Примечания[ | ]
- ↑ 123 П. Я Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык». ISBN 5-200-02282-7
- ↑ 123 [wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/MO_01/chap02.html Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский. Торпеды Российского флота]
- Анекдотическая исторія текущей войны: Апрѣль, Май, Іюнь и Іюль 1877 года (неопр.) .
- Термин «торпеда» в Google Books (неопр.) .
- ↑ 12 Online Etymology Dictionary
- Latin Via Proverbs
- Documents related to the manning, maintenance and development of the US Navy in the Antebellum Period
- Торпеды Фултона (англ.)
- А. Тарас . История подводных лодок 1624—1904 , с.205 ISBN 985-13-1108-1
- словарь, 2002, с. 1256.
Mark 23 Grog[править | править код]
Управляемая по проводам модификация Mark 20. Принята на вооружение в 1971 году, уже будучи устаревшей, состояла на вооружении до принятия Tigerfish.
На Mark 23 была установлена забортная катушка с проводом длиной 10 000 м. В 1973 все торпеды этого типа в Королевском флоте были временно сняты с вооружения из-за отказов системы управления на больших дистанциях.
После нескольких месяцев расследования выяснилось, что причина неполадок кроется в блоке наведения фирмы . Согласно инструкции Королевского флота, все германиевые диоды в электронной части устройства были заменены на кремниевые. В результате различия характеристик диодов перестала работать система автоматического управления усилением. Обратная замена диодов решила эту проблему.
«Посейдон» – «бог» морей и океанов
Мы развенчали утверждение американцев о том, что их торпеда Mk 48 является самой быстрой и самой бесшумной. Рассмотрим следующее утверждение – что она самая смертоносная.
РИА Новости
Подводный беспилотный аппарат «Посейдон».
Главным преимуществом этого «ужаса из глубин» является практически стопроцентная неуязвимость от средств противодействия противника. Уникальные возможности аппарата позволят ВМФ бороться с авианосными и корабельными ударными группами вероятного противника на любых направлениях океанского театра военных действий, поражать объекты береговой инфраструктуры на межконтинентальной дальности, подчёркивают эксперты Министерства обороны России.
Само собой, подлинные ТТХ «Посейдона» в открытом доступе не встретишь.
Эксперты называют «Посейдон» революционным изобретением военной мысли, способным нанести катастрофический ущерб оппоненту
Мы же обращаем внимание на то, что «Посейдон» – оружие, в первую очередь, оборонительное
Россия готова защитить себя во всех средах – в космосе, на земле, в воздухе и под водой. Но нападать ни на кого не собирается. Это главное, что нужно знать западным экспертам, изучающим различные аспекты российской военной мощи.
Происхождение термина
В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году, ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).
В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо». Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами» или «минами Уайтхеда», торпедистов — «минёрами», торпедную атаку — «минной атакой», а торпедные корабли, соответственно — «минными» («миноноски», «миноносцы», «эскадренные миноносцы» и т. п.).
В обрусевшей форме «торпеда» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года.
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года)
И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы, которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската.
Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны
В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.
Минный катер Чесма
Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.
Торпеда Уайтхеда
миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны
В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.
Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года
Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | Год разработки | Калибр, мм | Длина, м | Полная масса, кг | Масса ВВ, кг | Дальность хода, м | Скорость хода, узлов | Тип двигателя | Применяемость |
Александровского24-дюймовая | 1868 | 610 | 5,82 | 1000 | 762 | 6-8 | 1-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | |
Александровского22-дюймовая | 1868 | 560 | 7,34 | 1000 | 10-12 | 1-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | ||
Александровского24-дюймовая мод. | 1875 | 610 | 6,1 | 18 | 2-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | |||
Whitehead обр. 1876 г. | 1876 | 381 | 5,73 | 350 | 26 | 400 | 20 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1880 г. | 1880 | 381 | 4,56 | 324 | 33 | 400 | 20 | 2-цилиндровыйвоздушный | минные катера |
Whitehead обр. 1882 г. | 1882 | 355 | 3,35 | 197 | 40 | 550 | 21 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1886 г. | 1886 | 381 | 5,52 | 391 | 40 | 600 | 24 | 2-цилиндровыйвоздушный | броненосцы |
Whitehead обр. 1889 г.тип «В» | 1889 | 381 | 5,52 | 395 | 80 | 600 | 22 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1889 г.тип «О» | 1889 | 381 | 5,52 | 420 | 80 | 600 | 25 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1894 г.тип «С» | 1894 | 381 | 5,52 | 455 | 80 | 600 | 27 | 3-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1897 г.тип «С» | 1894 | 381 | 5,2 | 426 | 64 | 400900 | 3025 | 3-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л» | 1894 | 381 | 5,18 | 430 | 64 | 400900 | 3025 | 3-цилиндровыйвоздушный | крейсера, миноносцы |
Whitehead обр. 1904 г. | 1904 | 450 | 5,13 | 648 | 70 | 8002000 | 3325 | 3-цилиндровыйвоздушный | крейсера, миноносцы |
Schwartzkopff В/50 | 1904 | 450 | 3,55 | 390 | 50 | 800 | 24 | 3-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки, крейсера, миноносцы |
Whitehead обр. 1907 г. | 1907 | 450 | 5,2 | 641 | 90 | 60010002000 | 403427 | 3-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки |
Whitehead обр. 1908 г. | 1908 | 450 | 5,2 | 650 | 95 | 100020003000 | 383428 | 4-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л» | 1910 | 450 | 5,2 | 665 | 100 | 1000200030004000 | 38342925 | 4-цилиндровыйвоздушный | |
45-12 | 1912 | 450 | 5,58 | 810 | 100 | 200050006000 | 433028 | 2-цилиндровыйвоздушный | надводные корабли |
45-15 | 1915 | 450 | 5,2 | 665 | 100 | 200050006000 | 433028 | 4-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки |
53-17 | 1917 | 533 | 7,0 | 1700 | 265 | 3000 | 32 | 3-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала |
Примечания
- , с. 3.
- ↑ П. Я Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык». ISBN 5-200-02282-7
- ↑ Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский. Торпеды Российского флота
- . Дата обращения: 3 октября 2017. 13 декабря 2014 года.
- Термин «торпеда» в Google Books.
- ↑ torpedo | Search Online Etymology Dictionary. www.etymonline.com. Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 16 января 2022 года.
- Bestiaria Latina: Audio Latin Proverbs: Ex labore dulcedo. Bestiaria Latina (1 мая 2007). Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 16 марта 2022 года.
- Documents related to the manning, maintenance and development of the US Navy in the Antebellum Period. Дата обращения: 5 июля 2009. Архивировано 28 июля 2014 года.
- Торпеды Фултона (англ.). Дата обращения: 5 июля 2009. Архивировано 28 июля 2014 года.
- ↑ , с. 4.
- А. Тарас. История подводных лодок 1624—1904 , с.205 ISBN 985-13-1108-1
- , с. 1256.
См. также
- Торпедная атака
- Ракета-торпеда
- Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина»)
- буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
- шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
- метательная мина
- Противокорабельная ракета
- Противолодочная ракета
самолёты:
- Торпедоносец
- Воздушная торпеда Кеттеринга
корабли:
- Подводная лодка
- Торпедный катер
- Миноносец
- Эсминец
другое:
- Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
- Бангалорская торпеда
См. также
- Торпедная атака
- Ракета-торпеда
- Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина»)
- буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
- шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
- метательная мина
- Противокорабельная ракета
- Противолодочная ракета
самолёты:
- Торпедоносец
- Воздушная торпеда Кеттеринга
корабли:
- Подводная лодка
- Торпедный катер
- Миноносец
- Эсминец
другое:
- Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
- Бангалорская торпеда
Происхождение термина
В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году, ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).
В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо». Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами» или «минами Уайтхеда», торпедистов — «минёрами», торпедную атаку — «минной атакой», а торпедные корабли, соответственно — «минными» («миноноски», «миноносцы», «эскадренные миноносцы» и т. п.).
В обрусевшей форме «торпеда» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года.
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года)
И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы, которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската.
Боевое применение
Во время Второй мировой войны, торпеда G7 и ее модификации была основной торпедой, принятой на вооружение Kriegsmarine:1940г. — Подлодки оснащаются в основном торпедами типа G7a (TI) и малым количеством G7е (TII). Все произведенные до 1940 года торпеды заменяются и перерабатываются как ненадежные.1942г. — В связи с появлением торед G7е (TIII), подлодки начинают укомплектовываться электрическими и парогазовыми торпедами поровну.1943г. — На вооружение входят торпеды FaT. Развитие электрических торпед позволяет им практически полностью вытеснить парогазовые.1944г. — Появление торпед G7e с системами «Falke», «Zaunkonig», «Zaunkonig-II» и торпед системы LuT меняет рисунок боя подлодок, что позволяет им стрелять торпедами с любой точки — торпеда сама дойдет до местонахождения противника и поразит его.
Применение торпед на подводной лодки начиналось с обнаружения цели. Далее, по командам наводчика, обербоцманнмаат вводил в счётно-решающий прибор «форхальтерехнер» курс цели, дистанцию к ней, скорость и ее видимую длину. Прибор же, дополнительно, в автоматическом режиме получает данные о курсе самой подлодки, ее скорости и считываемый с перископа угол наведения на цель. После получения всех данных, «форхальтерехнер» за короткое время программирует торпеду и она запускается с стойки управления стрельбой.
Пуск торпед в Kriegsmarine, в отличие от других флотов проводился двумя способами:
- подводный — торпеда выталкивается со скоростью 10 м/с пневматическим поршнем, на который подается давление в 20-24 атмосферы. Сам воздух, благодаря системе клапанов, не выходит наружу и пуск выходил чистым — без пузырьков на воде. Обратно же поршень возвращался сам под действием наружного давления воды, после отключения поршня от внутреннего источника давления;
- надводный — обычный пуск, когда торпеда выталкивается сжатым воздухом.
Классификация
- Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам:
- По назначению
- Противокорабельные (первоначально все торпеды);
- Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
- Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);
Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток.
- По принадлежности к носителям
- Для надводных кораблей;
- Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
- Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
- Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
- Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;
- По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)
- На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
- Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
- Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
- Электрические;
- Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).
- По способу наведения
- Неуправляемые — первые образцы;
- Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
- Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
- Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
- Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
- Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).
Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США)
- По типу применяемого заряда
- С зарядом обычного взрывчатого вещества;
- С ядерными боеприпасом;
- По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)
- С контактным взрывателем;
- С неконтактным взрывателем;
- С комбинированным взрывателем;
- С дистанционным взрывателем.
- По габаритам
- Малогабаритные (калибр до 400 мм);
- Среднегабаритные (калибр до 550 мм);
- Крупногабаритные (калибр более 600 мм).
- По режимам хода
- Однорежимные;
- Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);
- По типу траектории
- Прямоидущие;
- Маневрирующие;
- По следности
- Следные;
- Бесследные;
Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100 Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).
Классификация
- Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам:
- По назначению
- Противокорабельные (первоначально все торпеды);
- Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
- Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);
Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток.
- По принадлежности к носителям
- Для надводных кораблей;
- Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
- Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
- Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
- Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;
- По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)
- На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
- Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
- Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
- Электрические;
- Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).
- По способу наведения
- Неуправляемые — первые образцы;
- Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
- Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
- Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
- Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
- Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).
Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США)
- По типу применяемого заряда
- С зарядом обычного взрывчатого вещества;
- С ядерными боеприпасом;
- По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)
- С контактным взрывателем;
- С неконтактным взрывателем;
- С комбинированным взрывателем;
- С дистанционным взрывателем.
- По габаритам
- Малогабаритные (калибр до 400 мм);
- Среднегабаритные (калибр до 550 мм);
- Крупногабаритные (калибр более 600 мм).
- По режимам хода
- Однорежимные;
- Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);
- По типу траектории
- Прямоидущие;
- Маневрирующие;
- По следности
- Следные;
- Бесследные;
Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100 Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).
Примечания
- Согласно правилам орфографии того времени — «Чесьма»
- 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча английский фрегат Shah атаковал торпедой перуанский монитор Huascar, но не попал в цель.
- позже — завод «Красная Заря», Санкт-Петербург.
- У биротативного двигателя ротор и статор имеют противоположные направления вращения, что позволяет подключать к нему винты с разнонаправленным вращением без применения редуктора.
- Циркулирующая торпеда отличается от обычной возможностью движения по заранее заданной сложной траектории, в простейшем случае — по кругу или спирали с небольшой скоростью.
- Жидкостно-реактивный двигатель.
Великобритания
Обозначение | Тип | Калибр, кг | Масса взрывчатого вещества, кг | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|
Mk.I, II, III, IV, V, VI,VII, VIII, IX, X, XII | Фугасные | 227 | 113 |
Обозначение | Назначение | Диаметр, мм | Масса взрывчатого вещества, кг | Максимальная скорость хода, узлов | Максимальная дальность, м / Скорость, узлов | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|
18″ Mark VII | Противокорабельная | 450 | 150 | 2300 / 35 | 1913 | Sopwith Cuckoo | |
18″ Mark VIII | Противокорабельная | 450 | 150 | 2300 / 35 | 1913 | Blackburn Dart, Blackburn Ripon и пр. | |
18″ Mark IX | Противокорабельная | 450 | – | – | – | – | Blackburn Ripon, Blackburn Baffin и пр. |
18″ Mark XI | Противокорабельная | 450 | 211 | 2300 / 35 | 1934 | Fairey Swordfish и пр. | |
18″ Mark XII | Противокорабельная | 450 | 176 | 3200 / | 1935 | Fairey Swordfish, Bristol Beaufort и пр. | |
18″ Mark XIV | Противокорабельная | 450 | 170 | 2600 / | 1938 | Самолеты | |
18″ Mark XV | Противокорабельная | 450 | 247 | 3200 / | 1942 | Bristol Beaufort, Bristol Beaufighter | |
18″ Mark XVII | Противокорабельная | 450 | 270 | 2300 / 40 | 1944 | Blackburn Firebrand | |
18″ Mark 30 | Противолодочная | 450 | 270 | 2300 / 19 | 1946 | Hawker-Siddeley Nimrod, Avro Shackleton | |
Sting Ray | Противолодочная | 325 | 45 | 3000 / 45 | 1977 | Hawker-Siddeley Nimrod, AgustaWestland AW101 ́ |
Обозначение | Калибр, мм | Боевая часть | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|
RP-3 60 lb | 76 | Фугасная / Полубронебойная | 22,31 / 27,27 | 1,36 / 5,45 | 1,6 | 1942 | Fairey Firefly, Fairey Swordfish и др. |
Обозначение | Тип | Система самонаведения | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Firestreak | Малой дальности | Инфракрасная | 136 | 22,7 | 6,4 | 3672 | 1951 | De Havilland DH.110 Sea Vixen |
Red Top | Малой дальности | Инфракрасная | 154 | 31 | 12 | 3917 | 1957 | De Havilland DH.110 Sea Vixen |
Обозначение | Тип | Наведение | Боевая часть | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Lightweight Multirole Missile | Многоцелевая | Лазерное и инфракрасная ГСН | Осколочно-фугасная | 13 | 3 | 8 | 1836 | 2008 | Вертолеты, БПЛА |
Обозначение | Тип ГСН | Боевая часть | Масса , кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Sea Eagle | Инерциальная и активная радиолокационная | Полубронебойная | 580 | 230 | 110 | 1038 | 1976 | Blackburn Buccaneer, British Aerospace Sea Harrier и др. |
Sea Skua | Полуактивная радиолокационная | Полубронебойная | 147 | 39 | 25 | 979 | 1972 | Westland Lynx |
История разработки
В декабре 1926 г. после передачи завода Лесснера в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г. новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота. Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось. В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.
Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг. — Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС.
Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на и им. К. Е. Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на и на вновь построенном в 1938 г. заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.
Парогазовая торпеда 53-38: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами
Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г. неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г. на , а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38.
Торпеды Российского флота XIX века
Торпеда Александровского
В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами, которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».
Торпеда Александровского 1875 года
Восточном Кронштадтском рейдевинтомбалластарулями
На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов, на конечных — 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.
Средства противодействия
Броненосец Евстафий с противоторпедными сетями.
Проектируемые корабли стали оборудоваться специальными системами пассивной защиты. С внешней стороны бортов устанавливались противоторпедные були, которые представляли собой частично заполненные водой узконаправленных спонсоны. При попадании торпеды энергия взрыва поглощалась водой и отражалась от борта, снижая повреждения. После Первой Мировой войны также использовался противоторпедный пояс, который состоял из нескольких легкобронированных отсеков, расположенных напротив ватерлинии. Этот пояс поглощал взрыв торпеды и сводил к минимуму внутренние повреждения корабля. Разновидностью противоторпедного пояса являлась конструктивная подводная защита системы Пульезе, использованная на линкоре Giulio Cesare.
Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1)
Для борьбы с торпедами, использующими различные типы самонаведения, корабли и подводные лодки оборудуются имитаторами и источниками помех, усложняющими работу различных систем управления. Кроме того, принимаются различные меры, снижающие физические поля корабля.
Современные корабли оборудуются активными системами противоторпедной защиты. К таким системам относится, например, реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1), в котором используются три вида боеприпасов (снаряд-отводитель, снаряд заградитель, глубинный снаряд), десятиствольная автоматизированная пусковая установка со следящими приводами наведения, приборов управления стрельбой, устройств заряжания и подачи.
Сохранившиеся экземпляры
Сверху вниз: английская Mark IX, немецкая G7e, американская Mk 18
Благодаря массовому производству, множество торпед G7 сохранились на местах базирования подлодок и были сняты с сдавшихся подлодок всех типов при .
Сейчас торпеды G7 различных модификаций можно найти во многих военных и профильных музеях всех стран:
- Музей Мирового Океана, Калининград, Россия ();
- Museum of Science and Industry, Chicago ();
- Музей подводного флота в Балаклаве ();
- Музей Краснознаменного Черноморского Флота СССР, г.Севастополь ();
- Wisconsin Maritime Museum ().
Иные данные
- На базе торпеды G7e была построена человекоуправляемая торпеда «Neger».
- На безе захваченной американцами торпеды G7e методом реверсного инжиниринга была сконструирована .
- В союзных документах торпеды «Zaunkonig» и «Zaunkonig-II» фигурировали как GNAT — German Navy Acoustic Torpedo.