Ракета Р-17 (8К14) «Скад-В» ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»
Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.
Ракета Р-17 (8К14) («Скад-В») — видео пуска сирийской ракеты
Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».
ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ
В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км. Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.
«Скад-А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен, Ливия. В 1986 году в ответ на предпринятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад В». Однако ракеты в цель не попали. 17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель-Авиву «Скад-В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта. Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами, израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.
Впервые Ирак использовал «Скад-В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану. В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии. К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии). В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-17 (8К14) («Скад-В»)
Длина | 11,25 м |
Диаметр | 0,88 м |
Масса | 5900 кг |
Масса заряда | 985 кг |
Виды зарядов | атомный 50 кТ, осколочно- фугасный, химический и учебный |
Минимальная дальность | 80 км |
Максимальная дальность | 180 км с атомным зарядом; 300 км с осколочно-фугасным или химическим зарядом |
Точность (КВО) | 450 м на дальности 180 км, уменьшается с увеличением дальности |
Пусковая платформа | колесная транспортно-пусковая установка МАЗ-543П 8х8 |
Вид топлива | жидкое |
Р-17 (8К14) («Скад-В») фото
Межконтинентальная баллистическая ракета 15А14 Р-36М (СССР)
Ракетный комплекс тяжелого класса Р-36М был разработан КБ “Южное” для замены тяжелой МБР Р-36. Постановление СМ СССР “О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15А14)” было принято 2 сентября 1969 г. Эскизный проект был завершен в декабре 1969 г. и предусматривал 4 вида боевого оснащения ракеты – с моноблочными, разделяющимися и маневрирующими головными частями. Р-36М представляла собой двухступенчатую ракету с разделяющейся или моноблочной головной частью.
Видео ракеты Р-36М (15А14) «Сатана»
https://youtube.com/watch?v=da6figH7oEY
По конструктивно-компоновочной схеме Р-36М в основном аналогична ракете Р-36, однако конструкция Р-36М была облегчена за счет использования более передовых технологий и более плотной компоновки. На первой ступени ракеты использовался блок из 4 однокамерных ЖРД замкнутой схемы. На второй ступени был установлен однокамерный маршевый двигатель замкнутой схемы и 4-камерный рулевой ЖРД открытой схемы. Двигатель второй ступени размещался в полости тороподобного бака горючего. Управление полетом первой ступени осуществлялось с помощью поворотных маршевых двигателей. Ракета была оборудована автономной инерциальной системой управления в состав которой входил бортовой цифровой вычислительный комплекс.На Р-36М было впервые реализовано торможение отделяемых ступеней за счет стравливания газов наддува из баков и так называемый химический наддув баков (путем впрыска горючего в бак окислителя и наоборот). Это позволило отказаться от использования специальных тормозных двигателей и существенно упростило аппаратуру системы наддува. Использование более совершенной конструкции и более эффективных двигателей замкнутой схемы позволило при практически тех же, что и у Р-36 габаритах увеличить стартовую массу ракеты со 183 до 209.6 т, а забрасываемый вес — с 5.8 до 8.8 т.В состав разделяющейся головной части ракеты Р-36М входили 8 боевых блоков индивидуального наведения и агрегатно-приборный блок (АЛБ) с системой управления и двигательной установкой разведения боевых блоков.Боевые блоки конической формы размещались вдоль образующей внешней поверхности АЛБ попарно, основаниями друг к другу.
Загрузка Р-36М «Сатана» в ШПУ
Ракета размещалась в транспортно-пусковом контейнере, который был выполнен из стеклопластика. Контейнер с ракетой устанавливался в переоборудованной шахтной установке ракеты Р-36. Пусковая установка ракеты Р-36М представляла собой сооружение с глубиной ствола 39 м и диаметром 5.9 м и отличалась повышенной защищенностью. При запуске ракета выбрасывалась из контейнера с помощью порохового заряда, установленного в нижней части ТПК. Запуск маршевых двигателей первой ступени производился после выхода ракеты из шахты.Первоначально предполагалось, что летно-конструкторские испытания комплекса начнутся в 1971 г. Однако в дальнейшем срок начала АКИ был перенесен. В январе 1971 г. начались броско-вые испытания ракеты, в ходе которых отрабатывался минометный старт. Летно-конструкторские испытания комплекса начались 21 февраля 1973 г. Испытания комплекса Р-36М в трех видах боевой комплектации завершились в октябре 1975 г., а 30 декабря 1975 г. ракетный комплекс был принят на вооружение.Для размещения на ракете Р-36М была создана разделяющаяся головная часть 15Ф143 и моноблочная ГЧ 15Б86, принятая на вооружение 20 ноября 1978 г. В период с июля 1978 г. по август 1980 г. были проведены летные испытания предназначавшейся для Р-36М самонаводящейся головной части 15Ф678, оснащавшейся двумя вариантами аппаратуры визирования.0 В варианте с самонаводящейся ГЧ ракета не развертывалась.Первый полк с ракетным комплексом Р-36М был поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 г. В период с 1980 по 1983 г. все ракеты Р-36М были заменены на усовершенствованные ракеты Р-36МУТТХ.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-36М “Сатана”
История создания
Настоящее состояние Ракетных Войск Стратегического Назначения позволяет успешно справляться с поставленными задачами по обеспечению мирных взаимоотношений. В то же время технический прогресс не стоит на месте. Разрабатываются новые системы противодействия ракетным атакам. Улучшаются характеристики существующих систем ПРО.
На основании полученной информации Правительством была поставлена задача на разработку новых и усовершенствование действующих ракетных комплексов стратегического назначения.
Данные боевые части должны иметь самостоятельную систему наведения на цель и обладать всеми свойствами для прорыва «Ядерного зонтика» противника.
Такой комплекс был создан и в 2011 году выведен на заводские испытания. Он получил наименование РС- 26 «Рубеж», это был очередной виток развития РС-24 «Ярс». Первый пуск прошел неудачно.
В целях секретности информация по этому вопросу представителями Министерства Обороны не раскрывается. После проведенных доработок системы двигателей, ракета вновь вышла на полигонные испытания.
Последний испытательный пуск комплекса РС-26 «Рубеж» был проведен в 2015 году. Комплекс прошел все испытания с оценкой отлично. По классификации НАТО он получил обозначение SS-X-31.
Производство ракеты РС26. Поступление в войска
Как и ожидалось головным предприятием, на котором будет осуществляться сборка новой ракеты, стал Воткинский машзавод. Компания имеет богатый опыт конструирования и сборки межконтинентальных ракет различных типов, начиная с самой мощной отечественной ракеты ПРЛБ «Булава» и тактических ракет комплекса «Искандер». Производственная база предприятия сегодня заточена под выпуск отечественных ракет Р24, стоящих на оснащении стратегических комплексов «Тополь-М» и «Ярс».
Строительство ракеты РС26 ракетного комплекса «Рубеж» в соответствии с условиями Государственного оборонного заказа планировалось начать в 2020 году. Поступление новой стратегической ракеты на оснащение боевых частей планируется начать с двух ракетных дивизий, в Выползове и в Иркутске, где требуют замены устаревшие ракетные комплексы «Тополь-М». Начиная с 2020 года, новыми ракетами будут переоснащаться другие боевые части РВСН. Всего планируется передать боевым частям до 50 мобильных ракетных комплексом «Рубеж» с МБР Р26.
Для справки: На Западе подсчитали, что группировка Ракетных Войск Стратегического Назначения будет иметь до 250 пусковых установок баллистических ракет. Только четвертая часть в этом арсенале будет приходиться на ракеты, оснащенные не разделяющейся головной частью. Оставшиеся пусковые установки будут оснащены новейшими ракетами РС26 и РС28, оснащенные РГЧ с индивидуальным наведением. Состав ракетных частей могут усилить модернизированные ракеты РС24 с многоблочными боевыми частями.
Следует отметить, что новая ракета вписывается в стратегию развертывания нового мобильного комплекса «Баргузин» железнодорожного базирования. Новые железнодорожные комплексы должны заполнить брешь, появившуюся в стратегических ядерных силах с выводом из эксплуатации БЖРК «Молодец». Параллельно с разработкой проекта «Рубеж», конструкторы МИТ подготовили проект технической документации для производства ракеты РС26 железнодорожного базирования.
Появление на вооружении РВСН РФ новых мобильных ракетных комплексов «Рубеж» позволило существенно поднять боеспособность отечественных ракетных частей. К тому же, новая российская ракета совершенно спутала все карты западным странам. Существующая система противоракетной обороны, в создание которой были вложены громадные средства, оказалась практически бессильной в противостоянии с новой российской разработкой.
Ракета «Стилет» характеристики
- Масса ракеты при старте – 105 т 600 кг.
- Вес забрасываемой части – 4 т 350 кг.
- Длина МБР – 24 м 30 см.
- Диаметр – 2,5 м.
- Возможная дальность заброса боеголовки – свыше 10 000 км.
- Точность поражения – 350 метров.
- Двигатель – жидкостного типа.
- Общая мощность ядерных боеголовок – 3300 кт.
В ракете используется разделяющаяся головная часть (ГЧ) относящаяся к типу MIRV, то есть, состоящая из блоков, несущих боевой заряд, каждый из которых снабжен собственной системой наведения и возможностью изменения конечных точек прицеливания непосредственно перед пуском. Всего в ГЧ ракеты установлено шесть таких блоков.
Также «Стилет» оборудован совершенным средством преодоления систем ПРО противника.
Баллистическая ракета: что это?
Современный мир, пронизанный непрекращающимися локальными конфликтами и внешнеполитическими напряженностями между странами, постоянно находится под угрозой крупных глобальных войн. Каждое отдельно взятое государство понимает, что в случае войны победа будет за тем, чье вооружение лучше и мощнее.
Так было всегда, начиная еще с незапамятных времен. Именно война двигала прогресс — все изобретения для гражданских нужд были лишь побочным результатом изобретения военного оснащения. В двадцать первом веке производимое оружие имеет чудовищную разрушительную силу. Хорошим примером мощнейшего оружия является баллистическая ракета.
Что такое баллистическая ракета?
Баллистическая ракета — один из видов орудия массового поражения, действующего на дальние дистанции. Летит по изначально заданной параболической траектории и не поддаётся управлению в момент полета.
Существуют разновидности многоступенчатых ракет, похожих на те, что запускаются в космос для доставки спутников на орбиту — в процессе полета части ракеты отсоединяются от основания, чтобы увеличить скорость за счет импульса и уменьшения общей массы. Запуск таких ракет производится либо из шахтных установок расположенных в земле, либо с помощью мобильных перевозных установок.
Классифицируются ракеты каждым государством по-разному, но можно считать общепринятыми ракеты трёх видов:
- Малой дальности.
- Средней дальности.
- Межконтинентальные.
Каждый из видов имеет свои задачи и максимальную длительность проходимого пути. В случае с ракетами малой дальности — это тысяча километров, средняя дальность обладает радиусом запуска в 5.5 тысяч километров, а межконтинентальные, направленные на то, чтобы поразить врага на другом конце земли, имеют дальность достаточную, чтобы облететь 50% земного шара.
Именно такие ракеты начиняют ядерными боеголовками. Самая большая длительность полета займет не более 30 минут, а гигантская скорость делает ракеты практически неуязвимыми для противовоздушной обороны — они просто летят быстрее снаряда, предназначенного для уничтожения этой ракеты.
Как работает баллистическая ракета?
Главная особенность её работы заключается в том, что практически всю длительность своего полета ракета ведет себя в точности, как обычный брошенный объект, не подвергаясь импульсам и ускорениям со стороны двигателей.
Весь её путь можно разделить на два этапа. В первом этапе ракете задаётся необходимая скорость с помощью реактивной тяги. После того, как нужное ускорение было достигнуто, двигатель вместе с топливным баком отсоединяется от ракеты для облегчения её веса. После этого наступает второй этап свободного падения.
Использование ракеты в гражданских целях
Устройство баллистической ракеты и манера её поведения в воздухе мало чем отличаются от ракет, запускаемых в космос на орбиту Земли. Благодаря этому удобству существует возможность создания универсальных устройств, которые в зависимости от внутреннего содержания будут использоваться в мирных или в военных целях.
На сегодняшний день существует несколько видов универсальных ракет, которые изначально были созданы с целью выведения на орбиту планеты различного военного спутникового оборудования. Целый класс ракет предназначен для вариативного использования. Стоит понимать, что одну и ту же ракету нельзя переоснастить для других целей. Хоть они и имеют общую базу, но собираются на различных заводах и не подлежат взаимному замещению.
https://youtube.com/watch?v=e31qo61ryRc
История создания
В 1957 году была успешно запущена первая в мире межконтинентальная ракета. Строение её было именно многоступенчатым, а радиус поражения подразумевал успешную доставку заряда в любую точку планеты. Разработка данного вооружения была инициирована еще за десять лет до её запуска. Большое количество научных деятелей, а также организаций было привлечено для исследований возможности перелетов и создания системы управления ракетой.
Специально для испытаний оружия подобного рода в Казахстане был построен полигон, строительство которого завершилось в один год с запуском ракеты. Однако первые испытания позволили выявить огромное количество недостатков данной ракеты. Только с четвертого раза после многочисленных доработок ракета смогла поразить условного противника, успешно завершив испытания на полигоне. Замена на более новые виды вооружения произошла только спустя 11 лет после начал использования первого прототипа.
Высокая надежность – залог долголетия
Благодаря высокой надежности и отличным эксплуатационным свойствам «Стилета», подтвержденными более чем 150 пусками (испытательными и учебно-тренировочными), удалось увеличить гарантийный срок службы РК, который первоначально составлял 10 лет.
Решение о сохранении группировки МБР РС-18 на вооружении сил сдерживания вплоть до 2030 года было принято после очередного успешного пуска ракеты, состоявшегося осенью 2006 года. Несмотря на то что запущенному «Стилету» было более 20 лет, это никак не отразилось на его характеристиках.
К тому же совсем недавно Россией были выкуплены хранящиеся на складах в Украине совершенно новые ступени для РС-18 в количестве 30 штук, что позволило обновить уже стоящие на БД комплексы «Стилетов». К слову, такое обновление стало неприятным сюрпризом для потенциального противника России, считающего, что стареющий ядерный потенциал страны уже не несет той угрозы, что он представлял ранее. А оказалось, что рано радовались. Это подтвердил и очередной контрольный пуск «Стилета».
Американские эксперты считают, что баллистическая ракета РС-18 «Стилет» является одним из самых технологичных изделий со времен Холодной войны. При этом отмечают, что в случае нанесения ядерного удара по России массированный ответ ракетами SS-19 произойдет спустя три минуты.
ТОП-5 самых мощных ядерных ракет в мире
М51
Франция на сегодняшний день является третьей по ядерному арсеналу страной. Впереди только США и Россия. Французская межконтинентальная баллистическая ракета M-51
представляет собой самое грозное оружие в распоряжении этой страны.
M-51. Фото из открытых источников
Дальность полета ракеты составляет 10 000 километров. Она поступила в распоряжении стратегических сил Франции в 2010 году. Ее размещают на субмаринах класса Triomphant
. На таких подводных лодках имеются 16 пусковых шахт для M51. Головная часть каждой ракеты оснащена четырьмя термоядерными блоками по 300 килотонн или шесть блоков по 100 кт.
МБР оснащена большим количеством систем, усложняющих ее перехват вражескими средствами противовоздушной обороны. Ее высокая точность попадания не оставит противникам ни единого шанса. Точность попадания – 200 метров. Стартовая масса равна 56 тоннам.
UGM-133A Трайдент II
Данная межконтинентальная баллистическая ракета создана в США. Она обладает дальностью 11 300 километров. Она базируется на субмаринах класса Огайо. Впервые ее пуск был совершен в 1987 году.
Конструкторы наделили ее продвинутым блоком управления и наведения, что обеспечивает впечатляющую максимальную точность попадания – 90 метров. Высокая дальность поражения целей и вместе с морским базированием, делает ее настоящим смертоносным орудием. Восемь термоядерных блоков по 475 килотонны каждый могут с легкостью стереть с лица земли несколько целей противника. Стартовая масса- 59 тонн.
DongFeng 5A
На третьем месте расположилась самая дальнобойная китайская ракета. Она способна поражать цели на расстоянии 13 000 километров. Ее изначально разрабатывали для уничтожения стратегических целей на территории США. О поступлении этой ракеты на дежурство стало известно в 1993 году. Для осуществления управления межконтинентальной баллистической ракетой используется бортовой компьютер и инерциальная система наведения.
Головная часть разделяется, что дает возможность нанести непоправимый урон нескольким важным целям на вражеской территории. Средняя точность ракеты равна 1000 метрам. Однако согласно некоторым данным она в два раза выше – 500 метров. Стартовая масса DongFeng 5A
равна 183 тоннам. В боевое оснащение МБР входит шесть ядерных блоков индивидуального наведения. Каждый из них имеет мощность в 350 килотонн.
Примечателен тот факт, что на сегодняшний день в распоряжении Китая находится 36 таких ракет. 13 из них направлены на США.
Р-29РМУ2 Синева
На втором месте расположилась российская МБР третьего поколения. Она встала на дежурство в 2007 году. «Синева» способна уничтожать цели на расстоянии в 11500 километров, что дает возможность ликвидировать практически любого врага.
При этом такие межконтинентальные баллистические ракеты базируются на подводных лодках. Таким образом, они могут «достать» любую вражескую цель на Земле. Головную часть оснастили несколькими ядерными боеголовками индивидуального наведения. Управления полетом МБР происходит при помощи ГЛОНАСС. Запуск ракеты можно осуществлять с глубины 55 метров. Стартовая масса Р-29РМУ2 Синева
составляет 40 тонн. Точность попадания равна 500 метрам. В боевое оснащение входит десять ядерных блоков индивидуального наведения. Каждый из них обладает мощностью 100 килотонн.
P-36M (СС-18 Сатана)
Первое место получила самая мощная ракета не только в России, а и в мире. Созданная еще в советские времена P-36M
обладает фантастической дальностью поражения цели – 16000 километров. Ее десять термоядерных блоков могут превратить в горстку пепла 10 индивидуальных целей.
Благодаря эффективной системе преодоления противоракетной обороны не даст возможности противникам помешать ей достигнуть цели. Время готовности «Сатаны» лишь немного превышает минуту. Это значит, что всего через минуту после начала подготовки ракеты, она может вылететь из шахты и сравнять с землей любого агрессора, который решил посягнуть на целостность страны. Именно она в свое время поставила жирную точку в гонке вооружений между Москвой и Вашингтоном.
Американские военные называли эту МБР не иначе как «оружие судного дня». Точность попадания P-36M равна 220 метрам. Стартовая масса составляет 211 тонн. Боевое оснащение состоит из десяти термоядерных блоков, по 800 килотонн мощности каждый.
Чудо-оружие
Закрыв тему «орбитальных боеголовок», советские военные переключились на боеголовки обычные — возникли идеи насчет того, как сделать их более точными и менее уязвимыми перед американскими средствами ПРО.
Длительное время эти работы были покрыты мраком тайны и домыслов. Поэтому заявление, сделанное российским президентом Владимиром Путиным 18 февраля 2004 года на прессконференции в Плесецке по случаю завершения крупномасштабного учения «Безопасность2004», прозвучало как гром среди ясного неба и повергло наших западных «партнеров» в состояние, описываемое в медицине как шоковое.
Дело в том, что Путин произнес неожиданную фразу: мол, со временем на вооружение ВС России поступят «новейшие технические комплексы, которые в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью, высокой точностью и возможностью глубокого маневра по высоте и курсу». А потом добавил, словно сделал «контрольный выстрел в голову»: в его сообщении нет-де случайных слов, каждое из них имеет значение!
Лишь позднее первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский сообщил, что во время учений были произведены пуски двух МБР — «Тополь-М» и РС-18. Вот на последней-то и стоял «экспериментальный аппарат», который «может обходить региональные системы ПРО, обходить определенные средства, которые могут его контролировать, и, по большому счету, аппарат может решать задачи по преодолению систем ПРО, в том числе и перспективных».
Получается, что вместо типовой головной части, которая летит по неизменяемой баллистической траектории, у нас создается некое устройство, способное менять и направление, и высоту полета. По словам наших военачальников, такая система будет поставлена на вооружение до 2010 года.
Скорее всего, такой аппарат снабжается прямоточными воздушно-реактивными двигателями особой конструкции, которые и позволяют головной части маневрировать в атмосфере на гиперзвуковых скоростях. Говоря словами главы нашего государства, это очень «серьезные комплексы, которые не являются ответом на систему ПРО, но для которых что есть система ПРО, что нет системы ПРО — безразлично».
Так что МБР не просто не уходят в запас или отставку, а, наоборот, — продолжают совершенствоваться, обретают «вторую молодость».
Владимир Щербаков | Иллюстрации Михаила Дмитриева
Данные
- Топливо: керосин + кислород.
- Система управления НИИ-885 Н.А. Пилюгина и М.С. Рязанского.
- Гироскопы НИИ-944 В.И. Кузнецова.
- Пусковая установка ГСКБ “Спецмаш” им. В.П. Бармина.
- Двигатель первой ступени РД-111 (8Д716) ОКБ-456 В.П. Глушко.
- Двигатель второй ступени РО-9 (8Д715) ОКБ-154 С.А. Косберга.
- 1,65 Мт («легкие») и 2,3 Мт («тяжелые») боеголовки.
- Испытался на полигоне № 51 НИИП-5 (Байконур / Тура-Там) до крушения в октябре 1962 года.
- Серийное производство на цехе №1 в Куйбышеве.
- Размещены 2 полка ракет наземного базирования в Козельске, 1 полк ракет наземного базирования в Плесецке, 1 полк подземных шахтных ракет в Козельске.
«Баллистики» против «Бури»
В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.
В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.
Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.
Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.
Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.
Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.
Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж55 РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (СССР)
МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (индекс ГРАУ – 15Ж55 для подвижного комплекса и 15Ж65 для стационарного, код по договору СНВ – РС-12М2) – межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная на базе МБР РТ-2ПМ «Тополь». Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс – обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и КБ «Южное».
Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться жидкостным ракетным двигателем на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного комплекса в МИТ разрабатывалась двигательная установка на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного – из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования.В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле КБ «Южное» прекратило свое участие в работах по комплексу). Указом президента РФ от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения – с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась в НПЦ автоматики и приборостроения, боевой блок – во ВНИИЭФ. МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» имеет три ступени с твердотопливными маршевыми двигателями. Ступени выполнены из композитов путем намотки типа кокон. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решетчатые аэродинамические рули отсутствуют).
Двигатель 1-й ступени имеет тягу 100 тонн и время работы 60 секунд. Масса ступени 26 тонн, ее длина 8,5 метра.Двигатель 2-й ступени имеет тягу 50 тонн и время работы 64 секунды. Масса ступени 13 тонн, ее длина 6 метров.Двигатель 3-й ступени имеет тягу 25 тонн и время работы 56 секунд. Масса ступени 6 тонн, ее длина 3,1 метра.Метод старта – минометный для обоих вариантов.
Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 килотонн. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Предельная дальность стрельбы – 11 тысяч километров. Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведен из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырех успешных пусков, было начато серийное производство этих ракет.
25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство были поставлены первые две МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Первые ракеты размещались в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н. В шахтном варианте базирования МБР была принята на вооружение летом 2000 года, после чего на летные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной пусковой установки был осуществлен 27 сентября 2000 года. Достоверных сведений о дате принятия МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» на вооружение нет. В связи с прекращением действия договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, в МИТ проводились работы по оснащению «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является МБР РС-24 «Ярс».
В 2011 году Министерство обороны РФ отказалось от дальнейших закупок ракетных комплексов «Тополь-М» в пользу дальнейшего развертывания МБР РС-24 «Ярс». По состоянию на конец 2012 года на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования.
Технические характеристики 15Ж55 РТ-2ПМ2 «Тополь-М»Стартовая масса, т 47,2Масса полезной нагрузки, т 1.2Тип головной части – моноблочная головная часть с ядерным боезарядомМощность ядерного боезаряда, Мт 0,55Максимальная дальность стрельбы, км 11 000#ввссссрроссииснг