Малый артиллерийский корабль «Астрахань»
«Астрахань» – малый артиллерийский корабль (МАК) проекта «Буян». Предназначен для охраны и защиты двухсотмильной экономической зоны государства, борьбы с браконьерами и наркоторговцами.
Самым оригинальным в этом современном корабле является архитектурный облик, который создавался в соответствии с требованиями малой заметности. На вооружении корабля стоит облегченная универсальная 100-мм артиллерийская установка, 40-ствольная 122-мм ракетная система залпового огня «Град-М».
Нью-Дели отмечает одну из самых важных побед
Управление огнем артиллерии осуществляется при помощи радиолокационной станции типа «Вымпел». Для обнаружения и ликвидации подводных диверсионных групп на борту артиллерийского корабля применяется гидроакустическая станция и 30-мм автоматический гранатомет.
«Астрахань» несет боевую службу в составе Каспийской флотилии с 2006 г.
Технические характеристики
Многие, в том числе и такие важные для субмарин параметры, как шумность и сила создаваемого корпусом магнитного поля, остаются для «Барракуд» и «Кондоров» засекреченными. Открыты лишь наиболее обобщенные характеристики.
АПЛ проекта 945 | АПЛ проекта 945А | |
Надводное водоизмещение | 5 940 тонн | 6 470 тонн |
Подводное водоизмещение | 9 600 тонн | 10 400 тонн |
Надводная скорость | 12,1 узла | 19 узлов |
Подводная скорость | 35,15 узла | 35 узлов |
Рабочая глубина | 480 м | 520 м |
Предельная глубина | 550 м | 600 м |
Длина корпуса | 107,16 | 110,5 м |
Ширина | 12,28 м | 12,2 м |
Осадка | 9,62 | 8,8 м |
Состав экипажа | 31 офицер, 30 мичманов | 28 мичманов и 31 офицер |
Автономность плавания этих подводных лодок достигает ста суток.
Торпедный заброс
Минобороны РФ пока не предавало огласке точные тактико-технические характеристики «Ответа». Согласно данным из открытых источников, размещаемый на надводных кораблях комплекс использует противолодочную ракету 91РЭ2. Её масса составляет 1300 кг, длина — 6,5 м, дальность стрельбы — 40 км, скорость полёта — 2 Маха.
На ракету 91РЭ2 в качестве боевой части устанавливается противолодочная торпеда МПТ, которая может развивать скорость до 45 узлов при дальности хода в 8 км и глубине хода до 450 м.
При применении комплекса ракета запускается в район предполагаемого нахождения подлодки противника. В районе цели она сбрасывает торпеду на парашюте в воду.
После этого МПТ продолжает самостоятельный поиск вражеской субмарины с помощью своей гидроакустической аппаратуры. При этом наведение «Ответа» может осуществляться не только кораблями, но и противолодочными вертолётами и самолётами.
Также по теме
«Малошумность, многофункциональность, высокая автономность»: как подводная лодка «Магадан» усилит Тихоокеанский флот
В состав Тихоокеанского флота ВМФ России вошла новая дизель-электрическая подводная лодка «Магадан». До 2024 года ТОФ получит шесть…
Этот комплекс отличается большой дальностью стрельбы, высокой точностью вывода торпеды в точку сброса и, следовательно, большей вероятностью поражения подводной лодки, пояснил в разговоре с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.
«Боевая часть комплекса — малогабаритная торпеда, позволяющая уничтожать подводные лодки… Данный тип торпед уже состоит на вооружении ВМФ», — пояснил эксперт.
ПРЕДЫСТОРИЯ
К середине 1950-х годов резко возросла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также обеспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин противника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой авиации — зенитные ракетные комплексы.
Главнокомандующий ВМФ СССР утвердил 14 марта 1956 года оперативно-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО—ПЛО).Технический проект по головному кораблю был окончательно утвержден 4 июня 1965 года.
Водоизмещение составило 3440 тонн, максимальная скорость хода 35,5 узлов. Артиллерия корабля представляла собой две двуствольные 76мм артустановки. Противолодочным вооружением корабля являлся пятитрубный торпедный аппарат и 4 реактивных бомбомета. В качестве ПВО самообороны было размещено два ЗРК «Волна» с дальностью действия 17,5 км.
Обмен помехами
Важный элемент системы вооружения подводных лодок, определяющий исход подводной дуэли, – средства гидроакустического подавления (ГАП). В настоящее время значимыми для противоборства являются самоходные и дрейфующие имитаторы ПЛ и приборы активных помех. Первые воспроизводят физические поля подводных лодок, прежде всего акустические, а также отраженные сигналы эхолокации ГАС надводных кораблей и субмарин противника. Этим достигается отвлечение его сил на ложные цели или увод торпед в сторону. Самоходные имитаторы в большинстве случаев могут работать и в режиме постановщиков мощных активных гидроакустических помех, нарушающих работу ГАС противника и ГСН торпед. По размерам средства ГАП могут быть мало- (выпускаемыми из специальных устройств) или крупногабаритными (их выстреливают из торпедного аппарата).
Развитие средств ГАП идет непрерывно. Однако в открытой печати достоверные данные о новых разработках чрезвычайно скудны. По некоторым отчаянным статьям наших специалистов в этой области можно предполагать, что ситуация со средствами ГАП в нашем флоте весьма печальная: в основном наши ПЛ, в том числе самых новых проектов, оснащаются аппаратурой, разработанной в СССР еще в 70–80-е годы.
Эффективность средств ГАП определяется степенью соответствия имитируемых физических полей реальным, мощностью и спектром сигнала генерируемых активных помех, а также в значительной мере тактической ситуацией и способами применения. Можно предполагать, что при абсолютно точной имитации захват ГСН реальной или ложной цели будет равновероятен. Если имеются погрешности, шансы отведения угрозы от реальной подводной лодки станут снижаться пропорционально коэффициенту достоверности. То есть если выпущен один имитатор, то торпеда клюнет на него с вероятностью 0,4–0,6. Для менее эффективных устаревших устройств, в частности используемых, насколько можно судить по открытым публикациям, в нашем флоте, этот показатель при прочих равных условиях не превысит 0,3. С учетом этого примем, что вероятность срыва наведения торпеды на подводную лодку прибором активных помех при своевременной и тактически верной его постановке составит 0,3–0,6.
Анализ вероятной тактики лодок разных типов в подводном бою – предмет следующей статьи.
День Военно-морского флота России
Официальное празднование Дня Военно-морского флота Российской Федерации было учреждено Указом Президента РФ в 2006 году. Его отмечают в последнее воскресенье июля.
День ВМФ – профессиональный праздник военных моряков, военнослужащих российского флота, ветеранов, работников судостроительных и судоремонтных предприятий.
На День ВМФ запланировано множество торжественных мероприятий, а в местах базирования флота состоятся военно-морские парады. Традиционно празднование предполагает концерты, поздравление командованием экипажей кораблей и судов, эскадрилий морской авиации, личного состава береговых подразделений и всех, кто служит в ВМФ. Особо отличившимся вручают награды, грамоты и ценные подарки. Поздравления принимают и ветераны Военно-морского флота.
Применение
Модель 84Р проекта РПК-6М «Водопад» оборудовали боевой частью иного типа, а именно ядерной глубинной бомбой. По неподтвержденным сведениям, мощность этого элемента достигала 200 килотонн в тротиловом эквиваленте. Активация такой начинки должна была происходить на глубине порядка 200 метров. Такая мощность гарантировала если не уничтожение, то существенное повреждение подводных лодок противника в радиусе нескольких километров.
Применение ракеты-торпеды «Водопад» включало в себя проведение нескольких этапов. Сначала команда субмарины при помощи указаний командования или имеющихся гидроакустических систем определяла место вражеской подлодки. Затем в систему наведения вводились соответствующие задания, после чего при помощи сжатого воздуха выполнялся пуск боеприпаса из торпедного аппарата. После выхода раскладывались рули решетчатого типа, активировался силовой агрегат на твердом топливе, который за несколько секунд выбрасывал торпеду из воды к намеченной цели.
Конструкция
Корпус
Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме — веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.
Силовая установка
Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л. с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура. На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.
Вооружение
Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата. Боезапас составляет 40 торпед и ракет.
В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад», противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.
Радиоэлектронное оборудование
Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза. Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.
Модификации
945А «Кондор»
Основная статья: Подводные лодки проекта 945А «Кондор»
Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.
945Б «Марс»
Основная статья: Марс (подводная лодка)
Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР, строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.
Модернизация
Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М:
- замена ядерного топлива;
- замена всего электрооборудования;
- проверка и ремонт механических частей кораблей;
- при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;
будут установлены новые:
- ГАС;
- БИУС,
- радары,
- навигационные системы ГЛОНАСС/GPS;
- системы вооружения: комплексы крылатых ракет «Калибр», которые позволят вести огонь по наземным целям.
Применение на учениях и на боевом дежурстве
К сожалению, информации об использовании подводных лодок проекта 945 в составе советских военно-морских сил очень мало. Известно лишь, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», начиная с момента своего вступления на боевую службу (а это произошло 21 сентября 1984 года), на протяжении последующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усиленном режиме. Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики субмарины.
На страницы западных СМИ новая лодка попала еще до принятия на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 удалось каким-то образом сфотографировать. Американские эксперты оценили советскую субмарину очень высоко, хотя достоверных сведений о ней они тогда еще не имели.
Описание
Рассматриваемые снаряды оснащались универсальным блоком управления, в заданный район они выводились при помощи инерциальной наводящей системы, которую разработали инженеры Московского НИИ-25. Перед пуском экипаж подводного носителя должен был определять ориентировочное местоположение подлодки врага и вводить в узел управления соответствующие команды. Корректировка ракеты-торпеды «Водопад» выполнялась при помощи решетчатых рулей, смонтированных в хвостовой части. В транспортной позиции они находились в корпусных нишах, раскладываясь после выхода снаряда из торпедного отсека.
Противолодочную ракету 83Р оснастили боевой начинкой в виде малогабаритной торпеды типа УМГТ-1, сконструированной в НПО «Уран». Заряд длиной 3400 мм и массой 0,7 тонны имел калибр 400 мм. В действие его приводил одновальный электрический мотор, в качестве источника питания применялась серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Предельная скорость боеприпаса составила 41 узел при максимальной дальности хода 8 км. Также в оснащении присутствовала активно-пассивная система наведения огня с радиусом максимального действия до 1,5 км. Фугасная часть имела массу 60 кг.
Атомная подводная лодка «Псков» проекта 945А «Кондор»
«Псков» после завершения ремонта | Атомная подводная лодка «Псков» |
Атомная подводная лодка «Псков» является второй в серии из двух АПЛ проекта 945А «Кондор» (по классификации НАТО — «Sierra -II»), которая была построена на в Горьком для ВМС России. Головной является Б-534 «Нижний Новгород», которая была введена в строй 26 декабря 1990 года.
Проект 945А «Кондор» представляет собой развитие проекта 945 «Барракуда». Как и АПЛ проекта 945, имеют титановый корпус. По уровню таких демаскирующих признаков как шумность и магнитные поля стали самыми малозаметными на Советском флоте.
АПЛ данного проекта предназначена для слежения за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированного уничтожения их при начале конфликта.
АПЛ «Псков» была заложена под именем «К-336» (строительный номер 3004) на судостроительном по проекту КБ «Лазурит» 29 июля 1989 года. С 03 июня 1992 года была переименована в «Б-336». Спущена на воду 28 июля 1992 года. С 06 апреля 1993 года была переименована в Б-336 «Окунь». Введена в строй 14 декабря 1993 года. 21 января 1994 года включена в состав 6-й дивизии 9-й эскадры подводных лодок Северного флота. 01 октября того же года вошла в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок СФ.
Бортовые номера: 879 (2000 год), 663 (2007 год).
Основные характеристики: Водоизмещение надводное 6400 тонн, подводное 9100 тонн. Длина наибольшая по КВЛ 110,5 метра, ширина корпуса наибольшая 12,2 метра, высота 16,1 метра, средняя осадка по КВЛ 9,4 метра. Скорость надводная 14 узлов, подводная 33,5 зла. Рабочая глубина погружения 480 метров, предельная — 600 метров. Экипаж 59 человек.
Силовая установка: Один водо-водяной реактор ОК-650Б (190 МВт). 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 1 главный винт, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода.
Вооружение:
Торпедно-минное вооружение: ТА 6×533 мм, пусковые установки крылатых ракет «Гранат».
ПВО: 8 пусковых установок переносного зенитно-ракетного комплекса 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла».
03 апреля 1996 года приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом переименована в «Псков». Шефство города Пскова над большой атомной подводной лодкой «Псков» началось 19 марта 1996 года.
В сентябре — ноябре 1998 года атомоход выполнил первую боевую службу на оценку «отлично».
С 2011 года по 2020 год проходила ремонт на судоремонтном .
16 декабря 2013 года на Северный флот прибыла группа воспитанников псковского военно-патриотического клуба «Юный моряк-подводник» центра внешкольной работы «Патриот». В течение нескольких дней школьники пробудут в гарнизоне подводников Видяево и посетят подшефную атомную подводную лодку «Псков».
По сообщению от 15 марта 2014 года была выведена из эллинга.
28 декабря 2020 года АПЛ «Псков» вышла из акватории завода в направлении основного пункта базирования. За время нахождения на судоремонтном предприятии на атомоходе был выполнен комплекс работ, позволяющий значительно продлить технический ресурс подводного корабля и продолжить его дальнейшую эксплуатацию в условиях Арктики.
Добавить в закладки:
РАЗВИЛКА АИ
К 1991 году БПК проекта 61 считались мореходным, надежным и скоростным (35,5 узлов полного хода) кораблем.. совершенно не пригодным в качестве охотника за подводными лодками противника. Действительно, если в момент формирования оперативно-технического задания дальность обнаружения подводной лодки противника встроенной ГАС и дальность ее поражения противолодочной торпедой семейства СЭТ в 15 км была вполне приемлемой, то к 1991 году БПК и подлодки вероятного противника поменялись ролями – теперь подводная лодка могла легко и обнаружить, и поразить БПК, находясь за как пределами радиуса действия его гидроакустики, так и за пределами средств его поражения.
Одновременно с этим, и внешнеполитические амбиции, и экономические возможности Российской Федерации резко упали в сравнении со временами СССР и ни потребности , ни средств перевооружить БПК проекта 61 не находилось. Над кораблями нависла угроза разоружения и резки на металл.
Выход нашелся в заключении экспортных контрактов. В то время ряд стран испытывал потребность в недорогих (в том числе бывших в эксплуатации), но надежных военных кораблях сходного водоизмещения. Однако, все они настаивали на наличии вертолетного ангара и усиленном противокорабельном ракетном вооружении, с использованием новейших ракет. ПКР «Термит» для 1991 года был уже «не комильфо».
Замена устаревшей ГАС на полностью новый образец сразу превращала проект из категории «дешевого» в категорию «дорогого в старом корпусе», и никакого интереса у заказчиков вызвать не могла.
Выход был найден за счет обратной переклассификации БПК в СКР. Поскольку охотиться за подводными лодками «поющим фрегатам» теперь было противопоказано, из всего комплекса противолодочного оружия кораблям оставили только две пусковые установки РБУ-6000 для противоторпедной защиты – старенькая ГАС торпеды, тем не менее, в пределах действия РБУ исправно обнаруживала.
При этом корабль оснастили новым ракетным противолодочным комплексом РПК-8 (Комплекс использовал штатные пусковые установки РБУ-6000, но отличался от установленного комплекса ПЛО «Смерчь-2» новой противолодочной ракетой с управляемым самонаводящимся гравитационным снарядом и доработанными приборами системы управления огнем. РПК-8 был принят на вооружение в 1991 году). В результате внедрения комплекса РПК-8 корабль получил высоэффективное средство борьбы с подводными лодками противника в ближней зоне корабля в 8-10 раз превосходящее возможности комплекса «Смерч-2».
Вместо пятитрубного 533мм торпедного аппарата в пределах его массы и габаритов на СКР разместили две четырехтрубные контейнерные пусковые установки ПКР «Уран». На всех шести БПК проекта 61М (61МП) были демонтированы контейнеры с ПКР «Термит», срок эксплуатации которых вскоре истекал.Устаревший носовой ЗРК «Волна» с боекомплектов 16 ЗУР в подпалубных барабанах заменили на ЗРК «Клинок» с 4 барабанами по 8 ракет и два шестиствольных артавтомата АК-630 (артавтоматы наводились на цель от РЛС и СУО ЗРК «Кинжал») .
На корме вместо ЗРК и артустановки комфортно разместился надпалубный вертолетный ангар и интегрированные с ним еще 4 барабана по 8 ракет кормового ЗРК «Кинжал» для защиты задней полусферы. Еще 4 ЗАК-630 были размещены побортно вместо РБУ-1000 в центре корабля, как и по проекту 61М(61МП). Авиагруппа вместо устаревшего противолодочного Ка-25 была оснащена более подходящим для целей СКР транспортно-боевым вертолетом Ка-29.
Основные цели АПЛ проекта 945
Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.
Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.
Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.
37-мм автоматическая зенитная артиллерийская установка 70-К
Выставленная в музее 70-К – корабельная модификация широко распространённого советского автоматического зенитного орудия 61-К. Когда ищешь в интернет информацию по установке 70-К, обычно натыкаешься на заимствованные у Широкорада фрагменты текста, где высказывается уйма упрёков в адрес предков. Мол, в ГАУ ошиблись и перед Великой Отечественной войной приняли на вооружение 37-мм зенитное орудие вместо более действенного калибра 45 мм. На критика с недоумением взирают немецкие 37-мм Flak 37 и Flak 43, американская 37-mm M1A2 L/53.5, 40-мм английская QF 2 pdr AA (“пом-пом”), а также “мама” советской пушки – 40-мм Bofors L60 образца 1936 года. Кстати, последняя из перечисленных, по сию пору используется на ганшипах Lockheed AC-130 для стрельбы по наземным целям, а также на военных катерах некоторых стран.
РПК-6 Водопад – SS-N-16 STALLION (1981 г.)
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РПК-6 “Водопад”, ракеты 83Р, 84Р – SS-N-16 STALLIONРПК-6М “Водопад-НК”, ракеты 83РН, 84РН – SS-N-16 STALLION
Ракетный противолодочный комплекс. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ “Новатор”) по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор – Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 “О развитии работ по созданию подводного оружия” от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) – лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1981 г. Комплекс “Водопад” применяется из торпедных аппаратов подводных лодок, модификация комплекса РПК-6М “Водопад-НК” применяется из торпедных аппаратов – пусковых установок надводных кораблей.
Пусковая установка – штатные торпедные аппараты калибра 533 мм, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.
Ракета комплекса:Конструкция – классическая твердотопливная ракета с отделяемой в конечной точке полета БЧ.
Система управления и наведение – система управления ракеты инерциальная разработки НИИ-25 Минавиапрома СССР, главный конструктор – А.С.Абрамов. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК подводной лодки. Ввод полетных данных ракету осуществляется оборудованием АЭРВД-100. Органы управления – решетчатые рули, ракета управляется на всей траектории полета. Продолжительностью подводного стартового участка траектории регулируется дальность действия ракет комплекса.
– “Водопад” – после выхода из торпедного аппарата раскрываются решетчатые рули, включается РДТТ и ракета выходит из воды. Далее полет продолжается в атмосфере по баллистической траектории. По достижении точки прицеливания от ракеты отделяется боевая часть и приводняется на парашюте.
– “Водопад-НК” – после выхода из торпедного аппарата раскрываются решетчатые рули, ракета падает в воду, достигает глубины в несколько метров после чего включается РДТТ и ракета выходит из воды. Далее полет продолжается аналогично ракетам комплекса “Водопад”.
Двигатели – РДТТ, универсальный двухрежимный стартово-маршевый Тип топлива – смесевое топливо
ТТХ ракет:Калибр – 533 ммДлина – 8.2 м
Дальность действия – 37 км / до 50 км (по разным данным)
Типы БЧ:– ракета 84Р / РН – глуинная бомба с ядерной БЧ;Мощность заряда – около 200 ктГлубина погружения – около 200 м
– ракета 83Р / РН – торпеда УМГТ-1 – универсальная малогабаритная торпеда, разработчик – НПО “Уран” Минсудпрома СССР, главный конструктор – В.А.Левин. Испытания торпеды проводились на ПЛ пр.690 BRAVO. Система управления – акустическая активно-пассивная система самонаведения, радиус реагирования по активному каналу – 1500 м Источник энергии – серебряно-магниевая батарея активируемая морской водойКалибр – 400 ммСкорость максимальная – 41 уз
Модификации:– ракета 83Р – ракета с БЧ – торпедой для вооружения подводных лодок;
– ракета 83РН – ракета с БЧ – торпедой для вооружения надводных кораблей;
– ракета 84Р – ракета с БЧ – глубинной бомбой с ядерным зарядом для вооружения подводных лодок;
– ракета 84РН – ракета с БЧ – глубинной бомбой с ядерным зарядом для вооружения надводных кораблей;
– ракета 91Р – ракета с БЧ – торпедой, упоминается в описании СКР пр.11540 – т.е. является вариантом ракеты ПЛРК для надводных кораблей.
Носители:– “Водопад” – подводные лодки ВМФ разных проектов.
– “Водопад-НК”:– ракетный крейсер пр.11442
– ракетный крейсер пр.1164
– БПК пр.11551 “Адмирал Чабаненко” – 2 х 4 универсальные торпедные пусковые установки
– СКР пр.11540 “Неустрашимый” – по 3 неподвижные бортовые универсальные торпедно-ракетные пусковые установки на борт;
Атомная подлодка «Юрий Долгорукий»
К-535 «Юрий Долгорукий» — российская атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к четвертому поколению. Головной корабль проекта 955 «Борей» назван в честь князя Юрия Владимировича Долгорукого, основателя Москвы.
Пуск МБР Р-30 «Булава» с АПЛ «Юрий Долгорукий» успешно произведен 29 октября 2014 года из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.
Торжественная церемония поднятия флага на атомном подводном крейсере «Юрий Долгорукий» состоялась 10 января 2013 года. Корабль зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется на Гаджиево.
Подводные лодки проекта 955 «Борей» — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвертого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» и третий — «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый — «Князь Владимир» и пятый — «Князь Олег» находятся в стадии постройки. Шестой — «Генералиссимус Суворов» заложен 26 декабря 2014 года.
Поражение цели
Твердотопливный силовой агрегат детища ОКБ «Новатор» в маршевый режим переходил после подъема боеприпаса над водой. Последующий полет к месту сброса боевого комплекта производился по баллистической траектории. В указанном месте заряд сбрасывался и падал в воду. Если использовалась модификация 84Р с ядерной боеголовкой, подрыв ее выполнялся посредством активации глубинной бомбы для уничтожения цели. На модели 83Р предусмотрена торпеда УГМТ-1, которая опускалась на парашюте, отцепляющемся после входа заряда в воду. Несколько секунд ракете-торпеде «Водопад» хватало, чтобы найти ориентир на мишень, после чего она брала курс на нее.
По разным сведениям, двигатель на твердом топливе обеспечивал обеим модификациям дальность полета не менее 35 километров. Другие источники информируют, что этот показатель мог быть доведен до 50 км. На версии 83Р дальность хода увеличивалась за счет реактивного запаса торпеды.
Атомная подлодка «Александр Невский»
К-550 «Александр Невский» — российская атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к четвертому поколению. Второй корабль проекта 955 «Борей» назван в честь знаменитого русского полководца, великого князя Александра Ярославича Невского.
23 декабря 2013 года на подводном крейсере К-550 «Александр Невский» был поднят Андреевский флаг.
Вооружение подлодки – шесть 533-мм торпедных аппаратов, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты, 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава», переносные зенитно-ракетные комплексы.
Подводные лодки проекта 955 «Борей» — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвертого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» и третий — «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый — «Князь Владимир» и пятый — «Князь Олег» находятся в стадии постройки. Шестой — «Генералиссимус Суворов» заложен 26 декабря 2014 года.