Конструкция ракеты Р-7
Первая ступень ракеты состоит из четырех боковых блоков, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м. Они расположены симметрично вокруг второй ступени и соединены с ней верхним и нижним поясами силовых связей.
Конструкция блоков одинакова. Блок состоит из опорного конуса, топливных баков, силового кольца, хвостового отсека и двигательной установки. На всех блоках стояли ЖРД РД-107 с насосной подачей компонентов топлива. Двигатель был выполнен по открытой схеме и состоял из шести камер сгорания. При этом две из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.
Вторая ступень ракеты Р-7 состояла из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырех рулевых агрегатов. На ней устанавливался ЖРД РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но имевший 4 рулевые камеры. Он развивал тягу 71 тонн у земли, включался одновременно с двигателями первой ступени еще на старте и работал, соответственно, дольше чем ЖРД первой ступени.
Запуск всех двигателей обеих ступеней на старте осуществлялся по той причине, что в то время у разработчиков ракеты не было уверенности в возможности надежного зажигания двигателей второй ступени на большой высоте. С аналогичной проблемой столкнулись американские ракетостроители, создавая в это же время МБР «Атлас».
Все двигатели использовали двухкомпонентное топливо: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин Т-1. Для привода турбонасосных агрегатов ракетных двигателей применялся горячий газ, образующийся в газогенераторе при каталитическом разложении перекиси водорода, а для наддува баков — сжатый азот. Для достижения необходимой дальности полета установили автоматическую систему регулирования режимов работы двигателей и систему синхронного опорожнения баков (СОБ), что позволило сократить гарантийный запас топлива.
Маршевые ЖРД ракеты имели для своего времени высокие энергетические и массовые характеристики, а также высокую надежность.
У Р-7 была комбинированная система управления. Автономная подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей. Исполнительными органами системы управления были поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули.
Для радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от друга. Измерение параметров движения Р-7 и передача команд управления ракетой осуществлялась импульсной многоканальной линией связи. Она работала в 3-сантиметровом диапазоне волн кодированными сигналами. Специальное счетно-решающее устройство, находившееся на главном пункте, позволяло совершать управление по дальности полета, оно давало команду выключения двигателя второй ступени при достижении заданной скорости и координат.
После успешных пусков 8К71 как баллистической ракеты она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике.
Ракета Р-17 (8К14) «Скад-В» ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»
Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.
Ракета Р-17 (8К14) («Скад-В») — видео пуска сирийской ракеты
Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».
ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ
В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км. Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.
«Скад-А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен, Ливия. В 1986 году в ответ на предпринятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад В». Однако ракеты в цель не попали. 17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель-Авиву «Скад-В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта. Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами, израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.
Впервые Ирак использовал «Скад-В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану. В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии. К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии). В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-17 (8К14) («Скад-В»)
Длина | 11,25 м |
Диаметр | 0,88 м |
Масса | 5900 кг |
Масса заряда | 985 кг |
Виды зарядов | атомный 50 кТ, осколочно- фугасный, химический и учебный |
Минимальная дальность | 80 км |
Максимальная дальность | 180 км с атомным зарядом; 300 км с осколочно-фугасным или химическим зарядом |
Точность (КВО) | 450 м на дальности 180 км, уменьшается с увеличением дальности |
Пусковая платформа | колесная транспортно-пусковая установка МАЗ-543П 8х8 |
Вид топлива | жидкое |
Р-17 (8К14) («Скад-В») фото
История создания
Первая советская баллистическая ракета Р-1 поднялась в воздух еще в 1948 году. Дальность ее полета не превышала 300 км. Р-2, принятая на вооружение в 1951 году, уже могла достигать цели на дальностях до 600 км. Для того чтобы ядерный заряд попал вглубь вражеской территории, этого было все еще недостаточно, но работать по теме создания ракет с большой дальностью полета уже начали.
В 1955 году в Казахстане началось строительство полигона для испытаний МБР – позже он станет знаменитым космодромом Байконур.
В 1957 году на него стали прибывать из Москвы первые Р-7 (получившие тогда индекс 8К17). Первый пуск «изделия» оказался аварийным. Вообще из пяти первых запусков частично удачным оказался только один, что позволило ТАСС заявить о создании первой межконтинентальной ракеты (умолчав о том, что головная часть разрушилась в атмосфере).
Зато по-настоящему триумфальным стал первый же запуск «гражданского» носителя. В октябре 1957 года с помощью Р-7 вышел на орбиту первый в истории искусственный спутник. В 1958 году началась вторая фаза испытаний. Изменили головную часть — с целью избежать ее разрушения при возврате в атмосферу.
Аварийные пуски продолжались, но разрушения головной части наконец удалось избежать. Окончательно конструкция была доведена после третьей фазы испытаний, прошедшей в течение 1959 года. А в 1960 году ее приняли на вооружение. Для боевых запусков был построен космодром в Плесецке.
Испытания
Противолодочный ракетно-торпедный комплекс «Водопад» тестировался на подводных лодках проекта 633, которые были переоборудованы специально для пробного запуска новых боеприпасов. Плавательное средство С-49 модернизировали в начале семидесятых годов, применяли на всех испытательных этапах, начиная от заводских тестов на ОКБ «Новатор», заканчивая государственной приемкой.
В 1982 году к тестированию привлекли еще одну атомную подводную лодку проекта 633РВ С-11. Уже в 1981 году было принято решение о приеме новой системы на вооружение. Прошедшие успешно испытания ракеты поступили на оснащение различных субмарин, которым конструкция позволяла использовать вооружение калибром 533 мм.
Проектирование и испытания
Лев Вениаминович Люльев
Разработка комплекса велась в соответствии с правительственным Постановлением, вышедшем в конце 1969 года. Главным конструктором был назначен Лев Вениаминович Люльев, разработка велась в ОКБ-8. Пуск ракеты должен был осуществляться с помощью торпедных аппаратов калибра 533 мм. Велась параллельная разработка двух вариантов комплекса – 83Р с самонаводящейся торпедой УМГТ-1 и 84Р с ядерной боевой частью класса «вода ─ воздух ─ вода». В обоих случаях дальность полёта должна была составить 50 км.
По сравнению с предшественниками, разрабатываемый комплекс должен был иметь увеличенные глубину пуска, дальность стрельбы и сокращённое время подготовки к старту. Способ пуска напрямую повлиял на внешний облик и массо-габаритные характеристики изделия.
Разработка комплекса шла со значительными проблемами, связанными, в том числе, с большим числом задействованных смежных организаций и уникальностью проводимых работ. Отдельные составные части комплекса разрабатывались обособленными организациями. Торпеда УМГТ-1 разрабатывалась в ЦНИИ «Гидроприбор», а её водомётный движитель в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова. Разработка инерциальной системы наведения ракетной части выполнялась авиационным НИИ-25, специальной боевой части – ВНИИА. В 1976 году правительством были установлены более жёсткие сроки на проведение работ.
Стендовые испытания комплекса проводились на специальном статическом комплексе «Водопад» разработанном СКБ-143. Для лётно-конструкторских и приёмных испытаний была произведена доработка подводных лодок проектов и . Лодка С-49, получившая после модернизации индекс 633РВ, была доработана на заводе «Красное Сормово» 30 ноября 1972 года. Доработка лодки С-11 была произведена в 1982 году.
Первое падение и последующие взлеты
Первое неудачное испытание Р-7 состоялось весной 1957 года. МБР набрала высоту, но спустя 1,5 минуты начала стремительно падать. Спустя еще несколько тестов конструкторам удалось устранить недоделки. Летом того же года Р-7 снова поднялась в воздух и преодолела более 6000 км – так СССР стал обладателем первой в мире МБР.
И этот полет «семерки» не прошел гладко, часть ракеты была разрушена вследствие термодинамических перегрузок. В 1958 году в строение Р-7 было внесено более 90 правок, усовершенствованная конструкция больше не имела технических неполадок. Теперь обновленная модель Р-7 позволяла уменьшить время ее подготовки к запуску, улучшить точность и увеличить дальность полета до 12 000 км.
Статьи по Теме
- РПК-2 Вьюга
- Противокорабельный комплекс Метель
- П-120 Малахит
- CY-1
- СУБРОК
- Копье граната
Российские и бывшие советские ракеты ( обозначение России / обозначения НАТО ) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” | Калининград К-5 ( AA-1 Щелочь ) • Вымпел К-13 ( Атолл AA-2 ) • Калининград К-8 ( AA-3 Анаб ) • Шило AA-4 • Ясень AA-5 • Бисноват R-40 ( AA- 6 Едкий ) • R-23 ( AA-7 Apex ) • R-60 ( AA-8 Aphid ) • Вымпел R-33 ( AA-9 Amos ) • R-27 ( AA-10 Alamo ) • Вымпел R-73 ( AA-11 Archer ) • Вымпел R-77 ( AA-12 Adder ) • Вымпел R-37 ( AA-X-13 Arrow ) | ||||||
Ракеты класса “воздух-поверхность” | КС-1 Комет ( Питомник АС-1 ) • К-10С ( АС-2 Киппер ) • Х-20 ( АС-3 Кенгуру ) • Х-22 ( Кухня АС-4 ) • КСР-2 ( АС-5 Кельт ) • KSR-5 ( AS-6 Kingfish ) • Kh-23 ( AS-7 Kerry ) • Kh-28 ( AS-9 Kyle ) • Kh-25 ( AS-10 Karen ) • Kh-58 ( AS-11 Kilter ) • Х-25 ( АС-12 Кеглер ) • Х-29 ( АС-14 Кедж ) • Х-55 ( АС-15 Кент ) • Х-15 ( АС-16 Отдача ) • Х-31 ( АС-17 Криптон ) • Х-59 ( АС-18 Казу ) • Х-90 Метеорит ( АС-19 Коала ) • Х-35 ( Байдарка АС-20 ) • Х-47М2 ( Кинжал ) | ||||||
Зенитные ракеты |
| ||||||
Ракеты класса “земля-земля” |
| ||||||
Код НАТО в курсивом |
История эксплуатации
24 февраля 1996 г. два Cessna 337s из Братья на помощь были сбиты при полете над международными водами в 10 морских милях от воздушного пространства Кубы на Кубинские ВВС МиГ-29УБ. Каждый из самолетов был сбит ракетой Р-73.
Вовремя Эритрейско-эфиопская война с мая 1998 г. по июнь 2000 г. ракеты Р-73 использовались в бою как на эфиопских Су-27, так и на эритрейских МиГ-29. Во всех уничтожениях, кроме двух, использовались Р-60 и Р-73 с ИК-наведением.
18 марта 2008 г. самолет МиГ-29 ВВС России перехватил грузинский самолет. Elbit Hermes 450 БПЛА над Абхазия. МиГ-29 уничтожил БПЛА с помощью Р-73. ракета.
Правительство Индии утверждает, что 27 февраля 2019 г. МиГ-21 Бизон ВВС Индии успешно атаковал и сбил пакистанский F-16 ракетой Р-73Э во время Авиаудары по Джамму и Кашмиру в 2019 году. Пакистан отрицает как использование ракеты Р-73, так и потерю самолета.
В первом погружении
Возможности различных сил в противодействии подводным лодкам – одна из самых скупо представленных в открытой печати сфер. В значительной мере это связано с тем, что сам процесс поиска субмарины и последующего боя с ней более подвержен случайностям, нежели решение других основных задач вооруженной борьбы на море. Менее всего информации о вероятном исходе поединка двух подводных лодок. Между тем без его оценки невозможно сравнить субмарины разных стран, как и определить способность флотов решать задачи противолодочной борьбы.
На исход подводного боя решающим образом влияют четыре основных фактора: физические поля противников, гидроакустические условия, возможности средств поиска, а также систем противолодочного вооружения и гидроакустического подавления (ГПД).
Конструкция и принцип работы
Движители
Противолодочная торпеда УМГТ-1
Ракетная часть имеет твердотопливный ракетный двигатель на смесовом топливе. Двигатель может работать в двух режимах, стартовом и маршевом. Управление движением осуществляется с помощью решётчатых рулей. После выхода из воды двигатель переключается из стартового в маршевый режим и обеспечивал движение по баллистической траектории до места сброса. Скорость полёта может достигать 2 или 2450 км/час.
Торпеда УМГТ-1 калибра 400 мм имеет электрический двигатель и водно-химический источник тока с серебрянно-магниевой батареей, активируемой забортной морской водой. Она развивает скорость 41 узел и имеет дальность хода 8 км на глубине до 500 м. Особенностями торпед такого типа является малая шумность, отсутствие следа и ограниченная применяемость в малосолёной воде, что исключало их использование, например, в водах Балтийского моря. Торпеда оснащается активно-пассивной системой самонаведения с радиусом действия 1 500 м.
Система наведения и маневрирования
Пуск ракет комплекса “Водопад-НК” из торпедных аппаратов БПК пр.11551
Наведение производится по ориентировочным данным, полученным от гидроакустического комплекса, которые вводятся в систему управления АПП-2 через устройство сопряжения АЭРВД-100. После пуска управление осуществляется инерциальной наводящей системой.
Пуск осуществляется из 533-мм торпедного аппарата сжатым воздухом. После пуска происходит раскрытие решетчатых рулей и включение стартово-маршевого ракетного двигателя. Первая часть траектории проходится под водой, её продолжительность определяется необходимой дальностью стрельбы. Затем ракета выходит из воды и осуществляется полёт по баллистической траектории. При достижении места сброса торпедной части она отделяется от ракетного носителя и на парашюте опускается в воду. При погружении происходит активация серебряно-магниевой батареи забортной водой, которая вырабатывает питание для одновального электрического двигателя. Одновременно с запуском двигателя торпеды включается активно-пассивная система наведения. При обнаружении цели торпедная часть наводится на неё, при отсутствии цели движение производится в режиме поиска.
Взрывчатая часть
Торпедная часть оснащалась либо обычной фугасной боевой частью весом 60 кг в варианте 83Р, в варианте 84Р использовалась ядерная глубинная бомба. Активация глубинной бомбы производилась на глубине 200 м. При мощности 200 кт уничтожение или нанесение серьёзных повреждений подводным лодкам гарантировалось в радиусе нескольких километров от точки подрыва.
definition – Р-11ФМ
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Р-11ФМ
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Р-11ФМ | |
Общие сведения | |
---|---|
Страна | СССР |
Индекс | 8А61ФМ |
Назначение | БРПЛ |
Разработчик | ГРЦ |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 1 |
Длина | 10,3 м |
Диаметр | 88 см |
Стартовая масса | 5500 кг |
Забрасываемый вес | 975 кг |
Вид топлива | керосин |
Дальность полета | 150 км |
Тип головной части | ядерная, неотделяемая |
Количество боевых блоков | 1 |
Мощность заряда | 10 кт |
Система управления | инерциальная |
Способ базирования | 611АВ |
История запусков | |
Состояние | снята с вооружения в 1967 |
Принята на вооружение | 1959 |
Р-11ФМ (индекс 8А61ФМ) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках (БРПЛ) проектов и .Разработана в ОКБ-1.
История создания
5 января 1954 года было проведено техническое совещание Главных конструкторов ракетного комплекса подводной лодки и стенда для отработки морского старта. А 26 января принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением».
Ракета Р-11ФМ разработана под руководством С. П. Королёва на базе ракеты Р-11. Пуск ракеты предполагался из надводного положения, для запуска требовалось поднять полностью заправленную ракету из шахты и удерживать ее там до старта.
Испытательные пуски проводились на полигоне Капустин Яр. Первые три пуска были выполнены в сентябре-октябре 1954 года с неподвижного стенда, имитирующего внешние обводы подводной лодки.
Следующие 11 пусков были выполнены с качающегося стенда в мае-июле 1955 года. На стенде имитировались бортовая качка (до 12°) и рыскание по курсу (до 4°) — параметры соответствовали шторму в 4 балла.Девять ракет достигли цели.
Пусковой комплекс Д-1 (С1.1372) был разработан в отделе № 7 ОКБ-1. Пусковая установка обеспечивала подъем ракеты на верхний срез шахты и её удержание при качке и во время старта. В комплекс пусковой установки входили устройство горизонтальной амортизации, поворотный пусковой стол для грубого наведения по азимуту от 0 до 180°
11 сентября 1955 года первая подводная лодка с баллистическими ракетами Б-67 была принята в состав ВМФ. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября на борт была загружена ракета. В 17:32 16 сентября 1955 года в Белом море был проведен первый успешный запуск баллистической ракеты Р-11ФМ с экспериментальной подводной лодки Б-67 (проект 611В) Северного флота под командованием капитана II ранга Ф. И. Козлова. Во время запуска (а также двух последовавших в октябре 1956 года) главный конструктор С. П. Королев находился на борту подводной лодки.Королёв считал своё личное присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику перехода из надводного положения в подводное и обратно, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.
В 1955 году документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, а 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.
Государственные испытания
В 1957 году был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и стартовый комплекс, согласованы вопросы размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г. М. Табаков, техническим руководителем — В. П. Макеев.
Затем последовали государственные летные испытания. Председатель госкомиссии был назначен командующий Северным флотом вице-адмирал А. Е. Орел, а техническим руководителем — В. П. Макеев. Были выполнены 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. 20 февраля 1959 года по результатам испытаний ракета была принята на вооружение.
Эксплуатация
Всего с 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, 8 — причины определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
Носители
- Основная статья: Подводные лодки проекта 611
В боевой состав ВМФ были введены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ с ракетами Р-11ФМ. Главный конструктор — Н. Н. Исанин. Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения.
Файл:Agm119 penguin.gif | Это незавершённая статья о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |