РПК-8 Запад РБУ-6000 ракета 90Р

История создания

Работы над баллистической ракетой для подводных лодок четвёртого поколения «Борей» начались в СССР в конце 1980-х годов.

Первоначально для применения на этих АПЛ разрабатывалась ракета «Барк». За её основу была взята трёхступенчатая жидкостная ракета Р-39Р, которой вооружались тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» — самые большие подлодки в мире.

  • Атомная подводная лодка проекта 955А «Борей-А»
  • globallookpress.com

Этот проект вело «КБ машиностроения». Однако первые три испытательных пуска Р-39УТТХ «Барк» были неудачными: вес ракеты оказался выше установленного в техническом задании. Это означало, что для её эффективного использования пришлось бы переделывать весь проект подлодок «Борей».

В 1998 году работы по проекту «Барк» были свёрнуты. Разработку новой ракеты для «Бореев», впоследствии названной «Булавой», поручили Московскому институту теплотехники (МИТ) — создателю ракет «Тополь» и «Тополь-М».

Также по теме

«Малошумность, многофункциональность, высокая автономность»: как подводная лодка «Магадан» усилит Тихоокеанский флот

В состав Тихоокеанского флота ВМФ России вошла новая дизель-электрическая подводная лодка «Магадан». До 2024 года ТОФ получит шесть…

МИТ ещё с начала 1990-х занимался эскизным проектированием баллистической ракеты морского базирования. Для ускорения работ конструкторы отказались от пусков со специального погружаемого стенда.

После успешных испытаний с макетом «Булавы» было принято решение перейти к тестовым пускам с подлодки «Дмитрий Донской» модернизированного проекта «Акула».

В 2004 году были произведены бросковые испытания из подводного положения. Затем в 2005 году — испытательные пуски из надводного и подводного положения. После этого занимавший тогда пост министра обороны РФ Сергей Иванов заявил, что ракета будет принята на вооружение к концу 2007 года. Однако принятие «Булавы» откладывалось из-за ряда технических проблем на последующих пусках.

С 2011 пуски ракеты проводились с подлодки «Юрий Долгорукий» — головного корабля проекта 955 «Борей», а в 2013 году она была принята на вооружение.

Ракетный противолодочный комплекс РПК-8

В состав комплекса входят следующие основные средства:

  • 212-мм противолодочная ракета 90Р;
  • 212-мм реактивный снаряд МГ-94Э;
  • реактивная бомбометная установка РБУ-6000 (см.

    ,

    );

  • устройство заряжания, подачи и хранения 60УП;
  • приборы управления стрельбой;
  • наземное оборудование.

Ракета 90Р (см.

), предназначена для доставки гравитационного самонаводящегося подводного снаряда к месту нахождения подводной лодки. Может также использоваться как противоторпедное и противодиверсионное оружие. Противолодочная ракета 90Р состоит из ракетной части, головной части с системой отделения и гравитационным подводным снарядом 90СГ (см.

). После приводнения ракеты от нее отделяется гравитационный подводный снаряд 90СГ (см.

), который производит активное гидроакустическое лоцирование окружающего пространства и после ”захвата цели” – управляемое движение на цель и ее поражение. Для обеспечения широкого внедрения комплекса РПК-8 в 2004г. ГУП ГНПП «Сплав» разработал модернизированный вариант ракеты, получивший обозначение 90Р1.

Для проведения учебных стрельб используются: ракета 90Р ПР с инертным снаряжением боевой части гравитационного подводного снаряда и ракета 90РН с габаритно-массовым макетом подводного снаряда.

Реактивный снаряд МГ-94Э (головной разработчик ЗАО «Аквамарин») является носителем отделяемого модуля гидроакустического противодействия торпедам (см.

). Масса снаряда 113кг, максимальная дальность стрельбы 4300м. Модуль гидроакустического противодействия обеспечивает отведение торпед путем воздействия на систему самонаведения. В снарядах 90Р и МГ-94Э используется единая ракетная часть.

Установка РБУ-6000 предназначена для залповой и одиночной стрельбы противолодочными ракетами 90Р и реактивными глубинными бомбами РГБ-60. РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью радиально расположенными стволами. На переднем и заднем срезе стволов РБУ-6000 расположены специальные откидывающиеся скобы-кронштейны. Передняя скоба предназначена для размещения механизма и штепсельных разъемов подготовки к стрельбе и установки глубины срабатывания взрывателя бомбы РГБ-60, задная — для запуска маршевого двигателя ракеты 90Р или РГБ-60. Для ракеты 90Р1 передний кронштейн не используется вся предстартовая информация передается на ракету индукционным методом. Заряжание пусковой установки производится автоматически путем подачи противолодочных ракет из корабельного трюма с помощью устройства 60УП. После израсходования всех ракет установка автоматически переходит в положение «заряжание» — пакет стволов опускается на угол 90° и последовательно разворачивается для заряжания очередного ствола. Возможна модернизация РБУ-6000 с использованием электросилового привода на современной элементной базе. ОКБ «Пеленг» (Екатеринбург) разработало новую аппаратуру управления силовым электроприводом ЭСП-37У, которая может быть применена при модернизации установки.

Устройство заряжания, подачи и хранения 60УП, предназначено для хранения ракет в обоймах конвейера, расположенного в нижнем помещении, транспортировки ракет к подъемнику, подъема ракет и заряжания-разряжания пусковой установки. Емкость конвейера — 25 или 61 ракет. Высота подъема груза — 5825 или 14225мм, масса 60УП — 4700кг. Заряжание пусковой установки автоматическое.

Приборы управления стрельбой (ПУС), состоят из:

  • командного прибора с пунктом управления, вычислителем и монитором;
  • прибора выработки и ввода данных в пусковую установку;
  • прибора опасных зон, обеспечивающего блокировку исполнительных цепей при нахождении установки в опасных для стрельбы зонах.

Масса приборов управления — 180 кг.

Цель обнаруживается корабельной гидроакустической системой, которая определяет ее параметры и передает их приборам управления для баллистической подготовки стрельбы. Вычислитель ПУС вырабатывает углы горизонтального и вертикального наведения РБУ. Электрические силовые приводы наводят установки по непрерывно вырабатываемым углам и удерживают их на этих углах при стрельбе. РПК-8 залпом одной пусковой установки обеспечивает поражение подводных лодок всех типов с вероятностью 80% на дальностях 4,3 км и глубинах до 1000 метров. Боевое использование комплекса обеспечивается в различных климатических условиях в диапазоне температур от -30 до +50°С и при волнении моря, допустимом для боевого использования обороняемого корабля.

РПК-5 Ливень РБУ-10000

Ракетный противолодочный комплекс. Количество направляющих ПУ — 6. РПК «Ливень» разработан Московским институтом теплотехники, главный конструктор Н.П.Мазуров (группа разработчиков удостоена Государственной премии СССР за его создание) по решению ВПК при СМ СССР от 2 июля 1969 г. и по решению ВПК при СМ СССР №241 от 12.09.1972 г. Комплекс предназначен для поражения подводных лодок и торпед. Эскизный проект комплекса принят в 3-м квартале 1971 г. Бросковые испытания ракет с макетами гравитационных снарядов РПК по ПЛ-мишени пр.690 проводились с 23 апреля по 9 июня 1975 г. Пуски ракет по ПЛ-мишени пр.690 производились так же в ходе командно-тактических учений Черноморского флота в 1980 г. Испытания комплекса проводились с опытового малого противолодочного корабля МПК-5 пр.1124А (заводской №702).

В 1982 г. комплекс принят на вооружение. Серийное производство реактивных снарядов комплекса велось Петропавловским заводом тяжелого машиностроения (г.Петропавловск, источник). Предполагалось вооружить комплексом СКР пр.11540 «Ястреб» и другие корабли, но разработка комплекса была прекращена.

Россия

  • Справочник

    • АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

Память

  • Минеры “Курска”

Мины

  • Мина Купреянова, 1885

Мина “П-13”

Мина типа “Р” – “Рыбка”

Мина типа “С”

Мины Колбасьева

Минные защитники

Мины МАВ-1, МАВ-2

Мина М-26

Мины “Ремин” и БИД

Мины “Мираб” и УМ

Мина АМГ-1

Мина Р-1

Мина ПБМ-1

Мина АГ

Мина КБ

Мины НЭМ и НЯМ

Мина ПЛТ, ПЛТ-Г

Мина ПЛТ-2

Мина АМД-1

Мина ЭП, ЭП-Г

Мина АПМ-1

Мина МЯМ

Мина КБ-КРАБ

Мина АГСБ

Мина АМД-2

КПМ

АПМ

Мина КАМ

Мина АМД-2М

ПДМ-1М

Мина ПДМ-2

ПДМ-3Я

Серпей

Шумящая мина (проект)

Мина АМД-4

Мина МДТ

ТУМ-500, ТУМ-1000

Мина ИГДМ

Мина “Лира”

Мина ИГДМ-500

Мина КСМ

Мина КРМ

Мины ГМ, УГМ

Мина ПМ-1

РМЗ

ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ

Мина УКСМ

Мина РМ-1

Мины РМ-2, РМ-2Г

Мина ПМ-2

Мина ПРМ

Мина УДМ-Э

Мина ПМР-1

Мина ПМТ-1

Мина ДМ-1

Мины МДС, СМДМ

МТПК-1

Мина АПДМ

Торпеды и ПЛР

  • Проекты XIX века
  • Торпеды Александровского

45-12

53-17

53-38

53-39, 53-39ПМ

ЭТ-80

ЭТ-46, ЭТ-56

САЭТ-50

53-51

53-57

53-61

САЭТ-60, САЭТ-60М

СЭТ-40

РПК-2 “Вьюга” ракета 81Р

ОМС “Посейдон” (“Статус-6”)

XIX век

  • КОПО
  • Кронштадт 1853-1856
  • Шиллинг П.Л.
  • Якоби Б.С.
  • Петрушевский В.Ф.

Управления, отделы

  • История МТУ ВМФ (1938-1965)
  • Брыкин А.Е.
  • Бутов С.А.
  • Емелин Г.В.
  • Костыгов Б.Д.
  • Ларионов А.И.
  • Панферов В.Н.
  • Сокольский К.И.
  • Шибаев Н.И.

История МТО БФ 1939-1945

ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990

Начальники МТО БФ

История МТО ЧФ

Начальники МТО ЧФ

МТУ ТОФ 1939-2011

1 Флотилия пл СФ

ВМУЗ, ВУЗ, УЦ

  • МОК
  • Выпускники МОК (1875-1905)
  • Беклемишев М.Н.
  • Пилкин К.П.
  • Тверитинов Е.П.

ВМА (1827-1917)

ВМА (1917-1945)

ВМАКВ (1945-1960)

ВМА (1960-1990)

ВМА (1990-2012)

ППС ВМА

Выпускники ВМА (1926-1960)

Выпускники ВМА (1961-1990)

Выпускники ВМА (1991-2013)

Белобородый В.С.

Гончаров Л.Г.

Горовенко Г.З.

Денисов Б.А.

Добротворский Ю.А.

Емельянов А.В.

Коробов Ю.А.

Подобрий Г.М.

Поленин В.И.

Скворцов И.А.

Скрынский Н.Г.

Стекольников Ю.И.

Трофимов А.В.

Шишкин М.А.

Эйст А.И.

6 ВСОК и ФВ

Кафедра БПТВ (ПЛ)

Кафедра БППЛВ

Кафедра БПМПМВ

ППС Минной кафедры

Абрамов О.К.

Ворожцов В.Г.

Дьяконов Ю.П.

Запутряев С.А.

Кимбар Ю.Ю.

Лонцих Л.Я.

Салмин Е.И.

Саранюк Д.В.

Соколов Е.В.

Шушлебин И.П.

ВВМКУ им. Фрунзе

ВВМКУ им. Фрунзе ч.2

ВВМКУ им. Фрунзе ч.3

Ком.ф-та и ППС

ТОВВМУ

ВВМУПП

Ком. 2 ф-та

ППС ВВМУПП

К-ры рот ВВМУПП

Выпускники ВВМУПП 1952-1971

Выпускники ВВМУПП 1972-1991

Выпускники ВВМУПП 1992-2015

Агафонов А.Г.

Балакшин А.И.

Будкин Н.И.

Булкин В.М.

Иевлев В.И.

Красников В.В.

Костин О.И.

Макурин А.В.

Сазонов А.В.

Шугайло Д.Д.

ВВМУИО

Командование и ППС ВВМУИО

Выпускники ВВМУИО

История ФМО ВМИ

Руководители ФМО ВМИ

ППС ФМО

Выпускники до 1945 г.

Выпускники после 1945 г.

ТМАУ

93 УЦ ВМФ

УЦ ВМФ Сосновый Бор

КНТ (1947-1957)

НИИ, КБ, заводы

  • Борушко А.М.
  • Ботов А.Д.
  • Будылин А.П.
  • Вайнер И.П.
  • Васильев А.М.
  • Вольфсон Л.М.
  • Гейро А.Б.
  • Гринев М.А.
  • Жизмор Р.С.
  • Калчев С.А.
  • Киткин П.П.
  • Колбасьев Е.В.
  • Корытов С.С.
  • Лямин Б.К.
  • Матвеев Л.П.
  • Миляков Ф.М.
  • Пятницкий А.А.
  • Скоробогатов А.Т.
  • Троицкий О.К.
  • Умиков З.Н.
  • Шрейбер Н.Н.
  • Эсаулов Г.Ф.

Александровский И.Ф.

Кокряков Д.А.

Корвин-Коссаковский Р.Н.

Шамарин Н.Н.

Остехбюро (1921-1937)

Бекаури В.И.

Бехтерев П.В.

НИМТИ

Л/с НИМТИ 1932-1945 гг.

Адрианов И.М.

Брон О.Б.

Верещагин А.К

Курнаков М.Н.

Мещерский В.И.

Федоров Н.Г.

Челышев И.Д.

КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)

З-д “Двигатель” 1852-1917

Обуховский з-д (1863-1917)

Обуховский з-д. Производство торпед

Пшенецкий Б.Л.

НИИ-22 “Поиск”

Зотов-Лобанов Ф.Я.

Арсеналы, базы, станции

  • 18 Арсенал 1809-1917
  • 18 Арсенал 1917-1939
  • 1 арсенал / 6 арсенал 1931-1945
  • БТВ 2708 1933-1945
  • БТВ 2708 1946-2013
  • 15 Арсенал 1938-1945
  • 15 Арсенал л/с 1938-1945
  • ТБВ 2790
  • ТБВ 2800
  • 10 Арсенал
  • ТБВ 2848
  • БМПВ 2722
  • БМПВ 2722, л/с

Разоружение мин

  • Разоружение 1854-1920
  • Разоружение 1939-1945+

Разоружение мин на ЧФ 1941-1945

Грачев В.С.

Приказчиков М.С.

Титов Б.А.

Халеев М.Я.

Разоружение мин на БФ 1941-1945+

Алексютович Б.К.

Вершовский К.Г.

Тепин Ф.И.

Разоружение на СФ 1941-1945

Разоружение на БВФ 1941-1945

Макаров В.И.

Нормец В.А.

Разоружение Вьетнам (1965-1973)

Есть что рассказать?

Технические характеристики

Пусковая установка
  • Вес: 3,100  кг (пустой)
  • Длина: 2,00  м
  • Высота: 2,25  м
  • Ширина: 1,75  м
  • Угол возвышения: от – 15 ° до + 60 °
  • Путешествие: 180 °
  • Угловая скорость :
    • Автоматический режим: 30  ° / с
    • Ручной режим: 4  ° / с
  • Погодные условия: можно использовать до 8 ср.
Снаряд РГБ-60 (РГБ-60)
  • Вес: 110  кг
  • Голова: 25  кг
  • Диаметр: 213  мм
  • Длина: 1.83  м
  • Дальность: от 350 до 5800  м.
  • Скорость полета: 300  м / с
  • Глубина: от 10 до 500  м
  • Скорость пикирования  : 11,5 м / с
Снаряд 90Р (90Р)
  • Вес: 112,5  кг
  • Голова: 19,5  кг
  • Диаметр: 213  мм
  • Длина: 1.83  м
  • Дальность: от 600 до 4300  м.
  • Эффективный радиус: 130  м
  • Глубина:
    • Подводные лодки: от 0 до 1000  м
    • Торпеды и водолазы: от 4 до 10  м.

РПК-2 Вьюга, ракета 81Р — SS-N-15 STARFISH

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)РПК-2 «Вьюга», ракета Д-90 / 81Р / 81РА / «Вьюга-53» — SS-N-15 STARFISH

Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. «О создании новых противолодочных ракетных комплексов». Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор — Федор Федорович Петров, ведущий конструктор — Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С («спецзаряд»). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования — были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса «Вьюга» (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ — для пуска из 533 мм торпедных аппаратов «Вьюга-53» / 81РА и для 650 мм ТА — «Вьюга-65» / 81РТ. Расшифровка обозначений: «РА» — ракета атомная, «РТ» — ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса «Вьюга-65» как более сложного.

План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже — ОКБ «Новатор»), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.

Корабли

Классы кораблей с РБУ-6000 (список не полный)

  • Советский флотВМФ России

    • Вертолетоносец класса Москва (Пр.1123)
    • Авианосец киевского класса (Пр.1143 / 1143М)
    • Крейсер класса Kynda (Проект 58)
    • Крейсер класса I (Пр.1134)
    • Крейсер класса Kresta II (Проект 1134А)
    • Крейсер класса Кара (Пр.1134Б)
    • Линейный крейсер класса Киров (Проект 1144/11442)
    • Крейсер класса Слава (Проект 1164)
    • Эсминец класса Котлин-САМ (Проект 56К / 56А / 56АЕ)
    • Эсминец типа Канин (Пр. 57А)
    • Эсминец класса Кашин (Проект 61 / 61М / 61МП)
    • Эсминец класса Удалой (Пр.1155)
    • Буревестник / Буревестник Фрегат класса М (Пр.1135 / 1135М)
    • Фрегат класса Неустрашимый (Пр.1154)
    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Фрегат класса Гепард (Пр.11661)
    • Фрегат Петя II / III (Проект 159А / 159АЭ)
    • Фрегат класса Мирка (Пр.35 / 35М)
    • Корвет класса I / III / IV / V Гриша (Проект 1124.1 / 1124М / 1124К / 1124МЭ)
    • Корвет класса Пархим II (Пр.133.1М)
    • Корвет класса Poti (Пр.204)
  • Советский пограничник Российская пограничная служба

    • Фрегат класса Нерей (Проект 11351)
    • Корвет класса Гриша II / V (Пр.1124П / 1124МЭ)
  • ВМС Украины

    • Фрегат класса Нерей (Проект 11351)
    • Фрегат Петя II (Пр.159А)
    • Корвет класса Гриша II / V (Пр.1124П / 1124МЭ)
  • Польский флот

    • Эсминец класса Котлин-САМ (Пр. 56АЭ)
    • Эсминец класса Кашин (Проект 61МП)
    • ORP Kaszub корвет (пр.620)
  • Румынские военно-морские силы

    • Фрегат Мэрэшешти
    • Фрегат класса контр-адмирал Евсталиу Себастьян
  • Болгарский флот

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Корвет класса Poti (Пр.204)
  • Литовские военно-морские силы

    Корвет класса Гриша III (Пр.1124М)

  • ВМС Азербайджана

    Фрегат Петя II (Пр.159А)

  • Югославский флотВМС Сербии и ЧерногорииЧерногорский флот

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Фрегат типа Котор (Пр.1159)
  • Volksmarine

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Корвет класса Пархим I (Проект 133)
  • ВМС Индии

    • Эсминец класса раджпут (Пр. 61МЭ)
    • Эсминец класса Дели (Проект 15)
    • Эсминец класса Калькутта (Проект 15А)
    • Эсминец типа Вишакхапатнам (Проект 15Б)
    • Фрегат типа Talwar (Проект 11356)
    • Фрегат класса Шивалик (Проект 17)
    • Корвет типа Каморта (Проект 28)
  • Вьетнамский народный флот

    • Фрегат Петя II / III (Проект 159А / 159АЭ)
    • Фрегат Гепард 3.9 (Проект 11661Э) (Гепард 3.9).
  • Индонезийский флот

    Корвет класса Пархим I (Проект 133)

  • Ливийский флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159ТП)

  • Сирийский арабский флот

    Фрегат Петя III (Проект 159АЭ)

  • Алжирский национальный флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159Т)

  • Эфиопский флот

    Фрегат Петя II (Пр.159А)

  • Кубинский революционный флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159Т)

Корабли

Классы кораблей с РБУ-6000 (список не полный)

  • Советский флотВМФ России

    • Вертолетоносец класса Москва (Пр.1123)
    • Авианосец киевского класса (Пр.1143 / 1143М)
    • Крейсер класса Kynda (Проект 58)
    • Крейсер класса I (Пр.1134)
    • Крейсер класса Kresta II (Проект 1134А)
    • Крейсер класса Кара (Пр.1134Б)
    • Линейный крейсер класса Киров (Проект 1144/11442)
    • Крейсер класса Слава (Проект 1164)
    • Эсминец класса Котлин-САМ (Проект 56К / 56А / 56АЕ)
    • Эсминец типа Канин (Пр. 57А)
    • Эсминец класса Кашин (Проект 61 / 61М / 61МП)
    • Эсминец класса Удалой (Пр.1155)
    • Буревестник / Буревестник Фрегат класса М (Пр.1135 / 1135М)
    • Фрегат класса Неустрашимый (Пр.1154)
    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Фрегат класса Гепард (Пр.11661)
    • Фрегат Петя II / III (Проект 159А / 159АЭ)
    • Фрегат класса Мирка (Пр.35 / 35М)
    • Корвет класса I / III / IV / V Гриша (Проект 1124.1 / 1124М / 1124К / 1124МЭ)
    • Корвет класса Пархим II (Пр.133.1М)
    • Корвет класса Poti (Пр.204)
  • Советский пограничник Российская пограничная служба

    • Фрегат класса Нерей (Проект 11351)
    • Корвет класса Гриша II / V (Пр.1124П / 1124МЭ)
  • ВМС Украины

    • Фрегат класса Нерей (Проект 11351)
    • Фрегат Петя II (Пр.159А)
    • Корвет класса Гриша II / V (Пр.1124П / 1124МЭ)
  • Польский флот

    • Эсминец класса Котлин-САМ (Пр. 56АЭ)
    • Эсминец класса Кашин (Проект 61МП)
    • ORP Kaszub корвет (пр.620)
  • Румынские военно-морские силы

    • Фрегат Мэрэшешти
    • Фрегат класса контр-адмирал Евсталиу Себастьян
  • Болгарский флот

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Корвет класса Poti (Пр.204)
  • Литовские военно-морские силы

    Корвет класса Гриша III (Пр.1124М)

  • ВМС Азербайджана

    Фрегат Петя II (Пр.159А)

  • Югославский флотВМС Сербии и ЧерногорииЧерногорский флот

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Фрегат типа Котор (Пр.1159)
  • Volksmarine

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Корвет класса Пархим I (Проект 133)
  • ВМС Индии

    • Эсминец класса раджпут (Пр. 61МЭ)
    • Эсминец класса Дели (Проект 15)
    • Эсминец класса Калькутта (Проект 15А)
    • Эсминец типа Вишакхапатнам (Проект 15Б)
    • Фрегат типа Talwar (Проект 11356)
    • Фрегат класса Шивалик (Проект 17)
    • Корвет типа Каморта (Проект 28)
  • Вьетнамский народный флот

    • Фрегат Петя II / III (Проект 159А / 159АЭ)
    • Фрегат Гепард 3.9 (Проект 11661Э) (Гепард 3.9).
  • Индонезийский флот

    Корвет класса Пархим I (Проект 133)

  • Ливийский флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159ТП)

  • Сирийский арабский флот

    Фрегат Петя III (Проект 159АЭ)

  • Алжирский национальный флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159Т)

  • Эфиопский флот

    Фрегат Петя II (Пр.159А)

  • Кубинский революционный флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159Т)

Оборудованные здания

Классы кораблей, оснащенных РБУ-6000 (неполный перечень):

  • Крейсера класса Слава (пр.1164)
  • Корветы класса Гриша (пр.1124)
  • Крейсера типа ” Кара” (проект 1134Б)
  • Класса Качинской разрушители (проект 61)
  • Корвет Kaszub (проект 620)
  • Фрегаты класса Koni (проект 1159)
  • Крейсера Креста I класса (пр.1134)
  • Крейсеры класса Креста II (проект 1134А)
  • Фрегаты типа Кривак (проект 1135)
  • Kotline класса эсминцев (проект 56К / A / AE)
  • Фрегаты класса “Неустрашимый” проекта 1154.
  • Корветы класса Пархим (пр.133.1)
  • Корветы типа Poti  (in) (проект 204)
  • Фрегаты класса Шивалик (проект 17)
  • Эсминцы класса Udaloy (проект 1155)
  • Противолодочные корветы проекта 28
  • Корветы типа Капитан Паттимура

Корабли

Классы кораблей с РБУ-6000 (список не полный)

  • Советский флотВМФ России

    • Вертолетоносец класса Москва (Пр.1123)
    • Авианосец киевского класса (Пр.1143 / 1143М)
    • Крейсер класса Kynda (Проект 58)
    • Крейсер класса I (Пр.1134)
    • Крейсер класса Kresta II (Проект 1134А)
    • Крейсер класса Кара (Пр.1134Б)
    • Линейный крейсер класса Киров (Проект 1144/11442)
    • Крейсер класса Слава (Проект 1164)
    • Эсминец класса Котлин-САМ (Проект 56К / 56А / 56АЕ)
    • Эсминец типа Канин (Пр. 57А)
    • Эсминец класса Кашин (Проект 61 / 61М / 61МП)
    • Эсминец класса Удалой (Пр.1155)
    • Буревестник / Буревестник Фрегат класса М (Пр.1135 / 1135М)
    • Фрегат класса Неустрашимый (Пр.1154)
    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Фрегат класса Гепард (Пр.11661)
    • Фрегат Петя II / III (Проект 159А / 159АЭ)
    • Фрегат класса Мирка (Пр.35 / 35М)
    • Корвет класса I / III / IV / V Гриша (Проект 1124.1 / 1124М / 1124К / 1124МЭ)
    • Корвет класса Пархим II (Пр.133.1М)
    • Корвет класса Poti (Пр.204)
  • Советский пограничник Российская пограничная служба

    • Фрегат класса Нерей (Проект 11351)
    • Корвет класса Гриша II / V (Пр.1124П / 1124МЭ)
  • ВМС Украины

    • Фрегат класса Нерей (Проект 11351)
    • Фрегат Петя II (Пр.159А)
    • Корвет класса Гриша II / V (Пр.1124П / 1124МЭ)
  • Польский флот

    • Эсминец класса Котлин-САМ (Пр. 56АЭ)
    • Эсминец класса Кашин (Проект 61МП)
    • ORP Kaszub корвет (пр.620)
  • Румынские военно-морские силы

    • Фрегат Мэрэшешти
    • Фрегат класса контр-адмирал Евсталиу Себастьян
  • Болгарский флот

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Корвет класса Poti (Пр.204)
  • Литовские военно-морские силы

    Корвет класса Гриша III (Пр.1124М)

  • ВМС Азербайджана

    Фрегат Петя II (Пр.159А)

  • Югославский флотВМС Сербии и ЧерногорииЧерногорский флот

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Фрегат типа Котор (Пр.1159)
  • Volksmarine

    • Фрегат типа кони (Пр.1159)
    • Корвет класса Пархим I (Проект 133)
  • ВМС Индии

    • Эсминец класса раджпут (Пр. 61МЭ)
    • Эсминец класса Дели (Проект 15)
    • Эсминец класса Калькутта (Проект 15А)
    • Эсминец типа Вишакхапатнам (Проект 15Б)
    • Фрегат типа Talwar (Проект 11356)
    • Фрегат класса Шивалик (Проект 17)
    • Корвет типа Каморта (Проект 28)
  • Вьетнамский народный флот

    • Фрегат Петя II / III (Проект 159А / 159АЭ)
    • Фрегат Гепард 3.9 (Проект 11661Э) (Гепард 3.9).
  • Индонезийский флот

    Корвет класса Пархим I (Проект 133)

  • Ливийский флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159ТП)

  • Сирийский арабский флот

    Фрегат Петя III (Проект 159АЭ)

  • Алжирский национальный флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159Т)

  • Эфиопский флот

    Фрегат Петя II (Пр.159А)

  • Кубинский революционный флот

    Фрегат типа кони (Пр.1159Т)

История создания

С появлением атомных подводных лодок в рядах военно-морского флота западных стран поднялся вопрос морального устаревания систем противодействия таковым.

Вам будет интересно:Из чего делают ткань? Классификация тканей по типу сырья, свойствам и назначению

Технические решения, которыми были оснащены надводные корабли, способны были остановить обычные дизельно-электрические подлодки. Атомные превосходили по показателям.

Передовые эхолокаторы и маневренность новых подлодок позволяли уходить от атаки глубинными бомбами и атаковать надводные корабли на большом расстоянии, не будучи обнаруженными.

Справиться с задачей по обнаружению атомохода на большей дистанции могли лишь управляемые противолодочные ракеты — оружие нового поколения. Как раз с середины пятидесятых годов в СССР и на Западе велись разработки таких средств противолодочной борьбы.

Сухой старт и подлёдный пуск

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 «Булава» — твердотопливная трёхступенчатая ракета, несущая шесть боевых блоков индивидуального наведения. Её тактико-технические характеристики официально не раскрывались. По данным СМИ, дальность полёта составляет 10 тыс. км, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение — от 120 до 350 м.

Эксперты отмечают, что одним из главных достоинств «Булавы» является возможность так называемого сухого старта — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

  • Атомная подводная лодка проекта 955А «Борей-А»
  • globallookpress.com

Ещё одно немаловажное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. Для сравнения, крейсеры проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд

Комментируя заявление начштаба командования подводных сил ТОФ о неуязвимости ракеты для систем ПРО, редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин отметил, что ракеты «Булава» стартуют значительно быстрее, чем все их предшественники.

Также по теме


«У флота есть всё для гарантированной защиты родной страны»: Путин поздравил моряков с Днём ВМФ России

В воскресенье, 25 июля, в Санкт-Петербурге прошёл Главный военный морской парад, приуроченный ко Дню ВМФ России. В 2021 году…

«Их разгонный участок длится около пяти минут, что затрудняет использование системы ПРО. Дальше ракеты действительно маневрируют, что делает возможным обход систем ПРО на второй стадии. На третьей стадии, когда ядерные блоки входят в атмосферу, они идут на гиперзвуковых скоростях, которые системы ПРО в принципе не видят», — пояснил военный эксперт.

При этом возможность подлёдного пуска затрудняет обнаружение подлодок со спутников, добавил Литовкин.

«Соответственно, пуск из-подо льда — это дополнительная скрытность применения, такую лодку нельзя обнаружить и предотвратить использование её оружия», — рассказал собеседник RT.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов, комментируя долгий путь разработки и принятия «Булавы», напомнил, что в СССР баллистические ракеты морского базирования были жидкотопливными.  

«Традиционно в СССР все подобные ракеты были на жидком топливе. За счёт этого обеспечивались лучшая энергетика и более высокая дальность полёта. Однако это существенно усложняло запуск и хранение ракет, возникало много технических сложностей в эксплуатации. Но мы смогли сделать твердотопливную ракету, это для нас настоящий прорыв», —подчеркнул он.

  • Пуск ракеты «Булава» из подводного положения
  • globallookpress.com

Юрий Кнутов пояснил, что твердотопливные ракеты позволяют существенно сократить время подготовки к запуску, тем самым снижая возможность обнаружения средствами контроля за пусками и предупреждения о ракетном нападении.

Кроме того, из-за разделяемого боевого блока для противодействия ракетам «Булава» нужны десятки ракет-перехватчиков.

В свою очередь, возможность сухого старта даёт подлодке значительное преимущество по времени пуска по сравнению со стратегическими АПЛ других держав.

«Когда лодка должна заполнить шахту водой, она тратит на это время и становится заметна для противолодочной обороны. Также уходит серьёзное время на подготовку к пуску. Тут же все эти моменты отсутствуют, происходит фактический катапультный старт, после которого включаются двигатели. Причём начальная скорость у «Булавы» крайне высокая, что не позволяет её перехватить», — рассказал эксперт.

Оснащение стратегических подлодок ТОФ подобными ракетами значительно усиливает морской компонент российской ядерной триады, добавил Юрий Кнутов.

«Сейчас появляется возможность наносить удар из точки, из которой противник его не ждёт. Более того, ставка делается на Северный и Тихоокеанский флоты, потому что там нашим лодкам намного проще выйти в океан, где их гораздо сложнее отследить и перехватить. Наш потенциал возрастает в разы, потому что новые ракеты и лодки позволяют нам держать на прицеле в случае необходимости наиболее важные объекты потенциального противника», — заключил военный эксперт.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий