История становления
Концепцию создания боевого робота приписывают Леонардо да Винчи, который в конце пятнадцатого столетия создал макет механического рыцаря, способного двигать конечностями и поднимать забрало. Но, как и многие другие идеи великого Леонардо, «мехвориор» на столетия опережал свое время, а потому воплотить проект в жизнь не представлялось возможным.
Роботизированный рыцарь Леонардо да Винчи (XV век)
В конце девятнадцатого века Никола Тесла построил миниатюрное радиоуправляемое судно, а Пафнутий Чебышев – стопоход, способный передвигаться по ухабистой местности. Обе эти разработки так или иначе повлияли на развитие робототехники, в том числе военной.
Стопоход Чебышева (конец XIX века)
Само же слово «робот» принадлежит перу чешского писателя-фантаста Карела Чапека, который в 1921 году написал пьесу «Россумские универсальные роботы». Первые же реально действующие боевые роботы появились в 1930-х.
Так, в 1933 году на вооружении Королевских ВВС Великобритании поступил беспилотный летательный аппарат (БПЛА) многократного использования под названием Queen Bee. Существовало две модификации самолета: колесный и гидро, которых за время существования проекта было произведено почти полсотни. Базировался эскадрон Queen Bee на британском авианосце Argus.
Беспилотный самолет Queen Bee (середина 1930-х)
В начале 1940-х в СССР существовал батальон дистанционно управляемых танков – телетанков, насчитывавший более полусотни боевых машин. Задачи они исполняли самые разные: от проверки местности на наличие мин до стрельбы по врагу во время химической атаки.
Советские радиоуправляемые танки Т-26 (Советско-финская война)
Запомнились во время Второй мировой войны и немецкие самоходные мины «Голиаф». Представляли они собой небольшие танкетки (полтора метра в длину и полметра в высоту), которые управлялись по проводу и несли на борту до 100 кг взрывчатки. Этого было достаточно, чтобы уничтожить целый отряд вражеской пехоты и любой, даже самый бронированный танк того времени.
Немецкие самоходные мины «Голиаф» (Вторая мировая война)
definition – RQ-11 Raven
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
RQ-11 Raven
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Капрал Джерри Роджер собирает БПЛА RQ-11 Raven.
RQ-11 Raven (Ворон) — малый разведывательный БПЛА.
Дрон выполняет боевые вылеты в на территории Ирака и Афганистана. Американской разработки и постройки , первая версия БПЛА для тестовой партии малого объёма получила название «Ворон, Блок 1» (Block I Raven) и была поставлена в мае 2003 года фирмой, АэроВайромент Инк. (AeroVironment Inc) . Испытания «Ворона, Блок 1» выявили ряд недостатков, включая трудность посадки БПЛА и неудовлетворительную устойчивость БПЛА в полёте. Недостатки аппарата «Ворон, Блок 1» были исправлены в версии «Ворон, Блок 2», которая была передана в армию в сентябре 2003 года. Модель «Блок 2» прошла испытания в Афганистане, и Управление специальных операций в конце 2004 года заказало в итоге 179 комплексов «Ворон» с тремя БПЛА в каждом. Аппарату было дано официальное обозначение RQ-11A.
БПЛА мал и может транспортироваться в трёх небольших контейнерах. «Ворон» может быть запущен в считанные минуты с руки, аналогично авиамодели. Планер самолёта представляет собой высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Крыло не имеет элеронов, а управление креном осуществляется рулём направления. В комплексе поставки имеется запасная батарея и зарядное устройство, подключаемое к автомобилю «Хаммер», поэтому боевой расчёт может приземлить «Ворона», вставить новую батарею и вновь отправить его в полёт. БПЛА «Ворон» может летать автоматически с навигацией по GPS, а при необходимости может управляться оператором вручную.
Ворон используется в армии США, частями морской пехоты и сил специального командования Соединённых Штатов. Кроме того, союзниками США, таких, как Австралия, Италия, и Дания также начали приобретать его, в нескольких странах ожидается его поставки, в течение ближайших нескольких лет. В начале 2005 года в совокупности были построены более 1300 БПЛА «Ворон» при ещё 2000 по контракту заказано у производителей. По состоянию на начало 2007 года более 5000 аппаратов уже были отправлены, что делает его наиболее многочисленной активно применяемым БПЛА в данный момент в мире.
В сущности, RQ-11A является уменьшенным БПЛА FQM-151 «Пойнтер», но благодаря улучшенным технологиям может нести ту же навигационную систему, систему управления и целевую нагрузку.
Один БПЛА «Ворон» стоит 35 тыс. долларов, а полный комплекс стоит 250 тыс. долларов.
ЛТХ
- Размах крыла 1,5 м
- Вес 1.7 кг
- Скорость 95 км / ч
- Потолок 5000 м
- Диапазон 10 км
- Тип двигателя электрический
- Длина 96 см.
- Продолжительность полёта 45.. 60 мин.
- Целевая нагрузка Сменная: ТВ или ИК
Файл:Air template.gif | Это незавершённая статья об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
MQ-9А Reaper
Основной на сегодня беспилотный самолет, введенный в состав ВВС США с 2008 года – это разведовательно-ударный дрон MQ-9А Reaper (в переводе с английского – «жнец»). Этот самолет-беспилотник создан на основе MQ-1 Predator, он отлично зарекомендовал себя в работе.
Отличия от предшественника:
- двигатель (MQ-9А Reaper снабжен мощным турбовинтовым мотором Honeywell TPE331-10, мощность устройства составляет 776 л.с.);
- фюзеляж (увеличен до 11,6 м);
- размах крыльев (теперь он достигает 21,3 м);
- -максимальная нагрузка (теперь – 1700 кг);
- максимальная взлетная масса (дошла до отметки 4760 кг);
- потолок подъема (7500 метров с нагрузкой, до 14 тысяч метров в режиме разведки);
- максимальное время в воздухе (в режиме разведки – около 30 часов).
Если предшественник Predator мог нести лишь две ракеты, то Reaper может быть вооружен четырнадцатью ракетами Hellfire типа «воздух-земля». На максимально возможных шести опорах подвески располагают ракеты AGM-114 Hellfire, управляемые снаряды 227-килограммовые GBU-12 и GBU-38.
Разведка воздушного пространства ведется радаром AN/AAS-52 (производитель – компания Raytheon). И камерами, работающими в инфракрасном спектре. А также имеют дальномер, лазерный указатель.
Ракеты Hellfire могут быть оснащены несколькими вариантами боевых частей. Они используются для удара по любой технике противника: автомобилей, небольших кораблей, а кроме этого – живой силы, в том числе и в укрытиях. Основная деталь, которая может ограничить эффект удара – это незначительная масса боевой части в сравнении с общей массой ракеты. И тем не менее, для мощности и точности может быть достигнут баланс. Это авиационные снаряды с возможностью корректировки, которые имеют высокую точность поражения целей. А также корректируемые бомбы, умеющие корректировать свой полет при подлете к цели.
Снаряд GBU-12 Paveway II снабжен мощным лазером для наведения на цель и используется для удара по конкретным объектам, технике и прочему транспорту и живой силе противника.
Другой вариант — это снаряд GBU-38 JDAM, использует инонационально-спутниковую систему наведения на цель. Он может применяться при любой погоде, что выгодно отличает от GBU-12 Paveway II. Снаряд работает в условиях тумана, плохой видимости, осадков. Но для работы GBU-38 по объектам, необходима точная задача координат цели перед запуском.
БРЭО MQ-9А Reaper имеет в своей основе радарную систему AN / APY-8 Lynx II. Радар распознает удаленные локации, движение целей, маскировочные огневые точки противника. БПЛА также снабжены системами ловушек, имитаторами целей ADM-160 MALD и MALD-J, что является основной системой защиты при ракетной атаке дрона. Также были проведены тестирования систем оповещения о радиолокационном облучении AN/ALR-67.
Схема управления самолета MQ-9А может быть совмещена с системой предшественника MQ-1B. Составляющие всего проекта «жнеца» MQ-9А – это несколько беспилотников, пост управления, оборудование коммуникации и персонал.
Ракета Hellfire
GBU-38 JDAM
MQ-27А ScanEagle
В 2004 году в ходе боевых действий на территории Ирака был применен беспилотник MQ-27A ScanEagle. Этот самолет произведен на основе БПЛА SeaScan, первоначальное назначение которого — поиск косяков рыб в открытом море.
Дрон MQ-27 снабжён двухтактным поршневым мотором мощностью 1,5 л.с., который позволяет максимально развить скорость до 148 километров в час. Потолком высоты подъёма является отметка в 5900 метров. Беспилотник может пребывать в воздухе до 20 часов. Длина беспилотника для разных модификаций составляет от 1,55 до 1,71 метра, ширина крыльев – 3,11 м. Дрон может нести нагрузку до 3,4 килограммов. Аппарат может оснащаться мощной инфракрасной камерой или оптико-электронной камерой с вычислительным комплексом и многократным приближением.
Запуск MQ-27A производится с использованием специальной пусковой установки Super Wedge. Навигация аппарата в процессе выполнения боевого задания производится с помощью NavtechGPS. Станция управления полетом контролирует работу беспилотника на расстоянии до 100 километров. Стоимость комплекса ScanEagle из четырёх БПЛА, станции управления, катапульты и терминала в 2096 году составляла 3,2 миллиона долларов.
Беспилотник США MQ-27А ScanEagle
Зарубежные беспилотные летательные аппараты
Одной из основных тенденций развития современных БПЛА является их дальнейшее уменьшение. Ярким примером этого дрон PD-100 Black Hornet, разработанный норвежской компанией Prox Dynamics.
Этот дрон вертолетного типа имеет длину 100 мм и вес 120 гр. Дальность его полета не превышает 1 км, а продолжительность – 25 минут. Каждый PD-100 Black Hornet оснащен тремя видеокамерами.
Серийный выпуск этих беспилотников начался в 2012 году, военное ведомство Англии закупило 160 комплектов PD-100 Black Hornet за 31 млн долларов. Данные дроны применялись в Афганистане.
Работают над созданием микродронов и в США. У американцев существует специальная программа Soldier Borne Sensors, направленная на разработку и внедрение разведывательных БПЛА, которые могли бы снабжать информацией каждый взвод или роту. Появилась информация о желании армейского руководства США к 2018 году снабдить индивидуальным дроном каждого бойца.
Сегодня самым массовым дроном в американской армии является RQ-11 Raven, который весит 1,7 кг, имеет размах крыла 1,5 м и может подниматься на высоту до 5 км. Электрический двигатель дрона обеспечивает ему скорость до 95 км/ч, в воздухе RQ-11 Raven может находиться от 45 минут до одного часа.
На беспилотнике установлена цифровая видеокамера дневного или ночного видения, аппарат запускается с руки, он не нуждается в специальной площадке для приземления. Аппарат может летать по заданному маршруту автоматически, ориентируясь на сигналы GPS, или управляться оператором.
Данный беспилотник находится на вооружении более десяти стран мира.
Более тяжелым БПЛА, находящимся в настоящий момент на вооружении армии США, является RQ-7 Shadow. Он предназначен для ведения разведки на уровне бригады. Серийное производство комплекса началось в 2004 году. Дрон имеет двухкилевое оперение и толкающий винт. Этот БПЛА оснащается обычной или инфракрасной видеокамерой, радиолокатором, аппаратурой подсветки целей, лазерным дальномером и мультиспектральной камерой. На аппарат можно подвесить управляемую бомбу массой 5,4 кг. Существует несколько модификаций этого дрона.
Еще одним американским БПЛА среднего размера является RQ-5 Hunter. Вес пустого аппарата составляет 540 кг. Это совместная американо-израильская разработка. БПЛА оснащается телевизионной камерой, тепловизором третьего поколения, лазерным дальномером, а также другим оборудованием. Дрон запускается со специальной платформы с помощью ракетного ускорителя, радиус его действия – 267 км, в воздухе он может находиться до 12 часов. Созданы несколько модификаций Hunter, на некоторые из них можно подвешивать небольшие бомбы.
«Дозор-600». Это многоцелевой аппарат, разрабатываемый компанией «Транзас», показан широкой общественности на выставке МАКС-2009. БПЛА считается аналогом американского MQ-1B Predator, хотя его точные характеристики неизвестны. «Дозор» планируют оснастить РЛС переднего и бокового обзора, видеокамерой и тепловизором, системой целеуказания. Данный БПЛА предназначен для разведки и наблюдения в прифронтовой зоне. Об ударных возможностях дрона информация отсутствует. В 2013 году Шойгу потребовал ускорить работы над «Дозором-600».
«Орлан-3М» и «Орлан-10». Эти БПЛА разработаны для ведения разведки, проведения поисковых работ, целеуказания. Аппараты очень схожи своим внешним видом, незначительно отличается их взлетная масса и дальность полета. Старт происходит за счет катапульты, а приземляется аппарат на парашюте.
Тяжёлый «Охотник»
С-70 «Охотник» разработки ОКБ Сухого — первый тяжёлый ударный БПЛА отечественного производства. Его создание началось в 2012 году. Первый макет аппарата для проведения наземных испытаний был создан в 2014-м.
Впервые опытный образец «Охотника» был представлен в 2018 году, когда БПЛА вышел на завершающий этап наземных испытаний. Позднее ТАСС со ссылкой на источники в ОПК сообщил, что «Охотник» в ходе этих испытаний совершил первую пробежку по взлётно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода, достигнув скорости 200 км/ч. При этом, отмечал источник, руление, разбег, набор скорости и остановка в конце полосы были выполнены «Охотником» полностью автономно.
- С-70 «Охотник»
Первый испытательный полёт БПЛА совершил в августе 2019 года. Он продолжался более 20 минут — «Охотник» под управлением оператора выполнил несколько облётов аэродрома на высоте около 600 м и совершил успешную посадку.
Также по теме
Новые возможности: какими будут российские ударные и разведывательные БПЛА «Альтиус» и «Форпост»
Минобороны России и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) заключили контракт на создание разведывательно-ударного беспилотника…
Позднее, в конце сентября 2019 года, Минобороны РФ сообщило о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя пятого поколения Су-57. В ходе этого испытания БПЛА в автоматизированном режиме отработал взаимодействие с самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя, а также целеуказания для применения средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО.
«Охотник» выполнен по схеме «летающее крыло». Внешне он напоминает уменьшенные версии американских бомбардировщика B-2 Spirit и БПЛА Northrop Grumman X-47B. Тактико-технические характеристики «Охотника» не раскрываются.
Согласно данным из открытых источников, его максимальная взлётная масса составляет 20 т, радиус действия — 3,5 тыс. км, максимальная скорость — около 1000 км/ч, высота полёта — до 10,5 км. Без дозаправки БПЛА сможет находиться в воздухе более суток.
Разработка Россией нового тяжёлого беспилотника привлекла внимание и западного экспертного сообщества. Так, американский военно-политический портал The National Interest в своём материале «Встречайте: российский тяжёлый ударный стелс-БПЛА «Охотник» отмечал перспективы использования этих машин в связке с истребителями
Эксперты The National Interest отмечали, что эта технология может существенно снизить время отклика благодаря установлению прямой связи или обеспечения командования и контроля между воздушными платформами, тем самым исключая необходимость передавать сигнал через наземную станцию.
«Это расширит возможности для рекогносцировки и, что ещё более важно, может позволить пилоту истребителя пятого поколения работать на безопасном расстоянии от зоны поражения, командуя, управляя и проводя атаки на передовой тяжеловооружённым БПЛА. «Охотник» может действовать и наносить удары в зонах заметно повышенной опасности, хорошо защищённых летательными аппаратами и средствами противовоздушной обороны», — пишет американское издание
1.6 Основные задачи, стоящие перед разработчиками БЛА
Почти все существующие серийные БЛА, способные решать рассмотренные задачи, имеют вес более 15 килограммов и размеры по некоторым измерениям порядка 2 метров. Это существенно ограничивает круг их применения и увеличивает стоимость, поэтому основной тенденцией развития БЛА в России и в других странах на сегодняшний день является уменьшение стартовой массы и размеров БЛА, при сохранении большой дальности и длительности полета. Данная концепция развития выдвигает определенные требования, связанные с миниатюризацией бортовой электроники и электроники входящей в состав полезного груза, а также требования к использованию передовых технологий расчета и изготовления конструкции ЛА. В связи с этим данный класс БЛА начал формироваться совсем недавно. Несколько таких ЛА разработано американскими конструкторскими организациями, причем они применялись в военной операции против Ирака. Аналогичные работы ведутся также в Израиле, Франции и России.
Другими требованиями к проектируемым БЛА является невысокая стоимость и многофункциональность аппаратов.
Рассматриваемые тенденции характерны еще для одного из классов ЛА – мини- и микро-ИСЗ.
Модификации
- RQ-1 — разведывательный БПЛА
- RQ-1 Predator XP — экспортная разведывательная модификация, лишённая возможности нести вооружение. В 2010 году Predator XP прошёл сертификацию для гражданского рынка. В июле 2010 года минимальная стоимость данного БПЛА составляла около $5 млн.
- MQ-1 — ударный БПЛА (MQ-1 Predator стал первой моделью БПЛА, способной нести оружие)
- MQ-1A Predator — первая модификация ударного БПЛА
- MQ-1B Predator — модернизированный ударный БПЛА
- MQ-1C Grey Eagle — глубокая модернизация MQ-1: установлен новый двигатель, увеличены размах крыла и полезная нагрузка. Стоимость одного БПЛА на 2019 год составляет $21 млн.
- MQ-9 Reaper (Predator B)
- Avenger (Predator C)
Операторы
Солдат готовится запустить Raven в Ираке
Ворон запущен.
Ворон используется Армия США, Воздушные силы, Корпус морской пехоты, и Командование специальных операций. Кроме того, среди зарубежных заказчиков Австралия, Эстония, Италия, Дания, Испания и Чехия. По состоянию на начало 2012 года уже отгружено более 19 000 планеров, что делает его самой широко применяемой системой БПЛА в мире на сегодняшний день.
Британские войска в Ираке использовали оборудование Raven. В Королевская датская армия приобрела 12 систем Raven в сентябре 2007 г .; три системы будут доставлены Охотничий корпус, а остальные будут размещены с солдатами Центра артиллерийской подготовки. Документальный фильм 2010 года, Armadillo, показывает датские войска, использующие Raven для операций вокруг FOB Armadillo в Провинция Гильменд Афганистана. Дрон также используется ТЮЛЕНЬ операторы в фильме 2012 года Доблестный поступок.
Министерство обороны Нидерландов приобрело 72 действующие системы RQ-11B на общую сумму 23,74 миллиона долларов для использования в армейских разведывательных подразделениях, корпусе морской пехоты и специальных силах (KCT). На рубеже 2009-2010 годов системы были развернуты над деревней Вин в рамках интенсификации военно-гражданского сотрудничества. В 2012 и 2013 годах Raven был предоставлен министерством обороны в распоряжение полицейского управления г. Алмере для борьбы со взломом.
В апреле 2011 года США объявили, что поставят 85 систем Raven B для армии Пакистана.[нужна цитата ]
В июне 2011 года США объявили о предложенной помощи в размере 145,4 миллиона долларов для борьбы с терроризмом в Северной и Восточной Африке. в том числе четыре системы Raven, которые будут использоваться силами Уганды и Бурунди в рамках текущей миротворческой миссии Африканского союза в Сомали. США также заявили о своем намерении поставить неопределенное количество Ravens украинским вооруженным силам. Украинские операторы критиковали аналоговую систему управления Raven, которая делала их уязвимыми для помех и взломов со стороны изощренных сепаратистов, поддерживаемых Россией.
Модуль управления полетом.
Иран заявил, что захватил два RQ-11: один «в Шахриваре 1390 (21 августа – 19 сентября 2011 г.), а другой – в Абане (22 октября – 20 ноября 2012 г.)». В нем также указано, что «большая часть данных этих дронов была расшифрована», но не указано, дублировался ли дрон, как это было сделано с RQ-170 и Boeing Insitu ScanEagle.
Текущие операторы
Карта с военными операторами AeroVironment RQ-11 Raven синим цветом
- Литва
Литовские вооруженные силы
- Австралия
Вооруженные силы Австралии
- Бельгия
Бельгийские вооруженные силы
- Болгария
Болгарские вооруженные силы
- Канада
Канадские вооруженные силы
- Колумбия
Колумбийские вооруженные силы
- Чехия
Чешские вооруженные силы
- Эстония
Эстонские вооруженные силы
- Испания
Вооруженные силы Испании
- Венгрия
Венгерские вооруженные силы
- Ирак
Иракские вооруженные силы
- Италия
Вооруженные силы Италии
- Кения
Кенийские вооруженные силы
- Ливан
Ливанские вооруженные силы: 12 систем
- Люксембург
Вооруженные силы Люксембурга
- Северная Македония
Македонские вооруженные силы
- Нидерланды
Голландские вооруженные силы
- Норвегия
Норвежские вооруженные силы
- Пакистан
Вооруженные силы Пакистана
- Филиппины
Вооруженные силы Филиппин
- Португалия
Вооруженные силы Португалии
- Румыния
Румынские вооруженные силы
- Саудовская Аравия
Вооруженные силы Саудовской Аравии
- Словакия
Словацкие вооруженные силы
- Таиланд
Вооруженные силы Таиланда
- Уганда
Вооруженные силы Уганды
- объединенное Королевство
Британские вооруженные силы
- Соединенные Штаты
Вооруженные силы США: 1,798 систем
- Украина
Вооруженные силы Украины: 72 Системы
- Узбекистан
Вооруженные силы Узбекистана
- Йемен
Йеменские вооруженные силы
1.2 Управляемые авиационные бомбы
В ряде локальных конфликтов, в том числе в Югославии, в Ираке широкое применение получили управляемые авиационные бомбы.
Определение: УАБ – бомбы, снабженные системой управления, которая позволяет сделать ее промах относительно цели минимальным .
Работы в этом направлении ведутся в Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиле, Японии, лидером же в разработке УАБ являются США. Производство этого класса ЛА ведется в двух направлениях:
1. массовое,
2. специальное, создаваемое для выполнения особых заданий, характеризующееся, например, высокой точностью, специальной боевой частью и т.п.
Важной характеристикой каждого боеприпаса считается отношение массы БЧ к его общей массе. У неуправляемых АБ это отношение близко к 1, у авиационных управляемых ракет класса «воздух-поверхность» оно составляет 0.2…0.5, а для УАБ это отношение примерно равно 0.7…0.9. Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км
Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км.
По оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами являются:
- повышение точности попадания в цель в 4…10 раз,
- сокращение расхода боеприпасов в 5…25 раз в зависимости от типа цели,
- уменьшение числа самолето-вылетов в 2…20 раз и числа заходов на цель,
- повышение живучести самолетов-носителей,
- сокращение затрат на выполнение боевой операции в 2…30 раз,
- возможность избирательного поражения цели .
В последних локальных конфликтах роль УАБ постоянно увеличивается, так как они сочетают:
- высокую точность попадания в цель,
- достаточно мощную БЧ,
- относительно низкую стоимость.
В настоящее время сформировались два подвида УАБ: корректируемые (КАБ) и планирующие.
Определение: КАБ – это УАБ, траектория движения которой формируется таким образом, чтобы минимизировать величину ее отклонения от баллистической траектории (неуправляемой), проходящей через цель и лежащей в пределах «трубки» рассеивания бомбы.
Определение: Управляемая планирующая авиационная бомба – это УАБ, в траектории движения которой содержится четко выраженный планирующий участок и дальность действия которой превышает баллистический относ УАБ. Как правило, эти АБ используется в составе ударного авиационного комплекса для выполнения наиболее сложных боевых задач, причем без вхождения самолетов в зону действия объектов противовоздушной обороны, а КАБ применяются для поражения широкого класса малоразмерных прочных целей при частично или полностью подавленной ПВО .
Варианты
- RQ-11A Raven A (снят с производства)
- RQ-11B Ворон B
- RQ-11B восьмиканальный
- RQ-11B DDL (цифровой канал передачи данных)
- Солнечный Ворон – В ноябре 2012 г. Исследовательская лаборатория ВВС интегрированный 20 см2 (3,1 дюйма2) гибкие солнечные панели в секциях крыла платформы Raven с использованием прозрачной защитной пластиковой пленки и клея для увеличения существующей системы питания от батарей, увеличивая срок службы на 60%. Будущие улучшения включают повышение долговечности солнечных панелей и снижение их веса. Интеграционные работы также ведутся на Оса AeroVironment и RQ-20 Пума.