Носители крылатых ракет «Калибр»
Морские системы
- ракетный комплекс «Калибр-НК» (Club-N), устанавливаемый на надводные корабли. Интегрирован в вертикальную пусковую установку 3С14.
- модульный ракетный комплекс Club-U, устанавливаемый на надводные корабли.
- ракетный комплекс Калибр-ПЛ (Club-S), устанавливаемый на подводные лодки. Интегрирован в 533-мм торпедные аппараты.
Сухопутные системы
Самоходная пусковая установка Club-M на базе МЗКТ-7930
Сухопутные варианты комплекса при условии использования ракет дальностью свыше 500 км являются наиболее дискуссионными, так как потенциально нарушают договор об РСМД. По мнению разведки США, такие комплексы с крылатыми ракетами «Калибр» были созданы в РФ не только в варианте прототипа, а приняты на вооружение и пусковые установки и системы управления пуском разработаны на базе ОТРК «Искандер». По мнению ЦРУ, на боевом дежурстве находятся 2 дивизиона таких комплексов из 8 самоходных пусковых установок с большим запасом таких ракет. Другая версия, что ракета, используемая данными комплексами, является наземным вариантом ракеты X-101, а не «Калибр».
- ОТРК «Искандер-К» (предположительно)
- контейнерный ракетный комплекс Club-K. Интегрированный в 20- и 40-футовые ISO-контейнеры.
Носители
Макет пусковой установки 3С14
Ракетами семейства «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» оснащаются следующие корабли российского и иностранных флотов:
- Фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков»;
- Фрегаты проекта 11356 «Буревестник»;
- Фрегаты типа «Тальвар»;
- Фрегаты типа «Шивалик»;
- ;
- Ракетные корабли проекта 11661 (в зависимости от модификации);
- Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»;
- Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»;
- Патрульные корабли проекта 22160 «Василий Быков» (в зависимости от модификации);
- Подводные лодки проекта 955 «Борей» (в качестве неосновного вооружения); [источник не указан 1747 дней]
- Подводные лодки проекта 885 «Ясень»;
- Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»;
- Подводные лодки проекта 677 «Лада»;
- Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»;
- Подводные лодки проекта 877 «Палтус»;
- К-150 «Томск»[нет в источнике].
- Фрегат Маршал шапошников
- Крейсер Адмирал Нахимов
По словам бывшего Главкома ВМФ Виктора Чиркова, в ближайшем будущем большинство кораблей ВМФ РФ советской постройки, включая крейсера проекта 1144, эсминцы проекта 956 и большие противолодочные корабли проекта 1155, пройдя модернизацию, получат на вооружение ракетные комплексы с ракетами Калибр и Оникс.
«За последние годы разработано, сдано или сдаётся в эксплуатацию пусковое оборудование и средства загрузки для ракетных комплексов 3К14, 3М55, 9К, 3К96, а также для малогабаритного торпедного комплекса „Пакет“, размещаемых на новейших кораблях ВМФ России. Семейство вертикальных пусковых установок надводных кораблей типа 3С14 обеспечивает размещение на НК проектов 1161К, 21631, 11356М изделий комплекса 3К14 , а на НК проектов 22350, 20385, 11442М кроме того ещё и изделий комплексов 3М55 и 9К . КБСМ является разработчиком и поставщиком серийно изготавливаемых транспортно-пусковых стаканов из композиционных материалов с разрушаемой крышкой для изделий комплексов 3К14 и 9К. Для загрузки изделий указанных комплексов в ПУ НК созданы комплексы средств погрузки (КСП) типа СМ-456». Маловероятно, что неприменимость ПКРК «Оникс» в некоторых УКСК связана с размерами боеприпасов, так как 3М14 и 3М55 (без ТПС) имеют примерно одинаковую длину (по некоторым данным − около 8,1 и 8,6 м). Скорее всего боекомплект 3С14 урезается искусственно за счёт системы управления. Особенно нелепо это выглядит на примере 20385 (корвет с «Ониксом») и 11356 (фрегат без «Оникса»).
Опередивший время
Само появление такого проекта, как «Морской старт», можно назвать чудом. С падением «железного занавеса» наша страна очень хотела выйти на мировой рынок космических запусков. Мы обладали колоссальным опытом вывода грузов на орбиту, но ничего не знали о функционировании этого рынка. Кроме того, на Западе нам не очень доверяли, а при упоминании о военной нагрузке вообще прекращали разговор. С другой стороны, США стремительно проигрывали в коммерческих запусках французской компании Aerospatiale, выводящей спутники при помощи ракет-носителей Ariane из района экватора. У американцев не было ни подходящей ракеты-носителя, ни экваториального космодрома. Когда генеральный директор ракетно-космического концерна «Энергия» Юрий Семенов предложил компании Boeing совместную реализацию проекта «Морской старт», это неожиданно нашло поддержку на всех уровнях. Невероятно, но этот фантастический замысел объединил сразу четыре страны: Россию, США, Норвегию и Украину, которые сейчас просто невозможно усадить за один стол. Причем каждая сторона была незаменима.
Украина поставляла «Зенит-3SL» — морскую модификацию самой совершенной на тот момент ракеты-носителя «Зенит-2». Этот комплекс создавался как оружие последнего дня: в чрезвычайной ситуации, когда из строя выведены все спутники, он мог запускать ракеты через каждые 2−6 часов, быстро восстанавливая орбитальную группировку. «Зенит» единственный в мире был способен в автоматическом режиме выполнять предпусковые операции и непосредственно старт — а это необходимое условие для запуска с морской платформы, ведь там не должно быть людей. Самая современная на тот момент система управления определяла положение ракеты в пространстве и выбирала оптимальную траекторию. Уникальные свойства можно перечислять долго. Так как создавали «Зенит» для военных нужд, главным разработчиком было назначено днепропетровское КБ «Южное», а изготовителем — «Южный машиностроительный завод», специализировавшиеся в СССР как раз на боевых ракетах.
Технологии
«Попмех» показывает исторический запуск SpaceX в прямом эфире
Норвежская компания Kvaerner изготавливала морскую часть — сборочно-командное судно Sea Launch Commander и уникальную самоходную погружаемую стартовую платформу Odyssey. Платформа была перестроена из самоходной нефтедобывающей платформы Ocean Odyssey, которую спустили на воду в Японии в 1982 году. Шестью годами позже она сгорела в Северном море и была отстроена заново.
РКК «Энергия» делала для «Зенит-3SL» разгонный блок ДМ-SL и отвечала за монтаж стартового комплекса на платформу Odyssey на Выборгском судостроительном заводе (за основу был взят наземный стартовый комплекс «Зенита» на Байконуре). Помимо этого Россия поставляла в Днепропетровск около 70% комплектующих, включая лучший в то время ракетный двигатель первой ступени РД-171.
Компания Boeing, решавшая все вопросы маркетинга и поиска зарубежных заказчиков, разработала и изготавливала носовой блок полезного груза с обтекателем. Западные заказчики как огня боялись утечек секретных технологий. Отсек полезного груза собирался в здании берегового комплекса в порту Лонг-Бич без доступа российских специалистов и герметично запечатывался. Только после этого он стыковался с ракетой-носителем, которая морем доставлялась в Лонг-Бич из украинского Николаева.
Мы перечисляем все это настолько подробно, чтобы дать хотя бы поверхностное представление о беспрецедентной сложности международной кооперации в проекте «Морской старт», первоначальные расходы на который превысили 3,5 млрд долларов. Тем не менее компании не удалось обеспечить рентабельность проекта, и в 2009 году она обанкротилась, почти все акции выкупила РКК «Энергия» и после многочисленных попыток реанимации продала проект Владиславу Филеву.
«Зенит-3SL» (морской старт)
РКН «Зенит-3SL» эксплуатируется в составе ракетно-космического комплекса «Морской старт» (Sea Launch), используемого международной компанией Sea Launch для предоставления пусковых услуг.
Ракета-носитель Зенит-3SL. Фото РКК «Энергия»
Технические характеристики: Максимальная стартовая масса, т 473 Масса полезного груза, выводимого на геопереходную орбиту, т 6,0 Масса горючего и окислителя, т 425 Тяга двигателей при старте, тс 740 Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0 Компоненты топлива керосин/жидкий кислород Полная длина, м 59,6 Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9 Диаметр разгонного блока, м 3,7 Диаметр головного обтекателя, м 4,15 Количество ступеней 3
Инцидент
Что привело к взрыву, пока непонятно. Для определения причин ЧП создана специальная комиссия. Очевидно, что ракета —или то, что он нее осталось — покоится на дне Тихого океана где-то под стартовой платформой — или тем, что от нее осталось.
Как видно на появившейся в сети видеозаписи старта, далеко от платформы «Одиссей» ракета не улетела.
Во время запуска стартовая платформа функционирует в автоматическом режиме, поэтому при аварии люди пострадать не могли.
Это был 24-й запуск ракеты «Зенит» с «Морского старта» и первый в 2007 году. Первоначально он был запланирован на 25 января, однако каждый день переносился на сутки из-за подводных океанских течений, которые могли помешать пусковой платформе сохранять стабильное положение в точке пуска.
До этой аварии закончились неудачей три «Морских старта». В 2000 году ракета также упала на первой минуте полета, в следующем году запуск был аварийно отложен за минуту до старта, а в 2004 году разгонный блок не смог вывести спутник на заданную орбиту.
Первые межконтинентальные
В 1954 г. началась разработка первой в СССР межконтинентальной ракеты (МБР) Р-7, легендарной «семерки». После успешных пусков в 1957 г., в 1960 г. Р-7 приняли на вооружение. Незадолго до этого, в 1959 г., в СССР появился новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).
Первая советская межконтинентальная ракета Р-7 на пусковой установке. 1960 г.
Основой ядерных сил США стала МБР SM-65 «Атлас», принятая на вооружение в том же 1959 г. И советская, и американская ракеты несли термоядерные боеголовки. Окислителем ЖРД этих ракет был жидкий кислород, который быстро испарялся. Поэтому ракету заправляли кислородом непосредственно перед стартом, что занимало несколько часов, а будучи заправленной, ракета не могла долго ждать запуска.
Тридцать пятый
Что стало причиной последней нештатной ситуации, пока до конца непонятно. Расследовать инцидент будет специальная комиссия — ее организует Центр управления полетами. Предварительно известно лишь, что вскоре после старта ракеты (10:56 по московскому времени, 20:56 31 января по местному времени) двигатель первой ступени РД-171, изготовленный НПО «Энергомаш», перестал работать.
Сразу после инцидента исполнительный директор «Энергомаша» Владимир Солнцев пообещал провести экспресс-анализ телеметрической информации пуска ракеты. Разработчик самой ракеты «Зенит» — украинское КБ «Южное» — также взялся разобраться в причинах фальстарта. «Наши специалисты где-то через пять часов получат телеметрию. Мы будем работать в субботу и в воскресенье, и в понедельник мы, возможно, уже сможем сделать предварительные выводы о причинах аварии. Специалисты РКК «Энергия» [которая разработала для ракеты «Зенит-3SL» разгонный блок ДМ-SL — прим. «Ленты.ру»
] тоже занимаются анализом данных», — рассказали РИА Новости в КБ.
Международная программа «Морской старт» (Sea Launch) началась 90-х годах прошлого века. В 1995-мбыл образован консорциум Sea Launch Company, в который вошла «дочка» американской компании Boeing, российская РКК «Энергия», украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш», а также норвежская Aker Solutions. Демонстрационный пуск ракеты «Зенит-3SL» успешно состоялся в марте 1999 года. В октябре того же года ракета успешно доставила на орбиту телевизионный спутник DIRECTV 1-R.
Тем временем источник «Интерфакса» в ракетно-космической отрасли предположил, что сбить ракету с правильной траектории могло сильное волнение Тихого океана. По его словам, стабилизирующие двигатели пусковой платформы едва справлялись с качкой, в то время как для успешного пуска необходима полная устойчивость пусковой поверхности: к ней привязано все навигационное и гироскопическое оборудование ракеты и платформы.
Поскольку «Зенит» с самого старта ушел с нужной траектории, по мнению собеседника агентства, можно говорить о том, что системы ракеты сразу определили нештатную ситуацию из-за качки и включили двигатели на увод ракеты от пусковой платформы Odyssey. «Ракета упала в океан, командное судно и плавучий космодром не пострадали», — подытожил представитель ракетно-космической отрасли.
Источник РИА Новости, в свою очередь, указывает на другую возможную причину аварии. «Пятидесятые-шестидесятые секунды — это время прохождения ракетой максимальных аэродинамических нагрузок, и поскольку это время является наиболее трудным с точки зрения управления ракетой, скорее всего, авария произошла из-за сбоя в системе управления, что, в свою очередь, может означать целый комплекс причин. К примеру, либо были выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись», — заявил собеседник агентства.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем твиттере приводит и вовсе иное описание аварии. По словам чиновника, автоматическая команда на отключение двигателей поступила на 20-й секунде полета.
Состав
Боевая машина 9А33Б
БМ 9А33Б является автономной всепогодной огневой единицей. Машина способна обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановки способна обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут.
В качестве базы используется шасси БАЗ-5937. Шасси трёхосное, для движения по воде снабжено водомётом. Двигатель дизельный. Кроме того, шасси оборудовано средствами навигации и топопривязки. Шасси может транспортироваться самолётом Ил-76 и железнодорожным транспортом.
Станция обнаружения целей (СОЦ)
Радиолокационная станция кругового обзора. Имеет высокую степень защиты от помех. Решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Вращается со скоростью 33 1/3 оборота в минуту и стабилизирована в горизонтальной плоскости. Возможности антенны обеспечивают обнаружение цели типа истребитель на расстояниях до 40 км и 27 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Работает в диапазоне частот 6-8 ГГц.
Станция сопровождения целей (ССЦ)
Осуществляет поиск целей по данным полученным от СОЦ. Производит захват и автосопровождение целей по угловым координатам и дальности и выдаёт точные текущие координаты на счётно-решающий прибор (СРП). ССЦ позволяет захватывать и сопровождать цели на дальности до 23 и 14 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Станция имеет защиту от пассивных и активных помех. Работает в диапазоне частот от 14,2 до 14,8 ГГц.
Счётно-решающий прибор (СРП)
СРП решает задачу встречи ЗУР с упреждающей траекторией цели при поступлении информации от ССЦ, затем вырабатывает данные для своевременного пуска ракет. Время реакции комплекса от 16 до 26 секунд, что со временем, за десятилетия развития вертолётов создало сложность в борьбе с «подскакивающими» вертолётами на некоторых участках местности, однако в таком случае практически до
создания Осы имелись иные варианты противодействия (ПЗРК, зенитная артиллерия малых калибров). «Тунгуска» отодвинула «Осу» от переднего края и соответственно «подскакивающих» вертолётов чья задача перехват наступающих танков/разведка.
ЗУР 9М33
9М33 | |
Основные характеристики | |
Назначение | Зенитная управляемая ракета |
Разработчик | ОКБ-2 |
Масса снаряженной, кг | 128 |
Диаметр, мм | 206 |
Длина, мм | 3158 |
Размах крыла, мм | 650 |
Дальность пуска макс.: | |
в передней полусфере, км | 9 |
Скорость полёта цели, км/ч | 420 м/с |
Скорость полёта, | 1,51 |
Боевая часть | 15 кг |
Взрыватель | неконтактный |
Модификации | 9М33, 9М33М, 9М33М2, 9М33М3, 9М33М5 |
Основным вооружением ЗРК является твердотопливная ЗУР 9М33, выполненная по схеме «утка». Оснащена радиокомандной системой наведения на цель, осколочной боевой частью, неконтактным взрывателем с радиусом срабатывания 5 м и трассерами в хвостовой части для сопровождения телевизионно-оптическим визиром. Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществляется с интервалом 3-5 сек. Для снижения ошибки наведения при стрельбе по целям, находящимся на высотах 50-100 м, ракета наводится на них сверху вниз.
ТЗМ 9Т217Б
Транспортно-заряжающая машина осуществляет транспортировку двенадцати ЗУР и обеспечивает заряжание боевой машины.
Модификационный ряд
Стартовая площадка для всего семейства «Зенитов» – площадка № 45 или модернизированный комплекс «Зенит-М» (космодром Байконур, Казахстан) и морская платформа – ракетно-космический комплекс «Одиссей» (Тихий океан). Носители «Зенит» выводят космические аппараты на ближние орбиты, солнечно-синхронные и полярные орбиты, на дальние геостационарные орбиты. Сегодня семейство включает следующие модификации двухступенчатых и трехступенчатых ракет:
- Ракета «Зенит 2 SL Б». Состоит из двух ступеней. Система управления цифровая, на базе ЭВМ «Бисер-3». космическая часть автономная, что дает возможность сборки отдельно от ракетоносителя. Ракета «Зенит-2 SL Б» никогда не запускалась.
- Ракета-носитель «Зенит-3SL». Состоит из трех ступеней с космическим блоком разгона ДМ-SL. Обозначается как «Зенит-2S». Предназначена для запусков по программе «Морской старт». Площадка для запусков космических аппаратов – тихоокеанский ракетно-космический комплекс «Одиссей».
- Ракета «Зенит-3 SL Б». Разработана для запусков с космодрома Байконур (программа «Наземный старт»). Сделана исключительно из отечественных и украинских комплектующих. Главный обтекатель спроектирован и изготовлен на Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина (г. Калуга). Первый вывод на геостационарную орбиту космического аппарата (спутник «Электро-Л») произошел 20.01.2008.
- «Зенит-3SL БФ». Гибрид носителей «Зенит-2SL Б» и «Зенит-3SL Б». В ее составе блок разгона «Фрегат-СБ». Предназначается для выведения объектов инфраструктуры космоса на орбиты (первый – 20.01.2011).
Международная оценка
Основатель космической компании SpaceX (Америка) Илон Маск в 2017 году в одном из интервью назвал двухступенчатые ракеты-носители «Зенит» лучшими ракетами среднего класса современности. Правда, после своих многоразовых ракет Falkon. Портфель заказов на «Зениты» у производственного объединения «Южмаш» по состоянию на июль 2020 года составляет порядка 350 миллионов долларов. Заказчики космических носителей – группа , космические корпорации Соединенных Штатов Америки и Италии. Российская космическая корпорация «Энергия» в ответ обещает уже к 2022 году создать ракету среднего класса «Союз-5», которая составит здоровую конкуренцию украинским «Зенитам» как по программе «Наземный старт», так и по программе «Морской старт».
История
Первые советские управляемые жидкостные ракеты, разработанные на основе немецкой А-4 (Фау-2) стали поступать на вооружение с начала 1950-х годов. Они имели существенный недостаток — в качестве окислителя у них использовался жидкий кислород. С одной стороны, это не позволяло поддерживать готовность ракеты к пуску продолжительное время (вследствие испарения кислорода и необходимости постоянной его дозаправки); а с другой стороны, ставило в зависимость стартовые подразделения от кислорододобывающих заводов, что сковывало их мобильность и повышало уязвимость.
Кроме того, весьма ненадёжным был и сам процесс запуска «спиртовых» ракет: так как компоненты топлива (спирт и жидкий кислород) не являются самовоспламеняющимися, то для запуска двигателя необходимо вводить в сопло специальное «зажигающее устройство» (деревянную конструкцию с магниевой лентой), при поджиге которого производится пролив из двигателя спирта и кислорода.
Поэтому, в 1950 году согласно постановлению правительства были начаты научно-исследовательские работы по теме «Н2» с целью изучения возможностей создания баллистических управляемых ракет большой дальности на высококипящих компонентах топлива. При этом были использованы немецкие наработки по ракете «Вассерфаль» (Wasserfall).
Использование энергоёмких компонентов ракетного топлива (основное горючее — светлые нефтепродукты, окислитель — «меланж» на основе концентрированной азотной кислоты, пусковое горючее, самовоспламеняющееся при контакте с окислителем, «продукт Самин» — аналог немецкой жидкости «Тонка») и вытеснительного (давлением сжатого газа) способа подачи компонентов топлива в жидкостный ракетный двигатель позволило значительно сократить массо-габаритные характеристики новой ракеты и её стоимость, а также значительно увеличить время нахождения ракеты в высших степенях готовности.
Ракета Р-11, разработанная по результатам этих исследований, обеспечивала такую же дальность стрельбы, что и Р-1, но имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу (однако при этом пришлось снизить и вес боевой части).
Эксплуатация
Принципы боевого применения, а также система подготовки и обслуживания ракет Р-11 практически мало отличались от Р-1 и Р-2. Соответственно сходной была и штатная структура стартовых и технических подразделений.
В первых ракетных формированиях основной тактической единицей был отдельный ракетный (инженерный) дивизион (ордн). По три ракетных дивизиона (в некоторых соединениях — два или четыре) входили в состав ракетных соединений — инженерных бригад РВГК (ранее — бригад особого назначения РВГК). После передачи части таких формирований в состав РВиА Сухопутных войск СССР, с 1958—1959 годов эти соединения стали называть ракетными бригадами (рбр).
Каждый ордн в своем составе имел батарею управления, три стартовые батареи, техническую и парковую батареи, а также подразделения обеспечения, необходимые для ведения самостоятельного хозяйства.
В 1956—1957 годах 233-я инженерная бригада РВГК (в последующем 233-я рбр), дислоцированная в г. Клинцы (в 1958 г. передислоцирована в ГСВГ) была перевооружена с Р-1 на Р-11. В сентябре 1957 года с 15-м ордн из состава 233-й бригады было проведено опытное тактическое учение с пусками 9 боевых ракет (учения проводились на фоне армейской наступательной операции). Учения показали, что дивизион очень громоздок (более 152 крупногабаритных машин), имеет малую манёвренность и подвижность, на марше растягивается в очень длинную, плохо управляемую колонну. Тогда и встал вопрос о нецелесообразности иметь в дивизионе техническую и парковую батареи (в последующем, в 1959 году, часть их функций была передана в специально сформированную техническую батарею бригады, а в дивизионе остался только ракетно-технический взвод).
После передачи 77-й, 90-й и 233-й инженерных бригад РВГК, имевших на вооружении Р-11, в состав сухопутных войск, Директивой ГШ ВС предписывалось в военных округах и группах войск с 1958 года начать поэтапное формирование армейских и фронтовых ракетных бригад. К тому времени на вооружение уже стала поступать ракета Р-11М (8К11), и перевооружённые и вновь формируемые ракетные бригады получили статус ракетно-ядерных формирований в составе сухопутных войск.
Программа «Морской старт»
Это морской коммерческий проект по использованию ракетного космического комплекса морского базирования платформы Ocean Odyssey в Тихом океане (остров Рождества, республика Карибати, координаты: 0 градусов северной широты и 154 градуса западной долготы). Учредителями одноименной компании, основанной в 1995 году, были корпорация Boeing, РКК «Энергия», норвежская корпорация Kvaerner (Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». После реорганизации 2010 года ведущим учредителем стала российская корпорация «Энергия». С платформы до 2014 года осуществлялись коммерческие пуски с использованием носителей «Зенит-3SL». В 2016 году владельцем самой платформы, корабля Sea Launch Commander, наземного оборудования в порту Лонг-Бич, интеллектуальных прав и товарного знака стала группа , российское общество с ограниченной ответственностью, которая инвестировала в нее 160 миллионов долларов. В планах нового владельца до 70 запусков, преимущественно коммерческих, на протяжении ближайших пятнадцати лет.