Описание
Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м x 22,5 м x 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась лётной и была полностью занята вооружением. Взлётно-посадочные операции осуществлялись только с угловой палубы.
Вооружение
В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК служили 4 сдвоенных ПУ комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.
Навигационный комплекс
На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения выпускалась в Казани. Алгоритмы навигационных задач разработаны в НИИ-9 г. Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы разработаны и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ выпускались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», РСДН-3, «Лоран-А», «Лоран-С» имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем производили в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров использовался радиооптический секстан «Нарва», производившийся в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы АОП «Сулак» производило БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей используется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую делали в Ростове-на-Дону.
Авиакрыло
Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.
Развитие класса крейсеров между мировыми войнами[править | править код]
Дальнейшее развитие класса предопределили Вашингтонские соглашения 1922 г. создавшие тип вашингтонских крейсеров. Стандартное водоизмещение ограничивалось 10000 тонн, главный калибр артиллерии — 203 мм. Их строительство велось в США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Испании, но количество боевых единиц было ограничено. Эти крейсера стали называться тяжелыми.
Характерными представителями «вашингтонских» крейсеров считались английские типа «Графство» (англ. County). Обычно тяжелый крейсер 20-30-х гг. имел водоизмещение близкое к договорному, вооружение из 6-10 203 мм орудий, относительно слабое и неполное бронирование и скорость хода 31-37 узлов. В процессе строительства выявилось несоответствие необходимых характеристик заданному водоизмещению. Для действий в составе эскадры эти корабли были слишком слабы, особенно в плане защищенности, а для действий на коммуникациях их вооружение являлось избыточным. Лучшим крейсерами этого типа, построенными до Второй Мировой войны, считались японские типа «Такао», созданные специально для уничтожения тяжелых крейсеров других стран.
Крейсер «Белфаст» на вечной стоянке.
Результатом Лондонского договора 1930 г. стало появление легких крейсеров водоизмещением 10000 тонн, но с главным калибром не более 152 мм. Их количество не ограничивалось, что привело к масштабному строительству таких кораблей во многих странах. Первоначально лидерство здесь задавали англичане, построившие серию крейсеров типа «Леандр» (англ. Leander). В ходе последовавшей затем гонки вооружений ведущие державы перешли к строительству более мощных и лучше защищенных единиц. Количество орудий главного калибра достигло 12 и даже 15, заметно усилилось бронирование. К числу лучших кораблей этого класса относят американский «Бруклин» (англ. Brooklyn) и английский «Белфаст» (англ. Belfast).
Появились также крейсера ПВО, например английские типа «Дидо» (англ. Dido) и американские типа «Атланта» (англ. Atlanta). Эти относительно небольшие корабли вооружались 8-12 универсальными орудиями калибра 127—133 мм и предназначались для зенитного прикрытия эскадр.
В некоторых странах получил дальнейшее развитие класс скаутов. Их представителями стали «Аретьюза» (англ. Arethusa) (Великобритания) и «Капитани Романи» (итал. Capitani Romani) (Италия). Скорость последних превысила 40 узлов.
Страны, не участвовавшие в международных соглашениях, вырабатывали свои крейсерские типы. В Германии появились карманные линкоры с артиллерией калибра 280 мм. В конце 1930-х гг. в Германии появились и «вашингтонские» крейсера, но построенные с грубым нарушением договорных лимитов.
В СССР строили крейсера с артиллерией калибра 180 мм. В 1939 г. началась постройка 6 крейсеров проекта 68, но с началом войны строительство было законсервировано. Эти корабли должны были нести артиллерию калибра 152 мм, но иметь заметно лучшую бронезащиту. Кроме того, в том же году в Советском Союзе были заложены два крейсера типа «Кронштадт» вооруженные 305 мм орудиями. В советском ВМФ они считались тяжелыми, фактически являлись линейными. В связи с началом войны их постройка была прекращена.
Состояние после перестройки
Авианосец построен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение и вместо авианесущего крейсера стал полноценным авианосцем. По словам президента «Объединённой судостроительной корпорации» Алексея Рахманова, авианосец был фактически построен заново: «Интересно, насколько живучей оказалась версия, что это было переоборудование авианесущего крейсера, построенного на верфях в Николаеве. На самом же деле мы его строили заново. Когда корабль поставили к причальной стенке „Севмаша“, вычерпали несколько десятков тонн мазута из трюма и разобрали хлам, то поняли: ничего, кроме частичной обшивки корпуса, в этом пароходе не осталось.».
В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное. Перестройке также подвергся ангар. На палубе корабля установлен трёхтросовый аэрофинишер, трамплин и оптическая система посадки, два подъёмника. Принимать на борт авианосец сможет самолёты массой до 25 тонн, среди них МиГ-29К, С-54/55/56, Rafale-M, F/A-18. Также на авианосце будут присутствовать вертолёты Ка-28 и Ка-31, возможно базирование индийских вертолётов HAL Dhruv и российских Ка-60 (Ка-62) «Касатка».
В феврале 2010 года генеральный директор Николай Калистратов и группа специалистов «Севмаша» посетили Черноморский судостроительный завод в Николаеве. По результатам переговоров на Севмаш для передачи опыта были приглашены трое сотрудников Черноморского судостроительного завода, в том числе и главный строитель перестраиваемого авианосца Евгений Михайлович Ентис.
В июне 2010 года на авианосец прибыл макет истребителя МиГ-29К массой 12 т. Макет предназначен для проведения межведомственных испытаний на палубе корабля. В частности, для проверки удерживающего устройства, используемого при старте самолёта.
Передача корабля индийскому ВМФ планировалась на 4 декабря 2012 года. В сентябре 2011 первый выход в море перенесён с ноября 2011 на конец мая 2012 года.
8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» впервые вышел в море на полномасштабные испытания. Испытания оказались крайне неуспешными — вышла из строя силовая установка из-за разрушения кирпичной теплоизоляции четырёх котлов, в результате потребовался серьёзный ремонт всей силовой установки корабля.
29 июля 2012 года авианосец «Викрамадитья» наряду с судами Северного флота участвовал в параде кораблей в Североморске, приуроченном к празднованию Дня Военно-морского флота России.
Повторные ходовые испытания в Белом и Баренцевом морях состоялись с 3 июля по 20 сентября 2013 года и прошли успешно. В частности, прошла корабельная практика индийского экипажа в количестве 875 человек и состоялись лётные испытания палубной авиации, включая взлёты и посадки в ночных условиях.
16 ноября 2013 года Россия передала Индии авианосец «Викрамадитья». Торжественная передача корабля прошла на судостроительном предприятии «Севмаш». На авианосце спустили российский флаг и подняли индийский, а жена нового командира корабля Сураджа Берри разбила о борт «Викрамадитьи» кокос.
26 ноября 2013 года авианосец отправился из Северодвинска в Индию. На борту корабля, помимо индийского экипажа, находятся около 180 представителей «Севмаша» и представителей предприятий-субподрядчиков.
В рамках сотрудничества с ВМС Индии, ОАО «ПО „Севмаш“» обеспечил авианосец «Викрамадитья» запасными частями, инструментом и принадлежностями (ЗИП), предназначенными для обеспечения надёжной эксплуатации корабля. ЗИП был сформирован за 13 поэтапных отгрузок в период с 2011 по 2014 годы. В частности, летом 2014 года была произведена отгрузка гребных валов.
definition – Противолодочные крейсера проекта 1123
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Противолодочные крейсера проекта 1123
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Противолодочные крейсера проекта 1123 | |
---|---|
Основная информация | |
Тип | Противолодочный крейсер |
Государство флага | СССР |
Принадлежность | ВМФ СССР |
Параметры | |
Водоизмещение | 11100 тонн (стандартное), 14600 тонн (полное) |
Длина | 189,0 м (176,0 м — по ватерлинии) |
Ширина | 34,0 м. |
Осадка | 7,7 м (средняя) |
Технические данные | |
Силовая установка | ПТУ |
Мощность | 90000 л. с. |
Винты | 2 |
Скорость | 29 узлов (полная) |
Дальность плавания | 3900 миль (на 29 узлах), 6000 миль (на 18 узлах) |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | ГАС «Орион» и «Вега» |
Артиллерийское вооружение | 2х2 57-мм. АУ АК-725 |
Противолодочное вооружение | 1х2 РПК-1 «Вихрь» (8 ПЛУР), 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60) |
Зенитное ракетное вооружение | ЗРК М-11 «Шторм» (96 ЗУР «В-611») |
Торпедно-минное вооружение | 2х5 ПТА-53-1123/2 (позднее демонтированы) |
Авиационная группа | 12 вертолётов Ка-25ПЛ, 2 вертолёта Ка-25ПС, 4 ВПП |
Противолодочные крейсера проекта 1123 — первый и единственный тип противолодочных крейсеров в Советском Военно-Морском Флоте.
Назначение
Первоначально корабли проекта классифицировались как корабли ПЛО дальней зоны, но в 1966 году, в связи с переклассификацией кораблей советского ВМФ были переведены в подкласс противолодочных крейсеров. Противолодочные крейсера проекта предназначались для борьбы с ПЛАРБ и ПЛА вероятного противника в дальних зонах ПЛО в составе корабельных поисково-ударных групп и во взаимодействии с другими кораблями и противолодочной авиацией ВМФ. Перед конструкторами проекта ставилась задача обеспечения круглосуточного поиска ПЛ 2—4 вертолётами на протяжении всего времени автономного плавания.
История создания
Разработка противолодочных крейсеров проекта 1123 велась в начале 1960-х гг. в ЦКБ-17 (Невском ПКБ). Проект получил шифр «Кондор».
Характеристики
Конструкция корпуса
вид на носовую оконечность и надстройку
Файл:Moskva class helecopter carrier – rear.JPEG вид на полётную палубу
Крайний слева в строю — противолодочный крейсер «Москва», 1970 г.
Корпус корабля выполнен из стали, с двойным дном на всём протяжении и ледовыми подкреплениями. Корпус состоит из 16 отсеков, разделённых водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Междудонное пространство предназначено для хранения воды и топлива.
Конструкция полётной палубы и надстроек
В конструкциях надстроек широко применялись алюминиево-магниевые сплавы.
Список кораблей
- Москва (противолодочный крейсер)
- Ленинград (крейсер)
- Киев (крейсер проекта 1123) — снят со строительства и разобран в 1970 г.
Подъемная сила
Авианосец у нас сейчас один, и то в ремонте. Зато есть планы по строительству новых подобных кораблей. Судя по выставкам вооружений, их два. Это проекты ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ведущий институт в области проектирования кораблей) и Невское ПКБ (основной проектант больших «платформ») — авианосцы проекта 23650 «Шторм» и 11430 «Ламантин». Кроме энергоустановки их роднит то, что это циклопические машины водоизмещением от 70 до 90 тыс. т и длиной более 300 м. На них могут базироваться до 90 летательных аппаратов, в том числе и беспилотных.
Для сравнения, у «Адмирала Кузнецова» водоизмещение чуть более 60 т, и он несет 50 летательных аппаратов. Но все это пока проекты. Стоимость разработки и строительства только одного авианосца оценивается экспертами в 300–400 млрд рублей. Сумма гигантская, особенно если учесть, что для создания полноценного авианосного флота надо как минимум два, а то и четыре таких корабля.
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» Андрей Лузик/пресс-служба Северного флота/ТАСС
Между тем даже сами модели этих кораблей весьма показательны. Ведь по ним легко проследить, куда движется конструкторская и флотская мысль в области создания авианосного флота. Прежде всего это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба. На ней вместо массивной островной надстройки, как на «Адмирале», — вышка управления. Это экономит место на палубе и снижает радиозаметность корабля в море. На корме и в носовой части самолеты и вертолеты нескольких типов: тяжелые истребители Су-57, легкие МиГ-29К/КУБ и даже самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Як-44.
При этом на самой летной палубе две взлетно-посадочные полосы: большая и поменьше. Одна, «классическая», — с трамплином, вторая — плоская, как на американских авианосцах. На ней предполагается установить электромагнитную катапульту. У старта с трамплина более высокие требования к тяговооруженности истребителей, так как, чтобы подняться в воздух в полной боевой экипировке, самолет должен вывести двигатели в режим форсажа. Это не только вырабатывает ресурс, но и повышает расход топлива, что в итоге сокращает время выполнения боевого задания.
В то же время электромагнитная катапульта способна буквально выбросить машину с палубы, словно пушечное ядро. При этом, в отличие от трамплина, самолеты при таком старте можно поднимать в воздух при более высоких показателях качки, ветра и волнения. По некоторым данным, в отличие от самих проектов авианосных кораблей, электромагнитная катапульта не только создана, но и прошла испытания.
Зачем вообще России авианосцы?
Летчик-испытатель корпорации «МиГ» Герой России Михаил Беляев рассказал, что с высоты авианосец похож на спичечный коробок. Сесть на него непросто. К тому же нужно четко зацепиться тормозным гаком за трос аэрофинишера, что сделать без специальной подготовки очень сложно.
В условиях перманентного ремонта единственного нашего авианесущего крейсера отрабатывать навыки посадки на «коробок» сложно, но возможно. В отсутствие «палубы» наши пилоты летают на тренажерах. Компьютерный комплекс с 3D и гидроприводами, имитирующими положение самолета в пространстве, находится в Москве. Реальная палуба с трамплином — в Крыму. Это учебно-тренировочный комплекс НИТКА (наземный испытательный тренажер корабельной авиации) — уникальное сооружение, имитирующее палубу авианесущего крейсера. Благодаря ей летчики могут получить необходимый опыт в ожидании приземления на плавучий аэродром.
Крейсера в Первой Мировой войне[править | править код]
К началу Первой мировой войны крейсера занимали важное место в системе морских вооружений. На крейсерские силы возлагалось большое количество задач:. Нарушение неприятельских коммуникаций;
Нарушение неприятельских коммуникаций;
Борьба с вражескими рейдерами;
Ведение дальней разведки в интересах главных сил флота;
Поддержка лёгких сил;
Проведение торпедно-артиллерийских атак в ходе генерального сражения;
Блокадные действия;
Набеговые операции.
Наиболее крупными и современными крейсерскими силами обладали Великобритания в силу своей зависимости от морских коммуникаций и Германия, собиравшаяся эти коммуникации прервать
Вместе с тем, дредноутная гонка привела к ситуации при которой ряд солидных морских держав не мог уделить должное внимание строительству адекватных крейсерских сил
Крейсерские силы на начало Первой Мировой войны:
Великобритания:
Линейные крейсера — 10
Броненосные крейсера — 34
Лёгкие крейсера — 36
Бронепалубные крейсера — 22 (плюс около 40 старых).
Германия:
Линейные крейсера — 7,
Броненосные крейсера — 9,
Лёгкие крейсера — 6,
Бронепалубные крейсера — 33, (плюс 13 старых).
Франция:
Броненосные крейсера — 19,
Бронепалубные крейсера — 13,
Россия:
Броненосные крейсера — 6,
Бронепалубные крейсера — 8.
Италия:
Броненосные крейсера — 10,
Лёгкие крейсера — 3,
Бронепалубные крейсера — 9.
Австро-Венгрия:
Броненосные крейсера — 3,
Лёгкие крейсера — 3,
Бронепалубные крейсера — 7.
Япония:
Линейные крейсера — 2,
Броненосные крейсера — 13,
Лёгкие крейсера — 3,
Бронепалубные крейсера — 10.
Турция:
Бронепалубные крейсера — 2.
США:
Броненосные крейсера — 12,
Лёгкие крейсера — 6,
Бронепалубные крейсера — 16.
Будучи относительно многочисленными и гораздо менее ценными боевыми единицами, нежели дредноуты, крейсера активно использовались всеми воюющими сторонами. К числу наиболее ярких крейсерских сражений Первой Мировой можно отнести бои у мыса Коронель, Фолклендских островов, Гельголандской бухты, Доггер-банки.
HMS Repulse in 1919
В последних трёх отлично проявили себя английские линейные крейсера. Однако в Ютландском сражении 1916 г. они понесли тяжёлые потери в силу конструктивных недостатков и неграмотной тактики, после чего доверие к этому типу кораблей резко упало.
В качестве блокадных сил английские крейсера показали себя вполне успешно. Германские крейсера не смогли, несмотря на отдельные успехи, нарушить британские коммуникации и их полезность свелась к отвлечению некоторых сил противника с главного ТВД.
Массовое строительство крейсеров в годы войны вели лишь Великобритания и Германия. Британский флот за годы войны пополнился 4 линейными и 42 лёгкими крейсерами, немецкий — 12 лёгкими и 2 бронепалубными. В остальных странах крейсерские силы увеличились незначительно: Япония построили 2 линейных крейсера, Австро-Венгрия — 1 бронепалубный. В России перед войной заложили 4 линейных крейсера типа «Измаил» и 8 лёгких типа «Светлана», но не успели достроить ни одного.
Корабельные системы, устройства и средства спасения
Противопожарная система включала станции газофреонного пожаротушения, водяную противопожарную магистраль с отводами, 8 пожарных насосов, эжекторы, средства пенотушения для ликвидации локальных очагов пожара, а также быстродействующее орошение погребов боезапаса с помощью системы автоматического включения средств пожаротушения «Карат» и затопление тех из них, которые располагаются ниже ватерлинии.
Водоотливная система включала стационарные электронасосы типа НВЦ-630/15, которые располагались в носовом и кормовом отсеках, переносные водоотливные погружаемые насосы ЭСН-16/П и переносные эжекторы ВЭЖ-21. Все водяные системы корабля могли работать от автоматизированной системы управления «Ключ», которая обеспечивала автоматическое или дистанционное управление электроимпульсными клапанами водяной защиты, приёмом и перекачкой топлива, охлаждением преобразователей тока и крышек вентиляции.
Рулевое устройство состояло из рулевой машины с электрогидравлическим приводом, которая управляла одним полубалансирным рулём. Рулевая машина включала силовой привод, два основных силовых агрегата и один резервный равной мощности, дистанционную электрическую систему авторулевого управления «Альбатрос», щиты управления и сигнализации (звуковой, световой и тревожной), пусковую аппаратуру, индикатор положения руля, устройство для заполнения и осушения гидросистемы подключаемое к судовой сети трёхфазного переменного тока 50 Гц 380 В. Система управления осуществляла следующие виды управления: «Автомат», «Следящий», «Простой» («Неследящий»). Время перекладки руля от 35° одного борта до 30° другого борта — не более 25—28 секунд.
Система успокоения качки УКА работала в автоматическом режиме от аппаратуры управления «Руль-63» и имела крылья (рули) с закрылками, которые могли перекладываться со скоростью не более 15 секунд на максимальный угол. Контроль за работой производился дистанционно с внешнего поста. Система предназначалась для уменьшения амплитуд бортовой качки корабля на переднем ходу от 5 до 22 узлов для эффективного использования вертолётов и оружия в штормовых условиях.
Система противоатомной и химической защиты, обеспечивала полную герметизацию помещений при ведении боя в течение трёх часов, используя системы фильтровентиляции и орошения надстроек и палуб.
Якорное устройство, обеспечивало ускоренную съёмку с якоря без выхода личного состава на верхнюю палубу и включало два становых якоря Холла, которые по походному крепились стопорами в утопленных в корпус клюзах для снижения брызгообразования на больших ходах корабля. На баке устанавливались два якорно-швартовных шпиля с электроприводом для спуска и подъёма обоих становых якорей и выполнения швартовных операций.
Спасательные средства крейсера состояли из командирского катера проекта 1390 «Стриж» (длиной 7,8 м и мощностью бензинового мотора 55 л.с), моторного спасательного катера проекта 1394А (длиной 11 м и мощностью 60 л. с.), двух рабочих катеров проекта 1391 (длиной 8,5 м и мощностью дизеля 40 л. с.), 2 шестивёсельных ялов, 48 надувных 6-местных спасательных плотов (ПСН-6) и спасательных кругов. Катера размещались побортно на верхней палубе у второго ЗРК «Шторм» и в кормовой части средней палубы корабля.
Крейсера на рубеже XIX—XX веков[править | править код]
К концу XIX века сложилось деление на броненосные и бронепалубные крейсера. Бронепалубные крейсера были менее защищёнными, по сравнению с броненосными, бронёй у них защищалась только палуба, а не борта. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали «угольные ямы», составляющие часть корпуса, слой угля толщиной 2 фута являлся примерным эквивалентом 1 дюйма стальной брони.
В конце XIX века технические новации внедрялись так быстро, что новые крейсера вполне могли превосходить линейные корабли предыдущего поколения, построенные всего несколько лет назад. Так, например, американский «Великий Белый Флот» устарел спустя всего несколько лет после своего создания.
Эпоха парусов[править | править код]
Термин «крейсер» впервые стал широко использоваться в XVII столетии.
Тогда под «крейсером» подразумевали независимо действующий корабль. Название «крейсер» подразумевало скорее предназначение корабля, чем его класс. Крейсерами обычно были некрупные мореходные, но относительно быстрые суда. В XVII веке линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное плавание, например, к другим континентам, и они были слишком стратегически важными, чтобы рисковать ими в патрульных миссиях. Поэтому для крейсерских целей (разведки, передачи донесений, прерывания вражеских морских коммуникаций, охоты на торговые суда и одиночных действий в отрыве от основных сил и на удаленных театрах военных действий) использовались меньшие пор размерениям корабли.
В течение XVIII столетия основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, становятся фрегаты — относительно небольшие быстрые и маневренные корабли, оснащенные для дальних походов, со сравнительно слабым вооружением, размещенным на только одной орудийной палубе. Кроме фрегатов в качестве крейсеров использовались шлюпы, а также ряд других типов судов.
Первые паровые крейсера[править | править код]
В 1860—1870-х гг появился новый тип кораблей — быстроходные парусно-винтовые рейдеры. Наиболее известным кораблем того времени является корабль флота конфедератов «Алабама», построенный в Англии винтовой военный шлюп. С 1862 по 1864 им было захвачено более 60 судов, потоплен корабль флота США «Гаттерас» (канонерская лодка). 11 июня 1864 года в ходе битвы у французского порта Шербур «Алабама» была потоплена кораблем флота США «Кирсардж».
Тогда же появились первые броненосцы — корабли, защищенные железной бронёй.
Из-за того, что у первых броненосцев была одна орудийная палуба, их классифицировали как броненосные фрегаты, не смотря на то, что они были тактически сильнее деревянных линейных кораблей. К 1870-м гг быстрое развитие судостроения позволило создавать быстроходные броненосные суда, предназначенные для самостоятельного рейдерского плавания и патрулирования. Эти суда переняли у предшественников название — их стали называть броненосными крейсерами, а их ещё более бронированные собратья переняли у деревянных предшественников название «линейный корабль». До 1890-х гг броненосные крейсера обычно обладали помимо парового двигателя ещё и парусами, что позволяло им действовать вдали от своих угольных станций.
В России первыми крейсерами этого типа стали построенные в Архангельске винтовые клипера «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник» (1855—1857) и броненосный крейсер «Генерал-адмирал» (1873).