Военно-транспортные вертолёты
Ми-26
Самый крупный серийно выпускаемый транспортный вертолёт – Ми-26. Производство этого вертолёта начато в 1984 году. По данным реестра воздушных судов по состоянию на 2011 год изготовлено 316 вертолётов Ми-26.
По данным из открытых источников воздушно-космические силы Российской Федерации по состоянию на 2017 год имели на вооружении 41 вертолёт модификаций Ми-26 и Ми-26Т. А войска национальной гвардии России по состоянию на 2016 год имели 10 вертолётов Ми-26.
Гражданские службы и компании также являются эксплуатантами Ми-26, так, например, по состоянию на 2015 год МЧС России имело 5 вертолётов Ми-26Т. МЧС Казахстана и МЧС Республики Беларусь по 2 вертолёта Ми-26Т.
Фото вертолёта Ми-26 в полётеМи-26 и Ми-8МТВ-5Ми-26 и Ка-52
Смотрите ещё: .
«Катран» меняет правила войны
Первой современной приоритетной новинкой палубной морской авиации стал вертолет Ка-52К «Катран». Рождение «Катрана» было связано с подписанием между Москвой и Парижем контракта на строительство для российского флота французских вертолетоносцев «Мистраль». На этих французских кораблях должны были базироваться наши вертолеты. Однако у нас на флоте не было ничего подходящего, что бы по габаритам могло уместиться в лифтах, трюмах и отсеках французского «Мистраля». Встала задача — быстро сделать новые морские вертолеты на базе уже имеющегося задела «сухопутных» машин.
Таким образом, Ка-52К «Катран» стал морской версией знаменитого разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор», которая после доработки должна была отвечать условиям базирования на кораблях класса «авианосец», «вертолетоносец».
В стадии подписания был контракт на «оморячивание» Ка-52 и поставку 32 вертолетов Ка-52К, которые должны были войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль».
Во время превращения сухопутного «Аллигатора» в палубный «Катран» вертолет получил складывающиеся лопасти и несущие консоли, благодаря которым он смог легко вписаться в габариты французского корабля. Ему были усилены стойки шасси и проведена дополнительная антикоррозийная обработка, с учетом морских условий эксплуатации.
Кроме того, установили современную авионику: усовершенствованное бортовое радиоэлектронное оборудование, позволяющее обеспечивать навигацию при полном отсутствии ориентиров в морской зоне, гиростабилизированную оптико-электронную систему и другую аппаратуру.
После того как в 2014 году французы расторгли контракт по «Мистралям» и продали корабли Египту, Россия, в свою очередь, выиграла тендер на поставку боевых вертолетов для Египта. Это выглядело вполне закономерно, так как у нас уже были вертолеты, выполненные под габариты купленных египтянами кораблей.
wikipedia.org
Одновременно Минобороны РФ в качестве перспективного носителя для «Катранов» стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он штатно рассчитан на базирование крупной вертолетной группы из 24 машин. В этом качестве «Адмирал Кузнецов» в конце 2016 года даже проходил испытания в Сирии, когда в состав его авиакрыла вошли вертолеты «Катран».
По словам экспертов, полезная боевая нагрузка массой более двух тонн превратила каждый из этих вертолетов в мощную самостоятельную боевую единицу. В состав вооружения «Катрана» вошли авиабомбы, крылатые ракеты класса «воздух–поверхность» Х-31 и противокорабельные Х-35, способные поражать осколочно-фугасной боевой частью ракетные, торпедные, артиллерийские катера и корабли водоизмещением до 5000 тонн на дальности до 130–150 км.
Этот ударный вертолет единственный в мире способен использовать такие типы вооружений, которые ранее могли применять только палубные истребители МиГ-29К/КУБ. Они способны уничтожать бронетехнику противника, не входя в зону действия не только переносных зенитно-ракетных комплексов, но и многих других систем ПВО ближнего действия.
В апреле 2019 года представители судостроительного завода «Янтарь» объявили о включении Ка-52К в состав авиационного вооружения больших десантных кораблей проекта 11711. После этого западные эксперты с тревогой констатировали: появление таких десантных кораблей с ударными вертолетами Ка-52К на борту у побережья потенциального противника становится «фактором, меняющим правила игры».
Еще более неприятным для них является тот факт, что сегодня вертолеты «Катран» привлекаются к испытаниям практически всех кораблей, где предусмотрена возможность базирования вертолета, включая строящиеся фрегаты новых проектов.
Морской корабельный многоцелевой вертолет Ка-28
Корабельный многоцелевой вертолет Ка-28 предназначен для решения задач противолодочной обороны флота с базированием на кораблях различного класса, в том числе на авианесущих судах. Он способен обнаруживать современные подводные лодки и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты, а также атаковать их с применением бортовых средств поражения.
Вертолет Ка-28 соосной схемы с двумя несущими винтами диаметром 15,9 м. Лопасти винтов из полимерных композиционных материалов оснащены электротепловой противообледенительной системой и системой складывания в походное положение для размещения в палубных и трюмных ангарах. Компактный планер с хвостовым оперением самолетного типа имеет четырехстоечное неубирающееся шасси для летной эксплуатации на взлетно-посадочных площадках при качке кораблей до ± 10 градусов.
Экспортный Ка-28 создан на базе вертолета Ка-27 и отличается от него частью бортового оборудования, системой государственного опознавания и увеличенной вместимостью топливной системы — 4770 л. Это позволило увеличить продолжительность поиска и слежения обнаруженной ПЛ на 50 минут. Режимы работы двигателей дополнены кратковременным чрезвычайным режимом работы с повышенной мощностью. Мощность ТВЗ-117ВМАР при работе на чрезвычайном режиме — 2350 л. с. Для сравнения: двигатель ТВ3-117ВМА на взлетном режиме имеет мощность 2200 л. с.
Уникальные качества соосной схемы обеспечивают Ка-28 высокие энерговооруженность, компактность, маневренность, простую технику пилотирования и безопасность корабельной летной эксплуатации в жестких морских условиях и при турбулентном состоянии атмосферы. Простая техника пилотирования и совершенный пилотажно-навигационный комплекс позволяют одному летчику выполнять длительные боевые задания над безориентирной водной поверхностью в любое время года круглосуточно, в том числе и в сложных погодных условиях. Бортовой радиоэлектронный комплекс совместно с системой автоматического управления вертолетом при обнаружении цели решает задачу по выводу аппарата в расчетную точку и применения выбранного экипажем средства поражения автоматически.
ЛТХ Экипаж, чел. 3 Диаметр главного винта, м 15.9 Длина, м 12.25 Высота, м 5.4 Масса пустого вертолета, кг 6200 Масса нормальная, кг 12000 Кол-во двигателей 2 Макс. скорость, км/ч 270 Крейсерская скорость, км/ч 250 Практическая дальность полета, км 800 Дальность действия, км 200 Практический потолок, м 5000 Статический потолок, м 3500
Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт 1 ГТД Саркисов ТВ3-117ВМА 2 2200
Авиационные средства поражения Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг 1 Самонаводящаяся торпеда 1 2 Ракета-торпеда 1 3 Бомба ПЛАБ 250-120 10 4 Бомба ОМАБ 2
Дополнительная информация Принят на вооружение 1982
Дополнительная информация Принят на вооружение 1982
Вертолеты
На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:
- черная акула;
- аллигатор;
- крокодил;
- ночной охотник.
Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2022 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.
Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.
Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2022 года армия получила не менее 110 вертолетов.
Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.
В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.
Соосный кошмар подлодок
Пока о создаваемом вертолете сведений крайне мало. Точный облик не раскрывается. Известно только, что в 2019 году завершен его эскизный проект. В начале 2020-го руководство холдинга «Вертолеты России» утвердило с военными условия технического задания, а летом в рамках военно-технического форума «Армия-2020» подписало договор на разработку технического проекта будущего вертолета.
После этого специалисты заговорили, что «Минога», как и следовало ожидать, строится по традиционной для «Камова» соосной схеме. То есть несущие винты крутятся в противоположные стороны. При этом в конструкции «Миноги» применена особая форма лопастей, которая не позволяет воздушному потоку срываться, снижает сопротивление, увеличивая скорость полета до 320 км/ч.
«Минога» будет напичкана самой современной электроникой. Для нее создана специальная автоматизированная комплексная система управления с перепрограммируемой платформой, куда интегрированы различные подсистемы самодиагностики и оптимизации режимов работы.
Защищенные широкополосные каналы связи будут обеспечивать не только передачу голосовой информации, но и трансляцию видеопотока, навигационных и радиолокационных данных. Ряд новинок повысит устойчивость к помехам и уровень защиты передаваемой информации. Этот специализированный комплекс связи обеспечит вертолету полную интеграцию в автоматизированные системы управления войсками и ведения боя, что является принципиальным требованием при создании современной военной техники.
По мнению специалистов, с новым боевым противолодочным оснащением вертолет «Минога» превратится в кошмар для экипажей подлодок противника. И он уже не за горами. Если, по словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, первый опытный образец «Миноги» будет готов к 2025 году, то, по подсчетам экспертов, на старт серийного производства вполне можно рассчитывать в 2027–28 году.
Ядерный щит страны
По словам министра обороны России Сергея Шойгу, уровень современности ядерной триады России доведен до высочайшего показателя и составил 89,1%.
В Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) завершено перевооружение первого ракетного полка на ракетный комплекс «Авангард» с межконтинентальными баллистическими ракетами, оснащенными гиперзвуковыми планирующими крылатыми блоками. Еще в двух ракетных полках РВСН поставлены на боевое дежурство первые пусковые установки ракетного комплекса «Ярс»
Сергей Шойгу, министр обороны РФ
По словам Сергея Шойгу, возможности военно-воздушного и военно-морского компонентов ядерной триады также совершенствуются. Авиационные стратегические ядерные силы пополнились четырьмя модернизированными стратегическими ракетоносцами Ту-95МС.
В состав ВМФ принят очередной атомный подводный крейсер проекта «Борей-А», вооруженный баллистическими ракетами «Булава».
Как отмечают военные эксперты, новая российская подлодка способна запустить ракету из-под толщи арктического льда. Кораблям старых проектов типа «Кальмар» и «Дельфин» для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке. «Борей-А» принадлежит к четвертому поколению атомоходов, созданных для ВМФ России.
Ми-24 – боевой вертолёт огневой поддержки.
Разработан в СССР в КБ Миля. Выполнил первый полёт 19 сентября 1969 года. Ми-24 – знаковая конструкция в истории военного вертолетостроения. До его создания ничего подобного в мире не было – огромная огневая мощь, великолепные скоростные характеристики и защищенность. Его боялись враги и любили пилоты летавшие на нем, данные ему имена – “Крокодил”, “Адская колесница”, говорят сами за себя.
Ми-24П
Но с течением времени даже самая прогрессивная конструкция устаревает и требует модернизации. Одной из слабых сторон Ми-24 ранних модификаций была их слабая приспособленность к применению в сложных метеоусловиях и ночью. Эту проблему решил выпуск новой модификации Ми-35.
Ми-35
Вертолет получил совершенно новый комплекс БРЭО и комплекс навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор. Обновление оборудования позволяет не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки. Установлен новый автомат перекоса. Втулка несущего винта с эластомерными подшипниками, композитные несущий и Х-образный рулевой винты от Ми-28. Вместо двигателей ГТД-117 мощностью 2200 л.с. устанавливаются отечественные модернизированные высотные турбовальные двигатели «Климов» ВК-2500-II мощностью 2700 л.с Вертолёт получил неубирающееся шасси, укороченное крыло с двумя, вместо трёх, точками подвески вооружений. Установлено новое стрелково-пушечное вооружение -подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм. В настоящее время количество Ми-24 и Ми-24П в составе армейской авиации, достигает свыше 220 вертолетов, Ми-35 – около 50 единиц.
Основные летно-технические характеристики вертолетов Ми-24 (35) :
Экипаж – 2/3 (2) человека
Длина фюзеляжа -17,51 м
Длина с вращающимися винтами – 18,8 м
Высота с вращающимся рулевым винтом – 5,47 м
Диаметр несущего винта – 17,3 (17,2) м Размах крыла – 6,6 (4,7) м
Масса пустого – 8570 (8090) кг Нормальная взлетная масса – 11200 (10900) кг
Максимальная взлетная масса – 11500 (11500) кг
Боевая нагрузка: Десант – 8 (8) человек нормальная – 1500 кг, максимальная 2400 кг на внешней подвеске – 2400 кг
Двигатели: 2 х ГТД ТВЗ-117В/ ВК-2500-II, мощность 2 х 2200/2700 л.с.
Максимальная скорость – 330 (300) км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Динамический потолок – 4950 (5750) м
Статический потолок – 2000 (3000) м
Практическая дальность – 450 км
Перегоночная дальность – 1000 км
Вооружение в зависимости от модификации:
12,7 мм 4-х ствольный пулемет, 30 мм 2-х ствольная пушка (23 мм 2-х ствольная пушка)
На 6 (4) пилонах внешней подвески – стрелково-пушечное, управляемое и неуправляемое ракетное, бомбовое вооружение.
Вооружение
Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбымассой по 50 и 250 кг.
На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.
Поисково-прицельная система «Осьминог»
Бортовой комплекс оборудования «Осьминог» включает:
радиолокационную станцию, обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики;
- опускаемую гидроакустическую станцию, размещенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
- прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения;
- радиогидроакустический буй
- магнитный обнаружитель.
Кроме того, могут устанавливаться маркеры, дымогенераторы и радиотехнические маяки-ответчики.
Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:
- при ЭПР 250 м — не менее 25 км;
- при ЭПР 2 м — не менее 5 км;
Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км
Отличительными особенностями ППС «Осьминог» стали информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), индикатор тактической обстановки, возможность взаимного ориентирования вертолётов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации процесса поиска лодки.
Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для решения широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка»).
Вертолет Ка-29
Эта модель относится к типу многоцелевых с возможностью модернизации под ударный вариант. В последнее время такие вертолеты России рассчитаны сугубо для поражения целей на земле и десантирования. Получили распространение в Китае, Вьетнаме и Индии.В арсенал Ка-29 входит прицельный комплекс, до 90 авиационных и противотанковых ракет, 2 или 3 пушечные установки. Имеется возможность прикрепления 4 крупнокалиберных пулеметов. Салон винтокрылого аппарата способен вместить до 16 десантников или 6 носилок с ранеными. Грузоподъемность – до 4000 кг.Номинальная мощность двигателей – 4400 л. с. Максимальная скорость, которую вертолет Ка-29 может достигать при средней загруженности, равняется 280 км/ч. Что касается потолка высоты, то она составляет 4,3 км.
«Боевая улитка» впереди системы всей
При этом камовская машина – хороший и проверенный временем транспортный вертолёт. Его возможности эффективно могут применяться при переброске грузов или личного состава между кораблями, при десантных операциях с высадкой на побережье и оперативной доставкой десанту подкрепления и боеприпасов. По своему вооружению весьма эффективен Ка-29 и в штурмовой поддержке действий морской пехоты. При необходимости эти машины могут войти в состав авиагрупп боевых кораблей. Что и было продемонстрировано в ходе недавних масштабных командно-штабных учений «Запад-2021», учений постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море и корабельных групп Тихоокеанского флота.
Как считают специалисты морской авиации, оптимальный состав отдельных вертолётных отрядов Ка-29 каждого из военных флотов составит от четырёх до восьми боевых машин. Представители ВПК высказывают уверенность, что сегодня есть возможность модернизировать ещё некоторое количество этих универсальных машин, востребованных развитием флотских структур. Возвращаемая в боевой строй морской авиации «кашка» эффективна при высадке десанта и групп спецназа, патрулировании акватории. Причём переоборудование этого вертолёта из транспортного в боевой и наоборот осуществляется в корабельных условиях. Ка-29 можно отправлять в дальние походы на больших противолодочных кораблях проекта 1155, которые в своё время хорошо показали себя в антитеррористических действиях против морских пиратов. Кроме того, этими вертолётами целесообразно вооружить патрульные корабли проекта 22160 типа «Дмитрий Рогачёв» и новые фрегаты, имеющие вертолётные палубы. Возможности Ка-29 успешно могут быть реализованы и в арктических оборонных проектах. Несомненно, что эта, выдержавшая испытание временем, боевая винтокрылая машина остаётся востребованной благодаря удачному сочетанию её огневой мощи, транспортным характеристикам и уникальным возможностям морского десантного средства.
Фронтовая авиация
Истребитель-бомбардировщик поколения «4++» Су-34. Боевые возможности самолета позволяют выполнять задания без сопровождения истребителями. Самолеты могут самостоятельно противостоять истребителям противника в маневренном бою, проводить штурмовые атаки, наносить удары по кораблям противника. Первые самолеты поступили в войска в 2014 года. По состоянию на август 2022 года в строю числится 109 единиц. Предполагается, что со временем этими самолетами будут заменены все бомбардировщики Су-24.
Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет поступил на вооружение еще советских ВВС.
На вооружении остается по меньшей мере 130 бомбардировщиков, которые заменяются на Су-34. Планируется, что к 2022 году все самолеты будут выведены в резерв.
Штурмовик Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя. Высокая защищенность позволяет выдерживать огневое воздействие переносных ракетных систем, малокалиберной ствольной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. На 2022 год ВКС России имели 200 штурмовиков.
Тактико-технические характеристики Ка-25
Начало эксплуатации: 2 декабря 1971 годСтатус: снят с вооруженияЕдиниц произведено:
Экипаж Ка-25 — 2 человека
Вместимость Ка-25 — 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров
Вес Ка-25
■ Масса пустого: 4765 кг■ Нормальная взлётная масса: 6970 кг■ Максимальная взлётная масса: 7140 кг■ Масса топлива во внутренних баках: 1460 кг
Дальность полета Ка-25
■ Практическая дальность: 450 км■ Перегоночная дальность: 650 км (с ПТБ)
Практический потолок Ка-25 — 4000 м
Статический потолок Ка-25 — 600 м
Динамический потолок Ка-25 — 4500 м
Вооружение Ка-25
■ Боевая нагрузка: 1100 кг■ Бомбовое: 4 х ПЛАБ-250-120 или 8 х ПЛАБ-50-64 / ПЛАБ-МК / ОМАБ-25-12Д / ОМАБ-25-8Н■ Торпедное: 2 х АТ-1/АТ-1М
Вертолет Ми-24
Эта винтокрылая машина получила название «крокодил». Вертолеты ВВС России серии Ми-24 уже неоднократно подтверждали способность круглосуточного ведения боя. Данный аппарат может не только десантировать до 10 человек – он весьма эффективен при воздушной и наземной атаке. Модель Ми-24ПС является альтернативой оригинала и способна решать поисково-спасательные задачи. Другой представитель серии – Ми-24РХР – нашел широкое применение в радиохимической разведке. Именно эти вертолеты позволили вовремя оценить уровень опасности при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. В арсенал входит подвесное вооружение (2 пушки, 2 пулемета и 2 гранатомета), управляемые ракеты «Штурм», «Гермес» и «Атака». Комплектация также содержит кассеты с бомбами до 500 кг. Модернизированная версия имеет пушечное оружие «воздух-воздух». Максимальный скоростной порог – 330 км/ч. Потолок подъема – 5 км. Суммарная мощность двигателей – 4400 л. с.
Вертолеты Ка-25 спасают подводные лодки
Особо выделяется история по спасению атомной подводной лодки «К-19» проекта 658. 24 февраля 1972 г. находясь на боевой службе в Северной Атлантике, на глубине 120 м в 9-м отсеке ракетоносца возник пожар. В огне погибли 28 моряков, К-19 удалось всплыть и подать сигнал бедствия. К терпящему бедствие судну устремились не только советские корабли, но и силы НАТО — обстановка накалилась до предела, а спасательные работы начать не представлялось возможным — на поверхности моря бушевал семибалльный шторм.
Первым к К-19 подошел БПК «Вице-адмирал Дрозд» с вертолетом Ка-25Ц майора А.А.Крайнова. Несмотря на то, что правила запрещали взлет в таких условиях, экипажи майора Крайнова, а затем старшего лейтенанта В.С.Молодкина приступили к полетам, ведь речь шла о жизнях людей. Для облегчения с вертолета сняли 600 кг аппаратуры, быстро установили блоки для подъема людей и грузов — на «боевом» Ка-25 не было лебедки и подъем предстояло осуществлять вручную.
Вода заливала не только вертолетную площадку, но и ангар, посты обеспечения полетов. Матросы удерживали вертолет руками во время запуска и отпускали после перехода в нормальный взлетный режим. На руки его и принимали при посадке.
Всего в ходе спасательной операции с лодки было перевезено 70 человек, а также грузы. Вся авиагруппа майора А.А.Крайнова была награждена орденами и медалями.
Кроме БПК «Вице-адмирал Дрозд», работали над спасением экипажа К-19 и вертолетчики БПК «Кронштадт», из экипажа капитана В.Г.Семкина. Они так же приступили к полетам в запредельных погодных условиях и перевезли 15 человек, а также доставили на терпящую бедствие подводную лодку 6 тонн груза и 9 тонн топлива. Этот же вертолет затем обеспечивал буксировку и сопровождение К-19 до самого Североморска.
Вертолет Ка-25 задействованный в спасательной операции на море
Ещё были задействованы вертолеты противолодочного крейсера «Ленинград», в сумме доставившие 44 тонны грузов, и перебросившие с лодки и на лодку 77 человек.
Капитаны В.Г.Семкин, Н.В.Гладнев и лейтенант В.В.Поляков были награждены правительственными наградами, а майор И.В.Попов, капитан Л.М.Лисовский, лейтенанты В.И.Пушкарь, А.И.Стецовский, Ю.Д.Азаренков поощрены командованием.
Другой заметный случай, произошел в начале восьмидесятых годов. Терпящей бедствие подводной лодке пришел на помощь БПК «Удалой» проекта 1155 с одним вертолетом Ка-25ПЛ на борту. Как и в случае с К-19 на море бушевал шторм в 6-7 баллов, но ситуация усугублялась тем, что вертолет на борту «противолодочника» был неисправен — как раз намедни, техник обнаружил трещину в силовой конструкции корпуса.
Тем не менее, экипаж майора М.В.Фирова принял решение взлетать не смотря на опасность авиакатастрофы. В итоге, за 5 полетов, удалось снять с лодки 28 человек нуждавшихся в помощи. За мужество и отвагу при выполнении задания майор М.В.Фиров был награжден орденом Красной Звезды.
Вертолет Ка-25ПЛ на взлетной площадке БПК «Вице адмирал Дрозд»