«Протон-М» (УР-500) – ракета-носитель тяжелого класса

Проблемы с экологией

Но если «Протон» так полезен и нужен, почему началась его замена на «Ангару»? Основных причин тут две — безопасность российской космонавтики и низкая экологичность ракеты. Все площадки для запуска «Протона» находятся на космодроме Байконур в Казахстане, а его диметилгидразиновое топливо стало главным казахским козырем в переговорах с Россией насчет космодрома. В прессе часто появляются ужасные «подробности» о том, как токсичное топливо чуть ли не льется на головы жителям во время очередного старта ракеты.

К реальности это имеет не очень много отношения. Отработавшие корректно ступени падают в степи практически пустыми, после чего их убирает специальная служба. Да, аварии случаются, и тогда действительно происходит заражение местности, но каждый такой случай разбирается отдельно, проводится деактивация, выплачиваются компенсации Казахстану. Тем не менее идея замены «Протона» на «Ангару» и получение независимости в запусках тяжелой ракеты-носителя витает в российской космонавтике уже более четверти века. Процесс перехода оказался значительно более трудным и долгим, чем это представлялось изначально.

Протон


Установка ракеты-носителя «Протон-М». Ракета-носитель «Протон-М» упала 2 июля 2013 года на первой минуте старта

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Роскосмоса

Помимо прочего, возросшая аварийность «Протона» в 2010–2015 годах и последующий выход на рынок новых частных конкурентов серьезно пошатнул позиции России на коммерческом рынке запусков. За десять с лишним лет «Протон» практически потерял наработанные годами результаты. Не помогла даже выпущенная в двухтысячных годах новая версия ракеты-носителя «Протон-М». Слишком много разных факторов собралось в одном месте, и под их давлением «Протон» потерял заметную долю коммерческого рынка.

Замена на поле

Почему «Роскосмос» отказывается от «Протона» в пользу «Ангары»

Если же брать в целом за всё время, то статистику запусков «Протона» нельзя назвать совсем плохой. Ракета-носитель имеет более 90% удачных запусков. При этом по части технических параметров «Протон» более удобен и эффективен, чем идущая ему на смену «Ангара», по крайней мере в своей нынешней немодифицированной версии. Однако отсутствие зависимости важнее.

Разработка

Когда Челомея ОКБ-52 начали свои UR-200 МБР проект, они запросили С. А. Косберга ОКБ-154 развивать движитель. Они решили использовать один и тот же базовый блок как для первого, так и для второго этапа. Но для достижения требуемых характеристик Косбергу пришлось разработать ступенчатое горение двигатель, тогда чрезвычайно агрессивный подвиг. Только М. В. Мельников из ОКБ-1 ранее проектировал ступенчатый двигатель внутреннего сгорания, S1.5400, и он использовал другую смесь топлива со значительно меньшей тягой.

Для упрощения конструкции и изготовления двигатель будет использоваться как на первой, так и на второй ступенях. На первом этапе будет использоваться модуль – РД-0202 – это три РД-0203 и один РД-0204, а верхняя ступень будет использовать РД-0205 модуль, содержащий РД-0206 главный двигатель плюс вспомогательный верньер двигатель, то РД-0207. Единственное отличие RD-0204 от RD-0203 заключалось в том, что он включал теплообменник для нагрева сжатых газов для резервуара первой ступени. RD-0206 был очень похож на RD-0204, но его сопло было оптимизировано для вакуума и имело фиксированное сопло. В управление вектором тяги задача была делегирована на четыре сопла РД-0207 верньерный двигатель. В то время как проект УР-200 составлял прямую конкуренцию R-36 и был отменен в пользу последнего, у него было несколько тестовых запусков и, таким образом, это была проверенная конструкция.

Когда Челомей запустил свой супер тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета УР-500 (8К82) Первоначально он планировал использовать несколько модулей УР-200 в качестве первой стадии. Когда эта концепция оказалась нежизнеспособной и в конечном итоге использовавшийся мультифюзеляжный двигатель был остановлен, им пришлось искать новую силовую установку на первом этапе. Для второй ступени адаптировали первую ступень УР-200. Требовались новые танки, соответствующие первой ступени, но большинство остальных можно было адаптировать. Двигатели должны были запускаться в воздухе и иметь более длинные сопла, оптимизированные для работы в вакууме. Обе эти функции были продемонстрированы на RD-0206 и были легко адаптированы. Они также получили вектор тяги система подвески, чтобы лучше контролировать во время запуска. Таким образом РД-0208/РД-0209 были рождены. В параллельном случае с RD-0203/4, RD-0209 был версией RD-0208, которая включала теплообменник.

Когда УР-500 оказалась слишком большой в качестве межконтинентальной баллистической ракеты, ее применение в качестве оружия было отменено. Но его можно было адаптировать как тяжелую ракету-носитель, которая могла бы выполнять важные задачи для Советский лунный выстрел, и поэтому Протон-К (8К82) родился. Это позволило Челомею представить его в качестве конкурента по проекту УР-700 компании. Королев с N-1. Для этих новых миссий он не должен будет соответствовать стандартам спецификации межконтинентальных баллистических ракет, но потребуется как минимум третий этап. Вторая ступень была расширена, а РД-0208/9 переработаны как РД-0210 и РД-0211 слегка приподняв их и значительно увеличив время горения. Для третьей ступени была адаптирована вторая ступень УР-200 – снова с той же заправкой 4,1 м, что и первая и вторая ступени – и модуль РД-0205 с РД-0206 и РД-0207. верньер двигатель был произведен капитальный ремонт. Новый модуль, известный как РД-0212 – состоял из РД-0213 и РД-0214 верньерный двигатель. RD-0213 был RD-0206, доведенным до стандартов RD-0211/12, а RD-0214 был переработанным RD-0207.

Главные характеристики

Показатели этой удивительной техники советско-российского ракетостроения не могут не впечатлять. Компоновка – трехступенчатая. Сам вес «Протона А Е М» составляет 702 т. Ракета позволяет выводить геопереходную орбиту одновременно 6 т полезного груза.

Первая ступень диаметр больше 6 метров, третья – больше 4. С учетом того, что в качестве топлива применяется токсичные компоненты, требуется строгое соблюдение всех норм подготовки самой ракеты, а также стартовой площадки для нее.

Причем стоимость запуска – меньше 100 млн $. Например, для ракеты Delta IV Heavy американского производства, которая является одним из главных конкурентов российского аппарата «Протон-М», такой показатель составляет 265 млн $, что в 3 раза больше.

ПТРК “Конкурс-М” с ПТУР 9М113М

Предназначен для поражения современных танков, бронированных боевых машин, оснащенных динамической защитой, укрепленных огневых точек, подвижных, неподвижных наземных и находящихся на плаву малоразмерных целей в любое время суток. ПТРК “Конкурс-М” является комплексом второго поколения.

Подбитие танка из ПТРК “Конкурс-М” в Сирии – видео

https://youtube.com/watch?v=ORw5FUMjjzE

Комплекс состоит из пусковой установки (ПУ) 9П135М-1, боекомплекта противотанковых управляемых ракет (ПТУР) 9М113М, тепловизионного прицела 1ПН79-2, средств «технического обслуживания и учебно-тренировочных средств. Конструкция пусковой установки позволяет размещать комплекс на колесных и гусеничных боевых машинах (БТР, БМП, БМД, МТЛБ) и легковых машинах высокой проходимости.По заявке заказчика ПТРК “Конкурс-М” может быть размещен на любом транспортном средстве. Комплекс “Конкурс-М” является основой противотанковой обороны. Он приспособлен для десантирования на штатных парашютно-десантных средствах. При преодолении носителями водных преград возможна стрельба на плаву.Противотанковая управляемая paкета 9М113М находится в герметичном транспортно-пусковом контейнере в постоянной боевой готовности. В качестве других боеприпасов могут быть использованы ПТУР 9М111 (9М111М) и 9М113 комплексов “Фагот” и “Конкурс”. Последовательность действий оператора не меняется при смене типа ракеты.

Тактико-технические характеристики ПТРК “Конкурс-М” с ПТУР 9М113М

Дальность стрельбы, м днем 75-4000ночью 75-3500
Система управления полуавтоматическая, с передачей команд по проводной линии связи
Масса, кг пусковая установка – 22контейнер с ракетой – 26.5тепловизионный прицел – 11
Габаритные размеры, ммдлина контейнера с ракетой – 1263
Калибр ракеты, мм135
Температурный диапазон применения, ‘С±50
Тип БЧтандемная кумулятивная
Бронепробиваемость, мм800
Преодоление динамическойзащитыобеспечивается

Похожее

Ракета Р-17 (8К14) «Скад-В» ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»

Р-36М (15А14) «Сатана» – межконтинентальная баллистическая ракета

Р-12 (8К63) – жидкостная баллистическая ракета

ПТРК “Конкурс-М” с ПТУР 9М113М

«Протон-М» (УР-500) – ракета-носитель тяжелого класса

УР-100Н, УР-100Н УТТХ – межконтинентальная баллистическая ракета

«Точка-У» (9K79-1) – ракетный комплекс

П-1000 «Вулкан» (3М70) – противокорабельный ракетный комплекс

«Искандер» (9К720) – ракетный комплекс

РТ-2ПМ2 “Тополь-М” – российский ракетный комплекс

ПТРК “Корнет-Э” – противотанковый ракетный комплекс

ПТРК FGM-148 Джавелин – американский противотанковый ракетный комплекс

УР-100 (8К84) – межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования

П-700 «Гранит» (3М45) – противокорабельный ракетный комплекс

Р-16 (8К64) – межконтинентальная баллистическая ракета

РСД-10 “Пионер” – ракетный комплекс

АНГАРА – ракета-носитель

Самоходный ПТРК 9П149 «Штурм-С»

Р-7 (8К71) – межконтинентальная баллистическая ракета

Ракетный комплекс «Уран» с Х-35 противокорабельной крылатой ракетой

П-800 “Оникс” и “Яхонт” – противокорабельные ракеты

Р-36М2 “Воевода” (15А18М) – межконтинентальная баллистическая ракета

ПТРК BGM-71 ТOW-2 – американский противотанковый ракетный комплекс

П-500 «Базальт» (4К80) – противокорабельная ракета

ПТРК “Метис-М” – противотанковый ракетный комплекс

П-120 «Малахит» (4К85) – противокорабельная ракета

Х-41 (ЗМ80) “Москит” – противокорабельная крылатая ракета

РТ-23УТТХ “Молодец” (15Ж61) – железнодорожный ракетный комплекс

РТ-2 (8К98), РТ-2П (8К98П) – межконтинентальная баллистическая ракета

Р-5М (8К51) – ракетный комплекс

Р-14 (8К65) – одноступенчатая баллистическая ракета

МР УР-100 (15А15), МР УР-100УТТХ (15А16) – межконтинентальная баллистическая ракета

«Гарпун» – американская противокорабельная ракета

«Космос-3М» (11К65М) – ракета-носитель среднего класса

Р-9А (8К75) – межконтинентальная баллистическая ракета

3М-25 Метеорит (П-750) – стратегическая ракета

Х-55 – стратегическая авиационная крылатая ракета

УРК-5 «Раструб-Б» – универсальный ракетный комплекс

Рокот (14А05) – ракета-носитель легкого класса

П-5 – cтратегическая крылатая ракета

П-35 (П-6) – крылатая противокорабельная ракета

Ракетно-космический комплекс “Морской старт”. Ракета “Зенит-3SL”

PJ-10 «БраМос» («BrahMos») – противокорабельная ракета

«АЛЬФА» – противокорабельная ракета

П-70 «Аметист» (4К66) – противокорабельная ракета подводного старта

УПР-4 «Метель» – противолодочный ракетный комплекс

Х-65С – противокорабельная ракета

П-15(У) – крылатая ракета

Крылатые ракеты КСР-2 и КСР-11

You have no rights to post comments

Главные характеристики

Показатели этой удивительной техники советско-российского ракетостроения не могут не впечатлять. Компоновка – трехступенчатая. Сам вес «Протона А Е М» составляет 702 т. Ракета позволяет выводить геопереходную орбиту одновременно 6 т полезного груза.

Первая ступень диаметр больше 6 метров, третья – больше 4. С учетом того, что в качестве топлива применяется токсичные компоненты, требуется строгое соблюдение всех норм подготовки самой ракеты, а также стартовой площадки для нее.

Причем стоимость запуска – меньше 100 млн $. Например, для ракеты Delta IV Heavy американского производства, которая является одним из главных конкурентов российского аппарата «Протон-М», такой показатель составляет 265 млн $, что в 3 раза больше.

Протон-М — это:

  • Основа космической транспортной системы России
  • Отработанная конструкция, за время эксплуатации — более 400 пусков (всех модификаций)
  • Высокий коммерческий потенциал на мировом рынке

Ракета-носитель «Протон-М»

Для ракеты-носителя «Протон-М» разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет значительно увеличить объем для размещения полезной нагрузки, а также осуществлять групповые запуски спутников различного типа.

На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). 

Новая система управления «Протона-М» позволяет:

  • улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики ракеты-носителя и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
  • обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
  • упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на бортовом цифровом вычислительном комплексе;
  • позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции ракеты-носителя установить головные обтекатели больших размеров;
  • обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
  • улучшить массовые характеристики ракеты-носителя.

На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней носителя. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.  Уменьшение размеров полей падения позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» — циклограмма работы двигателей первой ступени обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.

Состав ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи

Тактико-технические характеристики ракеты-носителя

Протон-М

Стартовая масса, т

~705

Количество ступеней

3

Компоненты топлива:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

Двигатели:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

6 х РД-276

3 х РД-0210 и 1 х РД-0211

1 х РД-0213 и 1 х РД-0214

Используемые разгонные блоки

Бриз-М и ДМ-03

Космодром

Масса полезной нагрузки, т.*

— на НОО (200 км, i=51,6 град.)

С разгонным блоком «Бриз-М»

— на ГПО

— на ГСО

22,4

6,3

3,3

* — НОО — низкая опорная орбита; ГПО — геопереходная орбита; ГСО — геостационарная орбита.

Стартовый комплекс ракеты-носителя 

Стартовый комплекс на космодроме Байконур предназначен для подготовки к пускам и проведения пусков ракет-носителей «Протон-М» с различными космическими головными частями. Головным разработчиком СК является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК.

Стартовый комплекс, состоит из двух стартовых площадок, объединенных сетью коммуникаций, и общего для обеих площадок комплекса сооружений, обеспечивающих каждую из них сжатыми газами, водой, электроэнергией, хладагентами для термостатирования компонентов топлива и космических аппаратов.

Построение стартового комплекса обеспечивает достаточную автономность каждой стартовой площадки. Агрегаты и системы стартового комплекса, все технологические процессы подготовки к пуску и пуска ракеты-носителя созданы с учетом максимальной безопасности обслуживающего персонала и требований экологичности при эксплуатации.

Фотогалерея 

Видео

Вывоз ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-601» на стартовый комплекс Байконура

Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Интелсат-22» 25 марта 2012 года

Успешные запуски ракет «Ангара»

Разработка ракет семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов. Первый испытательный полет одного из новых ракет был назначен на 2005 год, но потом это событие переносилось на 2011, 2012 и 2014 год. Наконец, в июле 2014 года ракета «Ангара-1.2» успешно пролетела по баллистической орбите из космодрома «Плесецк» в район полигона Кура на Камчатке. В ходе испытательной миссии была проверена работоспособность ракетного комплекса и бортовых систем ракеты-носителя, а также отработана эксплуатационная документация.

Запуск ракеты «Ангара 1.2» 9 июля 2014 года

В декабре 2014 и 2020 года были проведены тестовые запуски модификации «Ангара-А5» с того же космодрома «Плесецк». Годом позже были совершены успешные испытания этой же ракеты с разгонным блоком «Персей». Ожидается, что в 2023 году состоится выпуск первой «Ангары-А5», полностью собранной в омском Производственном объединении «Полет». Если все пойдет по плану, в серийное производство ракет «Ангара» начнется в 2024 году — в идеале, будет выпускаться по 8 экземпляров в год.

Ранее стало известно, что в совместной работе России и Европы по изучению Марса могут возникнуть серьезные проблемы. Глава «Роскосмоса» объявил, что они и сами могут этим заняться при помощи ракет семейства «Ангара». Как будут складываться дела, покажет время, а сейчас — пишите, как вы думаете, смогут ли российские ракеты составить конкуренцию зарубежным аналогам?

Самые страшные ядерные ракеты

Франция, Р51

Ракета М51 поставлена на вооружение французами в 2010 году. Она устанавливается на субмаринах класса Triomphant. Способна преодолевать расстояние в 10 тыс. км, имея на борту от шести до 10 боеголовок мощностью в 100 килотонн. Вероятное отклонение составляет 150–200 метров. М51 трудно перехватить, поэтому она достойна быть в этом списке.

Китай, Dong Feng 31

Эта ракета взята на вооружение в Китае с 2006 года. Она способна нести большую боеголовку на 1 мегатонну на расстояние в 8 тыс. км. Вероятное отклонение — 300 м. У улучшенной версии — уже три боеголовки на 150 кт и расстояние в 11 тыс. км с вероятным отклонением в 150 м. Это оружие может быть перемещено и запущено с мобильного ракетоносителя и именно поэтому представляет серьёзную опасность.

Россия, «Тополь-М»

Минобороны России ввело «Тополь-М» ещё в 1997 году. Ракета может быть выпущена из бункера или с мобильного ракетоносителя. Она вооружена боеголовкой в 800 кт, но может быть оборудована шестью боеголовками и ложными целями. Скорость 7,3 км в секунду. Вероятное отклонение — 200 метров. Всё это делает её весьма эффективной и практически неперехватываемой.

США, LGM-30G Minuteman III

Американцы ввели эту систему ещё в 1970 году, но позже её модернизировали. Это наземная МБР, которая способна перемещаться со скоростью 8 км в секунду. Вероятное отклонение менее 200 метров. Ракета способна доставить боеголовку мощностью в 375–400 кт.

Россия, РСМ 56 «Булава»

Именно эта ракета позволяет нам догнать американцев в области разработок морского оружия. «Булава» разработана для новой субмарины Борей-класса. На службе с 2013 года. Она оснащена шестью боеголовками на 150 кт, но может нести и 10 боеголовок. Также на её борту могут быть ложные цели, которые позволяют обмануть ПРО. Диапазон — 8 тыс. км, вероятное отклонение 300–350 метров.

Россия, Р-29РМУ2 «Лайнер»

Система введена в эксплуатацию в 2014 году. Это обновлённая версия предыдущей БРПЛ «Синева». Она разрабатывалась, чтобы восполнить некоторые недочёты «Булавы». Диапазон «Лайнера» — 11 тыс. км. Она может нести 12 боеголовок по 100 кт каждая. При этом часть из них может быть заменена ложными целями. Вероятное отклонение засекречено.

США, UGM-133 Trident II

Трайдент II — привет из 90-х, но обновлённый и модернизированный. Эта БРПЛ была способна нести 14 боеголовок, но после усовершенствования их число снизилось до пяти (мощностью в 475 кт каждая). Диапазон зависит от груза и варьируется от 7,8 тыс. км до 11 тыс. Вероятное отклонение — всего 120 метров, что делает её одной из самых точных ядерных ракет в мире.

Китай, DF-5/5A

Китайские вооружённые силы ввели эту систему ещё в 1981 году, но с тех пор она остаётся в лидерах по уровню эффективности. Эта МБР способна нести боеголовку в 5 мегатонн на расстояние в 12 тыс. км. Отклонение при этом может составить 1 км. У этой ракеты одна цель — уничтожать города. В последние годы КНР усовершенствовали DF-5, увеличив её диапазон. Кроме того, теперь ракета может нести несколько боеголовок, а отклонение, по некоторым данным, составляет всего 300 метров.

Россия, Р-36М2 «Воевода»

На Западе эту ракету называют «Сатана». Она была развёрнута в 1974 году, но с тех пор претерпела множество изменений. Последняя модернизация позволила устанавливать на «Воеводу» до 10 боеголовок на 750 кт. Диапазон — 11 тыс. км. Скорость — 8 км в секунду. Вероятное отклонение — 220 метров. Это оружие вызывало у Пентагона наибольшую обеспокоенность до 1 марта 2018 года.

Россия, Р-36 «Сармат»

В настоящее время Минобороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начало активную фазу испытаний нового ракетного комплекса с тяжёлой межконтинентальной ракетой — «Сармат». Дальность новой ракеты и количество боевых блоков больше, чем у «Воеводы». «Сармат» будет оснащён широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых. И самыми современными системами преодоления ПРО.

Первый пуск

По словам историков отечественной космонавтики, проект УР-500 состоялся во многом благодаря поддержке Никиты Хрущева. Генсеку, при котором начал создаваться ядерный щит нашей страны, нравилась большая ракета, которая могла одновременно летать в космос и, если что, быстро добраться с ядерным зарядом на борту до территории потенциального противника. Единственное замечание Хрущев высказал в начале 1960-х, когда ему показали огромный макет пусковой шахты. Он обратился к Челомею с вопросом: “Так что мы будем строить – коммунизм или шахты для УР-500?” Позднее в своих мемуарах Хрущев с восхищением рассказывал о военных и космических детищах Челомея.

Челомей буквально засыпал нас новыми предложениями: глобальные ракеты, межконтинентальные ракеты, ракеты классов “корабль — земля” и “земля — корабль”. Он сумел сделать мобильную межконтинентальную ракету. Ее мы приняли на вооружение взамен некоторых янгельских… Его предложения действительно оказались универсальными и к тому же наиболее выгодными и экономически, и в смысле мобилизационной боеготовности. Потом он же предложил тяжелую ракету, которая поднимала в космос груза больше, чем ракета Королева…

из книги Никиты Хрущева “Воспоминания”,

Не менее грандиозно выглядела и наземная инфраструктура для новой тяжелой ракеты на Байконуре, где 16 июля 1965 года состоялся ее первый запуск со спутником “Протон-1”. В то время у УР-500 еще не было имени, но советские теле- и радиодикторы называли так же, как спутник. Так за УР-500 и закрепилось название “Протон”.

Позднее, в 1970-х, для “Протона” был создан уникальный стартовый стол. Советские инженеры изобрели конструкцию, которая позволяла закреплять хвостовую часть ракеты на опорах стола, что обеспечивало максимальную стабилизацию при подготовке и проведении пуска.

Последующая история

В отечественной космонавтике тех лет, властвовала политика. К 1965 году, когда проект был почти полностью готов, предприятие подвергалось многочисленным проверкам по личному приказу Л.И. Брежнева. Он с недоверием относился к наследию предшественника.

Поэтому создание «УР-200» была остановлена. К счастью, удалось отстоять 500 моделью. В средине 1965 года был успешно выведен на орбиту спутник «Протон». От него удалось получить сигнал только через несколько часов после выхода на орбиту, поэтому долгое время запуск считали неудачным.

В первых появившихся публикациях прессы ошибочно назвали ракету именем спутника. Вскоре оно прижилось, поэтому только с 1965 года в космонавтике и появился «Протон-М». Вернее, вместо индекса «М» появилась приставка «К».

Модернизированной она именуется только с 2001 года, когда с помощью нее на орбиту впервые закинули груз.

Протон-М — это:

  • Основа космической транспортной системы России
  • Отработанная конструкция, за время эксплуатации — более 400 пусков (всех модификаций)
  • Высокий коммерческий потенциал на мировом рынке

Ракета-носитель «Протон-М»

Для ракеты-носителя «Протон-М» разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет значительно увеличить объем для размещения полезной нагрузки, а также осуществлять групповые запуски спутников различного типа.

На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). 

Новая система управления «Протона-М» позволяет:

  • улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики ракеты-носителя и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
  • обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
  • упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на бортовом цифровом вычислительном комплексе;
  • позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции ракеты-носителя установить головные обтекатели больших размеров;
  • обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
  • улучшить массовые характеристики ракеты-носителя.

На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней носителя. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.  Уменьшение размеров полей падения позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» — циклограмма работы двигателей первой ступени обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.

Состав ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи

Тактико-технические характеристики ракеты-носителя

Протон-М

Стартовая масса, т

~705

Количество ступеней

3

Компоненты топлива:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

Двигатели:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

6 х РД-276

3 х РД-0210 и 1 х РД-0211

1 х РД-0213 и 1 х РД-0214

Используемые разгонные блоки

Бриз-М и ДМ-03

Космодром

Масса полезной нагрузки, т.*

— на НОО (200 км, i=51,6 град.)

С разгонным блоком «Бриз-М»

— на ГПО

— на ГСО

22,4

6,3

3,3

* – НОО — низкая опорная орбита; ГПО — геопереходная орбита; ГСО — геостационарная орбита.

Стартовый комплекс ракеты-носителя 

Стартовый комплекс на космодроме Байконур предназначен для подготовки к пускам и проведения пусков ракет-носителей «Протон-М» с различными космическими головными частями. Головным разработчиком СК является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК.

Стартовый комплекс, состоит из двух стартовых площадок, объединенных сетью коммуникаций, и общего для обеих площадок комплекса сооружений, обеспечивающих каждую из них сжатыми газами, водой, электроэнергией, хладагентами для термостатирования компонентов топлива и космических аппаратов.

Построение стартового комплекса обеспечивает достаточную автономность каждой стартовой площадки. Агрегаты и системы стартового комплекса, все технологические процессы подготовки к пуску и пуска ракеты-носителя созданы с учетом максимальной безопасности обслуживающего персонала и требований экологичности при эксплуатации.

Фотогалерея 

Видео

Вывоз ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-601» на стартовый комплекс Байконура

Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Интелсат-22» 25 марта 2012 года

Перспективы и выводы

В результате всех перечисленных выше случаев с должностей были сняты многие начальники. Государство выделило примерно 2 млрд рублей на качественную подготовку к запускам этих типов ракет. Как следствие, стоимость запуска 1-го «Протона» (со всеми потерями) можно было сравнить с такой же как и у американской ракеты «Атлас-5».

Но, как бы там ни было, РН «Протон» считается одной из важнейших столпов коммерческих запусков. Получается, что даже с авариями цена вывода на геостационарную орбиту является самой низкой в мире, поэтому Роскосмос не испытывает нехватки в потенциальных клиентах и партнерах.

Новая ракета

Эксперты уже давно говорят, что в скором времени «Протон-М» устареет. Все потому, что на сегодняшний день ведутся активные разработки «Ангары». Это блочная ракета нового поколения, которая будет не просто дешевле предшественника, но и проще в производстве. В «Ангаре» будут использоваться керосин-кислородные двигатели. Ей можно запускать с космодромов «Восточный» и «Плесецк», не платя астрономические суммы за аренду «Байконура» казахам.

Несмотря на такие радужные перспективы, РН «Протон-М» наверняка будет эксплуатироваться еще долго, поскольку разработка новой техники затягивается.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий