Стрелковое оружие, боеприпасы, приспособления и аксессуары XIX-XXI вв
Сайт является частным собранием материалов по теме «огнестрельное оружие и боеприпасы» и представляет собой любительский информационно-образовательный оружейный портал. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов – все права принадлежат их собственникам. Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.
- Аккаунт
- Регистрация
- Разделы
- Оружие
- Боеприпасы
- Литература
- Галерея
- Статьи
- Видео
- Новости
- Глоссарий
- Сайт
- Главная
- О проекте
- Информеры
- Отзывы
- Ссылки
- Поиск
- RSS
- Информация
- Правила
- Соглашение
- Ответственность
- Конфиденциальность
- О файлах cookies
- Хостинг от uCoz
- Развлечение
- Поддержка
Противотанковое оружие вермахта
Как и в СССР, Германия вступила в войну, имея ограниченное количество минного оружия. Акцент в новом вооруженном конфликте делался на атакующие действия, поэтому инженерно-технические и специальные средства вооружения оставались на заднем плане. В дальнейшем, когда вермахт столкнулся с ожесточенным сопротивлением Красной Армии, когда советские войска стали предпринимать контратакующие действия, немцам пришлось прибегнуть к минному оружию.
История развития мин в Германии идентична процессам, происходящим в Советском Союзе. Еще в 1929 году была создана немецкая противотанковая мина Tellermine 29. В дальнейшем, с приходом к власти Гитлера, немецкие военные инженеры приступили к работам по созданию противопехотных и противотанковых мин. В отличие от советского оружия, где основная противотанковая мина ТМ имела мощный фугасный заряд и взрыватель нажимного действия, немецкие взрывные устройства несли меньший основной заряд. Однако количество взрывателей было увеличено до трех, что повышало вероятность срабатывания боеприпаса.
Противотанковые мины на сухопутном фронте
Сражения Первой Мировой войны на суше наглядно показали необходимость в инженерном усилении обороняющейся позиции. В комплекте к сотням километров пехотных окопов шли тысячи километров проволочных заграждений. Обороняющаяся пехота глубже зарывалась в землю, позиции войск усиливались на наиболее уязвимых участках долговременными огневыми точками, другими инженерными сооружениями. Преодолеть такую оборону было очень непросто, особенно для кавалерии, являвшейся на тот момент единственным ударным инструментом сухопутной армии. Пулемет и колючая проволока стали главными составными элементам оборонительных порядок противоборствующих сторон. На фоне этой картины вполне естественно выглядит появление на поле боя бронированных подвижных средств, которые могли таранным ударом пробить брешь в оборонительных позициях.
На Западном фронте сначала англичане и французы, чуть позже и немцы, для прорыва обороны противника стали успешно применять танки. Массированная танковая атака могла опрокинуть целый участок фронта. Первые бронированные левиафаны были далеки от совершенства, двигались с черепашьей скоростью и не имели достаточного бронирования. Несмотря на это, в воюющих армиях остро встал вопрос о том, как и какими средствами можно остановить вражеские танки. Вовремя пришла идея использовать минное оружие. Благодаря заложенному фугасному заряду можно было перекрыть направления наиболее вероятного применения танков. Идея пришла из военно-морского флота, где минное оружие доказало на практике свою эффективность в борьбе с превосходящим противником.
Первые фугасы имели примитивную конструкцию, которая состояла из набора тротиловых шашек. Такая мина напоминала скорее взрывное устройство, приводимое в действие дистанционно при помощи человека через электрический провод. Ввиду того, что бронетехника на поле боя применялась в ограниченном порядке, первые противотанковые мины ставились в единичном порядке. Промышленность еще не освоила производство этих боеприпасов, потому о массовом применении минного оружия на полях Первой Мировой войны не могло быть и речи. Однако полученный урок не прошел даром. Стремительное развитие бронетанковой техники, изменившаяся в виду этого тактика ведения боя, заставили многие армии мира взять минное оружие на вооружение.
Военно-инженерная механизация
Эксперименты по минированию с воздуха, проводимые Третьим рейхом во время войны, были преждевременными, и именно поэтому они не показали надлежащей эффективности. Конструкция мин того времени была недостаточно надежной, да и утраченное господство в воздухе не позволяло активно использовать такой способ постановки минных заграждений. Немудрено, что послевоенное развитие минного оружия далеко не сразу пришло к средствам механизации.
Советский минный заградитель третьего поколения УМЗ.
Этап механизации установки мин начался лишь к началу 1960-х. Первоначальный подход, кое-как опробованный во время войны, был в какой-то мере слепым копированием флотских методик — создавались так называемые минные раскладчики. Простейшие раскладчики были деревянными лотками, цепляемыми к заднему борту автомобиля (советский ПМР-2 отличался лишь тем, что был металлическим). Разложенные на грунте мины вручную снаряжались взрывателями, переводились в боевое положение и маскировались.
Прицепной минный заградитель ПМР-3 уже предусматривал автоматическую раскладку мин с заданным шагом минирования, перевод их в боевое положение и даже маскировку грунтом. Для этого заградителя была разработана новая противотанковая мина ТМ-57, снаряженная таким же новым взрывателем МВЗ-57. Автоматизация минирования достигалась за счет того, что непосредственно перед установкой мины на грунт механизм заградителя нажимал на кнопку, запускавшую часовой механизм взрывателя. Через несколько минут после установки мина переводилась в боевое положение.
Три заградителя ПМР-3, каждый из которых вмещал 200 мин, выставляли трехрядное минное поле около 800 метров по фронту, затрачивая на это меньше часа.
Следующим шагом был гусеничный заградитель ГМЗ конструкции Г. С. Ефимова, созданный на базе САУ СУ-100П (он же «Объект 118»). Он был способен установить километровое минное поле за 10—15 минут. Такой результат был уже очень серьезным достижением.
Кассета для вертолетного минораскладчика ВМР, снаряженная минами ПФМ-1.
Это интересно: минный заградитель ГМЗ более поздних модификаций имел дополнительное вооружение — шесть гранатометов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», предназначенной для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.
В вопросе механизации постановки минных заграждений Советский Союз на добрый десяток лет опередил своего вероятного противника. Аналогичные машины поступают на вооружение армии США лишь в 1972 году. Великобритания обзавелась заградителями чуть раньше — в 1969-м, а Франция — лишь в 1977 году. Такой временный недосмотр со стороны потенциального противника выглядит необъяснимым и несколько странным, если учесть, что официальная военная доктрина СССР того времени во многом опиралась на стремительные перемещения бронетанковых войск.
Существенный прорыв в технике оперативного противотанкового минирования США совершили в 1973 году, когда на вооружение поступила первая полноценная вертолетная система, включавшая в себя вертолет UH-1H c двумя подвешенными к нему бомбовыми кассетами . В одной кассете помещалось 80 противогусеничных мин М56.
Современная эпоха противотанковых мин
Противотанковая мина ТМ поздних модификаций продолжала оставаться на вооружении Советской Армии и после войны. Большая часть боеприпасов, оставшихся на складах после войны, были переданы ряду «братски стран в качестве оборонительного средства. В Советской Армии вплоть до середины 60-х годов на вооружении были противотанковые мины, созданные еще во время Великой Отечественной войны.
В 1962 году на оснащение инженерных войск Советской Армии поступила новая модель противотанковой мины, тип ТМ-62. Конструкция и устройство этого боеприпаса стали базовыми для целого семейства мин, которые стали основным типом инженерно-оборонительных средств в Советской Армии, а после и в вооруженных силах РФ. Противотанковая мина модификации ТМ-62М является базовой моделью и представляет собой универсальный боеприпас противогусеничного действия. Основным взрывчатым веществом является 7-8 кг тротила, взрывчатка ТГА или МС. Мину можно установить в грунте, в снежном покрове и даже в воде. Срок действия боеприпаса не ограничен. Даже при условии разрушения металлического корпуса мина сохраняет свои боевые характеристики.
Противотанковые мины вермахта
Во времена Первой мировой войны использование полевых мин играло
подчиненную роль, несмотря на то, что статичная позиционная война создавала
идеальные условия для применения этого вида оружия. Вместе с тем, массированный
артиллерийский огнь делал любое минное заграждение в основном не эффективным.
По этой причине мины оставались далеко на втором плане.
Во времена рейхсвера проект первой немецкой противотанковой
мины (Tank-Minen, T-Mine) оказался не
практичным. Мина имела обозначение «T-Mine 29» и весила шесть
килограмм. Решением военного министерства рейха весной 1935 г. ее заменили новым боеприпасом, «T-Mine 35».
В дальнейшем «T-Mine 35» стала основным
противотанковым средством инженерно-саперных частей, а также саперных взводов в
других родах войск. Эта стандартная противотанковая мина весила почти 10 кг и
имела 5,45-килограммовый заряд взрывчатого вещества (ВВ), способный пробить до
10 см стальной брони.
Промышленность Третьего рейха к 1943 г. изготовила около 4,2
млн. экземпляров «T-Mine 35». Укомплектованный согласно штату
инженерный батальон вермахта перед войной располагал арсеналом в 1500 таких
мин.
Предвоенные учения. Солдаты саперной роты, имея по две противотанковые мины «T-Mine 35», разворачиваются для установки минного поля.
Варианты применения
Мины этой модели могли применяться несколькими способами. В
случае развертывания минных полей, в соответствии с предусмотренными
нормативами, они устанавливались в землю с интервалами от четырех до восьми
метров. При этом, использовался взрыватель нажимного действия.
Для борьбы с танками на ближней дистанции солдаты вермахта
использовали «T-Mine 35» с детонатором с замедлением от 10 до 15
секунд. В этом случае мина либо забрасывалась на корму движущегося вражеского
танка, либо подкладывалась под его гусеницу или корпус. Учитывая значительный
общий вес мины и её диаметр в 32 см, подобные действия требовали особой
сноровки и волевых качеств.
Из пропагандистского журнала «Сигнал». Обер-ефрейтор в окопе на передовой с двумя противотанковыми минами «T-Mine 42».
Как отмечают немецкие историки, к началу Второй мировой
войны инженерные войска вермахта в штатном оснащении испытывали огромный
недостаток мин. Большое количество противотанковых мин находились в
непосредственной близости от бункерных укреплений Западного вала и должны были
там оставаться. Там же складировались и начавшие поступать примерно с 1938 г.
противопехотные мины «S-Mine 35» (Schützenminen,
S-Mine). Поэтому свой первый «блицкриг» в Польше, Скандинавии,
Франции и на Балканах гитлеровские войска вытягивали с их минимальными запасами.
Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР
Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.
Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.
В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.
Техническим продолжением стало появление в 1935 году первого серийного образца. Противотанковая мина ТМ-35, выпущенная в 1935 году стала основным огневым и поражающим средством инженерных войск Красной Армии. В отличие от предыдущей модели, мина имела более совершенный взрыватель, который срабатывал при нажимном усилии в 100-160 кг. Противогусеничный фугас срабатывал только при наезде на него транспортного средства большого веса.
В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.