно развивает социальную и коммерческую инфраструктура внутри Life-кварталов. Сад под боком, школа через дорогу –всё это входит в концепцию проекта. Например, в ноябре 2022 года в ЖК «LIFE-Ботанический сад» был сдан в эксплуатацию не только жилой 9-й корпус, но и образовательный комплекс, включающий и садик, и среднюю школу.

Ecology

. Звучит, конечно, красиво, да и цель благородная – создавать кварталы на удалении от вредных производств и вблизи зелёных зон. Насколько это возможно в Первопрестольной, застройщик этот принцип пытается реализовывать. Например, рядом с «LIFE-Кутузовским» протекает река Сетунь, обрамлённая зелёными насаждениями. А «LIFE-Ботанический сад» говорит сам за себя – вблизи обширный Главный ботанический сад РАН.

Ещё в концепцию кварталов LIFE входят просторные подземные паркинги, дворы, куда заказан въезд машинам, и качественная отделка квартир. С последним, правда, судя по отзывам, бывают проблемы. Но об этом речь впереди.

Характеристики

Ракета имела высоту 16,5 метра (54 фута), диаметр 1,9 метра (6,2 фута) и весила 37,1 тонны. Он был основан на двух твердотопливных стекловолокно одетые ступени РТ-21 Темп 2С (SS-16 Грешник), поэтому он был также известен как РТ-21М Пионер. Первоначально дальность действия ракеты составляла от 600 до 5000 километров (от 370 до 3110 миль); последняя модель имела максимальную дальность полета, возможно, 7500 километров (4700 миль). Изначально ракета оснащалась одиночной. мегатонна, Боеголовка 1,6 т. Более поздние модели могли брать одну или две (а с 1980 года – три) дополнительных 150 килотонн. MIRV устройства (Pioneer UTTH). В CEP был также уменьшен с 550 метров (1800 футов) до 150 до 450 метров (с 490 до 1480 футов). Ракета была первой советской ракетой, оснащенной твердым топливом вместо жидкого, что означало, что она могла быть запущена после того, как был отдан приказ, вместо того, чтобы часами выполнять опасную работу по заправке ракеты жидким топливом.:241

Ракета использовала МАЗ-547А / МАЗ-7916 транспортер монтажная пусковая установка произведено в Белорусская ССР посредством Минский автомобильный завод. TEL был первоначально разработан для РТ-21 Темп 2С межконтинентальная баллистическая ракета.

10 августа 1979 года на полигоне Капустин Яр начались испытания модернизированного «Пионера» -УТТХ (15Ж53). Это продолжалось до 14 августа 1980 года, а 17 декабря 1980 года была развернута ракета SS-20 Mod3. Этот вариант имел ту же двигательную установку, что и предыдущие версии, но за счет модернизации командного состава и КИП удалось повысить точность (КВО) с 550 до 450 метров, увеличить максимальную дальность на 10% и увеличить площадь, прикрытая боеголовками. Этот последний вариант RSD-10 впоследствии получил Название отчетности НАТО SS-28 Sabre 2.

Немного истории

В 1950 гг. в Советском Союзе ракетостроение, (языко утверждают специалисты, осуществлялось в «жидкостном» направлении. Токмо в июле 1959 года вышло постановление №839-379, согласно которому боевые ракетные комплексы класса «государство-земля» было решено заправлять твердым топливом. Инициатором данного направления, а как и и самого постановления стал Устинов Д. Ф. В то время он был председателем Комиссии, занимающейся военно-промышленными вопросами.

Планировалось запроектировать совершенно новые оперативно-тактические комплексы, рассчитанные на отдаленность полета 600 км, стратегические (2 500 км) и межконтинентальные (10 тыс. км), которые бы работали сверху твердом топливе. В 1961 году в научно-исследовательском химико-технологическом институте (НИХТИ) «Фракция» разработали рецептуру твердотопливной смеси. В этот же година был создан первый отечественный твердотопливный комплекс «Престо-С» (SS-12), использующий управляемую баллистическую ракету дальностью 900 км. В 1972 году была добре эскизный проект комплекса «Темп-2С» (SS-16), а в 1974 г. и непосредственно ПГРК. Именно на базе «Темп-2С» сделали ракетный страсть «Пионер» (фото данного ПГРК — ниже).

Испытания

Летные испытания ракет РСД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин, главный инженер И. П. Баглюк). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.

Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По официальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, ещё 245 БР находились на складах.

За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.

Топ-менеджеры. Who is who?

«Пионер» – это закрытое акционерное общество, оно было основано в 2001 году. Председателем совета директоров является Андрей Юрьевич Грудин. Имеет техническое и экономическое образование, также закончил Московскую школу управления «Сколково». Носит звание «Почётный строитель города Москвы». До 2001 года руководил и являлся акционером .

Леонид Владиславович Максимов – генеральный директор ГК «Пионер». Окончил Московскую Государственную Геологоразведочную Академию. С 1993 года занимается предпринимательством и управлением в торговле, строительстве и инвестировании. Один из создателей (дочерняя структура Магнитогорского металлургического комбината). В настоящий момент трудится в области стратегического развития и разработки перспективных направлений в ГК «Пионер».

ТТХ

Тактико-технические характеристикиРСД-10 «Пионер»
РазработчикМИТ
Главный конструкторА. Д.Надирадзе
Изготовитель ракетыВоткинский МЗ
Код НАТОSS-20 Saber Mod 1 и 2
Наименование по РСМДРСД-10
Тип комплексаПодвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
СостояниеНа вооружении с 11 марта 1976 года.
Тактико-технические характеристикиРакета «15Ж45»
Дальность стрельбы, км600–5000
Точность стрельбы (КВО), км0,55 (предельное отклонение — 1,3)
Тип ГЧМоноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
Тип ГЧтри РГЧ ИН (вариант 2)
Мощность заряда (вариант 1), Мт1,0
Мощность заряда (вариант 2), Мт0,15
Вес ГЧ, кг1500–1740
Система управленияИнерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ
Разработчик системы управленияНИИ АП
Главный конструктор системы управленияН. А.Пилюгин
Рулевые приводыГидравлические
Разработчик рулевых приводовЦНИИАГ
Органы управления на 1 ступениГазовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы
Органы управления на 2 ступениПо тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
Тип старта«Миномётный» из ТПК
Число ступеней2
Полная длина ракеты, м16,49
Длина ракеты без головной части, м14,9
Длина ракеты в ТПК, м19,32
Максимальный диаметр корпуса, м1,79
Стартовый вес, т37,0
Вес ракеты в ТПК, т42,7
ГорючееСмесевое твёрдое
Полная длина первой ступени, м8,58
Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м1,79
Вес ступени, кг26,7
Двигатель первой ступениОднокамерный РДТТ
Разработчик двигателя первой ступениНПО «Союз» (Люберцы)
Главный конструктор двигателяБ. П.Жуков
Число сопел первой ступени1
Время работы первой ступени, с63
Полная длина второй ступени, м4,4–4,6
Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м1,47
Вес ступени, кг8,63
Двигатель второй ступениОднокамерный РДТТ
Разработчик двигателяНПО «Союз» (Люберцы)
Главный конструктор двигателяБ. П.Жуков
Число сопел второй ступени1
Число боевых блоков3
Двигательная установка боевой ступеничетыре РДТТ
Полная длина боевого блока, м1,6
Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м0,64
Радиус закругления наконечника0,11
Тип пусковой установкиГрунтовая подвижная
РазработчикЦКБ «Титан»
Изготовительзавод «Баррикады»
Главный конструкторВ. П.Бармин
Длина, м3,05
Ширина, м3,05
Высота, м3,30
Число ракет на пусковой установке1
Тип привода подъёма ТПК с ракетойГидравлический
Разработчик привода подъёма ТПК с ракетойЦНИИАГ
Радиус разворота, м21
Экипаж, чел3
Тактико-технические характеристикиТПС
Разработчик транспортно-погрузочного средстваЦКБ «Титан»
ИзготовительЗавод «Баррикады»
БазаМАЗ-547А
Число осей6
Полная длина, м17,33
Ширина, м3,2
Высота, м2,9
ДвигательДизель
Мощность, л. с.746
Максимальная скорость, км/ч40
Число ракет на ТПС1
Экипаж, чел2

Разработка

Он был предназначен для замены или дополнения R- 12 ракет “Двина” (SS-4 Sandal) и Р-14 “Чусовая” (SS-5 Skean), развернутых с 1958 и 1961 годов соответственно в СССР и государствах Варшавского договора. Он вошел в стадию разработки в 1966 году, а в 1968 году была утверждена проектная концепция, поставленная перед Московским институтом теплотехники и Александром Надирадзе, который также разработал RT. -21 Темп 2С за тот же период. Летные испытания начались в 1974 году, а развертывание – 11 марта 1976 года, первые поставленные единицы были введены в эксплуатацию в августе того же года. До 1986 года в общей сложности 48 пусковых площадок, включая площадку в Павщино, были оснащены 405 ракетами РСД-10, находившимися под контролем Ракетных войск стратегического назначения.

. Существовало несколько теорий относительно того, почему Советский Союз разработал SS-20:

  • Некоторые в Соединенных Штатах, такие как Ричард Перл, рассматривали SS-20 как часть попытки Советского Союза за мировую власть.
  • Другая популярная теория заключалась в том, что договоры ОСВ, устанавливая количественные ограничения на ракеты большой дальности, побудили Советы уделять больше внимания ракетам средней дальности, которые не подпадали под действие ОСВ..
  • Другая теория гласила, что SS-20 был “сыном” провалившегося проекта МБР SS-16. После провала SS-16 Советы просто использовали технологии и детали, которые были разработаны для SS-16 для SS-20.
  • Другие утверждали, что SS-20 был частью попытки со стороны советских военных, чтобы разработать более изощренную ядерную стратегию, которая не требовала бы нанесения первого ядерного удара сразу же после начала Третьей мировой войны, предоставив Советам возможность второго удара, которой у них раньше не было.

Во время В 1960-е годы в закупках советских ракет доминировали идеи министра обороны маршала Андрея Гречко, который выступал против идеи ядерного оружия как крайнего средства защиты и планировал, что в случае начала Третьей мировой войны этот конфликт с немедленным ядерным ударом по странам НАТО. К началу 1970-х взгляды Гречко вызвали противодействие со стороны военного и политического руководства, которое хотело, чтобы Советский Союз имел возможность второго удара, чтобы предотвратить немедленное превращение войны с США в ядерную, как это предпочитал Гречко

Что еще более важно, растущее влияние маршала Дмитрия Устинова ознаменовало сдвиг в советском мышлении о ядерном оружии. Устинов был человеком, тесно связанным с различными советскими конструкторскими бюро и в целом поддерживавшим требования конструкторских бюро против военных в отношении закупок оружия

Решение заказать и представить Pioneer в середине 1970-х было в значительной степени связано с желанием Устинова передать военные закупки из рук военных в конструкторские бюро, которые, в свою очередь, настаивали на увеличении и разнообразии вооружений. увеличения заказов. Британский историк Джеймс Кант писал, что именно триумф советской версии военно-промышленного комплекса над военными в том, что касается закупок оружия, был самой важной причиной для Pioneer.

Конструкция транспортного самолета Ju-52

Транспортный самолет Ju-52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с несущей гофрированной обшивкой, фюзеляжем прямоугольного сечения и ферменной конструкцией.

Крыло прямое, трапецевидное в плане, четырёхлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков, расположенных под задней кромкой по всему размаху крыла. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовым костылём (позже колесом), также была предусмотрена возможность установки поплавкового или лыжного шасси.

Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения BMW-132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива размещался в 9 топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели устанавливались на крыле под небольшим углом к центральной оси самолёта.

В пассажирском варианте Ju-52 в салоне устанавливались два ряда кресел (17 шт) вдоль бортов. Военные модификации вооружались 2-3х 7,92-мм пулемётами MG-15 и MG-17, позже 2х 13-мм пулемётами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка размещалась в 3 бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться в транспортный самолёт и обратно.

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Из класса в класс перелетая

К началу второго раунда переговоров, а это 1986–1987 годы, американцы понимали, что русские просто так не откажутся от своих SS-20.

Здесь необходимо напомнить некоторые нюансы переговорного процесса по РСМД. Вначале ракеты малой дальности (термин, впервые появившийся именно в ходе переговоров 1987 года, речь идет об оперативно-тактических ракетах диапазона от 500–1000 км) вообще не планировались даже к обсуждению. Договор должен был ликвидировать “особо опасные” виды оружия. По мнению американской стороны – советские БРСД SS-20, по мнению советской – БРСД Pershing II. Поэтому на начальном этапе переговоров и был выбран диапазон от 1000 до 5500 километров.

Американцы предложили интересный вариант: ракеты, подлежащие сокращению, перевести в другой класс, понимая, что уничтожать новое дорогостоящее оружие нерационально. Изначально конструкцией Pershing II предусматривалась подобная трансформация, запуск ракеты был возможен в сокращенной комплектации, без одной из ступеней: вариант Pershing 1B стартовой массой 5480 килограммов, дальность – 800 километров, вариант Pershing 1C стартовой массой 3950 килограммов, дальность – 500 километров. Таким образом, ракета выходит за нижний предел БРСД, а лишние ступени американцы обязывались вывезти на территорию США. Существовал и довольно экзотический вариант модификации БРСД Pershing II в МБР Pershing III добавлением второй первой ступени – так ракета становилась трехступенчатой со стартовым весом 11 600 килограммов. СССР же предлагалось конвертировать SS-20 в МБР посредством замены тяжелой РГЧ ИН на облегченную моноблочную ГЧ 4Г76 от БРПЛ Р-29Д. Дальность при этом возрастала до 7500 километров. Взамен необходимо было снять с вооружения весь арсенал давно устаревших МБР SS-11 (УР-100 всех модификаций), всего 510 ракет. Вполне приемлемый, даже выгодный для нас вариант. Но, к сожалению, в то время благоразумие было дефицитной добродетелью у наших правящих элит – для американцев стало большим сюрпризом, что русские пошли на ликвидацию 441 ПУ и 650 суперсовременных, самых совершенных ракет в своем арсенале.

Согласно условиям договора уничтожению подлежали ракеты средней дальности – советские РСД-10, Р-12, Р-14 (по классификации НАТО – SS-20, SS-4 и SS-5 соответственно) и КР наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО – SSC-X-4 Slingshot), американские MGM-31C Pershing II и BGM-109G (Tomahawk наземного базирования), малой дальности – советские ОТР-22 и ОТР-23 (SS-12 и SS-23), американские – Pershing-1А. К июню 1991-го договор был выполнен, СССР уничтожил 1846 ракет (из них около половины – резервные ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве), США – 846 ракет.

Service History

Side by side: Russian SS-20 (left), U.S. Pershing 2 (right).

The SS-20 entered service with the Soviet rocket forces in 1976. By 1987, the USSR had deployed 441 SS-20 missiles. These were housed in multiple locations in the Soviet Union, including west of the Ural mountain range and near Teykovo, about 193 km northeast of Moscow.

In response to these deployments, NATO announced in 1979 that it would begin to station U.S. Pershing II  IRBMs and ground-launched cruise missiles (GLCM) in Western Europe starting in 1983.

In 1981, the United States offered to cancel the Pershing 2 and GLCM deployments in exchange for the dismantlement of the SS-20s and the final retirement of the SS-4 and SS-5 IRBMs. This proposal sparked talks that ultimately led to the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty in 1987. The INF Treaty eliminated all U.S. and Soviet ground-launched ballistic and cruise missiles with ranges between 500-5,500 km.

In 1988, the Soviet Union began eliminating its stockpile of SS-20s. The missiles were first removed from their launchers, and placed in an outlying area at Kapustin Yar for destruction with high explosives. According to media reports at the time, the first group of SS-20s were “packed with nearly a ton of high explosives that, along with their own solid propellant fuel, ensured their total demolition.”

The Soviets also disposed of SS-20s by launching them (without warheads) into space from bases in far eastern regions of the USSR. As many as 72 missiles were destroyed in this way. By 1991, all SS-20 missiles (509 launchers and 654 missiles) had been eliminated to comply with the INF Treaty.

Пока побудут мишенями

Министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что Вашингтон намерен разработать КРМБ с возможностью несения ядерной боеголовки для того, чтобы на переговорах с Россией иметь рычаг воздействия. Мэттис обвинил Россию в нарушении Договора о РСМД, отметив, что Вашингтону необходимо иметь “что-то, с чем мы можем вести переговоры с русскими. У нас есть варианты на случай, если Россия пойдет и дальше по этому пути”. И действительно, варианты есть. После снятия с вооружения в 1992 году устаревшей моноблочной МБР LGM-30F Minuteman II ВВС получили большое количество бесхозных ступеней ракет: более 500 первых от Thiokol M55, 500 вторых от Aerojet SR19 и столько же третьих от Hercules M57. LGM-30F активно использовалась в программе запусков IFT (Integrated Flight Tests) для отработки элементов ПРО США. Первоначальным основным подрядчиком выступала корпорация Lockheed Martin. Ракета, представлявшая собой вторую и третью маршевые ступени LGM-30F, систему управления и полезную нагрузку, имела обозначение Minuteman II MSLS (Multi-Service Launch System) и в период с сентября 1996-го по июль 2001-го использовалась восемь раз.

А есть еще и система Storm, семейство наземных баллистических ракет-мишеней, которые построены компанией Orbital Sciences Corp. (OSC) для проведения испытаний противоракетных систем. Storm I – двухступенчатая твердотопливная ракета, состоящая из маршевой ступени устаревшей и снятой с вооружения тактической ракеты Sergeant и второй ступени M57A1 (она же третья ступень МБР LGM-30 Minuteman II). С января 1992-го по декабрь 1995-го было выпущено в общей сложности 12 ракет Storm I для обеспечения программы летных испытаний перспективного ЗРК THAAD (Terminal High-Area Area Defense). Storm II – одноступенчатая ракета-мишень с двигателем SR19-AJ-1 второй ступени LGМ-30F “Минитмен II” МБР. В качестве головной части применяются маневрирующие боевые блоки со снятых с вооружения БРСД MGM-31 Pershing II. Первый тестовый пуск Storm II был произведен 29 января 1997 года. Ракета оснащена системой наведения и управления GPS/INS для достижения точной траектории полета и может нести полезную нагрузку от 900 до 4260 килограммов (2000–9400 фунтов). Всего выпущено не менее 16 ракет Storm II для обеспечения целевого поля при испытаниях PAC-3.

В мишенях же числится и SRALT (Short Range Air Launched Target), которая также известна как Hera-SRALT и по существу является БРВЗ (баллистическая ракета “воздух-земля”), одноступенчатая производная от Coleman Aerospace Hera наземного базирования. Она создана для поддержки испытаний новых типов противоракетных систем. Разработана компанией Coleman Aerospace для обеспечения испытаний дешевыми ракетами-мишенями в необходимых количествах. Однако их можно легко использовать в любой точке мира, запуская на произвольных высотах и в любых направлениях.

SRALT представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, которая создана на базе излишков двигателей 2-й ступени МБР LGМ-30F “Минитмен II” – “Аэроджет” SR19-AJ-1. В первом тестовом пуске ракета SRALT размещалась в грузовом отсеке транспортника C-130 Hercules. С тех пор ракета-мишень SRALT использовалась только один раз – в августе 2004-го, чтобы обеспечить целевое поле для испытания израильской ракеты-перехватчика Arrow-2. В этом случае носителем SRALT был C-17 Globemaster.

LRALT (Long Range Air Launched Target) концептуально похожа на SRALT, но это двухступенчатая мишень с использованием двух ракетных двигателей SR19-AJ-1 в тандеме. Запуск производится с борта транспортного самолета C-17 Globemaster. Ракета используется агентством по ПРО для имитации угроз МБР. После демонстрационного запуска в мае 2004-го первая оперативная миссия LRALT состоялась в сентябре 2005-го. Тогда была оценена способность отслеживания МБР наземным радиолокатором AN/FPS-108 COBRA DANE.

Согласно Договору о РСМД пуски этих ракет квалифицируются как испытания баллистических ракет наземного базирования средней дальности “нового типа”, что является нарушением статьи VI, которая запрещает производить ракеты средней и меньшей дальности и проводить их летные испытания. Американцы не стесняются – в этом финансовом году в бюджет Минобороны США заложены 58 миллионов долларов на разработку перспективной БРСД. По сути они явочным порядком уже вышли из Договора о РСМД.

Сергей Кетонов

Опубликовано в газете “Военно-промышленный курьер” в выпуске № 12 (725) за 27 марта 2018 года

Технические характеристики

ПараметрЗначение
Экипаж3
Пассажировместимость15—17
Длина18,50 м (с поплавками 19,40 м)
Размах крыльев29,25 м
Высота4,65 м, с шасси 6,10 м
Площадь крыла110,50 м²
Масса пустого5720 кг
Максимальная взлетная масса 10 500 кг
Полезная нагрузка1500 кг
Двигатели3 × BMW 132 (несколько вариантов) или

3 × Pratt & Whitney «Hornet» или
3 × Elizalde Beta (испанская копия циклона Райта)

МощностьОт 3 × 600 л. с. (около 440 кВт) до 3 × 750 л. с. (около 550 кВт)
Скорость взлета120 км/ч
Максимальная скорость290 км/ч
Крейсерская скорость180 км/ч
Скорость посадки106 км/ч
Потолок6300 м
Дальность1200—1300 км
Вооружениеодин MG 131 калибра 13 мм в открытом положении над фюзеляжем,

два MG 7,92 мм по бокам фюзеляжа

ГК «Пионер» и её составляющие

  • «Pionееrdevelopmеnt» . Подразделения существуют в Москве и Санкт-Петербурге. Сфера ответственности – всё, что связано с проектированием и возведением объектов.
  • «PioneerServise» . Занимается управлением и эксплуатацией объектов.
  • «Пионерстрой Инвест» – общество с ограниченной ответственностью, которое занимается архитектурным проектированием, инженерными изысканиями и консультированием в данных областях. Работаем в Москве.
  • «Пионер Инвест» – общество с ограниченной ответственностью, занимающееся покупкой и продажей недвижимого имущества, принадлежащего ГК «Пионер». Работает в Санкт-Петербурге.
  • «PioneerConstruction» – генподрядчик. Осуществляет монтаж и строительство, сдаёт в эксплуатацию готовые объекты, работает с разрешительной документацией.
  • «PioneerProduction» – организация, контролирующая выпуск пластиковых окон на заводе, принадлежащем ГК «Пионер».

Что такое баллистическая ракета

Баллистическая ракета — это снаряд, поражающий цель по неуправляемой траектории.

С учетом данного аспекта, у него есть два этапа полета:

  • короткий управляемый этап, по которому задается дальнейшая скорость и траектория;
  • свободный полет — получив основную команду, снаряд движется по баллистической траектории.

Нередко в подобном вооружении применяются многоступенчатые системы разгона. Каждая ступень отсоединяется после отработки топлива, что позволяет увеличить скорость снаряда за счет уменьшения веса.

Разработка баллистической ракеты связана с исследованиями К. Э. Циолковского. Еще в 1897 году он определил связь между скоростью под действием тяги ракетного двигателя, его удельным импульсом, а также массой в начале и конце полета. Расчеты ученого до сих пор занимают важнейшее место при проектировании.

Следующее важное открытие сделал Р. Годдард в 1917

Он применил жидкостный ракетный двигатель для сопла Лаваля. Такое решение вдвое увеличило силовую установку и имело значительный отклик в последующих работах Г. Оберта и команды Вернера фон Брауна.

Герман Оберт был одним из первых, кто задумался о применении подобных открытий в области космонавтики. Однако раньше него, идеи Циолковского и Годдарда были реализованы командой Вернера фон Брауна в военной сфере. Именно на основе их исследований в Германии появились первые серийно производимые баллистические ракеты «Фау-2» (V2).

8 сентября 1944 года они впервые были применены при бомбардировке Лондона. Однако в ходе оккупации Германии союзниками все документы исследований были вывезены из страны. Дальнейшие разработки велись уже со стороны США и СССР.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий