История
Проекции Р-5
Ведущими конструкторами этой ракеты были Д. И. Козлов и И. П. Румянцев. Разработка ракеты Р-5 началась после отказа от завершения разработки ракеты Р-3 с проектной дальностью 3000 км, которая была признана нереализуемой на том этапе развития ракетной техники. Вместо этого было решено разработать ракету с дальностью около 1200 км на основе технических решений, уже опробованных на предыдущих ракетах и воплотить часть из того, что предназначалось для ракеты Р-3. Это была первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода, лишённым теплоизоляции (что компенсировалось подпиткой перед стартом). Кроме этого, конструкторы отказались от стабилизаторов, сделав ракету аэродинамически неустойчивой, хотя воздушные рули остались.
Изначально ракета снаряжалась фугасной боевой частью (БЧ) массой 1 тонна. Помимо основного варианта с одной боевой частью, у неё были варианты с тремя и пятью фугасными БЧ, с соответственно уменьшенной дальностью. Эти дополнительные БЧ подвешивались сбоку. В 1955 году были также начаты работы под шифром «Генератор-5» по разработке специальной боевой части с боевыми радиоактивными веществами («грязная бомба»), закончившиеся тремя испытательными пусками в 1957 году. Для снаряжения БЧ ядерными материалами применялся специально разработанный самоходный манипулятор «объект 805» массой 72 тонны.
Двигатель РД-103
Двигатель РД-103 для Р-5 был ещё более форсированной версией двигателя ракеты Р-1, превзойдя исходный по тяге в 1,7 раза. В частности, камера сгорания была переделана из грушевидной в сферическую. Топливом служил 92% этанол, как и в ракете Р-2 .
Испытания
Геофизические ракеты Р-2А и Р-5А на выставке на полигоне Капустин Яр
Перечень пусков Р-5 на испытаниях | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ п/п | Дата пуска | Тип и заводской № ракеты | Место старта | Дальность, км | Отклонение X(по дальности), км | Отклонение Z(по боку), км | Расчёт | Результат пуска | Примечание |
Первый этап экспериментальных пусков | |||||||||
1 | 15 марта | Р-5 | 4 ГЦП | 270 | −6,041 | +0,526 | Норма | ||
2 | 18 марта 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 270 | −3,812 | +0,497 | Норма | ||
3 | 2 апреля 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1200 | −12,634 | +0,674 | Норма | ||
4 | 8 апреля 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1178 | Авария | ||||
5 | 19 апреля 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1206 | −7,540 | +0,951 | Норма | ||
6 | 24 апреля 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1206 | Авария | ||||
7 | 13 мая 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1206 | −10,089 | −0,801 | Норма | ||
8 | 23 мая 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 550 | −5,962 | +0,812 | Норма | С четырьмя дополнительными боевыми отсеками | |
Второй этап экспериментальных пусков | |||||||||
9 | 30 октября | Р-5 | 4 ГЦП | 1185 | −0,462 | −0,845 | Норма | ||
10 | 3 ноября 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1185 | −1,814 | −0,130 | Норма | ||
11 | 17 ноября 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1185 | −0,804 | −0,053 | Норма | ||
12 | 21 ноября 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1185 | −2,622 | −0,836 | Норма | ||
13 | 26 ноября 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1185 | −567,44 | +56,6 | Авария | Выдача несанкционированной команды на выключение ДУ из-за повреждения в бортовой кабельной сети | |
14 | 5 декабря 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1185 | −1,1 | −1,55 | Норма | ||
15 | 9 декабря 1953 | Р-5 | 4 ГЦП | 1185 | −0,066 | −1,767 | Норма | ||
Пристрелочные испытания | |||||||||
16 | 12 августа | Р-5 № К3-1 | 4 ГЦП | 1191,4 | −404,475 | −3,469 | Авария | ||
17 | 17 августа 1954 | Р-5 № К3-2 | 4 ГЦП | 1191,4 | +133,0 | −7,9 | Норма | ||
18 | 19 августа 1954 | Р-5 № К3-3 | 4 ГЦП | 1191,4 | −9,829 | −0,450 | Норма | ||
19 | 24 августа 1954 | Р-5 № К3-4 | 4 ГЦП | 1191,4 | −6,0 | −2,0 | Норма | ||
20 | 25 августа 1954 | Р-5 № К3-5 | 4 ГЦП | 1191,4 | −2,6 | +1,5 | Норма | ||
21 | 5 сентября 1954 | Р-5 № К3-11 | 4 ГЦП | 1191,4 | −1,872 | −0,524 | Норма | ||
22 | 8 сентября 1954 | Р-5 № К3-7 | 4 ГЦП | 1191,4 | +0,580 | +0,542 | Норма | ||
23 | 9 октября 1954 | Р-5 № К3-9 | 4 ГЦП | 1191,4 | Норма | Воздушный разрыв ГЧ | |||
24 | 19 октября 1954 | Р-5 № К3-6 | 4 ГЦП | 1191,4 | −3,524 | −1,799 | Норма | ||
Зачётные испытания | |||||||||
25 | 30 декабря | Р-5 № К3-10 | 4 ГЦП | 1191,4 | −20,758 | −0,518 | Норма | ||
26 | 6 января | Р-5 № К3-13 | 4 ГЦП | 1191,4 | −2,227 | −0,851 | Норма | ||
27 | 8 января 1955 | Р-5 № К3-12 | 4 ГЦП | 1191,4 | −3,897 | −1,660 | Норма | ||
28 | 17 января 1955 | Р-5 № К3-14 | 4 ГЦП | 1191,4 | −6,123 | −0,722 | Норма | ||
29 | 21 января 1955 | Р-5 № К3-17 | 4 ГЦП | 1191,4 | −0,400 | +1,062 | Норма | ||
30 | 22 января 1955 | Р-5 № К3-18 | 4 ГЦП | 1191,4 | 0,0 | 0,0 | Норма | Воздушный разрыв ГЧ | |
31 | 25 января 1955 | Р-5 № К3-19 | 4 ГЦП | 1191,4 | Авария | ||||
32 | 29 января 1955 | Р-5 № К3-20 | 4 ГЦП | 1191,4 | −2,884 | −0,518 | Норма | ||
33 | 1 февраля 1955 | Р-5 № К3-15 | 4 ГЦП | 1191,4 | −3,294 | −0,535 | Норма | ||
34 | 7 февраля 1955 | Р-5 № К3-8 | 4 ГЦП | 1191,4 | +1,237 | −0,872 | Норма |
С чего начались разработки ПГРК «Ярс»
В результате подписания договора о разоружении СНВ-1 руководство СССР вынуждено было приостановить разработки разделяющихся боеголовок, сократить численность ядерных боеголовок до 1600 шт., боекомплектов к ним до 600 шт. В 2009 г. закончился срок действия данного соглашения и Российская Федерация восстановила разработки ракеты с множественными боеголовками.
Характеристики схожи с еще одним РК — «Булава». Способ запуска остался таким же, но очень снизилась стоимость комплекса. Инженерам удалось значительно сократить время полета, повысить маневренность, за счет чего увеличилась степень неуязвимости для ПРО противника.
Принцип действия
Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17—20 % тяги двигателя. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.
К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.
При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров.
После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.
На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении в плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.
Примечания
- (англ.). GlobalSecurity.org. Дата обращения 22 августа 2012.
- Николаев Леонид. . Сайт «Военный паритет» (3 мая 2007). Дата обращения 22 августа 2012.
- Charles P. Vick. (англ.). GlobalSecurity (20 March 2007). Дата обращения 18 мая 2012.
- Жидкотопливная ракета «Титан-II» осталась на вооружении только потому, что лишь она могла нести 9-мегатонные боевые части, слишком тяжёлые для «Минитмена»
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2013.
- . Дата обращения 3 ноября 2013.
Какие еще имелись отличительные особенности
Продолжая описание ракеты Р-12, стоит отметить, что приборный отсек в ней находится между парой баков для горючего. Кабельная прокладка и пневматические трассы проведены на внешней корпусной части в специальных гротах. Хвостовая часть для размещения четырехкамерного силового агрегата оборудована расширяющимся элементом в виде «юбки», который имеет пилоны статичных аэродинамических стабилизаторов. Подобная конструкция дополнительно улучшает центровку. На версии с индексом «У» данные детали не предусмотрены.
К особенностям материала изготовления ракет Р-12 и Р-14 относятся следующие моменты:
- сплав АМГ прекрасно сваривается;
- он не подвержен коррозийным процессам;
- швы не концентрируют локальные напряжения;
- материал не очень прочен, однако обладает высоким показателем пластичности;
- сплав В-95 не применяется в сварных конструкциях, заимствован у немцев, разработан специально для изготовления реактивных военных самолетов.
Сталь указанного типа в послевоенные годы широко эксплуатировалась в гражданской и армейской авиации, детальное ее изучение началось только после аварий двух летательных аппаратов АН-10 со многими жертвами. Позже материал заменили сплавом Д-16, обрабатываемым способами ковки и прессования.
Первое испытание
Первое в мире летное испытание ГПВРД было проведено нашими учеными и состоялось в последние дни существования СССР. Несмотря на очевидное лидерство США в области конструирования летательных аппаратов с ГПВРД не стоит забывать, что пальма первенства в создании действующей модели двигателя этого типа принадлежит нашей стране. В 1979 году Комиссия Президиума Совета министров СССР утвердила комплексный план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива для авиадвигателей. Отдельное место в этом плане было отведено и созданию ГПВРД. Основную часть работ в этой области провел ЦИАМ им. Л. И. Баранова. Летающая лаборатория для испытаний ГПВРД была создана на основе зенитной ракеты 5В28 ЗРК С-200 и получила название «Холод». Вместо боевой части в ракету встраивались емкость для жидкого водорода, системы управления и сам двигатель Э-57. Первое испытание состоялось 28 ноября 1991 г на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. В ходе испытаний максимальное время работы ГПВРД составило 77 с., была достигнута скорость 1855 м/с. В 1998 г. испытания летной лаборатории проходили по контракту c NASA.
Еще в 2003 году главный «мозговой трест» американской оборонной промышленности — агентство DARPA — в сотрудничестве с ВВС США объявил программу FALCON. Это слово, переводимое с английского как «сокол», является к тому же и аббревиатурой, расшифровывающейся как «Приложение силы при запуске из континентальной части США». Программа предусматривала разработку как разгонных ступеней, так и гиперзвукового планера в интересах Global Prompt Strike. Частью этой программы было также создание беспилотного самолета HTV-3X на гиперзвуковых прямоточных двигателях, однако финансирование впоследствии было прекращено. А вот планер, получивший обозначение Hypersonic Technology Vehicle-2 (HTV-2), был воплощен в металле и имел вид рассеченного пополам (по вертикали) конуса. В апреле 2010 и в августе 2011 года состоялись испытания планера, и оба полета принесли определенное разочарование. Во время первого пуска HTV-2 отправился в полет с помощью легкого носителя Minotaur IV с базы ВВС Ванденберг. Ему предстояло пролететь 7700 км до атолла Кваджелейн в районе Маршалловых островов в Тихом океане. Однако через девять минут связь с ним была потеряна. Сработала система автоматического прекращения полета, как полагают, в результате того, что аппарат «закувыркался». Очевидно, конструкторы на тот момент не смогли решить задачу сохранения стабильности полета при изменении положения рулящих аэродинамических поверхностей. Второй полет также прервался на девятой минуте (из 30). При этом, как сообщается, HTV-2 удалось развить вполне «баллистическую» скорость в 20 Махов. Однако уроки неудач были, по всей видимости, быстро усвоены. 17 ноября 2011 года другой аппарат под названием Advanced Hypersonic Weapon (AHW) прошел испытание успешно. AHW не был полным аналогом HTV-2 и рассчитывался на более короткую дистанцию, однако имел схожую конструкцию. Он стартовал в составе трехступенчатой разгонной системы с пусковой площадки на острове Кауаи Гавайского архипелага и достиг испытательного полигона им. Рейгана на атолле Кваджелейн.
Назначение
Цель такого оружия кроется, конечно же, не в нанесении легкого урона нападающему (как в случае травматических пистолетов, стреляющих резиновыми пулями) или временной нейтрализации путем распыления активного вещества (как в случае газового оружия). Здесь все гораздо проще: сигнальное оружие без лицензии используется для того, чтобы припугнуть нападающего. При этом никакого физического вреда оппоненту нанесено не будет.
Сигнально-шумовое оружие рассчитано на применение исключительно в оборонительных целях. Однако в случае возникновения реальной угрозы этого более чем достаточно. Как и многое другое вооружение, разрешенное к приобретению гражданскими лицами, пневматическое оружие (сигнальное в данном случае) требует наличия сертификата. Он говорит о соответствии и подтверждает право на продажу самой модели оружия, а также боеприпасов, которыми будет вестись огонь.
Показатели
Точность стрельбы МБР (круговое вероятное отклонение, КВО) является очень важной характеристикой, так как повышение точности в 2 раза позволяет использовать в 5 раз менее мощный боезаряд. Точность ограничивается точностью навигационной системы и имеющейся геофизической информацией. Многие правительственные программы, такие как GPS, ГЛОНАСС, спутники дистанционного зондирования Земли, используются в том числе для повышения точности навигационной информации
Самые точные баллистические ракеты имеют КВО менее 100 метров, даже при межконтинентальной дальности
Многие правительственные программы, такие как GPS, ГЛОНАСС, спутники дистанционного зондирования Земли, используются в том числе для повышения точности навигационной информации. Самые точные баллистические ракеты имеют КВО менее 100 метров, даже при межконтинентальной дальности.
Максимальная дальность полёта МБР 16 тыс. км, обеспечивая практически глобальную досягаемость для ракетного удара вне зависимости от расположения пусковой установки. Стартовая масса — 16—200 т, полезная нагрузка — до 10 тонн, апогей траектории — до 1000 км.
Спуск к цели происходит на скорости более 6 км/сек. Полетное время МБР наземного базирования от России до США лежит в диапазоне 25-30 мин. Для ракет подводного базирования полетное время может быть значительно меньше: до 12 мин.
Орбитальные ракеты (Р-36орб) имеют неограниченную дальность, но они сняты с вооружения по договору ОСВ-2.
Запуск ракеты «Днепр»
Оформление на вооружение
Серийный выпуск рассматриваемого комплекса начали осенью 1958 года, на вооружения он принят весной 1959-го. Основное предназначение — устранение целей, площадь которых составляет порядка 100 квадратных километров. После принятия на вооружения данные единицы вошли в несколько частей, в том числе и оперирующих ядерными боеголовками.
Массовый выпуск баллистических ракет Р-12 начался на нескольких заводах, а именно:
- на базе № 586 в Днепропетровске;
- в городе Омске (объект № 166);
- на авиационном комбинате № 47 в Оренбурге;
- в Перми (завод № 172).
В общем было изготовлено 2300 экземпляров, развертывание указанного вооружения началось в Прибалтике, Белоруссии и Казахстане. Первый полк на боевые позиции заступил в мае 1960 года. Данный тип ракет был убран с вооружения в 1989 году согласно договору о сокращении РСДМ.
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М
В 2022 году состоится полет стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М новой постройки
Фото: Фото: Rostec
Базовый Ту-160 выполнил первый полет в 1981 году, а в 2018-м на Казанском авиационном заводе началось производство модернизированных Ту-160М новой постройки. В декабре вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что в 2022 году планируется полет Ту-160М новой постройки. Самолет строят на новой элементной базе.
Ту-160 остается самым крупным сверхзвуковым самолетом в истории авиации. Также Ту-160 остается самым тяжелым боевым самолетом и самым скоростным бомбардировщиком. Ту-160 предназначен для поражения целей в удаленных районах обычным и ядерным оружием.
Испытание российской ракеты
Но на государственные испытания Р-5М вышла только в январе 1956 года, к тому же времени приготовили и первый ядерный боеприпас, который предстояло забросить на расстояние в 1200 километров. Прежде чем поставить на стартовый полигон первую в мире баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, необходимо было сначала проверить все тонкости стыковки «специзделия» с носителем. Для этого использовали макет атомной БЧ, а вместе с ними провели и первый пробный пуск, который состоялся 11 января 1956 года.
Ракета благополучно пролетела положенное ей расстояние и столь же успешно попала в цель в пределах «эллипса рассеивания» — то есть не слишком отклонилась от заданного курса и от запланированного места падения. Результат вдохновил разработчиков, он подтвердил верность выбранного решения оснастить ракету более короткой и тупой носовой частью, на чем настаивали оружейники, которым требовалось обеспечить не слишком высокую скорость сближения ракеты с землей.
Перед разработчиками новой конструкции поставили условие: добиться максимальной надежности. Как и первая «государственная» Р-5М, три следующие тоже стартовали без сбоев и попали в цель
Так что можно было приступить к последнему, самому важному этапу испытаний — запуску конструкции с настоящим ядерным боезарядом, пусть и уменьшенной мощности
Модели и предназначение
Ст. 1 ФЗ «Об оружии»: к «сигнальной» категории относятся предметы вооружения, конструкция которых предусматривает исключительно подачу сигналов (либо световых/дымовых, либо звуковых).
Важно: Соответственно тому, какие патроны используются для подачи сигналов, «сигналки» делятся на две группы:
- свето-дымовые;
- звуковые.
Модели, предназначенные для подачи световых/дымовых сигналов, принято называть «ракетницами». Конструкция таких пистолетов предусматривает выпуск одного заряда и использование специальных патронов.
Свето-дымовые модели имеют разный калибр и, хотя способны исключительно на подачу сигналов, все же относятся к категории гражданского оружия (п. 4 ст. 3 ФЗ «Об оружии»), вследствие чего граждане РФ имеют право приобретать, хранить и использовать их только при наличии лицензии.
Сигнальное вооружение для подачи шумовых сигналов представляет собой модели, от «ракетниц» отличающиеся конструкцией более схожей с боевым оружием. На боевые модели похож и принцип работы, однако каналы стволов в шумовых сигнальных пистолетах обычно запаяны.
Это исключает вероятность нанесения какого-либо физического вреда – их задачей является психическое воздействие в случаях самообороны и подача стартового сигнала. Лицензированию такие средства вооружения не подлежат.
Примечания
- , 2.2.3.1. Баллистические ракеты Р-5, Р-5М.
- , Хронологический указатель пусков ракет за 1947-1959 гг., с. 999—1069.
- , с. 464.
- . ruzhany.info. Дата обращения: 23 января 2019.
- Бочарова А. Л. Февраль в военной истории. // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 2. — С.80.
- . Дата обращения: 14 октября 2008.
- . Дата обращения: 28 июля 2022.
- ↑ , Тезисы доклада С. П. Королёва «О ходе подготовки ракеты Р-7 к летным испытаниям» на расширенном заседании Государственной комиссии по испытаниям ракеты Р-7 от 10 апреля 1957 года.
- ↑ , с. 33-34.
- , с. 68,80.
- (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991. Дата обращения: 28 января 2013.
- (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991. Дата обращения: 28 января 2013.
- ↑ (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991. Дата обращения: 28 января 2013.
- ↑ (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991. Дата обращения: 28 января 2013.
- ↑ (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991. Дата обращения: 28 января 2013.
- ↑ (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991. Дата обращения: 28 января 2013.
- (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991. Дата обращения: 28 января 2013.
Развёртывание и эксплуатация
Штаб реактивных частей (до 1960)
- 72-я инженерная бригада РВГК (ст. Медведь, Новгородской области), с 195? по 1960 год — Р-5М, с февраля по сентябрь 1959 года 72 ибр тайно находилась на территории ГДР, максимально на вооружении — 8 ПУ Р-5М
- 25-й ракетный полк (в/ч 43190), с 1955 года, как 635-й отдельный инженерный дивизион в составе 72 ибр, с мая по август 1959 на БД в ГДР с 4 Р-5М, в сентябре выведен в Советск Калининградской области, а ракеты переданы в 97-й ракетный полк, с мая 1960 25 рп на БД с Р-12, с которыми в июле вошёл в состав 24 рд.
- 638-й гвардейский ракетный полк (в/ч 25585), с 1955 года, как 638-й отдельный инженерный дивизион в составе 72 ибр, с мая по август 1959 на БД в ГДР с 4 Р-5М, в сентябре выведен в г. Волковыск Гродненской области, а ракеты переданы в 97-й ракетный полк, с мая 1960 638 Гв.рп на БД с Р-12, с которыми с июля вошёл в состав 31 рд. С 1961 года переведён в г. Слоним Гродненской области.
43-я ракетная Краснознамённая армия
На вооружении 43 РА (г.Винница), с 1959 по 1965 годы, максимально имелось 16 ПУ Р-5М:
- 44-я ракетная Камышинская дивизия (в/ч 43291, до 1960 — 73-я инженерная бригада, г. Коломыя Ивано-Франковской области), с 1960 по 1965 год — 8 ПУ Р-5М
- 101-й ракетный полк (в/ч 86343), в период с 1955 по 1959 годы в составе 73-й инженерной бригады (Камышин, Сталинградской области), с 1960 в составе 44 рд, с 195? по 1965 — 8 ПУ Р-5 (Свалява, Закарпатской области, с 1965 — Мукачево)
- 1-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (48°18′41″ с. ш. 22°30′51″ в. д.), на БД с Р-5М с 1 августа 1959 по 1965
- 2-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (48°17′06″ с. ш. 22°35′57″ в. д.), на БД с Р-5М с 1 августа 1959 по 1965
- 101-й ракетный полк (в/ч 86343), в период с 1955 по 1959 годы в составе 73-й инженерной бригады (Камышин, Сталинградской области), с 1960 в составе 44 рд, с 195? по 1965 — 8 ПУ Р-5 (Свалява, Закарпатской области, с 1965 — Мукачево)
- 46-я ракетная Нижнеднепровская ордена Октябрьской Революции Краснознаменная дивизия (в/ч 33883, г. Первомайск (Николаевская область), с 1961 по 1965 год — 8 ПУ Р-5М
- 84-й ракетный полк (в/ч 82717), в период с 1955 по 1958 годы, как 640-й отдельный инженерный дивизион в составе 85-й инженерной бригады (Капустин Яр), с 1958 по 1959 в подчинении Штаба реактивных частей у с. Перевальное в Крыму. В 1960, как 84 рп в составе 29-й ракетной бригады, а с 1961 в 46 рд, с 195? по 1965 — 8 ПУ Р-5
- 1-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (44°53′57″ с. ш. 34°20′05″ в. д., Мазанка), на БД с Р-5М с 10 мая 1959 по 1965
- 2-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (44°57′00″ с. ш. 34°26′06″ в. д., Балки), на БД с Р-5М с 10 мая 1959 по 1965
- 84-й ракетный полк (в/ч 82717), в период с 1955 по 1958 годы, как 640-й отдельный инженерный дивизион в составе 85-й инженерной бригады (Капустин Яр), с 1958 по 1959 в подчинении Штаба реактивных частей у с. Перевальное в Крыму. В 1960, как 84 рп в составе 29-й ракетной бригады, а с 1961 в 46 рд, с 195? по 1965 — 8 ПУ Р-5
50-я ракетная армия
На вооружении 50 РА (г.Смоленск), с 1959 по 1966 годы, максимально имелось 16 ПУ Р-5М:
- 24-я гвардейская ракетная Гомельская ордена Ленина, Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизия (в/ч 14237, г. Гвардейск, Калининградская область), до 1960 года — 72-я инженерная бригада (ст. Медведь, Новгородской области), с 195? по 1966 год — Р-5М, максимально на вооружении — 8 ПУ Р-5М
- 97-й ракетный полк им. 60-летия ВЛКСМ (в/ч 41203) — 8 ПУ Р-5М
- 1-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (54°40′40″ с. ш. 21°07′25″ в. д.), на БД с Р-5М с 1 октября 1959 по 5 ноября 1966
- 2-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (54°45′19″ с. ш. 21°09′19″ в. д.), на БД с Р-5М с 1 октября 1959 по 5 ноября 1966
- Запасные полевые позиции были расположены в районе пос. Геройское (54°45′57″ с. ш. 21°24′56″ в. д.) и Высокое (54°44′33″ с. ш. 21°33′48″ в. д.).
- 97-й ракетный полк им. 60-летия ВЛКСМ (в/ч 41203) — 8 ПУ Р-5М
- 29-я гвардейская ракетная Витебская ордена Ленина Краснознаменная дивизия (в/ч 42341, г. Таураге Литовской ССР, с 1961 — г. Шяуляй) — 8 ПУ Р-5М
- 115-й ракетный полк (в/ч 18282), в 1958—1959, как 253-й авиационный полк в составе 50-й воздушной армии (Выползово, Калининской области), в 1960 вошёл в состав 29 рд (с сентября 1959 — Паплака, Латвийская ССР), с 1958(59) по 1966 — 8 ПУ Р-5М
- 1-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (56°22′53″ с. ш. 21°17′10″ в. д.), на БД с Р-5М с конца 1959 по 1 мая 1966
- 2-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (56°25′00″ с. ш. 21°16′48″ в. д.), на БД с Р-5М с 1 октября 1960 по 1 мая 1966 (ГЧ поступили в апреле 1961 года)
- 115-й ракетный полк (в/ч 18282), в 1958—1959, как 253-й авиационный полк в составе 50-й воздушной армии (Выползово, Калининской области), в 1960 вошёл в состав 29 рд (с сентября 1959 — Паплака, Латвийская ССР), с 1958(59) по 1966 — 8 ПУ Р-5М
9-й отдельный ракетный корпус
На вооружении 9 орк (г.Хабаровск), с 1961 по 1967 годы, максимально имелось 4 ПУ Р-5М:
- 45-я ракетная Краснознаменная дивизия (в/ч 18289, с 1960 — г. Уссурийск, с 1965 — пос. Манзовка), с 1961 по 1967 год — 4 ПУ Р-5М
- 652-й гвардейский ракетный Брянско-Берлинский Краснознаменный полк (в/ч 82735), в период с 1953 по 1959 годы в составе 85-й инженерной бригады (Капустин Яр), с 1960 в составе 45 рд
1-й рдн с 4 наземными стартовыми позициями Р-5М (44°02′41″ с. ш. 132°26′12″ в. д.), на БД с Р-5М с 1 августа 1959 по 1967
, с 1956 по 1967 — 4 ПУ Р-5М (Ляличи, Приморский край)
- 652-й гвардейский ракетный Брянско-Берлинский Краснознаменный полк (в/ч 82735), в период с 1953 по 1959 годы в составе 85-й инженерной бригады (Капустин Яр), с 1960 в составе 45 рд
Интересные факты
В январе 1962 года заступили на боевое дежурство боевые дивизионы 664-го ракетного полка. Уже с февраля того же года все восемь подразделений также стали в строй и оттачивали мастерство в ходе комплексных занятий и проведения учений тактико-специального назначения.
В июне того же года было проведена операция «Анадырь», в ходе которой предполагалось разместить дивизию из трех полков на Кубе. Это привело к Карибскому кризису. Американская разведка смогла обнаружить на острове ракеты Р-12, назначение которых — несение ядерных боеголовок. В ходе разрешения критической ситуации стороны договорились о выводе указанного вооружения. В ноябре того же года были вывезены сами ракеты и демонтированы пусковые площадки. Личный состав покинул Кубу в декабре 1962 года.
В 1963-м был выполнен опытный пуск экспериментальной модели в рамках испытаний «Ракетоплана», разработанного конструкторским бюро Челомея.
На 1965 год общее количество пусковых установок в стране составило 608 единиц. Местонахождение ракет Р-12: г. Остров, Хабаровск, Раздольное, Коломыя, Первомайск, Пинск, Хмельницкий и многие другие населенные пункты, выгодные в плане стратегического размещения.
В начале 70-х годов минувшего века провели тестирование беспилотного орбитального ракетоплана типа БОР, сконструированного ОКБ Микояна. С 1976 до середины 1977 года осуществлено пять запусков противоракет А-350Ж и А-350Р. Тестирование проходило на полигоне «Алдан». Целями стали условные мишени в виде БСРД конфигураций 8-К63 и 8-К65. Кроме того, организовано три старта модификаций А-350Ж по реальным целям проекта 8-К63.
В 1978 году закрыли базу с указанными типами ракет в Литве (Плокштин). В 1984 году Р-12 и Р-14 размещались только в европейской части Союза, общее количество — 24 штуки. В декабре 87-го был подписан договор о сокращении РСМД. В итоге ликвидировали 65 развернутых комплексов, 105 неразвернутых ракет и более 80-ти пусковых станций. По непроверенным данным, в 1988 году в СССР на хранении было 149 ракет рассматриваемой конфигурации. В 1989 году по договору между Советским Союзом и США Р-12 сняты с вооружения. За время серийного производства было выпущено 2300 единиц данного вида вооружения. Последний экземпляр уничтожен в мае 1990 года в Брестской области.