Характеристики:
Основные характеристики:
Размеры: | |
– длина | 21.935 м |
– высота | 5.9 м |
– ширина | 14.7 м |
– площадь крыла | 62.04 м2 |
Масса: | |
– пустого | 16300 кг |
– нормальная взлетная | 23000 кг |
– максимальная взлетная | 28000 кг |
– боевой нагрузки | 4000 кг |
– топлива (максимальная) | 5270 (9400) кг |
Аварийный остаток топлива | |
Силовая установка | 2 х АЛ-31Ф (12800 кгс ЧР, 12500 кгс форсаж, 7770 кгс максимал) |
Практический потолок (без вооружения) | 18500 (24000) м |
Практическая дальность на высоте/у земли | 3900/1400 км |
Экипаж | 1 летчик |
Характеристики движения:
Тип скорости | Скорость | Расход топлива |
---|---|---|
Максимальная у земли (на большой высоте) | 1400 (2500) км/ч | Форсаж: 1.92 кг/кгс*ч, максимал: 0.75 кг/кгс*ч, минимум: 0.67 кг/кгс*ч |
Крейсерская |
Маневренность: скороподъемность 300 м/с, максимальная скорость разворота 23 град/с
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Встроенное | ГШ-301 30 мм | 150 выстр. |
УР «Воздух-Воздух» | Р-27(Э) СД | Подвеска (до 6 с РЛГСН, до 2 с ТГСН) |
Р-77 СД | Подвеска | |
Р-73(Э) МД | Подвеска (до 6) | |
Р-60М МД | Подвеска | |
НАР | С-8 | Подвеска (до 6 Б8М-1) |
С-13 | Подвеска (до 6 Б-13Л) | |
С-24Б | Подвеска (до 6) | |
С-25 | Подвеска (до 6) | |
Бомбовое | ФАБ(ОФАБ)-100 | Подвеска |
ФАБ(ОФАБ)-250 | Подвеска | |
ФАБ(ОФАБ)-500 | Подвеска | |
РБК-250 | Подвеска | |
РБК-500 | Подвеска | |
ЗБ-500 | Подвеска | |
ЗАБ-100 | Подвеска | |
КМГУ | Подвеска | |
Пушечное подвесное | СППУ-30 | Подвеска |
БРЭО | РЛПК-27 (РЛС Н001) | |
ОЭПС-27 (ОЛС ОЛС-27) | ||
Аппаратура автоматизированного наведения «Спектр» | ||
РЭБ | Станция активных помех «Сорбция-С» (подвеска) | |
Станция активных помех «Смальта-СК» (подвеска) | ||
АПП-50 (96 ППИ-50 или ППР-50) |
Варианты подвески вооружения:
Вариант | «Воздух-Воздух» | «Воздух-земля» | ||
---|---|---|---|---|
Левый внешний | Р-60(Р-73) | Р-60(Р-73) | ||
Левый средний | Р-60(Р-73) | Р-60(Р-73) | ||
Левый внутренний | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | Р-60(Р-73) | |
Левый под двигателем | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | ||
Центральный передний | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | ||
Центральный задний | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | ||
Правый под двигателем | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | ||
Правый внутренний | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | Р-60(Р-73) | |
Правый средний | Р-60(Р-73) | Р-60(Р-73) | ||
Правый внешний | Р-60(Р-73) | Р-60(Р-73) | ||
Вариант | «Воздух-Земля» | |||
Левый внешний | ||||
Левый средний | ||||
Левый внутренний | 4 (О)ФАБ-500 | 2 (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 |
Левый под двигателем | (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 | |
Центральный передний | 4 (О)ФАБ-500 | 4 (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 |
Центральный задний | 4 (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 | |
Правый под двигателем | (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 | |
Правый внутренний | 4 (О)ФАБ-500 | 2 (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 |
Правый средний | ||||
Правый внешний | ||||
Вариант | «Воздух-Земля» | |||
Левый внешний | ||||
Левый средний | ||||
Левый внутренний | КМГУ(ЗБ) | 2 блока НАР | 2 С-24(С-25) | РБК-250..500 |
Левый под двигателем | КМГУ(ЗБ) | Блок НАР | С-24(С-25) | РБК-250..500 |
Центральный передний | КМГУ(ЗБ) | РБК-250..500 | ||
Центральный задний | ||||
Правый под двигателем | КМГУ(ЗБ) | Блок НАР | С-24(С-25) | РБК-250..500 |
Правый внутренний | КМГУ(ЗБ) | 2 блока НАР | 2 С-24(С-25) | РБК-250..500 |
Правый средний | ||||
Правый внешний |
Аббревиатуры
Боевое применение
До прекращения существования СССР было выпущено порядка 680 самолетов образца Су-27 и его модификаций. На данный момент эти самолеты эксплуатируют следующие государства:
- Россия и страны СНГ;
- КНР;
- Ангола;
- Вьетнам;
- Армения;
- Эритрея;
- Индонезия и другие.
Таким образом, истребители Су-27 являются одними из самых распространенных воздушных боевых машин, в частности, среди поколения 4.
В российские войска Су-27 впервые начали поступать в 1984 году. Западным военным об этой модели самолета стало известно после инцидента над Баренцевым морем тремя годами позднее: патрульный самолет, принадлежащий СССР, столкнулся в воздухе с норвежским «коллегой». Однако оба самолета смогли удержаться в воздухе и благополучно вернуться на базы.
Во времена СССР Су-27 находился в составе войск ПВО. Сейчас этот самолет — один из главных на вооружении российских ВВС (около 400 самолетов этой модели сейчас стоят на вооружении России). Некоторые модификации (например, Су-27СМ) относятся уже к поколению 4++, это одни из самых совершенных воздушных машин на сегодняшний день.
Операторы
Карта с операторами Р-27 синим цветом с бывшими операторами в красном
Текущие операторы
- Алжир
- Азербайджан
- Бангладеш
- Беларусь
- Болгария
- Китайская Народная Республика
- Куба
- Египет
- Эритрея
- Эфиопия
- Грузия
- Индия – Заказано 300 ракет в 2019 году для самолетов Су-30МКИ. Варианты R-27R1 / ER1 и R-27T1 / ET1.
- Индонезия (на Су-27с и Су-30с )
- Иран
- Казахстан
- Мьянма
- Малайзия
- Северная Корея
- Перу
- Польша
- Россия
- Сербия
- Словакия
- Судан
- Сирия
- Украина
- Венесуэла
- Вьетнам
- Йемен
Бывшие операторы
- Чехословакия
- Чехия
- Восточная Германия (все переданы ВВС Западной Германии в 1990 году)
- Германия (все передано ВВС Польши с МиГ-29 в 2004 г.)
- Венгрия
- Ирак
- Советский союз (передается государствам-преемникам, кроме Литва, Латвия и Эстония )
- Румыния
- Югославия /FR Югославия/ Сербия и Черногория
Боевые сценарии
В зарубежных специализированных изданиях периодически рассматриваются сценарии воздушных операций против продвинутого в технологическом отношении противника. При этом главной задачей для тактической авиации НАТО является прикрытие ключевых объектов обеспечения операции и носителей крылатых ракет – бомбардировщиков В-1В, В-52Н и В-2 Spirit.
В свою очередь, сценарии борьбы с вероятным противником, осуществляющим массовое применение средств воздушного нападения (СВН), ставят перед командованием фронтовой авиации ВКС России следующие задачи:
- Поражение ключевых объектов управления (воздушные командные пункты), информации и защиты (самолёты-разведчики, самолёты ДРЛО и постановщики помех), обеспечивающих воздушную операцию с массовым применением СВН.
- Поражение боевых порядков бомбардировщиков вероятного противника до рубежа пуска крылатых ракет.
- Поражение самолётов тактической авиации, комплексов РЭБ и ПВО.
mil.ru
МиГ-35 с комплексами РВВ-СД и РВВ-МД.
Основу ударных сил фронтовой авиации будут составлять самолёты 4-го поколения – Су-35С, МиГ-35 и МиГ-31БМ. Комплекты вооружения авиационных комплексов варьируются в зависимости от полученных разведданных о составе ударной группировки ВВС противника. При этом истребителям МиГ-31БМ, несущим комплексы большой, средней и малой дальности, отводится ключевая роль в решении задач №1 и №2. А истребители Су-35С и МиГ-35 с комплексами РВВ-СД и РВВ-МД в задачах №1 и №2 будут играть вспомогательную роль, а по задаче №3 – основную.
Синхронизация работы АСУ ПВО и АСУ ВВС, объединённых в единый контур управления, исключит одновременное применение УРВВ и зенитных ракет по одной цели, что, естественно, уменьшит расход ракет, позволит расставить приоритеты и очерёдность поражения атакующих средств воздушного нападения, применяемых вероятным противником.
Впрочем, оставим за кадром порядок и последовательность проведения боевых операций – это прерогатива командования ВКС РФ. Отметим лишь, что тактико-технические преимущества новых ракет УРВВ-МД, УРВВ-СД и УРВВ-БД смогут повысить эффективность выполнения воздушной операции в несколько раз.
Кстати, весь арсенал этих ракет был представлен на «Армии-2019» в павильоне Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
История создания[править | править код]
Начало разработокправить | править код
В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения.
Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте там была развёрнута программа FX (Fighter Experimental).
Проектирование самолёта по уточненным требованиям началось в , когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «МакДоннел Дуглас», 23 декабря был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и «Спарки» TF-15A (F-15B).
В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки нового перспективного истребителя следующего поколения, к которой приступило ОКБ Сухого в году. Необходимо было учесть, что назначение создаваемого самолёта — борьба за превосходство в воздухе и что тактика включает ближний маневренный бой, который к тому времени был снова признан основным элементом боевого применения истребителя.
Проектируемый самолёт был призван дать достойный ответ на F-15, который с ускоренными темпами создавался в США.
Прототипыправить | править код
Т-10править | править код
В — стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками. Тем не менее опытный образец самолёта (названный Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая (пилот — заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин).
При одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов. Лётчик, пытаясь спасти машину, погиб.
В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию, и уступает F-15 по многим показателям. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины.
В ОКБ Сухого решили сохранить верность многолетним традициям и не стали выпускать посредственную машину.
Т-10С-1править | править код
В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо. Машина была сильно изменена, почти все узлы рассчитаны «с нуля».
Полученные при испытаниях данные показали, что был создан действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. Хотя и тут не обошлось без катастроф: в одном из полётов в критическом режиме из-за разрушения планера погиб Александр Комаров. Некоторое время спустя, на этом же режиме в аналогичную ситуацию попал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству испытателя, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Н. Ф. Садовников посадил на аэродром повреждённый самолёт — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины. В срочном порядке были проведены мероприятия по доработке самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.
В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, даже в процессе серийного производства.
На вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение самолёт получил обозначение Су-27, а в авиации ПВО — Су-27П (перехватчик). Внешне они между собой не отличались, да и внутри практически тоже. Правда, предполагалось, что фронтовой истребитель Су-27 должен иметь возможность поражать наземные цели, но его оборудование не было приспособлено для выполнения подобных задач. Поэтому в дальнейшем название Су-27П практически не применялось.
Фигуры высшего пилотажа[править | править код]
Файл:Su-27 jno rvb 0034.08.jpg Су-27 на авиашоу
На авиасалоне Ле-Бурже в июне года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв на самолёте Су-27 впервые продемонстрировал новую фигуру пилотажа — «Кобру» (динамическое торможение). Самолёт, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120°, некоторое время летит хвостом вперёд, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение. Журналисты, присутствовавшие на авиасалоне, окрестили эту фигуру «Коброй Пугачёва» в честь первого её исполнителя.
Само название элемента — «кобра» — придумал генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов, сравнив поведение самолёта в воздухе со стойкой кобры перед атакой.
Считается, что фигура «кобра» может применяться для ухода от доплеровских радиолокационных головок самонаведения ракет путем резкого сброса скорости в бою так как допплеровские радары селектируют цели, имеющие скорости ниже 200 км/ч. Однако Су-27 может выполнять фигуру «кобра», только находясь в границах скоростей от 400 до 500 км/ч, что существенно ограничивает возможности ее исполнения в боевых условиях. Наиболее перспективно использование «кобры» в ближнем воздушном бою, когда скорости самолетов обычно находятся в пределах от 400 до 600 км/ч. При резком увеличении угла атаки появляется возможность захватить нашлемной системой целеуказания НСЦ «Щель-ЗУМ» вражеский самолет и успеть выпустить ракету Р-73.
Так же маневр применим для ухода от преследования. Преследующий СУ-27 противник проскочит вперед и станет удобной мишенью для атаки. Подобная идеология заложена в «Харриер», который тормозит перенаправлением струи газов, истекающей из двигаталей, с помощью специальных заслонок.
Демонстрация «Кобры» показала принципиальную возможность удерживать самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический.
Чтобы преодолеть ограничение в 120° по углу атаки, необходимо добавить вертикальную составляющую вектора тяги двигателей. Иными словами, разработать двигатель с управлением вектором тяги (УВТ). Что и было реализовано в самолёте Су-37, являющимся, по сути, тем же самым Су-35, но с установленным на нем двигателями с системой УВТ и доработанной САУ.
Благодаря этой новаторской идее стало возможным выполнение эффективных боевых манёвров на околонулевых (и даже отрицательных) скоростях при больших углах атаки. Одним из таких манёвров является «Чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»), первого выполнившего его на Су-37.
При выполнении этого манёвра самолёт с набором высоты одновременно уменьшает скорость и из этого положения делает «мёртвую петлю» на очень малых скоростях полета, доводя угол атаки до 360°, то есть практически разворачиваясь вокруг своего хвоста!
Времени разворота достаточно, чтобы захватить цель и произвести по ней пуск ракет, вследствие чего можно эффективно противодействовать преследователям, зашедшим в хвост самолёту. Благодаря двигателям с ОВТ риск сваливания в штопор минимален, а сам штопор перестал быть неуправляемым режимом.
Описание
Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Т, Р-27Р, Р-27П предназначены для поражения воздушных целей (высокоманевренных самолетов, вертолетов и т. п.) в любое время суток, на всех ракурсах при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхностей. Р-27 предназначена для поражения целей в диапазоне высот от 20 м до 25 км с максимальным превышением (принижением) 10 км при скорости целей до 3500 км/ч и перегрузке до 8g. Возможен пуск двух ракет по двум целям. Обеспечена готовность ГСН к применению через 1 с после получения целеуказания от системы управления вооружением носителя типа МиГ-29. Взрывательные устройства ракет выполнены на основе радиолокационных неконтактных и контактных датчиков цели. В компоновке ракет реализован модульный принцип конструкции. Ракеты входят в состав вооружения самолетов марки МиГ, Су и др. Подвеска ракеты на самолет-носитель, обеспечение необходимым электропитанием в совместном полете, боевой пуск и аварийный сброс осуществляется с помощью авиационного пускового устройства АПУ-470 или авиационного катапультного устройства АКУ-470.
Модификации Су-27[править | править код]
- Су-27С — одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта.
- Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из СУВ устранена позможность работы по земле.
- Су-27УБ (Т-10У) — двухместный учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27, сохраняет все боевые возможности Су-27. Первый полёт на Су-27УБ выполнен 7 марта . Серийно строится в Иркутске с .
- Су-27УП (Т-10-30) — учебно-патрульный самолет для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. Производится серийно.
- Су-30 (Су-27ПУ) — самолёт наведения целеуказания. Способен осуществлять одновременное наведение четырёх перехватчиков Су-27. Имеет все боевые возможности Су-27. Некоторые машины могут нести ракету Р-77 (РВВ-АЕ).
- П-42 — рекордный самолёт, переоборудованный из серийного Су-27. В — на нём было установлено 27 мировых рекордов FAI по скороподъёмности и высоте полёта.
- Су-33 (Су-27К, Т-10К) — палубный истребитель. Предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Главный конструктор — Константин Христофорович Марбашев. Усилена конструкция шасси, в хвостовой части установлен тормозной гак, истребитель оснащен складывающимися крылом и стабилизатором. Введена система дозаправки топливом в воздухе с установленной слева перед кабиной выпускаемой топливоприемной штангой. Вооружение Су-33 включает сверхзвуковую противокорабельную управляемую ракету «Москит» большой дальности. ПКР применяется в составе комплекса управляемого вооружения «Морской змей». Достоверных данных о возможности применения ПКР с борта Су-33 нет. Первый полёт Су-33 состоялся 17 августа , а 1 ноября Су-33 впервые в России осуществил посадку «по-самолётному» на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и взлёт с палубы корабля с использованием трамплина. В на заводе в Комсомольске-на-Амуре начато серийное производство Су-33.
- Су-34 (Су-27ИБ, Су-32ФН) — двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением лётчиков плечём к плечу. Предназначен для поражения точечных наземных (надводных) сильнозащищенных целей, в любых погодных условиях, днём и ночью. Поднялся в воздух 13 апреля . Считается аналогом американского истребителя-бомбардировщика Ф-15Е. Впервые для самолётов этого класса применено сильное бронирование и просторная кабина экипажа с кухней и санитарным устройством. Теоретически может нести ядерное оружие.
- Су-35 (Су-27М) — изначально многоцелевой истребитель с ПГО. Однако в данный момент этим индексом обозначается модернизированный Су-27, почти без изменений в конструкции планера, т.е. без ПГО.
Также существовал в единственном экземпляре Су-37 (борт 711). Это Су-35 с двигателями, оснащенными системой управления вектором тяги, и эксперименталной системой управления (тензометрический РУД и боковая ручка) Машина потеряна в одном из испытательных полетов в связи с износом конструкции (разрушился стабилизатор).
Эксплуатация[править | править код]
Всего было произведено около 1800 ракет. Комплекс Д-5 эксплуатировался с по 1988 год. Всего было выполнено 492 пуска ракет, из которых 429 признано успешными. Максимальное количество пусков было в 1971 году — 58. Это своеобразный рекорд для советских и российских баллистических ракет подводных лодок. Комплекс удерживает также рекорд по среднегодовому количеству пусков — 23,4.
При эксплуатации комплекса Д-5У был выполнен 161 пуск, из них 150 успешных. Последние пуски ракет Р-27 и Р-27У по планам боевой подготовки были выполнены в 1988 году. После этого пуски осуществлялись только в исследовательских целях. За время эксплуатации дважды (по одному разу на Северном и Тихоокеанском флотах) были проведены стрельбы 8 ракет в одном залпе. Все пуски были признаны успешными. За весь период эксплуатации было выполнено более 10 тысяч погрузок-выгрузок ракет, лодками вооружёнными РСМ-25 было осуществлено 590 боевых патрулирований в различных районах Мирового океана.
За время эксплуатации произошло несколько аварий с разрушением ракет. Погибли 5 человек и потеряна одна подводная лодка — К-219.
При погрузке с нарушением процесса погрузки-выгрузки ракета с высоты 10 м упала на причал. Был разрушен бак окислителя. Два человека из погрузочной партии погибли от воздействия паров окислителя на незащищённые органы дыхания.
Трижды разрушалась ракета в шахте лодки, находящейся на боевом дежурстве.
На учениях «Океан-76» на лодке К-444 провели предстартовую подготовку трёх ракет. Был осуществлён пуск двух ракет, а стрельба третьей ракетой не производилась. Давление в баках ракеты из-за ряда человеческих ошибок было сброшено до всплытия лодки. Давление забортной воды разрушило баки ракеты, а при всплытии и осушении шахты окислитель протёк в шахту. Благодаря умелым действиям личного состава развития аварийной ситуации не произошло.
В 1973 году на лодке К-219 находящейся на глубине 100 м из-за ложного срабатывания системы орошения при открытом клапане осушения шахты и ручного клапана на перемычке между главной осушительной магистралью лодки и трубопроводом осушения шахты произошло сообщение ракетной шахты с забортной водой. Давление в 10 атмосфер разрушило баки ракеты. При осушении шахты произошло возгорание ракетного топлива, но своевременное срабатывание системы автоматического орошения предотвратило дальнейшее развитие аварии. Лодка благополучно вернулась на базу.
Пожар на К-219 в октябре 1986 года
Третий случай произошёл также на лодке К-219 3 октября 1986 года. По неустановленным причинам при погружении после сеанса связи в ракетную шахту стала поступать вода. Экипаж попытался отключить автоматику и слить воду нештатными средствами. В результате сначала давление сравнялось с забортным и разрушились баки ракеты. Затем после осушения шахты произошло возгорание компонентов топлива. Отключённая автоматика орошения не сработала и произошёл взрыв. Была сорвана крышка ракетной шахты, начался пожар в четвёртом ракетном отсеке. Потушить пожар собственными силами не удалось. Личный состав покинул лодку, отсеки заполнились забортной водой и лодка пошла ко дну. Во время пожара и задымления в ракетных 4-м и 5-м отсеках погибли 3 человека, в том числе командир БЧ-2.
Опыт эксплуатации ракет РСМ-25 был проанализирован и учтён при разработке новых комплексов. В результате при эксплуатации последующих ракет не было ни одного случая гибели людей.
Снятие с вооруженияправить | править код
Модификация Р-27У была снята с вооружения ещё до распада Советского Союза, в 1989 году. Другие модификации ракеты снимались с вооружения в России в рамках исполнения договора СНВ-1. Согласно сентябрьскому меморандуму 1990 года, на территории СССР на Р-27 было развёрнуто 192 ядерных боезаряда. По состоянию на июль 1997 года Украина, Белоруссия и Казахстан по Лиссабонскому протоколу отказались от ядерного оружия, а в России на Р-27 оставалось 16 развёрнутых боезарядов. Январский меморандум 2008 года подтвердил, что все Р-27 в России были сняты с вооружения.
Тактико-технические характеристики
Носители | Су-27, Су-33, Су-34, Су-35, МиГ-29, Як-141 |
Длина ракеты, мм | 3795 (4490) |
диаметр корпуса: | по отсеку аппаратуры управления 230, по РДТТ 230 (260) |
Размах крыло, мм | 774 (803) |
Размах руля, мм | 972 |
БЧ – стержневая несущего типа*, кг | 39 |
Масса ракеты, кг | 253 (350) |
Дальность пуска, км | 50 (90-110) |
Калибр, мм | 230 |
Скорость цели км/ч | 3500 |
Перегрузка цели, g | 8 |
Скорость ракеты, М | 4,5 |
Двигательная установка | однорежимный РДТТ (двухрежимный РДТТ) |
Время управляемого полета, с | 60 |
Система наведения | инерциальная с радиокоррекцией + тепловая/полуактивная радиолокационная ГСН/пассивная РГСН |
Специфическая для данной ракеты форма рулей — «бабочка» — обусловлена улучшением маневренности при косом обдуве.
Варианты
- Р-27Р АА-10 Аламо-А, полуактивная радиолокационная станция самонаведения. Ракета может использоваться на высоте от 20 до 25 000 метров (пусковая площадка или цель). Эффективная дальность поражения цели на той же высоте: от 2 до 42,5 км лобовым, от 0,7 до 7,5 км хвостовым. Максимальная дальность: 73 км. Максимально допустимое вертикальное разделение между целью и стартовой платформой: +/- 10 км.
- Р-27Т АА-10 Аламо-Б, инфракрасное самонаведение, пассивное самонаведение с помощью Автоматики 9Б-1032 ( ПРГС-27) Головка ГСН ИК. Ракета может использоваться на высоте от 20 до 25 000 метров. Эффективная дальность поражения цели на той же высоте: от 2 до 33 км в лоб, от 0 до 5,5 км в хвостовой части. Максимальная дальность: 63 км. Максимально допустимое вертикальное эшелонирование: +/- 10 км.
- R-27ER AA-10 Alamo-C, полуактивная радиолокационная версия повышенной дальности самонаведения. Ракета может использоваться на высоте от 20 до 27 000 метров. Эффективная дальность поражения цели на той же высоте: от 2 до 65,5 км лобовым, от 0,7 до 16,5 км хвостовым. Ракета не может быть запущена на высоте менее 3 км по цели на фоне земли, если дальность пуска менее 6 километров. Максимальная дальность: 117 км. Максимально допустимое вертикальное эшелонирование: 12 км.
- Р-27ЭТ АА-10 «Аламо-Д», вариант с инфракрасным самонаведением и дальностью действия, Масса 348 кг. Ракета может использоваться на высоте от 20 до 27 000 метров. Эффективная дальность поражения: от 2 до 52,5 км в лоб, от 0,7 до 12,5 в хвост. Максимальная дальность: 104 км. Максимально допустимое вертикальное эшелонирование: 12 км.
Варианты Р-27Р и ER могут использоваться в любых метеорологических условиях. Пуск может производиться при перегрузке менее 5 g и скорости крена менее 50 град / с. Допускается изменение обозначения целей во время полета или совместное освещение цели с другими самолетами.
Варианты R-27T и ET могут использоваться вне облачности, не менее 15 градусов от пеленга солнца и 4 градуса от пеленга Луны и в условиях контрастного тепла на земле. В случаях пуска на максимальную дальность, когда команда блокировки не может быть использована, ракета может быть запущена в режиме PPS: в этом режиме ракета будет лететь прямо, пока не достигнет захвата цели. Поскольку у ракеты нет возможности маневрировать до захвата, самолет должен маневрировать так, чтобы ракета была направлена под углом не более 15 градусов к цели для уверенного захвата инфракрасной ГСН после пуска. Выравнивание высоты рекомендуется, но не требуется. В разделе боевых действий руководства Су-27 этот режим использования особенно рекомендуется для лобового использования для пассивных атак по целям с углом приближения 0 градусов (то есть другой истребитель движется на перехват), оставляя цель незаметной для приближающейся ракеты. Пуск может производиться при весе от 0 до 7 г, но ограничен до 6 г, если проскальзывание, вызванное качением, превышает диаметр шара более чем в 2 раза.
Другие варианты:
- R-27P AA-10 Alamo-E, пассивная радиолокационная система самонаведения с дальностью действия до 72 км.
- Р-27ЭП AA-10 Аламо-Ф, пассивная противорадиационная ракета большей дальности с дальностью до 70 нм (110 км)
- Р-27ЭА, активное радиолокационное наведение с активной ГСН 9Б-1103К, дальность>130 км.
- Р-27ЭМ, активное радиолокационное наведение с активной ГСН 9Б-1103К, дальность>170 км.
Р-73
Р-73
Конструкция ракеты Р-73 отвечает особенностям ближнего боя современных истребителей. Чтобы избавить летчика от потерь времени на выбор оружия малой или средней дальности в быстро меняющейся боевой обстановке, разрешенная дистанция пуска Р-73 увеличена до 30 км, что привело к появлению термина «ракета промежуточной дальности». В таком варианте РМД1 с ТГСН «Маяк» ракета имеет углы целеуказания + 45°, у РМД2 диапазон увеличен до +60°, а дальность пуска — до 40 км. ГСН позволяет отслеживать цель, перемещающуюся с угловой скоростью до 600/сек, а также отстраиваться от естественных и искусственных помех с помощью цифровой обработки сигнала.
Достижение сверхманевренности обеспечивает установка газодинамических интерцепторов, управляющих реактивной струей двигателя и дестабилизаторов, выполняющих на Р-73 еще одну функцию: они расположены перед рулями и уменьшают местные углы атаки, предохраняя рулевые поверхности от срывов потока и падения эффективности при резких маневрах. Газодинамическое управление обеспечивает высокую маневренность сразу после пуска, когда скорость еще не высока и эффективность обычных рулей недостаточна. Отклонение струи позволяет ракете, едва сошедшей с АПУ, менять направление полета на 90° и более. Р-73 практически не накладывает ограничений на условия пуска и маневры носителя.
Высокая управляемость и сверхманевренность Р-73 позволяет ей атаковать цели, летящие на высотах от 5 м с перегрузками до 12 не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах, атакуя их по оптимальным «ломаным» траекториям практически без радиусов виражей с собственными перегрузками до 40. Двигатель тягой 7700Н сообщает ракете высокую энерговооруженность, благодаря чему она может запускаться и в заднюю полусферу для обороны носителя. Такая методика «обратного старта» прошла испытания, доказав свою эффективность, и в разработках перспективных советских истребителей предусматривалась установка дополнительной РЛС для поиска и целеуказания в задней полусфере. Автопилот Р-73, выполненный на основе микроэлектроники и оснащенный датчиками углов атаки и скольжения по принципу действия и объему выполняемых операций сопоставим с самолетной САУ.
Р-73 под крылом истребителя МиГ-29К
От случайного срабатывания и повреждений узлы Р-73 на подвеске защищены предохранительными чеками, струбцинами и заглушками
Р-73 на пусковом устройстве АПУ-73-1Д истребителя МиГ-29
Демонстрационный образец Р-73
Работа газодинамических интерцепторов и рулевых поверхностей потребовала установки ПАД увеличенной производительности. Он расположен в центральной части ракеты и газ под давлением разводится к силовым приводам по наружным трубопроводам, прикрытым гаргротом. В разных исполнениях Р-73 оснащается лазерным или радиовзрывателем. Поражающими элементами БЧ массой 7,4 кг служат массивные урановые стержни. Учебный вариант ракеты с регистратором записей носит название УЗР-73, экспортное исполнение ракеты — Р-73Э. Для подвески ракет служит пусковое устройство АПУ-73-1 Д. На вооружение Р-73 приняли в июне 1984 года.
Был разработан также вариант Р-73М, оснащенный ГСН с многоплощадочным двухдиапа-зонным фотоприемником повышенной помехозащищенности со вдвое большей чувствительностью и дальностью захвата. Зона целеуказания Р-73М расширена до +90°, а для повышения поражающего действия автопилот при подлете к цели направляет ее с факела двигателя на центральную часть самолета.
Описание авиационной ракеты Р-27
Изначально модель разрабатывалась с учетом нормальной схемы самолетной аэродинамики. В дальнейшем ее изменили на конфигурацию «утка», базирующуюся на асимметричном крестообразном размещении рабочих поверхностей. В конструкцию внедрили технически сложные аэродинамические рули. Эти элементы имеют значительное удлинение, стреловидность переменной конфигурации (на фронтальной кромке) и суженный корневой отсек.
Подобная схема (типа «бабочка») дала возможность использовать рули в дифференциальном режиме не только для управления и стабилизации полета по основным показателям, но и аналогичного действия по каналу крена. Конструктивные особенности гарантировали стабильный коэффициент момента крена во всем доступном диапазоне чисел. Соответственно, нивелировалось реверсное явление, характерное для других аналогов, созданных по системе «утка».